Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия в созависимой семье'

Особенности взаимодействия в созависимой семье Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1326
257
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Загородникова Е. В.

В современном мире созависимые отношения встречаются все чаще и чаще. «… Похоже, что созависимость может существовать независимо от алкоголизма и отражает глобальную тенденцию фокусироваться на внешнем окружении ценой утраты контакта с внутренними процессами» [1].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия в созависимой семье»

Таким образом, духовность имеет уникальный потенциал в формировании личности, способной вопреки неблагоприятным социально-экономическим обстоятельствам, сеять «разумное, доброе, вечное», придавать профессиональной деятельности гуманистическую направленность, наполнять управление яркими эмоциональными переживаниями и творческим поиском.

Список литературы:

1. Абульханова-Славская К.А. Социальное мышление личности, проблемы и стратегии исследования // Психологический журнал. - 1994. - № 4. -С. 39-55.

2. Ильичева И.М. Духовность как психологическая проблема: теоретические и эмпирические аспекты исследования. - М.: Прометей М1II У 2002. -195 с.

3. Ильичева И.М. Введение в психологию духовности: учеб. пособие. -М.: Московский психолого-социальный институт, 2006. - 349 с

4. Кутырев В.А. Духовность, экономизм и «после»: драма взаимодействия // Вопросы философии. - 2001. - № 8. - С. 57.

5. Ответственное лидерство / Т. Маак, Н. Плес; пер. с англ. - М.: Аль-пина Бизнес Букс, 2008. - 321 с.

6. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности: учеб. пособие для вузов. - М.: Школа-Пресс, 2005. - 384 с.

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В СОЗАВИСИМОЙ СЕМЬЕ

© Загородникова Е.В.*

Южный федеральный университет, г. Ростов-на-Дону

В современном мире созависимые отношения встречаются все чаще и чаще. «... Похоже, что созависимость может существовать независимо от алкоголизма и отражает глобальную тенденцию фокусироваться на внешнем окружении ценой утраты контакта с внутренними процессами» [1].

Все члены семей людей, страдающих разнообразными зависимостями, находятся в условиях практически постоянного стресса, к которому необходимо приспособиться, т.е. выработать навыки, помогающие адаптироваться к подобной ситуации, в итоге чего человек просто разучается жить без стресса. Претерпевает изменения весь характер его отношений не только с членами семьи, но и с окружающим миром в целом.

* Соискатель.

Рассмотрим пример - муж является зависимым от алкоголя, жена в этом случае будет созависимой. В начале жена берет на себя роль «виновницы» («это я виновата, что он так себя ведет»), усиливает контроль за своими словами, эмоциями, поведением в целом. Однако через некоторое время она понимает, что, не смотря на все ее попытки измениться, муж продолжает злоупотреблять алкоголем. Тогда женщина меняет свою позицию, она становится «спасительницей», т.е. усиливает контроль над мужем. Жизнь ее превращается в реактивное состояние, напрямую зависящее от поступков мужа, теряется интерес ко всему, кроме проблем мужа. Происходит активизация всех психологических защит, проблема минимизируется, рационализируется и даже отрицается. Чувство ответственности за поведение мужа еще больше усиливается. Подобные изменения в поведении и мироощущении не проходят даром, у женщины из-за постоянного стресса и не разрешающейся ситуации возникают разнообразные психосоматические нарушения, заболевания (язвенная болезнь желудка, мигрень, депрессия, ВСД), часто они становятся трудоголиками («чтобы забыться»). В то же время роль «спасительницы» имеет свои плюсы: повышается самооценка, женщина превращается в авторитарного лидера, на котором держится вся семья.

В дальнейшем, ситуация развивается следующим образом. Все усилия спасительницы ничем хорошим не заканчиваются, ее никто не благодарит, и она превращается в «преследовательницу»: усиливает чувство вины, обличает, получая таким образом удовлетворение - своеобразная месть. Ситуация так и не меняется, женщина начинает ощущать себя жертвой (плохого обращения, обстоятельств, людей и пр.), но будучи созависимой, она этого не осознает, попадая в ловушку созависимости, в которой идет постоянное движение по кругу «спасительница» - «преследовательница» - «жертва» - «спасительница» - «преследовательница» - ... Такой тип отношений в семье Э. Берн назвал «Драматический треугольник». В таких взаимоотношениях фактически борьба идет не за поиск путей выхода из трудной ситуации, а за признание того, кто прав, кто виноват [1].

Главное в созависимости - эмоциональная несвобода, которая прогрессирует со временем. То, что начиналось как озабоченность, может в дальнейшем привести к изоляции, депрессии, эмоциональным срывам, мыслям о самоубийстве и пр. Поведение созависимых разрушительно, оно входит в привычку, которая не дает возможности обрести гармонию с самым важным человеком - с собой.

Созависимые семьи отличаются тем, что обращаются за помощью к окружающим, предъявляя обвинения друг другу или в адрес каких-то внешних обстоятельств. Они ищут причину неудовлетворяющего их состояния вовне своей системы, о которой говорят «МЫ». Исходя из терапевтической практики помощи семьям с созависимыми отношениями, В. Сатир выделила главную особенность лиц, склонных к построению слитных отношений.

В любой ситуации, обстановке, в каждом контексте, хотя и своеобразно, но присутствует только МЫ, и нет ни Я, ни Другого. В речи постоянно присутствуют выражения: «У нас.», «Мы имеем, можем...», «Мы такие...» [5].

У членов созависимой семьи имеются трудности в выражении эмоций, формулировании этих трудностей и достижении душевной близости. Основными переживаемыми чувствами, хотя и не всегда выражаемыми, являются гнев, стыд, вина и подавленность. Результат этого - плохие навыки коммуникации, семейные конфликты, «перекручивание» ролей (например, когда дети играют роль родителей, заботясь о семейной жизни, а родители выступают в роли детей, то есть являются объектом заботы со стороны детей). Наблюдается низкий уровень семейной компетентности и семейной сплоченности, отсутствие психологической автономии.

Члены семьи разобщены, не вникают в интересы и дела друг друга либо их отношения запутаны, основаны на нездоровых правилах. В семье существует негласный запрет говорить о своих проблемах или проблемах семьи в семье и вне ее; отсутствие открытости, часто из-за ощущения, что сообщения о твоих удачах / неудачах никому не нужны; фразы с двойным смыслом, где слова говорят одно, а скрытые эмоции и интонации - другое; общение «треугольником» - через посредника: «скажи своей маме.». Отсутствие заботы или чрезмерная опека; редкие ободрения, частые оскорбления: вербальные, физические, психологические, сексуальные. Время вместе проводится редко или по обязательству (приезд родственников, похороны, свадьбы и т.д.); часто заканчивается скандалом или ссорой; трудоголизм и отсутствие мероприятий для радости.

В случае, если в семье у кого либо присутствует аддикция, родители, супруги идентифицированного пациента напряженно стараются понять больного, справиться с проблемой собственными силами, изменить или контролировать больного и его аддиктивное поведение. Концентрация на проблемах больного достигает степени компульсивности, поскольку они ни о чем другом думать не могут. Это ярче выражено у матерей, чем у отцов больных с зависимостью. Родители отодвигают на задний план свои интересы, чувства и потребности. Они продолжают опекать больного, предпринимать бесполезные действия по его «спасению» и не в состоянии ни уменьшить, ни прекратить такое поведение. При этом они не могут удовлетворять должным образом свои важные потребности - отдыхать, концентрироваться на своих интересах, посещать врача в случае необходимости.

Значимые близкие больного могут ненамеренно и весьма незаметно для себя поощрять аддиктивное поведение своих партнеров, несмотря на «благие намерения». Тем самым созависимость предполагает выполнение роли пособника. Типичное поведение пособника включает: игнорирование проблемы, попытки скрыть, спрятать, покрыть проблему, защиту больного зависимостью от последствий, взятие на себя ответственности за алкогольное

поведение больного - освобождение из вытрезвителя или тюрьмы, оплата адвоката или кредиторов, звонки начальнику на работу с ложными объяснениями прогулов и т.п., угрозы и критику в адрес больного, покупку алкоголя или других психоактивных веществ для него, совместное с больным употребление алкоголя либо другое саморазрушающее поведение.

Le-Poire B. и соавт. отмечают, что неэффективные попытки созависимой супруги контролировать отклоняющееся поведение зависимого мужа фактически подкрепляют и поддерживают такое поведение. Другие авторы полагают, что рассмотрение супруги больного в рамках созависимости подобно обвинению жертвы.

В поведении созависимых отмечали ряд парадоксов [5]. Первый парадокс: созависимые думают, будто они могут контролировать как свое поведение, так и поведение близкого человека, страдающего зависимостью, чаще всего химической. Фактически, это химически зависимые держат под контролем поведение созависимого.

Второй парадокс: созависимые подчиняют свои потребности нуждам зависимых и занимают положение жертвы. Фактически созависимые занимают доминирующее положение и подчиняют себе зависимого человека, так что созависимый выступает не столько жертвой, сколько диктатором, обидчиком, преследователем.

Третий парадокс: созависимые желают прервать употребление психоактивных веществ, но используют награду (например, забота о больном во время кризиса) либо наказание (негодование по поводу его поведения). Оба средства (награда / наказание) служат лишь поддержанию привычного поведения больного с зависимостью.

Описано несколько стилей совладания (coping) со стрессом жены, связанным со злоупотреблением психоактивными веществами мужем. Это широкий спектр поведенческих реакций - от тотального отвержения (rejection) мужа до выпутывания себя, отъединения (disengagement) и чувства одиночества. У жен отмечали поведение, которое защищает и заслоняет больного, не позволяя ему встретиться с естественными последствиями своего поведения, связанного с употреблением психоактивных веществ.

Предложим модель стресс-копинг-здоровье (stress-coping-health model). В соответствии с этой моделью предполагают, что проблемы, связанные с употреблением психоактивных веществ, являются стрессогенными для родственников, ведущими к появлению напряжения, часто в форме физических и / или психических нарушений здоровья. Стресс побуждает членов семьи развивать копинг-стратегию, которая бы смягчила напряжение у родственников. Структура копинг-стратегии, по мнению изучавших ее авторов, может быть описана тремя факторами: вовлеченность (поглощенность) (engaged), бездействующая толерантность (tolerant-inactive), отстраненность (with-draval).

Вовлеченность. Супруга считает и высказывает это в семье, что употребление алкоголя или наркотиков огорчает ее, портит настроение. Она пытается ограничить употребление и выдвигает определенные требования. Заявляет, что не будет принимать объяснений по поводу употребления психоактивных веществ, умоляет прекратить его, говорит мужу, что следует сделать, сообщает о своих ожиданиях в отношении потребления психоактивных веществ.

Бездействующая толерантность. Супруга извиняется за зависимого, покрывает его потребление или соглашается с тем, что она виновата. Не может принимать решения, слишком напугана, чтобы что-то делать. Пытается дом содержать так, чтобы все выглядело нормальным, или притворяется, что все хорошо. Думает о разводе, но ничего не делает в этом отношении. Высказывает угрозы, которые фактически и не думала приводить в исполнение.

Отстраненность. Когда супруг пьян или находится под действием наркотиков, оставляет его, занимается своими собственными делами и ведет себя так, как будто супруга здесь нет. Ставит себя на первое место, заботится о себе. Избегает супруга насколько это возможно. Ставит интересы других членов семьи выше интересов больного. Не отказывается от своих интересов или находит новые интересы.

По частоте этих стилей на первом месте оказалась вовлеченность, остальные два стиля представлены среди супругов с равной частотой, причем различия между группами с разной социокультурной ориентацией (коллективистская либо индивидуалистская) минимальны. Основной вывод авторов: все три стиля не являются здоровыми и приводят к выраженным проявлениям созависимости у супругов. Каждый стиль нуждается в коррекции.

Таким образом, несмотря на некоторые разногласия в трактовке созави-симого поведения родственников больного, все авторы сходятся на том, что семья страдает предсказуемым образом, что модель страдания сходна в различных культурах и что без терапевтического вмешательства поведение членов семьи поддерживает аддиктивное поведение больного и разрушает здоровье и жизнь созависимого родственника.

Когда говорят о низкой эффективности лечения больного с зависимостью, то сетуют на фактор, снижающий эту эффективность - «больной вернулся в ту же среду». Действительно, среда может способствовать рецидиву. Важно, среди прочих, и то обстоятельство, что больной вернулся после лечения в ту же внутрисемейную среду.

Если многочисленные исследования неизменно подтверждают закономерную вовлеченность семьи в патологический процесс аддикции, то и лечение должно фокусироваться не на одном больном, но и включать его семью. Более того, и профилактика зависимости может быть более успешной с вовлечением семьи. Зависимость - семейная болезнь, поэтому лечение и профилактика тоже должны быть семейными.

Психологическая помощь созависимым дает огромный выигрыш им самим в виде оздоровления и личностного роста, а также их родственникам, страдающим зависимостью, и подрастающим в семье детям. Для детей это существенный элемент профилактики развития созависимого поведения и зависимости как таковой. Следует напомнить, что дети больных зависимостью составляют группу высокого риска развития зависимости как от психоактивных веществ, так и нехимических ее форм - трудоголизма, игрома-нии, фанатической приверженности к какой-либо деятельности, пищевой зависимости, любовной зависимости.

Ряд исследований показали, что вовлечение семьи в терапию ускоряет и улучшает процесс выздоровления больного с зависимостью, снижает уровень стресса у родственников, повышает уровень сплоченности семьи. Каждый человек непрерывно развивается, растет, совершенствуется. Важно направить этот рост на такие изменения личности, чтобы уже к имеющимся у нее качествам добавились еще и те, которые составят в совокупности целостную личность. Для этого должен использоваться ресурс личности, своеобразный для каждого типа. В случае терапии созависимых отношений главная тема - создание личностных границ участников. А начинается все с вопроса ответственности за собственные (а не другого человека) действия, чувства, ожидания.

Список литературы:

1. Берн Э. Групповая психотерапия. - М., 2000.

2. Москаленко В. Зависимость: Семейная болезнь - М., 2009.

3. Манухина Н. Созависимость глазами системного терапевта. - М., «Класс», 2009.

4. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1992.

5. Сатир В. Психотерапия семьи. - СПб., 1999.

6. Сатир В. Вы и ваша семья: руководство по личностному росту. - М., 2000.

ПРОБЛЕМА ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ РЕФЛЕКСИИ СТУДЕНТОВ - БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ

© Казанникова Е.В.*

Херсонский государственный университет, Украина, г. Херсон

В статье анализируется процесс формирования рефлексии у студентов, рассматривается необходимость развития профессиональной рефлексии, как необходимого качества профессиональной деятельности педагогов высшей школы.

* Доцент кафедры Дошкольного образования, кандидат психологических наук.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.