Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МИГРАЦИОННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ)'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МИГРАЦИОННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МИГРАЦИЯ / БЕЗОПАСНОСТЬ / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ОРГАН ГОСУДАРСТВА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ / ЮРИДИЧЕСКАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Трифонова Кристинэ Васаковна, Трифонов Сергей Геннадиевич

Рассматривается проблема незаконной миграции, которая является особенностью мира в эпоху глобализации и относительной открытости государственных границ и оказывает негативное влияние на экономику, сферу борьбы с преступностью и безопасность в самом широком понимании данного термина. Анализируются особенности взаимодействия правоохранительных органов в сфере привлечения к публично-правовой ответственности (на примере миграционной ответственности). Методологическую основу научного исследования составляют общенаучные (анализ и синтез, сравнение, описание, обобщение, моделирование) и частно-научные (сравнительно-правовой, правовое моделирование, формально-юридический, анализ документов) методы. Предположено, что под взаимодействием правоохранительных органов в миграционной сфере в контексте осуществления (реализации) миграционной безопасности следует понимать совместную согласованную деятельность правоохранительных органов в пределах их полномочий, основанную на законах и подзаконных нормативных актах, по совместному решению поставленных перед ними задач в сфере соблюдения миграционного законодательства, в том числе в виде профилактики и предупреждения миграционных правонарушений. Проанализировав ряд субъектов, вовлеченных в обеспечение миграционной безопасности, их полномочия и порядок взаимодействия, приходим к выводам, что в настоящее время взаимодействие между правоохранительными органами проходит, как правило, в формах межведомственного информационного обмена, а также организации постоянно действующих рабочих групп из числа представителей субъектов взаимодействия; организации совместных проверок по исполнению миграционного законодательства. Отмечается использование и иных форм (проведение координационных совещаний, межведомственных совещаний руководителей правоохранительных органов; организация совместных семинаров, конференций, в том числе научно-практических; совместных научных, мониторинговых исследований, социологических опросов и т. д.) взаимодействия в контексте привлечения к публично-правовой ответственности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Трифонова Кристинэ Васаковна, Трифонов Сергей Геннадиевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERACTION OF LAW ENFORCEMENT AUTHORITIES IN THE FIELD OF BRINGING TO PUBLIC LEGAL RESPONSIBILITY (BY THE EXAMPLE OF MIGRATION RESPONSIBILITY)

Feature of the world in the era of globalization and the relative openness of state borders is, along with many others, also the problem of illegal migration, which has a negative impact on the economy, the fight against crime and security in the broadest sense of the term. The purpose of the article is an attempt to analyze the features of the interaction of law enforcement agencies in the field of bringing to public liability (on the example of migration liability). The methodological basis of scientific research is general scientific (analysis and synthesis, comparison, description, generalization, modeling) and private scientific (comparative legal, legal modeling, formal legal, document analysis) methods. Thus, after conducting a study, we consider it possible to establish that the interaction of law enforcement agencies in the migration sphere in the context of the implementation (implementation) of migration security, in our opinion, should be understood as joint coordinated activities of law enforcement agencies within their powers, based on laws and by-laws, on the joint solution of the tasks assigned to them in the field of compliance with migration legislation, including in the form of prevention and prevention of migration offenses. After analyzing a number of entities involved in ensuring migration security, their powers and the procedure for interaction, we come to the conclusion that at present, interaction between law enforcement agencies takes place, as a rule, in the form of interdepartmental information exchange, as well as the organization of permanent working groups from among representatives of the subjects of interaction; organization of joint inspections on the implementation of migration legislation. Other forms are also used (holding coordination meetings; holding interdepartmental meetings of heads of law enforcement agencies; organizing joint seminars, conferences, including scientific and practical ones; organizing joint scientific, monitoring studies, sociological surveys, etc.) of interaction in the context of involving public liability.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МИГРАЦИОННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ)»

УДК 342.5

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В СФЕРЕ ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ПУБЛИЧНО-ПРАВОВОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ (НА ПРИМЕРЕ МИГРАЦИОННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ)

Трифонова К. В., Трифонов С. Г.

Крымский филиал Российского государственного университета правосудия, г. Симферополь, Россия

Аннотация. Рассматривается проблема незаконной миграции, которая является особенностью мира в эпоху глобализации и относительной открытости государственных границ и оказывает негативное влияние на экономику, сферу борьбы с преступностью и безопасность в самом широком понимании данного термина. Анализируются особенности взаимодействия правоохранительных органов в сфере привлечения к публично-правовой ответственности (на примере миграционной ответственности). Методологическую основу научного исследования составляют общенаучные (анализ и синтез, сравнение, описание, обобщение, моделирование) и частно-научные (сравнительно-правовой, правовое моделирование, формально-юридический, анализ документов) методы. Предположено, что под взаимодействием правоохранительных органов в миграционной сфере в контексте осуществления (реализации) миграционной безопасности следует понимать совместную согласованную деятельность правоохранительных органов в пределах их полномочий, основанную на законах и подзаконных нормативных актах, по совместному решению поставленных перед ними задач в сфере соблюдения миграционного законодательства, в том числе в виде профилактики и предупреждения миграционных правонарушений. Проанализировав ряд субъектов, вовлеченных в обеспечение миграционной безопасности, их полномочия и порядок взаимодействия, приходим к выводам, что в настоящее время взаимодействие между правоохранительными органами проходит, как правило, в формах межведомственного информационного обмена, а также организации постоянно действующих рабочих групп из числа представителей субъектов взаимодействия; организации совместных проверок по исполнению миграционного законодательства. Отмечается использование и иных форм (проведение координационных совещаний, межведомственных совещаний руководителей правоохранительных органов; организация совместных семинаров, конференций, в том числе научно-практических; совместных научных, мониторинговых исследований, социологических опросов и т. д.) взаимодействия в контексте привлечения к публично-правовой ответственности.

Ключевые слова: миграция, безопасность, правоохранительная деятельность, орган государства, взаимодействие, юридическая ответственность.

FEATURES OF INTERACTION OF LAW ENFORCEMENT AUTHORITIES IN THE FIELD OF BRINGING TO PUBLIC LEGAL RESPONSIBILITY (BY THE EXAMPLE OF MIGRATION RESPONSIBILITY)

Trifonova K. V., Trifonov S. G.

Crimean Branch Russian State University of Justice, Simferopol, Russian Federation

Abstract. Feature of the world in the era of globalization and the relative openness of state borders is, along with many others, also the problem of illegal migration, which has a negative impact on the economy, the fight against crime and security in the broadest sense of the term. The purpose of the article is an attempt to analyze the features of the interaction of law enforcement agencies in the field of bringing to public liability (on the example of migration liability). The methodological basis of scientific research is general scientific (analysis and synthesis, comparison, description, generalization, modeling) and private scientific (comparative legal, legal modeling, formal legal, document analysis) methods. Thus, after conducting a study, we consider it possible to establish that the interaction of law enforcement agencies in the migration sphere in the context of the implementation (implementation) of migration security, in our opinion, should be understood as joint coordinated activities of law enforcement agencies within their powers, based on laws and by-laws, on the joint solution of the tasks assigned to them in the field of compliance with migration legislation, including in the form of prevention and prevention of migration offenses. After analyzing a number of entities involved in ensuring migration security, their powers and the procedure for interaction, we come to the conclusion that at present, interaction between law enforcement agencies takes place, as a rule, in the

form of interdepartmental information exchange, as well as the organization of permanent working groups from among representatives of the subjects of interaction; organization of joint inspections on the implementation of migration legislation. Other forms are also used (holding coordination meetings; holding interdepartmental meetings of heads of law enforcement agencies; organizing joint seminars, conferences, including scientific and practical ones; organizing joint scientific, monitoring studies, sociological surveys, etc.) of interaction in the context of involving public liability.

Keywords: migration, security, law enforcement, state body, interaction, legal responsibility.

В условиях глобализации в XXI в. незаконная миграция стала одним из главных вызовов современности. Это вызов для межгосударственных отношений, реальная угроза стабильности странам и отдельным регионам мира. При этом незаконная миграция представляет угрозу не только и не столько сама по себе. Она тесно связана с такими формами трансграничной преступности, как международный терроризм, торговля оружием, незаконный оборот наркотиков и торговля людьми.

Взгляд на миграцию через призму безопасности — относительно новый феномен, возникший после окончания холодной войны. Важнейшими объектами внимания специалистов в сфере безопасности стали лица и организации иностранного происхождения, пытающиеся пересечь границы и вести свою деятельность на территории страны в обход закона, будь то нелегальные трудовые мигранты или члены транснациональных преступных группировок [3; 4, р. 249; 5, р. 63; 6].

Основные угрозы безопасности сегодня связаны с незаконными перемещениями через границу, которые сопровождаются, как правило, разными типами правонарушений: от подделки документов и взяток до уклонения от уплаты налогов и занятия преступной деятельностью (нелегальное производство, перевозка и сбыт запрещенных товаров). Масштаб нелегальной миграции сегодня, по оценкам экспертов, составляет примерно 20 % всех миграционных потоков.

Процесс незаконной международной миграции в той или иной мере затрагивает все государства — участники СНГ, все мировое сообщество, оказывая влияние на экономическую, политическую, социальную сферы жизни общества, а также сферу борьбы с преступностью.

Представляется возможным рассматривать миграционную безопасность как самостоятельный вид, как часть целого, как полноправного автора обеспечения национальной безопасности, учитывая определенное влияние

миграции на все ее составные части — общественную, социальную, демографическую, экономическую. Исследуемый феномен для этого обладает всеми необходимыми институциональными признаками [1, с. 223-220].

Важнейшую роль в вопросах противодействия, профилактики и предупреждения совершения миграционных правонарушений играет эффективное взаимодействие правоохранительных органов.

К сожалению, нормативное определение взаимодействия правоохранительных органов в миграционной сфере в настоящее время отсутствует.

Единственным документом, который сформулировал данную дефиницию в настоящее время, стали методические рекомендации «Обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с правоохранительными органами в рамках организации противодействия коррупции в федеральном органе исполнительной власти». Под взаимодействием в данном документе понимается основанная на законах и подзаконных нормативных актах, согласованная по целям, месту и времени деятельность различных исполнителей по совместному решению поставленных перед ними задач1.

Если провести аналогию и за основу взять данную формулировку, то под взаимодействием правоохранительных органов в миграционной сфере в контексте осуществления (реализации) миграционной безопасности, на наш взгляд, следует понимать совместную согласованную деятельность правоохранительных органов в пределах их полномочий, основанную

1 Обеспечение эффективного взаимодействия федеральных органов исполнительной власти с правоохранительными органами в рамках организации противодействия коррупции в федеральном органе исполнительной власти : методические рекомендации (одобрены президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции) (протокол от 25 сент. 2012 г. № 34). URL: https://fas.gov.ru/upload/anticorruption/mr2.pdf (дата обращения: 15.05.2022).

глаголъ

правосудия

на законах и подзаконных нормативных актах, по совместному решению поставленных перед ними задач в сфере соблюдения миграционного законодательства, в том числе и в виде профилактики и предупреждения миграционных правонарушений. В целях эффективного взаимодействия правоохранительных органов при выявлении и расследовании правонарушений и преступлений в миграционной сфере создаются межведомственные рабочие группы.

Рассмотрим особенности взаимодействия государственных органов на примере некоторых правоохранительных органов, вовлеченных в сферу привлечения к публично-правовой ответственности (на примере миграционной).

Начнем исследования с МВД РФ в связи с тем, что после реорганизации ФМС РФ именно данный орган стал правопреемником. Главное управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел РФ (ГУВМ МВД России) является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ, обеспечивающим и осуществляющим в пределах своей компетенции функции Министерства по выработке и реализации государственной политики, а также нормативно-правовому регулированию в сфере миграции.

В ряде административных регламентов1 по предоставлению различных государственных

1 Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене паспортов гражданина РФ, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской

Федерации : приказ МВД России от 16 нояб. 2020 г. № 773 (ред. от 08.11.2021) (зарегистрировано в Минюсте России 31.12.2020 № 62009) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2022). URL: http://pravo.gov.ru; Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по осуществлению миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ, форм заявления иностранного гражданина или лица без гражданства о регистрации по месту жительства, заявления о снятии иностранного гражданина или лица без гражданства с регистрации по месту жительства, уведомления о прибытии иностранного гражданина или лица без гражданства в место пребывания, отметок о регистрации (снятии с регистрации) иностранного гражданина или лица без гражданства по месту жительства, отметок о подтверждении выполнения принимающей стороной и иностранным гражданином или лицом без гражданства действий, необходимых для его постановки на учет по месту пребывания, проставляемых, в том числе, многофункциональным центром предоставления государствен-

услуг в сфере миграции установлен порядок взаимодействия подразделений по вопросам миграции с территориальными органами МВД России, организациями и подразделениями системы МВД России, с федеральными органами исполнительной власти, территориальными органами федеральных органов исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов России, органами местного самоуправления, многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, иными организациями при предоставлении миграционных услуг.

Согласно совместному Приказу МВД России, МИД России и ФСБ России от 13 июня 2018 г. № 367/10160/255 «О совершенствовании взаимодействия при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации»2 утверждается Инструкция о взаимодействии МВД РФ, МИД РФ и ФСБ РФ при рассмотрении вопросов гражданства Российской Феде-

ных и муниципальных услуг : приказ МВД России от 10 дек. 2020 № 856 (зарегистрировано в Минюсте России 12.02.2021 № 62483). URL: http://pravo.gov.ru; Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации : приказ МВД России от 31 марта 2021 г. № 186 (зарегистрировано в Минюсте России 19.05.2021 № 63515). URL: http://pravo.gov.ru; Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина РФ за пределами территории Российской Федерации, содержащих электронный носитель информации : приказ МВД России от 31 дек. 2019 г. № 996 (зарегистрировано в Минюсте России 27.02.2020 № 57627). URL: http://www.pravo.gov.ru; Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по регистрационному учету граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ : приказ МВД России от 31 дек. 2017 г. № 984 (зарегистрировано в Минюсте России 05.04.2018 № 50635). URL: http://www.pravo.gov.ru; Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел РФ по предоставлению государственной услуги по предоставлению статуса вынужденного переселенца и продлению срока его действия : приказ МВД России от 4 сент. 2019 г. № 602. URL: http://www.pravo.gov.ru 2 О совершенствовании взаимодействия при рассмотрении вопросов гражданства Российской Федерации : приказ Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства иностранных дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 13.06.2018 № 367/10160/255 // КонсультантПлюс : справочная правовая система.

глаголъ правосудия

рации, в которой учреждается сам порядок взаимодействия между министерствами и территориальными органами.

Также утвержден Порядок взаимодействия Министерства внутренних дел РФ и его территориальных органов с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами по контролю за исполнением иностранными гражданами и лицами без гражданства решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, вынесенных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами1.

Порядок определяет последовательность действий МВД России и Роспотребнадзора, их территориальных органов по вопросам обмена информацией при осуществлении мероприятий, связанных с исполнением вынесенных Роспотребнадзором и его территориальными органами решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. Взаимодействие в рамках вышеуказанного Порядка осуществляется по основным направлениям: информационному и организационному. Роспотребнадзор ежеквартально направляет в Главное управление по вопросам миграции МВД России информацию о количестве принятых решений о нежелательности пребывания (проживания).

Далее рассмотрим ФСБ РФ, так как взаимодействие ФСБ РФ с иными правоохранительными органами происходит в сфере противодействия проникновению террористов и их пособников на территорию России по миграционным каналам, а также включает в себя

1 Об утверждении Порядка взаимодействия Министерства внутренних дел Российской Федерации и его территориальных органов с Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами по контролю за исполнением иностранными гражданами и лицами без гражданства решений о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, вынесенных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и ее территориальными органами : приказ МВД России № 483, Роспотребнадзора № 653 от 27.07.2018 от 15 октября 2018 г. // Кон-сультантПлюс : справочная правовая система.

актуальные проблемы профилактики терроризма в среде трудовых мигрантов.

Одной из основных задач ФСБ России является организация в пределах ее полномочий во взаимодействии с федеральными органами государственной власти борьбы с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации, а также противодействия экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти2. И в соответствии с поставленной задачей ФСБ РФ осуществляет функцию, направленную на разработку в пределах своих полномочий во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти мер по борьбе с организованной преступностью, коррупцией, контрабандой, легализацией преступных доходов, незаконной миграцией, незаконным оборотом оружия, боеприпасов, взрывчатых и отравляющих веществ, наркотических средств и психотропных веществ, специальных технических средств, предназначенных для негласного получения информации по противодействию экстремистской деятельности, в том числе деятельности незаконных вооруженных формирований, преступных сообществ и групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью организацию вооруженного мятежа, насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, насильственный захват или насильственное удержание власти (п. 6)3; а также участвует в пределах своих полномочий в решении во-

2 Вопросы Федеральной службы безопасности Российской Федерации : указ Президента РФ от 11 авг. 2003 г. № 960 (ред. от 01.06.2021) / / КонсультантПлюс : справочная правовая система.

3 Там же.

просов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда в Российскую Федерацию (в том числе на территории, для въезда на которые требуется специальное разрешение) и выезда из Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства, их временного пребывания в Российской Федерации, оформления разрешения на временное проживание и вида на жительство, предоставления временного и политического убежища, признания беженцами на территории Российской Федерации, выявления информации о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом (п. 36).

Таким образом, видим, что взаимодействие ФСБ РФ с иными правоохранительными органами происходит в сфере противодействия проникновению террористов и их пособников на территорию России по миграционным каналам.

В условиях нарастания миграционного кризиса в Западной Европе и возможности переориентации миграционного потока на территорию России возрастает актуальность задач, связанных с противодействием на государственной границе незаконной миграции иностранных граждан. Принимаются меры по усилению оперативно-войскового прикрытия возможных маршрутов их незаконного проникновения на российскую территорию, наращиваются оперативные и технические возможности подразделений пограничных органов в пунктах пропуска.

В Соглашении о сотрудничестве пограничных войск в сфере пограничного контроля в пунктах пропуска через границы государств — участников СНГ с государствами, не входящими в Содружество, указывается, что государства — участники СНГ считают необходимым дальнейшее развитие взаимодействия пограничных войск с таможенными, миграционными, правоохранительными и другими заинтересованными органами сторон соглашения.

На органы прокуратуры возложены обеспечение законности в сфере миграции в качестве одного из актуальных направлений

надзорной деятельности, осуществление надзора за исполнением законодательства в этой сфере на системной основе, во взаимодействии с органами государственной власти и местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами, институтами гражданского общества.

Исходя из анализа содержания Приказа Генеральной прокуратуры РФ об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции (далее — Приказ)1, можно выявить различные направления взаимодействия с правоохранительными органами в исследуемой сфере. Прежде всего отметим информационное взаимодействие. Согласно п. 2.2 Приказа прокурорам в соответствии с их компетенцией предписывается организовать мониторинг сведений, характеризующих состояние законности в сфере миграции, в том числе статистических и других данных органов государственной власти, местного самоуправления, научных учреждений, публикаций в средствах массовой информации, обращений граждан в правоохранительные и контролирующие органы, иных источников. С целью выявления фактов массовых нарушений правил миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства — наладить взаимодействие с общественными объединениями граждан на поднадзорной территории. В качестве одного из источников информации использовать сеть Интернет, уделяя первоочередное внимание мониторингу сайтов общественных организаций, новостных сайтов.

Исходя из характера полученной информации, прокуратура осуществляет проверочные мероприятия, как самостоятельные, так и совместные, т. е. организует как самостоятельные, так и совместные проверки по исполнению миграционного законодательства.

В пункте 2.3 Приказа указано, что по информации о нарушении закона, требующем неотложного вмешательства прокурора, проверки организовываются незамедлительно. При выявлении данных, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении обязанностей, нарушениях миграционного законо-

1 Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства в сфере миграции : приказ Генеральной прокуратуры РФ от 1 июля 2015 г. № 343 // Консультант-Плюс : справочная правовая система.

дательства органами государственной власти, местного самоуправления, правоохранительными и контролирующими органами, необходимо планировать соответствующие надзорные мероприятия.

В случае получения данных об объектах незаконной миграции — требовать от органов МВД России и иных правоохранительных и контролирующих органов проведения проверок. Принимаются все необходимые меры для привлечения виновных лиц к установленной законом ответственности. Далее в п. 2.5 Приказа указано, что органы прокуратуры полномочны добиваться от органов МВД России надлежащего исполнения функциональных обязанностей по своевременному выявлению и пресечению нарушений миграционного законодательства, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности, в том числе по возбуждению дел об административных правонарушениях в отношении работодателей за незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. При проведении проверок исполнения органами МВД России административного законодательства — давать оценку фактам незаконного освобождения от ответственности юридических лиц — работодателей иностранных граждан и принимать меры прокурорского реагирования.

Необходимо понимать, что взаимодействие органов прокуратуры с иными правоохранительными органами происходит как по вертикали, так и по горизонтали.

Так, п. 2.9 Приказа уполномочивает органы прокуратуры в органах ФССП России и МВД России проверять соблюдение законодательства при осуществлении ими функций по выдворению, депортации (реадмиссии) иностранных граждан за пределы Российской Федерации, по их помещению в специально предназначенные для этого учреждения и содержанию в них. Регулярно с привлечением контролирующих органов организовывать проверки соответствия таких учреждений требованиям пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологического и иного законодательства.

Взаимодействие в форме предупреждающих и профилактических мероприятий выражается также в Приказе, в частности, п. 2.14 указывает — в соответствии с компетенцией принимать меры по активизации работы по выявлению и пресечению преступлений и правонарушений коррупционной направленности, совершаемых сотрудниками органов МВД России, ФССП России. Обеспечивая законность при проведении оперативно-разыскных мероприятий, принятии решений о представлении результатов оперативно-разыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд, особое внимание уделять работе по выявлению преступлений рассматриваемой категории подразделениями собственной безопасности правоохранительных органов. Необходимо акцентировать внимание на том, что в самом Приказе в п. 2.22 указано — в целях укрепления законности в сфере миграции активно использовать все возможные формы взаимодействия правоохранительных, контролирующих органов, органов государственной власти и местного самоуправления по предотвращению, своевременному выявлению, пресечению преступлений в этой сфере.

При реализации общих задач по исполнению законодательства и обеспечению правопорядка в сфере миграции — обеспечить обязательное исполнение принятых совместных решений, оперативный обмен информацией и согласованность действий. Ярким примером взаимодействия может служить опыт Прокуратуры Москвы, которая совместно с Росфинмониторингом разработала и применила на практике новую методику выявления мест концентрации иностранных граждан.

Росфинмониторинг предоставил данные о системе быстрых денежных переводов за рубеж. «Сведения о работающих офисах переводов денежных средств сотрудники прокуратуры наложили на карту города и определили места их концентрации, которые во многом совпали с расположенными рядом строительными и промышленными объектами. В перспективе такое взаимодействие с Росфинмо-ниторингом позволит устанавливать недобросовестных предпринимателей, использующих труд нелегальных мигрантов, сокращать серый сектор и выводить деньги из теневого оборота.

Федеральная служба по финансовому мониторингу призвана осуществлять функции по противодействию легализации (отмыванию)

доходов, полученных преступным путем, финансированию терроризма и распространения оружия массового уничтожения [2, с. 329].

Согласно п. 9.3 Указа Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 «Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу» данная служба разрабатывает самостоятельно и (или) во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, другими государственными органами и организациями меры по нейтрализации угроз национальной безопасности, возникающих в результате совершения операций (сделок) с денежными средствами или иным имуществом, и организует реализацию таких мер; взаимодействует и осуществляет информационный обмен в соответствии с международными договорами Российской Федерации или на основе принципа взаимности с компетентными органами иностранных государств в установленной сфере деятельности; взаимодействует от имени Российской Федерации по вопросам, относящимся к установленной сфере деятельности, с международными организациями, органами государственной власти, организациями и гражданами иностранных государств; направляет информацию в правоохранительные органы при наличии достаточных оснований полагать, что операция (сделка) связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, или финансированием терроризма, а также предоставляет информацию по запросам правоохранительных органов в соответствии с федеральными законами1.

Порядок, утвержденный Приказом Рос-финмониторинга от 11 января 2011 г., определяет перечень мероприятий, необходимых для принятия решения Федеральной службой по финансовому мониторингу о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства (далее — иностранный гражданин) в Российской Федерации, создающего угрозу безопасности Российской Федерации2.

1 Вопросы Федеральной службы по финансовому мониторингу (вместе с Положением о Федеральной службе по финансовому мониторингу) : указ Президента РФ от 13 июня 2012 г. № 808 (ред. от 05.03.2022) // Консультант-Плюс : справочная правовая система.

2 Об утверждении Порядка принятия решения Федеральной службой по финансовому мониторингу о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в РФ (зарегистрировано в Минюсте

Росфинмониторинг в пределах установленной компетенции рассматривает вопросы и принимает решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации по основаниям, предусмотренным ч. 4 ст. 25.10 Федерального закона от 15 августа 1996 г. № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию3 ».

Управление по противодействию финансированию терроризма Росфинмониторинга, рассматривая ходатайство и материалы, указанные в п. 5 вышеуказанного Порядка4, проверяет достаточность оснований для принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации, при необходимости запрашивает дополнительные документы и материалы, в том числе заключения Министерства внутренних дел РФ об отсутствии у указанного лица гражданства России, а также выявляет обстоятельства, препятствующие принятию указанного решения, тем самым взаимодействует с МВД РФ. В случае принятия решения о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина в Российской Федерации, направляет данное решение в соответствующий территориальный орган Росфинмониторинга, а также информирует о принятом решении Федеральную службу безопасности РФ и Министерство внутренних дел РФ.

Проанализировав ряд субъектов, вовлеченных в обеспечение миграционной безопасности, их полномочия и порядок взаимодействия, приходим к выводам, что в настоящее время взаимодействие между правоохранительными органами проходит, как правило, в формах межведомственного информационного обмена, а также организации постоянно действующих рабочих групп

России 10.02.2011 № 19781) : приказ Росфинмониторинга от 11 янв. 2011 г. № 2 (ред. от 20.12.2016) // Консультант-Плюс : справочная правовая система.

3 О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию : федер. закон от 15 авг. 1996 г. № 114-ФЗ / / КонсультантПлюс : справочная правовая система.

4 Об утверждении Порядка принятия решения Федеральной службой по финансовому мониторингу о нежелательности пребывания (проживания) иностранного гражданина или лица без гражданства в Российской Федерации (зарегистрировано в Минюсте России 10.02.2011 № 19781) : приказ Росфинмониторинга от 11 янв. 2011 г. № 2 (ред. от 20.12.2016) // КонсультантПлюс : справочная правовая система.

из числа представителей субъектов взаимодействия; организации совместных проверок по исполнению миграционного законодательства. Также используются и иные формы (проведение координационных совещаний, межведомственных совещаний руководителей правоохранительных органов; организация совместных семинаров, конференций, в том числе научно-практических, совместных научных, мониторинговых исследований, социологических опросов и т. д.) взаимодействия в контексте привлечения к публично-правовой ответственности.

Список литературы

1. Ефимова О. С., Лузина Т. В. Проблемы миграционной безонаспостп п региональные тенденции миграционных процессов // Бизнес. Образование. Право. Вестппк Волгоградского института бизнеса. 2019. № 1 (46). С. 213-220.

2. Финансовый мониторинг : учебное нособпе для бакалавриата п магистратуры / Д. Г. Братко, И. Е. Волуевпч, В. И. Глотов [п др.] ; нод ред.: Ю. Д. Чиханчина, Д. Г. Братко. М. : Юстицинформ, 2018. Т. 1. 696 с.

3. Andreas P. Redrawing the Line: Borders and Security in the Twenty-First Century // International Security. 2003. Vol. 28, N 2. P. 78-111.

4. Bigo D. Polices En Réseaux. L'expérience Européenne. P. : Presses de Sciences Po, 1996.

5. Bigo D. Security and Immigration: Toward a Critique of the Governmentality of Unease // Alternatives. 2002. N 27. P. 63-92.

6. Huysmans J., Squire V. Migration and Security // Handbook of Security Studies / ed. by M. Dunn Cavelty, V. Mauer. L. : Routledge, 2009.

Трифонова Кристинэ Васаковна - кандидат юридических наук, доцент, доцент кафедры административного и финансового права, кафедры гражданского права, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия (Россия, г. Симферополь), е-mail: kri-kazaryan@yandex.ru

Trifonova Kristine Vasakovna - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor, Associate Professor at the Department of Civil Law, Associate Professor of Administrative and Financial Law, Crimean Branch Russian State University of Justice (Simferopol, Russian Federation), e-mail: kri-kazaryan@yandex.ru

Трифонов Сергей Геннадиевич - кандидат юридических наук, доцент кафедры государственно-правовых дисциплин, Крымский филиал Российского государственного университета правосудия (Россия, г. Симферополь), е-mail: sergey3fonov@yandex.ru

Trifonov Sergey Gennadievich - Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor of the Department of Public Legal Disciplines, Crimean Branch Russian State University of Justice (Simferopol, Russian Federation), e-mail: ser-gey3fonov@yandex.ru

Глагол Ъ

правосудия

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.