Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ'

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
294
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКСТРЕМИЗМ / ИДЕОЛОГИЯ ЭКСТРЕМИЗМА / ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ / РОСГВАРДИЯ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Санин Владислав Евгеньевич, Меркулов Сергей Владимирович

В статье показана роль взаимодействия между правоохранительными органами при организации мероприятий борьбы с экстремизмом. Акцентировано внимание на порядке взаимодействия подразделений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации с другими силовыми структурами, возникающие при этом проблемные вопросы. Определены пути совершенствования проводимых мероприятий взаимодействия между правоохранительными органами в борьбе с экстремизмом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Санин Владислав Евгеньевич, Меркулов Сергей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTERACTION OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN THE FIGHT AGAINST EXTREMISM AND WAYS TO IMPROVE IT

In the article the role of interaction between law enforcement agencies in organizing measures to combat extremism is showed. Attention is focused on the order of interaction of the units of the Federal Service of the Russian Guard Troops of the Russian Federation with other law enforcement agencies, the problematic issues arising in this case. The ways of improving the ongoing measures of interaction between law enforcement agencies in the fight against extremism are identified. The scientific novelty of the article lies in the disclosure of the features of interaction between law enforcement agencies in the organization of the fight against extremism.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ»

УДК 34

ill

Владислав Евгеньевич САНИН,

ддоцент кафедры уголовного права и процесса Сибирского института управления - филиала Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации (г. Новосибирск), кандидат юридических наук

sanin.vlad1983@yandex.ru

Сергей Владимирович МЕРКУЛОВ,

адъюнкт Новосибирского военного института имени генерала армии И.К. Яковлева войск национальной гвардии Российской Федерации (г. Новосибирск)

shatilova oa@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ В БОРЬБЕ С ЭКСТРЕМИЗМОМ И ПУТИ ЕГО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

FEATURES OF INTERACTION OF LAW ENFORCEMENT AGENCIES IN THE FIGHT AGAINST EXTREMISM AND WAYS TO IMPROVE IT

В статье показана роль взаимодействия между правоохранительными органами при организации мероприятий борьбы с экстремизмом. Акцентировано внимание на порядке взаимодействия подразделений Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации с другими силовыми структурами, возникающие при этом проблемные вопросы. Определены пути совершенствования проводимых мероприятий взаимодействия между правоохранительными органами в борьбе с экстремизмом.

In the article the role of interaction between law enforcement agencies in organizing measures to combat extremism is showed. Attention is focused on the order of interaction of the units of the Federal Service of the Russian Guard Troops of the Russian Federation with other law enforcement agencies, the problematic issues arising in this case. The ways of improving the ongoing measures of interaction between law enforcement agencies in the fight against extremism are identified. The scientific novelty of the article lies in the disclosure of the features of interaction between law enforcement agencies in the organization of the fight against extremism.

Ключевые слова: экстремизм, идеология экстремизма, правоохранительные органы, особенности взаимодействия, Росгвардия.

Keywords: extremism, ideology of extremism, law enforcement agencies, peculiarities of interaction, the Russian Guard Troops.

~ 138 ~

№ 1(42)•2021

На современном этапе развития Российской Федерации ситуацию по борьбе с экстремизмом можно признать относительно стабильной. За 2020 г., в сравнении с 2019 г., сократилось на 10,1% количество преступлений, связанных с использованием оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств1. Такое положение дел достигается сосредоточением и централизацией необходимых усилий правоохранительных и иных государственных органов, которые образуют целостную систему противодействия экстремизму. Специалисты в области противодействия экстремизму утверждают, что такая система с каждым годом только повышает уровень взаимодействия и координации деятельности правоохранительных органов в вопросах профилактики экстремистских проявлений, минимизации распространения экстремистской идеологии, а также пресечения и предупреждения деятельности экстремистских организаций, подрыв их пособнической и ресурсной базы. Продолжает осуществляться совершенствование нормативного правового регулирования деятельности правоохранительных органов, координация их взаимодействия между собой [8].

Вместе с тем отмечается рост преступлений экстремистской направленности с использованием сети Интернет - в 2020 г. почти на 60%, их общий массив увеличился более чем на 40%. Каждое второе такое преступление связано с публичными призывами к осуществлению экстремистской деятельности (+49,7%, 223). Большинство указанных деяний зарегистрированы в субъектах Российской Федерации, входящих в Центральный (+34,3%, 47) и Приволжский (+64%, 41) федеральные округа2.

Очевидной становится необходимость выработки определенных путей совершенствования организации взаимодействия пра-

воохранительных органов в деятельности по борьбе с экстремизмом.

Рассматривая проблему экстремизма, следует отметить, что подходов к его толкованию - огромное количество, большинство работ имеют как раз юридическое направление. В современном российском законодательстве понятие «экстремизм» сопоставляется с термином «экстремистская деятельность». В основополагающем Федеральном законе от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» содержится перечень действий, которые признаны в государстве экстремистскими. Вместе с тем в научном сообществе отдельные исследователи считают, что экстремизм - более емкое понятие [4; 8]. Например, профессор А.Г. Залуж-ный понимает под феноменом экстремизма «действия, а также в публичной форме выраженные взгляды и намерения, преследующие своей целью нарушение или проявление неуважения к установленным законом правам и свободам граждан, нарушающие в этой связи общепринятые и справедливые нормы морали, общественный порядок и общее благосостояние в демократическом обществе» [7, с. 186].

Юридическая категория экстремизма складывается из преступлений, за которые предусматривается уголовная ответственность, и административных правонарушений. Соответственно, гарантом сохранения национальной безопасности и конституционного строя страны является деятельность субъектов по противодействию таким деяниям. К ним относятся федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления3. В статье рассматривается организация взаимодействия между федеральными министерствами и службами органов государственной власти, а именно: Министерство внутренних

1 Сборник «Состояние преступности в России»: Главное управление правовой статистики и информационных технологий Генеральной прокуратуры Российской Федерации. URL: https://genproc.gov.ru/stat/data/1776722/ (дата обращения: 16.02.2021).

2 Там же.

3 Стратегия противодействия экстремизму в Российской Федерации до 2025 года : утв. Указом Президента РФ от 29.05.2020 N 344.

дел Российской Федерации (МВД России), Министерство обороны Российской Федерации (МО России), Министерство юстиции Российской Федерации (Минюст России), Федеральная служба безопасности Российской Федерации (ФСБ России), Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации (Росгвардия).

В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации закреплено, что одним из главных направлений обеспечения государственной и общественной безопасности является «развитие взаимодействия органов обеспечения государственной безопасно-сти»4. Специалисты в области права отмечают, что потребность во взаимодействии между правоохранительными органами объективно необходима не только на уровне «вертикали» разработанной организационной структуры, но и между всеми подразделениями, принимающими участие в борьбе с экстремизмом [2, с. 65]. Ведь борьба с экстремизмом обусловлена комплексным характером выполнения задач, агрессивным и стремительным распространением идеологии экстремизма, важностью согласованности в применении эффективных форм и методов борьбы, территориальными границами размещения подразделений правоохранительных органов.

Так, среди проблем правового характера, влияющих на организацию взаимодействия правоохранительных органов с целью достижения нужного результата при выполнении задач по борьбе с экстремизмом, но с применением наименьших затрат, имеется возможность выделить следующие:

- регулирование вопросов взаимодействия, в том числе и информационного, между правоохранительными органами либо отсутствует вообще, либо осуществляется ведомственными нормативными актами, которые имеют узконаправленный характер;

- координация работы с информационными ресурсами правоохранительных органов неэффективна, в частности, в вопросах

доступа к локальным информационным системам.

Общее управление взаимодействием правоохранительных и других органов государственной власти и органов местного самоуправления осуществляется Межведомственной комиссией по противодействию экстремизму в Российской Федерации. Возглавляет эту комиссию министр внутренних дел России, руководители вышеперечисленных федеральных министерств и ведомств входят в ее состав5.

Организация взаимодействия между правоохранительными органами при организации борьбы с экстремизмом строится на определенных принципах. К основным можно отнести гласность, законность, систематичность, научность, принятие совместных решений, разграничение компетентности. Взаимодействие само по себе не является какой-то определенной формой или методом. Оно постоянно видоизменяется в зависимости от характера выполняемой задачи конкретным субъектом противодействия экстремизму.

Следует выделить особенности организации взаимодействия и его виды. Наиболее часто выделяемый специалистами вид взаимодействия между правоохранительными органами - информационное [1, с. 211]. Обмен информацией об оперативной обстановке происходит постоянно по итогам прошедших суток. Потоки этой информации идут вверх и вниз по вертикали, а также и по горизонтали. Вместе с тем в таком взаимообмене информацией возникает проблемный вопрос, так как конфиденциальную информацию можно получить от ведомства только по запросу, что, в свою очередь, замедляет отдельные виды деятельности, например оперативно-розыскную [6].

Взаимные консультации и согласование методов решения совместных задач по своей сути представляют методическое взаимодействие. Оно широко применяется в ходе

4 Стратегия национальной безопасности Российской Федерации : утв. Указом Президента РФ от 02.07.2021 N 400.

5 О межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации : Указ Президента РФ от 26.07.2011 N 988.

организации и проведения специальных мероприятий (операций). При организации управленческой деятельности внутри ведомства и между правоохранительными органами характерно функциональное взаимодействие, т.е. совместное выполнение различных по характеру, содержанию функций управления. Такое взаимодействие осуществляется в процессе совместного планирования действий, организации совместной деятельности по предупреждению, выявлению, пресечению деятельности экстремистских организаций.

Еще принято выделять прямое и косвенное взаимодействие; эпизодическое, систематическое и постоянное; одностороннее и двустороннее (к этому необходимо добавить многостороннее взаимодействие); кратковременное и долговременное; непосредственное и опосредованное [5, с. 49].

К особенностям взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с экстремизмом относят выработку единого консолидационного подхода к проблеме противодействия экстремизму и распространению его идеологии, что становится результатом совместных совещаний специалистов в данном направлении, проведение целевых совместных мероприятий для устранения причин и условий, способствующих росту образования экстремистских организаций и их деятельности соответственно, обмен опытом в результате организации совместных семинаров и конференций, издание совместных ведомственных нормативных актов, выпуск совместных методических и информационных документов, разработку и утверждение согласованных планов и мероприятий. Например, в распоряжении Генеральной прокуратуры РФ, МВД России и ФСБ России от 16 декабря 2008 г. N 270-27р/1-9789/38 «О совершенствовании работы по предупреждению и пресечению деятельности общественных и религиозных объединений по распространению идей национальной розни и религиозного экстремизма» подчеркива-

6 О Федеральной службе безопасности Российской Ф

7 О некоторых вопросах Министерства внутренних 06.09.2008 N 1316.

8 Вопросы Министерства обороны Российской Федерации : Указ Президента РФ от 16.08.2004 N 1082

ется важность активизации деятельности по предупреждению и пресечению экстремизма, акцентировано внимание на необходимость организации надлежащего взаимодействия между правоохранительными органами. Основы взаимодействия ведомств рассмотрены в приказе Минюста России, МВД России и ФСБ России от 25 ноября 2010 г. N 362/810/584 «О взаимодействии Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службы безопасности Российской Федерации в целях повышения эффективности деятельности учреждений (подразделений), осуществляющих проведение исследований и экспертиз по делам, связанным с проявлением экстремизма». Следует заметить, соблюдая принцип научности, указанные особенности взаимодействия должны рассматриваться в их постоянном развитии, так как любые изменения оперативной обстановки привносят коррективы, способствуют совершенствованию существующих и появлению новых форм.

Согласно законодательству Российской Федерации прерогатива выполнения задач по борьбе с экстремизмом возлагается на ФСБ России6 и МВД России7. Исходя из вышеизложенного становится ясно, что проблема противодействия экстремизму обладает комплексностью и не может быть полностью решена без взаимодействия или поддержки войсковой составляющей.

Вооруженные силы МО России участвуют в выполнении задач по борьбе с экстремизмом в пределах своей компетенции на территории суши и акватории Российской Федерации в профилактических специальных операциях (мероприятиях), а также в пресечении международной экстремистской деятельности за ее пределами. Все-таки основной задачей вооруженных сил является участие в боевых действиях по защите государства от внешних посягательств и угроз8. Поэтому для обеспечения внутренней безо-

гдерации : Федеральный закон от 03.04.1995 N 40-ФЗ. дел Российской Федерации : Указ Президента РФ от

пасности государства в 2016 г. была создана Росгвардия9. На новую федеральную службу законодательно возложена задача участия в борьбе с экстремизмом и терроризмом10. Такая интерпретация в законе подразумевает, что самостоятельно подразделения Росгвар-дии мероприятия по борьбе с экстремизмом не выполняют, тем самым соблюдается принцип комплексности. В связи с этим директор Росгвардии включен в состав Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации. Специалисты ведомства взаимодействуют в вопросах противодействия экстремизму с другими правоохранительными органами. Для этого руководители территориальных органов и командиры воинских частей участвуют в межведомственных координационных совещаниях, на которых акцентируется внимание на выделении сил и средств войскового резерва от Росгвардии для обеспечения профилактических мероприятий либо специальных мероприятий (операций). Следует отметить тот факт, что на этапе становления Росгвардии при организации планирования, подготовки и применения подразделений к участию в борьбе с экстремизмом возникали проблемные вопросы. В.В. Мельников затрагивает основные из них. Например: в чье подчинение выделяются силы и средства подразделений, сколько резервов необходимо содержать одновременно и другие [3, с. 247]. Возникновение проблемных вопросов связано в первую очередь с тем, что изначально отсутствовали теоретические основы и методологический аппарат в области применения подразделений войск, слабо был изучен опыт применения аналогичных силовых структур в зарубежных странах. Обсуждение проблемных вопросов и выработка рекомендаций по эффективному применению подразделений и межведомственному взаимодействию в ходе становления Росгвардии осуществлялась в период проведения мероприятий боевой подготовки, учений, научной и научно-технической деятельности.

Традиционным становится участие специалистов в области противодействия экстремизму от МВД России и ФСБ России в учениях, организуемых в подразделениях Росгвардии. Благодаря этому между ведомствами осуществляется обмен положительным опытом в борьбе с экстремизмом. В частности, осуществляются выработка новых подходов по выявлению сторонников экстремистских организаций, определения их лидеров; согласование порядка применения средств вооружения и техники при проведении специальных операций по ликвидации экстремистских организаций; интеграция современных информационных технологий и робототехнических комплексов.

Следует констатировать, что взаимодействие между правоохранительными органами играет важную, а порой и решающую роль в борьбе с экстремизмом. Благодаря ему устраняется дублирование задач и мероприятий федеральных министерств и ведомств, снижается необходимость дополнительного привлечения сил и средств, осуществляется наиболее эффективное использование ресурсов по своевременному обнаружению, предупреждению и минимизации последствий деятельности экстремистской организаций.

Вместе с тем проблемные вопросы в организации взаимодействия все же имеются. С целью решения проблем, указанных в статье, предлагается:

- осуществлять разработку нормативных актов по организации взаимодействия между правоохранительными органами на федеральном или региональном уровнях;

- дополнять разработанные нормативные акты методическими рекомендациями по управленческим вопросам их реализации;

- осуществлять межведомственное объединение информационной базы данных или создание единого реестра с равным доступом всех правоохранительных органов, на которые законодательно возложена задача борьбы с экстремизмом.

9 Вопросы Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации : Указ Президента РФ от 05.04.2016 N 157.

10 О войсках национальной гвардии Российской Федерации : Федеральный закон от 03.07.2016 N 226-ФЗ.

Таким образом, подводя итог, выделим пути совершенствования организации взаимодействия правоохранительных органов в борьбе с экстремизмом:

- оформление на региональном уровне на конечный промежуток времени (от года до трех лет) целевых программ по профилактике экстремистских проявлений и противодействию экстремизму;

- своевременная корректировка нормативной базы координационной деятельности посредством внесения обоснованных практикой и опытом борьбы с экстремизмом изменений и дополнений в вопросах взаимодействия между правоохранительными органами;

- составление аналитических данных на основе анализа деятельности правоохранительных органов по борьбе с экстремизмом

с результативной оценкой каждого силового ведомства.

Результатом реализации перечисленных мероприятий станет эффективное использование региональных возможностей и условий деятельности правоохранительных органов в борьбе с экстремизмом, что, в свою очередь, посодействует преодолению политики ведомственной изоляции, актуализирует использование информационного обеспечения правоохранительных органов.

Направлением дальнейшего исследования может послужит проведение анализа организации взаимодействия правоохранительных органов Российской Федерации с аналогичными силовыми структурами зарубежных государств.

Библиографический список

1. Вострокнутов, А.Л. Организация межведомственного взаимодействия правоохранительных органов в противодействии преступлениям террористического характера / А.Л. Вострокнутов, В.В. Зыков // Вестник экономической безопасности. - 2019. - N 4.

2. Захватов, И.Ю. Вопросы межведомственного взаимодействия по вопросам противодействия терроризму и экстремизму / И.Ю. Захватов, В.Ю. Карулин // Криминологические проблемы правоохранительной деятельности. - 2015. - N 2 (34).

3. Мельников, В.В. Особенности планирования применения войск национальной гвардии к участию в выполнении задач по борьбе с экстремизмом и терроризмом / В.В. Мельников, С.А. Собищанский // Актуальные проблемы противодействия терроризму и экстремизму: история, современное состояние, перспективы : сборник научных статей. - Новосибирск, 2017.

4. Можегова, А.А. Экстремистские преступления и преступления экстремистской направленности по уголовному праву Российской Федерации : автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2015.

5. Попов, С.Е. Управление органами внутренних дел при чрезвычайных обстоятельствах криминального характера на территории федерального округа (правовые, организационные аспекты) : монография / С.Е. Попов. - М., 2004.

6. Румянцев, Н.В. О законодательном регулировании оперативно-розыскной деятельности / Н.В. Румянцев, В.Н. Омелин // Юридическая наука и практика. - 2018. - N 1 (41). - С. 197-201.

7. Экстремизм в России: проблемы профилактики и противодействия : материалы круглого стола / под общ. ред. А.Г. Залужного. - М., 2012.

8. Экстремизм: стратегия противодействия и прокурорский надзор : монография / П.В. Агапов, С.В. Борисов, А.С. Васнецова [и др.] ; Академия Генеральной прокуратуры РФ. - М.: Проспект, 2016.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.