Политико-правовой подход к моделям государственно-конфессиональных отношений
В.А. Кузнецов
В статье обосновывается политико-правовой поход к анализу моделей взаимодействия государства и религиозных объединений в современном мире. Представлена характеристика теократической, клерикальной и светской моделей государственно-конфессиональных отношений.
Ключевые слова: государственно-конфессиональные отношения, политико-правовой подход, теократическая модель, клерикальная модель, светская модель
Для цитирования: Вестник МИЭП. 2017. № 2 (27). С. 101-109.
Проблема моделей государственно-конфессиональных отношений является достаточно сложной как в теоретическом, так и в практическом аспекте. Каждый исследователь, занимающийся вопросами взаимоотношений государства и религиозных конфессий, предпринимает попытку сформулировать и описать собственную модель. Затруднение вызывает и отсутствие устоявшейся терминологии, касающейся сферы государственно-конфессиональных отношений, что обусловлено, прежде всего, многогранностью предмета исследования. В практическом аспекте реально сложившаяся в том или ином государстве модель государственно-конфессиональных отношений не всегда соответствует теоретическим установкам.
В качестве примера можно рассмотреть ряд авторских классификаций по данному вопросу. Так, М.И. Одинцов выделяет две модели государственно-конфессиональных отношений. Исследуя взаимоотношения государства и религиозных конфессий, он сформулировал модели «клерикальный (конфессиональный) тип государства» и «светский тип государства».
Клерикальное государство - это государство, которое «несет на себе жесткую зависимость от конкретной религии (церкви), и потому можно говорить о государстве "христианском", "исламском" и "буддистском". Сформировавшиеся между ними отношения дали следующие формы: папоцезаризм, цезарепапизм, теократия, симфония, государственная
Кузнецов Владимир Александрович - кандидат политических наук, доцент кафедры гуманитарных дисциплин Международного института экономики и права. Адрес для корреспонденции: [email protected].
церковь, веротерпимость, свобода религий (вероисповеданий). В рамках этого типа государство осуществляет именно церковную (вероисповедную) политику, т.е. выстраивает систему отношений применительно к верующим гражданам (подданным) и религиозным организациям, не признавая вне вероисповедного состояния, атеистических убеждений и организаций» [1].
Светская модель государственно-конфессиональных отношений характеризуется, по М.И.Одинцову, тем, что «отношения государства и человека (гражданина), государства и религиозных организаций выстраиваются на принципах свободы совести (в его широком понимании), отделения (де-факто или де-юре) религиозных организаций от государства, правового равенства религий, равенства граждан независимо от их отношения к религии и т.д.» [1].
Е.М.Мирошникова выделяет три модели отношений государства и религиозных конфессий: модель государственной церкви (идентификационная модель), отделительная модель (сепарационная), кооперационная модель (модель нейтралитета).
Идентификационная модель, по мнению Е.М.Мирошниковой, «сформировалась в эпоху Средневековья и представляет собой взаимовлияние церковного и светского в различных институциональных и законодательных связях» [2, с. 18]. Страной, где реализуется данная модель, является Великобритания, в которой «англиканская церковь, которую возглавляет королева Елизавета II, является официальной религией, финансируется деятельность конфессиональных школ, в государственных школах преподается религиозное занятие. До сих пор не претерпел изменений Акт о престолонаследии, принятый более 300 лет назад, запрещающий католикам или членам англиканской церкви, вступившим в брак с католиками, занимать британский престол» [2, с. 19].
Отделительная модель, как отмечает Е.М.Мирошникова, «зародилась в Европе в XVI-XVII вв., дав начало процессу секуляризации» [2, с. 20]. Отделительная модель характеризуется тем, что религия «считается частным делом гражданина, гарантия основного права на религиозную свободу и равенство религий перед законом относится к важным задачам государства». Государством, в котором реализуется указанная модель, согласно Е.М.Мирошниковой, является Франция. Это выражается в «отсутствии института признанных религий. Ни одно религиозное объединение не имеет каких бы то ни было правовых привилегий. Вопросы, относящиеся к религиозной сфере, регулируются нормами частного права».
Отличительная черта кооперационной модели отношений государства и религиозных объединений, по утверждению Е.М.Мирошниковой, состоит в том, что «государственный нейтралитет по отношению к религии означает не выдворение религии за пределы свободного демократического общества, а поддержку религиозного и мировоззренческого плюрализма. Государство содействует не церквам, а своим гражданам, осуществляя на практике право на свободу убеждений» [2, с. 24].
В основе классификации моделей взаимоотношений государства и религиозных конфессий В.Н.Протасова лежит отношение официальной власти к религиозным конфессиям. Он выделяет светские государства; государства с режимом государственной церкви; клерикальные и теократические государства [3, с. 450]. В светском государстве «государство и религиозные объединения отделены друг от друга, т. е. взаимно не вмешиваются в дела друг друга». Государство с режимом государственной церкви предоставляет одной из религий некоторые привилегии [3, с. 451]. В клерикальном государстве «церковная иерархия через законодательно установленные институты определяющим образом влияет на политику государства и все сферы общественной жизни» [3, с. 452]. Теократическое государство, по мнению В.Н.Протасова, -это «религиозное государство, т. е. государство представляет собой религиозную организацию в масштабе общества во всеми атрибутами государственной власти» [3, с. 454].
А.М.Осавелюк выявил пять типов («моделей») взаимоотношений государства и церкви. К первой модели он относит «тотальное и агрессивное неприятие церкви государством. В качестве примера приводится положение христианства в первые три века нашей эры, а также 70-летняя история России после 1917 г. [4, с. 85].
Вторая модель, согласно А.М.Осавелюку, характеризуется «государством, отказавшимся от активного преследования религии и церкви в пользу установления собственного приоритета в осуществлении государственно-правовой политики, полномочий и роли церкви в жизни общества при сохранении, тем не менее, важнейшего общепризнанного положения в нем» [4, с. 86]. Примером такой модели является Российская империя от петровских времен и до 1917 г.
В третьей модели, по мнению А.М.Осавелюка, государство, декларирующее свою нецерковность, признает «церковь одним из имеющих право на существование институтов, не играющим серьезной роли в жизни общества, но с учетом богатых исторических и культурных традиций способным благотворно влиять на моральный климат в нем» [4, с. 87]. Такая модель осуществляется в США, Германии, Франции.
Особенностями четвертой модели, как отмечает А.М.Осавелюк, является сосуществование равно значимыми церкви и государства - положение, закреплённое в том числе в действующем законодательстве, наделявшее широкими полномочиями церковь в судейской сфере, признаваемый гражданской властью статус решений церковного суда, а также введение в действие и охрана государственными властями решений Вселенских и поместных соборов [4, с. 87]. Такая модель осуществлялась в политике византийских императоров и российской государственности допетровского периода.
Пятая модель отличается наличием государственной религии и доминированием церкви и церковной иерархии над государством и государственными властными институтами [4, с. 87]. Данную модель можно увидеть в истории древнеиудейского государства и в современном Иране [4, с. 87].
Необходимо отметить, что модель государственно-конфессиональных отношений представляет собой взятые в единстве политико-правовые основы и важнейшие черты этих отношений на современном этапе развития. К анализу такой сложной и многоаспектной проблемы следует применить подход, который условно можно называть политико-правовым. С одной стороны, учитываются политические аспекты формирования и реализации модели государственно-конфессиональных отношений в конкретном государстве. С другой стороны, выявляются правовые стороны этого явления.
Основные методологические установки сформулированного подхода заключаются в следующем. А.А.Борисенков обозначает политику как «управленческое явление, состоящее в руководящих решениях, определяющих направления исполнительной деятельности» [1]. Основываясь на представленном определении политики, политический аспект подхода к исследованию моделей государственно-конфессиональных отношений состоит в анализе последовательных управленческих действий того или иного государства по отношению к религиозным конфессиям, действующим на его территории. Правовой аспект подхода, тесно связанный с политическим, выражается в анализе и оценке юридических норм, закреплённых в различных нормативных актах и регулирующих деятельность религиозных конфессий.
Взаимосвязь политического и юридического аспектов в указанном подходе выражается в следующем: 1) в самом общем виде право определяется как «совокупность юридических норм, выработанных и санкционированных государством,
через которое оно реализует свои интересы и регулирует поведение людей» [5, с. 117];
2) «конкретная политика лежит в основании процесса формирования конкретного права» [5, с. 117];
3) «какой бы относительной самостоятельностью не обладало право, оно в конце концов служит определенной политике, конституирует ее» [5, с. 118].
Применение политико-правового подхода к анализу государственно-конфессиональных отношений в современном мире позволяет выделить теократическую, клерикальную и светскую модели государственно-конфессиональных отношений.
Исходя из предложенных методологических установок политико-юридического подхода, теократическая модель отношений характеризуется следующими признаками:
♦ деятельность государства и его институтов регулируется религиозными нормами, закрепленными в священных текстах;
♦ проведение внутренней и внешней политики основывается на религиозных принципах;
♦ судебная власть также руководствуется в своей деятельности религиозными нормами;
♦ религиозные нормы, правила регламентируют стороны жизни человеческого общества в рамках государства.
В настоящее время к теократическим государствам, согласно указанным признакам, можно отнести государство Ватикан, Саудовскую Аравию, Исламскую Республику Иран. Например, в Иране вероучи-тельные принципы ислама нашли конституционное закрепление.
Согласно ст. 2 Конституции Исламской Республики Иран, «Исламская Республика - это система правления, основанная на вере в:
1) Единого Бога, в то, что Он устанавливает законы шариата и что человек должен покоряться его воле;
2) Божественные откровения и их основополагающую роль в толковании законов;
3) Страшный суд и его конструктивную роль в человеческом совершенствовании на пути к Богу;
4) Божественную справедливость в создании и установлении законов шариата;
5) преемственность имамов (имамат) и их опеку над обществом и основополагающую роль этого принципа в продолжении Исламской революции;
6) благородство и высшую ценность человека и свободы и его ответственности перед Богом, что обеспечивает равенство, справедливость, политическую, экономическую, социальную и культурную независимость, а также национальное единство и солидарность»1. Клерикальная модель государственно-конфессиональных отношений представляет собой модель, в которой та или иная религиозная конфессия имеет государственный статус, закрепленный в нормативно-правовых актах. Государственный статус позволяет иметь определенные привилегии, а также дает возможность выполнять некоторые государственные функции (например, представительство в государственных органах, финансирование деятельности религиозных объединений из государственного бюджета). Таким примером может служить положение Православной Церкви в Греции, которая, по Конституции, названа господствующей религией (ст. 3 раздела II)2. Евангелическая лютеранская церковь, согласно Конституции Королевства Дании, «является официальной церковью Дании и как таковая пользуется поддержкой государства»3.
Специфика клерикальной модели заключается в том, что государственный статус тех или иных конфессий может выражаться лишь во взимании «налогов на их содержание через государственные налоговые учреждения, а также в том, что признается правовая действительность церковных записей, сделанных при крещении новорожденных или при заключении брака через церковное венчание» [6, с. 60].
Светская модель государственно-конфессиональных отношений включает следующие признаки:
♦ независимость государства и религиозных конфессий друг от друга в решении своих внутренних вопросов и проблем;
♦ недопустимость существования в государстве общеобязательной религии;
♦ отделение религиозных организаций от государства;
♦ равенство граждан перед законом независимо от их отношения к религии.
Светская модель в настоящее время реализуется в Российской Федерации, Франции, США. Статья 1 Конституции Франции утверждает: «Франция является неделимой, светской, социальной, демократи-
1 Конституция Исламской Республики Иран.
URL: http://www.worldconstitutions.ru (дата обращения 12.04.2017).
2 Конституция Греции. URL: http://www.zakoni.ucoz.ru/ZakonR/Constitution_of_
Grec.doc (дата обращения 15.04.2017).
3 Конституция Королевства Дании.
URL: http://www.worldconstitutions.ru. (обращения 12.04.2017).
ческой Республикой. Она обеспечивает равенство перед законом всех граждан без различия происхождения, расы или религии. Она уважает все вероисповедания»4.
Для более полной характеристики светской модели государственно-конфессиональных отношений, сформировавшей в современной России, необходимо указать дополнительные отличительные признаки. Например, согласно Федеральному закону № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях», религиозное объединение «не участвует в деятельности политических партий и политических движений, не оказывает им материальную и иную помощь»5. Также существует законодательный запрет на создание политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности (ст. 9 Федерального закона № 95 «О политических партиях»6). Со своей стороны, Русская Православная Церковь установила ряд ограничений, касающихся ее отношений с государством и другими акторами политических процессов. Запрет распространяется на такие сферы, как: «а) политическая борьба, предвыборная агитация, кампании в поддержку тех или иных политических партий, общественных и политических лидеров;
б) ведение гражданской войны или агрессивной внешней войны;
в) непосредственное участие в разведывательной и любой иной деятельности, требующей в соответствии с государственным законом сохранения тайны даже на исповеди и при докладе церковному Священноначалию» [6, с. 60].
Кроме этого, Архиерейский Собор Русской Православной Церкви в 2011 г. принял документ «Практика заявлений и действий иерархов, духовенства и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах», в котором прописан механизм поведения членов Русской Православной Церкви в данных политических процессах. Архиерейский Собор однозначно утвердил, что «священнослужители и монашествующие, а также миряне, являющиеся руководителями синодальных и епархиальных учреждений, не должны баллотироваться в органы власти и участвовать
4 Конституция Франции.
URL: http://www.conseil-constitutionnel.fr (дата обращения 23.04.2017).
5 Федеральный закон № 125 «О свободе совести и о религиозных объединениях». URL: http://www.base.consultant.ru/cons/cgi/online. cgi?req=doc;base=LAW;n=149069 (дата обращения 7.05.2017).
6 Федеральный закон № 95 «О политических партиях». URL: http://www.base.consul-tant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=166214 (дата обращения 7.05.2017).
в предвыборной агитации», «недопустимо участие лиц в священном сане и монашествующих в предвыборной агитации и их членство в политических организациях», «священнослужители и монашествующие не имеют права заявлять о поддержке всей церковной полнотой какого-либо государственного строя, какой-либо политической доктрины, какой-либо партии или политического лидера» [7]. Но существующие запреты не означают отстранение от участия в общественной жизни Русской Православной Церкви, которая, согласно вышеназванному документу, «оставляет за собой право давать нравственную оценку политическим программам и заявлениям, особенно тогда, когда речь идет об открытой или скрытой пропаганде безбожия, нравственного релятивизма, пересмотра традиционных нравственных норм в личной, семейной или общественной жизни» [7].
В настоящее время в сфере государственно-конфессиональных отношений присутствуют и реализуются все три выделенные модели: теократическая, клерикальная и светская. После длительного господства атеистической идеологии и враждебного отношения советской власти к религиозным конфессиям, в частности, Русской Православной Церкви, а также более чем двадцатилетнего процесса формирования правового государства в России сложилась и реализуется на практике светская модель государственно-конфессиональных отношений. На данный момент она является наиболее приемлемой потому, что, с одной стороны, Русская Православная Церковь самостоятельна и свободна в решении своих внутренних вопросов, с другой стороны, существуют сферы общественной жизни, в которых происходит плодотворное и конструктивное государственно-конфессиональное взаимодействие.
Литература
1. Одинцов М.И. Двадцатый век в российской истории: государство и религиозные организации. URL: http://www.rusoir.ru/president/ works/126/(дата обращения 25.04.2017).
2. Мирошникова Е.М. Кооперационная модель государственно-церковных отношений: опыт и проблемы. М.Н, 2007.
3. Протасов В.Н. Теория государства и права. М., 2014.
4. Осавелюк А.М. Государство и Церковь. М., 2010.
5. Кокорин А.А. Политика: теория, методология, методика. М., 2009.
6. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви / Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата. М., 2008.
7. Практика заявлений и действий иерархов, духовенства, монашествующих и мирян во время предвыборных кампаний. Проблема выдвижения духовенством своих кандидатур на выборах. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1400896.html (дата обращения 06.05.2017).
The politico-law approach to models of ^urch-state relations
Kuznetsov Vladimir Aleksandrovich - Candidate of Political Sciences, Associate Professor, Humanities department, International Institute of Economics and Law Address for correspondence: [email protected]
The article is devoted to models of church-state relations in the modern world. The article justify the political-law approach of the analysis of models of interaction between the state and religious associations. A description of the theocratic, clerical and secular models of church-state relations also is submitted.
Key words: model of the state and confessional relations, political-law way, theocratic model, clerical model, secular model
For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2017. N 2 (27). P. 101-109.