Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1006
131
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ ЛАГЕРЬ / ДЕТИ / ВОЖАТЫЙ / ВОСПИТАНИЕ / ДЕТСКИЙ КОЛЛЕКТИВ / HEALTH CAMP / CHILDREN / COUNSELOR / EDUCATION / CHILDREN'S TEAM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Елизавета Андреевна

В статье приводятся данные обзора литературных источников, посвященных теме взаимодействия вожатого оздоровительного лагеря с детьми разных возрастных групп. Вожатый, будучи наставником для детей, должен обладать высоко развитыми коммуникативными навыками, оптимистичным взглядом на мир, творческими способностями и знаниями психолого-педагогической направленности. Основными участниками литературного обзора стали субъекты воспитательного процесса в детских лагерях: вожатые, дети разных возрастов. Ввиду существования отличительных психологических особенностей между разновозрастными детьми, вожатый должен применять ключевые стратегии воспитания адекватно возрасту ребенка. Младший отряд (6-8 лет) в большей степени нуждается в многообразии видов активной деятельности для направления своей энергии в положительное русло. Средне-младший отряд (8-10 лет) требует к себе особого внимания в виде похвалы и поощрений от взрослого. Детям среднего отряда (11-13 лет) важно помочь безопасно включиться в активную социальную среду, познакомить с их интересом и стремлением общаться с противоположным полом. Для детей старшего отряда (14-17 лет) будет важнее стать им крепкой опорой и союзником для разрешения более глубоких и серьезных вопросов, научить их управлять своей психосексуальной энергией. Компетентный вожатый понимает, что на каждом возрастном этапе перед ним стоят новые конкретные задачи. Настоящий литературный обзор позволяет провести различительные границы между детьми из разновозрастных отрядов, понять их физиологические особенности и психологические потребности, обозначить факторы, оказывающие влияние на взаимоотношения между вожатым и ребенком.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Елизавета Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERACTION OF SUBJECTS OF EDUCATIONAL PROCESS IN THE CONDITIONS OF CHILDREN'S HEALTH CAMP

The article presents the data of the review of literature sources devoted to the topic of interaction of the camp counselor with children of different age groups. A counselor, being a mentor for children, must have highly developed communication skills, an optimistic view of the world, creative abilities and knowledge of psychological and pedagogical orientation. The main participants of the literary review were the subjects of the educational process in children's camps: counselors, children of different ages. In view of the existence of distinctive psychological characteristics between children of different ages, the counselor must apply key parenting strategies that are appropriate for the child's age. The younger group (6-8 years old) is more in need of a variety of activities to direct their energy in a positive direction. The average Junior group (8-10 years old) requires special attention in the form of praise and encouragement from an adult. It is important to help children of the middle group (11-13 years old) safely get involved in an active social environment, introduce them to their interest and desire to communicate with the opposite sex. For children of the senior group (14-17 years old), it will be more important to become a strong support and ally for them to resolve deeper and more serious issues, to teach them to manage their psychosexual energy. A competent counselor understands that at each age stage they face new specific tasks. This literary review allows us to distinguish between children from different age groups, to understand their physiological characteristics and psychological needs, to identify factors that affect the relationship between the counselor and the child.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СУБЪЕКТОВ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО ЛАГЕРЯ»

Мир науки. Педагогика и психология / World of Science. Pedagogy and psychology https ://mir-nauki.com 2020, №3, Том 8 / 2020, No 3, Vol 8 https://mir-nauki.com/issue-3-2020.html URL статьи: https://mir-nauki. com/PDF/57PSMN320.pdf Ссылка для цитирования этой статьи:

Емельянова Е.А. Особенности взаимодействия субъектов воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря // Мир науки. Педагогика и психология, 2020 №3, https://mir-nauki.com/PDF/57PSMN320.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.

For citation:

Emelyanova E.A. (2020). Features of interaction of subjects of educational process in the conditions of children's health camp. World of Science. Pedagogy and psychology, [online] 3(8). Available at: https://mir-nauki.com/PDF/57PSMN320.pdf (in Russian)

УДК 159.9 ГРНТИ 15.31.31

Емельянова Елизавета Андреевна

ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», Москва, Россия

Преподаватель факультета «Психология образования» PhD в области педагогической и возрастной психологии, доктор

E-mail: lizamgppu@mail.ru

Особенности взаимодействия субъектов воспитательного процесса в условиях детского оздоровительного лагеря

Аннотация. В статье приводятся данные обзора литературных источников, посвященных теме взаимодействия вожатого оздоровительного лагеря с детьми разных возрастных групп. Вожатый, будучи наставником для детей, должен обладать высоко развитыми коммуникативными навыками, оптимистичным взглядом на мир, творческими способностями и знаниями психолого-педагогической направленности. Основными участниками литературного обзора стали субъекты воспитательного процесса в детских лагерях: вожатые, дети разных возрастов. Ввиду существования отличительных психологических особенностей между разновозрастными детьми, вожатый должен применять ключевые стратегии воспитания адекватно возрасту ребенка. Младший отряд (6-8 лет) в большей степени нуждается в многообразии видов активной деятельности для направления своей энергии в положительное русло. Средне-младший отряд (8-10 лет) требует к себе особого внимания в виде похвалы и поощрений от взрослого. Детям среднего отряда (11-13 лет) важно помочь безопасно включиться в активную социальную среду, познакомить с их интересом и стремлением общаться с противоположным полом. Для детей старшего отряда (14-17 лет) будет важнее стать им крепкой опорой и союзником для разрешения более глубоких и серьезных вопросов, научить их управлять своей психосексуальной энергией. Компетентный вожатый понимает, что на каждом возрастном этапе перед ним стоят новые конкретные задачи. Настоящий литературный обзор позволяет провести различительные границы между детьми из разновозрастных отрядов, понять их физиологические особенности и психологические потребности, обозначить факторы, оказывающие влияние на взаимоотношения между вожатым и ребенком.

Ключевые слова: оздоровительный лагерь; дети; вожатый; воспитание; детский коллектив

https:// mir-nauki. com

Цели детских оздоровительных лагерей и роль вожатого в детском коллективе

В процессе формирования личностного компонента развития ребенка значимость педагогической поддержки на любом возрастном этапе сложно переоценить. Родители, воспитатели, учителя - люди, ответственные за педагогический аспект взаимодействия с ребенком. В школьные годы для него особенно важно находить контакт со сверстниками, быть частью интересующих сообществ (потребность в социализации), осознавать и показывать себя внешнему миру (потребность в самореализации), самоутвердиться во взаимоотношениях со сверстниками и в рамках собственных интересов (потребность в самоутверждении и самоопределении). Так, перед ребенком в этот период стоят глобальные цели, закладывающие прочный фундамент для дальнейшего развития. Ввиду чего, помощь наставников служит одним из направляющих факторов, способствующих полноценному формированию личности ребенка [1].

Помимо школьной деятельности, многие дети проявляют интерес ко внеучебной активности, например, к поездкам в оздоровительный лагерь. Основная задача лагеря -организовать досуг ребенка в соответствии с принципами гуманистического воспитания, общечеловеческими ценностями и фактором индивидуальности и неповторимости личности каждого ребенка. Лагерная деятельность подразумевает сочетание активного отдыха, творческой вовлеченности и оздоровительных процедур. В зависимости от конкретного типа лагеря программы могут значительно различаться, однако в общих чертах цели и задачи имеют больше сходств.

По определению вожатый - это, прежде всего, педагог, организовывающий деятельность детского объединения. При этом стоит понимать, что лагерная активность разворачивается в специфических условиях - незнакомый и временный детский коллектив, природная среда, интенсивные формы деятельности, разновозрастные дети. Таким образом, вожатый оказывается вдвойне ответственным за подрастающее поколение, вследствие чего к нему предъявляются особые требования.

Кроме знаний психологического характера в отношении возрастных, половых, психических, личностных особенностей детей, вожатый должен уметь увлечь любого ребенка в творческую или общественно важную совместную деятельность, способствовать развитию креативности, разносторонности и позитивному отношению к этому миру.

Здоровье для каждого человека - это наиболее важная ценность в жизни, поскольку является источником для полноценного развития во всех жизненных сферах. Роль вожатого также заключается в приобщении детей к максимально адекватному пониманию ценности здоровья для жизни, посредством увлечения их физической культурой, знакомством с правильным и сбалансированным питанием, водными процедурами, важностью нахождения в естественных природных условиях [2].

Каждый ребенок - это наше будущее, ответственность за которое несут взрослые. В первую очередь, стоит помнить о том, что для ребенка важно расти в любви и заботе. Следовательно, вожатый должен искренне придерживаться этого принципа - любить детей, уважать их и осознавать индивидуальность каждого. Так, вожатый - это не только умелый воспитатель и компетентный педагог, но и человек, который умеет любить.

Не менее важным фактором является жизненная позиция самого вожатого. Фактически этот человек, будучи спутником для ребенка, должен обладать оптимистичным взглядом на жизнь, на людей, быть способным находить общий язык с детьми любых возрастов, организовать их деятельность максимально интересным способом, а также способствовать развитию их самостоятельности и инициативы [3].

Учитывая лагерную деятельность как социальную и созидательную, вожатому предоставлена ответственность за формирование единого детского коллектива. Каждый ребенок по отдельности должен чувствовать, что его понимают, принимают и в случае необходимости поддержат. Так и в целом коллективе задача вожатого быть тем связующим звеном, обеспечивающим для детей все условия для проявления их лучших социальных качеств - сотрудничества, взаимопомощи, поддержки, инициативы в общении, благодарности и др. [4; 15].

Таким образом, область взаимодействия детей между собой и вожатым в основе своей базируется на понимании индивидуальных особенностей. Предлагаемая развивающая активность или творческая задача должны соответствовать интересам конкретного возрастного диапазона. Точно так же, как и формирование чувства ответственности, умения сотрудничать и других полезных навыков - всё это должно быть реализовано максимально приемлемым образом с учетом возрастных особенностей детей.

Особенности взаимодействия вожатого с детьми младшего отряда 6-8 лет

К возрастному периоду 6-8 лет дети, несмотря на новый статус - школьник, всё так же имеют нескончаемый источник энергии, что и раньше, когда их основной деятельностью была игра. Вожатый должен понимать, что у детей этого возраста есть потребность в высокой физической активности. Исходя из этого, дети должны быть не только постоянно увлечены каким-либо занятием, но и быть под пристальным присмотром вожатого, поскольку всегда есть риск не уследить за детьми. В противном случае, велика вероятность создания травмоопасной ситуация, возникновения конфликтов между ними или потери их из поля зрения вожатого. Стоит помнить, что в этом возрасте ребята не относятся всерьёз к своим травмам, для них намного важнее сам момент игры. Они не придают значения своей пропажи из обзора вожатого или пропажи своего товарища по отряду - на данном этапе может не хватить наблюдательности [5].

Их бурная активность, работоспособность и внимательность носят относительный характер, буквально через 25-30 минут их организм требует отдыха, восстановления сил и переключения внимания. Существует необходимость постоянно придумывать для них нечто новое, чтобы поддерживать их интерес на высоком уровне. Им нравится всё необычное, яркое, увлекающее, разнообразное. Чередование видов активности - наиболее подходящий и верный способ организации досуга для детей младшего отряда. Подвижные игры, спортивные состязания и эстафеты можно продолжить валянием на траве, считалками и песнями. После прогулки с каруселями и качелями можно занять их разучиванием танцев или песен, купание в бассейне закончить спокойными посиделками у костра под захватывающие истории вожатого [2].

Детей в этом возрасте отличает богатая фантазия, непосредственность, искренность, высокая активность в сочетании с быстрой утомляемостью и неспособностью к концентрации на чем-либо в течение долгого времени. Ребята в возрасте 6-8 лет довольно восприимчивы к тому, что происходит вокруг и к вожатому, их реакции могут быть чересчур эмоциональны, при этом действия постепенно пронизываются самостоятельностью и ответственностью. Ребенок будет счастлив, если взрослый доверит ему какое-нибудь дело или "тайну", естественно не только с целью занять ребенка, но и позволить ему почувствовать свою значимость, умелость, ответственность. Их склонность к подражанию - это еще один ключик к успеху во взаимодействии с ребятами, они подражают буквально всему, что они наблюдают. Было бы замечательно показывать нечто важное на собственном примере - нечто положительное, воспитывающее лучшие человеческие качества. Ребенок лучше и быстрее перенимает и усваивает что-то, заприметив это вживую. Следовательно, важно помнить об этом

всегда, во избежание казусов с неприятными недоразумениями или недостойным поведением вожатого.

Младший отряд - это всегда шум, гам, мельтешение перед глазами и постоянные вопросы "а почему?". Вожатый должен иметь достаточно терпения и оптимизма, чтобы суметь ответить хотя бы на большую часть поступающих вопросов, сориентировать детей в возникших трудностях, организовать их досуг. Наиболее эффективным решением станет вовлечение детей в совместную деятельность. Например, периодически выбирать одного ребенка за "старшего" в каждой комнате, который будет следить за порядком и отчитываться. Во-первых, это облегчит задачу вожатому - пересчитывать детей перед мероприятиями или обедами, во-вторых, будет служить педагогическим моментом в воспитании чувства ответственности [6].

Помимо досуга, в младшем отряде вожатый обязан помочь с организацией быта, поскольку на данном этапе это может быть для них затруднительно и неинтересно. Поскольку к наведению порядка, содержанию своих вещей в чистоте и уходу за собой дети не относятся всерьез. Таким образом, у вожатого всегда есть возможность сделать из этого увлекательное мероприятие, например, в виде квеста, мини-конкурса, забавных историй.

В младшем отряде велика вероятность возникновения конфликтных ситуаций, ввиду того, что дети имеют относительно небольшой опыт нахождения в коллективе и в построении взаимоотношений, могут быть излишне критичны к своим сверстникам [7]. Несмотря на то, что ребята в этом возрасте не способны к проявлению абсолютной самостоятельности, а по большей мере даже зависимы от помощи извне для прояснения ситуации, вожатый должен оставаться беспристрастным по отношению к самим детям. Не следует обесценивать спор между ними, наоборот, признать, что они имеют полное право прояснить, что между ними происходит. Однако правильнее будет занять нейтральную позицию, помочь им успокоиться, снять эмоциональное напряжение, препятствующее рациональному прояснению вопроса. Вероятно, позитивным образом сыграет применение метода «Тайм-аут», предложив детям отвлечься от спора, посидеть в разных помещениях. Иначе говоря, предоставить детям благоприятные условия для осуществления перерыва, вполне возможно, что ребята вовсе забудут о предмете спора и никогда к нему не вернутся [8].

Отличной задумкой станет внедрение в повседневную лагерную жизнь особых ритуалов, например, рассказывание загадочных, но нестрашных историй, отгадывание загадок или открытие тайн. Придумывание талисмана, например, в виде мягкой игрушки для того, чтобы оказать успокаивающее воздействие на ребенка перед сном или во время сильной истерики.

Дети данного возраста очень тонко настроены на взаимодействие со взрослым, следовательно, недирективный подход в общении с ними - это наилучший способ выстроить гармоничные отношения. Для детей этого возраста имеют большое значение интонации и голос вожатого, правильно подобранные слова, настроение и общая психологическая атмосфера взаимодействия. Существует огромная разница между агрессивным "Пошли скорее, сколько вас можно ждать!" и "На старт, внимание ... марш! Побежали!". Игровой дух во втором случае имеет явные преимущества перед вариантом № 1.

Дети очень чувствительны к изменениям, в этот период для них особенно важно быть ценным и понимать, что их любят [9].

Особенности взаимодействия вожатого с детьми средне-младшего отряда 8-10 лет

Вторая половина младшего школьного возраста так же характеризуется высокой энергичностью, детям постоянно необходимо движение, новизна, приключения. Если их не придумает вожатый, направляя их стремление к активности в правильное русло, они найдут

https:// mir-nauki. com

сами, чем им заняться. Однако это приводит к возникновению рисков, поскольку в этом возрасте дети еще не отдают себе полноценного отчета о последствиях своих действий. Именно поэтому сочетание подвижного ума, желания ярких впечатлений и большого запаса энергии создают особую тревожную обстановку для взрослых наблюдателей. Статистически чаще дети именно этого возраста падают с качелей или травмируются каруселями [6].

Так, верным решением будет постоянное вовлечение их в общественно-полезную деятельность, в разнообразные мероприятия. Наиболее подходящим методом организации их досуга будет чередование видов деятельности: интеллектуальные викторины, спортивные игры, творческие конкурсы, эстафеты и т. д. [2; 16; 17].

Кроме желания самореализации, в этом возрасте появляется особое стремление к общению и коллективной деятельности, что важно учитывать при формировании программы для них. Особой мотивацией для успешного выполнения поставленной задачи служит похвала от вожатого. Для этих ребят поощрение представляет уже особенную ценность даже за небольшие успехи - самостоятельно заправленную постель, уборку в комнате или проявленную инициативу в подготовке к конкурсу.

Организация мероприятий или выступлений должна основываться на постановке реальных целей - не синхронная, а произвольная форма танцев, простое театральное действо, а не объемное и сложное для запоминания. Следует понимать, что дети в этом возрасте лучше осваивают ассоциации, что можно использовать в театральных сценках, песнях или танцах. Выступления могут сопровождаться сильным эмоциональным напряжением, страхом, тревогой. Задача вожатого в таком случае - успокоить ребенка, найти наиболее приемлемый способ поддержки. Кого-то необходимо похвалить еще больше, продемонстрировать для него свое восхищение и восторг от его таланта. Кому-то будет спокойнее, если вожатый его обнимет и отвлечет от переживаний.

Конфликты между детьми в этом возрасте - явление нередкое, примирение, как правило, осуществляется довольно быстро. Вожатый должен понимать, что, поддержав сторону одного из участников конфликта, насколько бы тот ни был прав, он рискует "проиграть" в этой ситуации. Вожатому не следует включаться в конфликт, он всегда находится вне его и не ищет правого и виноватого. Так, например, он может предложить поискать решение вместе или поделиться собственным опытом решения сложных ситуаций. Беседа в данном возрасте представляет собой один из наиболее благотворных методов воздействия, дети начинают подключаться к проблеме уже с точки зрения поиска решения [7].

Если же конфликт не может быть разрешен в кратчайшие сроки, вожатый может предложить «соломоново» решение - правых нет, наказание ждет обоих или вынести предупреждение (например, в виде желтой карточки). Игровая форма решения конфликтов может вовсе снизить уровень беспокойства и агрессивности между детьми. Однако в лучшем случае это применяется крайне редко, поскольку важнее научиться находить решения и получить опыт управления конфликтами, нежели проходить наказания и стремиться быстрее забыть об этом [9].

Особенности взаимодействия вожатого с детьми среднего отряда 11-13 лет

В начале подросткового возраста у детей особенно развито желание самореализации и лидерства, они активно проявляют свою готовность помогать вожатому и в целом стремятся к построению более качественной коммуникации. Для вожатого отряда важно не выделять любимчиков, а выстраивать непосредственно с каждым свои взаимоотношения, даже несмотря на то, что им очень хочется отличаться и выделяться.

Этот возраст можно считать переходным между младшим и старшим, от которых взято всё самое лучшее. Непосредственность и активность - от младшего, общение на интеллектуальном уровне, приобретающее дополнительные смыслы - от старшего возраста.

В среднем отряде можно говорить о появлении значимого фактора, требующего внимания вожатого - сложность взаимоотношений между полами: мальчики и девочки начинают проявлять друг к другу интерес. Не стоит избегать или игнорировать их взаимодействие, следует помочь им понять друг друга, а значит, устраивать соответствующие игры, чаще формировать смешанные команды в конкурсах, организовывать дискотеки. Танец «медляк» для них - это целое событие, в котором заключено много разнообразных эмоций и переживаний - от приятных ощущений влюбленности до глубоких страхов быть отвергнутым и непонятым. Так, вожатый должен быть максимально внимателен, чтобы вовремя суметь прийти на помощь - подбодрить, дать совет или утешить, если этого требует ситуация. Организовывая игры, затрагивающие взаимоотношения полов, основной целью является формирование правильного отношения к любви, чувствам и полоролевому поведению в отношениях [2].

Взаимоотношения с вожатыми приобретают новые смыслы - появляется более глубокое и настоящее доверие, они могут поделиться своими чувствами и мыслями, часто подражают им, копируют взрослое поведение. Это особенно важно учитывать при возможности увидеть недостойное поведение детей из более старших отрядов. Так, вожатый должен стать абсолютным авторитетом для детей этого возраста [10]. С ними можно договариваться, придумать систему мотивации участия в мероприятиях, а также систему наказания, обозначающую рамки дозволенного и запретного [11].

В этом возрасте дети особенно азартны, а их ум заточен на достижения, на лидерство и возможность выделиться, проявить себя с лучшей стороны. Спортивные состязания и эстафеты, песенные и танцевальные соревнования, конкурсы мистер и мисс отряда приобретают уже другое значение - важна победа. Если же это командное состязание, то для них главное -«МЫ». Таким образом, на этом этапе это благодатная почва для создания в отряде нужной атмосферы и сплоченности, для построения дружного отряда, который способен образоваться благодаря усилиям вожатого. Если вожатый сможет зажечь свой отряд на подвиги, они будут готовы на самые смелые достижения [9].

Особенности взаимодействия вожатого с детьми старшего отряда 14-17 лет

Главной особенностью расцвета подросткового возраста является их представление о себе как о взрослых, стремящихся отстаивать собственную точку зрения до последнего (зачастую их аргументы не лишены смысла). Зацикленность на своей взрослости может отражаться в склонности к спорам и перепалкам, нежелании чувствовать, что ими командуют или указывают им. Следовательно, задача вожатого - не только занять уважаемое положение в старшем отряде, но и стать для них союзником, который будет иметь особые, незримые "ниточки" управления. В то же время они не могут существовать без лидера, ввиду чего могут неосознанно самостоятельно выдвигать или создавать его. Было бы правильнее, если бы лидером стал непосредственно сам вожатый, который способен своевременно отреагировать на возникшие трудности в отряде или оказать индивидуальную помощь [12].

Несмотря на всё показное отвержение мнения извне, подростки нуждаются в поддержке взрослого. Их настроение переменчиво - депрессивное состояние сменяется подъемом жизненных сил, склонность к проявлению максимализма может приводить к истерикам и дракам. Вожатый должен быть особенно аккуратен в общении с детьми в данный период, ввиду их острого восприятия внешних событий и собственного мироощущения. Велик риск, что подросток станет замкнутым или, наоборот, начнет активно протестовать. Они особенно

https:// mir-nauki. com

внимательны к своей внешности, самый незначительный дефект может всерьез расстраивать подростка. И именно в этом возрастном периоде они быстро меняются не только внешне, но и внутренне - появляются новые чувства и переживания, которых ранее не было. Точно так же, как сначала трудно управлять своим телом с учетом физиологических изменений, нелегко взять под контроль и свою эмоциональную сферу. Поддержка в лице вожатого - это нередко спасательный круг для детей в этом возрасте [13].

Стоит понимать первостепенную мотивацию подростка приезда в лагерь - отдых от контроля родителей и учителей, давления школьной обстановки. Нередко их представление об отдыхе может значительно отличаться от лагерных принципов, что важно прояснить на первых порах пребывания [14]. Глобальная задача вожатого - выстроить адекватные границы в коммуникации с подростками, добиться авторитетного положения, избегать панибратства, в противном случае удержать отряд невозможно [10]. для них наставником и союзником в одном лице, советоваться с ними в принятии решений (как назвать отряд, кто будет дежурным и т. д.)

Со старшим отрядом есть удачная возможность поставить театральную сценку, во-первых, для них приобретает особый интерес роль актера и возможность проявить свои таланты, во-вторых, атмосфера репетиций позволяет им сблизиться друг с другом [18; 19]. Отличительной особенностью этого периода является наступающее половое созревание, ярко выраженное стремление к общению с противоположным полом. Сдерживаемая или подавленная энергия приводит к нервозности, неуступчивости, излишней принципиальности или вспышкам гнева. Яркие негативистские реакции по отношению к своим сверстникам должны быть приняты с пониманием со стороны вожатого - не вступать в споры, похвалить его и призвать к сотрудничеству. Снять эмоциональное и сексуальное напряжение представляется возможным посредством спортивных состязаний, дискотек и игр, предполагающих близкий контакт и слаженную деятельность (например, статуя любви). Положительный эффект достигается за счет публичности их проведения, определенного уровня дозволенности в отношении сверстников противоположного пола и присмотра вожатого. Помогая ребятам проявить свои чувства в игре, они приобретают полезный опыт общения необходимый в повседневной жизни [11].

Коммуникативный опыт и вопросы самопрезентации, самоутверждения в коллективе занимают особое место в жизни старшего подростка. Они учатся формировать собственное мнение относительно любого аспекта действительности, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, вести дискуссии. Вожатый должен держать под контролем ситуацию общения, уметь направить обсуждение в правильное русло, научить ставить себя на чужое место, проецировать на себя ситуацию, абстрагироваться, при необходимости помочь прийти в спокойное состояние. Доверительное общение, просмотры фильмов с глубоким, но доступным для понимания подростков, смыслом, их обсуждение, - станут благополучной возможностью для затрагивания важных в ценностном аспекте тем. Есть возможность организовать дискуссию в игровом режиме, например, разделить отряд на ведущих, зал, экспертов, главных героев-гостей [9].

[6].

ЛИТЕРАТУРА

1. Грехнев В.С. Мастерство учителя. Культура педагогического общения. М.: Просвещение, 2001. 144 с.

2. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Организация временного коллектива в детском оздоровительном лагере // Проблемы современного педагогического образования. 2017. №56-3. С. 266-275.

3. Белая Е.А. Школа подготовки вожатых: учебно-методическое пособие / авт.-сост. - Новосибирск: Изд. НГПУ, 2010. 337 с.

4. Суховей Е.А. Особенности организации работы вожатого в детском оздоровительном лагере во время спортивной смены // Сибирский педагогический журнал. 2016. №2. С. 12-16.

5. Озерец И.Г., Строгова Н.Е., Тютюкова О.Н. Вожатская деятельность как одно из направлений формирования профессиональных компетенций студентов педагогического вуза // Вестник педагогических инноваций. 2018. №4 (52). С. 104-113.

6. Титирко М.С. Коммуникативная компетенция вожатого детского лагеря с детьми младшего школьного возраста // Антропологическое знание как системообразующий фактор профессионального педагогического образования. 2019. С. 416-418.

7. Белов В.И., Елкина Д.Ю. Конфликты в детском оздоровительном лагере: опыт полевого исследования. // СНиСП. 2019. №1 (25). С. 127-141.

8. Ярмакеев И.Э., Ахмадуллина Р.М., Валиахметова Н.Р. Формирование компетенций студентов для работы с временным детским коллективом в период практики // Филология и культура. 2019. №2 (56). С. 291-297.

9. Осокина Е.С. Образовательная деятельность организаций отдыха детей и их оздоровления и ее сопровождение / Сборник научных трудов. Под ред. Осокиной ЕС. Изд-во: ООО "НИЦ АРТ". 2017. 258 с.

10. Щербакова Е.В., Щербакова Т.Н. Формирование авторитета вожатого в условиях работы в детском оздоровительном лагере // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №62-3. С. 268-271.

11. Терехова К.С. Современные образовательные технологии в работе вожатого с временным детским коллективом // Молодежная наука: тенденции развития. 2019. №1. С. 44-52.

12. Селиванова Н.Л., Шакурова М.В., Дюжакова М.В. Нормативный образ педагога как воспитателя в современной отечественной системе образования // Известия Воронежского государственного педагогического университета. 2018. №3 (280). С. 6-14.

13. Беляева С.И. Подготовка вожатых детского оздоровительного лагеря по вопросам клинической психологии детей и подростков // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2019. Том 19, №1. С. 89-94.

14. Леснов А.А., Ковалев В.П. Летний оздоровительный лагерь как центр социализации школьников в каникулярный период // Современные проблемы науки и образования. 2015. №3. 529 с.

15. Lyons K.D. Exploring the meanings of community among summer camp staff // World Leisure Journal. 2003. Т. 45. №. 4. С. 55-61.

16. American Camping Association et al. Accreditation Standards for Camp Programs and Services. Revised 1998 Edition. - American Camping Association, Incorporated, 1998.

17. Meier J.F., Henderson K.A. Camp counseling: Leadership and programming for the organized camp. - Waveland Press, 2011.

18. Henderson K.A. Components of camp experiences for positive youth development // Journal of Youth Development. 2007. Т.1. №.3. С. 15-26.

19. Levy J. Theatre and moral education // Journal of Aesthetic Education.1997. Т.31. №.3. С. 65-75.

Emelyanova Elizaveta Andreevna

Moscow state university of psychology and education, Moscow, Russia

E-mail: lizamgppu@mail.ru

Features of interaction of subjects of educational process in the conditions of children's health camp

Abstract. The article presents the data of the review of literature sources devoted to the topic of interaction of the camp counselor with children of different age groups. A counselor, being a mentor for children, must have highly developed communication skills, an optimistic view of the world, creative abilities and knowledge of psychological and pedagogical orientation. The main participants of the literary review were the subjects of the educational process in children's camps: counselors, children of different ages. In view of the existence of distinctive psychological characteristics between children of different ages, the counselor must apply key parenting strategies that are appropriate for the child's age. The younger group (6-8 years old) is more in need of a variety of activities to direct their energy in a positive direction. The average Junior group (8-10 years old) requires special attention in the form of praise and encouragement from an adult. It is important to help children of the middle group (11-13 years old) safely get involved in an active social environment, introduce them to their interest and desire to communicate with the opposite sex. For children of the senior group (14-17 years old), it will be more important to become a strong support and ally for them to resolve deeper and more serious issues, to teach them to manage their psychosexual energy. A competent counselor understands that at each age stage they face new specific tasks. This literary review allows us to distinguish between children from different age groups, to understand their physiological characteristics and psychological needs, to identify factors that affect the relationship between the counselor and the child.

Keywords: health camp; children; counselor; education; children's team

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.