Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ «ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА» НА ЗАНЯТИЯХ «ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»'

ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ «ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА» НА ЗАНЯТИЯХ «ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА» Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
118
56
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
прыжок / студент / функциональная подготовка / утомление / ЧСС / jump / student / functional training / fatigue / best rate

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Салеев Эльдар Рафаэльевич

Современный спорт в настоящее время претерпевает различные изменения в сфере теоретической, функциональной, физической подготовки спортсменов на протяжении всех этапов тренировочных занятий. Тем самым повышая планку рекордов в различных видах спорта. Тренер-педагог, используя методику, средства подготовки сталкивается с основной задачей «не навредить», не навредить – здоровью, дальнейшей подготовке, текущему результату. В понятии функциональной подготовки объединена совокупность объективных и субъективных критериев, позволяющих различать, выделять состояние функциональной готовности организма спортсмена к выполнению интенсивных и продолжительных физических нагрузок при этом сохраняя здоровье. Оптимальный уровень функциональной подготовки определяется слаженностью работы 4-х взаимосвязанных уровней управления автономного, вегетативного, гипоталамо-гипофизарного и центрального в обеспечении постоянства гомеостаза, ассоциируется с достижением вегетативного баланса в содружественном ответе симпатической и парасимпатической ВНС на внешние и внутренние стимулы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Салеев Эльдар Рафаэльевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE «LONG JUMP» EXERCISE IN THE CLASSES OF «GENERAL PHYSICAL CULTURE»

Contemporary Sport is currently undergoing various changes in the field of theoretical, functional, physical training of athletes during all stages of training sessions. Thus raising the bar of records in different sports. The coach-teacher, using the method, means of training faces the main task «not to harm,» not to harm health, further preparation, the current result. The concept of functional training combines a set of objective and subjective criteria, allowing to distinguish, to distinguish the state of functional readiness of the athlete’s body to perform intense and prolonged physical activity while maintaining health. The optimal level of functional training is determined by the coherence of the work of 4 interconnected levels of management autonomous, vegetative, hypothalamic, hypothalamic-pituitary and central in ensuring the permanence of homeostasis, associated with achieving vegetative balance in the friendly response of the sympathetic and parasympathetic GNA to external and internal stimuli.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ «ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА» НА ЗАНЯТИЯХ «ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»»

DOI 10.24411 /2076-1503-2020-10854 САЛЕЕВ Эльдар Рафаэльевич,

кандидат биологических наук, доцент кафедры физвоспитания Стерлитамакского филиала Башкирского государственного университета, e-mail: saleev-eldar@mail.ru

ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЯ «ПРЫЖОК В ДЛИНУ С МЕСТА» НА ЗАНЯТИЯХ «ОБЩЕФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»

Аннотация. Современный спорт в настоящее время претерпевает различные изменения в сфере теоретической, функциональной, физической подготовки спортсменов на протяжении всех этапов тренировочных занятий. Тем самым повышая планку рекордов в различных видах спорта. Тренер-педагог, используя методику, средства подготовки сталкивается с основной задачей «не навредить», не навредить - здоровью, дальнейшей подготовке, текущему результату. В понятии функциональной подготовки объединена совокупность объективных и субъективных критериев, позволяющих различать, выделять состояние функциональной готовности организма спортсмена к выполнению интенсивных и продолжительных физических нагрузок при этом сохраняя здоровье. Оптимальный уровень функциональной подготовки определяется слаженностью работы 4-х взаимосвязанных уровней управления - автономного, вегетативного, гипоталамо-гипофизарного и центрального в обеспечении постоянства гомеостаза, ассоциируется с достижением вегетативного баланса в содружественном ответе симпатической и парасимпатической ВНС на внешние и внутренние стимулы.

Ключевые слова: прыжок, студент, функциональная подготовка, утомление, ЧСС.

SALEEV Eldar Rafaelevich,

Candidate of Physical Education, Assistant Professor of Physical Education Sterlitamak Branch, Bashkir State University

FEATURES OF THE «LONG JUMP» EXERCISE IN THE CLASSES OF «GENERAL PHYSICAL CULTURE»

Annotation. Contemporary Sport is currently undergoing various changes in the field of theoretical, functional, physical training of athletes during all stages of training sessions. Thus raising the bar of records in different sports. The coach-teacher, using the method, means of training faces the main task «not to harm,» not to harm - health, further preparation, the current result. The concept of functional training combines a set of objective and subjective criteria, allowing to distinguish, to distinguish the state of functional readiness of the athlete's body to perform intense and prolonged physical activity while maintaining health. The optimal level of functional training is determined by the coherence of the work of 4 interconnected levels of management - autonomous, vegetative, hypothalamic, hypothalamic-pituitary and central in ensuring the permanence of homeostasis, associated with achieving vegetative balance in the friendly response of the sympathetic and parasympathetic GNA to external and internal stimuli.

Key words: jump, student, functional training, fatigue, best rate.

Двигательная задача стала предметом теоретико-методологического анализа в дидактике спорта. Под двигательной задачей мы понимаем систему модельных представлений об условиях, требованиях и средствах достижения целеполагаемого результата.

Важной особенностью вегетативной регуляции является её «сиюминутность», когда ответом

организма на стимул происходит еще до наступления морфологических изменений. Поэтому справедливо утверждать, что диагностика вегетативного обеспечения в спортивной деятельности занимает приоритетное место [1 с. 54] . В исследованиях ряда работ показано, что развитие двигательных качеств, в частности скоростно-сило-вых у студентов ВУЗов происходит не равномерно

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

[2, с. 48-49]. Одна из форм проявления скорост-но-силовых качеств - взрывная сила, имеющая большое значение при выполнении прыжков, метаний и других скоростно - силовых упражнений. Многообразие легкоатлетических упражнений, безусловно, дают возможность изучить и проанализировать функциональную и физическую подготовленность организма [3 с. 334].

Утомление один из показателей функционального состояния организма, вызванной умственной или физической работой, проявляется во временном снижении работоспособности. Утомление - это физиологическое состояние организма, проявляющееся в снижении работоспособности в результате проведенной работы. Оно является вспомогательным средством тренировки и повышения работоспособности [4 с. 30; 4]. Одним из приоритетных упражнений для определения скоростно-силового потенциала в общеобразовательных и тренировочных процессах «прыжок в длину с места», данное упражнение и стало отрадной точкой нашего исследования.

Цель исследования: выявить критерии наступления состояния утомления в динамике выполнения одного из видов испытаний комплекса ГТО с целью оптимизации учебно-тренировочного процесса.

Нами было проведено исследование с поставленными задачами:

1. Определить в какой попытке достигается наивысший результат в прыжках в длину с места.

2. Выявить оптимальное количество прыжков до наступления утомления и понижение результативности.

3. Изучить реакцию сердечно-сосудистой системы во время выполнения прыжка в длину с места.

Организация и методы исследования

Исследование было проведено в Стерлита-макском филиале Баш ГУ участие приняли студенты первого курса разделенные на группы, различающие по половой принадлежности. 4 группы юношей с разных факультетов в составе по п=12 в каждой и девушек п=17 соответственно. Возраст первокурсников 17-18 лет в отборе приняли участие студенты основной группы здоровья, ранее не занимающие в спортивных секция.

Испытуемые выполняли 15 попыток «прыжок в длину с места» через 30 секунд, при этом фиксировали ЧСС после каждого прыжка за 10 секунд.

Каждая попытка выполнялась в условиях приближенные к соревновательным.

Результаты исследования и их обсуждение

Для изучения скоростно-силового потенциала использовали прыжок в длину с места, данный вид упражнений широко используется в учебных заведениях в качестве тестового упражнения, а так же в комплексе ГТО.

Рисунок 1. Динамика прыжка в длину с места юноши

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

Для определения прыгучести, а так же силы ног, в образовательных учреждениях широко используют прыжок в длину с места. Как самостоятельный вид состязаний может использоваться на школьном уровне, при сдаче контрольного норматива, а также при выполнении комплекса ГТО.

Данное упражнение считается отличным тренировочным упражнением, которое позволяет комплексно развивать физические качества спортсмена.

Студенты выполняли прыжок в длину с места через 30 секунд восстановления, более 70% студентов юношей из 4х групп наблюдения наивысший результат показали в первой попытке, а 45% достигли максимальной величины во второй. Далее результативность без особых различий, лишь к 7-8 попытке 50% юношей увеличили

результат и приблизились к лучшим своим показателям, и 13% в 8 попытке достигли максимальной величины.

ЧСС увеличилась на начальном этапе выполнения прыжка, возможно под влиянием симпатического отдела вегетативной нервной системы.

В 3 группе у юношей пульс увеличился к 3 попытке и приблизился к зоне повышенной нагрузки, но при этом результат в прыжках максимальный был показан в первой и на протяжении всего периода наблюдений изменялся в сторону понижения. 15 прыжков выполнялось в течении 6 минут, после 9-го прыжка результаты стали снижаться, результативность понижаться. Пульс уменьшился до зоны щадящего режима рисунок 2.

Рисунок 2. Дин.амика ЧСС у юношей первокурсников

На рисунке 3 результат прыжка в длину с места у девушек 4х групп, наивысший результат показали 87% студенток в первой попытке, и 70% в 8-ой.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

• ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Рисунок 3. Динамика прыжка в длину с места девушки

Пульс у девушек не превышает зоны оздоровительной нагрузки и на протяжении всего наблюдения без особых изменений.

Рисунок 4. Динамика ЧСС у девушек первого курса.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

При физических или умственных нагрузках происходят изменения, то есть некое состояние, которое называется утомлением. Понятие утомление имеет широкий спектр определений. В нашем исследование утомление наступает под локальным воздействием, то есть при узконаправленной деятельности при задействии определенных групп мышц [5, 6].

На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы:

1) В процессе нашего исследования со студентами первого курса, нами установлено, что наивысший результат в прыжках в длину с места у юношей происходит в первой и второй попытке, при этом ЧСС достигла до 150-160 уд/мин в 3-7 попытке. Результативность стало заметно ухудшаться после 9 прыжка и наименьший результат был показан в 11-15 попытках или на 6 минуте.

2) В группах девушек ситуация аналогичная и лишь ЧСС постепенно увеличивался и своего максимума достиг на 4 минуте непрерывных прыжков, затем после 8,9 попытки стал понижаться, а также результаты в прыжках начали уменьшаться.

3) Отсюда следует, что максимальный результат достигается в первых попытках, для развития взрывного качества, далее многократные прыжки развивают прыжковую выносливость. Прыжок в длину с места можно использовать в учебно-тренировочных занятиях в качестве регламентации физических нагрузок для более эффективного развития качеств скоростно-силового характера, учитывая цели и задачи занятия.

Список литературы:

[1] Викулов, А.Д. Вариабельность сердечного ритма у лиц с повышенным режимом двигательной активности и спортсменов / А.Д. Викулов и др. // Физиология человека. - 2005. - Т. 31, № 6. - С. 54-59.

[1] Галимова А. Г. Возможности повышения физической подготовленности курсантов и слушателей вуза правоохранительных органов на основе упражнений максимальной мощности / А.Г. Галимова, А.А. Сахиулин // Вестник Бурятского

государственного университета, 2014. - № 13-1. С.48-50.

[1] Черясова, О.Ю. Физическая культура и спорт в жизни современного общества / О. Ю. Черясова, М.А. Онищук // Молодой ученый. — 2018. — № 48 (234). — С. 332-336.

[1] Галимова А.Г. Утомление при физической и умственной работе/Педагогические науки, 2019.

- № 19. С. 28-52.

[1] Гордеева Е.В., Тумашик И.В., Мусина С.В. Утомление при физической и умственной нагрузке // Международный студенческий научный вестник.

- 2015. - № 5-4.

[1] Гришина Ю.И. Общая физическая подготовка. Знать и уметь: учебное пособие / Ю.И. Гришина, - 4-е изд-во,- Ростов н/Д: Феникс, 2014. -249 с.

Spisok literatury:

[1] Vikulov, A.D. Variabel'nost' serdechnogo ritma u lic s povyshennym rezhimom dvigatel'noj aktivnosti i sportsmenov / A.D. Vikulov i dr. // Fiziologiya cheloveka. - 2005. - T. 31, № 6. - S. 54-59.

[1] Galimova A.G. Vozmozhnosti povysheniya fizicheskoj podgotovlennosti kursantov i slushatelej vuza pravoohranitel'nyh organov na osnove uprazh-nenij maksimal'noj moshchnosti / A.G. Galimova, A.A. Sahiulin // Vestnik Buryatskogo gosudarstven-nogo universiteta, 2014. - № 13-1. S. 48-50.

[1] Cheryasova, O. Yu. Fizicheskaya kul'tura i sport v zhizni sovremennogo obshchestva / O. Yu. Cheryasova, M.A. Onishchuk // Molodoj uchenyj. — 2018. — № 48 (234). — S. 332-336.

[1] Galimova A.G. Utomlenie pri fizicheskoj i umstvennoj rabote/Pedagogicheskie nauki, 2019. -№ 19. S. 28-52.

[1] Gordeeva E.V., Tumashik I.V., Musina S.V. Utomlenie pri fizicheskoj i umstvennoj nagruzke // Mezhdunarodnyj studencheskij nauchnyj vestnik. -2015. - № 5-4.

[1] Grishina Yu.I. Obshchaya fizicheskaya podgotovka. Znat' i umet': uchebnoe posobie / Yu.I. Grishina, - 4-e izd-vo,- Rostov n/D: Feniks, 2014.

- 249 s.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 8 • 2020

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.