Вестник Евразийской науки / The Eurasian Scientific Journal https://esi.today 2018, №3, Том 10 / 2018, No 3, Vol 10 https://esj.today/issue-3-2018.html URL статьи: https://esj.today/PDF/38ECVN318.pdf Статья поступила в редакцию 14.05.2018; опубликована 04.07.2018 Ссылка для цитирования этой статьи:
Ослопова Т.П. Особенности взаимодействия органов власти в рамках формирования инновационной экономики // Вестник Евразийской науки, 2018 №3, https://esj.today/PDF/38ECVN318.pdf (доступ свободный). Загл. с экрана. Яз. рус., англ.
For citation:
Oslopova T.P. (2018). Features of interaction of authorities in the framework of the formation of innovative economy. The Eurasian Scientific Journal, [online] 3(10). Available at: https://esj.today/PDF/38ECVN318.pdf (in Russian)
УДК 33
Ослопова Татьяна Петровна
ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова», Москва, Россия
Аспирант кафедры «Национальной и региональной экономики»
E-mail: [email protected] РИНЦ: https://elibrary.ru/author_profile.asp?id=936859
Особенности взаимодействия органов власти в рамках формирования инновационной экономики
Аннотация. Статья посвящена рассмотрению вопросов взаимодействия государственных и муниципальных органов власти в рамках формирования инонациональной национальной экономики, формированию системы, где учитываются все уровни хозяйствования, взаимодействующие в целях социально-экономического и инновационного развития территории. Проведен анализ ключевых нормативно-правовых документов, регламентирующих инновационную деятельность на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, выделены ключевые приоритеты инновационного развития. Учитывая полномочия органов власти в рамках стратегического планирования, разработана схема взаимодействия государственных и муниципальных органов власти в инновационной сфере. Классифицированы и сгруппированы ключевых мер воздействия государственных и муниципальных структур в целях регулирования инновационной деятельности.
Ключевые слова: система взаимодействия; приоритеты инновационного развития; государственные и муниципальные органы власти; меры воздействия; стратегия; концепция
Модернизация экономики в целом в стране должна осуществляться на основе инноваций, приоритетного развития отраслей, резкого увеличения объема выпуска высокотехнологической продукции, снижения трудоемкости, материалоемкости и энергоемкости производства [7]. За последние годы сформированы основные элементы национальной инновационной экономической системы, продолжается реализация масштабных преобразований.
На данном этапе инновационного развития очень многое зависит от стимулирующей роли государства, формируемых налоговой, амортизационной, таможенной, бюджетной политики, других прямых и косвенных мер воздействия в инновационной сфере. Однако, говоря о государственном воздействии, нельзя оставлять без внимания роль региональных и муниципальных органов власти. В современных условиях развития экономики страны нельзя
не учитывать муниципальные образования, в которых заключен огромный потенциал, способный обеспечить активизацию инновационной деятельности в рамках муниципальной экономики, а также создать импульс для процессов технологической модернизации в региональных и национальных масштабах.
Необходимо формирование такой системы, где учитываются все уровни хозяйствования, взаимодействующие в целях социально-экономического и инновационного развития территории [4]. Требуется создание методологических основ и реальной практики формирования и реализации эффективной государственной инновационной политики. В условиях жестко ограниченных ресурсов, для сохранения и развития научно-технического потенциала, важнейшей задачей становится концентрация их на ограниченном числе приоритетных направлений развития науки и техники. Следует разработать объективный и достаточно прозрачный механизм выбора приоритетов и селективной поддержки на их основе конкретных научных направлений, программ, проектов, отраслей науки и отдельных научных учреждений [5].
Формирование приоритетов инновационного развития отражены в нормативно-правовых документах на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, в частности концепциях, стратегиях и законах об инновационной деятельности. Так в Федеральном законе 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации» определены полномочия по формированию приоритетов в сфере стратегического планирования, которые также могут охватывать инновационную сферу (рис. 1).
Учитывая принципы стратегического планирования, в частности принцип разграничения полномочий (рис. 1), следует отметить, что органы власти субъекта РФ и органы местного самоуправления имеют усеченные полномочия стратегического планирования, в частности, полномочия по определению приоритетов1:
1. Федеральный уровень - определение приоритетов социально-экономического развития, определение направлений развития по отраслям, формирование комплекса мероприятий государственных программ, утверждение программ, реализация, отчетность.
2. Органы власти субъекта РФ - определение в пределах полномочий субъектов РФ приоритетов социально-экономической политики, долгосрочных целей и задач развития субъектов РФ, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития РФ, формирование комплекса мероприятий государственных программ субъекта (возможно совместное участие в программах федерального уровня), мониторинг, отчетность.
3. Муниципальный уровень - определение долгосрочных целей и задач муниципального управления и социально-экономического развития муниципальных образований, согласованных с приоритетами и целями социально-экономического развития РФ и субъектов РФ, разработка и утверждение муниципальных программ, мониторинг, отчетность (возможно совместное участие в программах субъекта).
1 Федеральный закон от 28.06.2014 № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации».
Рисунок 1. Полномочия органов власти в сфере стратегического планирования
Федеральный закон о стратегическом планировании регулирует отношения, возникающие между участниками в процессе целеполагания, прогнозирования, планирования и программирования социально-экономического развития Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, а также мониторинга и контроля реализации документов стратегического планирования.
В Российской Федерации принята и реализуется Стратегия инновационного развития России на период до 2020 г., ключевые положения которой строятся на «Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года» в соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике». В Стратегии определены цели, инструменты государственной инновационной политики, предопределены долгосрочные ориентиры развития субъектам инновационной деятельности.
Учитывая нормативные документы, регламентирующие инновационную деятельность в Российской Федерации, автором разработана схема взаимодействия государственных и муниципальных органов власти в инновационной сфере (рис. 2).
Рисунок 2. Схема взаимодействия государственных и муниципальных органов власти в инновационной сфере
Схема разработана с учетом взаимодействия органов власти в рамках стратегического планирования, построения и функционирования комплексной системы развития. Таким образом, на федеральном уровне выделены следующие ключевые направления, приоритеты инновационного развития - «Инновационный человек», «Инновационный бизнес», «Инновационное государство» и «Эффективная наука»2, в том числе:
• развитие кадрового потенциала в сфере науки, образования, технологий и инноваций;
• повышение инновационной активности бизнеса;
• внедрение в деятельность органов государственного управления современных технологий;
активизация деятельности по реализации инновационной политики, осуществляемой органами государственной власти субъектов Российской Федерации и муниципальными образованиям;
снижение административных барьеров в экономике, превращение России в страну с низким уровнем коррупции;
развитие энергосбережения и повышение энергоэффективности содействие инновационному развитию топливно-энергетического комплекса.
2 Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р (ред. от 10.02.2017) «О Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года»; Распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р «Об утверждении Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года».
Изучение нормативных документов, регламентирующих инновационную деятельность отдельных субъектов Российской Федерации3, позволило выделить приоритеты социально-экономического и инновационного развития на уровне регионов и сгруппировать их в три направления, в том числе:
1. Инновации в отраслях экономики - медицина и здравоохранение, образование, ЖКХ, машиностроение, химия и новые материалы, информационные системы и технологии, энергетика и энергосбережение, транспортная инфраструктура;
2. Приоритеты и цели, согласованные с федеральными - безопасность и противодействие терроризму, индустрия наносистем, информационно-телекоммуникационные системы, перспективные виды вооружения, военной и специальной техники, рациональное природопользование и экология, новые технологии машиностроения, транспортные и космические системы, энергоэффективность, энергосбережение, ядерная энергетика;
3. Приоритетные отрасли инновационного развития наукоградов - химические, био-, нанотехнологии и новые материалы, биоэлектрика, оптоэлектроника, космические исследования и авиаракетостроение, радиотехника и электроника, ядерный комплекс.
Учитывая полномочия органов местного самоуправления в рамках стратегического планирования и приоритеты социально-экономического и инновационного развития на федеральном и региональном уровне, автором предлагаются следующие приоритеты развития на муниципальном уровне (рис. 3):
• обеспечение безопасности и противодействия терроризму;
• энергоэффективность и энергосбережение, возобновляемые источники энергии, ЖКХ и благоустройство;
• охрана окружающей среды и рациональное природопользование, разработка и применение технологий по обращению с отходами;
• транспортная система;
• информационно-телекоммуникационные системы
• снижение административных барьеров.
В целом, органам местного самоуправления законодательством делегированы права по разработке и реализации социально-экономической политики в границах муниципальных образований. При этом за федеральными органами сохраняется общая координация, обеспечивающая единство экономического и информационного пространства, стратегические цели, правовую базу [6].
3 Прим.: Рассматривались нормативно-правовые документы, регламентирующие инновационную деятельность в Алтайском крае и областях Нижегородской, Новгородской, Калининградской, Новосибирской, Московской.
Страница 5 из 9
38БСУШ18
Рисунок 3. Предлагаемый перечень приоритетов инновационного развития на муниципальном уровне
В условиях глобализации важным фактором устойчивости и экономической независимости становится способность быстро и чутко реагировать на изменения внутренней и внешней конъектуры, осуществлять быструю адаптацию за счет огромного арсенала средств инновационной политики. В целях поступательного, устойчивого инновационного развития важное значение имеет разработка научно-обоснованной системы методов и мер, способных привести в действие процесс инновационного развития на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.
Детальное изучение ключевых федеральных и региональных нормативно-правовых документов, регламентирующих инновационную деятельность, позволило сгруппировать и классифицировать государственные меры, направленные на инновационное развитие. Учитывая выявленные государственные меры, полномочия местных органов власти [1, 2], автором сформировано предложение об использовании ключевых мер воздействия в целях регулирования инновационной деятельности на муниципальном уровне (табл. 1).
Таблица 1
Группировка ключевых мер воздействия государственных и муниципальных структур в целях регулирования инновационной деятельности
Виды регулирования Ключевые меры воздействия
Государственные Муниципальные
1 2 3
Нормативно-правовой - формирование федеральной и региональной нормативно-правовой базы; - разработка концепции, стратегии инновационного развития, государственных программ; - заключение соглашений о взаимодействии при формировании особых экономических зон, промышленных округов и т. п.; - установление правовых основ взаимоотношений субъектов инновационной деятельности. - формирование нормативно-правовой базы на муниципальном уровне; - разработка муниципальных программ социально-экономического инновационного развития; - заключение соглашений о развитии, концессионных соглашений.
Вестник Евразийской науки 2018, №3, Том 10 ISSN 2588-0101
The Eurasian Scientific Journal 2018, No 3, Vol 10 https://esj.today
Виды регулирования Ключевые меры воздействия
Государственные Муниципальные
1 2 3
Администр ативный - установление приоритетов государственного развития на федеральном и региональном уровнях; - формирование особых экономических зон, приоритетных технологических платформ, наукоградов; - создание условий для развития инноваций на принципах государственно-частного партнерства; - правовое регулирование инновационной деятельности, обеспечение правовой охраны интеллектуальной собственности. - создание условий для развития инноваций на принципах государственно-частного партнерства; - создание условий развития деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства.
Организационно-экономический - государственная поддержка инновационных проектов; - «моральное» (конференции, выставки), налоговое и неналоговое стимулирование инновационной деятельности; - информационная поддержка (формирование баз данных, реестров инноваций); - предоставление на льготных условиях имущества, находящиеся в гос. собственности, освобождение от арендной платы; - защита интересов российских субъектов инновационной деятельности в международных организациях. - налоговое (в рамках налогов местного значения) стимулирование; - предоставление на льготных условиях муниципального имущества для оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства.
Финансовый - коммерциализация научных исследований; - предоставление кредитов инвестиционными банками; - предоставление грантов, пособий на конкурсной основе; - гос. заказ на НИР и выполнение приоритетных инновационных направлений; - прямое финансирование государственных научных центров, лабораторий; - субсидирование процентных ставок по кредитам; - софинансирование затрат на НИОК; - проведение бюджетной политики, обеспечивающей финансирование инновационной деятельности (бюджетные ассигнования, субсидии). - предоставление субсидий субъектам малого предпринимательства; - муниципальный заказ на НИР и закупку инновационных разработок; - предоставление грантов, пособий на конкурсной основе.
Использование органами местного самоуправления перечисленных мер, направленных на инновационное развитие муниципального образования, позволит создать максимально благоприятные условия для хозяйствующих субъектов и потенциальных инвесторов.
В современных условиях органы власти всех уровней должны выполнять не только функции управления, связанные с текущей деятельностью и процессами на территории, но и осуществлять управление развитием территории. Значимость развития территории особенно велика в условиях рыночных отношений, так как без стратегического регулирования со стороны государства и органов местного самоуправления бессистемная деятельность хозяйствующих субъектов в лучшем случае способна обеспечить только стихийное, несбалансированное, неустойчивое развитие.
В связи с чем, органы всех уровней власти должны проводить системное регулирование инновационного развития. С помощью имеющихся экономических, административных, информационных, правовых механизмов оказывать воздействие на условия, приоритеты и ограничения развития с целью воспроизводства потенциала социально-экономической системы территории, формирования благоприятных условий для инновационной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Андриченко Л.В. Разграничение полномочий между органами власти различных территориальных уровней: проблемы централизации и децентрализации / Л.В. Андриченко // Вопросы государственного и муниципального управления № 4. -2013. - С. 37-58.
2. Валентей С.Д. Проблемы реализации полномочий местных органов власти / С.Д. Валентей, Т.Я. Хабриева, Е.И. Александрова, Л.В. Андриченко, Е.М. Бухвальд,
B.И. Васильев, В.И. Лафитский, Л.Н. Лыкова, А.В. Одинцова // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз № 2 - 2008. - С. 60-73.
3. Волков А.М. Административное право: Учебник / Волков А.М., Дугенец А.С. // М.: ИД ФОРУМ, НИЦ ИНФРА-М. - 2016. - 288 с.
4. Ослопова Т.П. Порядок взаимодействия органов власти в рамках инновационного развития на муниципальном уровне / Т.П. Ослопова // Интелектуальный потенциал регионов России - Ярославль, Аверс-Плюс. - 2016. - С. 224.
5. Рябова Н.Ю. «Роль государства в инновационном развитии страны» / Н.Ю. Рябова // Вестник Омского университета. Серия «Экономика № 4», - 2009. - С. 44-47.
6. Шамарова Г.М. Основы государственного и муниципального управления [Электронный ресурс]: учебник / Г.М. Шамарова // М.: МФПУ Синергия, 2013. -
C. 320: Режим доступа http://znanium.com/catalog.php?bookinfo=451397.
7. Эффективное государственное управление в условиях инновационной экономики: формирование и развитие инновационных систем: Монография / Под ред. д-ра эконом. наук, проф., действительного государственного советника второго класса, заслуженного экономиста Российской Федерации С.Н. Сильвестрова, д-ра эконом. наук И.Н. Рыковой. - М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К°», - 2011.
Oslopova Tatyana Petrovna
Plekhanov Russian university of economics, Moscow, Russia
E-mail: [email protected]
Features of interaction of authorities in the framework of the formation of innovative economy
Abstract. The article is devoted to the issues of interaction between state and municipal authorities in the framework of the formation of a foreign national economy, the formation of a system that takes into account all levels of management interacting for the purposes of socio-economic and innovative development of the territory. The analysis of key regulatory and legal documents regulating innovative activities at the federal, regional and municipal levels is analyzed, and key priorities for innovative development are highlighted. Taking into account the powers of the authorities in the framework of strategic planning, a scheme has been developed for the interaction of state and municipal authorities in the innovation sphere. The key measures of influence of state and municipal structures are classified and grouped in order to regulate innovation activity.
Keywords: system of interaction; priorities of innovative development; state and municipal authorities; measures of influence; strategy; concept