Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКА ПОДХВАТОМ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ СХВАТКИ'

ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКА ПОДХВАТОМ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ СХВАТКИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
35
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОДХВАТ / БИОМЕХАНИКА ДЗЮДО / ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Левицкий А.Г., Матвеев Д.А., Поципун А.А., Ошина О.В.

Цель исследования - провести биомеханический анализ броска подхватом в условиях соревнований высокого уровня. Методика и организация исследования. Для анализа броска была взята видеозапись из сети интернет, содержащая фрагменты схваток олимпийского чемпиона по дзюдо Тошихико Кога. Далее определялась модель, за счет которой выполнялся бросок. Результаты исследования и выводы. В процессе анализа броска подхватом авторы вычисляют скорость центра тяжести по модулю для обоих спортсменов, изменения скорости центра тяжести по модулю, а также проекции этих величин на оси координат. На основе интервалов значений скоростей центров тяжести, проекций скоростей делается вывод о том, что в процессе подготовки и выполнения приема происходит разгон соперника в горизонтальной плоскости. Траектория центра тяжести атакуемого спортсмена говорит о его предварительном раскачивании в вертикальной плоскости перед броском. Результаты исследования можно использовать в тренировочном процессе по спортивной борьбе на этапе спортивной специализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Левицкий А.Г., Матвеев Д.А., Поципун А.А., Ошина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF PERFORMING A THROW UCHI-MATA UNDER THE CONDITIONS OF A COMPETITIVE BATTLE

Objective of the study was to conduct a biomechanical analysis of the throw Uchi-Mata in conditions of high-level competitions. Methods and structure of the study. To analyze the throw, a video was taken from the Internet, containing fragments of the fights of the Olympic champion in judo Toshihiko Koga. Next, the model was determined, due to which the throw was performed. Results and conclusions. In the course of the analysis of the throw Uchi-Mata, the authors calculate the speed of the center of gravity modulo for both athletes, the changes in the speed of the center of gravity modulo, as well as the projections of these values on the coordinate axes. Based on the intervals of the values of the velocities of the centers of gravity, the projections of the velocities, it is concluded that in the process of preparing and performing the throw, the opponent accelerates in the horizontal plane. The trajectory of the center of gravity of the attacked athlete indicates his preliminary swinging in the vertical plane before the throw. The results of the study can be used in the wrestling training process at the stage of sports specialization.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКА ПОДХВАТОМ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ СХВАТКИ»

ОСОБЕННОСТИ ВЫПОЛНЕНИЯ БРОСКА ПОДХВАТОМ В УСЛОВИЯХ СОРЕВНОВАТЕЛЬНОЙ СХВАТКИ

Поступила в редакцию 21.07.2022 г.

Доктор педагогических наук, профессор А.Г. Левицкий1 Кандидат педагогических наук Д.А. Матвеев2 Кандидат педагогических наук, доцент А.А. Поципун3 Кандидат педагогических наук О.В. Ошина2

'Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья им. П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург 2Санкт-Петербургский государственный университет, Санкт-Петербург 3Военная академия материально-технического обеспечения им. генерала А.В. Хрулева, Санкт-Петербург

PECULIARITIES OF PERFORMING A THROW UCHI-MATA UNDER THE CONDITIONS OF A COMPETITIVE BATTLE

Dr. Hab., Professor A.G. Levitsky1 PhD D.A. Matveyev2 PhD, Associate Professor А.А. Potsipun3 PhD O.V. Oshina2

'Lesgaft National State University of Physical Education, Sports and Health, St. Petersburg 2Saint Petersburg State University, St. Petersburg

3Military Educational Institution of Logistics named after General of the Army A.V. Khrulev, St. Petersburg

УДК/UDC 796.012

Информация для связи с автором: al.judo@yandex.ru

Аннотация

Цель исследования - провести биомеханический анализ броска подхватом в условиях соревнований высокого уровня.

Методика и организация исследования. Для анализа броска была взята видеозапись из сети интернет, содержащая фрагменты схваток олимпийского чемпиона по дзюдо Тошихико Кога. Далее определялась модель, за счет которой выполнялся бросок.

Результаты исследования и выводы. В процессе анализа броска подхватом авторы вычисляют скорость центра тяжести по модулю для обоих спортсменов, изменения скорости центра тяжести по модулю, а также проекции этих величин на оси координат. На основе интервалов значений скоростей центров тяжести, проекций скоростей делается вывод о том, что в процессе подготовки и выполнения приема происходит разгон соперника в горизонтальной плоскости. Траектория центра тяжести атакуемого спортсмена говорит о его предварительном раскачивании в вертикальной плоскости перед броском. Результаты исследования можно использовать в тренировочном процессе по спортивной борьбе на этапе спортивной специализации.

Ключевые слова: подхват, биомеханика дзюдо, технико-тактическая подготовка.

Abstract

Objective of the study was to conduct a biomechanical analysis of the throw Uchi-Mata in conditions of high-level competitions.

Methods and structure of the study. To analyze the throw, a video was taken from the Internet, containing fragments of the fights of the Olympic champion in judo Toshihiko Koga. Next, the model was determined, due to which the throw was performed.

Results and conclusions. In the course of the analysis of the throw Uchi-Mata, the authors calculate the speed of the center of gravity modulo for both athletes, the changes in the speed of the center of gravity modulo, as well as the projections of these values on the coordinate axes. Based on the intervals of the values of the velocities of the centers of gravity, the projections of the velocities, it is concluded that in the process of preparing and performing the throw, the opponent accelerates in the horizontal plane. The trajectory of the center of gravity of the attacked athlete indicates his preliminary swinging in the vertical plane before the throw. The results of the study can be used in the wrestling training process at the stage of sports specialization.

Keywords: Uchi-Mata, judo biomechanics, technical and tactical training.

Введение. На сегодняшний день можно отметить рост популярности спортивной борьбы. Дзюдо, греко-римская борьба, вольная борьба прочно закрепились в программе олимпийских игр. Появляются и развиваются новые направления и школы. Жесткая конкуренция проявляется уже на уровне юношеских турниров. Однако по-прежнему ощущается недостаток исследований, связанных с биомеханикой этого вида двигательной деятельности.

Цель исследования - провести биомеханический анализ броска подхватом в условиях соревнований высокого уровня.

Методика и организация исследования. Для анализа броска была взята видеозапись из сети интернет, содержащая фрагменты схваток олимпийского чемпиона по дзюдо Тошихико Кога. Анализируемая часть видеозаписи, содержащая выполнение броска подхватом, была разбита на отдельные фотографии - циклограммы. Далее определялась модель, за счет которой выполнялся бросок [1]. Для каждой циклограммы были вычислены координаты центра тяжести обоих спортсменов. Расстояние, которое проходил центр тяжести спортсмена, измерялось в условных единицах (в размерах

изображения спортсмена). Вычислялись скорости центра тяжести обоих спортсменов по модулю, проекции скоростей центров масс, изменения скоростей при переходе между циклограммами и проекции изменений скоростей. Скорость измерялась в у.е./с. Изменения скорости вычислялись как разность скоростей между двумя циклограммами и измерялись, соответственно также в у.е./с. Были определены интервалы значений вычисленных величин. В работе приняты следующие обозначения:

V - проекция скорости центра тяжести спортсмена на ось абсцисс, V,- проекция скорости центра тяжести спортсмена на ось ординат, а- изменения скорости центра тяжести по модулю при переходе между циклограммами, ах - проекция изменения скорости центра масс на ось абсцисс, ау - проекция изменения скорости центра масс на ось ординат.

Спортсмен, проводящий прием, был обозначен как Тори, атакуемый спортсмен - как Уке.

Результаты исследования и их обсуждение. На рис. 1 представлен бросок, выполненный Тошихико Кога на соревнованиях. Данный бросок представляет собой комбинацию рычага и механического блока. При этом нужно отметить, что в процессе выполнения броска атакующий меняет направление движения.

На рис. 3 приведены траектории центра тяжести для атакующего и атакуемого спортсменов.

Из рис. 3 видно, что в процессе подготовке броска центр тяжести Уке совершает колебательные движения. На видеозаписи можно увидеть, как Тори раскачивает Уке в вертикальной плоскости.

В таблице приведены интервалы скоростей центров тяжести по модулю для обоих спортсменов, проекции скоростей,

а) б)

Рис. 2. Схематическое изображение моделей, за счет которых выполняется прием: а) рычаг, б) механический блок [2]

а) б)

Рис. 3. Траектории центра масс спортсменов в процессе выполнения броска подхватом. а) - траектория центра масс Тошихико Кога, б) - траектория центра масс его соперника. А - начало траектории, Б - конец траектории

изменения скоростей по модулю и проекции изменения скоростей.

Из таблицы видно, что протяженность интервала скоростей центра тяжести по модулю у Уке [0,00; 1,72] в 1,2 раза больше, чем у Тори [0,04; 1,43]. Это говорит о том, что с центром тяжести Уке происходит процесс, в результате которого возникают большие по амплитуде колебания скорости, чем у Тори. На видеозаписи видно, что Тори разгонят Уке перед броском, тащит его за собой или использует его движение на себя. Интервал значений проекций скоростей на ось Ох больше у Уке [-1,71;1,61] 3,32 у.е./с по сравнению с Тори [-1,13; 1,08] 2,21 у.е./с., то есть в 1,5 раза. Это можно объяснить тем, что атакующий спортсмен прилагает больше усилий в горизонтальной плоскости, то есть разгоняет своего противника или растягивает вдоль татами.

Интервал значений проекций скоростей центра тяжести на ось Оу больше у Тори [-0,71;1,42] 2,13 у. е./с, чем у Уке [-0,61;1,21] 1,82 у. е./с, то есть в 1,2 раза. Это объясняется тем, что в процессе движения у Тори был относительно неплотный захват и у Уке была возможность отчасти контролировать перемещение своего центра тяжести в вертикальной плоскости. На видеозаписи можно увидеть, как он сползает с Тори во время проведения приема.

Интервалы изменения скоростей по модулю при переходе между циклограммами у Тори [0,51; 0,93] 0,42 у.е./с, у Уке [-1,01; 0,94] 1,95 у.е./с. Длина интервала изменения скоростей по модулю в 4,6 раза больше у Уке. Это также говорит о том, что Тори разгоняет Уке в процессе подготовки и проведения приема или использует его усилие.

Длина интервала изменения скоростей в проекции на ось Ох у Уке [-2,75; 3,32] 6,07 у.е./с, у Тори [-2,21; 1,17] 3,38 у.е./с, то есть в 1,8 раза меньше. Длина интервала изменения скоростей в проекции на ось Оу у Уке [-1,61; 0,96] 2,57, у Тори Рис. 1. Бросок в исполнении Тошихико Кога [2] [-1,88; 1,13] 3,01 у.е./с.

Интервалы скоростей центров тяжестей по модулю для обоих спортсменов, проекций скоростей, изменений скоростей, проекций изменений скоростей

Спортсмены V V V V а а а 1

Тори (Т. Кога) 0,04;1,43 -1,13;1,08 -0,71;1,42 0,51;0,93 -2,21;1,17 -1,88;1,13

Уке 0,00;1,72 -1,71;1,61 -0,61;1,21 -1,01;0,94 -2,75;3,32 -1,61;0,96

Выводы. Исследуемый бросок относится к группе комбинированных приемов. В основе рассматриваемого варианта подхвата лежат две модели: рычаг и механический блок. Траектория центра тяжести Уке говорит о том, что перед броском Тори раскачивает его в вертикальной плоскости. В процессе подготовки и выполнения технического действия атакующий спортсмен также разгоняет своего соперника. Интервалы значений скорости центра тяжести и изменений скоростей центра тяжести по модулю при переходе между циклограммами больше у Уке (в 1,2 раза и в 4,6 раза соответственно). Причем основной вклад в разгон вносит движение в горизонтальной плоскости. Интервалы проекций скоростей и проекций изменений скоростей центров тяжести вдоль оси абсцисс больше у Уке (в 1,5 раза и в 1,8 раза соответственно).

Таким образом, можно отметить, что в тренировочный процесс по дзюдо, а также по любому виду спортивной борьбы или единоборств, где используются броски, целесообразно включение в подготовку приема предварительное раскачивание соперника, разгон в горизонтальной плоскости, использо-

вание направление движения соперника и смену направления движения во время броска. Раскачка противника в вертикальной плоскости, разгон в горизонтальной плоскости, смена направления движения требуют достаточно высокого уровня физической и технической подготовленности и могут внедряться в тренировочный процесс не ранее этапа спортивной специализации.

Литература

1. Матвеев Д. А. Биомеханическая классификация приемов спортивной борьбы / А. Г. Левицкий, Д. А. Матвеев, А. А. Поципун и др. // Теория и практика физической культуры. - 2017. - № 10. - С. 66-68.

2. URL: https://www.youtube.com/watch?v=uyUKrsTt2yo (дата обращения: 27.06.2022).

References

1. Levitsky A.G., Matveev D.A., Potsipun A.A., Oshina O.V., Holodkova O.V. Biomekhanicheskaya klassifikatsiya priyemov sportivnoy borby [Biomechanical classification of actions in competitive wrestling]. Teo-riya i praktika fizicheskoy kultury. 2017. No. 10. pp. 66-68.

2. Available at: https://www.youtube.com/watch?v=uyUKrsTt2yo (date of access: 27.06.2022).

ИЗ ПОРТФЕЛЯ РЕДАКЦИИ

ПОВЫШЕНИЕ МОТИВАЦИИ К ЗАНЯТИЯМ ФИЗИЧЕСКОЙ

КУЛЬТУРОЙ У СТУДЕНТОВ РАЗЛИЧНЫХ ВОЗРАСТНЫХ КАТЕГОРИЙ С ПОМОЩЬЮ СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗНАНИЙ ОБ ИСТОРИИ ОТЕЧЕСТВЕННОГО СПОРТА

Кандидат исторических наук, доцент Л.В. Блонский1

1 Российский университет транспорта (МИИТ), Москва

УДК/UDC 378:378.172:93/94

Ключевые слова: повышение мотивации, физическая культура, отечественная история, отечественные спортсмены, студенты, возрастные категории.

Введение. В современной науке достаточно много внимания уделяется проблемам выявления факторов, повышающих мотивацию к занятиям физической культурой среди отечественного студенчества различных возрастных категорий. В своем исследовании мы попытались сформировать представление об особенностях повышения мотивации к занятиям физической культурой среди студентов различных возрастных категорий средствами ознакомления их со специальными историческими знаниями об отечественном спорте.

Цель исследования - выявить влияние информации

об истории отечественного спорта на повышение мотивации к занятиям физической культурой у студентов различных возрастных категорий.

Методика и организация исследования. Научная работа проводилась в Российской открытой академии транспорта Российского университета транспорта (РУТ (МИИТ) в период с февраля 2022 по июнь 2022 г. В рамках исследования было опрошено 270 студентов заочного отделения первого курса вуза. Анкетируемые студенты были разделены на две целевые группы, в соответствии с возрастом опрашиваемых: 1) 18-35 лет; 2) 35-40 лет. Участники исследования в течение четырех практических занятий должны были ознакомиться со специальной информацией об уникальной истории отечественного спорта - триумфальном возвращении наших спортсменов в систему олимпийского движения на XV летней олимпиаде 1952 года в Хельсинки после 40-летнего перерыва; феноменальных успехах советских хоккеистов на зимних олимпиадах 1956-1988 гг. После знакомства с уникальными историческими фактами об истории отечественного спорта

INCREASING THE MOTIVATION FOR PHYSICAL EDUCATION AMONG STUDENTS OF VARIOUS AGE CATEGORIES WITH THE HELP OF SPECIAL KNOWLEDGE ABOUT THE HISTORY OF NATIONAL SPORTS

PhD, Associate Professor L.V. Blonsky1 1Russian University of Transport, Moscow

Поступила в редакцию 12.09.2022 г.

студенты должны были ответить на соответствующие вопросы анкеты.

Результаты исследования и их обсуждение. В процессе опроса было установлено, что интерес к занятиям физической культурой испытывают 89,7% опрошенных студентов из первой возрастной категории и 78,9% из второй. При этом только 77,5% опрашиваемых студентов из первой возрастной группы испытывают интерес к уникальной информации из истории отечественного спорта, в то время как представители более старшей возрастной группы испытывают такой интерес в 92,01% случаев. Отвечая на вопрос о том, испытываете ли Вы чувство гордости после изучения специальной информации об истории отечественного спорта, 88,1% респондентов из первой возрастной группы и 95,8% из второй ответили положительно. При ответе на вопрос о том, мотивирует ли Вас специальная информация об истории отечественного спорта к занятиям физической культурой, 85,8% респондентов из первой возрастной группы и 94,3% из второй ответили положительно.

Вывод. В результате проведенного исследования был подтвержден значительный уровень воздействия специальной информации об истории отечественного спорта на формирование мотивации к занятиям физической культурой у студентов различных возрастных категорий. При этом более фундаментальное мотивационное воздействие такая информация оказывает на контингент студентов заочного отделения в возрасте 35-40 лет.

Использованная литература

1. Романов В. А. Развитие мотивации к самостоятельной работе обучающихся физкультурных профилей подготовки в условиях педагогического вуза / В. А. Романов, Л. В. Руднева // Теория и практика физической культуры. - 2022. - № 2. - С. 106.

Информация для связи с автором: leonidas78@inbox.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.