Теппеев А. А.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВАХ
5.3. ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВАХ
Теппеев Алан Атлыевич, преподаватель кафедры государственных и гражданско-правовых дисциплин
Место работы: Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России
Аннотация: в статье рассматриваются актуальные проблемы возбуждения уголовных дел в отношении лиц, участвующих в различных террористических группировках, особенности правильной квалификации преступлений данной направленности и определение их подследственности. Автор анализирует поводы к возбуждению подобных дел, задачи следственных органов на первоначальном этапе расследования, а также содержание материалов предварительной проверки.
Ключевые слова: возбуждение уголовных дел, подследственность уголовных дел, террористические организации, террористические сообщества, вооруженные формирования, привлечение к уголовной ответственности.
PECULIARITIES OF INSTITUTING CRIMINAL CASES AGAINST PERSONS PARTICIPATING IN TERRORIST ORGANIZATIONS AND TERRORIST COMMUNITIES
Teppeev Alan A., Lecturer of the Department of State and Civil Disciplines
Place of employment: the North-Caucasian Institute for Continuing Education (Branch) of the Krasnodar University of the Ministry of the Interior of Russian Federation
Abstract: the article deals with the actual problems of initiating criminal cases against persons participating in various terrorist groups, the peculiarities of correct qualification of crimes of this orientation and the definition of their investigation. The author analyzes the reasons for initiating such cases, the tasks of the investigative bodies at the initial stage of the investigation, as well as the content of the preliminary verification materials.
Keywords: initiation of criminal cases, investigation of criminal cases, terrorist organizations, terrorist communities, armed groups, bringing to criminal responsibility.
Актуальность тематики статьи трудно переоценить, поскольку на территории Сирийской Арабской Республики (далее - Сирия) с 2011 года по настоящее время происходит вооруженный конфликт, участниками которого являются сирийское государство с одной стороны и так называемая «вооруженная оппозиция», с другой стороны.
В процессе становления «вооруженной оппозиции» шло активное накопление различными вооруженными группировками материально-технических средств и вооружения, а также происходила активная вербовка людей для участия в конфликте. На территории Сирии были организованы специальные базы подготовки завербованных в незаконные вооруженные формирования лиц для последующего их участия в боевых действиях.
«Оппозиция» насчитывает несколько сот антиправительственных вооруженных формирований, в составе которых действует от 60 до 100 тысяч боевиков из различных стран мира [1]. Многие из них представляют собой небольшие группы и действуют на локальном уровне. Но вместе с тем есть и ряд крупных группировок, имеющих отряды во всем регионе. Вооруженные формирования создают альянсы с другими группировками, придерживающимися схожих убеждений.
Основными вооруженными формированиями являются:
1. «Победный фронт» («Джабхат-ан-Нусра ли-ахлиш-
Шам»);
2. «Исламское государство» («ИГ»);
3. «Исламское движение свободных людей Шама» (Ахрар аш-Шам);
4. «Свободная сирийская армия» («Джейш аль-Хур», «ССА»);
5. «Исламский фронт освобождения Сирии» («ИФОС»);
6. «Сирийский исламский фронт» («СИФ»);
7. «Исламский фронт» («Джабхат исламия», «ИФ»);
8. «Победный фронт» («Джабхат ан-Нусра», «ДАН»);
9. «Армия сподвижников Пророк» (Джейш аль-Мухаджирин-валь-Ансар»).
Идеологи навязывают лидерам экстремистских структур в качестве приоритетной доктрины необходимость концентрации усилий мусульман всего мира на решении задачи по свержению сирийского правительства и ликвидации Сирии как светского государства.
Руководители «Исламского государства» известны резкими высказываниями и публичными угрозами в адрес других государств, в том числе России, которые подтверждаются публичными казнями иностранных граждан.
Указанные вооруженные формирования находятся вне закона, а их деятельность и участие в их составе граждан России противоречат интересам Российской Федерации в сфере урегулирования и разрешения
Социально-политические науки
3'2018
сложившегося на территории Сирии кризиса и представляет потенциальную угрозу безопасности нашей страны. Численность выходцев из России и стран постсоветского пространства, принимающих участие в боевых действиях, составляет около 4000 человек [2]. Они пользуются авторитетом в сирийских оппозиционных формированиях, поскольку демонстрируют высокую боевую эффективность. Граждане России, воюющие в Сирии, попадают в эту страну через Турецкую Республику. Кроме того, в приграничных провинциях этого государства зафиксированы лагеря, в которых готовили экстремистов запрещенного в России «Исламского государства» [3].
Все эти факты способствуют формированию устойчивой тенденции к увеличению количества возбужденных уголовных дел по фактам участия россиян в террористических сообществах, террористических организациях и незаконных вооруженных формированиях, квалифицированных по статьям 205.4 и 205.5, а также 208 УК РФ [4].
Подследственность указанных видов преступлений в соответствии с ч. 5 ст. 151 УПК РФ [5], является альтернативной, предварительное следствие может производиться следователями того органа, оперативные подразделения которого выявили преступление. Вместе с тем, специфика уголовных дел и большое количество фигурантов по ним, допускает возможность выявления данных преступлений сотрудниками Федеральной службы безопасности Российской Федерации (далее - фСб России) совместно с оперативными подразделениями Министерства внутренних дел Российской Федерации (далее - МВД России), с последующей передачей для расследования органам предварительного следствия МВД России. В исключительных случаях, в соответствии со ст. 37 УПК РФ, прокурор вправе изъять, определить подследственность и передать возбужденное уголовное дело от одного органа предварительного расследования другому с обязательным указанием оснований передачи.
В соответствии со ст. 140 УПК РФ для возбуждения уголовного дела требуются поводы и основания. Поводом к возбуждению уголовного дела является заявление о преступлении, явка с повинной и сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников. Однако по вышеуказанным категориям преступлений к поводам для возбуждения уголовного дела необходимо отнести рапорты оперативных сотрудников о выявленном в ходе осуществления оперативно-розыскной деятельности совершенном преступлении, а также материалы дослед-ственной проверки, которые, по мнению автора, целесообразно причислять к иным источникам сообщения о преступлении. В своих рапортах оперативные сотрудники указывают факт пересечения границы Российской Федерации конкретным лицом с последующим направлением на территорию Сирии и участием в незаконном вооруженном формировании в качестве рядового боевика. Основанием для возбуждения уголовного дела, по общему правилу является наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления предусмотренного ч. 2 ст. 140 УПК РФ. Достаточными данными для возбуждения уголовного дела, помимо сведений, отраженных в рапорте об обнаружении признаков преступления, являются сведения, поступающие из объяснений очевидцев, актов обследования жилища и иных документов, содержащихся в материале предварительной проверки и доказываю-
щие факт совершения преступления на первоначальном этапе рассмотрения материала.
По общему правилу, уголовные дела, предусмотренные статьями 205.4, 205.5 и 208 УК РФ возбуждаются в отношении конкретного лица с указанием в постановлении о возбуждении уголовного дела фамилии, имени, отчества и даты рождения. Лицо, в отношении которого возбуждено уголовное дело, в соответствии с ч. 1 ст. 46 УПК РФ, приобретает статус подозреваемого.
На стадии возбуждения уголовного дела основной задачей следственных органов является установление и анализ собранного в результате предварительной проверки материала, предоставленного оперативными подразделениями МВД России и ФСБ России в рамках проведения оперативно-розыскных мероприятий. Предоставление материалов предварительной проверки следователю осуществляется в соответствии с совместным Приказом ряда правоохранительных органов от 27 сентября 2013 г. № 776/703/509/507/1820/42/535/398/68 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» [6] на основании ч. 4 ст. 11 Федерального закона от 12 августа 1995 года № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности» [7].
В соответствии с данной инструкцией руководитель оперативного подразделения выносит постановление о передаче в органы предварительного расследования документов, в которых отражены факты проведения оперативно-розыскных мероприятий, а также сведения, подтверждающие причастность конкретного лица к совершенному преступлению. Данный факт является для следователя поводом и основанием к возбуждению уголовного дела, а также доказательственной базой для привлечения к уголовной ответственности.
Нельзя не учитывать, что терроризм всегда сопряжен с агрессией, жестокостью, отрицанием общечеловеческих ценностей, намерением бросить вызов всей социально-политической и юридической системе [8].
На современном этапе развития российского общества именно борьба с террористическим преступлениями, а также с противоправными деяниями экстремистской направленности является одним из приоритетных направлений деятельности МВД России [9].
Кроме того, в качестве особенности можно выделить повышенную сложность возбуждения уголовных дел по исследуемым в статье преступлениям, поскольку принятие решения ограничивается жесткими процессуальными сроками, предусмотренными ст. 144 УПК РФ. Соблюдение этих сроков зависит от полного и качественного сбора первичного материала, способствующего формированию доказательственной базы в ходе расследования и привлечению лиц, участвующих в террористических группировках, к уголовной ответственности.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,46%.
Список литературы:
1. Официальный сайт ИНФОРМАЦИОННОГО АГЕН-СТВА ТАСС. URL: http://tass.ru/info/1678156, http://tass.ru/info/1264570 (дата обращения: 30.05.2018).
2. Официальный сайт РИА НОВОСТИ. URL: https://ria.ru/syria/20170223/1488675479.html (дата обращения: 30.05.2018).
3. Официальный сайт РИА НОВОСТИ. URL: https://ria.ru/syria/20180521/1520991083.html (дата обращения: 30.05.2018).
Теппеев А. А.
ОСОБЕННОСТИ ВОЗБУЖДЕНИЯ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ В ОТНОШЕНИИ ЛИЦ, УЧАСТВУЮЩИХ В ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЯХ И ТЕРРОРИСТИЧЕСКИХ СООБЩЕСТВАХ
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-Ф3 (ред. от 23.04.2018, с изм. от 25.04.2018) // Собрание законодательства РФ 17.06.1996. 17 июня № 25. Ст. 2954.
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 23.04.2018, с изм. и доп., вступ. в силу с 01.06.2018) // Российская газета, № 249, 22.12.2001.
6. Приказ МВД России № 776, Минобороны России № 703, ФСБ России № 509, ФСО России № 507, ФТС России № 1820, СВР России № 42, ФСИН России № 535, ФСКН России № 398, СК России № 68 от 27.09.2013 «Об утверждении Инструкции о порядке представления результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю или в суд» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.12.2013 № 30544) // Российская газета. 2013. 13 декабря. № 282.
7. Федеральный закон от 12.08.1995. №144-ФЗ (ред. от 06.07.2016) «Об оперативно-розыскной деятельности» // Собрание законодательства РФ. 1995. 14 августа № 33. Ст. 3349.
8. Канунникова Н.Г., Шхагапсоев З.Л. Захват заложников как способ совершения актов терроризма: понятие и предупреждение. Юридическая наука и правоохранительная практика. 2016. № 2 (36). С. 67-70.
9. Машекуашева М.Х. Вопросы структурного взаимодействия в рамках противодействия преступлениям экстремистской направленности. Пробелы в российском законодательстве. 2017. № 3. С. 74-77.
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Теппеева Алана Атлыевича «Особенности возбуждения уголовных дел в отношении лиц, участвующих в террористических организациях и террористических сообществах» Участие граждан Российской Федерации в вооружённых конфликтах на стороне террористических организаций,
высокая организация их подготовки и мобильность, а также формирование мощной и профессиональной системы по планированию, подготовке и проведению террористических операций, представляет серьёзную угрозу национальной безопасности России.
В своей работе Тенпеев А.А. анализирует проблемы и особенности возбуждения уголовных дел в отношении граждан Российской Федерации, участвующих в различных террористических группировках.
В статье раскрыты поводы и основания возбуждения уголовных дел, их подследственность, а также акцентируется внимание на необходимости взаимодействия оперативных подразделений с органами предварительного расследования для своевременного привлечения лиц к уголовной ответственности. Научная статья имеет правильную структуру и последовательность подачи информации.
Изложенное позволяет рассматривать данную работу как выполненное на высоком качественном уровне, актуальное и представляющее научную ценность исследование.
Выводы, изложенные в статье, также имеют практическое значение и могут быть использованы органами предварительного расследования в деятельности по расследованию преступлений террористической направленности.
Научная статья «Особенности возбуждения уголовных дел в отношении лиц, участвующих в террористических организациях и террористических сообществах», подготовленная Теп-пеевым А.А. соответствует требованиям, предъявляемым научным работам такого типа и может быть рекомендована к опубликованию.
Начальник кафедры специально-технической подготовки СКИ(ф) КрУ МВД России, кандидат юридических наук, доцент полковник полиции
Х.А. Аккаева