Научная статья на тему 'Особенности воздействия фильмов-экранизаций на зрителей (кросс-культурный аспект)'

Особенности воздействия фильмов-экранизаций на зрителей (кросс-культурный аспект) Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
830
139
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОЛОГИЯ ВОЗДЕЙСТВИЯ / ЦЕННОСТНЫЙ ВЫБОР / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ УСТАНОВКИ / КУЛЬТУРНЫЙ КОД / КИНОИСКУССТВО / IMPACT PSYCHOLOGY / VALUE-BASED CHOICE / SOCIAL VALUES / CULTURAL CODE / CINEMA ART

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Колтунов Евгений Иванович, Глухова Вера Александровна, Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна

В публикации рассматриваются взаимосвязи особенности воздействия фильмов-экранизаций с субъективно значимыми ценностями зрителей, принадлежащих разным культурам. В качестве стимульного материала используются киноэпопея «Война и мир», снятая на киностудии «Мосфильм» в 1967 году режиссером Сергеем Бондарчуком и телесериал «Война и мир», созданный в 2016 году в корпорации ВВС режиссером Томом Харпером, производство BBC. Выборку составили китайские студенты, обучающиеся на кафедре лингвистики и перевода Института лингвистики и международных коммуникаций Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) и российские студенты Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ. По итогам анализа обнаружены различия в воздействии фильмов-экранизаций на зрителей с различными субъективными значимыми ценностями. Установлено, что особенности этого воздействия варьируются в зависимости от культурного кода зрителя

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Колтунов Евгений Иванович, Глухова Вера Александровна, Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE IMPACT OF FILM-SCREENING ON THE AUDIENCE (CROSS-CULTURAL ASPECT)

The purpose of this research is to study influence of film adaptations on social value orientations of audience from different cultures. As stimulus material it was used two adaptations of novel «War and Peace»: one, produced by S. Bondarchuk in 1967 and second one, produced by Tom Harper in 2016. Sample: The data was collected from 29 chinese students from Department of Linguistics and Translation of Institute of Linguistics and International Communication of South Ural State University and 29 Russian students from Institute of Social Sciences and Humanities of South Ural State University. Results: There were found significant differences in influence of film adaptations on audience with different meaningful social values. This difference varies, depending on cultural code of audience.

Текст научной работы на тему «Особенности воздействия фильмов-экранизаций на зрителей (кросс-культурный аспект)»

УДК 159.923 +791.4.06 ББК Ю985.4 + Ю985.47

DOI: 10.14529/psy170302

ОСОБЕННОСТИ ВОЗДЕЙСТВИЯ ФИЛЬМОВ-ЭКРАНИЗАЦИЙ НА ЗРИТЕЛЕЙ (КРОСС-КУЛЬТУРНЫЙ АСПЕКТ)

Е.И. Колтунов, В.А. Гпухова, В.Г. Грязева-Добшинская

Южно-Уральский государственный университет, г. Челябинск, Россия

В публикации рассматриваются взаимосвязи особенности воздействия фильмов-экранизаций с субъективно значимыми ценностями зрителей, принадлежащих разным культурам. В качестве стимульного материала используются киноэпопея «Война и мир», снятая на киностудии «Мосфильм» в 1967 году режиссером Сергеем Бондарчуком и телесериал «Война и мир», созданный в 2016 году в корпорации ВВС режиссером Томом Хар-пером, производство BBC. Выборку составили китайские студенты, обучающиеся на кафедре лингвистики и перевода Института лингвистики и международных коммуникаций Южно-Уральского государственного университета (ЮУрГУ) и российские студенты Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ. По итогам анализа обнаружены различия в воздействии фильмов-экранизаций на зрителей с различными субъективными значимыми ценностями. Установлено, что особенности этого воздействия варьируются в зависимости от культурного кода зрителя

Ключевые слова: психология воздействия, ценностный выбор, социокультурные установки, культурный код, киноискусство.

В современном обществе развитие социально-психологических аспектов личности в значительной степени определяется воздействием медиасредств, в том числе художественных фильмов. Однако особенности воздействия современных массовых произведений киноискусства, представляющих культурную специфику различных стран, не были исследованы эмпирически, а также не был ранее исследован феномен их воздействия на зрителей с разными социально-психологическими и социо-культурными установками.

Воздействие на ценностные смыслы представлено в нескольких подходах: социокультурном, деятельностном и персонологи-ческом подходах (Выготский, 1987; Грязева-Добшинская, 2008; Леонтьев, 1983).

Проблема воздействия искусства на эмоционально-волевую и личностно-смысловую сферу личности в отечественной психологии впервые была раскрыта в трудах Л.С. Выготского. Им было введено понятие «катарсиса» - очищения, прояснения, снятие трагического содержания произведения посредством его художественной формы (Выготский, 1987).

В развитие этого А.Н. Леонтьев описал познание человеком действительности в сфере смыслов: художественный образ проявляется в создании живой картины с использова-

нием наглядного символа, передающего информацию о смысле мире, его субъективной значимости. Именно личностное, субъективное отношение автора к изображаемой действительности определяет специфику художественной формы и те психологические эффекты, которые оказывают произведения искусства на аудиторию (Леонтьев, 1983).

В работах Д.А. Леонтьева раскрывается исследование восприятия в контексте смысловой концепции и описывается следующий цикл создания и восприятия художественного произведения: мир - образ мира художника -изображение мира - образ мир реципиента -мир. Отражение действительности в сознании каждого индивида является неполным, пристрастным и избирательным, индивид выступает в качестве субъекта выбора. Таким образом, произведение искусства является изображением образа мира художника, но не изображением мира, зритель оказывается в ситуации понимания смысла произведения (Леонтьев, 1989).

Характер взаимодействия личности и произведений искусства изменился в течение XX века. В ряде своих публикаций В.Г. Гря-зева-Добшинская определила особенности способов художественной коммуникации. Классика и неоклассика настраивает реципиента на традиционное общение с произведе-

ниями: воспринимающий эмоционально сопереживает персонажам; при этом произведение оказывает катарсический, гармонизирующий эффект воздействия (Грязева-Добшинская, 2000). Произведения модерна и постмодерна развивает тенденцию вызова аудитории, и восприятие такого произведения искусства становится интеллектуальной игрой. Зритель вступает в диалог с личностью автора/нарратора, следствием чего является интенсивная личностная рефлексия. В отличие от классики и неоклассики, в описываемом случае аудитория вынуждена испытывать эмоциональный дискомфорт, необходимость решить интеллектуальную загадку, а также попадает под воздействие эффекта дисгармонии: это явление родственно понятию «антикатарсиса», введеному впервые В.Е. Семеновым (1994). В экспериментальных исследованиях В.Г. Грязевой-Добшинской были дифференцированы три эффекта воздействия произведения искусства на реципиента: гармонизирующий «катарсис», дисгармонический «антикатарсис» и состояние незавершенной гармонизации, эффект «открытой катастрофы» (Грязева-Добшинская, 2002, 2005, 2010). Во всех вышеописанных вариантах воздействие оказывается на ценностно-смысловые установки зрителей.

В настоящее время изменение в социальной динамике общества ведут за собой трансформацию как общественных идеалов, так и индивидуальных ценностно-смысловых установок. Иерархия индивидуальных ценностей личности утратила идеологическое подспорье и потеряла общепризнанные культурные ориентиры, что повлекло за собой возникновение «кризиса ценностей». Происходит распространение массовой художественной продукции, обеспечивающей воздействие на аудитории в течение многих лет (например, продолжающиеся в течение нескольких лет популярные телесериалы). Тенденции в изменениях социально-психологических установок и социокультурных норм могут быть определены в процессе изучения динамики ценностей, изменяющихся под воздействием популярных фильмов и сериалов.

Произведение киноискусства содержит в себе сложное многоуровневое пространство, что заставляет зрителя концентрировать внимание на нескольких уровнях одновременно: монтажное пространство и время, особенности актерской игры, светотеневого рисунка,

также понимание значения использования различных планов и т. д. (Цыгичко, 1994). Словесные и визуальные образы могут быть не адекватными друг другу, и, тем самым, определенным образом воздействовать на сознание реципиента, поскольку требуют одновременного осмысления. Умение зрителя выйти на уровень образного обобщения является важнейшим на данном этапе (Никифорова, 2013).

Представители разных культур могут придавать одинаковым символам различающееся значение в зависимости от индивидуальной когнитивной модели, на которую, в том числе, оказывает влияние культурный код - комплекс стереотипов и ценностных установок, хранящийся в культурном бессознательном и определяющий поведенческие реакции носителей этой подсознательно закодированной информации в виде совокупности стереотипов и ценностных установок (Нароч-ницкая, 2013). При дешифровке и экранизации классических произведений русской литературы, являющихся ключевыми индикаторами отечественной культуры, представители иного культурного поля вносят собственные трактовки, отражающие собственные социально-психологические феномены (Д. Мэей-брю-Льюс, Ури Алмагор, 1989). В то же время при восприятии продуктов киноискусства, созданных в рамках иного культурного поля, человек попадает в ситуации возможности осуществления реального выбора в пользу ценностей, являющихся оппозиционными по отношению к общепринятым в традиционной для его окружения культуре, формируя тем самым свой кросс-культурный кинематографический продукт (Дж. Брайант, С. Томпсон, 2004.

В каждой культуре существуют произведения, наиболее точно представляющие ее ценности в глобальном мире, его «культурный код»

В зависимости от субъективных предпочтений разные режиссеры выбирают различные стратегии экранизации: буквальное прочтение романа, простое иллюстрирование первоисточника и уход в художественную независимость. При этом идея экранизации может полемизировать с главной идеей оригинального произведения. Тем самым, можно предположить, что экранизации разных режиссеров, в особенности принадлежащих раз-

ным культурам, могут оказываться различный эффект на зрителей.

Цель данного исследования состоит в кросс-культуральном изучении взаимосвязи особенностей личностного аспекта воздействий фильмов-экранизаций на субъективно значимые ценности зрителей.

Гипотеза исследования - в ситуации просмотра фильмов-экранизаций существуют особенности взаимосвязей динамики рефлек-сируемых переживаний «Я» с реализуемыми ценностными ориентациями студентов, принадлежащих к разным культурам,.

Выборку исследования составили китайские студенты, обучающиеся на кафедре лингвистики и перевода Института лингвистики и международных коммуникаций ЮУр-ГУ (29 человек) и 29 российских студентов Института социально-гуманитарных наук ЮУрГУ.

Для реализации цели исследования были использованы следующие методики:

1. Для оценки личностной динамики испытуемых, в частности - динамики рефлекси-руемых переживаний «Я» после воздействия фильмов-экранизаций использовалась психосемантическая методика «Психологическая топология личности» В.Г. Грязевой-Добшинской. Параметрическая система анализа образов включает 12 биполярных параметров, позволяющих выявлять катастрофические или гармоничние личностные состояния аудитории и степень амбивалентности переживаний. Биполярные параметры: «свет -темнота», «перегревание - замерзание», «радость - страдание», «любовь - агрессия», «жизнь - смерть», «притягательность - отторжение», «динамика деятельности - стабилизация деятельности», «я рефлексирую взаимоотношения - другой рефлексирует взаимоотношения», «я и природа - я и культура», «я в коммуникации - другие в коммуникациях», «физическое пространство объектов - психологическое пространство значений», «историческое время - психологическое время». Параметры разделяются на три группы: 1-ая группа биполярных параметров, «рефлексия психофизических состояний»; 2-ая группа биполярных параметров, «рефлексия избирательной активности»; 3-ая группа биполярных параметров, «рефлексия глубинных психических структур» (Грязева-Добшинская, 2008).

2. Для исследования ценностных ориен-таций испытуемых использовалась мульти-субъектная методика рефлексивного выбора В.А. Петровского. При выполнении методики предлагает испытуемому перечень из 16 ценностей и позволяет определить их личностную значимость и определить степень реализуемости ценности на основе математического моделирования. Стимульный материал представлен следующими ценностями: «здоровье», «деньги (достаток)», «любовь», «жизнь», «свобода», «семья», «дружба», «творчество», «познание», «карьера (успех)», «власть», «игра», «красота», «развитие», «уверенность в себе», «образование» (В.А. Петровский, 2010).

При статистической обработке полученных данных применялись U критерий Манна-Уитни и рассчитывался коэффициент ранговой корреляции Спирмена.

В экспериментальном исследовании респондентам предъявлялись два фильма:

- киноэпопея «Война и мир», производство «Мосфильм», 1967 год, режиссер Сергей Бондарчук, (1 серия);

- телесериал «Война и мир» производство корпорации BBC, 2016 год, режиссер Том Харпер, (1 серия).

Организация исследования

В рамках исследования каждой группе респондентов были представлены оба фильма. До и после просмотра каждого фильма студенты обеих групп для отслеживания динамики рефлексируемых личностных аспектов обследовались по психосемантической методике «Психологическая топология личности». В целях исследования социокультурных установок и ценностных ориентаций студентов применялась мультисубъектная методика рефлексивного выбора.

Результаты исследования

и их обсуждение

1. Различия в ценностно-смысловых установках китайских и российских студентов (по методике рефлексивного выбора В.А. Петровского)

В результате проведенного исследования были обнаружены значимые различия между ценностными ориентациями российских и китайских студентов по ценностям «Здоровье» и «Любовь» методики рефлексивного выбора (табл. 1).

Таблица 1

Различия в ценностных ориентациях между китайскими и российскими студентами (по данным мультисубъектной методики рефлексивного выбора)

Ценности Сумма рангов оценок в подгруппах студентов Значение U-критерия

Российские студенты Китайские студенты

Здоровье 1064,5 646,5 211,5*

Любовь 720,0 991,0 285,0**

Примечание. * - значимо при 0,01, ** - значимо при 0,05.

Больше значение ценности «Здоровье» для российских студентов, а для китайских -ценности «Любовь». Это можно объяснить тем, что исходя из недавнего социологического исследования Самарина А.В. и Мехришви-ли Л.Л., ценность здоровья в наши дни имеет достаточно важное значение для российской молодежи (А.В. Самарин, Л.Л. Мехришвили, 2017). В то же время, согласно филологическим исследованиям Даулетовой Ф.Н. в восточной культуре огромную роль играет авторитет, терпение и сдержанность (Ф.Н. Дауле-това, 2009). Подобная строгость и определенная ограниченность в проявлении собственных эмоций в сочетании с тем фактом, что студенты находятся далеко от дома в чужой стране, могут быть причиной актуализации ценностной потребности в Любви. По результатам прохождения испытуемыми психосемантической методики «Психологическая топология личности» при просмотре советского варианта экранизации романа Л.Н. Толстого «Война и Мир» были обнаружены значимые различия в динамике рефлексируемых переживаний российских и китайских студентов по биполярному параметру «Я и природа/ Я и культура» (табл. 2).

Согласно полученным данным, просмотр советской экранизации романа Л.Н. Толстого «Война и Мир» способствовал возникновению у китайских студентов значимо более сильных рефлексируемых катастрофических переживаний, выраженных в отражении взаимодействия субъекта с объектами различной направленности - природной и культурной. Это может быть объяснено характерным для

восточного образа мышления стремлением познать окружающую реальность, а также значимым присутствием в китайском культурном коде природных элементальных сил, сформированным под влиянием концепции фэн-шуй (Д. Мэейбрю-Льюс, Ури Алма-гор, 1989). Это способствует возникновению у китайский студентов более сильных рефлек-сируемых переживаний при контакте с произведением чужой культуры.

По результатам прохождения испытуемыми психосемантической методики «Психологическая топология личности» при просмотре английской экранизации романа «Война и Мир» были обнаружены значимые различия в динамике рефлексируемых переживаний российских и китайских студентов по биполярным параметрам «Радость/Страдание», «Я и природа/Я и культура» и «Физическое пространство объектов/Психологическое пространство значений» (табл. 3).

Значимо более высокая выраженность биполярных переживаний радости и страдания указывает, что просмотр английской экранизации романа Л.Н. Толстого способствовал возникновению у китайских студентов значимо более сильных рефлексируемых ка-тарсических и антикатарсических переживаний. Выраженность рефлексируемых катастрофических переживаний, проявляющихся в отражении взаимодействия субъекта с объектами природы и культуры, как и в случае с советской экранизацией, может быть объяснена стремление к познанию окружающей реальности и значимости природных сил в

Таблица 2

Различия в динамике рефлексируемых переживаний российских и китайских студентов после просмотра советской экранизации романа «Война и Мир» (по методике «Психологическая топология личности»)

Параметры, психосемантической методик Сумма рангов оценок в подгруппах студентов Значение U-критерий

Российские студенты Китайские студенты

Я и природа/Я и культура 699,0 1012,0 264,0*

Примечание. * - значимо при 0,01, ** - значимо при 0,05.

Таблица 3

Различия в динамике рефлексируемых переживаний российских и китайских студентов после просмотра английской экранизации романа «Война и Мир» (по психосемантической методике «Психологическая топология личности»)

Параметры психосемантической методики Сумма рангов оценок в подгруппах студентов Значение и-критерия

Российские студенты Китайские студенты

Радость/Страдание 709,0 1002,0 274,0*

Я и природа/Я и культура 707,5 1003,5 272,5*

Физическое пространство объектов/Психологическое пространство значений 721,5 989,5 286,0*

Примечание. * - значимо при 0,01.

китайской культуре. Так же, значимо более сильная выраженность структурированности физического и психологического пространства рефлексируемых смыслов может быть объяснена тем, что мышление в ярких и конкретных образах является характерной китайскому культурному коду чертой. Она выражается в большем стремлении описания видимых и испытываемых объектов окружающей действительности, чем того, что умозрительно (Д. Мэейбрю-Льюс, Ури Алмагор, 1989).

3. Взаимосвязь ценностно-смысловых установок и динамики абмивалентности переживаний студентов после просмотра экранизаций романа Л.Н. Толстого «Война и Мир».

В ходе исследования были обнаружены значимые взаимосвязи ценностных ориента-ций испытуемых (по методике рефлексивного выбора) с динамикой их рефлексируемых переживаний (по результатам прохождения психосемантической методики «Психологическая топология личности»).

Установлена прямая взаимосвязь между ценностью «Уверенность в себе» и динамикой

амбивалентности переживаний в первой группе биполярных параметров «рефлексия психофизических состояний» среди китайских студентов после просмотра первой серии. Высокая значимость уверенности в себе среди китайских студентов способствует более сильно выраженной динамике амбивалентных переживаний (табл. 4)).

Так же установлена прямая взаимосвязь между ценностью «Семья» и динамикой амбивалентности переживаний в третьей группе биполярных параметров «рефлексия глубинных психических структур» среди китайских студентов в ходе просмотра второй серии. Высокая значимость семьи среди китайских студентов способствует большей рефлексии глубинных психических структур. Это может быть объяснено строгой иерархичностью, присущей китайской культуре, установкам на подчинение старшим, авторитету. Присутствие в произведении как сцен, отражающих менталитет послушания, так и противоречащих ему, способствует рефлексии китайских студентов.

Среди российских студентов в ходе про-

Таблица 4

Взаимосвязь ценностных ориентаций и динамики рефлексируемых переживаний студентов после просмотра экранизаций романа Л.Н. Толстого «Война и Мир»

Китайские студенты Российские студенты

Группы биполярных параметров психосемантической методики Ценности по методике рефлексивного выбора Группы биполярных параметров психосемантической методики Ценности по методике рефлексивного выбора

Уверенность в себе Семья Жизнь Семья

После просмотра советской экранизации романа Л.Н. Толстого «Война и Мир»

1-я группа биполярных параметров 0,37* -0,18 2-я группа биполярных параметров 0,38* -0,54**

После просмотра английской экранизации романа Л.Н. Толстого «Война и Мир»

3-я группа биполярных параметров -0,28 0,37* 2-я группа биполярных параметров -0,05 -0,45*

Примечание. * - значимо при 0,05.

смотра советской экранизации романа обнаружены две взаимосвязи второй группы биполярных параметров психосемантической методики с данными по методике рефлексивного выбора прямая взаимосвязь с ценностью «Жизнь», и обратная - с ценностью «Семья». Кроме того, обратная взаимосвязь второй группы биполярных параметров с ценностью «Семья» наблюдается в ходе просмотра российскими студентами английской экранизации.

Высокая значимость ценности Жизни способствует большей сензитивности российских студентов по отношению к раскрываемым в советской экранизации экзистенциальным темам, возникновению у российских студентов более сильных рефлексивных переживаний, связанных с активностью, действием и потенциалом функционирования. Обратная взаимосвязь с ценностью Семья может быть объяснена тем, что раскрываемые произведением Л.Н. Толстого семейные взаимоотношения становятся катализатором для рефлексии среди российских студентов, прежде уделявших этой ценности мало значения. Более сильная взаимосвязь ценности Семья обнаруживается при просмотре советской экранизации. Вероятно, отечественная версия вызывает у зрителей более сильный эмоциональный отклик.

Выводы

Таким образом, в ходе исследования были обнаружены различия в воздействии фильмов-экранизаций на зрителей с различными субъективными значимыми ценностями. Было установлено, что особенности этого воздействия варьируются в зависимости от культурного кода зрителя. В то же время, результаты исследования отражают, что заложенные автором в изначальном произведении идеи, культурный код, не утрачиваются полностью при переосмыслении этого произведения в рамках другой культуры. Так, семья, играющая важную роль в романе Л.Н. Толстого «Война и Мир», находит свое отражение в рефлексивных переживаниях как китайских, так и российских зрителей.

Исследование выполнено в рамках базовой части Государственного задания Министерства образования и науки РФ № 17.7255.2017/8.9.

Литература

1. Выготский, Л.С. Психология искусства /Л.С. Выготский, сост., авт. послесл., с. 293323, М.Г. Ярошевский; под ред. М.Г. Ярошев-ского; подгот. текста и коммент. В.В. Умри-хина. - М.: Педагогика, 1987. - 341 с.

2. Грязева, В.Г. Экологическая психология творческой личности. Обучение в контексте развития личности как субъекта культуры / В.Г. Грязева. - Челябинск: ООО «Полиграф-мастер», 2000. - 306 с.

3. Грязева-Добшинская, В.Г. Психологическая топология личности. Технология экспериментального исследования личностной динамики в группе: учебное пособие. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - 142 с.

4. Грязева-Добшинская, В.Г. Современное искусство и личность: гармонии и катастрофы / В.Г. Грязева-Добшинская. - М: Академический проект, 2002. - 402 с.

5. Грязева-Добшинская, В.Г. Социальная психология творчества. Теоретические основы. Эмпирические исследования. Прикладные разработки: учебное пособие / В.Г. Грязева-Добшинская. - Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2008. - 234 с.

6. Грязева-Добшинская, В.Г. Синергия взаимодействия субъектов в совместной творческой деятельности как механизм творческого лидерства / В.Г. Грязева-Добшинская // Психология интеллекта и творчества: Традиции инновации материалы научной конференции, посвященной памяти Я.А. Пономарева и В.Н. Дружинина, ИП РАН, 7-8 окт. 2010 г. - М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2010. - С. 298-308.

7. Грязева-Добшинская, В.Г. Тест Рорша-ха в диагностике творческой одаренности личности / В.Г. Грязева-Добшинская // Психология образования: региональный опыт. Материалы второй нац. науч.-практ. конф. - М. : МГППУ, 2005. - С. 90-91.

8. Брайант, Дж. Томпсон, С. Основы воздействия СМИ.: пер. с англ. - М. : Издат. дом «Вильяме», 2004. - 432 с.

9. Леонтьев, А.Н. Некоторые проблемы психологии искусства / А.Н. Леонтьев // Избранные психологические произведения: в 2 т. - М. : Педагогика, 1983. - Т. 2. - С. 232-239.

10. Леонтьев, Д.А. Личность: человек в мире и мир в человеке /Д.А. Леонтьев // Вопросы психологии. - 1989. - № 3. - С. 11-21.

11. Никифорова, О.И. Психология восприятия художественной литературы / О.И. Никифорова. - М.: Книга, 1972. - 152 с.

12. Петровский, В.А. Человек над ситуацией / В.А. Петровский. - М.: Смысл, 2010. -559 с.

13. Нарочницкая, Н.А. Русский код развития / Н.А. Нарочницкая. - М.: Книжный мир, 2013. - 352 с.

14. Цыгичко, В.Н. Информационное оружие как геополитический фактор и инструмент силовой политики / В.Н. Цыгичко, Г.Л. Смолян, Д. С. Черешкин. - М.: Ин-т системного анализа РАН, 1997. - 31 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

15. The Attraction of opposites: Thought a soc. In the dualistic mode / Ed. by D. Maybury-Lewis & Uri Almagor. - Ann Afbor: Univ. of Michigan press, Cop. 1989. - 365 p.

Колтунов Евгений Иванович, аспирант, младший научный сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стресса и креативности» НОЦ «Биомедицинские технологии», Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), aspiratingle@gmail.com

Глухова Вера Александровна, кандидат психологических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Психология и психофизиология стресса и креативности» НОЦ «Биомедицинские технологии», Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), gluhova-vera@mail.ru

Грязева-Добшинская Вера Геннадьевна, доктор психологических наук, профессор, заведующая лабораторией «Психология и психофизиология стресса и креативности» НОЦ «Биомедицинские технологии», Южно-Уральский государственный университет (Челябинск), vdobshinya@mail.ru

Поступила в редакцию 4 августа 2017 г.

DOI: 10.14529/psy170302

PECULIARITIES OF THE IMPACT OF FILM-SCREENING ON THE AUDIENCE (CROSS-CULTURAL ASPECT)

E.I. Koltunov, aspiratingle@gmail.com V.A. Glukhova, gluhova-vera@mail.ru V.G. Gryazeva-Dobshinskaya, vdobshinya@mail.ru South Ural State University, Chelyabinsk, Russian Federation

The purpose of this research is to study influence of film adaptations on social value orientations of audience from different cultures. As stimulus material it was used two adaptations of novel «War and Peace»: one, produced by S. Bondarchuk in 1967 and second one, produced by Tom Harper in 2016. Sample: The data was collected from 29 chinese students from Department of Linguistics and Translation of Institute of Linguistics and International Communication of South Ural State University and 29 Russian students from Institute of Social Sciences and Humanities of South Ural State University. Results: There were found significant differences in influence of film adaptations on audience with different meaningful social values. This difference varies, depending on cultural code of audience.

Keywords: impact psychology, value-based choice, social values, cultural code, cinema art.

The research was carried out within the framework of the basic part of the State Task of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation No. 17.7255.2017/8.9.

References

1. Vygotskiy L.S. Psikhologiya iskusstva [Psychology of Art]. Moscow, Pedagogika Publ., 1987. 341 p.

2. Gryazeva V.G. Ekologicheskaya psikhologiya tvorcheskoy lichnosti. Obuchenie v kontekste raz-vitiya lichnosti kak sub"ekta kul'tury [Ecological Psychology of Art. Education in the Context of Development of Individual as Subject of Culture]. Chelyabinsk, Poligraf-master Publ., 2000. 306 p.

3. Gryazeva-Dobshinskaya V.G. Psikhologicheskaya topologiya lichnosti. Tekhnologiya eksperi-mental'nogo issledovaniya lichnostnoy dinamiki v gruppe: uchebnoe posobie [Psychological Topology of Personality. Experimental Technology of Studing Personal Dynamic in Groups ]. Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 2008. 142 p.

4. Gryazeva-Dobshinskaya V.G. Sovremennoe iskusstvo i lichnost': garmonii i katastrofy [Modern Art and Person: Harmony and Catastrophe]. Moscow, Akademicheskiy proekt Publ., 2002. 402 p.

5. Gryazeva-Dobshinskaya V.G. Sotsial'naya psikhologiya tvorchestva. Teoreticheskie osnovy. Em-piricheskie issledovaniya. Prikladnye razrabotki: uchebnoe posobie [Social Psychology of Creativity. Theoretical Foundations. Empirical Studies. Applied Researches]. Chelyabinsk, South Ural St. Univ. Publ., 2008. 234 p.

6. Gryazeva-Dobshinskaya V.G. [Synergy of Collaboration in Creative Activity as Mechanism of Creative Leadership]. Psikhologiya intellekta i tvorchestva: Traditsii innovatsii [Psychology of Intellect and Creativity: Tradition of Innovation.], 2010, pp. 298-308. (in Russ.).

7. Gryazeva-Dobshinskaya V.G. [Rorschach Test in Diagnostics of Creatively Gifted Individuals]. Psikhologiya obrazovaniya: regional'nyy opyt [Psychology of Education: Experience in Region], 2005, pp. 90-91. (in Russ.)

8. Bryant J., Thompson S. Osnovy vozdeystviya SMI [Media Effects], english translation, Moscow, "Vil'yame" Publ., 2004. 432 p.

9. Leont'ev A.N. Nekotorye problemy psikhologii iskusstva [Some Problems of Psychology of Art]. Izbrannyepsikhologicheskieproizvedeniya [Chosen Psychological Works], 1983, vol. 2, pp. 232-239.

10. Leont'ev D.A. [Personality: Individual in World and World in Individual]. Voprosy psikhologii [Issues of Psychology], 1989, vol. 3, pp. 11-21. (in Russ.)

11. Nikiforova O.I. Psikhologiya vospriyatiya khudozhestvennoy literatury [Psychology of Unde-sranding Literature Fiction]. Moscow, "Kniga" Publ., 1972. 152 p.

12. Petrovskiy V.A. Chelovek nad situatsiey [Person Above the Circumstances]. Moskow, Smysl Publ., 2010. 559 p.

13. Narochnitskaya N.A. Russkiy kod razvitiya [Russian Code of Evolution]. Moskow, Knizhnyy mir Publ., 2013. 352 p.

14. Tsygichko V.N., Smolyan G.L., Chereshkin D.S. Informatsionnoe oruzhie kak geopoliticheskiy faktor i instrument silovoy politiki [Informational Weapon as Geopolotical Factor and Instrument of Power Politics]. Moscow, In-t sistemnogo analiza RAN [Institute of System Analysis of the Russian Academy of Sciences] Publ., 1997. 31 p.

15. The Attraction of opposites: Thought a soc. In the dualistic mode, edited by D. Maybury-Lewis & Uri Almagor. Ann Afbor, Univ. of Michigan press, Cop. 1989. 365 p.

Received 4 August 2017

ОБРАЗЕЦ ЦИТИРОВАНИЯ

Колтунов, Е.И. Особенности воздействия фильмов-экранизаций на зрителей (кросс-культурный аспект) / Е.И. Колтунов, В.А. Глухова, В.Г. Грязева-Добшинская // Вестник ЮУрГУ. Серия «Психология». - 2017. - Т. 10, № 3. - С. 21-28. DOI: 10.14529/psy170302

FOR CITATION

Koltunov E.I., Glukhova V.A., Gryazeva-Dobshin-skaya V.G. Peculiarities of the Impact of Film-Screening on the Audience (Cross-Cultural Aspect). Bulletin of the South Ural State University. Ser. Psychology. 2017, vol. 10, no. 3, pp. 21-28. (in Russ.). DOI: 10.14529/psy170302

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.