УДК 334.01
К. В. Смицких, Т. В. Терентъева
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СТЕЙКХОЛДЕРОВ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
В контексте исследований, посвященных проблемам взаимоотношений бизнеса и общества, интересной представляется концепция стейкхолдеров Р. Э. Фримена, получившая наибольшую известность. Выполнен анализ современных российских и зарубежных подходов в рамках концепции, выделены основные группы стейкхолдеров: органы власти, субъекты предпринимательской деятельности, население. Особый интерес вызывает исследование взаимоотношений стейкхолдеров с предпринимательством в рыночной среде. Основное внимание уделено анализу особенностей взаимодействия стейкхолдеров в контексте развития предпринимательства. По результатам исследования сделан вывод о необходимости рассмотрения отношений, обусловленных взаимодействием основных групп стейкхолдеров, с учетом возникающих предпосылок противоречий между ними. В целях устранения этих противоречий предложены действия, выступающие основой согласования интересов населения и органов власти.
Ключевые слова: предпринимательство, взаимодействие, стейкхолдеры, развитие, противоречия, согласование, интересы, отношения.
Введение
В настоящее время в научной и деловой литературе, посвященной проблемам взаимоотношений бизнеса и общества, используется множество концепций. Наибольшую известность среди них получила концепция стейкхолдеров ^^е^Мег - заинтересованная сторона, причастная сторона). Основоположником стейкхолдерской концепции принято считать Р. Э. Фримена. В своей книге «Стратегический менеджмент: стейкхолдерский подход» он дал определение новому понятию - стейкхолдер - и предложил к рассмотрению оригинальную модель, в которой компания и ее окружение (внешнее и внутреннее) представляют собой круг заинтересованных в ее деятельности сторон, интересы и требования которых должны приниматься во внимание и удовлетворяться менеджерами как эксплицитными (официальными) представителями компании [1]. По мнению Р. Э. Фримена, стейкхолдер - это любая группа или индивид, способные повлиять на достижение целей организации. Ш. Лидер добавляет, что стейк-холдер, как всякая группа или личность, может существенно повлиять на деятельность корпорации в целом [2].
Основная цель нашего исследования заключается в анализе особенностей взаимодействия стейкхолдеров в контексте развития предпринимательства и включает в себя изучение существующих подходов, посвященных вопросам теории стейкхолдеров, анализ отношений основных групп стейкхолдеров в контексте развития предпринимательства, исследование предпосылок возникновения противоречий интересов стейкхолдеров и действий, направленных на их устранение.
Система отношений основных групп стейкхолдеров в контексте развития предпринимательства
Изучение позиций российских и зарубежных исследователей позволили выделить основные группы стейкхолдеров (рис. 1), чьи интересы затрагивает развитие предпринимательства [3-8].
В группу субъектов предпринимательской деятельности входят хозяйствующие субъекты малого и среднего бизнеса, которые могут выступать в качестве поставщиков сырья и материалов, потребителей товаров, работ и услуг, а также в качестве инвесторов, реализующих различные инвестиционные проекты. В эту группу не входят некоммерческие организации.
Рис. 1. Основные группы стейкхолдеров
К группе «Население» относится местное население, проживающее на данной территории и выступающее в качестве трудового ресурса, а также мигранты - потенциальные наемные работники.
В группу органов власти входят:
- органы государственной власти Российской Федерации, осуществляющие контроль над соблюдением федерального законодательства;
- органы государственной власти субъекта Российской Федерации, которые осуществляют контроль над разработкой, реализацией и соблюдением регионального законодательства, а также стратегий и программ социально-экономического развития и других стратегических проектов на конкретной территории.
Процесс развития предпринимательства необходимо рассматривать в системе отношений основных групп стейкхолдеров, а именно: органов власти, населения и предпринимательских структур (рис. 2) [9].
Рис. 2. Система отношений основных групп стейкхолдеров в контексте развития предпринимательства
Исходя из представленных на рисунке данных, можно выделить два вида отношений: первый - взаимодействие между основными группами стейкхолдеров, второй - взаимодействие основных групп стейкхолдеров в процессе развития предпринимательства.
Так, например, процесс взаимодействия органов власти и предпринимательских структур выражается, со стороны предпринимательства, в обеспечении достижения стратегических целей и задач, прописанных в стратегиях социально-экономического развития регионов (повышение уровня жизни, обеспечение занятости местного населения, рост поступлений в бюджет). Со стороны власти взаимодействие проявляется в повышении уровня финансирования программ поддержки предпринимательства, создании объединений предпринимателей, снижении административных барьеров, участии предпринимателей в процедурах оценки регулирующего воздействия.
Взаимодействие населения и предпринимательских структур отражается в росте заработной платы, обеспечении занятости и благоприятных условий жизни, отчислениях на социальное страхование, сохранении окружающей среды, повышении социальной ответственности. При этом население является источником квалифицированных трудовых ресурсов для предпринимательских структур.
Взаимодействие органов власти и населения выражается в обеспечении органами власти занятости населения, социальной стабильности, благоприятных условий жизнедеятельности, а также обеспечении жильем определенных групп населения. Роль населения в этом взаимодействии заключается в увеличении численности экономически активного населения, формировании благоприятного социального климата, активном участии населения в решении вопросов местного значения.
Из рис. 2 следует, что второй вид отношений обусловлен взаимодействием основных групп стейкхолдеров в процессе развития предпринимательства.
Участие органов власти в развитии предпринимательства может создавать предпосылки для пополнения бюджета, развития инфраструктуры, создания центров государственно-частного партнерства. Взаимодействие предпринимательских структур способно обусловить наращивание доходов, расширение масштабов деятельности, диверсификацию и модернизацию производства, увеличение инвестирования, применение современных технологий.
Взаимодействие населения и предпринимательских структур в процессе развития предпринимательства может проявляться в появлении дополнительных рабочих мест, повышении квалификации трудовых ресурсов, вовлечении населения в предпринимательскую деятельность.
Таким образом, особенности взаимодействия основных групп стейкхолдеров, по нашему мнению, выражаются в следующем: каждая группа преследует свои интересы и стремится к их достижению; интересы стейкхолдеров носят разнонаправленный и противоречивый характер, что порождает предпосылки возникновения противоречий интересов стейкхолдеров, которые обусловлены:
- экономическими интересами, преследуемыми предпринимательскими структурами;
- существующей системой ценностей местного населения;
- стратегическими целями и задачами, стоящими перед органами власти.
Методы и результаты исследования
В целях выявления предпосылок возникновения противоречий интересов стейкхолдеров нами было проведено интервьюирование населения (для определения системы ценностей), органов власти (для выявления стратегических целей и задач), анкетирование предпринимателей (для установления их экономических интересов), выполнен контент-анализ программ и стратегий социально-экономического развития регионов.
На основании полученных результатов исследований мы разработали типологию предпосылок возникновения противоречий интересов стейкхолдеров (табл. 1).
Таблица 1
Предпосылки возникновения противоречий интересов стейкхолдеров
Вид предпосылок возникновения противоречий интересов Участники противоречий
Предприниматели Органы власти Население
Социальные Отсутствие социальной ответственности бизнеса. Низкий уровень заработной платы работников. Массовые увольнения работников. Сокращение рабочих мест. Задержки выплат заработной платы. Чрезмерный контроль в части соблюдения трудового законодательства. Недостаточность финансирования программ обучения населения основам предпринимательства. Отток квалифицированных кадров в другие регионы. Конкуренция на рынке труда между местным населением и мигрантами.
Финансово-экономические Искусственное занижение прибыли. Уклонение от уплаты налогов. Невыполнение обязательств, предусмотренных договором аренды государственного (муниципального) имущества. Невыполнение обязательств, предусмотренных государственным (муниципальным) контрактом. Сокращение субсидий и грантов на развитие бизнеса в рамках программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Низкий уровень развития предпринимательской инфраструктуры. Немотированность местного населения к поиску работы. Создание препятствий со стороны общественных организаций.
Административно-правовые Нарушение трудового законодательства. Нарушение гражданского законодательства. Сохранение административных и правовых барьеров в сфере предпринимательской деятельности. Отсутствие прозрачности процессов принятия решения, затрагивающих интересы предпринимателей. Обращения граждан в органы власти по вопросам защиты прав потребителей. Низкий уровень обеспечения социальной защиты населения.
На основании данных таблицы можно сделать вывод, что социальные предпосылки возникновения противоречий проявляются:
- со стороны населения - в оттоке квалифицированных кадров в другие регионы;
- со стороны органов власти - в недостаточности финансирования программ обучения населения основам предпринимательства;
- со стороны предпринимателей - в сокращении рабочих мест, задержке выплат заработной платы.
Финансово-экономические предпосылки возникновения противоречий интересов в части искусственного занижения прибыли предпринимателями затрагивают интересы органов власти; сокращение органами власти субсидий и грантов на развитие бизнеса в рамках программ поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства затрагивают интересы пред-пр инимате лей.
Административно-правовые предпосылки возникновения противоречий также являются следствием разнонаправленности интересов групп стейкхолдеров и выражаются со стороны предпринимателей в нарушении трудового и гражданского законодательства, со стороны органов власти - в сохранении административных и правовых барьеров, со стороны населения -в обращении граждан в органы власти по вопросам защиты прав потребителей.
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что учет интересов стейкхолдеров необходимо осуществлять еще в процессе их группировки и систематизации. Это позволяет разработать и предложить перечень действий стейкхолдеров, направленных на устранение возникающих между ними противоречий (табл. 2). Предложенные действия могут выступать основой для согласования интересов предпринимателей, населения и органов власти.
Таблица 2
Действия основных стейкхолдеров, направленные на устранение возникающих между ними противоречий
Субъект Основные стейкхолдеры, в отношении которых совершаются действия
Предприниматели Органы власти Население
Предприниматели - Своевременная оплата налогов и сборов. Участие в развитии инфраструктуры господдержки (технопарков, бизнес-инкубаторов, деловых центров). Участие в решении социально-экономических проблем территорий. Создание новых рабочих мест. Подготовка предложений по формированию программ, предусматривающих мероприятия по содействию занятости населения. Предоставление скидок на товары первой необходимости незащищенным слоям населения.
Органы власти Снижение административных барьеров. Развитие финансовых и нефинансовых инструментов поддержки предпринимательства. Предоставление налоговых льгот и налоговых каникул. Предоставление государственного (муниципального) имущества в аренду. - Увеличение прожиточного минимума в регионе. Финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан.
Население Осуществление общественного контроля за деятельностью предпринимательства в сфере ценообразования, качества товаров, работ, услуг, выплат заработной платы. Развитие форм самоорганизации населения (создание кооперативов, товариществ собственников жилья и пр.). Повышение уровня доверия и лояльности к органам власти. Активное участие в процедуре оценки регулирующего воздействия. -
Как следует из представленной таблицы, действия со стороны предпринимательства по отношению к органам власти заключаются в участии в решении социально-экономических проблем регионов; со стороны предпринимательства по отношению к населению - в увеличении количества предоставляемых рабочих мест. Со стороны органов власти по отношению к предпринимателям основными действиями будут выступать снижение административных барьеров, развитие финансовых и нефинансовых инструментов поддержки предпринимательства; по отношению к населению -финансирование мероприятий по содействию занятости населения и социальной поддержке безработных граждан. Действиями со стороны населения могут являться развитие форм самоорганизации населения - по отношению к предпринимателям - и повышение уровня доверия и лояльности к осуществляемой ими деятельности - по отношению к органам власти.
Заключение
На основании проведенного исследования можно сделать следующий вывод. При рассмотрении отношений, обусловленных взаимодействием основных групп стейкхолдеров, необходимо учитывать возникающие предпосылки противоречий, для устранения которых нами были предложены действия, выступающие основой согласования интересов предпринимателей, населения и органов власти. Кроме того, в контексте стейкхолдерских отношений нужно рассматривать развитие предпринимательства в долгосрочной перспективе, что будет способствовать выявлению степени достижения стратегических целей при сохранении и укреплении предпринимательского потенциала.
СПИСОК ЛИТЕРА ТУРЫ
1. Freeman R. E. Strategic Management: A Stakeholder Approach / R. E. Freeman. Boston: Harpercollins College Div, 1984. 275 p.
2. Leader Sh. Participation and Property Rights / Sh. Leader // Journal of Business Ethics. 1999. No. 21. Pp. 97-109.
3. ГурковИ. Б. Стратегический менеджмент организации: учеб. пособие / И. Б. Гурков. М.: ТЕИС, 2004. 239 с.
4. Солодухин К. С. Разработка методологии стратегического управления вузом на основе теории заинтересованных сторон: автореф. дис. ... д-ра экон. наук / К. С. Солодухин. Москва, 2011. 38 с.
5. Тажитдинов И. А. Применение стейкхолдерского подхода в стратегическом управлении развитием территорий / И. А. Тажитдинов // Экономика региона. 2013. Вып. 2 (34). С. 17-27.
6. Хазов О. Ю. Комплексная оценка экономической эффективности деятельности предприятий с позиций заинтересованных групп: автореф. дис. ... канд. экон. наук / О. Ю. Хазов. Волгоград, 2006. 24 с.
7. Kossiakoff A. Systems Engineering Principles and Practice / A. Kossiakoff, W. N. Sweet, S. J. Seymour, S. M. Biemer. Hoboken, New Jersey: A John Wiley & Sons, 2011. 599 p.
8. Pyster A. Guide to the Systems Engineering Body of Knowledge (SEBoK): version 1.0 / A. Pyster, D. Olwell, N. Hutchison, S. Enck, J. Anthony, D. Henry. Hoboken: The Trustees of the Stevens Institute of Technology, 2012. 609 p.
9. Ерохина Е. А. Теория экономического развития: системно-самоорганизационный подход / Е. А. Еро-хина. Томск: Изд-во Том. ун-та, 1999. 160 с.
Статья поступила в редакцию 07.04.2016
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ
Смицких Ксения Викторовна - Россия, 690035, Владивосток; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; старший преподаватель кафедры «Экономика и менеджмент»; Kseniya.Smitskih@wsu.ru.
Терентьева Татьяна Валерьевна - Россия, 690035, Владивосток; Владивостокский государственный университет экономики и сервиса; д-р экон. наук, доцент кафедры «Экономика и менеджмент»; Tatyana.Terenteva@vvsu.ru.
K. V. Smitskikh, T. V. Terentyeva
INTERACTION FEATURES OF STEAKHOLDERS IN THE ENTERPRISE DEVELOPMENT CONTEXT
Abstract. In the context of the researches dedicated to the collaboration between business and society, the most interesting is R. E. Freeman's conception of stakeholders, which received the greatest popularity. The paper represents an analysis of the modern Russian and foreign approaches within the concept, identifies the main stakeholder groups: government authorities, business entities, population. The research of the collaboration between stakeholders and an enterprise in the market environment is of special interest. The main focus is made on the analysis of features of stakeholders' interaction when developing entrepreneurship. By the results of the research, the conclusion on the necessity to consider the relations in the interaction between the main stakeholder groups, taking into account the emerging assumptions of contradictions between them, is made. In order to eliminate these contradictions, it is proposed to act on the basis of coordination of interests of entrepreneurs, population and government authorities.
Key words: entrepreneurship, collaboration, stakeholders, development, contradictions, negotiation, interests, relationship.
REFERENCES
1. Freeman R. E. Strategic Management: A Stakeholder Approach. Boston: HarperCollins College Div, 1984. 275 p.
2. Leader Sh. Participation and Property Rights. Journal of Business Ethics, 1999, no. 21, pp. 97-109.
3. Gurkov I. B. Strategicheskii menedzhment organizatsii [The strategic management of the organization]. Moscow, TEIS Publ., 2004. 239 p.
ISSN 2073-5537. BecTHUK ATTY. Cep.: 3KOHOMUKa. 2016. M 2
4. Solodukhin K. S. Razrabotka metodologii strategicheskogo upravleniia vuzom na osnove teorii za-interesovannykh storon. Avtoreferat dis. d-ra ekon. nauk [Development of the methodology for strategic management of universities based on the stakeholder theory]. Moscow, 2011. 38 p.
5. Tazhitdinov I. A. Primenenie steikkholderskogo podkhoda v strategicheskom upravlenii razvitiem terri-torii [The applying stakeholder approach to strategic management of territories development]. Ekonomika re-giona, 2013, iss. 2 (34), pp. 17-27.
6. Khazov O. Iu. Kompleksnaia otsenka ekonomicheskoi effektivnosti deiatel'nosti predpriiatii s pozitsii za-interesovannykh grupp. Avtoreferat dis. kand. ekon. nauk [Complex estimation of economic efficiency of enterprises by the positions of stakeholder groups]. Volgograd, 2006. 24 p.
7. Kossiakoff A., Sweet W. N., Seymour S. J., Biemer S. M. Systems Engineering Principles and Practice. Hoboken, New Jersey: A John Wiley & Sons, 2011. 599 p.
8. Pyster A., Olwell D., Hutchison N., Enck S., Anthony J., Henry D. Guide to the Systems Engineering Body of Knowledge (SEBoK): version 1.0. Hoboken: The Trustees of the Stevens Institute of Technology, 2012. 609 p.
9. Erokhina E. A. Teoriia ekonomicheskogo razvitiia: sistemno-samoorganizatsionnyi podkhod [Theory of economic development: system- and self-organized approach]. Tomsk: Izd-vo Tom. un-ta, 1999. 160 p.
The article submitted to the editors 07.04.2016
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS
Smitskikh Xenia Viktorovna - Russia, 690035, Vladivostok; Vladivostok State University of Economics; Senior Lecturer of the Department "Economics and Management"; Kseniya.Smitskih @vvsu.ru.
Terentyeva Tatiana Valerevna - Russia, 690035, Vladivostok; Vladivostok State University of Economics; Doctor of Economics, Assistant Professor of the Department "Economics and Management"; Tatyana.Terenteva@vvsu.ru.