Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 14-17 ЛЕТ'

ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 14-17 ЛЕТ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
367
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБЩАЯ ВЫНОСЛИВОСТЬ / ШКОЛЬНИКИ / СЕНСИТИВНЫЕ ПЕРИОДЫ / ТЕСТ «БЕГ 1000 М (С)» / ТЕМПЫ ПРИРОСТА / УРОК ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ / МЕТОДИКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Оправхата Светлана Евгеньевна, Коршунов Василий Леонидович

В статье рассматриваются вопросы развития общей выносливости у школьников 14-17 лет. Описываются наиболее эффективные средства и методы, применяемые на уроках физической культуры в средних и старших классах. Рассматриваются методики, основанные на применении различных средств и методов развития общей выносливости: упражнений циклического характера, выполняемые длительное время в зоне умеренных нагрузок, а также ациклические упражнения, организуемые по принципу «круговой» или интервальной тренировки. Показана значимость учета сенситивных периодов в развитии двигательных способностей. Приводятся результаты школьников 14-17 лет в тесте «Бег 1000 м (с)». Анализируются особенности динамики роста показателей. Наибольшие темпы прироста показателей общей выносливости выявлены как у юношей, так и у девушек в период 16-17 лет. Самые низкие темпы отмечаются у юношей в период 15-16 лет, а у девушек - в 14-15 лет. Выявлены различия в динамике показателей. У юношей между двумя периодами высоких темпов прироста наблюдается период стабилизации, у девушек темпы прироста показателей общей выносливости возрастают постепенно с резким увеличением в 16-17 лет.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Оправхата Светлана Евгеньевна, Коршунов Василий Леонидович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE AGE DYNAMICS OF THE DEVELOPMENT OF GENERAL ENDURANCE IN SCHOOLCHILDREN AGED 14-17

The article deals with the development of general endurance in schoolchildren aged 14-17. The most effective means and methods used in physical education lessons in middle and high school are described. Methods based on the use of various means and methods for developing general endurance are considered: cyclic exercises performed for a long time in the zone of moderate loads, as well as acyclic exercises organized according to the principle of “circular” or interval training. The importance of taking into account sensitive periods in the development of motor abilities is shown. The results of schoolchildren aged 14-17 in the test “Running 1000 m (s)” are given. The features of the growth dynamics of indicators are analyzed. The highest growth rates of general endurance indicators were found both in boys and girls in the period of 16-17 years. The lowest rates are observed in boys in the period of 15-16 years, and in girls - in 14-15 years. Differences in the dynamics of indicators were revealed. In boys, between two periods of high growth rates, there is a period of stabilization, in girls, the growth rates of general endurance indicators increase gradually with a sharp increase at 16-17 years.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОЗРАСТНОЙ ДИНАМИКИ РАЗВИТИЯ ОБЩЕЙ ВЫНОСЛИВОСТИ У ШКОЛЬНИКОВ 14-17 ЛЕТ»

Особенности возрастной динамики развития общей выносливости у школьников 14-17 лет

Оправхата Светлана Евгеньевна,

канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Тихоокеанский государственный университет E-mail: opravkhata@mail.ru

Коршунов Василий Леонидович,

канд. пед. наук, доцент кафедры теории и методики физической культуры и безопасности жизнедеятельности, Тихоокеанский государственный университет E-mail: korshunov-vasili@mail.ru

В статье рассматриваются вопросы развития общей выносливости у школьников 14-17 лет. Описываются наиболее эффективные средства и методы, применяемые на уроках физической культуры в средних и старших классах. Рассматриваются методики, основанные на применении различных средств и методов развития общей выносливости: упражнений циклического характера, выполняемые длительное время в зоне умеренных нагрузок, а также ациклические упражнения, организуемые по принципу «круговой» или интервальной тренировки. Показана значимость учета сенситивных периодов в развитии двигательных способностей. Приводятся результаты школьников 14-17 лет в тесте «Бег 1000 м (с)». Анализируются особенности динамики роста показателей. Наибольшие темпы прироста показателей общей выносливости выявлены как у юношей, так и у девушек в период 16-17 лет. Самые низкие темпы отмечаются у юношей в период 15-16 лет, а у девушек - в 14-15 лет. Выявлены различия в динамике показателей. У юношей между двумя периодами высоких темпов прироста наблюдается период стабилизации, у девушек темпы прироста показателей общей выносливости возрастают постепенно с резким увеличением в 16-17 лет.

Ключевые слова: общая выносливость, школьники, сенситивные периоды, тест «Бег 1000 м (с)», темпы прироста, урок физической культуры, методики.

Развитие общей выносливости у школьников является одной из важных задач, осуществляемых на уроках физической культуры. Исследование различных аспектов совершенствования общей выносливости у детей школьного возраста на всем периоде их обучения является актуальной проблемой современной теории и методики физической культуры.

Под общей выносливостью понимают способность длятельно выполнять работу умеренной интенсивности при глобальном функционировании мышечной системы[10].

По мнению большинства специалистов, общая (аэробная) выносливость хорошо развивается, начиная с 14 лет. Это обусловлено, прежде всего, созреванием сердечно-сосудистой, дыхательной и мышечной систем организма. Поэтому наиболее перспективным для педагогического воздействия считается период от 14 до 16 лет [5, 10].

Для педагога основными задачами работы по развитию общей выносливости являются:

1. Способствовать повышению максимального уровня потребления кислорода как важнейшего фактора аэробной производительности.

2. Развивать способность поддерживать длительное время работу в условиях максимального потребления кислорода.

3. Совершенствовать процессы врабатыва-ния, т.е. согласованной работы сердечнососудистой, дыхательной и мышечной систем организма.

Наиболее эффективными средствами для решения этих задач признаются во-первых, упражнения преимущественно циклического характера (бег, передвижение на лыжах, плавание и т.п.), выполняемые длительное время в зоне умеренных нагрузок в диапазоне от 130-140 до 160-170 уд/мин. Во-вторых, разнообразные ациклические упражнения, организуемые по принципу «круговой» или интервальной тренировки [5,10].

Теоретические вопросы развития общей выносливости у школьников нашли свое отражение в многочисленных исследованиях. Большинство из них посвящено разработкам новых эффективных методик, которые бы учитывали уровень физического развития современных школьников и могли быть использованы в рамках урока физической культуры.

Так, доказано, что использование круговой и интервальной тренировки дает хорошие результаты в развитии выносливости у школьников 1415 лет [1]. Также доказана эффективность методики, основанной на последовательном исполь-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

зовании физических упражнений в условиях равномерного, переменного и кругового методов [7]. Хорошо зарекомендовало себя классическое применение непрерывного упражнения с нагрузкой умеренной и переменной интенсивности в качестве основного метода, а игрового и соревновательного в качестве вспомогательных при развитии общей выносливости у учащихся старших классов [6].

В ряде научных исследований, посвященных фундаментальным проблемам развития физических качеств человека, затрагиваются вопросы факторов, влияющих на показатели общей выносливости. Среди них выделяют наследственный и средовой факторы, адаптивность, гетерохрон-ность роста и развития и другие.

На наш взгляд, наиболее важным и заслуживающим внимания является феномен сенситивности. В процессе возрастного развития того или иного физического качества наступают периоды, называемые критическими или сенситивными, когда наблюдается значительное увеличение темпов прироста показателей. В сенситивном периоде незначительные воздействия могут вызвать значительные изменения. Такие же воздействия в период, когда наблюдается инволюция или стагнация в развитии физического качества не приведут к значительному улучшению показателей. Исследования показали, что сдвиг в развитии того или иного физического качества в процессе воспитания оказывается тем больше, чем значительнее темпы возрастного ускорения в развитии того же физического качества [4].

Естественное развитие организма и сенситивные периоды в развитии физических качеств у школьников мужского и женского пола происходят по-разному и в абсолютном большинстве не совпадают [3]. Так же установлено, что на развитие выносливости в старших классах доминирующее влияние оказывает биологический возраст. Менее значимыми являются такие факторы, как соматотип и тип высшей нервной деятельности [9].

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей возрастной динамики развития общей выносливости у школьников 14-17 лет.

В процессе исследования решались следующие задачи:

1. Определить периоды наибольшего и наименьшего прироста показателей общей выносливости в возрастных группах юношей и девушек 14-17 лет.

2. Провести сравнительный анализ возрастной динамики развития общей выносливости у юношей и девушек 14-17 лет.

3. Определить тип изменений в динамике развития общей выносливости у школьников 1417 лет.

5 В исследовании приняли участие учащиеся об-5 щеобразовательных школ г. Хабаровска. Иссле-Я дование осуществлялось в сентябре 2022 года. ° Для оценки уровня развития общей выносливости 1 использовался тест «Бег на 1000 м». Результат

фиксировался в секундах. Всего в исследовании приняли участие более 250 учащихся. В выборку вошли по 30 результатов в каждой возрастной и половой группе. Результаты тестирования представлены в таблице 1.

Таблица 1. Результаты школьников в беге на 1000 м (с)

Возраст Юноши (М± т) Девушки (М± т)

14 лет 282,53 ± 5,10 299,80 ± 4,85

15 лет 261,40 ± 2,62 296,11 ± 3,94

16 лет 257,10 ± 2,71 287, 80 ± 3,32

17 лет 241, 25 ± 5,22 258,20 ± 2,24

Для качественного анализа возрастной динамики двигательных способностей важное значение имеет расчет абсолютного прироста результатов и темпа прироста показателей [8]. Анализ средних результатов юношей выявил, что показатели их общей выносливости улучшаются от года к году. По сравнению с возрастом 14 лет, результат юношей в 17 лет улучшился в среднем на 41,28 с, что составило 14,62%. Наибольший прирост результатов наблюдается в периоды 14-15 лет и в 16-17 лет. Он составил 21,13 с (7,47%) и 15,85 с (6,19%) соответственно. Наименьший прирост результатов наблюдается в период 15-16 лет. Он составил всего 4,3 с (1,65%). Таким образом, возрастная динамика развития общей выносливости у юношей 14-17 лет носит неравномерный характер, периоды роста результатов чередуются с периодом стагнации.

У девушек средние результаты в беге на 1000 м так же улучшаются от года к году, достигая своих максимальных значений в 17 лет. По сравнению с возрастом 14 лет, результат в 17 лет увеличился на 41,6 с, что составило 13,88%. По сравнению с юношами, возрастная динамика развития общей выносливости у девушек носит более равномерный характер. Наибольшие темпы прироста наблюдаются в период 16-17 лет, когда результат в среднем улучшается на 29,6 с, что составляет 10,19%. В другие периоды темпы прироста результатов от года к году невысоки. В 15 лет средний результат улучшился на 3,69 с (1,24%), а в 16 лет -на 8,31 с (2,8%). Таким образом, у девушек мы можем наблюдать только один, по сравнению с юношами, период высоких темпов развития общей выносливости - в 16-17 лет.

Сравнивая возрастную динамику развития общей выносливости у юношей и девушек 14-17 лет можно заметить, что общий прирост показателей за 4 года у них практически одинаковый - 14,62% у юношей и 13,88% у девушек. Периодом наибольших темпов прироста результатов в беге на 1000 м как у юношей, так и у девушек, можно считать период 16-17 лет. Однако у юношей, по сравнению с девушками, имеется еще один такой же период -14-15 лет (прирост 7,47%), в то время как у девушек в это же время результаты практически не растут (1,24%). В периоде 15-16 лет темпы роста ре-

зультатов, как у девушек, так и у юношей, остаются низкими.

Как известно, процесс развития физических качеств может носить двух- или трехфазный характер. Первый тип включает фазу поступательного развития и фазу инволюции. Второй тип, наряду с первым, включает также промежуточную фазу стабилизации[2]. Оценивая полученные нами результаты, можно предположить, что в период с 14 до 17 лет имеет место второй тип изменений в динамике развития общей выносливости как у юношей, так и у девушек.

Полученные результаты позволяют нам сделать следующие выводы:

1. Периодами наибольшего прироста показателей общей выносливости являются периоды 14-15 и 16-17 лет у юношей и 16-17 лет у девушек. Наиболее низкие темпы прироста результатов в беге на 1000 м зафиксированы у юношей в период 15-16 лет, а у девушек - в 14-15 лет.

2. В возрастной динамике развития общей выносливости у юношей и девушек 14-17 лет имеются различия. Так, у девушек темпы прироста показателей носят плавный, поступательный, характер, с увеличением к 17 годам. У юношей между двумя периодами высоких темпов прироста имеется период стагнации в развитии показателей.

3. В возрастном развитии общей выносливости у школьников 14-17 лет наблюдается преимущественно второй тип изменений в динамике показателей, для которого характерна смена фаз поступательного развития и фаз стабилизации.

Таким образом, проведенное нами исследование еще раз подтверждает важность учета возрастных особенностей при разработке методик развития общей выносливости у школьников. Учет времени наступления и длительности сенситивных периодов, а также динамики роста показателей позволит педагогам более эффективно использовать средства и методы развития общей выносливости и планировать нагрузку на уроках физической культуры.

Литература

1. Бомин В.А., Калашникова Р.В. Развитие выносливости у школьников 14-15 лет на уроках физической культуры // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 4(206). С.39-44.

2. Криволапчук И.А. Педагогическое сопровождение роста и развития детей в процессе физического воспитания: Сообщение 1. Адаптивность и нелинейность развития, обусловленность его наследственными и средовыми факторами // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 1. С. 14-20.

3. Левушкин С.П., Блинков С.Н., Коси-хин В.П. Сравнительный анализ возрастного развития физических качеств школьников 7-17 лет в гендерном аспекте // Ученые за-

писки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2022. № 1(203). С. 220-224.

4. Лин-Бей Н.П., Воробьева Е.В., Сахиул-лин А.А. Феномен сенситивности в процессе индивидуального возрастного развития школьников // Актуальные вопросы физической культуры и спорта: XII Международная научно-практическая конференция. Т. 1. - Томск: Издательство ТГПУ, 2009. С. 200-2002.

5. Максименко А.М. Теория и методика физической культуры: учебник. - М.: Физическая культура и спорт, 2005. - 532 с.

6. Окунева Ю.С., Иванова К.П., Ястребов А.А. Развитие адаптационных возможностей организма школьников старших классов в процессе развития общей выносливости на уроках легкой атлетики // Тенденции развития науки и образования. 2020. № 63-3. С.132-137.

7. Пахомова Л.Э., Пятаков А.В. Методика развития общей выносливости у школьников 1415 лет на уроках физической культуры // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 8-1. С. 122-125.

8. Симонов С.Н., Колесниченко Н.А., Де-мец И.М. Закономерности возрастной динамики двигательных способностей школьников // Медицина и физическая культура: наука и практика. 2020. № 1(5). С. 62-75.

9. Трусова О.В., Евсеева Е.Я., Мазур В.В. Особенности развития выносливости на уроках физической культуры в старших классах // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 57-7. С. 199-204.

10. Холодов Ж.К., Кузнецов В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебник. - М.: Академия, 2012. - 480 с.

FEATURES OF THE AGE DYNAMICS OF THE DEVELOPMENT OF GENERAL ENDURANCE IN SCHOOLCHILDREN AGED 14-17

Opravkhata S.E, Korschunov V.L.

Pacific State University

The article deals with the development of general endurance in schoolchildren aged 14-17. The most effective means and methods used in physical education lessons in middle and high school are described. Methods based on the use of various means and methods for developing general endurance are considered: cyclic exercises performed for a long time in the zone of moderate loads, as well as acyclic exercises organized according to the principle of "circular" or interval training. The importance of taking into account sensitive periods in the development of motor abilities is shown. The results of schoolchildren aged 14-17 in the test "Running 1000 m (s)" are given. The features of the growth dynamics of indicators are analyzed. The highest growth rates of general endurance indicators were found both in boys and girls in the period of 16-17 years. The lowest rates are observed in boys in the period of 15-16 years, and in girls - in 14-15 years. Differences in the dynamics of indicators were revealed. In boys, between two periods of high growth rates, there is a period of stabilization, in girls, the growth rates of general endurance indicators increase gradually with a sharp increase at 16-17 years.

Keywords: general endurance, schoolchildren, sensitive periods, test "Running 1000 m (s)", growth rate, physical education lesson, methods.

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о

m О

от

З

ы о со

References

1. Bomin V.A., Kalashnikova R.V. Development of endurance in schoolchildren aged 14-15 years at physical education lessons // Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft.2022. No. 4 (206). pp. 39-44.

2. Krivolapchuk I.A. Pedagogical support of growth and development of children in the process of physical education: Message 1. Adaptability and non-linearity of development, condi-tionality of its hereditary and environmental factors // Siberian Pedagogical Journal. 2015. No. 1. pp.14-20.

3. Levushkin S.P., Blinkov S.N., Kosikhin V.P. Comparative analysis of the age development of physical qualities of schoolchildren aged 7-17 years in the gender aspect // Scientific notes of the University. P.F. Lesgaft. 2022. No. 1 (203). pp. 220-224.

4. Lin-Bei N.P., Vorob'eva E.V., Sakhiullin A.A. The Phenomenon of Sensitivity in the Process of Individual Age Development of Schoolchildren // Actual issues of physical culture and sports: XII International Scientific and Practical Conference. T.1. -Tomsk: TSPU Publishing House, 2009. pp.200-2002.

5. Maksimenko A.M. Theory and methods of physical culture: textbook. - M.: Physical culture and sport, 2005. - 532 p.

6. Okuneva Yu.S., Ivanova K.P., Yastrebov A.A. Development of adaptive capabilities of the body of high school students in the process of developing general endurance in athletics lessons // Trends in the development of science and education. 2020. No. 63-3. pp.132-137.

7. Pakhomova L.E., Pyatakov A.V. Methodology for the development of general endurance in schoolchildren aged 14-15 years at physical education lessons // Modern trends in the development of science and technology. 2016. No. 8-1. pp. 122-125.

8. Simonov S.N., Kolesnichenko N.A., Demets I.M. Patterns of age dynamics of motor abilities of schoolchildren // Medicine and physical culture: science and practice. 2020. No. 1(5). pp. 6275.

9. Trusova O.V., Evseeva E. Ya., Mazur V.V. Features of the development of endurance in physical education lessons in high school // Problems of modern pedagogical education. 2017. No. 57-7. pp. 199-204.

10. Kholodov Zh.K., Kuznetsov V.S. Theory and methods of physical education and sports: textbook. - M.: Academy, 2012. -480 p.

o d

u

CM CO

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.