Научная статья на тему 'Особенности возбуждения уголовных дел о массовых беспорядках'

Особенности возбуждения уголовных дел о массовых беспорядках Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
369
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
МАССОВЫЕ БЕСПОРЯДКИ / ВОЗБУЖДЕНИЕ УГОЛОВНОГО ДЕЛА / СЛЕДСТВЕННО-ОПЕРАТИВНАЯ ГРУППА / ОСОБЕННОСТИ РЕГИСТРАЦИИ ЗАЯВЛЕНИЙ / СООБЩЕНИЙ / MASS RIOTS / INITIATION OF CRIMINAL PROCEEDINGS / OPERATIONAL INVESTIGATIVE GROUP / ASPECTS OF APPLICATIONS AND REPORTS REGISTRATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Енгибарян В.Б.

В статье речь идет об особенностях возбуждения уголовных дел о массовых беспорядках, совершенных на территории Республики Армения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aspects of initiation of criminal proceedings on mass riots

The article deals with initiation of criminal proceedings on mass riots, organized on the territory of the Republic of Armenia.

Текст научной работы на тему «Особенности возбуждения уголовных дел о массовых беспорядках»

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

В.Б. ЕНГИБАРЯН,

* О

соискатель кафедры управления органами расследования преступлении,

кандидат юридических наук, доцент (Академия управления МВД России)

V.B. ENGIBARYAN,

PhD Student* of the Department of Crime Investigation Authorities Management (the Academy of Management of the Interior Ministry of Russia)

УДК 343.34

Особенности возбуждения уголовных дел о массовых беспорядках

Aspects of initiation of criminal proceedings on mass riots

В статье рассматриваются особенности возбуждения уголовных дел о массовых беспорядках, совершенных на территории Республики Армения.

Массовые беспорядки, возбуждение уголовного дела, следственно-оперативная группа, особенности регистрации заявления.

The article deals with initiation of criminal proceedings on mass riots, organized on the territory of the Republic of Armenia.

Mass riots, initiation of criminal proceedings, operational investigative group, aspects of applications and reports registration.

В юридической литературе сформировалось небезосновательное мнение о том, что основным содержанием расследования дела является уголовно-процессуальное доказывание, под которым понимается познание обстоятельств преступления, осуществляемое специально уполномоченными должностными лицами в особой процессуальной форме и заключающееся в собирании, проверке, предварительной оценке, а также использовании совокупности доказательств для принятия законных и обоснованных процессуальных решений [6, 7, 8, 9].

Некоторые авторы указывают, что основной функцией следователя является расследование, которое проходит поэтапно [7, 4, 5, 11].

Таким образом осуществляется раскрытие и расследование преступлений, совершаемых

* Доцент кафедры уголовного процесса и криминалистики Ереванского государственного университета.

* Associate Professor of the Department of Criminal Procedure and Criminalistics of Yerevan State University Candidate of Juridical Sciences, Associate Professor External.

в условиях массовых беспорядков. Следует отметить, что периодизация этапов расследования имеет важное значение для всех видов деятельности по криминалистическому обеспечению и, в известной степени, определяет тактические особенности следственных действий и оперативно-разыскных мероприятий [10, 13].

На наш взгляд, наиболее точное определение первоначальному этапу расследования дал исследователь И.М. Лузгин: «этап (или часть) расследования — это такой элемент, который представляет собой взаимосвязанную систему действий, объединенных единством задач и ситуацией, т. е. условиями расследования, спецификой криминалистических приемов» [6].

В криминалистической литературе выделяют три этапа процесса расследования: первоначальный, последующий и заключительный [2]. Этапы отличаются специфичностью складывающихся следственных ситуаций и характером решаемых задач.

Для эффективного расследования массовых беспорядков, в частности, в рамках первона-

чального этапа, особую роль играет получение первичной информации, от чего зависит принятие решения о возбуждении уголовных дел, организация работы по сбору первичных сведений, их регистрация, учет и систематизация.

Согласно ст. 176 Уголовно-процессуального кодекса Республики Армения (далее — УПК РА) поводами к возбуждению уголовного дела являются следующие [1]:

1) сообщения физических и юридических лиц о преступлениях, направленные органу дознания, следователю, прокурору;

2) сообщения средств информации о преступлениях;

3) обнаружение данных о преступлении, материальных следов и последствий преступления органом дознания, следователем, прокурором, судом, судьей при осуществлении ими своих полномочий.

Факты массовых беспорядков и совершенные в ходе них другие противоправные деяния являются достаточно очевидными, поэтому уголовные дела возбуждаются немедленно после получения информации о таких фактах, без проведения традиционной предварительной проверки, до окончания сбора первичных сведений обо всех совершенных преступлениях, их регистрации и учета.

В соответствии с положениями ст. 175 УПК РА, при наличии предусмотренных настоящим Кодексом поводов и оснований к возбуждению уголовного дела, прокурор, следователь, орган дознания обязаны в пределах своей компетенции возбудить уголовное дело [1].

Решение о возбуждении уголовного дела по фактам массовых беспорядков принимают полномочные должностные лица органов Специальной следственной службы, Службы национальной безопасности или Главного следственного управления полиции Республики Армения.

При широком распространении массовых беспорядков возбуждается одно общее уголовное дело по всем их фактам, имевшим место на территории данного региона. Если массовые беспорядки охватили несколько регионов, по каждому из них возбуждается отдельное уголовное дело. В случае необходимости полномочное должностное лицо может принять решение о возбуждении одного уголовного дела по нескольким регионам.

В следственной практике встречаются случаи, когда уголовное дело по факту массовых беспорядков может быть присоединено к другому возбужденному уголовному делу, если массовые беспорядки являются последствием другого преступления, т. е. зарождаются вследствие другого расследуемого события. Так, массовые беспорядки прошедшие в г. Ереване 1—2

марта 2008 г. начались после того, как сотрудники правоохранительных органов — полиции, прокуратуры и Службы национальной безопасности РА, в рамках возбужденного уголовного дела по факту организации и проведения публичного мероприятия с нарушением установленного законом порядка (ч.ч. 1, 2 ст. 225 УК РА), незаконного приобретения и ношения оружия и боеприпасов (ч.ч. 1, 2 ст. 235 УК РА) и оказания сопротивления, сопровождающегося насилием по отношению к работникам полиции, являющимися представителями власти и исполняющими служебные обязанности (ч. 2 ст. 316 УК РА), решили провести обыск на площади Свободы г. Еревана, где по оперативным данным митингующие в течение девяти дней скрывали огромное количество боевого оружия, боеприпасов с целью захвата власти путем нападения на государственные и правительственные учреждения. Часть людей, возмущенных обыском, оказывая вооруженное сопротивление сотрудникам правоохранительных и силовых служб, двинулась к центру города. Вскоре при подстрекательстве организаторов начались крупномасштабные массовые беспорядки.

После произошедших событий руководитель следственной группы 2 марта 2008 г. принял решение о соединении двух вышеупомянутых возбужденных уголовных дел в одно производство, обосновывая свое решение тем, что данные преступные события касаются одних и тех же лиц.

Существенное значение имеет соответствие признаков преступления, указанных в постановлениях о возбуждении уголовных дел, признакам обнаруженных преступлений. Адекватная правовая квалификация побуждает к необходимой организаторской работе, мобилизации сил и средств, быстрой локализации обстоятельств. И наоборот, ее занижение умаляет опасность содеянного, притупляет внимание общественности, дезориентирует органы государственной власти и управления, лишая их возможности своевременно принять меры к пресечению беспорядков и восстановлению законности.

В постановлении о возбуждении уголовного дела по факту массовых беспорядков невозможно дать исчерпывающую уголовно-правовую квалификацию всех действий участников массовых беспорядков.

После возбуждения уголовного дела организуется работа по сбору первичных сведений о массовых беспорядках. В компетенцию следственной группы обычно входит расследование всех преступлений, совершенных организаторами, подстрекателями и другими участниками беспорядков. Информация об этом доводится до сведения должностных лиц правоохрани-

н

с

о

'S

X

Й и

ш

^

а

<

83

Н

с

0

'S

1

Й и

ш

^

а

<

84

тельных органов, публикуется в местных печатных изданиях, распространяется по радио, телевидению и т. д.

Следственная группа принимает заявления, сообщения и другую информацию о массовых беспорядках как через местные правоохранительные органы, так и непосредственно от граждан, руководителей предприятий, учреждений и организаций, иных должностных лиц.

С целью наиболее полного сбора первичных сведений работники следственной группы по своей инициативе добывают информацию о массовых беспорядках из различных государственных и общественных организаций, а также от неформальных объединений граждан. При необходимости следователи лично выезжают на предприятия, в учреждения, организации для получения первичных сведений о массовых беспорядках либо направляют туда оперативных работников.

Как показал анализ следственной практики, в соответствии с выделенными блоками материалов для работы с каждым из них в следственной группе выделяются подгруппы.

Обычно сведения о преступлениях поступают в дежурную часть местного органа полиции, откуда после проверки передаются в следственное подразделение. Но из-за огромного количества поступаемых заявлений работа данных подразделений усложняется. В подобной ситуации участники следственной группы должны организовать сбор первичных сведений самостоятельно. Эта работа должна проводиться целенаправленно и охватывать одновременно несколько направлений, среди которых прием заявлений от потерпевших, получение сведений из различных организаций из учреждений, от должностных лиц, из других возможных источников.

Одним из основных источников сведений о массовых беспорядках являются заявления потерпевших. С целью организации получения сведений от данных лиц в каждой следственной группе выделяются специальные работники для приема устных и письменных заявлений. Они должны творчески отнестись к организации данного вида деятельности, поскольку полнота и точность фиксации всех необходимых обстоятельств — это залог последующей успешной работы.

Важным источником информации об обстоятельствах массовых беспорядков являются различные государственные и общественные организации и учреждения, неформальные объединения граждан, в частности, местные правоохранительные органы, местные администрации самоуправления, больницы, станции скорой помощи, негосударственные и международные организации и др. Необходимо сразу же истребовать оттуда все возможные сведения.

Это даст возможность их перепроверить, дополнить, своевременно выявить и устранить противоречия.

Как справедливо отмечает исследователь В.Н. Григорьев, при поступлении в следственную группу различных списков (потерпевших, фактов преступлений, разгромленных домов и квартир), справок, донесений и рапортов должностных лиц, письменных заявлений и жалоб граждан даже в экстренной ситуации необходимо обязательно обращать внимание на соблюдение установленной формы. Обнаруженные недостатки по возможности сразу же надо устранять: получить подпись у должностного лица, зарегистрировать документ в журнале исходящей корреспонденции, закрепить печатью и т. д. Неустраненные нарушения остаются и могут отрицательно сказаться на ходе последующего судопроизводства [3].

Отметим, что по истечении определенного времени следственная группа получает многочисленные письма и жалобы граждан о совершенных в ходе массовых беспорядков преступлениях, адресованные в различные центральные органы и международные организации. Все они, в конечном счете, возвращаются и рассматриваются специально созданной для этого следственной группой. Но из-за длительности прохождения этой корреспонденции утрачиваются возможности оперативного принятия мер. Чтобы избежать волокиты и обеспечить поступление заявлений, жалоб и писем непосредственно в следственную группу, целесообразно объявить о ее создании с указанием места нахождения, времени приема, адреса и телефона для справок. Данную информацию можно разместить в местной печати, опубликовать посредством СМИ и сети Интернет. Например, с помощью официального сайта Генеральной прокуратуры РА и других электронных СМИ следственная группа регулярно получала важную для расследования информацию: подробности гибели людей во время массовых беспорядков, детальные сведения по факту нанесения телесных повреждений сотруднику полиции РА, разгромов магазинов и др.

Эффективным является использование такого важного источника сведений, как больницы и станции скорой помощи. Сотрудники последних, оказавшие медицинскую помощь участникам массовых беспорядков, могут предоставить ценную информацию. Так, анализ материалов уголовных дел показал, что по факту расследования мартовских массовых беспорядков в 2008 г. в Ереване следственная группа направляла запросы в больницы города с просьбой предоставить соответствующую информацию о гражданах, обратившихся за помощью с 1-го по 5-е марта 2008 г.

Значительную информационную ценность имеют аналитические справки о хронологии событий, которые готовит оперативный штаб полиции. Содержащиеся в них сведения уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. На начальном этапе расследования они важны для общего ориентирования следственных работников.

Необходимо опросить сотрудников местных правоохранительных органов, поскольку многие из них оказались свидетелями массовых беспорядков, находясь при выполнении служебного долга. Данные сведения позволят воссоздать обстановку преступных событий, и представляется целесообразным ввести такую практику повсеместно, с первых дней работы следственной группы.

Грамотное использование всех источников сведений позволит в сжатые сроки собрать полную информацию об обстоятельствах массовых беспорядков.

Следует отметить, что поступившие в местные правоохранительные органы первичные сведения о массовых беспорядках подлежат регистрации в соответствии с общими правилами. После этого материалы о чрезвычайных обстоятельствах сразу же, без проведения предварительной проверки, подлежат передаче в следственную группу, руководителю или уполномоченному им работнику штаба, информационного центра или следователю. Принимая материалы, последние должны проследить, чтобы среди них не оказались документы о фактах, не относящихся к преступлениям, для расследования которых создана следственная группа. С этими фактами должны разбираться сами работники местных правоохранительных органов.

Полученный опыт показывает, что при достаточно большом объеме работы в случае, когда следственная группа состоит из сотрудников штаба, информационного центра, ряда территориально удаленных друг от друга подгрупп следователей, наиболее рациональной является двухзвенная система учета. Материал по каждому эпизоду преступления учитывается в информационном центре (штабе) следственной группы всего региона и в той конкретной группе (территориальной, предметной или персональной), куда передается в работу. С этой целью в установленном порядке заводится специальная книга учета. В каждой группе, работающей на определенной территории либо по какой-то отдельной линии, должна быть собственная книга учета [2].

С целью наиболее рациональной организации следственной работы все материалы, прошедшие учет и поступившие в группу для расследования, распределяются по местам совершения преступлений (населенным пунктам,

районам, кварталам и улицам города). Иногда заявления подаются в местную полицию, прокуратуру, высшие органы государственной власти, а затем еще и в следственную группу. В подобных случаях материалы подлежат объединению, что удобнее делать с применением компьютерной техники, формируя отдельные файлы, которые затем объединяются в общий документ.

При этом анализ следственной практики Республики Армения показал, что встречаются случаи, когда материалы по отдельным эпизодам поступают в следственную группу, в период их направления в суд.. Хотя эти материалы не носят первичный характер, они являются важными для рассматривания конкретных эпизодов уголовного дела, а также могут использоваться в расследовании других эпизодов в качестве вспомогательного материала.

Затем поступившие материалы могут быть разделены по видам совершенных преступлений (погромы, хищения, поджоги, убийства), отдельным эпизодам или группам преступников. Следует иметь в виду, что излишнее дробное разделение материалов, облегчая анализ обстановки, может в то же время привести к утрате целостного представления обо всех преступных событиях, к искусственному разрыву эпизодов, составляющих звенья одной цепи. Чтобы этого не произошло, руководитель следственной группы должен систематически обобщать результаты расследования и на этой основе корректировать разделение материалов.

Обработка первичных документов с помощью ПЭВМ позволяет в дальнейшем автоматизировать процесс их систематизации. Оператор получает возможность представить внесенные в память ПЭВМ данные первичных документов в любом необходимом для него виде, с учетом группировки по отдельным эпизодам преступлений, следственным группам, территориям совершения преступления и по другим атрибутам. Одновременно с этим выявляются дублирующиеся сведения, ошибки в указании фамилий, имен, адресов и пр. Каждая группа эпизодов может быть тут же распечатана по форме, содержащей заказанные следователем реквизиты. Для работы с каждым отдельным блоком материалов в следственной группе выделяются подгруппы. Материалы о преступлениях распределяются между следователями с учетом близости друг к другу мест различных происшествий. Принимать во внимание другие обстоятельства, в частности прежнюю специализацию следователей, их пожелания, личные склонности на данном этапе, как правило, нет возможности. С целью повышения уровня информационно-аналитического сопровождения деятельности следственной группы необходимо обеспечить ей доступ к различным учетам

н

с

о

'S

X

Й и

ш

^

а

<

85

и банкам данных. В том числе весьма эффективным и полезным источником информации являются сведения, поступающие из сети Интернет (с новостных сайтов, электронных страниц печатных изданий и социальных сетей).

Любое преступное событие имеет последствия. Существуют преступления, при расследовании которых правоохранительные органы сталкиваются с типичными ситуациями и, следовательно, собирают и используют типичную информацию. Массовые беспорядки — не исключение.

Как замечают некоторые ученые, преступление — это состоящее из определенных компонентов событие, негативные последствия которого делают необходимыми выяснение его причин, условий и взаимосвязей путем расследования [12].

Прежде всего необходимо классифицировать информацию по источнику получения, поскольку речь идет о двух параллельно существующих направлениях деятельности правоохранительных структур и спецслужб в связи

с работой по конкретному делу. Таким образом, речь идет о том, кто же получил данную информацию — субъект оперативно-разыскной деятельности или следственное подразделение, осуществляющее свою деятельность в рамках УПК РА.

Такая двухзвенная конструкция, естественно, не может ограничиваться подобной упрощенной градацией, поскольку в раскрытии и расследовании преступлений могут принимать участие и иные подразделения — технические, экспертные и др. Их объединяет одно — решение общей задачи на основе единого оперативного замысла, формулируемого как реализация системы мер по адекватному реагированию на массовые беспорядки.

Таким образом, особенности возбуждения уголовных дел о массовых беспорядках проявляются в организации работы по сбору первичных сведений о данной категории преступлений, их регистрации, учету и систематизации, а также принятию непосредственных решений о возбуждении уголовных дел.

н

с

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

о

'S

X

Й и

ш

^

а

<

86

Список литературы

1. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Армения.

2. Белкин Р. С. Курс советской криминалистики. М., 1979.

3. Григорьев В. Н. Расследование преступлений в чрезвычайных условиях (правовое обеспечение, организация, методика): автореф. дис. ... докт. юрид наук. М., 1993.

4. Казинян Г.С. Актуальные проблемы уголовно-процессуального законодательства в третьей Республике Армения (сравнительно-правовое исследование). Ереван, 1999.

5. Казинян Г. С. Исторические и современные проблемы уголовного процесса в Армении. Ереван,2001.

6. Лузгин И. М. Методологические проблемы расследования. М., 1973.

7. Орлов Ю. К. Основы теории доказательств в уголовном процессе. М., 2000.

8. Соловьев А.Б. Актуальные проблемы досудебных стадий уголовного судопроизводства. М., 2006.

9. Соловьев А.Б. Доказывание в досудебных стадиях уголовного процесса. М., 2002.

10. Соловьев А. Б. Функция уголовного преследования в досудебных стадиях процесса // Прокуратура и правосудие в условиях судебно-правовой реформы. М., 1997.

11. Уголовный процесс Республики Армения. Общая часть. 4-е изд., с изм. и доп. / под ред. Г.С. Казиняна. Ереван, 2006.

12. Халиулин А.Г. Осуществление функции уголовного преследования прокуратурой России. Кемерово, 1997.

13. Яблоков Н.П. Криминалистическая методика расследования. М., 2005.

E-mail: vahe777@yahoo.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.