Научная статья на тему 'Особенности взаимодействия государства и недропользователей на современном этапе'

Особенности взаимодействия государства и недропользователей на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
77
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВО / НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЬ / НЕДРА / ПРАВО НЕДРОПОЛЬЗОВАНИЯ / STATE / MINING COMPANY / BOWELS OF THE EARTH / THE RIGHT OF MINERAL RESOURCES USE

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Алланина Лилия Мансуровна

Рассматриваются основные особенности и проблемы взаимодействия государства как собственника недр и недропользователей — горных предприятий. Выделяются характерные черты государства как носителя суверенитета и субъекта гражданского права. Предложены конкретные шаги по решению имеющихся проблем в данной сфере.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SPECIFICS OF COORPERATION BETWEEN THE GOVERNMENT AND MINERAL RESOURCES USERS AT THE PRESENT STAGE

The article discloses the basic features and problems of interaction between the state as a mineral resources owner and the mineral resources users, the mining enterprises. Certain traits characteristic of the state as a sovereignty bearer and the civil law subject are distinguished. Some definite actions to solve the problems existing in the above mentioned sphere are offered.

Текст научной работы на тему «Особенности взаимодействия государства и недропользователей на современном этапе»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ ПРОЦЕССЫ POLITICAL AND LEGAL PROCESSES

УДК 347

ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВА И НЕДРОПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

THE SPECIFICS OF COORPERATION BETWEEN THE GOVERNMENT AND MINERAL RESOURCES USERS AT THE PRESENT STAGE

Л. М. Алланнна

L. M. Allainna

Ключевые слова: государство, недропользователь, недра, право недропользования Key word: state; mining company, bowels of the earth, the right of mineral resources use

Рассматриваются основные особенности и проблемы взаимодействия государства как собственника недр и недропользователей — горных предприятий. Выделяются характерные черты государства как носителя суверенитета и субъекта гражданского права. Предложены конкретные шаги по решению имеющихся проблем в данной сфере.

The article discloses the basic features and problems of interaction between the state as a mineral resources owner and the mineral resources users, the mining enterprises. Certain traits characteristic of the state as a sovereignty bearer and the civil law subject are distinguished. Some definite actions to solve the problems existing in the above mentioned sphere are offered.

Одним ИЗ субъектов Правоотношений; возникающих В СВЯЗИ с предоставлением участков недр В пользование, является собственник недр — государство. С другой стороны, всегда присутствуют лица, использующие подземные пространства в установленном порядке (пользователи недр). Особенностью государства в данном случае является то, что оно относится к категории публично-правовых образований. Одни авторы в качестве основного критерия отнесения к последним видят обладание властными полномочиями, то есть функциями публичной власти [1], другие — назначение их деятельности, то есть достижение публичных (общественных) целей [2]. Полагаем, оба критерия отражают публично-правовой характер государства как субъекта права.

Существует точка зрения о том, что, выступая в гражданском обороте, государство лишается своих публично-властных свойств и предстает как хозяйственная публичная организация [3]. Указанная позиция, выраженная в отсутствии самостоятельности государства как субъекта гражданского права, представляется спорной, потому, что государство не может быть лишено иммунитета, который присутствует у него всегда (ст. 127 ГК РФ) В любом случае на основании ч 2. ст 124 ГК РФ государство выступает в качестве тех или иных коллективных образований. Например, согласно Постановлению Правительства РФ от 06 апреля 2004 г. N 171 Федеральное агентство по недропользованию является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом, а также правоприменительные функции в сфере недропользования. В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 22 июля 2004 г. N 370, Министерство природных ресурсов РФ является федеральным органом управления государственным фондом недр

Принимая ВО внимание глобальную мировую тенденцию «приватизации государственных функций» [4], трудно представить государственные образования, выступающие в сфере пользования недрами, в качестве единого унитарного субъекта: экономические законы объективно требуют включения вместо одного субъекта — государства — множества самостоятельных юридических лиц. При ЭТОМ указанные лица могут быть в будущем рассмотрены С ПОЗИЦИЙ не ТОЛЬКО публично-правовых форм, НО и частноправовых — в свете мировой ориентации государств на рыночные формы и методы управления.

Вместе с тем государство могло бы распределить весь фонд недр между отдельными хозяйствующими субъектами, однако для выступления государства в гражданском обороте, в связи с распоряжением, государственным фондом недр создается особый правовой режим, не совпадающий с тем, который установлен для имущества остальных субъектов — юридических лиц или граждан. Кроме того, выступая в рассматриваемом качестве, публичный собственник недр может приобретать для себя целый ряд специфических прав, которые отражают его верховенство.

С учетом дискуссии о правомочиях государства в части распоряжения (и соотношения этого понятия с полномочием управления) недрами и иными природными ресурсами [5] можно отметить, что все правомочия, характеризуемые как «управление» недрами, так или иначе, характеризуют общий режим принадлежащего государству имущества, и то обстоятельство, что государство выступает одновременно как собственник и как суверен, лишь предопределяет особый характер осуществления принадлежащих ему как собственнику' правомочий.

В ряде гражданско-правовых систем в силу самого факта принадлежности объекта государству они выведены из сферы действия обычного частноправового режима. Это означает, что в правовом регулировании отношений по поводу недр общие гражданско-правовые установления (в том числе и отношения собственности) вытесняются нормами права публичного. Как верно отмечено В. А. Лапа-чом, данные природные объекты лишь постольку допускают применение к себе цивилистической конструкции права собственности, поскольку они обладают объектными вещными правовыми признаками материальной ресурсной системы, обеспечивающей наиболее фундаментальные потребности общественного бытия [6]. Поэтому очень важно, чтобы правовой инструментарий, методы регулирования были адекватны сущности регулируемых отношений. Основной проблемой в данной сфере остается проблема создания эффективной гражданско-правовой конструкции справедливого распределения доходов, полученных в процессе пользования недрами и применения государством наиболее эффективных правовых способов управления фондом недр и создания специального органа государства. призванного осуществлять контроль и надзор за распределением указанных доходов.

Государство как суверенная власть не может осуществить эффективное управление недрами лишь одним фактом передачи недр в пользование без учета их значимости для общественных целей, поскольку это — один из бюджетообразующих факторов страны, основа ее жизнедеятельности. Существующий порядок передачи недр в пользование не до конца учитывает специфику горного производства. в результате на фоне истощения минерально-сырьевой базы можно наблюдать перевод огромного числа месторождений в разряд нерентабельных. На первый взгляд это выглядит нелогичным, поскольку регулируются имущественные отношения между государством как собственником недр и субъектом предпринимательской деятельности по вопросу определенного имущества путем передачи прав на него в определенном объеме. Действующий Гражданский кодекс РФ предусмотрел не только достаточно стройную систему регламентации отношений публичной собственности, но и определенные возможности ее эффективного использования собственниками [7]. Своеобразие публичной собственности, к которой относятся недра, проявляется, прежде всего, в цели ее функционирования, состоящей в достижении публичного интереса [8]. Это требует создания особого уполномоченного государством органа, который МОГ бы осуществлять подобные функции. Решением данной проблемы могло бы служить введение единой системы субъектов, вовлеченных в процесс пользования недрами, во главе которой должен стоять уполномоченный государственный орган. Предположительно, это должна быть государственная некоммерческая организация, не преследующая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли, созданная для решения конкретных социально-политических задач.

Представляется очевидным наличие в качестве основания разграничения публичного и частного в нормативном акте, регулирующем отношения по использованию недр, категории «интерес». Какой из интересов является основным при извлечении горными предприятиями и обращении в частную собственность полезных ископаемых? Исходя из того, что вопросы владения, пользования и распоряжения государственным фондом недр являются основополагающими при определении порядка и условий осуществления права пользования недрами, предположим, что главным интересом выступают указанные в ст. 2 Закона «интересы народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов Российской Федерации», то есть пу бличный интерес. Следовательно, нужно объединить задействованные ныне органы в единую систему субъектов, осуществляющих свою деятельность в связи с использованием преимуществ и полезных свойств недр в соответствии с этим интересом, так как недра — основа и достояние российского общества.

В настоящее время с переходом процессов реструктуризации на новый качественный уровень, когда процессы слияний и поглощений привели к появлению в России компаний международного уровня не только по натуральным показателям (ресурсная база, добыча), но и по капитализации, последние стали добиваться существенных изменений в системе государственного регулирования пользования недрами, которая теперь отражает интересы отдельных частных лиц в противовес интересам государства и других субъектов предпринимательской деятельности, что требует детальной регламентации порядка распределения доходов от пользования недрами. Каким образом они должны рас-

пределяться? При участии и контроле государства в виде его уполномоченного органа или без него? И как не перешагнуть тонкую грань между публичным и частным, допустив вмешательство государства в частное, или наоборот, слишком ослабив государственное регулирование отношений? Вместе с тем без определения приоритета государственных (общественных) и частных интересов, невозможно точно определить задачи, связанные с эффективным пользованием недрами, стоящие перед публично-правовыми образованиями: подобного комплекса задач в законе РФ «О недрах» не сформулировано. Если у государства есть имущественные права на недра, то ими нужно распоряжаться с вовлечением профессиональных предпринимателей, но в России еще предстоит разработать современную законодательную базу регулирования отношений, связанных с использованием государственной собственности в целом и недр в частности

Исторически публично-правовые образования возникли вовсе не с целью участия в обороте, поэтому государство выделяется из всей массы субъектов гражданского права, отличаясь рядом особенностей. Главное назначение государства как носителя суверенитета заключается в исполнении публично-властных функций. Участие в гражданском обороте так или иначе подчинено этой цели, поэтому, характеризуя государство как субъект указанных правоотношений, необходимо учитывать это. Выступление в гражданском обороте в качестве равноправного с иными субъектами не означает умаление или ограничение суверенитета государства. Речь идет о сокращении материальных и иных возможностей его проявления и осуществления, но не о формально-юридическом ограничении суверенитета как такового, исходя из той посылки, что в действительности государственный суверенитет, будучи формально-юридическим феноменом, одновременно несет и материальное содержание [9]. Признание ЭТОГО не будет Противоречить принципу равных начал, на которых государство И Другие публично-правовые образования выступают в гражданском обороте с иными субъектами, так как в самом Гражданском кодексе указанный принцип соблюдается постольку, поскольку' иное не вытекает из Закона и особенностей таких субъектов (ст. 124 ГК РФ).

Активы пользователей недр в виде отделенных (извлеченных) полезных ископаемых либо иных поступлений — это ценность. Эта ценность есть ничто иное, как отделенная составная часть недр, правовой режим которых закреплен в качестве основы благосостояния народов в Конституции РФ. В связи с этим отсутствие в действующем законе «О недрах» нормативной регламентации порядка оформления в собственность полученных в результате пользования недрами поступлений при действии общего правила статьи 136 ГК РФ не в полной мере отвечает социальной сущности и значению недр: представляется, что право на поступления от использования такого социально важного феномена, как недра, затрагивает публичные интересы. Соответственно, существующая в настоящее время «конструкция» приобретения подобных прав должна принять такую форму, в рамках которой реализуется как юридически значимая воля субъектов частного права, так и интересы третьих лиц.

Таким образом, необходима разработка оптимальной правовой конструкции права пользования недрами, которая, с одной стороны, позволяла бы надлежащим образом реализовывать юридически значимые интересы частных лиц (пользователей недр), а с другой стороны, учитывала бы и публичный интерес — интерес государства.

Список литературы

1. Суханов Е. А. Публично-правовые образования как участники гражданских отношений // в Кн.: Гражданское право. Том I. / Под ред. проф. Е. А. Суханова. 2-е изд. М.: 2002. - С. 280-294.

2. Масляев А. И. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации как субъекты гражданского права // в Кн.: Гражданское право. Часть первая: Учебник / Под. ред. В. П. Мозолина, А. И Масляева. - М.: Юристъ, 2003. - С. 192.

3. Панютин С. А. К вопросу о возникновении и государственной регистрации юридических лиц в исторической ретроспективе // Адвокат. - 2009, № 2. - С. 12-16.

4. Васильева А. Ф. Делегирование государственных функций субъектам частного права // Правоведение. - 2008. -№ 2. - С. 66.

5. Карасс А. В. О содержании права государственной социалистической собственности // Советское государство и право. - 1949. - № 7. - С. 25.

6. Лапач В. А Система объектов гражданских прав: Теория и судебная практика. - СПб.; Юридический центр Пресс. 2002. - С 151-156.

7. Суханов Е. А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый ГК РФ // Г ражданский кодекс России. Проблемы. Теория. Практика. - М., 1998.-С. 222.

8. Тихомиров Ю. А. Публичное право. - М., 1995. - С. 53-54.

9. Марченок М. Н. Государственный суверенитет' проблемы определения понятия и содержания // Правоведение. - 2003.-№ 1.-С. 197.

Сведения об авторе

Алланина Лилия Мансуровна, Тюменский государственный нефтегазовый университет, г. Тюмень, тел. 8(3452)453526, e-mail: и ildorchitls9(a>yandex.ru

AUanina L. M. Tyumen State Oil and Gas University, tel: 8(3452)453526, e-mail: wildorchida9@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.