Научная статья на тему 'Особенности выявления и производства предварительной проверки первичных материалов о преступных уклонениях от уплаты налогов с физических лиц'

Особенности выявления и производства предварительной проверки первичных материалов о преступных уклонениях от уплаты налогов с физических лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
175
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
УКЛОНЕНИЕ / НАЛОГИ / АНАЛИЗ / ТАКТИКА / СЛЕДСТВИЕ / ПРЕСТУПНОЙ / ДОКАЗЫВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Котенко Сергей Максимович

В статье анализируются особенности выявления и производства предварительной проверки первичных материалов о преступных уклонениях от уплаты налогов с физических лиц. Особое внимание обращается на проблему учета налогоплательщиков как основу налогового контроля. Подчеркивается, что некоторые положения налогового законодательства являются препятствием к выявлению налоговых преступлений и это затрудняет выявление фактов уклонения от уплаты налогов и способствует совершению налоговых преступлений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности выявления и производства предварительной проверки первичных материалов о преступных уклонениях от уплаты налогов с физических лиц»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ОСОБЕННОСТИ ВЫЯВЛЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВА ПРЕДВАРИТЕЛЬНОЙ ПРОВЕРКИ ПЕРВИЧНЫХ МАТЕРИАЛОВ О ПРЕСТУПНЫХ УКЛОНЕНИЯХ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ Котенко С.М.

Котенко Сергей Максимович - магистрант, институт магистратуры и аспирантуры Саратовская государственная юридическая академия, г. Саратов

Аннотация: в статье анализируются особенности выявления и производства предварительной проверки первичных материалов о преступных уклонениях от уплаты налогов с физических лиц. Особое внимание обращается на проблему учета налогоплательщиков как основу налогового контроля. Подчеркивается, что некоторые положения налогового законодательства являются препятствием к выявлению налоговых преступлений и это затрудняет выявление фактов уклонения от уплаты налогов и способствует совершению налоговых преступлений.

Ключевые слова: уклонение, налоги, анализ, тактика, следствие, преступной, доказывание.

Доходная часть бюджета России формируется в основном за счет налоговых поступлений. Это объясняет стремление государства и его органов к увеличению их собираемости и максимальному выявлению фактов уклонения от уплаты налогов, особенно совершенных преступным путем. Массовость уклонения налогоплательщиков от уплаты налогов, высокий уровень латентности налоговых преступлений с особой остротой ставят проблему их выявления, обусловливают необходимость поиска и разработки оптимальных и эффективных путей и средств этой деятельности.

Коллизии между ними оказывают отрицательное воздействие на деятельность всех органов, ведущих борьбу с преступными уклонениями от уплаты налогов. Своевременное выявление и расследование уклонений от уплаты налогов находится в прямой зависимости от качества налогового, административного, уголовного, уголовно-процессуального и оперативно-розыскного законодательства, в связи с чем особую актуальность приобретает взаимосоответствие норм этих отраслей права.

Некоторые положения налогового законодательства являются препятствием к выявлению налоговых преступлений. Это является обстоятельством, максимально затрудняющим выявление фактов уклонения от уплаты налогов и способствует совершению налоговых преступлений.

Правовой режим деятельности участников оффшорного бизнеса регулируется, прежде всего, нормами гражданского права, так как их деятельность связана с предпринимательской деятельностью. Отсутствие полноценной законодательной базы приводит к тому, что участники оффшорного бизнеса устанавливают свои правила, находят те или иные схемы ухода от уплаты высоких налогов, подкупают чиновников для предоставления им преференций, создавая тем самым благоприятную почву для коррупции [1].

Основным фактором существования оффшорных зон выступает экономическая депрессивность отдельных регионов. Устанавливая особый административно -правовой режим осуществления внешнеторговой и предпринимательской деятельности. В результате появления новых телекоммуникационных технологий

перемещение международных капиталов резко увеличилось, усилилась конкуренция между новыми «экономиками с благоприятными налоговыми условиями» и возникла сеть оффшорных зон [2, с. 117]. Его суть - осуществление предпринимательской деятельности в целях получения наибольшей прибыли, которая может повышаться как за счет увеличения темпов роста прибыли по сравнению с темпами роста затрат, так и путем снижения суммы затрат.

По существу, применение офшорной юрисдикции означает использование преимуществ другой страны для включения в глобальную систему международных инвестиций, обеспечения сохранности активов, улучшения управления бизнесом, получения попутных выгод от налоговых, административных и иных льгот, сохранения личных и корпоративных тайн [3, с. 114].

Большую популярность приобрели международные деловые компании (IBC) и компании с ограниченной ответственностью (LLC). Наиболее значимыми организационно-правовыми формами предпринимательства в европейской (континентальной) офшорной правовой модели являются товарищество с ограниченной ответственностью и акционерное общество. На их базе могут организовываться распространенные в офшорных зонах холдинговые, финансовые и страховые компании [4, с. 119].

Ситуация с офшорами принципиально изменилась с принятием Закона «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма» [5] и началом работы Комитета РФ по финансовому мониторингу (КФМ). Теперь КФМ РФ приступил к формированию базы данных, установлению деловых связей с аналогичными структурами за рубежом и при определенных условиях в состоянии найти любого нарушителя закона, за какими бы офшорами он ни скрывал свои активы.

Проблема учета налогоплательщиков как основа налогового контроля. На сегодняшний день признать ее идеальной и абсолютно правильной нельзя [6, с. 22]. В этой связи необходимо произвести санацию и закрытие всех бездействующих фирм, равно как и разработать и утвердить порядок закрытия вновь созданных и не ведущих деятельность.

В настоящее время создан Единый государственный регистр юридических лиц, создается Единый реестр налогоплательщиков. Однако учет граждан и юридических лиц, их доходов и расходов ведут более десятка различных ведомств и учреждений. Зачастую они между собой не взаимодействуют, их данные нередко противоречат друг другу. Вполне назрела необходимость передачи права регистрации юридических лиц в один государственный орган, которым должно быть ФНС России.

Необходимо также обязать все другие организации сообщать о всех имущественных сделках, совершенных физическими и юридическими лицами в территориальные налоговые инспекции, поскольку там содержится перечень данных по каждому налогоплательщику, а также отменить возможность регистрации фирм по чужому паспорту и доверенности на него. Надо сказать, что система номерной идентификации физических лиц широко распространена в мире. К сожалению, российский ИНН в его сегодняшнем состоянии не является надежным идентификатором налогоплательщика. Осуществляется проектирование и моделирование новых деловых процессов, создается единое федеральное хранилище данных, начаты работы по чистке информационных баз, а также организации единой централизованной системы нормативно-справочной информации.

К проблемам организационного плана можно отнести и отсутствие соглашения между Следственным комитетом РФ и ФНС России о взаимодействии по выявлению и пресечению налоговых преступлений. Отсутствие такого документа усложняет работу по мигрирующим налогоплательщикам, т.к. неясно, какой орган какому должен передавать материалы при выявлении признаков преступления [7].

Важной проблемой в выявлении налоговых преступлений является проблема отбора плательщиков для проведения проверок. В некоторых случаях проводятся плановые проверки финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков по какому-то направлению их деятельности [8].

Результативность этих проверок также низка. Как представляется, это достаточно низкий процент, и причина кроется в отсутствии научной методики проведения отбора налогоплательщиков для проверки.

Серьезной проблемой в выявлении налоговых преступлений является отсутствие обоснованной системы признаков, указывающих на наличие о проверяемого налогоплательщика налогового преступления. В выявлении налоговых преступлений важно решить и проблему определения эффективной системы оперативно-розыскных мероприятий по выявлению налоговых преступлений. Предлагаемые системы таких мероприятий также рассчитаны в основном на выявление преступлений чисто экономической направленности, в основном хозяйственных, но не налоговых. В практической деятельности они оказываются непригодными. Является необходимым создание системы оперативно-розыскных мероприятий налогового профиля.

Для выявления налоговых преступлений работники налоговых органов в соответствии с гл. 14 НК РФ могут осуществлять действия, по своей тактике и содержанию не отличающиеся от действий следователей и иных сотрудников правоохранительных органов, ведущих проверки на стадии до возбуждения уголовного дела, а также осуществляющих дознание, предварительное следствие или оперативно-розыскную деятельность. Выявление налоговых преступлений оперативным путем предполагает предварительный сбор, накопление и систематизацию сведений о лицах, представляющих оперативный интерес, и фактических данных, указывающих на различные признаки скрытой противоправной деятельности.

Таким образом, практика идет по пути концентрации выявленной оперативным и иным путем информации на специальных носителях, что гарантирует обоснованность заведения дел оперативного учета и последующей реализации материалов. Конечной целью учета налогоплательщиков - физических лиц должно, как представляется, являться создание возможностей для того, чтобы налог взимался не только с заработной платы, а с совокупного чистого дохода, складывающегося из доходов от земельной собственности, капитала, работы по найму, предпринимательской деятельности и т.п. Представляется возможным формирование учетной базы данных на лиц, заведомо имеющих высокие текущие личные доходы.

Список литературы

1. Барулин А.С. Проблема законодательного регулирования свободных экономических зон. Доступ из СПС «КонсультантПлюс».

2. Чашин А.Н. Офшорные зоны: правовое регулирование. М., 2010. С. 117.

3. Саркисов А.К. Офшорные юрисдикции: доктринальный аспект правоприменения // Административное и муниципальное право, 2009. № 10. С. 14-15.

4. Кокорин В.А. Современные проблемы административно-правового регулирования офшорных институтов // Государство и право, 2016. № 6. С. 19-21.

5. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма : Федеральный закон от 07.08.2001 № 115 -ФЗ (ред. от 18.03.2019) // СЗ РФ, 2001. № 33 (часть I). Ст. 3418.

6. Колодина И. МНС выведет юридических лиц на чистую воду // Российская бизнес-газета, 2015. № 21. С. 21-24.

7. Карабанов А.Л. Проблемные вопросы уголовного преследования при отсутствии решения налогового органа о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения // Предварительное следствие. Выпуск 3 (13). Часть II. М., 2017. С. 18-21.

8. Александрова Л.И. Основные особенности и проблемы выявления уклонений от уплаты налогов // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право, 2017. № 24 (273). С. 62-65.

ОСОБЕННОСТИ ДАРЕНИЯ ДОЛИ ЖИЛОГО ПОМЕЩЕНИЯ

Захарова П.А.

Захарова Полина Андреевна - студент, кафедра гражданского права, юридический факультет Российский государственный университет правосудия, г. Москва

Аннотация: в статье анализируются проблемы перехода права собственности на жилое помещение в результате совершения процедуры дарения доли лицам, не проживающим в данном жилом помещении. Учитывая то, что данного рода сделки, как правило, являются притворными, что крайне сложно доказуемо предлагается внести изменения в Гражданский кодекс РФ.

Ключевые слова: жилое помещение, дарение жилого помещения, доля жилого помещения, притворность, доказательства притворности, недействительность сделки.

Особенности дарения доли жилого помещения.

Следуя положениям главы 32 ГК РФ, граждане вправе подарить принадлежащее им имущество при соблюдении требований предусмотренных законом. Исходя из нормы пункта 2 статьи 244 Гражданского кодекса Российской Федерации: имущество может находиться в общей собственности с определением доли каждого из собственников в праве собственности (долевая собственность). При этом ч. 2 ст. 246 ГК РФ участник долевой собственности вправе по своему усмотрению продать, подарить, завещать, отдать в залог свою долю либо распорядиться ею иным образом с соблюдением при ее возмездном отчуждении правил, предусмотренных статьей 250 ГК РФ (преимущественное право покупки).

Однако одной из характеристик договора дарения является его обязательный безвозмездный характер, в связи с этим предлагать долю другому собственнику или уведомлять его о дарении не требуется, поскольку правило о преимущественном праве приобретения доли действует только при ее возмездном отчуждении. На наш взгляд, отсутствие конкретной нормы в законодательстве, которая предусматривала бы необходимость получения согласия всех собственников на дарение доли жилого помещения, а также отсутствие процедуры получения такого согласия, является почвой для злоупотребления правом со стороны недобросовестных долевых собственников жилого помещения. Договор дарения зачастую носит притворный характер и используется долевыми собственниками с целью избежать соблюдения права преимущественной покупки, принадлежащего другим сособственникам. Причем притворность сделки в данном случае доказать практически невозможно, поскольку истце лежит бремя доказывания притворности договора дарения.

Обширная судебная практика это подтверждает. Так истец обратилась в суд с иском к ответчику о признании договора дарения доли квартиры незаключенным и недействительной притворной сделкой, аннулировании записей о праве собственности, возврате доли квартиры, обосновав исковые требования тем, что под видом договора дарения реально был заключен договор займа. Одаряемым, по мнению истца, была написана расписка в получении займа, которая в настоящее

80

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.