Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия при ведении оперативно-розыскной операции органами внутренних дел'

Особенности взаимодействия при ведении оперативно-розыскной операции органами внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
480
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНАЯ ОПЕРАЦИЯ / ОПЕРАТИВНЫЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ / ОРГАНЫ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ / РЕКОГНОСЦИРОВКА / КОНСПИРАЦИЯ / КОНФИДЕНТ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Иванов Святослав Игоревич

Введение: в статье рассматриваются проблемные вопросы организации взаимодействия в ходе оперативно-розыскных операций органов внутренних дел (ОВД), в том числе система научных взглядов на проблематику, на основе чего предлагаются пути его совершенствования. Материалы и методы: при рассмотрении вопросов взаимодействия при проведении оперативно-розыскной операции органами внутренних дел исследовались работы А.В. Бецкова, Ю.В. Дубко, А.И. Музеева, А.С. Самоделкина, О.Б. Трошина, А.М. Чеченова, результаты анкетирования сотрудников подразделений уголовного розыска, проходивших обучение по дополнительным профессиональным программам в Крымском филиале Краснодарского университета МВД России в 2018 2019 гг., применялись общенаучный диалектический, структурно-логический, функциональный и логико-семантический методы, методы анализа, синтеза, классификации и группировки. Результаты исследования: проведен сравнительный анализ механизмов взаимодействия в оперативно-розыскных операциях с иными операциями, которые проводятся ОВД; раскрыты особенности механизмов, влияющих на организацию взаимодействия; сформулированы требования к организации взаимодействия при проведении оперативно-розыскных операций. Обсуждение и заключения: обоснована авторская позиция, согласно которой вопросы организации и осуществления взаимодействия в ходе оперативно-розыскных операций необходимо закрепить в нормативных актах МВД России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Interaction of Internal Affairs Agencies in Investigation

Introduction: the article deals with the issues of interaction during investigations of the internal affairs agencies, and the system of academic views on the issues on the basis of which the ways of its improvement are proposed. Materials and Methods: the works of A.V. Betskov, Yu.V. Dubko, A.I. Muzeyev, A.S. Samodelkin, O.B. Troshin, A.M. Chechenov, the results of the survey of employees of criminal investigation units trained in additional professional programs at the Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2018-2019 were studied, general academic dialectic, structural-logical, functional and logical-semantic methods, methods of analysis, synthesis, classification and grouping were used. Results: a comparative analysis of the mechanisms of interaction in investigations with other operations that are conducted by the internal affairs agencies is made. The features of the mechanisms that affect the organization of interaction are disclosed. The requirements for the organization of interaction in investigations were presented. Discussion and Conclusions: the author’s position that the organization and implementation of interaction in the investigations should be fixed in the regulations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is justified.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия при ведении оперативно-розыскной операции органами внутренних дел»

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(39) 2020

УДК 343.14

DOI: 10.24420/KUI.2020.39.1.017

С.И. Иванов

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕИСТВИЯ ПРИ ВЕДЕНИИ ОПЕРАТИВНО-РОЗЫСКНОЙ ОПЕРАЦИИ ОРГАНАМИ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

PECULIARITIES OF INTERACTION OF INTERNAL AFFAIRS AGENCIES IN INVESTIGATION

Введение: в статье рассматриваются проблемные вопросы организации взаимодействия в ходе оперативно-розыскных операций органов внутренних дел (ОВД), в том числе система научных взглядов на проблематику, на основе чего предлагаются пути его совершенствования.

Материалы и методы: при рассмотрении вопросов взаимодействия при проведении оперативно-розыскной операции органами внутренних дел исследовались работы А.В. Бецкова, Ю.В. Дубко, А.И. Музеева, А.С. Самоделкина, О.Б. Трошина, А.М. Чеченова, результаты анкетирования сотрудников подразделений уголовного розыска, проходивших обучение по дополнительным профессиональным программам в Крымском филиале Краснодарского университета МВД России в 2018 - 2019 гг., применялись общенаучный диалектический, структурно-логический, функциональный и логико-семантический методы, методы анализа, синтеза, классификации и группировки.

Результаты исследования: проведен сравнительный анализ механизмов взаимодействия в оперативно-розыскных операциях с иными операциями, которые проводятся ОВД; раскрыты особенности механизмов, влияющих на организацию взаимодействия; сформулированы требования к организации взаимодействия при проведении оперативно-розыскных операций.

Обсуждение и заключения: обоснована авторская позиция, согласно которой вопросы организации и осуществления взаимодействия в ходе оперативно-розыскных операций необходимо закрепить в нормативных актах МВД России.

Ключевые слова: взаимодействие, оперативно-розыскная операция, оперативные подразделения, органы внутренних дел, рекогносцировка, конспирация, конфидент

Автор выражает признательность рецензенту, проводившему слепое анонимное рецензирование данной работы.

Для цитирования: Иванов С.И. Особенности взаимодействия при ведении оперативно-розыскной операции органами внутренних дел // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2020. Т. 11, № 1. С.108 - 112. DOI: 10.24420/KUI.2020.39.1.017

Introduction: the article deals with the issues of interaction during investigations of the internal affairs agencies, and the system of academic views on the issues on the basis of which the ways of its improvement are proposed.

Materials and Methods: the works of A.V. Betskov, Yu.V. Dubko, A.I. Muzeyev, A.S. Samodelkin, O.B. Troshin, A.M. Chechenov, the results of the survey of employees of criminal investigation units trained in additional professional programs at the Crimean branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russia in 2018-2019 were studied, general academic dialectic, structural-logical, functional and logical-semantic methods, methods of analysis, synthesis, classification and grouping were used.

Results: a comparative analysis of the mechanisms of interaction in investigations with other operations that are conducted by the internal affairs agencies is made. The features of the mechanisms that affect the organization of interaction are disclosed. The requirements for the organization of interaction in investigations were presented.

Discussion and Conclusions: the author's position that the organization and implementation of interaction in the investigations should be fixed in the regulations of the Ministry of Internal Affairs of Russia is justified.

Key words: interaction, operational-search operation, operational units, internal affairs agencies, reconnaissance, conspiracy, confidant

The author expresses his gratitude to reviewer who conducted double-blind peer review. For citation: Ivanov S.I. Peculiarities of Interaction of Internal Affairs Agencies in Investigation// Bulletin of the Kazan Law Institute of MIA of Russia. 2020. V. 11, No 1. P. 108 - 112. DOI: 10.24420/KUI.2020.39.1.017

Введение

Взаимодействие - один из основных принципов оперативно-розыскной тактики, предполагающий координацию и согласование усилий органов внутренних дел и их оперативных подразделений, основной отличительный и неотделимый признак любой операции, проводимой ОВД - специальной, оперативно-профилактической, оперативно-розыскной и др. По своему определению операция предполагает обязательное согласование усилий по цели, времени, месту, объекту, способам действий. Именно на идее постоянного взаимодействия зиждется сущность операции, поскольку осознание всеми ее участниками того, что любое ошибочное действие или бездействие кого-либо из них может свести на нет усилия многих, является побудительным мотивом к усилению персональной личной ответственности.

Обзор литературы

Различные аспекты организации взаимодействия ОВД с другими правоохранительными органами исследованы в работах А.В. Бецкова, Ю.В. Дубко, А.И. Музеева, А.С. Само-делкина, О.Б. Трошина, А.М. Чеченова и многих других. Вместе с тем вопросы организации взаимодействия непосредственно при проведении оперативно-розыскных операций (далее - ОРО) остаются мало исследованными. Указанные обстоятельства требуют подробного рассмотрения внутреннего взаимодействия оперативных подразделений ОВД и других участников данных операций.

Материалы и методы Общая теоретическая основа, разработанная вышеуказанными авторами, с учетом принципиальной однотипности всех операций позволяет при обязательном учете особенностей, присущих именно ОРО, обобщить практический опыт взаимодействия оперативных и иных подразделений, рядовых участников таких операций. Одновременно подвергались анализу труды по вопросам взаимодействия в специальных операциях, использовался личный опыт оперативной работы автора и материалы анкетирования оперативных сотрудников. Применялись общенаучный диалектический, структурно-логический, функциональный и логико-семантический методы, методы анализа, синтеза, классификации и группировки.

Результаты исследования Одним из основных факторов, влияющих на результативность оперативно-розыскной деятельности (далее - ОРД) ОВД, является качество ор-

ганизации взаимодействия с другими правоохранительными органами, их оперативными аппаратами, следственными подразделениями, государственными органами власти и управления, а также с другими субъектами, с которыми организация взаимодействия оперативных подразделений всегда была в центре внимания практиков и ученых, исследовавших пути повышения эффективности оперативно-розыскной деятельности органов и подразделений внутренних дел [1, с. 62].

В научной литературе представлено несколько определений ОРО, однако мы придерживаемся формулировок, предложенных Ю.В. Дубко и А.В. Копаном для всего класса операций, проводимых ОВД. Под ОРО мы понимаем организационную форму осуществления оперативными подразделениями ОВД своей оперативной функции, являющейся системой оперативно-розыскных мероприятий и иных действий, направленных на решение задач ОРД, осуществляемых в соответствии с единым замыслом, на основе единого плана и согласованных по цели, времени, месту, объекту и способам действий [2, с. 112]. Иными словами, в отличие от оперативно-розыскных мероприятий (далее - ОРМ), ОРО немыслима без организации и постоянного поддержания взаимодействия между всеми ее участниками. Исходя из определения, именно согласование действий является необходимым признаком любой операции, причем понятия «согласование» и «взаимодействие» нами рассматриваются как синонимы.

Применительно к ОРД взаимодействие в ОВД А.С. Самоделкиным определяется как основанное на законодательных и ведомственных нормативных актах сотрудничество, совместная или согласованная деятельность оперативных подразделений указанных органов, осуществляемая в пределах их полномочий и направленная на решение задач ОРД [3, с. 46]. По мнению Ю.В. Дубко, «под взаимодействием следует понимать комплекс совместных или согласованных по цели, времени, месту действий двух или более субъектов (органов, служб, подразделений и т.п.) для решения задач, требующих совместных усилий, проводимых на основе законов и подзаконных актов присущими взаимодействующим субъектам силами, средствами, методами» [4, с. 627]. При ведении ОРО требуется согласование действий как всех рядовых участников операции (оперативных работников, конфидентов и т.п.), так и различных подразделений, если есть необходимость их привлечения к ОРО. Это могут

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(39) 2020

быть подразделения специальных технических мероприятий, оперативно-розыскной информации, оперативно-поисковые и другие оперативные подразделения, а также службы и подразделения ОВД, привлекаемые для участия в различного рода организационных, вспомогательных и обеспечивающих действиях, предусмотренных замыслом и планом ОРО.

Поэтому уже на стадии выработки общего замысла и плана операции, наряду с оценкой оперативной обстановки и оперативно-розыскной ситуации, возможностей противоборствующей стороны и собственных сил и средств, включая потенции негласного аппарата, особое внимание уделяется вопросам организации взаимодействия между всеми участниками операции, в том числе дополнительно привлеченными из других территориальных органов МВД России.

К тактическим способам действий оперативно-розыскной тактики и ОРМ предлагаем относить простые ОРМ, оперативную игру, оперативные комбинации [5, с. 105], а к организационным, вспомогательным и обеспечивающим способам действий - комплекс других мер и действий, не включенных по различным основаниям в Федеральном законе об ОРД в перечень ОРМ. Уверены, что достижение целей ОРД в большинстве случаев без применения таких мер либо вообще невозможно, либо может привести к срыву операции. Именно по этим способам действий должны согласовываться усилия участников ОРО.

Как правило, вопросы взаимодействия отражаются в отдельных пунктах плана с обязательным указанием ответственных за их исполнение и сроков. В литературе, посвященной проведению операций (главным образом специальных), часто указывается, что главные вопросы взаимодействия отображаются в плановой таблице взаимодействия [6, с. 177]. Таблицы взаимодействия заимствованы из военной науки и для ОРО могут применяться только по требованию руководства.

В соответствии с принципом конспирации доведение замысла и плана до исполнителей имеет свою специфику. Обычно исполнители знакомятся с замыслом и планом только в части, каждого из них касающейся. Считаем, что в целом такой порядок формально противоречит постулату, что поддержание непрерывного взаимодействия в ходе выполнения задач достигается глубоким пониманием замысла руководителя, твердым знанием своих задач, задач соседей и т.д. [6, с. 177]. Однако отступление от принципа конспирации ведет к провалу ОРО и тяжким последствиям. В этих условиях исключительно важны установившиеся взаимоотношения исполнителей с руководителем операции.

По нашему убеждению, руководитель ОРО должен обладать не просто формальным авторитетом своей должности, но и неформальным лидерством в своем коллективе и желательно среди взаимодействующих подразделений.

Определенные особенности взаимодействия отдельных участников операции присущи оперативному внедрению, которое является основным содержанием ряда ОРО или их начального этапа. Добывание оперативной информации о намерениях, составе, возможностях и т.п. организованной преступной группы (далее - ОПГ), как правило, невозможно иным путем, как только с помощью внедренных или приобретенных в ней конфидентов. И здесь мы согласны с Н.Д. Абдуллаевой, которая считает, что экстренное оперативное внедрение также связано с повышенным риском, поскольку в большинстве случаев проходит при недостатке информации, что может вызвать негативные последствия [7, с. 74]. Именно поэтому для поддержания постоянного взаимодействия со всеми подразделениями, группами, участниками требуется хорошо продуманная система связи.

Взаимодействующие силы и средства - силы и средства оперативных подразделений и, при необходимости, спецподразделений, нарядов патрульно-постовой службы, постов ГИБДД, других подразделений ОВД, временно используемых для выполнения единых задач ОРО, но действующих по собственной, присущей данному подразделению тактике. Оперативные подразделения призваны обеспечить сбор и обработку оперативной информации для руководителя ОРО, а также непосредственное участие в проведении оперативно-розыскных мероприятий, являющихся тактическими способами действий в операции. Как свидетельствует практика, для эффективного взаимодействия этих подразделений необходимы предварительные совместные тренировки, а при отсутствии такой возможности - совместные рекогносцировки перед соответствующими этапами операции, на которых и будут согласовываться предстоящие действия по цели, времени, месту (объектам) и способам действий.

К аналогичным выводам приходят и большинство сотрудников подразделений уголовного розыска (76,2 %), проходивших обучение по дополнительным профессиональным программам в Крымском филиале Краснодарского университета МВД России в 2018-2019 гг. Руководитель операции ставит конкретные задачи, определяет порядок взаимодействия, проводит инструктаж непосредственно перед операцией. Инструктаж должен быть максимально подробным. Кроме порядка взаимодействия, подлежат выяснению все предстоящие задачи. Безусловно, разведка, совмещенная

с рекогносцировкой и подробным инструктажом, способствует успеху операции.

Мы солидарны с позицией А.М. Чеченова, что подобные действия должны проводиться именно на тактическом уровне. «Тактический уровень охватывает, как правило, горрайорган (...), является первым и основным уровнем (...). Именно здесь в конечном счете решаются стоящие перед всей группировкой сил и средств задачи (...). При планировании и руководстве действиями учитываются и определяются задачи каждой группы, а при необходимости и каждого сотрудника» [8, с. 155]. На всех этапах ОРО взаимодействие должно осуществляться при «четком определении роли каждой из взаимодействующих сторон, в том числе определении порядка действий каждого сотрудника. Взаимодействие должно отвечать принципам законности, координированности, непрерывности, нормированности, паритетности, маневренности и специализированности» [9, с. 84]. Добавим к этому еще обязательные для ОРО принципы конспирации и обеспечения внезапности. Связь этих двух принципов очевидна: без соблюдения конспирации практически невозможно достичь внезапности. Кроме того, без зашифровки действий и внезапности трудно достичь успеха в операции. Но принцип взаимодействия, точнее, его обеспечение, трудно согласуется с принципами конспирации и внезапности, поскольку усложняет процесс подготовки действий и доведения задач до исполнителей. При проведении ОРО нужно проявить высокий профессионализм, чтобы, умело совмещая эти три принципа (взаимодействие, конспирация и внезапность), добиваться успеха.

Стоит подчеркнуть, что в ходе любой операции приходится организовывать, уточнять, поддерживать и восстанавливать утраченное взаимодействие между различными подразделениями и отдельными участниками. Поэтому эти вопросы требуют постоянного внимания руководителя ОРО, группы управления, старших оперативных и иных подразделений, принимающих участие в операции. Соответственно, утрата взаимодействия в ходе действий должна рассматриваться как совершенно нетерпимая и требующая принятия неотложных мер по его восстановлению.

По нашему мнению, оперативно-тактическое взаимодействие всех сил и средств, привлекаемых к ОРО, должно обеспечиваться временным подчинением старших всех оперативных, обеспечивающих и других групп одному органу управления -руководителю операции и его группе управления, выполняющей функции штабного подразделения. Необходимыми условиями для организации и поддержания взаимодействия являются: единое пони-

мание руководителями оперативных групп замысла и плана операции; единое понимание всеми участниками ОРО содержания задач, способов совместных действий по их выполнению; постоянный контроль за поддержанием взаимодействия, внесение своевременных корректив в план и немедленное реагирование на доклады подчиненных об утрате взаимодействия, когда они не в силах восстановить его. Отличительной чертой ОРО от других операций, осуществляемых ОВД, является соблюдение мер конспирации при постановке задач исполнителям. Одной из форм доведения задач является инструктаж непосредственно перед действиями в ходе очередного этапа операции, когда достигается максимальное ограничение числа сотрудников, посвящаемых в цели операции.

По справедливому мнению Ю.В. Дубко, вопросы, рассматриваемые на инструктаже, должны включать: 1) решаемые задачи; 2) порядок их выполнения по месту, объекту и времени; 3) тактические способы совместных действий (в данном случае кроме ОРМ должны рассматриваться и блокирование, оперативный захват (силовое, как правило, зашифрованное задержание и т.д.)); 4) организацию связи и взаимной информации (при необходимости - применение переговорных таблиц для конспирации связи); 5) организацию взаимного опознавания, оповещения, целеуказания; 6) сигналы взаимодействия и управления. В масштабных операциях необходимо согласование действий подразделений, осуществляющих всестороннее обеспечение ОРО по месту и времени [4, с. 641].

Обсуждение и заключения

На наш взгляд, оперативно-розыскная операция является именно той организационной формой оперативной деятельности ОВД, которой в наибольшей степени свойственно взаимодействие всех ее участников. Мысль о постоянном поддержании взаимодействия, согласовании всех действий по цели, способу, месту (объектам), времени красной нитью проходит сквозь всю операцию -от разработки замысла, плана до практического их осуществления. Взаимодействие - неотъемлемый определяющий признак ОРО, поскольку игнорирование его всегда приводит к неудаче и зачастую к тяжким негативным последствиям. Имеющиеся в статье рекомендации по подготовке плана и замысла, конспиративной системе связи, разведке, рекогносцировке и др. имеют практическое значение. Все эти и другие вопросы организации взаимодействия в ОРО должны найти закрепление в нормативном акте МВД России, регламентирующем основы организации и тактики оперативно-розыскной деятельности ОВД для использования их на практике в оперативно-служебной деятельности.

ВЕСТНИК

Казанского юридического института МВД России

№ 1(39) 2020

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Музеев А.И. Внутреннее взаимодействие органов внутренних дел по борьбе с бандитизмом // Вестник Казанского юридического института МВД России. 2012. № 3. С. 62 - 69.

2. Иванов С.И. Оперативно-розыскная операция: понятие и основные особенности // Вестник Уральского юридического института МВД России. 2018. № 4. С. 109 - 113.

3. Самоделкин А.С. Взаимодействие оперативных подразделений как элемент координации оперативно-розыскной деятельности // Вестник Воронежского института МВД России. 2014. № 2. С. 42 - 47.

4. Дубко Ю.В. Управление органами внутренних дел в особых условиях: монография. Луганск: РИО ЛАВД, 2004. 776 с.

5. Иванов С.И. О тактических способах действий оперативно-розыскной тактики и оперативно-розыскных операций // Вестник Уральского юридического института. 2019. № 2. С. 102 - 106.

6. Трошин О.Б. Основы организации взаимодействия органов внутренних дел при проведении специальных операций // Вестник Московского университета МВД России. 2013. № 11. С. 175 - 177.

7. Абдуллаева Н.Д. Некоторые аспекты оперативного внедрения // Известия Байкальского государственного университета. 2006. С. 73 - 74.

8. Чеченов А.М. Особенности управления силами и средствами специальных подразделений МВД России в особых условиях // Теория и практика общественного развития. 2014. № 21. С. 154 - 156.

9. Бецков А.В. Организация взаимодействия органов внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы войск Национальной гвардии при участии в проведении контртеррористической операции (административно-правовые аспекты) // Труды Академии управления МВД России. 2018. № 3. С. 80 - 85.

REFERENCES

1. Muzeev A.I. Vnutrennee vzaimodejstvie organov vnutrennih del po bor'be s banditizmom // Vestnik Kazanskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2012. № 3. S. 62 - 69.

2. Ivanov S.I. Operativno-rozysknaya operaciya: ponyatie i osnovnye osobennosti // Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii. 2018. № 4. S. 109 - 113.

3. Samodelkin A.S. Vzaimodejstvie operativnyh podrazdelenij kak element koordinacii operativno-rozysknoj deyatel'nosti // Vestnik Voronezhskogo instituta MVD Rossii. 2014. № 2. S. 42 - 47.

4. Dubko YU.V. Upravlenie organami vnutrennih del v osobyh ucloviyah: monografiya. Lugansk: RIO LAVD, 2004. 776 s.

5. Ivanov S.I. O takticheskih sposobah dejstvij operativno-rozysknoj taktiki i operativno-rozysknyh operacij // Vestnik Ural'skogo yuridicheskogo instituta. 2019. № 2. S. 102 - 106.

6. Troshin O.B. Osnovy organizacii vzaimodejstviya organov vnutrennih del pri provedenii special'nyh operacij // Vestnik Moskovskogo universiteta MVD Rossii. 2013. № 11. S. 175 - 177.

7. Abdullaeva N.D. Nekotorye aspekty operativnogo vnedreniya // Izvestiya Bajkal'skogo gosudarstvennogo universiteta. 2006. S. 73 - 74.

8. CHechenov A.M. Osobennosti upravleniya silami i sredstvami special'nyh podrazdelenij MVD Rossii v osobyh usloviyah // Teoriya i praktika obshchestvennogo razvitiya. 2014. № 21. S. 154 - 156.

9. Beckov A.V. Organizaciya vzaimodejstviya organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii i Federal'noj sluzhby vojsk Nacional'noj gvardii pri uchastii v provedenii kontrterroristicheskoj operacii (administrativno-pravovye aspekty) // Trudy Akademii upravleniya MVD Rossii. 2018. № 3. S. 80 - 85.

Об авторе: Иванов Святослав Игоревич, кандидат юридических наук, доцент, начальник кафедры оперативно-разыскной деятельности и специальной техники Крымского филиала Краснодарского университета МВД России e-mail: sviatoslavigor@gmail.com © Иванов И.А., 2020

About the author: Ivanov Svyatoslav I., Candidate of Law (Research doctorate), Associate Professor, Head of the Department of Investigative Activities and Special Equipment of the Crimean Branch, the Krasnodar University of MIA of Russia

Статья получена: 06.02.2020. Статья принята к публикации: 18.03.2020. Статья опубликована онлайн: 27.03.2020.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи. The author has read and approved the final manuscript.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.