УДК 323. 11 (477.75)
ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОМИНИРУЮЩИХ ЭТНОСОВ В КУЛЬТУРНЫХ ЛАНДШАФТАХ СОВРЕМЕННОГО КРЫМА
Швец А.Б.
Рассмотрены причины смены доминирующих в этнической истории Крыма славяно-православного и тюрко-мусульманского этносов по материалам статистической отчетности середины XVIII - начала XXI вв. Приведены результаты районирования территории современного Крыма по показателю этнической мозаичности. Ключевые слова: этнос, география, Крым.
Взаимодействие доминирующих или «руководящих» этносов - это типичный для многонационального Крыма процесс. Сегодня он выделяется из множества иных социокультурных процессов разноплановостью проявлений. Заметим, что многоэтничность Крыма объективно обусловлена его географической рубежностью между легко проницаемыми для передвижения народов степными ландшафтами севера, барьерными ландшафтами Крымских гор и контактными территориями прибрежной полосы Черного моря. Для формирования многоэтничности территории Крыма такое ландшафтное чередование контактности и барьерности оказалось оптимальным для возникновения здесь не просто этнических, но цивилизационных или социокультурных рубежей.
Подтверждение этой мысли находим в работе географа Н.В.Дена «Крым», которая начинается такими строками: «Положение Крыма между степью и морем оказало очень существенное влияние на его историческое и хозяйственное развитие. Море связывало его со всем средиземноморским миром и его культурой. Степь же Крыма, соединенная с южно-русскими степями лишь узким перешейком, служила как бы резервуаром для тех многочисленных кочевников, которые толпами проходили из Азии на запад. В Крыму сталкивались и вступали во взаимодействие между собой два разнородных начала» [1, с.З]. Всю историю Крыма до присоединения его к России в 1783 г. Н.В.Ден предлагает рассматривать как взаимодействие и борьбу средиземноморской и кочевой культур, резкое различие в способах жизнедеятельности между которыми обеспечивало их продолжительное самостоятельное существование. Кочевники не знали мореплавания и в течение веков вынуждены были прибегать к посредничеству обитателей прибрежной полосы. В этом взаимодействии происходило и взаимное влияние друг на друга встретившихся культур, и объективный процесс смены этносов, выделявшихся по численности и активности в обустройстве среды обитания.
Целью нашей работы явилось определение исторических рубежей и последствий культурного взаимодействия наиболее крупных, «руководящих» этносов Крыма в исторической ретроспективе.
Термин «руководящий этнос» ввел в научный оборот С.М.Широкогоров. В своей монографии «Этнос», вышедшей в 1923 г., он отметил, что: «... процесс
культурного развития, носителями которого являются этносы, выдвигает тот или иной этнос в руководящие... Смена руководящих этносов есть естественный процесс, указывающий на жизненность человека. Состояние постоянной гегемонии одного этноса невозможно и борьба между этносами есть естественная функция человечества»... [2, с. 116].
В этнической истории Крыма «руководящие этносы» целесообразней рассматривать как доминирующие. Этот термин лишен политической окраски и соответствует представлениям демографов о том, что доминирование этноса проявляется в постоянном численном росте группы людей, которая выделяется в регионе стремлением к повсеместному расселению.
Историческая ретроспектива Крыма демонстрирует исследователям устойчивое доминирование на территории полуострова двух этносов: славянского (в составе русских, украинцев и белорусов) и тюркского (в составе крымских татар). Изучение взаимодействий этих этносов целесообразно проводить в демографическом и территориальном аспектах. Демографический аспект позволяет проследить естественную и механическую подвижность, а территориальный - локализацию этносов в пространстве.
Нами проанализированы материалы статистической отчетности по изменению этнического состава населения Крыма с середины XVIII по начало XXI вв. Одним из выводов этого анализа стало представление о сочетанном характере доминирования тюркского и славянского этносов на территории Крыма. Сочетанность заключается в том, что рост доминирующего присутствия славянского этноса сопровождался в исторической ретроспективе увеличением миграционной подвижности, а также изменением территориальных границ расселения тюркского этноса.
Так, например, впервые смена доминирующего этноса в Крыму статистически достоверно отмечается на рубеже XVIII - XIX вв. В 1795 г. по результатам пятой имперской ревизии населения в Крыму была зафиксирована новая народность -русские. Эта народность составила, по мнению Я.Е.Водарского и др., в то время 4.3% общей численности жителей полуострова [3, с.59]. Стремительный рост славян отмечен уже в период первой Всероссийской переписи населения 1897 г. На этот момент русское население Крыма, в котором не вычленялся отдельно украинский и белорусский компоненты, уже составляло 33,1% жителей полуострова против 35,6% татар.
Отметим, что именно в этот период в этнической истории Крыма различными исследователями отмечались как минимум четыре миграционных волны среди жителей полуострова: 1778-1784 гг., 1854-1860 гг., 1862-1872 гг., 1874-1875 гг. Все они носили этнический характер и были связаны в основном с перемещениями тюркских народов Крыма и отдельных групп христианского населения (армян, болгар, греков, немцев). Исключение составляла лишь первая миграционная волна 1778-1784 гг., которую можно назвать смешанной, поскольку её начало в августе -сентябре 1778 г. связывают с вынужденным переселением царской администрацией практически всех христиан Крыма (более 30 тыс.человек), представленных греками, армянами, грузинами и валахами, в Приазовье [4].
Этнические миграции ХУШ-Х1Х вв. и более поздние в XX вв. носили компенсаторный характер. Они в большинстве случаев сопровождались планомерной организацией со стороны властных структур встречного процесса заселения славянским населением освобождавшихся территорий полуострова. В результате этого славянское население Крыма к началу XX в. было сформировано по основным демографическим параметрам в такой степени, что не требовало миграционной подпитки извне для устойчивого воспроизводства [5, с.331,333].
Таким образом, миграционные волны XVIII - начала XX вв. позволяют исследовать в Крыму демографические особенности процесса интенсивной социокультурной трансформации, направленной на вытеснение тюркского этнического доминирования славянским.
Трагического поворота процесс социокультурной трансформации, под которой мы понимаем коренное преобразование состава этноконфессиональных общностей под влиянием миграций, достиг на полуострове в 1941 и 1944 гг. В этот период произошло насильственное изъятие из этнической структуры полуострова не менее пяти этнических групп. В августе 1941 г. из Крыма были тотально выселены немцы, а в мае-июне 1944 г.- крымские татары, армяне, болгары, греки. Депортация этих народов фактически прервала почти на полстолетия тенденцию взаимодействия доминирующих этносов Крыма в условиях многоэтничности полуострова характерной для него в течение тысячелетий.
Существует множество исследовательских версий относительно мотивов сталинских депортаций: «...от стремления создать более «надежный» слой пограничного населения ... до своеобразной мести за неудачный опыт взаимоотношений крымских татар, чеченцев и некоторых других народов с русским государством в прошлом» [6, с.58].
Каковы бы ни были побудительные причины депортации четверти населения Крыма результатом их стало абсолютное доминирование славянских этносов на территории полуострова и вынужденное формирование рассеянного в основном по территории Средней Азии и Казахстана этнического присутствия крымских татар.
По данным Всесоюзных переписей населения, с 1939 по 1959 гг. удельный вес русских в Крыму повысился с 49,6 до 71,4% за счет принудительно-поощрительной политики переселения на полуостров жителей южнорусских областей России и некоторых соседних с Крымом областей Украины. Этот показатель пока остается самым высоким процентом русских в истории региона.
С конца 1960-х годов начался процесс постепенного возвращения крымских татар на свою историческую родину. Данными Всеукраинской переписи населения 2001 г. в Крыму было учтено 243,4 тыс. чел. (11,9%) крымских татар.
Таким образом, этническое доминирование русского этноса, достигнутое в Крыму еще до начала Великой Отечественной войны, усиленное депортацией основного носителя тюрко-мусульманской идентичности - крымских татар, политикой русификации крымских славян в послевоенный период, связанной с особым военно-стратегическим и номенклатурно-рекреационным положением полуострова, в 1990-х годах дополнилось процессом реконструкции этнического присутствия народов, репатриированных в Крым.
1990-е годы стали переломными для Крыма в демографическом отношении. Резко ухудшились показатели естественного движения населения среди этнического большинства полуострова - русских. С 13 до 9 рождений на тысячу жителей и с 9 до 12 смертей на тысячу жителей изменились основные демографические показатели русского населения Крыма в 1995 г., по сравнению с 1989 годом. В 1993 г. в Крыму впервые с послевоенного времени отмечается нулевой механический прирост населения и продолжение тенденции уменьшения доли русских. В 1994 г. отрицательный естественный прирост населения Крыма дополняется отрицательным сальдо его механического прироста. Тенденция сокращения славянского населения в Крыму не преодолена и в настоящее время. Всеукраинская перепись населения 2001 г. отметила уменьшение доли русских, составляющих основной по численности компонент славянства на полуострове, в пределах 11,6%. Удельный вес русских в общей численности населения составлял в 2001 г. 58,3%, а с учетом г.Севастополя - 60,4%.
Кроме демографического у процесса взаимодействия славянского и тюркского этносов в Крыму имеется территориальный аспект. Его смысл раскрывается в исследовании степени концентрации различных этносов в пределах административных единиц современного Крыма. Степень концентрации различных этносов рассчитывается при помощи индекса этнической мозаичности (Р_|), разработанного Б.М.Эккелем в 1976 г. [7]. Индекс этнической мозаичности территории тем выше, чем «пестрее» её национальный состав.
Используя материалы Всеукраинской переписи населения 2001 г., мы, совместно с А.Г.Шевчуком, выделили на территории Крыма четыре группы районов. Они отличались друг от друга степенью концентрации различных этносов: «районы слабой смешанности населения» ^ < 0,4); «средней смешанности населения» (0,4 < Pj < 0,6); «с сильно смешанным населением» (0,6 < Pj < 0,7); «районы со сверхсмешанным населением» ^ > 0,7).
«Районом со слабой смешанностью населения» в Крыму является только территория, принадлежащая Керченскому горсовету, где 78% населения образуют русские. Доля украинцев здесь самая низкая среди городов Крыма и составляет 15,4%, а крымские татары представлены в Керчи 1,0% общей численности населения горсовета, что в 2001 г. составляло наименьший после Севастополя показатель концентрации этого народа на полуострове. Удельный вес крымских татар в Севастополе достигал в указанный переписной период лишь 0,5% общей численности его населения.
Группу районов «средней смешанности» формирует большинство городов Крыма и два сельских административных района: г.Алушта, г.Армянск, г.Джанкой, г.Евпатория, г. Крас но перекопе к, г.Саки, г.Севастополь, г.Симферополь, г.Судак, г.Феодосия, г.Ялта, Красногвардейский и Раздольненский районы. Для перечисленных выше городов характерно преобладание русских (от 51 до 72%), значительная доля украинцев (от 21 до 35%) и невысокий удельный вес крымских татар (от 1,3 до 17,4%).
«Сильно смешанное население» отмечается в Бахчисарайском, Белогорском, Кировском, Красноперекопском, Ленинском, Нижнегорском, Первомайском,
Сакском, Симферопольском, Советском, Черноморском сельских административных районах. Для большинства перечисленных выше территорий основным этносом являются русские, удельный вес которых составляет около 50% населения. Только в двух районах - Красноперекопском и Первомайском -отмечается превышение доли украинцев над русскими, причем, в Красноперекопском районе это превышение достигает 10,2%. В целом доля украинского населения в районах с сильной смешанностью его этнического состава варьирует от 16 до 43%. Рост украинского присутствия в степном Крыму связан с его пограничным положением по отношению к материковой Украине. Очевидно, в таких рубежных районах Крыма наиболее активно развивается процесс восстановления национального самосознания у той части населения, которое в советских переписях записывалось русскими, являясь, по сути, этническими украинцами. Крымские татары в районах с сильно смешанным населением имеют также повышенный удельный вес в этнической структуре, располагаясь в пределах от 12 до 29%.
Группа районов со «сверхсмешанным населением» представлена в Крыму единственной территорией Джанкойского административного района, где ни один из «руководящих» этносов не составляет существенного большинства, насчитывая в группе русских и украинцев чуть больше трети населения, а среди крымских татар -почти 22%.
Отметим факт незначительной представленности в городах и сельских районах Крыма белорусов. Численность этого этноса располагается в пределах 0,9 - 2,3% населения административных районов и городской местности Крыма.
Сравнивая схемы группировки районов Крыма по степени этнической мозаичности, созданные другими исследователями в 1926, 1989 и 2001 годах, приходим к выводу, что за указанный исторический период сложность и пестрота этнического состава полуострова не изменились. Они лишь дополнялись новыми этническими компонентами, как это имело место в период активной репатриации крымских татар, немцев, болгар, греков, армян или, наоборот, из этнической структуры Крыма искусственно изымались отдельные этносы, упрощая систему межэтнического взаимодействия. Вместе с тем, территориальный рисунок этнических границ в современном Крыму претерпел некоторые изменения.
В Крыму существенно сузился ареал слабой смешанности населения, который с определенной долей условности можно именовать «ареалом моноэтничности», и, следовательно, расширилась территория, где частота межэтнических контактов придает ей полиэтнический характер. Если в 1926 и 1989 г.г. моноэтничными на полуострове были Бахчисарайский и Судакский районы, а в 1989 г. - города Феодосия, Керчь и Судак, то в 2001 г. моноэтничность была зафиксирована лишь на территории Керченского горсовета. Причем, моноэтничные территории 1926 г. характеризовались доминированием крымских татар, доля которых достигала в них 80% численности населения. В 1989 г. доминирующая моноэтничность Феодосии, Керчи и Судака была русской с аналогичным крымскотатарскому 1926 г. удельным весом русских. Всеукраинская перепись 2001 г. отметила сохранение
доминирования русских только в г. Керчь, хотя русскость этого города относительно снизилась до уровня 78%.
Современный Крым имеет сузившийся ареал районов «сверхсмешанного населения». В число этих территорий по материалам всех означенных выше переписей входит лишь Джанкойский район. Здесь ни один из этносов не составлял большинства с 1926 по 2001 г.г. Очевидно, удобное транспортно-географическое положение района сформировало у него функцию принимающей территории, которая позволяет различным этносам, попавшим в Крым, пройти первичную стадию адаптации на полуострове и в дальнейшем изменить место локализации.
Основной массив территориальных единиц современного Крыма имеет традиционно средне - и сильносмешанный этнический состав, в котором доминирующим этносом остаются русские. Этот массив располагается в пределах всех ландшафтных зон, характерных для Крыма: степной, предгорной и горноприбрежной. Вместе с тем, именно в пределах районов средней- и сильной смешанности этнического состава населения сформировались Предгорная и Степная этноконтактные зоны с повышающейся степенью этнического присутствия крымских татар. В состав Предгорной зоны можно включить территории Бахчисарайского, Симферопольского, Белогорского, Кировского районов, а Степной - Советского, Первомайского и Джанкойского районов. По результатам переписи 2001 г. эти территории имеют в своем этническом составе свыше 20% крымских татар. Перепись 1989 г. фиксировала в степных и предгорных районах Крыма от 1 до 5% представителей этого этноса в составе населения соответствующих территорий.
Четырехкратное увеличение численности крымских татар в степных и предгорных районах полуострова позволяет говорить о реставрации их устойчивого этнического присутствия в пределах означенных территорий и стремлении занять те ландшафтные зоны, которые этот этнос традиционно считал наиболее комфортными для собственной жизнедеятельности.
Список литературы
1. Ден Н.В. Крым. - М.-Л.: Госиздат. 1930. - 103 с.
2. Широко горов С.М. Этнос. Исследование основных признаков изменения этнических и этнографических явлений. - Шанхай, 1923. - 132 с.
3.Водарский Я.Е., Елисеева О.И., Кабузан В.М. Население Крыма в конце XVIII - конце XX веков (Численность, размещение, этнический состав). - М... 2003 . - 83 с.
4. Присоединение Крыма к России: Сб. .док. - СПб., 1885. - Т.2. - С.678-714.
5.Степанов В.В. Крым и крымские татары: историческая демография и современная этнополитическая ситуация / Тюркские народы Крыма: Караимы. Крымские татары. Крымчаки /Отв.ред.С.Я.Козлов, Л.В.Чижова. - М.: Наука. 2003. - С.330-357.
6.Габриелян O.A., Ефимов С.А., Зарубин В.Г., Кислый А.Е., Мальгин A.B., Никифоров А.Р., Павлов В.М., Петров В.П. Крымские репатрианты: депортация, возвращение и обустройство. -Симферополь: Издательский дом «Амена», 1998. - 340 с.
7.Эккель Б.М. Определение индекса мозаичности национального состава республик, краев и областей СССР // Советская этнография. - 1976. - № 2.
Швець О.Б. Oco6.il!liocri взаемодп домшуючих cniociis в культурных ландшафтах сучасного Криму
Розглянуп причини змши дсишнуючих в етшчнш icTopii Криму слав'яно-православного та тюрко-мусульманського етнсклв згщно матер1ал1в статистично! зв1тност1 середини XVIII- початку XXI стол1ть. Приводяться результати районування територи сучасного Криму за показником етшчно!
M03ai4H0CTi.
K.rn040Bi слова: етнос, географ1я, Крим.
Sln'ets A.B. The feature of interaction of dominating ethnoses in cultural landscapes of modem Crimea
The reasons of change dominating in ethnic history of Crimea Slavonian-orthodox ethnoses and Turku-muslim ethnoses on materials of the statistical reporting of the middle XVIII are considered - the beginnings of XXI centuries. Are resulted results of division into districts of territory of modern Crimea on a parameter ethnic diversity.
Keywords: ethnos, geography, Crimea.
Статья поступила в редакцию 25.07.2008 г