Научная статья на тему 'Проблема созависимости и подходы к ее решению'

Проблема созависимости и подходы к ее решению Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
7245
885
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АЛКОГОЛИЗМ / СОЗАВИСИМОСТЬ / ALCOHOLISM / CODEPENDENCY
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема созависимости и подходы к ее решению»

УДК 616

Петрова Н.Н.

30

ПРОБЛЕМА СОЗАВИСИМОСТИ И ПОДХОДЫ К ЕЕ РЕШЕНИЮ30

Кафедра "Физической культуры и адаптации " Института физической

культуры, спорта и туризма Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого; Санкт-Петербургский государственный университет, кафедра психиатрии и наркологии; Санкт-Петербург, Россия,

petrova_nn@mail.ru

Изучение психического здоровья семейного окружения больных алкоголизмом, разработка эффективных медико-психологических программ для ближайшего окружения пациентов, которые находятся в сложных, кризисных условиях, является важной сферой деятельности психиатрической и наркологической служб [4, 5]. Есть мнение, что обществу необходимо осознать и принять концепцию алкоголизма как семейной болезни, что позволит постепенно, на основе изменения общественного мнения, преодолевать проблемы, связанные созлоупотреблением алкоголя [16]. Алкоголизм приобрел характер "семейной болезни", что создает необходимость вовлечения всей семьи в лечебный процесс на основе объединения опыта и усилий самых различных служб, имеющих отношение к медицинской и социальной помощи.

Установлено, что включение семьи больного алкоголизмом в психотерапевтический процесс значительно повышает ее эффективность [12, 31]. Согласно одной из наиболее распространенных в зарубежной наркологии концепции психогенеза алкоголизма, алкоголизм понимается не как патология индивидуума, а как результат дополняющего взаимодействия между членами семьи или как часть их структур взаимодействия, которые сохраняют семейный гомеостаз [6, 17]. Семейный фактор, в частности, характер взаимоотношений в супружеской семье, оказывает большое влияние на формирование и поддержание патологического влечения к алкоголю [2, 3].

Среди особенностей супружеских семей больных алкоголизмом выявляются повышение уровня тревоги, конфликтность, изменения сексуального поведения, нарушение ролевых функций, социальная изоляция [1]. Семья, где есть

30

Petrova N. The problem of codependency and approaches to its solution.

лица с зависимостью от психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков) и соза-висимые родственники, является дисфункциональной [19]. Втакой семье отрицается наличие проблемы, связанной с зависимостью, скрывается от окружающих главный "секрет семьи"; отсутствуют доверие, открытость, взаимопонимание; гибкость в мышлении и поведении, жестко фиксированы семейные правила и роли; границы личности либо смешаны, либо наглухо разделены невидимой стеной; не учитываются и не удовлетворяются потребности ее членов. Члены такой семьи не могут полноценно развиваться, отсутствуют условия для гармоничного воспитания психически и физически здоровых детей. Изменение внутрисемейных отношений, обусловленное алкоголизмом, вовлечение в "алкогольные" проблемы детей и подростков являются важнейшими социальными последствиями алкоголизма. Дети больных алкоголизмом, как и другими формами химической зависимости, представляют собой группу "множественного риска". Они берут на себя роли выживания: герой семьи, козел отпущения, потерянный ребенок, талисман [24]. Отмечены депрессии среди взрослых дочерей, отклоняющееся поведение мальчиков-подростков. 65-80% сыновей и 1520% дочерей больных алкоголизмом отцов по достижении зрелого возраста сами имеют проблемы аддикции [9, 18].

Большинства членов семей больных алкоголизмом, совместно проживающих с больным не менее 2 лет, обнаруживают "созависимость". Этим термином обозначают состояние близких (матери, жены, сестры, детей и др.) человека, зависимого от психоактивных веществ.Единой, всеобъемлющей дефиниции со-зависимости не существует. Вопрос, является ли созависимость психологическим или психопатологическим феноменом, остается открытым. Одни авторы расценивают созависимость как нарушение личности, другие считают ее своеобразным развитиемличности или болезнью, течение и исход которой предсказуемы [20-22]. Все авторы подчеркивают важную роль длительно действующего стресса (алкоголизма у члена семьи) в развитии этого состояния. Созависи-мость определяют как эмоциональное, психологическое и поведенческое состояние, развившееся в результате длительной подверженности стрессу и использования подавляющих правил — правил, которые не позволяют открыто выражать свои чувства, а также прямо обсуждать личные и межличностные проблемы. Созависимостьприводит к нарушению адаптации.

Женщины чаще вовлекаются в потенциально патогенные и дисфункциональные отношения по контролю зависимого поведения. Как больной стано-

вится все более зависимым от алкоголя, так его жена или мать все настойчивее осуществляет функции контроля, управления и спасения [7, 8].

Созависимые члены семьи склонны обманываться в степени злоупотребления больного спиртными напитками и верить, что они могут сами решить свои проблемы и проблемы пьющего родственника исключительно путем волевых усилий. В результате семья становится все более изолированной, и функционирование ее членов все более нарушается. Действие психологических механизмов защиты по типу отрицания обусловливают потворствующее поведение по отношению к больному [30]. Жена потворствует злоупотреблению алкоголем мужа, приспосабливая к этому свой образ жизни, например, отказывается от посещения мест, где есть свободный доступ к спиртному, заботится о внешнем виде мужа после алкогольных эксцессов, его самочувствии и настроении, поддерживает его, когда он чувствует себя виноватым.

Созависимость можно расценивать как закрепившуюся реакцию на стресс, которая с течением времени становится образом жизни. Даже когда источник стресса прекращает свое влияние, созависимый человек продолжает действовать так, как если бы ситуация продолжала существовать. Так, отмечено появление или усиление у некоторых супруг больных алкоголизмом в период ремиссии невротических симптомов. У созависимой жены "синдром отмены" может наблюдаться и после развода, она возвращается к прежнему мужу или выходит замуж за другого больного алкоголизмом.

Созависимые люди испытывают постоянную потребность в одобрении окружающих, поддерживают унижающие достоинство отношения и чувствуют себя бессильными что-либо изменить, не осознают своих истинных желаний и потребностей и не способны испытывать чувство настоящей близости и любви. Им свойственны повышенная тревожность, низкая самооценка, принятие на себя полной ответственности за удовлетворение потребностей других членов семьи, стремление контролировать жизнь других, отрицание своих проблем. Поведение созависимых лиц отличает компульсивность. Созависимые не сосредоточивают внимание на своих внутренних ощущениях и саморазвитии, для них типично возникновение психосоматических заболеваний, невротические депрессий, злоупотребление психоактивными веществами [29].

Созависимость устанавливается, если[14]:

I. Индивид длительное время в прошлом подвергался или все еще подвергается в настоящее время воздействию высокострессовой семейной ситуации

(зависимость члена семьи от алкоголя, наркотиков; могут быть и другие стрессы).

II. Индивид сообщает о наличии, либо у него наблюдается не менее пяти из следующих восьми признаков:

1. Страх (постоянная занятость проблемами других; непроходящая тревога, неприятные предчувствия; избегание риска во взаимоотношениях, недоверие к людям; контролирующее поведение; сверхответственность; попытки манипулировать поведением других, в особенности «питейным» поведением).

2. Стыд/вина (непреходящее чувство стыда как за свое поведение, так и за поведение других; чувство вины за проблемы других; изоляция, чтобы скрыть «позор семьи»; ненависть к себе; фасад превосходства и вызывающей грубости для прикрытия сниженной самооценки).

3. Затянувшееся отчаяние (отчаяние и безнадежность в отношении изменения ситуации; пессимистический взгляд на мир; низкая самооценка и чувство поражения в жизни, что не соответствует реальным достижениям).

4. Гнев (постоянное чувство гнева на больного, на семью и себя; страх потерять контроль в гневе; гнев, распространяющийся на все на свете; пассивно -агрессивное поведение, в особенности в отношении больного алкоголизмом).

5. Отрицание (упорное отрицание источника семейных бед; упорная минимизация тяжести проблем; оправдание, защита пьющего от негативных последствий).

6. Ригидность (когнитивная ригидность; поведенческая ригидность, включая ролевую негибкость; ригидность морально-духовных принципов; эмоциональная ригидность — доминирование единственного аффекта в виде вины, жалости к себе, гнева).

7. Нарушение идентификации собственных потребностей (утрата способности заявлять о своих нуждах и заботиться об их удовлетворении; трудности в определении границ своего духовного Я; личная зависимость — необходимые другие для подтверждения самоценности, страх быть брошенной, беспокойство о том, что подумают другие).

8. Смещение понятий (сомнения в том, что же является нормальным; сомнения в том, что же является реальным; тенденция неверно распознавать и обозначать чувства; легковерие, доверчивость; нерешительность, амбивалентность).

Созависимость - зеркальное отражение зависимости. При созависимости

наблюдаются аналогичные симптомы: подчиненность сознания предмету пристрастия, утрата контроля своего поведения и отрицание - непризнание факта собственной проблемы. Жена больного алкоголизмом имеет определенные психопатологические черты еще до замужества с выраженным стремлением к зависимости. Муж служит объектом, на который жена может бессознательно проецировать собственную неполноценность [27].

Изменения в поведении жены вследствие алкоголизации супруга достаточно полно изучены. E.P. Nace (1982) выделяет две основные формы реакции жен на злоупотребление алкоголем их мужей - агрессивно-конфликтную и уход-отказ от борьбы. Автор развивает положение о том, что эти формы могут чередоваться либо дополняться другими, образуя при этом разнообразную картину семейных отношений.

Э.Е. Бехтель (1991) выделяет пять стадий динамической смены позиций супруги больного с алкогольной зависимостью [1]:

1. Расширение диапазона приемлемых форм поведения (смещение представления о норме);

2. Инкапсуляция проблемы и борьба с пьянством мужа в одиночку;

3. Расширение круга лиц, участвующих в санкциях, апелляция к ближайшему окружению и общественности;

4. Формирование представления о болезни супруга, изменение целей борьбы, попытка привлечь его к лечению.

5. Признание поражения, отказ от борьбы, распад семьи.

Наличие созависимости можно подтвердить с помощью психологических методик (опросник созависимости, опросник отношения к семейным проблемам И.Я. Стояновой, методика «незаконченные предложения»; проективные методики, например, «рисунок семьи», ТАТ и др.).

Помощь созависимым членам семей больных алкоголизмом состоит в обеспечении их необходимой информацией об алкоголизме и созависимости, поддержке и понимании их проблем, личностно-ориентированной психотерапии, предоставлении им возможности участия в поддерживающих семейных психотерапевтических группа, осознании иизбавлении отпотворствующего поведения [10, 11].

Работа с созависимыми включает ряд компонентов [23, 25, 26].

1. Осознание факта созависимости, преодоление мощных механизмов психологической защиты, главным образом отрицания, вытеснения, рационализа-

ции. Именно отрицание родственниками своей созависимости мешает им мотивировать себя на преодоление своих собственных психологических проблем и тем самым затягивает и усугубляется химическую зависимость у близкого им человека, позволяет прогрессировать их созависимости и держит всю семью в дисфункциональном состоянии.

2. Коррекция непреодолимого желания созависимых родственников жестко контролировать жизнь других членов семьи и спасать своего химически зависимого родственника.

3. Осознание, вербализация и психотерапевтическая работа с чувствами, которые испытывают родственники больных химическими зависимостями (страх, тревога, стыд, вина, обида, злость, гнев, отчаяние и др.).

4. Коррекция низкой самооценки созависимых членов семьи.

5. Медицинская реабилитация.

Для преодоления созависимости применяется программа, включающая в себялекции по вопросам зависимости и созависимости; индивидуальную и групповую терапию; семейную психотерапию;анонимные группы само- и взаимопомощи, в которые добровольно объединяются родственники лиц с зависимостью от психоактивных веществ [15, 28].

Литература

1. Бехтель Э. Е. Донозологические формы злоупотребления алкоголем.— М., 1986.

2. Братусь Б. С. Психологический анализ изменений личности при алкоголизме.— М., 1974.

3. Завьялов В. Ю. Необъявленная психотерапия. — М.: Академический проект, 1999.

4. Казаковцев Б.А., Карвасарский Б.Д., Назыров Р.К., Чехлатый Е.И. Психотерапия зависимости: состояние и направление развития // Наркология.- № 11.2003. - С.22-26.

5. Меньшикова Е. С., Ерофеева В. Г. Методика системной интервенции (как помочь тому, кто не хочет, чтобы ему помогали) // Вопросы наркологии.- 1989-. №2.

6. Сурнов К. Г. II Личность в системе общественных отношений: Социально-психологические проблемы.—М., 1983.—Ч. 2.—С. 329—332.

7. Москаленко В. Д. Замуж за пьющего?! Нет! // Семья и школа. -1990. -№3.- С. 7—9.

8. Москаленко В.Д. Жены больных алкоголизмом//Вопросы психологии. -1991.

9. Москаленко В.Д. Биологические, индивидуальные, семейные и внесемей-ные факторы риска и защиты от злоупотребления психоактивными веществами у подростков//Межд. Мед. Журн.-№1.-2003.

10. Психологические исследования и психотерапия в наркологии/Сб. науч. тр.- Ленинград, 1989.

11. Руководство по наркологии/Под ред. Н.Н.Иванца.- М., 2002.

12. Селезнёв А. Г., Бабюк И. А., Селезнёва Г. А., Горбунова Н. В. Лечение алкоголизма без ведома больного с учётом культуральных особенностей семейной терапии в странах СНГ // Медицинские исследования. — 2001. — Т. 1, вып. 1. — С. 129-130.

13. Сурнов К.Г.Личность в системе общественных отношений: Социально-психологические проблемы.Ч. 2.—М., 1983.-С. 329—332.

14. Уайнхолд Б., Уайнхолд Дж. Освобождение от созависимости / Перевод с английского А.Г. Чеславской — М.: Независимая фирма "Класс", 2002. — 224 с.

15. Фримен Д. Техники семейной терапии. — СПб: Питер, 2001.

16. Шеляг Т. В. Социальная работа с семьей. Настольная книга специалиста. -Институт социальной работы Ассоциации работников социальных служб. Москва - Тула, 1996.

17. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. — СПб: «Питер», 2000.

18. BrownS. Treatingadultchildrenofalcoholics: Adevelopmentalperspective.-N. Y.: WileyandSons, 1988.

19. EreksonM. ^Perkins S. E. System dynamics in alcoholic families // Alcohol. Treat. Quart. -1989.- V.6,N l.- P. 59—74.

20. Gierymski Т., Williams Т. Codependency // J. Psychoactive Drugs. -1986. -V.18, N l.- P. 7—13.

21. Gomberg E. S. Z. On terms used and abused: The concept of "Codependency" // Drugs and Soc.- 1989.- V.3, N 3—4. -P. 113—132.

22. Mendenhall W. Co-dependency definitions and dynamics // Alcohol. Treat. Quart. -1989.- V.6, N l.- P. 3—17.

23. Mendenhall W. Co-dependency treatment // Alcohol. Treat. Quart.- 1989.- V.6, N l.- P. 75—86.

24. Perkins S. E. Altering rigid family role behaviors in families with adolescents // Alcohol. Treat. Quart.- 1989.- V.6, N l.- P. 111—120.

25. Potter-Efron R. Т., Potter-Efron P. S. Assessment of co-dependency with individuals from alcoholic and chemically dependent families // Alcohol. Treat. Quart. -1989.- V.6, N l.- P. 37—57.

26. Potter-Efron R. Т., Potter-Efron P. S. Outpatient co-dependency treatment // Alcohol. Treat. Quart.- 1989. -V.6, N l.- P. 151—167.

27. Rothberg N. M. The alcoholic spouse and the dynamics of co-dependency // Alcohol. Treat. Quart. -1986.- V.3, N l.- P. 73—86.

28. Shields P. The recovering couples group: A viable treatment alternative // Alcohol. Treat. Quart.- 1989. -V.6, N l. -P. 135—149.

29. Whitfield Ch. Z. Co-dependence: Our most common addiction — some physical, mental, emotional and spiritual perspectives // Alcohol. Treat. Quart.- 1989.- V.6, N l.- P. 19—36.

30. Zelvin E. Dependence and denial in co-alcoholic woman // Alcohol. Treat. Quart. -1988.- V.5, N 3-4. -P. 97—115.

31. Ziter M. Z. P. Treating alcoholic families: The resolution of boundary ambiguity // Alcohol. Treat. Quart.- 1989.-V.5,N 3-4.-P. 221—233.

Ключевые слова: алкоголизм, созависимость. Keywords: alcoholism, codependency.

УДК 616.127-005.8

Плоткин В.Я., Бобровская З.Д., Гамзаева М.Е.

ЭНТЕРОВИРУСЫ ГРУППЫ В, КАРДИОГЕННЫЙ ШОК И РАЗРЫВ МИОКАРДА У ПОЖИЛЫХ ПАЦИЕНТОВ НА ФОНЕ ЭНТЕРОВИРУСНОЙ ИНФЕКЦИИ.

МЕХАНИЗМ ДЕЙСТВИЯ31

Санкт-Петербургский государственный университет. Медицинский факультет. Санкт-Петербург. plotkin38@gmail.com

Цель работы определить роль и возможный механизм воздействия энтерови-русов (ЭВ) группы В у пожилых пациентов инфарктом миокарда (ИМ), ослож-

31

Plotkin V.Y., Bobrovskaya S.D., Gamsaeva M.E. Enterovirus B cardiogenic shock and myocardial rupture in elderly patients with enterovirus infection. Mechanismsofactions.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.