Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОВЛЕКАЮЩЕГО КОНТЕНТА ДЛЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ'

ОСОБЕННОСТИ ВОВЛЕКАЮЩЕГО КОНТЕНТА ДЛЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
640
106
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОВЛЕКАЮЩИЙ КОНТЕНТ / СОДЕРЖАНИЕ / ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Макарова Наталья Васильевна, Краева Ирина Андреевна

В статье представлено описание вовлекающего контента для цифровых образовательных ресурсов и его значимость в повышении конкурентоспособности образовательных программ. Описаны сущностные признаки вовлекающего образовательного контента, способы повышения привлекательности содержания цифровых образовательных ресурсов, раскрыты проблематизация, индивидуализация и геймификация обучения как направления развития вовлекающего образовательного контента. Сделаны выводы о высокой значимости вовлекающего контента для повышения качества образования и его развития в цифровых образовательных средах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Прохорова Мария Петровна, Макарова Наталья Васильевна, Краева Ирина Андреевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF ENGAGING CONTENT FOR DIGITAL EDUCATIONAL RESOURCES

The article presents a description of engaging content for digital educational resources and its significance in increasing the competitiveness of educational programs. The essential features of an engaging educational content, ways of increasing the attractiveness of the content of digital educational resources are described, problematization, individualization and gamification of learning as a direction for the development of engaging educational content are disclosed. Conclusions are made about the high importance of engaging content for improving the quality of education and its development in digital educational environments.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОВЛЕКАЮЩЕГО КОНТЕНТА ДЛЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ»

13. Протасова Е.В. Традиционная народная культура Урала: исторический опыт и современные проблемы экологического образования учителя // Региональный конкурс РГНФ. Результаты научных исследований, полученных за 2009 год. Аннотационные отчёты / Перм. гос. ун-т. Пермь, 2011. - С. 191-198.

14. Протасова Е.В. Формирование духовно-экологического мировосприятия личности на основе традиционной народной культуры: реалии и перспективы // Фундаментальные исследования в области гуманитарных наук: Конкурс грантов 1997 года: Сб. реф. избр. работ. - Екатеринбург: Уральский университет, 2001. - С. 73-75.

15. Протасова Е.В. Экспедиционный проект как форма изучения региональных педагогических традиций будущими учителями // Основные тенденции развития дидактики: инновационный потенциал дидактического знания: материалы международной научно-практической конференции / Под ред. И.М. Осмоловской, И.В. Шалыгиной. - М.-Ярославль, 2012. -С. 269-273.

16. Протасова Е.В., Рихтер Т.В. Использование современных технологий обучения в процессе эколого-гуманитарной подготовки педагогов // Инновационная деятельность в системе образования: монография / науч. ред. Г.Ф. Гребенщиков. -М.: Спутник +, 2010. - С. 315-346.

17. Русские в Коми-Пермяцком округе: обрядность и фольклор. Материалы и исследования / А.А. Бахматов, Т.Г. Голева, И.А. Подюков [и др.]. - Пермь, 2008. - 502 с.

18. Чагин Г.Н. Окружающий мир в традиционном мировоззрении русских крестьян Среднего Урала. - Пермь: ПГУ, 1998. - 188 с.

19. Чагин Г.Н. Этнокультурная история Среднего Урала в конце XVI - первой половине XIX века: монография. -Пермь: ПГУ, 1995. - 363 с.

20. Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца XIX - середины XX в. Ч. 1. Весна, лето, осень. - Пермь: Пушка, 2006. - 368 с.

21. Черных А.В. Русский народный календарь в Прикамье. Праздники и обряды конца XIX - середины XX в. Ч. II. Зима. - Пермь: Пушка, 2008. - 368 с.

Педагогика

УДК 377.44

кандидат педагогических наук, доцент Прохорова Мария Петровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Макарова Наталья Васильевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород); магистрант Краева Ирина Андреевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина» (Мининский университет) (г. Нижний Новгород)

ОСОБЕННОСТИ ВОВЛЕКАЮЩЕГО КОНТЕНТА ДЛЯ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ

Аннотация. В статье представлено описание вовлекающего контента для цифровых образовательных ресурсов и его значимость в повышении конкурентоспособности образовательных программ. Описаны сущностные признаки вовлекающего образовательного контента, способы повышения привлекательности содержания цифровых образовательных ресурсов, раскрыты проблематизация, индивидуализация и геймификация обучения как направления развития вовлекающего образовательного контента. Сделаны выводы о высокой значимости вовлекающего контента для повышения качества образования и его развития в цифровых образовательных средах.

Ключевые слова: вовлекающий контент, содержание, цифровые образовательные ресурсы.

Annotation. The article presents a description of engaging content for digital educational resources and its significance in increasing the competitiveness of educational programs. The essential features of an engaging educational content, ways of increasing the attractiveness of the content of digital educational resources are described, problematization, individualization and gamification of learning as a direction for the development of engaging educational content are disclosed. Conclusions are made about the high importance of engaging content for improving the quality of education and its development in digital educational environments.

Keywords: engaging content, content, digital educational resources.

Введение. Современный этап развития образования характеризуется активным распространением технологий цифрового обучения, что сопровождается возрастанием вниманием к цифровых образовательным ресурсам. Условия пандемии и вынужденного дистанционного и смешанного обучения привели к тому, что преподаватели вынуждены активно создавать и применять цифровые образовательные ресурсы, использовать новые педагогические технологии, методы и формы образовательного процесса, осваивать новые формы образовательной деятельности.

Под цифровыми образовательными ресурсами понимаются в настоящее время любые информационные источники в цифровом формате, применение которых в образовательном процессе способствует более эффективному достижению педагогических целей. Цифровые образовательные ресурсы включают разнообразные представленные в цифровой форме средства (фото, аудио, видеоматериалы, модели и объекты виртуальной реальности и интерактивного моделирования и прочие), используемые для организации образовательного процесса.

Цифровые образовательные ресурсы, являясь одним из компонентов содержания образования в цифровом формате, должны отвечать ряду требований, среди которых особое значение приобретает способность ресурса вовлекать обучающегося в образовательный процесс и сохранять его устойчивое внимание на протяжении всего периода обучения. Для этого контент для цифровых образовательных ресурсов должен характеризоваться высокой привлекательностью содержания для обучающегося, логичностью, лаконичностью, посильностью, что обеспечит поддержку мотивации обучения.

Основная функция вовлекающего контента - вовлечение обучающихся в образовательный процесс, повышение его эффективности, облегчение усвоения учебного материала. Тенденция снижения внимания обучающихся к

образовательному контенту делает актуальным изучение способов увеличения привлекательности содержания обучения и поиска новых форм представления учебной информации на разнообразных образовательных ресурсах и средах. Интерес вызывает изучение способов повышения качества цифрового контента, использование новых подходов к формированию содержания образования.

Целью публикации является описание сущности, особенностей и направлений реализации вовлекающего образовательного контента для цифровых образовательных ресурсов.

Задачами публикации выступают:

- подбор и систематизация публикаций, описывающих сущность и специфику вовлекающего образовательного контента;

- описание признаков вовлекающего контента;

- формулировка направлений для реализации вовлекающего контента для цифровых образовательных ресурсов и формулировка выводов относительно перспектив разработки подобного контента для повышения качества образования.

Изложение основного материала статьи. Потребность в повышении качества образовательного контента с целью повышения его привлекательности для обучающихся обусловлена тенденцией снижения коллективной устойчивости внимания у обучающихся. Так, исследование Сбербанка утверждает, что время концентрации внимания представитель поколения Z на одном объекте составляет 8 секунд [1, С. 5], что затрудняет восприятие объемных текстов. Кроме того, внимание обучающихся становится более фрагментарным, индивиды, активно использующие электронные ресурсы для получения информации, стремятся к ускоренному ознакомлению с содержанием ресурса «по диагонали» и обзору большого количества ресурсов, зачастую слабо связанных по содержанию друг с другом. Причиной такой ситуации выступает интенсивное распространение информационных ресурсов, высокая доступность материалов разнообразного содержания и уровня сложности [2].

Значимость вовлекающего контента значительно возросла в условиях интенсивного развития дистанционного обучения. Именно массовые онлайн-курсы оказались особенно чувствительны к качеству контента, поскольку их слушатели имеют возможность в любой момент прекратить обучение, если содержание курса становится неинтересным, сложным или бесполезным для практического использования. Согласно статистике, только 6% слушателей онлайн-курсов проходят обучение до конца и получают соответствующий сертификат [9].

Обратимся к сущности и особенностям вовлекающего контента для цифровых образовательных ресурсов.

Под вовлекающим контентом мы понимаем такой образовательный контент, который обеспечивает высокое качество образования за счет поддержания внимания обучающихся к содержанию обучения на высоком уровне в течение всего периода обучения [10].

Признаками вовлекающего контента выступают:

- наличие мотивационной составляющей, проявляющейся в желании возвращаться к содержанию и осваивать его на новом уровне;

- способность вызывать положительные эмоции и удовлетворение от процесса обучения;

- наличие новизны и эффекта неопределённости в содержании обучения [6, 8].

Вовлекающая функция образовательного контента реализуется за счет:

- формирования содержания обучения, соответствующего интересам и потребностям обучающихся;

- использование принципа проблемности содержания;

- предоставления выбора форм предоставления содержания обучения, позволяющих добиться удобства образовательного процесса для обучающихся и педагогов;

- предоставления возможностей индивидуализации содержания обучения, способствующей повышению ученой мотивации;

- обеспечения вариативности при работе с содержанием обучения в разных условиях и ситуациях [3].

Вовлекающий контент для цифровых образовательных ресурсов реализуется посредством использования ряда

педагогических технологий и приемов, позволяющих разнообразить как само содержание обучения, так и способы его представления в образовательной среде.

Анализ публикаций, посвященных созданию образовательного контента, позволяет выделить следующие направления повышения привлекательности образовательного контента - проблематизация, индивидуализация и геймификация обучения [10, 11]. Раскроем их подробнее.

Проблематизация обучения.

Цель - формирование вызова для обучающегося на основе личностно/профессионально-значимой проблемы.

Проблематизация образовательного контента включает широкие возможности, связанные с повышением значимости результатов обучения для обучающихся и повышением учебной мотивации. Перечислим особенности проблематизации:

- проблема может быть сформулирована обучающимся самостоятельно, что дает возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию;

- проблематизация позволяет повышать сложность задач и навыков по мере освоения материала и расширения возможностей;

- обучение «от проблемы» прекрасно сочетается с использованием элементов соревновательности при групповом обучении;

- проблемная ориентация содержания обучения дает возможность проектировать коллективные обсуждения и групповую работу при освоении материала [7].

Педагогическими средствами для проблематизации образовательного контента выступают кейсы из реальной практики, групповые и индивидуальные проекты, образовательные и научные челленджи, соревновательные хакатоны и пр.

Индивидуализация обучения.

Цель - создание условий для реализации обучающимся индивидуального стиля обучения, позволяющего максимально использовать их индивидуальные особенности. Индивидуализированное обучение предполагает активное участие самого обучающегося в формировании учебного материала, что позволяет структурировать последний наиболее эффективным и подходящим для конкретного обучающегося способом.

При индивидуализации образовательного контента:

- предоставляется возможность выбора заданий разного уровня сложности;

- обеспечивается обязательное наличие в контенте элементов рефлексии для эффективной ориентации обучающегося в учебном материале;

- предполагается активное использование наставничества как способа поддержки обучающихся в течение всего периода обучения.

Современные образовательные платформы в настоящее время используют широкий арсенал педагогических средств индивидуализации образовательного контента, среди которых чек-листы, рефлексивные листы, гайды, интенсивные марафоны и пр.

Геймификация обучения.

Целью геймификации образовательного контента выступает повышение вовлеченности обучающихся в выполнение педагогических задач посредством использования подходов и форм, присущих играм. Игровая форма осуществления взаимодействия субъектов образовательного процесса предполагает структурирование образовательного контента в форме сюжет (роли), обеспечивающего достижение диагностического и измеримого педагогического результата.

Особенностями геймификации образовательного контента выступают:

- обеспечение имитации реальных социальных, личностных и профессиональных ситуаций в ходе игры;

- возможность выбора обучающимся роли и степени погружения в игру, соответствующих его реальным потребностям и интересам;

- реализация развлекающей компоненты, проявляющейся в создании условий для снятия психоэмоционального напряжения и максимального проявления способностей в игровом процессе;

- прекрасное сочетания игровой формы представления образовательного контента с различными формами групповой работы [4, 5].

Геймификация обучения в настоящее время стремительно развивается. Образовательный контент, выраженный в игровом формате, может использовать такие приемы как визуализированные правила игры (гиперссылки, подсказки, велком-скрины и пр.), специализированные линейки заданий, системы бонусов и наград, иерархию уровней и пр.

Выводы:

1. Вовлекающий контент в настоящее время выступает одним из перспективных направлений как для педагогических исследований, так и для методических разработок, поскольку становится все более значимым фактором конкурентоспособности образовательных курсов.

2. Повышение привлекательности образовательного контента осуществляется за счет учета психологических особенностей обучающихся и реализуется посредством наличия мотивационной составляющей, способности вызывать положительные эмоции и удовлетворение от процесса обучения, эффектов новизны и неопределённости.

3. Основными направлениями повышения привлекательности образовательного контента выступают проблематизация, индивидуализация и геймификация обучения, которые обеспечивают наиболее качественное достижение личностно-значимых целей обучения и снижают уровень сложности образовательного процесса для обучающихся.

Литература:

1. 30 фактов о современной молодёжи - URL: https://clck.ru/Z6KbK (дата обращения: 14.11.2021).

2. Акчелов В.О., Галанина Е.В. Новый подход к геймификации образования // Векторы благополучия: экономика и социум. - 2019. - №1. - С. 117-123.

3. Анализ цифровых образовательных ресурсов и сервисов для организации учебного процесса школ / И.А. Карлов, Н.М. Киясов, В.О. Ковалев, Н.А. Кожевников, Е.Д. Патаракин, И.Д. Фрумин, А.Н. Швиндт Д.О. Шонов; Национальный исследовательский университета «Высшая школа экономики», Институт образования. - М.: НИУВШЭ, 2020. - 72 с.

4. Геймификация образовательного процесса // Методическое пособие под ред. Эйхорн М.В. - URL: https://toipkro.ru/content/files/documents/podrazdeleniya/pip/geymifikatsia_obrazovatelnogo_protsessa.pdf (дата обращения: 14.11.2021).

5. Говоров А.И., Говорова М.М. Валитова Ю.О. Оценка актуальности разработки методов использования средств геймификации и игровых технологий в системах управления обучением // Компьютерные инструменты в образовании. -2018. - №2. - С. 39-54

6. Елисеева Е.В., Злобина С.Н. Цифровые образовательные ресурсы как составляющая инновационной образовательной среды современного вуза // Вестник Брянского государственного университета. - 2010. - №1. - С. 105-112.

7. Поначугин А.В., Лапыгин Ю.Н. Цифровые образовательные ресурсы вуза: проектирование, анализ и экспертиза // Вестник Мининского университета. - 2019. - Т.7, №2 - С. 5

8. Прохорова М.П., Шкунова А.А., Булганина А.Е., Григорян К.М. Направления трансформации высшего образования в русле цифровизации // Азимут научных исследований: педагогика и психология. - 2020. - Т.9. -№2 (31). - 400 с.

9. Рощина Я.М., Рощин С.Ю., Рудаков В.Н. Спрос на массовые открытые онлайн-курсы (MOOC): опыт российского образования // Вопросы образования. - 2018. - № 1. - С. 174-199. DOI: 10.17323/1814-9545-2018-1-174-199.

10. Создание и использование образовательного контента: уроки для онлайн-обучения / Н.Н. Бессилина, Н.А. Гребёнкина, М.В. Евстратова [и др.]; под общей ред. А.В. Конбеева. - М.: НИУ ВШЭ, Институт образования, 2020. - 48 с.

11. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. - Н. Новгород, Мининский университет. - 2020. - 50 с.

Педагогика

УДК 378.2

кандидат педагогических наук, доцент Пупышева Евгения Леонидовна

Елабужский институт (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования "Казанский (Приволжский) федеральный университет" (г. Елабуга)

МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ВУЗЕ: УСЛОВИЯ И СПОСОБЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Аннотация. Актуальность представленного исследования обусловлена необходимостью качественной профессиональной подготовки будущих учителей педагогических вузов, формирования у них способности применять предметные знания и умения в условиях новой образовательной парадигмы на основе метапредметного подхода. В статье рассматривается методологический потенциал данного похода применительно к теории и практике профессионального образования. На основе анализа научных источников выявлены две ведущие тенденции применения метапредметного похода в практике вузовского обучения. Предложены практические рекомендации реализации метапредметного обучения на примере профильных дисциплин будущего учителя русского языка и литературы.

Ключевые слова: метапредметность, метапредметный поход, метапредметные компетенции, будущий учитель.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.