ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ С УЧАСТНИКАМИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ
Е.Ю. Крайдуба, студент
Научный руководитель: Е.В. Алексеева, канд. экон. наук, доцент Калужский государственный университет им. К.Э. Циолковского (Россия, г. Калуга)
001:10.24412/2411-0450-2021-3-1-246-249
Аннотация. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) в современных условиях в России послужила базовой для обеспечения стабильности и развития экономики за счет экспортных поставок российской продукции на внешний рынок. В статье рассмотрены меры тарифного и не тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в Россия. Применяемые меры направлены на продвижение целей и задач внешнеэкономической деятельности, а также на обеспечение безопасности страны и защиту национальных интересов. Методы таможенно-тарифного регулирования соответствуют характеру рыночных отношений и поэтому играют важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности в современных условиях.
Ключевые слова: внешнеэкономическая деятельность, экономика, экспорт, импорт, продукции, внешний рынок, таможенные органы, бизнес-структуры.
Современный этап развития экономики России характеризуется большей интеграцией в мировое сообщество новых форм и видов внешнеэкономической деятельности, расширением международных связей и деловых отношений с зарубежными партнерами. С учетом этого возрастает роль и значение внешнеэкономической деятельности, целью которой является не только получение прибыли для участников ВЭД, но и решение социально-экономических проблем государства. В связи с этим для получения экономического эффекта необходимо тесное взаимодействие с таможенными органами. Мировой опыт показывает, что взаимодействие таможенных органов с участниками ВЭД является важным фактором эффективного выполнения задач, стоящих перед таможенной службой по ускорению товарооборота, пополнению бюджета и обеспечению национальной безопасности страны [4].
Основными принципами взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД являются: принцип единства таможенной системы; принцип профессионализма и компетентности; принцип совершенствования таможенного контроля; использование информационных технологий, внедрение прогрессивных методов;
принцип глобальной оптимизации; принцип TQM.
Взаимодействие таможенных органов и участников ВЭД происходит на нескольких уровнях: ФТС России, ГТУ, таможня и таможенные посты. Многоуровневая система взаимодействия таможенных органов и участников внешнеторговой деятельности во многом определяется особенностями законодательства в области таможенного регулирования, таможенного контроля, оказания государственных услуг в сфере таможенного дела и др.
Законодательство основывается на Конституции Российской Федерации и реализуется в соответствии с Федеральным законом «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности», другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также в целом. признанные принципы и нормы международного права и международных договоров Российской Федерации.
Конституция Российской Федерации определяет таможенное регулирование, устанавливая порядок и правила, в соответствии с которыми осуществляется перемещение товаров и транспортных средств через таможенную границу стра-
ны. В свою очередь, таможенное регулирование внешней торговли в Российской Федерации также регулируется указами Президента Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями и распоряжениями Российской Федерации в области таможенного дела. Также федеральные органы исполнительной власти вправе принимать нормативные правовые акты по вопросам таможенного регулирования.
Основными нормативными актами взаимодействия таможенных органов и участников ВЭД являются:
Во-первых, Договор о Евразийском экономическом союзе. Согласно разделу VIII «Таможенное регулирование» и статье 32 «таможенное регулирование осуществляется в соответствии с Таможенным кодексом Евразийского экономического союза и международными договорами, и актами, регулирующими таможенные правоотношения, составляющие право Союза, а также в соответствии с положениями Договора» [1].
Во-вторых, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеэкономической деятельности» устанавливает основы государственного регулирования внешнеэкономической деятельности на основе таможенно-тарифных и нетарифных методов, а также запреты и ограничения на внешнюю торговлю товарами, услугами и интеллектуальной собственностью, а также меры экономического и административного характера [3].
В-третьих, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 165-ФЗ устанавливает порядок введения специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер, применяемых для защиты экономических интересов товаропроизводителей Российской Федерации. Основным отличием этого Закона от других законодательных актов является детальная процедура расследования с целью установления роста импорта, выявления ущерба отрасли экономики России или угрозы такого ущерба в результате незаконного ввоза товаров, а также демпинговый импорт или импорт субсидируемых товаров, наличие
нанесенных в результате секторов российской экономики материального ущерба или угроза такого ущерба.
В-четвертых, Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. от 23.07.2013) «О таможенном тарифе» устанавливает порядок формирования и применения таможенного тарифа Российской Федерации. Таможенный тариф, согласно закону, является инструментом торговой политики и государственного регулирования внутреннего рынка товаров Российской Федерации, определяет правила налогообложения товаров пошлинами при их перемещении через таможенную границу Российской Федерации [2]. По своему содержанию тариф носит экономический характер, что предпочтительнее в рыночной экономике, которая предполагает установление объективного соотношения внутренних и мировых цен, реального обменного курса. В дефицитной экономике таможенный тариф теряет свою эффективность и заменяется более жесткими нетарифными методами.
Меры нетарифного регулирования представляют собой запреты и ограничения экономического характера, а именно:
- запрет на ввоз и/или вывоз товаров:
- количественные ограничения на импорт и/или экспорт товаров;
- исключение исключительного права на экспорт и/или импорт товаров:
- автоматическое лицензирование (мониторинг) экспорта и/или импорт товаров;
- разрешительный порядок ввоза и (или) вывоза товаров [5].
Россия использует нетарифные меры в качестве экономической стратегии для контроля уровня торговли, которую они ведут с другими странами. Нетарифные меры государства подразумевают барьеры на импорт и экспорт. Нетарифные меры отличны от таможенных тарифов, самыми распространенными примерами нетарифных мер являются лицензии, квоты, эмбарго, валютные ограничения и
Лицензии позволяют участникам ВЭД импортировать определенные товары, которые включены в перечень лицензированных товаров.
Квоты является количественным ограничением, которое применяется в отношении импорта и экспорта конкретного продукта на определенный период. Россия использует квоты как прямые формы административного регулирования внешней торговли, и это сужает круг стран, где участники ВЭД могут торговать определенными товарами. Квота ограничивает количество товаров, которые могут быть импортированы или экспортированы в любой момент времени [7].
Эмбарго представляют собой общие запреты на торговлю конкретными товарами и могут быть введены в отношении импорта или экспорта. Такие меры применяются для достижения конкретных экономических и политических целей.
И, последняя форма регулирования внешней торговли - депозит импорта, которая требует от импортеров уплаты Центральному банку страны определенной денежной суммы в течение определенного периода. Уплаченная сумма должна быть равна стоимости ввозимого товара.
Библиографический список
1. Договор о Евразийском экономическом союзе (Подписан в г. Астане 29.05.2014) (ред. от 01.10.2019). - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_163855/3bcf58adfe632489d7eace7a91802f1f25f ecee7/ (дата обращения 17.02.2021).
2. Закон Российской Федерации от 21.05.1993 № 5003-1 (ред. От 23.07.2013) «О таможенном тарифе». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_1995/ (дата обращения 17.02.2021).
3. Федеральный закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 08.12.2003 N 164-ФЗ (последняя редакция). - [Электронный ресурс] -Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_45397/ (дата обращения 17.02.2021).
4. Алексеева Е.В., Кулаженкова В.Е. Таможенный аспект регулирования внешнеторговой деятельности России на современном этапе // Вестник образовательного консорциума Среднерусский университет. Серия: Экономика и управление. - 2019. - № 14. - С. 70-71.
5. Непарко М.В., Оглоденкова Ю.А. Анализ роли и перспективы развития внешней торговли России на современном этапе // Заметки ученого. - 2019. - № 2 (36). - С. 99-103.
6. Николаев А.Д., Мигел А.А. Обеспечение исполнения обязанности по уплате взимаемых таможенными органами платежей: проблемы и пути совершенствования // Тенденции развития науки и образования. - 2020. - № 62-9. - С. 51-54.
7. Петрушина О.М., Непарко М.В., Гужа В.О. Показатели деятельности органов валютного регулирования и валютного контроля // Вестник Калужского университета. - 2019. -№ 2. - С. 73-77.
Постановлением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 21 апреля 2015 г. № 30 «О мерах нетарифного регулирования» определено 8 категорий запрещенных и 26 категорий запрещенных товаров [6].
Таким образом, применяемые таможенными органами таможенно-тарифное и нетарифное регулирование внешней торговли направлено на продвижение целей и задач внешнеэкономической деятельности, а также на обеспечение безопасности страны и защиту национальных интересов. Методы таможенно-тарифного регулирования больше соответствуют характеру рыночных отношений и поэтому играют важную роль в регулировании внешнеэкономической деятельности в современных условиях. В современных условиях таможенно-тарифное регулирование может и должно стать эффективным инструментом смягчения и постепенного преодоления кризисных явлений в экономике.
FEATURES OF INTERACTION OF CUSTOMS AUTHORITIES WITH THE CUSTOMS AUTHORITIES OF RUSSIA
E.Yu. Kraiduba, Student
Supervisor: E.V. Alekseyeva, Candidate of Economic Sciences, Associate Professor Tsiolkovsky Kaluga State University (Russia, Kaluga)
Abstract. Foreign economic activity (FEA) in modern conditions in Russia has served as the basis for ensuring the stability and development of the economy through the export of Russian products to the foreign market. The article considers the measures of tariff and non-tariff regulation of foreign economic activity in Russia. The measures applied are aimed at promoting the goals and objectives of foreign economic activity, as well as ensuring the security of the country and protecting national interests. The methods of customs and tariff regulation correspond to the nature of market relations and therefore play an important role in regulating foreign economic activity in modern conditions.
Keywords: foreign economic activity, economy, export, import, products, foreign market, customs authorities, business structures.