Гражданская оборона. Местная оборона «Технологии гражданской безопасности», том 20, 2023, № 1 (75) /5 УДК 355.58 EDN: BSLHLX
Особенности выполнения задач гражданской обороны в условиях современных вооруженных конфликтов
ISSN 1996-8493
DOI:10.54234/CST. 19968493.2023.20.1.75 © Технологии гражданской безопасности, 2023
Э.Н. Аюбов
Аннотация
В статье раскрыты особенности выполнения задач гражданской обороны и защиты населения, в том числе мероприятий жизнеобеспечения населения на территории Донецкой Народной Республики в период проведения специальной военной операции, по состоянию на ноябрь 2022 года.
Ключевые слова: безопасный район; гражданская оборона; жизнеобеспечение населения; оповещение; специальная военная операция; современные средства поражения; эвакуация.
Specific Issues of Civil Defense Tasks Performing in the Conditions of Modern Armed Conflicts
ISSN 1996-8493
DOI:10.54234/CST. 19968493.2023.20.1.75 © Civil Security Technology, 2023
A. Ayubov
Abstact
The article revealsspecifics of performing the civil defense and population protectiontasks, including life support measures for the population on the territory of the Donetsk People's Republic during a special military operation as of November 2022.
Key words: safe area; civil defense; life support of the population; notification; special military operation; modern means of destruction; evacuation.
20.12.2022
Угрозы военного характера оказывают влияние не только на безопасность России и территориальную целостность государства, но и на безопасность населения, предъявляя высокие требования к уровню его защиты.
Обеспечение безопасности населения и территорий от угроз военного характера является важнейшей функцией государственной политики Российской Федерации и достигается выполнением мероприятий по гражданской обороне, осуществляемых в целях решения задач, возникающих при военных конфликтах или вследствие этих конфликтов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.
В Донецкой Народной Республике (ДНР) выполнение задач гражданской обороны началось в 2014 году, с момента начала военной агрессии Украины против Донбасса.
На протяжении восьми лет до 2022 года в ДНР формировалась система гражданской обороны, которая успешно функционировала на всех ее уровнях. Ведение гражданской обороны осуществлялось в режиме повседневной деятельности, а ее управление постоянно действующими органами управления и органами повседневного управления. За основу построения системы гражданской обороны ДНР был взят имеющийся опыт Российской Федерации [1].
С началом проведения специальной военной операции главой Донецкой Народной Республики было принято решение о создании Государственного комитета обороны ДНР (рис. 1).
В феврале 2022 года под контроль Донецкой Народной Республики стали возвращаться освобожденные населенные пункты, в связи с чем появилась острая необходимость в организации первоочередного жизнеобеспечения населения на освобожденных территориях.
Для решения экстренных задач по восстановлению разрушенных населенных пунктов, первоочередного жизнеобеспечения населения освобожденных территорий, ранее временно находившихся под контролем Украины, Указом Главы Донецкой Народной Республики на базе МЧС ДНР был создан Межведомственный оперативный штаб по первоочередному жизнеобеспечению населения освобожденных территорий (МОШ).
МОШ является структурной единицей Государственного комитета обороны Донецкой Народной Республики и осуществляет свою работу в тесном взаимодействии с органами государственной власти, администрациями городов и районов ДНР, организациями и учреждениями.
Полномочия МОШ определены Положением, утвержденным Указом Главы ДНР, в соответствии с которым основными задачами деятельности МОШ являются создание и поддержание условий для сохранения жизни и здоровья пострадавшего населения и восстановления систем жизнеобеспечения освобожденных территорий [2].
Решения МОШ являются обязательными к исполнению всеми органами государственной власти, местного
Рис. 1.
Рис. 2. Основные мероприятия по организации защиты населения в условиях проведения специальной военной
операции
самоуправления и организациями независимо от форм собственности.
В условиях ведения боевых действий в качестве основных мероприятий по организации защиты населения были определены (рис. 2):
эвакуация населения в безопасные районы; оповещение населения об опасностях, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также постоянное информирование о сложившейся обстановке;
укрытие населения в защитных сооружениях; организация жизнеобеспечения пострадавшего населения и восстановление систем жизнеобеспечения освобожденных территорий;
обучение населения действиям и правилам поведения при ведении военных действий.
Координация деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций по выполнению указанных мероприятий возложена на МЧС ДНР.
Эвакуация населения в безопасные районы В результате резкого обострения военной ситуации на территории Донбасса Главой Донецкой Народной Республики было принято решение о проведении, начиная с 18 февраля 2022 года, экстренной эвакуации населения в безопасные районы.
Одновременно с эвакуацией было объявлено о проведении полной мобилизации населения ДНР Две эти глобальные задачи выполнялись органами исполнительной власти, местными администрациями, предприятиями, учреждениями и организациями.
Кадровый резерв организаций практически полностью оголился, что привело к снижению численности личного состава сил гражданской обороны. Так, например, транспортное обеспечение эвакуационных мероприятий пришлось корректировать и перестраивать, так как большая часть запланированного автотранспорта была перенаправлена для нужд мобилизации и выполнения других специальных задач военного времени.
Рис. 3. Наличие современных средств поражения исключило понятие «Безопасный район» на территории Донецкой Народной Республики. Результаты артиллерийских обстрелов населенных пунктов ДНР
Ситуация осложнялась тем, что на территории Республики перестало существовать понятие «Безопасный район» ввиду того, что дальность работы современных артиллерийских систем покрывает практически всю территорию ДНР [1].
Населенные пункты, где предполагалось возможное размещение эвакуируемого населения, были подвержены артобстрелам и ракетным ударам (рис. 3).
В сложившейся ситуации очень своевременной оказалась предложенная помощь Российской Федерации по принятию на свою территорию населения ДНР. Был обеспечен вывоз граждан в направлении международного пункта пропуска: Успенское ДНР-Матвеев-Курган Российской Федерации. При организации вывоза населения из интенсивно обстреливаемых районов и городов была задействована имеющаяся в ДНР бронетехника.
Для оказания помощи гражданам на маршрутах эвакуации на пяти контрольных пунктах пропуска государственной границы были развернуты пункты жизнеобеспечения, которые включали в себя места отдыха, обогрева и оказания первой помощи, а также психологической поддержки пострадавшего населения.
Положительным опытом в ходе организации и проведения эвакуационных мероприятий можно считать привлечение сотрудников государственного пожарного надзора. В период ведения военных действий деятельность государственного пожарного надзора была временно приостановлена, что позволило привлечь высвободившийся ресурс личного состава ГПН к организации эвакомероприятий (рис. 4).
Сотрудники ГПН были задействованы на всех ключевых этапах организации и проведения эвакомероприятий в каждом городе, на каждом пункте пересечения государственной границы, на основных железнодорожных станциях посадки и высадки населения. Принятое решение о привлечении
личного состава ГПН позволило урегулировать и систематизировать ход проведения эвакуации, обеспечить учет и регистрацию эвакуируемого населения.
Общее руководство всеми группами эвакуационных мероприятий во взаимодействии с местными администрациями и Министерством транспорта осуществлял Департамент надзорной деятельности и профилактической работы МЧС ДНР
Оповещение и информирование населения С начала ведения боевых действий оповещение и информирование населения осуществлялись через систему централизованного оповещения, которая была развернута практически сразу. Однако использование морально устаревшего оборудования П-160, П-164, сирен С-40 и С-28 не позволило решить вопрос своевременного оповещения населения в полном объеме [3].
Опыт организации оповещения населения показал свою неэффективность, в том числе недостаточный охват территории ДНР.
При начале артиллерийских и ракетных ударов оповещение населения с использованием сирен и громкоговорящей связи не оправдало свою эффективность из-за крайне короткого временного периода между фактом начала угрозы (начало обстрела) и ее наступления (разрыв снаряда или ракеты).
В настоящее время в связи с постоянными обстрелами от использования сирен и сигнала оповещения гражданской обороны «Внимание всем!» отказались. Вызвано это прежде всего недопущением возникновения паники среди населения и выхода населения на открытую местность, иногда непосредственно во время артиллерийского обстрела.
Выход из строя большого количества оконечных средств оповещения в результате интенсивных обстрелов, отсутствие ремкомплекта для поддержания их работоспособности и ремонта привели к необходимости переноса работоспособных средств оповещения
ПАМЯТКА
для граждан, прибывающих на территорию Российской Фелеоаиии
Рис. 4. Привлечение сотрудников государственного пожарного надзора МЧС ДНР к проведению эвакуационных
мероприятий
с разрушенных и неработающих предприятий в жилые районы. Работоспособность СЦО проверяется в тестовом режиме. На сегодняшний день охват средствами оповещения составляет 65-70% территории ДНР [3].
В сложившейся ситуации основное внимание стало уделяться вопросам информирования населения.
Для информирования и оповещения привлечены ресурсы Республиканского оператора связи «Феникс». Рассылка информационных сообщений и SMS-уведом-лений осуществляется с использованием автоматического рабочего места, расположенного в ЦУКС МЧС ДНР.
Отправка сообщений возможна всем активным абонентским номерам и выборочным абонентам.
Для информирования населения активно используются государственные телерадиокомпании, вещающие на территории ДНР: ТВ каналы — «Первый Республиканский канал», «Оплот ТВ», «Юнион»; радио в FM диапазоне: «Радио ТВ», «Радио «Республика» и т.д., а также операторы кабельного телевидения [1].
Доведение до населения оперативной информации осуществляется путем трансляции в эфире речевых и текстовых сообщений («бегущая строка») или заранее заготовленных аудио- и видеороликов. Особое внимание уделяется вопросам безопасности при обстреле и обнаружении взрывоопасных предметов, а также району и продолжительности обстрела для предупреждения передвижения населения.
В образовательных организациях в условиях дистанционного обучения запускаются тематические ролики.
В целом на освобожденных территориях ДНР с целью организации информирования населения и своевременного управления силами и средствами органов государственной власти и органов местного самоуправления в работу запущено более 110 базовых станций мобильной сети Республиканского оператора связи «Феникс». Для нужд органов управления, существующих и вновь созданных на территориях освобожденных населенных пунктов, по решению МОШ на бесплатной основе выдано более 50 тысяч 8!М-карт [1].
Для оказания помощи гражданам с февраля 2022 года в МЧС ДНР открыты телефоны «горячей линии». Дежурство на телефонах «горячей линии» осуществляют: психологи Департамента кадровой политики; сотрудники Департамента надзорной деятельности и профилактической работы МЧС ДНР; представители военизированной-горноспасательной службы; студенты старших курсов Академии гражданской защиты, а также работники Министерства труда и социальной политики ДНР (рис. 5).
Главное направление работы операторов «горячей линии» — предоставление информации населению о состоянии, местах размещения родственников и оказание помощи в их розыске. На телефоны «горячей линии» МЧС ДНР поступило свыше 230 000 обращений о розыске родственников, из которых найдено более 14 000 человек [3].
Укрытие населения в защитных сооружениях
По состоянию на 2014 год, существующий фонд защитных сооружений гражданской обороны предполагал укрытие в них только работников наибольшей работающей смены организаций, продолжающих свою деятельность в военное время.
В условиях постоянных обстрелов для обеспечения своей безопасности население стало использовать защитные сооружения, расположенные на предприятиях, которые прекратили или приостановили свою деятельность. Естественно, существующего фонда ЗС ГО не хватало для укрытия всех желающих. В связи с этим администрациями городов и районов былиприняты меры по дооборудованию подвальных и цокольных помещений многоэтажных домов, школ, больниц и т.д. Как показывает опыт, реактивные снаряды и ракеты системы «HIMARS» пробивают от 3 до 5 этажей бетонных перекрытий. Поэтому для укрытия населения стали использовать только многоэтажные и капитальные строения.
На территориях городов и районов обозначены места расположения укрытий, установлены указатели направления движения к ним, проводится
Рис. 5. Работа «Горячей линии» МЧС ДНР
информирование населения о ближайших местах расположения укрытий.
В ДНР принят ряд нормативных правовых актов, определяющих состав и применение действующего фонда защитных сооружений, в который вошли простейшие укрытия (подвальные, цокольные помещения).
В МЧС ДНР разработаны рекомендации по организации укрытия населения в простейших защитных сооружениях во время артиллерийских обстрелов и ведению боевых действий, а также установлен минимальный рекомендуемый перечень необходимого имущества.
Проверка простейших укрытий на предмет их состояния готовности к приему укрываемых осуществляется силами МЧС ДНР с привлечением специалистов республиканских органов исполнительной власти и органов местного самоуправления.
Дополнительно, в целях беспрепятственного доступа к укрытию не только жителей дома, но и находящихся рядом граждан, в подъездах жилых домов отключены электронные и механические запирающие устройства входов.
Организация жизнеобеспечения пострадавшего населения
Уже с первых дней экономической блокады со стороны Украины ДНР столкнулась с вопросами первоочередного жизнеобеспечения населения.
Основным источником водоснабжения территории является канал Северский Донец-Донбасс, обеспечивающий водой крупные города ДНР.
С февраля 2022 года в результате ведения активных боевых действий, повреждения высоковольтной линии электропередачи и обесточивания насосной станции канала Северский Донец-Донбасс Донецкая Народная Республика оказалась в так называемой водной блокаде. Произошла остановка водоснабжения городов: Горловка, Макеевка, Донецк, Волноваха и Мариуполь [1].
Для решения задач по обеспечению населения водой были приняты следующие меры:
весной — досрочное прекращение отопительного сезона;
остановка и перевод фильтровальных станций на работу от шести резервных источников водоснабжения (водохранилищ);
прекращение подачи воды организациям, за исключением отдельных социально значимых объектов и промышленных предприятий, остановка которых может повлечь нарушение производственного процесса;
введение в городах и районах графиков подачи воды населению в жестко установленном объеме.
В течение короткого времени было введено и построено семь водоводов для наполнения канала и водохранилищ из существующих природных водоемов.
Ранее подобные мероприятия с системой водоснабжения не проводились (рис. 6).
Огромную помощь в решении задач по организации водоснабжения в ДНР оказали Российская Федерация и специалисты «Мосводоканала».
С целью дополнительного обеспечения населения водой в городах Донецке и Макеевке с 17 апреля 2022 года ежедневно функционирует 8 станций комплексной очистки воды (СКО), развернутых подразделениями МЧС России [4]. В настоящее время, с учетом рекомендаций санитарно-эпидемиологической службы ДНР вода раздается как техническая (рис. 7).
Доставку питьевой воды населению осуществляют: ГУП ДНР «Вода Донбасса»; силы коммунальных предприятий городов и районов Республики; подразделения МЧС России и ДНР; Государственная компания «Автодор» г. Москвы, а также Вооруженные силы Российской Федерации.
В зимний период для поддержания тепла в жилых домах и социально значимых объектах ежедневно пополняются котельные для восполнения воды в отопительных системах (от 2 до 3 м куб.).
Для организации жизнеобеспечения освобожденных территорий определены три оперативные зоны: «Север», «Юг», «Запад».
Для каждой оперативной зоны созданы оперативные группы управления, в состав которых входят должностные лица органов государственной власти ДНР.
Рис. 6. Решение задач по обеспечению населения ДНР водой
Рис. 7. Станции комплексной очистки воды (СКО), развернутые подразделениями МЧС России в городах Донецке
и Макеевке
Координацию работы оперативных групп осуществляют специалисты МЧС ДНР.
С февраля 2022 года под контроль Донецкой Народной Республики возвращаются освобожденные населенные пункты, в которых: отсутствуют нормальные условия жизнедеятельности (водоснабжение и водоотве-дение; обеспечение электроэнергией и газоснабжением; обеспечение различными видами связи); нарушена транспортная инфраструктура; жилой и производственный фонд имеет значительные разрушения.
В целях первоочередного жизнеобеспечения населения на вновь освобожденных территориях было развернуто 120 пунктов временного размещения на
территориях Новоазовского, Тельмановского и Старо-бешевского районов, а также в городах: Докучаевск, Макеевка, Донецк и Шахтерск. Для временного размещения эвакуируемого населения освобожденных населенных пунктов южной части Республики задействованы базы отдыха и пансионаты, расположенные на освобожденных территориях побережья Азовского моря [1].
Для обеспечения эвакуированного населения из южной части Республики, в том числе из города Мариуполя, был развернут мобильный пункт временного размещения в виде палаточного городка на 450 человек (рис. 8).
Рис. 8. Организация работы мобильного пункта временного размещения эвакуируемого населения
Жизнедеятельность палаточного городка обеспечивали сотрудники пожарно-спасательного отряда МЧС ДНР, которые осуществляли: встречу и распределение потоков прибывающих граждан, организацию их учета; обеспечение горячим питанием и средствами первой необходимости.
Медицинское обеспечение населения в ПВР в круглосуточном режиме осуществляли специалисты медицинской службы подразделений военизированной горноспасательной службы, оказывавшие экстренную неотложную помощь, а при необходимости и экстренную эвакуацию граждан в стационарные профильные лечебные учреждения ДНР.
Психологическая помощь нуждающимся оказывалась сотрудниками психологической службы МЧС ДНР.
Маломобильные лица, в том числе парализованные, бригадами скорой медицинской помощи транспортировались в лечебные учреждения Республики для осмотра и при необходимости лечения. В дальнейшем такие лица перенаправлялись в стационарные территориальные центры социальной помощи Министерства труда и социальной политики Донецкой Народной Республики.
Значительный опыт организации жизнеобеспечения населения был получен при восстановлении города Мариуполя.
Для решения задач жизнеобеспечения на территории бывшего торгового центра был создан единый комплекс по оказанию помощи жителям города (рис. 9).
На территории комплекса: оказывалась необходимая медицинская помощь; выдавались продукты питания и средства первой необходимости; осуществлялся прием граждан сотрудниками МВД; проводились сбор информации для эвакуации граждан за пределы города, учет заявлений о пропавших или потерявшихся гражданах, а также рассматривались другие актуальные вопросы по возможному восстановлению жизнедеятельности города.
Создание единого комплекса и проведение всех необходимых мероприятий по жизнеобеспечению
населения в едином месте позволило обеспечить защиту населения и персонала во время обстрелов малой артиллерией.
До возобновления централизованного электроснабжения в городе работа всех социально значимых и административных объектов, а также объектов жизнеобеспечения и связи была обеспечена автономными энергетическими установками. Коммунальные службы осуществляли круглосуточную работу по обследованию, восстановлению и возможному запуску систем жизнеобеспечения города.
Проведение санитарно-гигиенических мероприятий среди населения города обеспечивалось при помощи обустройства 6 мобильных станций санитарной обработки МЧС России, установленных в разных районах города.
Инвентаризация сохранившегося и оценка состояния поврежденного жилого фонда, определение возможности его использования проводились силами Республиканской дирекции капитального строительства Донецкой Народной Республики и проектным институтом «Донецкпроект» [1].
Для инвалидов и людей преклонного возраста, оставшихся без попечительства, было организовано размещение в территориальных центрах и домах инвалидов. Населению организована выплата пособий, пенсий и других видов социальной помощи.
Информационное обеспечение населения города Мариуполя осуществлялось путем размещения информационных листовок, баннеров и объявлений социальной значимости в местах массового скопления населения, открытых центрах социальной помощи, зданиях городской администрации и действующих лечебных учреждениях.
Для решения задач по захоронению трупов на освобожденных территориях, ранее временно находившихся под контролем Украины, распоряжением Главы ДНР от 06.08 2021 № 274 создана «Межведомственная комиссия по розыску лиц, пропавших без вести, поиску мест захоронения тел (останков) погибших (умерших) в зонах вооруженного конфликта в Донбассе» [5].
Рис. 9. Организация жизнеобеспечения населения города Мариуполя
Обучение населения действиям и правилам поведения при ведении военных действий
Подготовка специалистов и населения по вопросам гражданской обороны и защиты от ЧС осуществляется в образовательных организациях МЧС ДНР, по месту работы, учебы и проживания населения.
В структуру МЧС ДНР входят три учебных заведения, на базе которых осуществляется подготовка специалистов в области ГО и защиты от ЧС:
академия гражданской защиты ДНР;
государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Учебный центр МЧС ДНР»;
государственный научно-исследовательский институт горноспасательного дела, пожарной безопасности и гражданской защиты «Респиратор» МЧС ДНР.
В НИИ «Респиратор» работает аспирантура с заочной формой обучения специалистов по трем специальностям:
05.26.01 — Охрана труда (по отраслям);
05.26.02 — Безопасность в ЧС (по отраслям);
05.26.03 — Пожарная и промышленная безопасность (по отраслям).
НИИ «Респиратор» выполняет научные исследования в интересах МЧС Донецкой Народной Республики [6].
В условиях постоянных обстрелов и существующей угрозы жизни населения все учебные и образовательные организации перешли на дистанционную форму обучения.
Основной акцент при подготовке специалистов по вопросам гражданской обороны, защиты населения и территорий от ЧС сделан на подготовку саперов по вопросам обнаружения, идентификации, обезвреживания и уничтожения взрывных устройств и взрывоопасных предметов.
Порядок организации обучения населения действиям в ЧС и группы обучаемых определены приказом МЧС ДНР от 28.04.2016 № 400 [7].
В зависимости от участия в выполнении задач ГО, защиты населения и территорий в ЧС определены 4 группы обучаемых:
лица руководящего состава; работники и персонал организаций; студенты, учащиеся, воспитанники дошкольных учреждений;
неработающее население.
Постановлением Совета Министров ДНР от 06.11.2017 № 2-35 утверждено «Положение о порядке обучения населения в сфере ГО, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» [8].
Кроме того, в ДНР развернута системная работа по информированию всех категорий населения о действиях при обнаружении взрывоопасных предметов и правилах поведения при артиллерийских обстрелах.
В этих целях на государственных телеканалах транслируется информационно-образовательный контент по вопросам обеспечения безопасности при обстрелах, о правилах поведения при обнаружении взрывоопасных предметов и т. д.
Особое внимание уделяется информационно-просветительской работе среди детей и подростков. В образовательных организациях проводятся дни гражданской обороны и тренировки по ГО, а в дошкольных учебных учреждениях — «Недели безопасности ребенка» (Совместный приказ МЧС ДНР и Минобрнауки ДНР от 01.09.2015 № 614/447) [7].
В МЧС ДНР разработаны:
методические указания по подготовке органов управления и сил ГО;
порядок тематического информационно-справочного наполнения уголков и стендов по ГО;
программы подготовки и другие методические документы в области подготовки специалистов и населения по вопросам ГО и защиты от ЧС;
порядок работы консультационных пунктов по ГО и ЧС (300 КП).
Немаловажное значение в области обеспечения безопасности населения в условиях вооруженного конфликта приобретают вопросы разминирования территории (обнаружение, идентификация, обезвреживание и уничтожение взрывных устройств и взрывоопасных предметов) (рис. 10).
Рис. 10. Разминирование территории Донецкой Народной Республики
Неоценимую помощь ДНР в разминировании территории оказала Российская Федерация. По состоянию на начало ноября 2022 года:
группами пиротехнических работ МЧС России обследовано более 123 га открытой местности, 890 зданий и сооружений, обнаружено и обезврежено свыше 41 000 взрывоопасных предметов;
инженерно-спасательными подразделениями Минобороны России обследовано более 4 000 га открытой местности, обнаружено и обезврежено свыше 125 000 взрывоопасных предметов.
Сегодня разминирование осуществляют сотрудники отряда пиротехнических работ Республиканского спасательного центра МЧС ДНР. Группами пиротехнических работ МЧС ДНР обследовано более 2 000 га открытой местности и 1 500 000 м2 зданий и сооружений; обнаружено и обезврежено более 100 000, уничтожено более 142 000 взрывоопасных предметов [3]. На территории Республики выстроена система сбора информации о необходимости проведения обследования территорий на наличие взрывоопасных предметов. Главным координационным центром по этому направлению выступает МЧС ДНР, которое осуществляет сбор, обработку и распределение заявок на проведение разминирования в зависимости от их приоритетности.
Таким образом, анализ выполнения задач гражданской обороны в условиях ведения современной войны показал, что не все задачи ГО применимы в полном объеме. Так, например, с учетом применения высокоточного, управляемого, обладающего высокими боевыми
и поражающими свойствами современного вооружения, принимая во внимание фактор скоротечности угрозы, такие задачи ГО, как: оповещение населения об опасностях; проведение мероприятий по световой маскировке; укрытие населения в ЗС ГО; обеспечение устойчивости функционирования организаций и предприятий могут быть реализованы частично, с учетом интенсивности артобстрелов и особенностей снаряжения боевых элементов вооружения.
Анализ деятельности МЧС ДНР по осуществлению мероприятий по гражданской обороне связанных с первоочередным жизнеобеспечением населения, пострадавшего при военном конфликте или вследствие этого конфликта, показал, что эффективное выполнение задач по организации жизнеобеспечения населения невозможно без организации межведомственного взаимодействия, слаженности действий привлекаемых сил, органов власти, местного самоуправления и организаций Донецкой Народной Республики.
Проведенный анализ позволил сделать выводы о том, что объем и содержание мероприятий, направленных на выполнение задач гражданской обороны, обосновывались, исходя из научных исследований и предложений. Практическая апробация результатов исследований по вопросам гражданской обороны проводилась крайне редко и фрагментарно.
При наличии военных угроз, существующей гонке вооружения и развитии новых средств и способов ведения войны необходимо провести корректировку мероприятий и задач гражданской обороны, совершенствовать способы защиты населения.
Литература
1. Кострубицкий А.А. Совершенствование гражданской обороны и защиты населения на территории Донецкой Народной Республики: Доклад на совещании Комитета Совета Федерации по обороне и безопасности 28.10.2022 в Москве. Донецк: МЧС ДНР, 2022.
2. Указ главы Донецкой Народной Республики от 28.02.2022 № 40 «Об утверждении Положения о Межведомственном оперативном штабе для координации деятельности по первоочередному жизнеобеспечению населения освобожденных территорий, ранее временно находившихся под контролем Украины».
3. Кострубицкий А.А. Об опыте жизнеобеспечения населения на территориях Донецкой Народной Республики, пострадавших в результате агрессии Украины против Донбасса. Донецк: МЧС ДНР, 2022.
4. Обеспечение населения ДНР водой с использованием станций комплексной очистки воды: Материалы оперативной группы МЧС России. Донецк: МЧС ДНР, 2022.
5. Распоряжение главы Донецкой Народной Республики от 06.08.2021 № 274 «О создании Межведомственной комиссии по розыску лиц, пропавших без вести, поиску мест захоронения тел (останков) погибших (умерших) в зонах вооруженного конфликта в Донбассе.
6. НИИГД «Респиратор»: становление, развитие, возрождение. Донецк, 2020. 36 с.
7. Настольная книга руководителя гражданской обороны. Ч. II / Под ред. А.А. Кострубицкого. Донецк: МЧС ДНР, 2019. 392 с.
8. Настольная книга руководителя гражданской обороны. Ч. I. / Под ред. А.А. Кострубицкого. Донецк: МЧС ДНР, 2019. 284 с.
Сведения об авторе
Аюбов Эдуард Нажмудинович: к.т.н., доц., ФГБУ ВНИИ ГОЧС (ФЦ), в. н. с. науч.-исслед. центра. Москва, Россия. SPIN-код: 4227-1628.
Information about author
Ayubov Eduard N.: PhD (Technical Sc.), Associate Professor, All-Russian Research Institute for Civil Defense and Emergencies, Leading Researcher, Research Center. Moscow, Russia. SPIN-scientific: 4227-1628.