Научная статья на тему 'Особенности высших психических функций у старших дошкольников с разными формами речевой патологии'

Особенности высших психических функций у старших дошкольников с разными формами речевой патологии Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1163
146
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШИЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ / HIGHER MENTAL FUNCTIONS / НОРМА РЕЧИ / SPEECH NORM / РЕЧЕВАЯ ПАТОЛОГИЯ / SPEECH PATHOLOGY / ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / GENERAL SPEECH UNDERDEVELOPMENT / ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ / PHONETIC-PHONEMIC SPEECH UNDERDEVELOPMENT / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ / NEUROPSYCHOLOGICAL ANALYSIS / НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ИНДЕКС ФУНКЦИЙ / NEUROPSYCHOLOGICAL INDEX OF FUNCTIONS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Артёмова Ксения Сергеевна

В статье представлены результаты нейропсихологического исследования высших психических функций детей старшего дошкольного возраста с нормой речи и с различными видами речевой патологии. Проведён анализ особенностей функций второго и третьего блоков мозга дошкольников сравниваемых групп.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Артёмова Ксения Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Higher Mental Function Peculiarities of over-fives with Various Speech pathology forms

The article deals with the results of neuropsychological research of higher mental functions of over-fives with a speech norm and with various speech pathology forms. The analysis of the second and the third brain blocks of the preschoolers of the compared groups is carried out.

Текст научной работы на тему «Особенности высших психических функций у старших дошкольников с разными формами речевой патологии»

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 159.946.3:614.253.81

ОСОБЕННОСТИ ВЫСШИХ ПСИХИЧЕСКИХ ФУНКЦИЙ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ С РАЗНЫМИ ФОРМАМИ РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИИ

К. С. Артёмова

Научный руководитель — Т. А. Фотекова, доктор психологических наук, доцент Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова

В статье представлены результаты нейропсихологического исследования высших психических функций детей старшего дошкольного возраста с нормой речи и с различными видами речевой патологии. Проведён анализ особенностей функций второго и третьего блоков мозга дошкольников сравниваемых групп.

Ключевые слова: высшие психические функции, норма речи, речевая патология, общее недоразвитие речи, фонетико-фонематическое недоразвитие речи, нейропсихологический анализ, нейропсихологический индекс функций.

Речь является важнейшей психической функцией человека. Речевое общение создаёт специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного труда. Овладевая речью, ребёнок приобретает способность к понятийному мышлению, к обобщённому отражению окружающей действительности, к осознанию, планированию и регуляции своих намерений и действий. Нарушение речевого развития приводит к отклонению в формировании у ребёнка высших психических функций (ВПФ). Потому раннее обнаружение аномалий речевого развития и своевременное обращение к специалистам крайне важно. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребёнку полноценное развитие, и, напротив, опоздание может стать роковым. Нарушения речевого развития, помимо медицинского вмешательства, требуют участия ряда других специалистов: дефектологов, медицинских психологов, социальных работников [1].

В логопедической практике распространён симптоматический подход к коррекции речевых нарушений без учёта знаний о причинах, механизмах и основных синдромах несформированности ВПФ у детей, что сказывается на эффективности коррекционной работы.

Анализ развития ВПФ в рамках нейропсихологического подхода позволит раскрыть взаимосвязь, существующую между структурами созревающего мозга и развивающимися на их основе психическими функциями, и выявить нарушения, специфические для разных форм речевой патологии [2]. Полученные в результате нейропсихологического анализа данные помогут проводить правильно организованные коррекционные мероприятия.

Цель нашего исследования - выявление особенностей развития высших психических функций у детей старшего дошкольного возраста в норме, которые отличаются общим и фонетико-фонематическим недоразвитием речи (ФФНР).

В ходе исследования было выдвинуто предположение, что в основе речевых нарушений лежит дефицитар-ность ВПФ: при ОНР несформированность ВПФ носит системный характер и затрагивает все ВПФ - как вербальные, так и невербальные; при ФФНР дефект является парциальным, в его основе лежит недостаточность фонематического восприятия и кинестетических функций.

При проведении исследования нами были использованы методы нейропсихологического обследования, разработанные А. Р. Лурией [3] и адаптированные в лаборатории нейропсихологии факультета психологии МГУ им. М. В. Ломоносова [4]. Но при этом использовался иной способ оценки: по принципу «чем лучше выполнение, тем выше балл» [5]. Статистическая обработка данных осуществлялась на основе пакета программ SPSS for Windows с использованием описательной статистики и однофакторного дисперсионного анализа.

Выборку составили дети дошкольного возраста 5-6 лет, объединённые в три группы: с общим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитием и с нормой речевого развития. Каждая из данных групп включала по 30 дошкольников.

Рассмотрим состояние функций программирования, регуляции и контроля психической деятельности, входящих в третий блок мозга.

Особенности серийной (кинетической) организации движений в нашем исследовании изучались при помощи проб на динамический праксис, реципрокную и графо-моторную координацию и слоговую структуру слова.

Проанализировав выполнение данных заданий, мы выявили различия между всеми принявшими участие в обследовании категориями детей. Лучше всего с предложенными пробами справились дети с нормой речевого развития, хотя и у них выявлены некоторые затруднения и ошибки. Испытуемые с речевой патологией делали задания значительно хуже. Также были отмечены различия в выполнении проб между детьми с ОНР и детьми с ФФНР.

Трудности серийной организации у детей всех трёх групп были выявлены при выполнении пробы, проверяющей уровень сформированности графо-моторной координации. Самой грубой и наиболее характерной ошибкой для испытуемых с ОНР было инертное повторение упрощённой программы: такой вид выполнения

«Забора» продемонстрировали 50 % детей. Их сверстники с ФФНР и нормой речевого развития чаще выполняли данную пробу с остановками и «площадками» при переходе от одного элемента к другому, что также свидетельствует о трудностях серийной организации движений в графической деятельности.

Проба на реципрокную координацию позволяет увидеть, что у детей с ОНР хуже сформированы функции серийной организации движений и межполушарного взаимодействия (р < 0,005), чем у испытуемых с нормой речи.

Состояние функций программирования и контроля у детей сравниваемых групп можно проанализировать с помощью пробы на выполнение ритмов по речевой инструкции. Статистически значимые различия при выполнении данного задания мы обнаружили между группами детей с нормой речевого развития и с ФФНР (р < 0,006). Из четырёх предложенных проб дети с ФФНР воспроизводили в среднем 0,87; их сверстники с нормой речевого развития - 1,83 (в сопоставлении с показателем нормы).

Таким образом, мы выявили различия по уровню сформированности функций третьего блока мозга среди детей старшего дошкольного возраста с нормой речевого развития и с речевой патологией. Среди последних наблюдается отставание в развитии данных функций в сравнении с нормой. Между собой испытуемые с ОНР и ФФНР показали различия в первую очередь по состоянию серийной организации движений, хуже эти функции сформированы у детей с общим недоразвитием речи.

Рассмотрим особенности функций второго блока мозга, обеспечивающих приём, переработку, хранение информации и обусловленных деятельностью задних отделов коры у детей сравниваемых групп.

Существенные различия между детьми с патологиями речевого развития и нормой выявлены в особенностях переработки слуховой информации. Практически все испытуемые с ФФНР испытывали значительные трудности при оценке и воспроизведении ритмических структур. В целом обработка слуховой информации у детей с речевой патологией сформирована существенно хуже, чем у сверстников с речевой нормой. По всем анализируемым показателям различия между группами оказались статистически достоверны. При этом наблюдаются некоторые отличия и между группами детей с разными речевыми патологиями. Например, воспроизведение ритмических структур труднее даётся детям с ОНР, чем их сверстникам с ФФНР.

Анализ состояния зрительного восприятия показал, что для детей с ФФНР, в отличие от детей с нормой речевого развития (р < 0,032), характерны трудности с опознаванием перечёркнутых изображений. Это связано с трудностями переработки информации по левополушарному типу.

Рассмотрим особенности обработки зрительно-пространственной информации. При выполнении пробы Хэда дети с ФФНР в большей степени, чем сверстники с ОНР и нормой речи, допускали соматотопические ошибки (р < 0,042), что говорит о плохой сформированности «схемы тела». Следует отметить сложность этого задания и для детей с нормой речи, у них также встречаются различные виды ошибок, чаще всего пространственные.

Исследуя особенности зрительно-пространственной памяти у старших дошкольников с речевой патологией, мы применили пробу на запоминание невербализуемых фигур. Характеристики зрительно-пространственной памяти у детей с разными формами речевой патологии несколько хуже, чем у их сверстников с нормой речевого развития: ниже объём памяти и более сильная подверженность интерференции. Например, дети с ОНР во всех четырёх воспроизведениях показали самую низкую продуктивность (при одном воспроизведении не справились с заданием 66,6 % детей, при двух - 40 %, при трёх - 43,3 %, при отсроченном воспроизведении - 50 %). Количество пропусков фигур у этих же детей с ОНР также самое большое среди трёх сравниваемых групп.

Представляет интерес уровень развития слухоречевой памяти старших дошкольников. В результате исследования статистически значимые различия были получены по показателю «продуктивность третьего воспроизведения».

У детей с речевой патологией значительно ниже показатель продуктивности третьего воспроизведения, чем у сверстников с нормой речевого развития, что указывает на малый объём произвольной кратковременной слухоречевой памяти. При отсроченном воспроизведении после гетерогенной интерференции испытуемые с ОНР вспомнили 3,7 слова, а дети с ФФНР - 4,2. Это свидетельствует о низком уровне сформи-рованности непроизвольной долговременной памяти и высокой подверженности интерференции. У детей с нормой речевого развития данные показатели значительно выше, в среднем они смогли воспроизвести 4,6 слова из шести. Таким образом, у детей с ОНР выявлено снижение объёма произвольной кратковременной и непроизвольной долговременной слухоречевой памяти. Также для таких детей при пересказе текста характерны далёкие вербальные парафазии, в то время как испытуемые с ФФНР демонстрировали выраженную бедность словарного запаса и искажение звукового состава слова, а их сверстники с нормой речи использовали непродуктивную лексику и единичные близкие словесные замены. Больше всего звуковых замен встречается у детей с ФФНР, что закономерно для этого вида речевой патологии. У детей с такой патологией речи значительно хуже развит фонематический слух, что препятствует пониманию слов, близких по звучанию.

Недостаточность зрительно-пространственной функции ярко выражена у детей с общим недоразвитием речи. Испытуемые с фонетико-фонематическим недоразвитием речи приближены по данному показателю к сверстникам с речевой нормой. Ошибки детей с ФФНР схожи с ошибками испытуемых с нормой речевого развития, они совершали негрубые проекционные и метрические ошибки. Дети с ОНР допускали множественные топологические, метрические, проекционные и координатные ошибки, а также искажения по правополушарному типу.

У данных испытуемых снижен объём зрительно-пространственной памяти и высока подверженность интерференции.

Сравнительный анализ особенностей ВПФ детей старшего дошкольного возраста с разными видами речевой патологии и нормой позволяет предположить, что специфические отличия между ними обусловлены неодинаковыми функциональными возможностями и характером взаимодействия передних и задних, а также лево- и правополушарных мозговых структур.

Для обобщённого анализа показателей нами была использована процедура подсчёта нейропсихологических индексов - суммарных величин, объединяющих преимущественно однофакторные показатели. Данный приём основан на модели трёх функциональных блоков мозга, он позволяет оценить состояние функций передних и задних отделов мозга с учётом особенностей функционирования левого и правого полушарий. На приведённом рис. показаны различия по всем нейропсихологическим индексам в изучаемых группах.

Передний индекс Задний левый индекс Задний правый индекс

Индексы ВПФ старших дошкольников с разным речевым статусом

Дети с речевой патологией имеют ярко выраженный дефицит передних и задних левополушарных функций. Это проявляется в трудностях обработки слуховой информации (выраженные трудности воспроизведения и оценки ритмических структур, малый объём слухоречевой памяти, высокая подверженность интерференции, плохой фонематический слух). По речевым показателям дети с ФФНР приближаются к детям с ОНР, что объясняется плохим фонематическим слухом.

По показателям индекса функций задних отделов правого полушария дети с ФФНР приближены к сверстникам с речевой нормой. Эти дети намного лучше справились с пробами на изображение трёхмерного объекта, выполняя его с негрубыми проекционными ошибками, в то время как их сверстники с ОНР допускали множество топологических, метрических и проекционных ошибок. Также испытуемые с ОНР допускали большее количество перцептивно далёких ошибок, и у них несколько хуже развита непроизвольная кратковременная память.

Таким образом, в результате нейропсихологического анализа особенностей высших психических функций у старших дошкольников с разным состоянием речи мы выяснили следующее.

1. У детей с ОНР отмечается системная несформированность ВПФ, которая затрагивает все функции как передних отделов мозга, так и задних лево- и правополушарных отделов.

2. На фоне системной дефицитарности мозговых функций при ОНР на первый план выходит слабость серийной организации движений и речи, а также переработка слуховой и зрительно-пространственной информации. Таким образом, страдают как вербальные, так и невербальные ВПФ.

3. У детей с ФФНР дефект является парциальным, в его основе лежит несформированность функций задних левополушарных отделов мозга, прежде всего связанных с переработкой слуховой информации. Выявлена также слабость функций программирования и контроля деятельности. Дефицитарные функции при ФФНР тесно связаны с речью.

4. Дошкольники с ФФНР по состоянию своих высших психических функций занимают промежуточное положение между детьми с ОНР и нормальным речевым развитием: их вербальные функции близки к таковым при ОНР, а невербальные сходны с нормой.

Библиографический список

1. Визель, Т. Г. Основы нейропсихологии: учеб. для студентов вузов / Т. Г. Визель. - М.: АСТ. Астрель, Транзиткнига, 2005. - 384 с.

2. Астаева, А. В. Нейропсихологический анализ развития высших психических функций у детей в норме и с общим недоразвитием речи / А. В. Астаева, Д. И. Воронкова, М. Б. Королёва // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2010. - № 27. - 82-86 с.

3. Лурия, А. Р. Высшие корковые функции человека / А. Р. Лурия. - М.: Издательство МГУ, 1962. - 426 с.

4. Нейропсихологическая диагностика, обследование письма и чтения младших школьников / под общей ред. Т. В. Ахутиной, О. Б. Иншаковой. - М.: В. Секачев, 2008. - 128 с.

5. Фотекова, Т. А. Нейропсихология дизонтогенеза: Особенности высших психических функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: учебно-методический комплекс по дисциплине: учебное пособие / Т. А. Фотекова. - Абакан: Издательство ГОУ ВПО «Хакасский государственный университет им. Н. Ф. Катанова», 2009. - 172 с.

© Артёмова К. С., 2013

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.