Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия государства и религиозных объединений в зарубежных странах'

Особенности взаимодействия государства и религиозных объединений в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
7169
926
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИЯ / ТЕОКРАТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННАЯ РЕЛИГИЯ / СВЕТСКОЕ ГОСУДАРСТВО / АТЕИСТИЧЕСКОЕ ГОСУДАРСТВО

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Воронкова М. Л.

Статья посвящена анализу взаимодействия государства и религиозных объединений в зарубежных странах. Автор рассмотрел страны с различными типами государственно-конфессиональных отношений, исследовал религиозные изменения, происходящие в мире, уделил особое внимание Ближнему Востоку и пришел к выводу о необходимости налаживания межрелигиозного диалога во избежание конфликтов на религиозной почве.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия государства и религиозных объединений в зарубежных странах»

конституционными положениями в сфере экономики и правами личности. При этом полагаем, что невыделение предпринимательской свободы как отдельного самостоятельного права отражается на его конституционно-правовой защите. Безусловно, незакрепление предпринимательской свободы не является критерием, влияющим на ограничение прав или предметных сфер защиты, но может иметь значение при определении интенсивности вмешательства государства в права предпринимателей при регулировании экономических отношений. С практической точки зрения незакрепление в конституции страны самостоятельного права на свободное занятие предпринимательской деятельностью в условиях социальной государственности и социальной обязанности собственника сказывается на реализации предпринимательской инициативы и предпринимательской собственности, и фактически в силу этого предпринимательская свобода становится «ущербной» (обладает более слабой конституционной защитой) среди других основных прав в условиях либерального западного общества и не соответствует либеральным идеям Европейского союза (ст. 16 Хартии Европейского союза об основных правах требует от государств-членов ЕС признания предпринимательской свободы16), членом которого является Германия. В этом контексте закрепление права на свободное занятие предпринимательской деятельностью в Конституции России является положительным моментом, поскольку способствует конституционной защите не только экономического права отдельного гражданина, но и свободного экономического правопорядка страны в целом.

Примечания

1 См.: РучкинаГ. Ф. Конституционное закрепление основ предпринимательской деятельности в Российской Фе-

дерации II Конституционное и муниципальное право. 2002. № 4. С. 15.

2 Гаджиев Г. А. Основные экономические права (сравнительное исследование конституционно-правовых институтов России и зарубежных государств) : дис. ... д-ра юрид. наук. М., 1996. С. 16.

3 См.: Права человека. История, теория и практика I под ред. Б. Л. Назаров. М., 1995. С. 44.

4 См.: Право Европейского Союза: [сайт]. URL: http: II eulaw.ruItreaties (дата обращения: 15.06 2010).

5 См.: Гаджиев Г. А. Основные экономические права и свободы предпринимателей в Российской Федерации. Н. Новгород, 1997. С. 124.

6 См.: Предпринимательское (хозяйственное) право I под ред. О. М. Олейник. М., 2003. С. 160.

7 См.: Плотникова И. Н. Конституционное право человека и гражданина на предпринимательскую деятельность в России : автореф. дис. . канд. юрид. наук. Саратов, 1998. С. 31.

8 См.: Гаджиев Г. А. Защита основных прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации. М., 1995. С. 22.

9 См.: Badura P Mitbestimmung und Gesellschaftsrecht. Verfassungsrechtliches Korollarium zur Rolle des Pri-vatrechts in der Rechtsordnung. Munchen, 1991. S. 5.

10 См.: Ipsen H. P. Rechtsfragen der Wirtschaftsplanung. Berlin, 2001. S. 95.

11 См.: Ossenbuhl F. Die Freiheit des Unternehmers nach dem Grundgesetz. AOR 115. Dresden, 1990. S. 15.

12 Huber E. R. Der Streit um das Wirtschaftsverfassungsrecht. Frankfurt, 1956. S. 135.

13 См.: BaduraР. Staatsrecht. Munchen, 1986. S. 85.

14 См.: Судебная практика Федерального Конституционного Суда Германии: [сайт]. URL: http:IIwww. bundesverfassungsgericht.deIentscheidungen.html (дата обращения: 19.09.2010).

15 См.: Плотникова И. Н. Указ. соч

16 См.: Право Европейского Союза: [сайт]. URL: http:II eulaw.ruItreaties (дата обращения: 15.06 2010).

УДК 342:21

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И РЕЛИГИОЗНЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ МР

М. Л. Воронкова

Поволжский институт имени П. А. Столыпина -филиал РАНХиГС при Президенте РФ E-mail: marina.voronckowa2012@yandex.ru

Статья посвящена анализу взаимодействия государства и религиозных объединений в зарубежных странах. Автор рассмотрел страны с различными типами государственно-конфессиональных отношений, исследовал религиозные изменения, происходящие в мире, уделил особое внимание Ближнему Востоку и

пришел к выводу о необходимости налаживания межрелигиоз-ного диалога во избежание конфликтов на религиозной почве. Ключевые слова: религия, теократическое государство, государственная религия, светское государство, атеистическое государство.

© Воронкова М. Л., 2012

Peculiarities of Interaction between Religious Communities and the State in Foreign Countries

M. L. Voronkova

The article deals with the analysis of interaction between religious communities and the state in foreign countries. The author has considered countries with different types of state-confessional relations, examined the current religious changes in the world, paid special attention to the Middle East, and has come to the conclusion of the necessity to develop the international dialogue for the purpose of avoiding religious tensions.

Key words: religion, theocratic state, state religion, secular state, atheistic state.

Россия - часть мирового сообщества, ее история связана с развитием других стран, с изменениями международной политики и экономики. Духовная сфера является наиболее важной для человечества, стремление к идеалу сопровождает всю его историю.

Наблюдая изменения, происходящие во всем мире, можно утверждать, что в XXI в. религия будет играть более существенную роль, нежели в веке XX. От форм и методов взаимодействия государств с религиозными объединениями в настоящее время зависит очень многое: безопасность внутри государств и в мире, наличие или отсутствие конфликтов на религиозной почве, преследование людей по религиозному признаку и т.п.

Чтобы глубже понять основы взаимодействия государства и религиозных объединений в России, оценить перспективы его развития, обратимся к опыту зарубежных стран. Проанализируем некоторые как развитые, так и развивающиеся страны, страны как «золотого миллиарда», так и глубокого Юга. Попытаемся выделить типологию государств по критерию их взаимодействия с религиозными объединениями, определить плюсы и минусы каждого типа.

Данная тема в условиях мировой нестабильности приобретает особую актуальность. Если в странах Ближнего Востока и Африки к власти придут радикально настроенные исламисты, в них возможна конфронтация между исламским и христианским сообществом, что, в свою очередь, спровоцирует конфессиональные конфликты в других государствах, и прежде всего в Европе. Политики, пытающиеся использовать какую-либо религию в качестве инструмента для достижения меркантильных или иных экономических либо политических целей, не понимают, насколько сложное и многогранное явление представляет собой религия (прежде всего религии, которые существуют тысячелетиями).

Любой конфликт на религиозной почве - это крайне негативное явление, даже те, кому это выгодно сегодня, сами могут пострадать. Так, например, с начала 2012 г. существенно ухудшилось положение американских войск в Афганистане

после того, как на одной из военных баз США сожгли несколько экземпляров Корана.

Уровень взаимодействия государства с религиозными объединениями определяется конституционными основами, особенностями и глубиной духовной и правовой культуры в обществе, религией, которая в нем превалирует, и религией, которая повлияла на развитие государства в большей степени.

По критерию государственно-конфессионального взаимодействия можно выделить следующие типы государств: теократические, государства с государственной религией, светские и атеистические. Рассмотрим каждую разновидность.

Теократический тип государства был развит в Средние века. Сегодня, учитывая секулярные процессы в мире, очень небольшое количество государств являются теократическими. Существует «два вида теократических государств - это теократическая монархия (Ватикан, Саудовская Аравия) и теократическая республика (например, исламская Республика Иран)»1.

В данном случае нельзя говорить о взаимодействии государства с религиозными объединениями, ибо само государство является религиозным. Особенность такого государства заключается в том, что высшее должностное лицо в нем сочетает в себе функции светской и религиозной власти, вся система права основана на религиозных принципах, а государство создано для воплощения религиозных целей.

Так, например, во главе государства-города Ватикан стоит Папа Римский, который выступает одновременно главой Римской Католической Церкви и монархом Ватикана. «Главными источниками права в Ватикане являются кодекс канонического права (codex juris canonici) и апостолические постановления»2. «Данное государство создано специально для выполнения одной основной функции - государственной поддержки системы духовной власти»3.

Еще одно теократическое государство - Саудовская Аравия. В этом государстве отсутствует конституция, вся правовая система основывается на шариате, фундаментом которого выступает Коран. Все подданные обязаны исповедовать ислам. В 1992 г. был принят закон, в котором закреплены основы власти в королевстве: во главе его стоит монарх, совмещающий функции руководителя государства и духовного лидера.

В Конституции Исламской Республики Иран, принятой в 1978 г., явно выражен религиозный характер государства. Он отражен во всем тексте Конституции, начиная с преамбулы: «Конституция Исламской Республики Иран на основе исламских установлений отражает культурные, социальные, политические и экономические институты иранского общества, которые являются воплощением искренних стремлений исламской нации (уммы)»4.

Таким образом, Иран является теократической республикой, в которой официально может исповедоваться только одна религия - ислам.

Сегодня на Ближнем Востоке происходят очень серьезные изменения. В Египте, Тунисе, Марокко, Сирии к власти могут придти радикально настроенные исламисты. «Революции на Ближнем Востоке открыли перед исламистами беспрецедентные возможности, дав им шанс выйти наконец из подполья и насадить свою идеологию как можно в большем количестве стран региона»5.

В государствах Ближнего Востока слишком маленький процент христиан, а значит, принятие западных ценностей там практически невозможно. Ведь западные ценности появились именно на основе христианства и видоизменились в результате секуляризации (ученый Харви Кокс доказывает, что секуляризация является продуктом библейского миропонимания6). К сожалению, те, кто способствовал революциям на Ближнем Востоке, не учли культуру и особенности развития данных государств, а также то, что с возникновением новых теократических государств на Ближнем Востоке будет связано появление новых тоталитарных режимов с признаками религиозной нетерпимости.

Вместе с тем нельзя ассоциировать ислам с терроризмом. Это может способствовать разделению мира по религиозному признаку. Нужно различать ислам как одну из величайших мировых религий и экстремизм, который пытается использовать религиозное учение в своих целях. Необходимо различать исламский фундаментализм и исламский экстремизм. Об этом пишет в своей последней книге Е. М. Примаков: «Исламский фундаментализм - это строительство мечетей, отправление исламских обрядов, взаимопомощь верующих. Но когда исламский фундаментализм принимает агрессивную, экстремистскую форму, это выливается в навязывание силой исламской модели управления государством и обществом»7.

Учитывая цели создания теократических государств, становится понятным, что в них не может быть разнообразия конфессий, невозможно взаимодействие государства и религиозных объединений. Такое взаимодействие может быть там, где есть как минимум два субъекта. В данном случае государство является теократическим и само представляет религиозное образование, в нем совмещены религиозная и государственная основы. Главным плюсом данной модели мы считаем высокую степень религиозности населения, что способствует развитию культуры и нравственности, минусом - отсутствие свободы вероисповедания.

Во многих странах Европы существуют государства с государственной религией, однако они не являются теократическими, поскольку

не имеют своей основной целью построение и защиту религиозного государства. К таким государствам можно отнести Англию, Грецию, Данию, Исландию, Норвегию, Финляндию, Шотландию (государственной религией там являются либо католицизм, либо одно из направлений протестантизма). Государственная религия существует также в странах Азии и Африки (Алжир, Бахрейн, Египет, Ирак, Мавритания, Кувейт, Малайзия). В основном это ислам или католицизм.

Государственная Церковь достаточно сильно зависит от государства, хотя иногда наблюдается ее стремление к независимости. Государство контролирует и осуществляет финансирование Церкви, ее устройство и управление, а также религиозное образование. Религиозное объединение является частью государственного аппарата.

В Великобритании государственной религией является англиканство - одно из направлений протестантизма. Главой Англиканской церкви является английская королева. «В Великобритании глава королевского дома является официальным главой государственной Церкви (архиепископ Кентерберийский в Англиканской церкви не возглавляет церковную иерархию, а является наместником монарха по церковным делам). Все архиепископы и епископы назначаются королевой по рекомендации премьер-министра. Только Англиканская церковь имеет право выступать организатором событий, имеющих национальное значение. Только Англиканская церковь имеет собственные места в парламенте»8.

Однако Англиканская церковь постепенно утрачивает свои прежние позиции. Все большее число граждан начинает исповедовать другие религии. Сейчас в Великобритании растет число католиков, а за счет миграционных процессов существенно увеличивается число граждан, исповедующих ислам и другие религии. Так, «в настоящее время в Британии проживает от 1,5 до 2 млн мусульман»9.

Ярким примером страны с государственной религией является Греческая Республика. «Конституция Греции 1975 г. устанавливает, что господствующей в Греции религией является религия восточно-православной церкви Христовой (ст. 3). Конституцией признан и закреплен статус Святой горы Афон (ст. 105) как самоуправляемой части территории греческого государства»10.

«Государство надзирает за Церковью и делегирует ей компетенцию и права, присущие некоторым государственным институтам. Устав Церкви Эллады, имеющий статус государственного закона, закрепляет за Церковью, ее епископствами, приходами, монастырями и иными церковными институтами положение корпоративных субъектов публичного права»11.

«По последним данным официальной статистики, 97% жителей Греции принадлежат к

Православной церкви. Закон Божий включен в общеобразовательную школьную программу Греции как обязательный предмет, а в каждом из греческих университетов имеется факультет богословия. Помимо сферы образования Церковь ведет

12

активную социальную деятельность»12.

Таким образом, если религиозное объединение имеет государственный статус, это, с одной стороны, дает определенные привилегии, налоговые льготы, с другой стороны, ему приходится отвечать за ошибки государства. Россия - яркий пример того, как государственный статус Православной церкви явился одной из причин ее преследования в годы правления Советской власти. Патриарх Алексий II говорил: «...положение государственной Церкви принесло нам много бед и страданий. Церковь должна быть отделена, но подлинно отделена от государства. Она должна иметь право оценивать все события, происходящие в стране, с позиции духовности и нравственности. Она не может этого сделать, будучи государственной»13. Это основной минус данного типа государства, плюсом же является высокий уровень религиозности населения при возможности исповедовать различные религии или являться атеистом, поскольку в таких государствах на уровне конституций закреплена свобода совести.

В мире множество государств являются светскими - большинство стран Европы, некоторые государства Азии, а также США. Такой режим взаимодействия государства с конфессиями предполагает отделение религиозных объединений от государства.

Обычно выделяют две основные модели светского государства: сепарационную (когда государство ограждает себя от сотрудничества с религиозными объединениями) и кооперационную (когда государство сотрудничает с религиозными объединениями в определенных областях). Данные разновидности светского государства выделяют такие известные российские ученые, как И. Понкин14, М. Шахов15, Н. Володина16.

На наш взгляд, в кооперационной модели светского государства можно выделить два основных типа: государственное взаимодействие с одной конфессией, которая получает приоритет перед другими (Итальянская Республика), и с несколькими конфессиями ( Российская Федерация).

Соединенные Штаты Америки - одна из первых стран в мире, провозгласившей себя светским государством. Это государство развивалось таким образом, что в нем никогда не было официальной религии. Первая поправка Конституции США гарантирует каждому американцу право свободно исповедовать религию либо не исповедовать

17

никакой1'.

В Соединенных Штатах сегодня построена сепарационная модель светского государства, при которой взаимодействие государства и ре-

лигиозных объединений сведено к минимуму. Фактически религиозным объединениям в этой стране предоставлена широкая автономия, и хотя в Америке превалирует протестантизм, в ней исповедуются сотни других религий. В результате американцы уже утратили связь со своими религиозными корнями. Обычно они выбирают ту веру, которая предъявляет наименьшие требования к ним и является удобной для исповедания.

Кроме того, сегодня Америка навязывает всему миру политику «плавильного тигля», политику экуменизма, обезличивания религий в одной. Но этот экуменизм, который присутствует в ее внешней политике, необратимо отразится на ее внутренних делах.

США пытаются повлиять на вероисповедную политику других государств, каждый год издавая акт «О международной свободе вероисповедания». Известно, что «концепции “миссианского смирения” и “американской исключительности” не только стали идейными источниками акта “О международной свободе вероисповедания”, но и нашли в нем свое практическое воплощение, несмотря на то, что в США нет национального закона о свободе совести. Указанный акт является удобным прикрытием, которое позволяет США расширять сферы своего влияния, присвоив себе право вмешиваться во внутренние дела суверенных государств»18.

На развитие светских государств во всем мире особенно повлияла секуляризация Европы, которая началась в конце ХУШ в. и планомерно продолжалась весь XIX в. Именно в Европе произошло разделение функций между государством и Церковью.

Французская Республика оказала огромное влияние на отделение Церкви от государства и закрепление в европейских конституциях свободы совести как одной из основных личных свобод человека.

Сегодня во Франции религиозные объединения отделены от государства, это закреплено на конституционном и законодательном уровнях. Во Франции, как и в США, - сепарационная модель светского государства.

Особого внимания заслуживают вопросы церковно-государственных отношений в странах, испытавших на себе социалистическое влияние: Польше, Болгарии, Словении, Хорватии, Словакии, Чехии, а также в Албании и Венгрии. «С началом демократических преобразований все эти государства приняли новые конституции, а ряд из них - еще и специальные законы, регулирующие отношения с религиозными объединениями. Опыт создания новых конституционно-правовых основ взаимоотношений государства и Церкви в этих странах представляет особый интерес для российских специалистов в данной сфере, так как все эти государства приступали на рубеже

80-90-х гг. к радикальному преобразованию своих систем с одинаковой политической и мировоззренческой платформы»19.

Все европейские страны, входящие в социалистический лагерь, формально декларировали принципы светского государства. На практике же государственно-церковные отношения строились на подчинении церкви официальной идеологии. Государство, следуя социалистической доктрине, использовало различные средства принуждения, ограничивающие свободу совести и вероисповедания.

«В нынешних конституциях и законодательствах о свободе совести европейских пост-социалистических государств вероисповедная проблематика представлена по-разному. Прежде всего она отражает как исторически складывавшиеся в той или иной стране традиции, силу общественного мнения, моно- или поликонфес-сиональную структуру верующих, так и глубину происходивших на рубеже 80-90 гг. социальнополитических преобразований, затронувших и во-

20

просы государственно-церковных отношений»20. Большинство этих стран сроят кооперационную модель светского государства.

После распада СССР большинство стран, которые стали независимыми, закрепили в своих конституциях и законах светский характер государства: Украина, Белоруссия, Армения, Грузия, Азербайджан и т.д. Отношения между государством и религиозными объединениями в них строятся на основе выделения тех конфессий, которые существенно повлияли на историческое развитие государства.

Светский характер государства для большинства стран является наиболее приемлемым, поскольку дает возможность реализовать свободу совести. Вместе с тем религиозные объединения не преследуются, не изолированы от общества. Взаимодействие в государствах с кооперационной моделью светского государства происходит с наиболее значимыми конфессиями либо с одной конфессией на особых условиях.

Можно выделить основные формы такого взаимодействия: в области культуры, в области образования, в сфере благотворительности, с вооруженными силами, пенитенциарной системой. Эти формы взаимодействия присутствуют практически во всех светских государствах с кооперационной моделью. Считаем, что закрепление их на уровне законодательства необходимо для более конструктивного сотрудничества.

В государствах с сепарационной моделью светского государства взаимодействие почти не осуществляется, религия является частным делом каждого гражданина. Минусом сепарационной модели, по нашему мнению, является то, что такая модель может способствовать установлению атеистического режима.

В XX в. во многих странах главенствовала атеистическая идеология. Официально в мире только одно государство объявило себя атеистическим, закрепив данный статус в Конституции (1973 г.), - это Албания, которая теперь является светским государством. В действительности же таким государством был и Советский Союз, который после Второй мировой войны распространял свое влияние на страны Восточной Европы.

В настоящий момент Северная Корея фактически является атеистическим государством. Здесь распространен культ личности «Великого вождя» товарища Ким Ир Сена и его сына, «Дорогого руководителя» товарища Ким Чен Ира (очень напоминает культ личности Сталина в Советском Союзе). Религиозные объединения в Северной Корее находятся под особым контролем специальных государственных органов - федераций, верующие люди вынуждены скрывать свои религиозные убеждения. Особо преследуются христианские конфессии, поскольку считается, что через них страны Запада влияют на жителей страны.

Свобода совести в любом государстве включает в себя не только право исповедовать любую религию, но и право не исповедовать никакой (право на атеизм), и оно должно быть защищено. В то же время, когда атеизм становится частью государственной идеологии, это чревато очень негативными последствиями, свобода совести в атеистическом государстве невозможна, религиозные организации преследуются, верующие люди не имеют возможности исповедовать свои религиозные убеждения. Отсутствие духовной свободы приводит к обеднению человеческой личности, к полному подчинению ее государству; человек в таком обществе не может быть свободным, не имеет возможности реализовывать свои творческие и нравственные потребности.

Взаимодействие государства и религиозных объединений в зарубежных странах осуществляется в разных формах и зависит от многих факторов (культурных, исторических, экономических, политических и т.д.). На международном уровне политический фактор в области вероисповедания стал преобладающим.

Религиозные объединения в большинстве стран мира со светскими основами государственного строя - это мощные общественные институты. В теократических государствах они составляют основу государств, в странах с государственной религией - являются частью государства. В каждой стране есть свои особенности взаимодействия, есть религии, которые официально или неофициально имеют особый статус. Это связано с историей и культурой каждого государства, которые невозможно и опасно игнорировать.

Сегодня очень важно в условиях многоконфессионального мира не допустить религиозных конфликтов, разделения мира по религиозному

признаку. К мирному диалогу способны общества, развитые в духовном смысле, которые могут разрешить конфликт словами, а не силой оружия. Это подтверждается историей взаимодействия государства и религиозных объединений в разных странах мира.

Примечания

1 Арбузкин А. М. Конституционное право зарубежных стран. М., 2005. С. 591.

2 Там же. С. 594.

3 Там же. С. 29.

4 Конституция Ирана. иЯЬ: http://ru.wikipedia.org (дата обращения: 25.04.2012).

5 Коэн А. Египет : горькие уроки «Арабской весны». иЯЬ: //http://blogs.voanews.com (дата обращения: 12.05.2012.).

6 См.: Кокс Х. Мирской град : секуляризация и урбанизация в теологическом аспекте. М., 1995. С. 26.

7 Примаков Е. М. Конфиденциально : Ближний Восток на сцене и за кулисами (вторая половина XX - начало XXI века). М., 2012. С. 407.

8 Религиоведение : энциклопедический словарь. М., 2006. С. 125.

9 Кампер П. Религиозная свобода в Великобритании // Мировой опыт государственно-церковных отношений : учеб. пособие / под общ. ред. Н. А. Тро-фимчука : 2-е изд., доп. и перераб. М., 1999. С. 31.

10 Арбузкин А. М. Указ. соч. С. 559.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

11 Понкин И. В. Правовые основы светскости государства и образования. М., 2003. С. 107.

12 Ракитянская-Балытникова О. Православие в Греции. Специально для проекта «Греция от Greek.ru» 2012. иИЬ: :http://churchtoday.ru/bib (дата обращения: 13.04.2012).

13 Никитин В. Святейший Патриарх Алексий II. Жизнь и деяния во славу Божию. М., 2009. С. 179.

14 См.: Понкин И. В. Указ. соч. С. 68.

15 См.: Вероисповедная политика Российского государства : учеб. пособие / отв. ред. М. О. Шахов. М., 2003. С. 17-25.

16 См.: Володина Н. В. Теоретические основы правового регулирования отношений государства и религиозных объединений : сравнительно-правовой анализ : автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. СПб., 2010.

17 См.: Билль о правах 1789 г. // Мишин А. А. Конституционное (государственное) право зарубежных стран. Приложение. М., 2004. С. 403-405.

18 Володина Н. В. Указ. соч. С. 43.

19 Конституционное (государственное) право зарубежных стран : учебник / рук. авт. колл. Б. А. Старшун. М., 2000. С. 29.

20 Овсиенко Ф. Г. Взаимоотношения государства и Церкви в странах Восточной Европы // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом : Информационноаналитический бюллетень / сост. Ю. П. Зуев. М., 2000. № 2(23). С. 53.

УДК 345.55

ПРАВОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СЧЕТНОЙ ПАЛАТЫ РФ С КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНЫМИ ОРГАНАМИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

И. В. Лобанов

Российский экономический университет им. Г. В. Плеханова, Москва E-mail: F-1248@mail.ru

Реализация контрольных функций Российского государства в финансовой сфере предполагает наличие специальных органов. Счетная палата РФ и контрольно-счетные органы субъектов Российской Федерации призваны осуществлять данные функции. Взаимодействие между этими органами осуществляется на основе федеральных законов. Однако существуют проблемы, решение которых позволит повысить эффективность данного взаимодействия.

Ключевые слова: контрольная власть, государственные контрольные органы, Счетная палата РФ.

Legal Problems of Interaction with the Accounts Chamber

of the Russian Federation and the Control

and Audit Bodies of the Subjects of the Russian Federation

I. V. Lobanov

The implementation of the control functions of the Russian state in the financial sector requires special bodies. Accounts Chamber of the Russian Federation and the control and audit bodies of the subjects of the Russian Federation called on to implement these functions. The

© Лобанов И. В., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.