Научная статья на тему 'Особенности воспроизводственного процесса трудовых ресурсов в сельском хозяйстве в условиях цифровизации'

Особенности воспроизводственного процесса трудовых ресурсов в сельском хозяйстве в условиях цифровизации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трудовые ресурсы / воспроизводство / сельское хозяйство / цифровизация / цифровые компетенции / квалификация работников / подготовка кадров / образовательная программа / инновации / labor resources / reproduction / agriculture / digitalization / digital competencies / skill of workers / staff training / education program / innovations

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Алена Валерьевна Климова, Анатолий Евгеньевич Шамин

Цифровая экономика в Российской Федерации в настоящее время оказывает влияние на все процессы, происходящие в народном хозяйстве страны, в том числе на процессы воспроизводства трудовых ресурсов в сельском хозяйстве. Технологии Индустрии 4.0 преобразуют существующие условия экономической деятельности хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве и предоставляют им новые возможности. Основной проблемой становится отсутствие необходимых цифровых профессиональных компетенций у трудовых ресурсов, что требует совершенствования процессов образовательной деятельности в целях увеличения интеллектуальной и управленческой составляющей профессиональной деятельности работников сельскохозяйственной отрасли и уменьшения трудовой нагрузки на человеческий капитал, создавая тем самым условия для всестороннего духовного развития конкретного человека в сельской местности. Теоретической базой исследования стали научные труды отечественных ученых в области воспроизводства трудовых ресурсов в сельском хозяйстве в условиях цифровизации. Использованы современные и классические методы и приемы научного познания на основе принципов системного подхода. Обобщена отечественная практика трансформации отрасли сельского хозяйства в условиях цифровизации и определена ее роль в воспроизводственном процессе трудовых ресурсов. Выявлены новые подходы к подготовке и переподготовке высококвалифицированных специалистов с применением цифровых инноваций. Определены новые профессиональные компетенции в области обучения персонала для сельскохозяйственной отрасли в условиях цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Specificity of the reproduction process of labor resources in the condition of digitalization in agricultural industry

In the Russian Federation, the growth of the digital economy currently affects all processes taking place in the national economy, including reproducing of labor resources in agriculture. Industry 4.0 technologies transform the existing conditions of economic activity of economic entity in agriculture and provide them with new opportunities. The main problem is the lack of necessary digital professional competencies in the workforce, which requires improving the processes of educational activities for increasing the intellectual and management component of the professional performance of agricultural workers and reduce the workload on human capital, thereby creating conditions for the comprehensive spiritual development of a particular person in rural areas. The theoretical basis of the investigation was the scientific works of domestic scientists in the field of reproduction of labor resources in the conditions of digitalization in agricultural industry. We used modern and classical methods and techniques of scientific cognition postulated on the principles of a systematic approach. As a result, the domestic practice of transforming the agricultural industry in the conditions of digitalization was summarized and its role in the reproduction process of labor resources was determined. New approaches to the training and retraining of highly qualified specialists using digital innovations have been identified. New competencies in the field of personnel training for agriculture have been identified in the conditions of digitalization are proposed. In the conditions of digitalization, new professional competencies in the field of personnel training for agricultural industry have been identified.

Текст научной работы на тему «Особенности воспроизводственного процесса трудовых ресурсов в сельском хозяйстве в условиях цифровизации»

Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 261 —267. Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):261—267.

РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ ЭКОНОМИКА

Научная статья УДК 332.1

https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-261-267 NIION: 2007-0062-1/24-042

EDN: https://elibrary.ru/VKYQNC MOSURED: 77/27-004-2024-01-242

Особенности воспроизводственного процесса трудовых ресурсов в сельском хозяйстве в условиях цифровизации

Алена Валерьевна Климова1, Анатолий Евгеньевич Шамин2

1 2 Нижегородский государственный инженерно-экономический университет, Княгинино, Россия

1 alenches_ne@mail.ru

2 ngiei-126@mail.ru

Аннотация. Цифровая экономика в Российской Федерации в настоящее время оказывает влияние на все процессы, происходящие в народном хозяйстве страны, в том числе на процессы воспроизводства трудовых ресурсов в сельском хозяйстве. Технологии Индустрии 4.0 преобразуют существующие условия экономической деятельности хозяйствующих субъектов в сельском хозяйстве и предоставляют им новые возможности. Основной проблемой становится отсутствие необходимых цифровых профессиональных компетенций у трудовых ресурсов, что требует совершенствования процессов образовательной деятельности в целях увеличения интеллектуальной и управленческой составляющей профессиональной деятельности работников сельскохозяйственной отрасли и уменьшения трудовой нагрузки на человеческий капитал, создавая тем самым условия для всестороннего духовного развития конкретного человека в сельской местности.

Теоретической базой исследования стали научные труды отечественных ученых в области воспроизводства трудовых ресурсов в сельском хозяйстве в условиях цифровизации. Использованы современные и классические методы и приемы научного познания на основе принципов системного подхода.

Обобщена отечественная практика трансформации отрасли сельского хозяйства в условиях цифровизации и определена ее роль в воспроизводственном процессе трудовых ресурсов. Выявлены новые подходы к подготовке и переподготовке высококвалифицированных специалистов с применением цифровых инноваций. Определены новые профессиональные компетенции в области обучения персонала для сельскохозяйственной отрасли в условиях цифровизации.

Ключевые слова: трудовые ресурсы, воспроизводство, сельское хозяйство, цифровизация, цифровые компетенции, квалификация работников, подготовка кадров, образовательная программа, инновации

Для цитирования: Климова А.В., Шамин А.Е. Особенности воспроизводственного процесса трудовых ресурсов в сельском хозяйстве в условиях цифровизации // Образование. Наука. Научные кадры. 2024. № 1. С. 261 —267. https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-261-267. EDN: https://elibrary.ru/VKYQNC.

REGIONAL AND SECTOR ECONOMY

Original article

Specificity of the reproduction process of labor resources in the condition of digitalization in agricultural industry

Alena V. Klimova1, Anatoly E. Shamin2

1 2 Nizhny Novgorod State Engineering and Economic University, Knyaginino, Russia

1 alenches_ne@mail.ru

2 ngiei-126@mail.ru

Abstract. In the Russian Federation, the growth of the digital economy currently affects all processes taking place in the national economy, including reproducing of labor resources in agriculture. Industry 4.0 technologies transform the existing conditions of economic activity of economic entity in agriculture and provide them with new opportunities. The main problem is the lack of necessary digital professional competencies in the workforce, which requires improving the processes of educational activities for increasing the intellectual and management component of the profes-

© Климова А.В., Шамин А.Е., 2024

sional performance of agricultural workers and reduce the workload on human capital, thereby creating conditions for the comprehensive spiritual development of a particular person in rural areas.

The theoretical basis of the investigation was the scientific works of domestic scientists in the field of reproduction of labor resources in the conditions of digitalization in agricultural industry. We used modern and classical methods and techniques of scientific cognition postulated on the principles of a systematic approach.

As a result, the domestic practice of transforming the agricultural industry in the conditions of digitalization was summarized and its role in the reproduction process of labor resources was determined. New approaches to the training and retraining of highly qualified specialists using digital innovations have been identified. New competencies in the field of personnel training for agriculture have been identified in the conditions of digitalization are proposed. In the conditions of digitalization, new professional competencies in the field of personnel training for agricultural industry have been identified.

Keywords: labor resources, reproduction, agriculture, digitalization, digital competencies, skill of workers, staff training, education program, innovations

For citation: Klimova A.V., Shamin A.E. Specificity of the reproduction process of labor resources in the condition of digitalization in agricultural industry // Obrazovaniye. Nauka. Nauchnyye kadry = Education. Science. Scientific personnel. 2024;(1):261-267. (In Russ.). https://doi.org/10.24412/2073-3305-2024-1-261-267. EDN: https://elibrary.ru/VKYQNC.

Международной конкуренцией за человеческий капитал и разработкой инновационных технологий можно охарактеризовать состояние современного мира. Успех страны во многом зависит от лидерства и конкурентоспособности в данных областях. Набирает обороты запущенный в 2018 г. проект «Цифровая экономика Российской Федерации» (постановление Правительства РФ от 2 марта 2019 г. № 234), призванный скоординировать и согласовать усилия ряда отраслей российской экономики в направлении Индустрии 4.0. Некоторые авторы считают, что Индустрия 4.0 и ее технологии преобразуют условия для экономической деятельности и развивают новые возможности для АПК [1]- По мнению А. Боговиза, цифрови-зация ускорит процессы высвобождения рабочей силы из производства, заменяя ее роботизированной техникой [2], тем самым уменьшая трудовую нагрузку на человеческие ресурсы.

В последнее время мы можем наблюдать ускорение потока знаний и технологий при одновременном замедлении потока финансовых ресурсов, в этих условиях воспроизводство трудовых ресурсов должно быть направлено на формирование и удержание кадрового потенциала, обладающего не только требуемым уровнем знаний [3], но и соответствующими навыками, компетенциями, готовностью к обучению новым технологиям и методикам, что и обусловило актуальность данного исследования.

В условиях перехода к технологиям Индустрии 4.0 отечественными и зарубежными учеными используются различные понятия — это «цифровизация» и «цифровая трансформация». Данные понятия необходимо разграничивать. Так, по мнению Н.В. Мурашовой, под цифрови-зацией следует понимать социально-экономический процесс, перерабатывающий цифровую трансформацию через реформирование и моди-

фикацию коммуникационных каналов, используемых в цифровых технологиях для передачи ее в виде контента для пользователей по определенным тематикам в разных формах и видах.

«Цифровая трансформация заключается в процессе масштабного изменения концепции и формата функционирования всех уровней (составляющих) социально-экономических систем посредством оцифровки, внедрения и формирования пула цифровых технологий и цифровиза-ции аппарата управления» [4].

Цифровая трансформация отрасли сельского хозяйства характеризуется сменой технологического уклада, что влечет за собой изменение природы профессий и появлению новых, таких как агроинформатик, агрокибернетик, егЪу-фермер, ГМО-агроном, оператор автоматизированной сельхозтехники1. Необходимость формирования концепции воспроизводства трудовых ресурсов, которая сможет бороться с современными трудностями, обусловлена не только временем, проведенным под непрекращающейся угрозой ООУГО-19, но и другими вызовами современного мира (продовольственные санкции и др.), которые требуют от работников отрасли сельского хозяйства профессиональной мобильности, творческого мышления и готовности к непредвиденным событиям.

На этапе перехода нашей страны к передовым цифровым технологиям, искусственному интеллекту, роботизированным системам, интеллектуальным производственным технологиям, новым материалам, дистанционному обучению главным фактором формирования конкурентоспособности России становится развитие человеческого капитала в качестве основного ресурса, обеспечивающего оптимальную реализацию дан-

1 Атлас новых профессий // URL: https://new. atlas100.ru (дата обращения: 30.11.2023).

ных процессов [5]. Очевидно, что в данных условиях знанию отводится роль базиса цифровой экономики. Одной из особенностей воспроизводственного процесса трудовых ресурсов в сельском хозяйстве в России является то, что оно характеризуется низкой конкурентоспособностью, инвестиционной непривлекательностью, инертностью, системной безработицей, неразвитостью инфраструктуры. Это приводит к тому, что российское сельскохозяйственное производство «в значительной степени дистанцировано от использования современных IT-технологий» [6, с. 119].

В целях ликвидации этих диспропорций в стратегических документах (Указ Президента РФ от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года») в качестве ключевого направления развития отрасли сельского хозяйства указаны, в частности, быстрый запуск цифровых технологий в экономике и социальной сфере, а также создание в сельскохозяйственной отрасли высокопроизводительного экспортно ориентированного сектора, развивающегося на основе современных технологий и обеспеченного высококвалифицированными кадрами.

В Доктрине продовольственной безопасности (Указ Президента РФ от 21 января 2020 г. № 20) указано, что стратегическими интересами России являются повышение уровня жизни граждан за счет достаточного продовольственного обеспечения, обеспечение населения безопасными и качественными продуктами питания, развитие и модернизация сельского хозяйства. Для этого в Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия (постановление Правительства РФ от 14 июля 2012 г. № 717) отмечена необходимость принятия ведомственной программы «Цифровое сельское хозяйство». Ее цель — к 2024 г. повысить производительность труда в два раза посредством применения инструментов цифровизации. Подготовка IT-специалистов и формирование центров компетенций снизят сложившийся уровень дефицита высококвалифицированных кадров, что даст толчок процессам цифровизации отрасли.

В рамках реализации данной программы разработана подплатформа хранения и распространения информационных материалов — сервис, дающий доступ к технологиям проекта «Цифровое сельское хозяйство». Она призвана решить следующие задачи:

■ развитие системы дистанционного аграрного образования всех уровней;

■ повышение привлекательности работы в сельском хозяйстве;

■ увеличение спроса на IT-специалистов в сельскохозяйственной отрасли;

■ повышение уровня доходов на селе;

■ разработка новых образовательных программ по инновационным технологиям цифрового земледелия.

■ внедрение данных программ в систему образования (высшего и среднего).

Решение этих задач в комплексе поможет повысить качество воспроизводства трудовых ресурсов в отрасли сельского хозяйства в условиях цифровизации. Однако существует ряд проблем, препятствующих цифровизации сельскохозяйственной отрасли:

■ недостаточное развитие цифровой инфраструктуры в сельской местности, особенно в ее «глубинке». Невзирая на происходящие в данной отрасли изменения, сохраняется цифровое неравенство между городским населением и сельским;

■ дефицит квалифицированных трудовых ресурсов. По данным Минсельхоза России на настоящий момент агросектору необходимо порядка 90 тыс. специалистов в области IT;

■ несовершенство нормативно-правового регулирования процесса внедрения информационных технологий в отрасли сельского хозяйства. Только с 1 января 2025 г. вступит в действие ст. 17.1 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» (Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 264-ФЗ), регулирующая функционирование информационной системы цифровых сервисов АПК.

Так, в 2021 г. доля занятых в отрасли сельского хозяйства в профессиях, связанных с использованием цифровых технологий, составила всего 2,8% общего числа занятых в отрасли, из них 0,4% — специалисты по ИКТ (рис. 1) [7].

Вместе с тем расширение компетенций кадров субъектов сельскохозяйственного бизнеса путем использования информационно-коммуникационных технологий является главным фактором их функционирования в условиях экономики цифровых технологий.

В настоящий момент в результате кардинальных перемен в ряде смежных отраслей становится возможным преобразование бизнес-процессов в организациях сельского хозяйства. Новые технологии, в наибольшей мере влияющие на цифровую трансформацию в сельском хозяйстве, выделены на рис. 2. Для успешного внедрения данных технологий в сельскохозяйственное производство нужны компетентные кадры, обученные по новым образовательным программам аграрного профиля.

Рис. 1. Занятые в профессиях, связанных с интенсивным использованием ИКТ, по некоторым видам экономической деятельности в 2021 г., % численности занятых

Рис. 2. Виды цифровых технологий отрасли сельского хозяйства

Сельское хозяйство 4.0 (Agriculture 4.0) — это новый этап технологического развития, базирующийся на внедрении «умных вещей» и направленный на усиление наукоемкости производимой продукции. Актуальность подготовки специалистов для Agriculture 4.0 обусловлена тем, что цифровизация аграрного образования и цифровая экономика в сельском хозяйстве — это настоящее и будущее агропромышленного комплекса России.

Очевидно, что существует необходимость в подготовке новых кадров для отрасли сельского хозяйства, способных применять на практике smart-технологии, обладающих транспрофессиональными компетенциями, мобильных, способных трудиться в режиме многозадачности в условиях неопределенности и нестабильности и готовых к активному применению информационно-коммуникационных технологий в сельскохозяйственной отрасли для решения ее профессиональных проблем. Изменение требований к квалификации работников в связи с развитием и внедрением новых технологий и цифровиза-цией отрасли сельского хозяйства требует получения профессии на стыке нескольких направлений подготовки (city-фермер, оператор сельхозтехники, агроном-экономист). В связи с этим особую актуальность приобретает проблема цифровой кадровой подготовки в системе высшего и дополнительного профессионального образования, что влечет за собой необходимость поиска подходов к их подготовке.

В образовательные программы аграрного профиля предлагается внедрение таких курсов, как:

■ « Цифровые технологии в отрасли сельского хозяйства»;

■ «Технологии «умного» растениеводства»;

■ «Цифровой сельхозрынок»;

■ «Цифровые экосистемы для сельскохозяйственных организаций».

Естественным является использование в сельскохозяйственном образовании современных методов обучения, которые в дальнейшем позволят эффективно управлять инновационными аг-ротехнологиями.

Для решения проблемы подготовки квалифицированных кадров следует определить новые и актуальные профессиональные компетенции для специалиста отрасли сельского хозяйства. Наиболее актуальные компетенции для сельскохозяйственной отрасли в цифровом мире пред-

ставлены на рис. 3. В этой связи основной задачей образования становятся подготовка кадров под нужды определенного работодателя, а также совершенствование образовательных программ под постоянно меняющиеся потребности современного общества [8]. Для эффективного воспроизводства трудовых ресурсов для отрасли сельского хозяйства образовательная программа должна позволять слушателям обучаться в сельскохозяйственных организациях, выполняющих производственные процессы с помощью высоких технологий.

Следует отметить, что формирование нового типа специалиста для отрасли сельского хозяйства может быть реализовано при условии, когда на развитие навыков будущего нацелены не только образовательные программы, но и преподаватели, их реализующие.

Для успешного и эффективного формирования цифровой компетентности кадров сельского хозяйства система непрерывного профессионального образования должна включать ряд условий (рис. 4).

Подготовки специалистов для инновационных производств и, как следствие, новых компетенций требует принятый государством курс, направленный на развитие интеллектуализиро-ванного и конкурентоспособного сельского хозяйства, в рамках Стратегии устойчивого развития сельских территорий России на период до 2030 года (распоряжение Правительства РФ от 2 февраля 2015 г. № 151-р), но при сохранении в трудовых ресурсах сельского хозяйства своей самобытности и привлекательности в сельском образе жизни каждого индивида.

Таким образом, воспроизводство трудовых ресурсов в условиях цифровизации посредством подготовки кадров должно предполагать широкое использование в образовательном процессе информационно-коммуникационных технологий и, более того, полную вовлеченность обучающихся в цифровую образовательную среду. Для этого необходимы создание обновленной цифровой инфраструктуры образовательных учреждений на всех уровнях на основе современных цифровых технологий и оборудования, совершенствование цифровой грамотности педагогического состава в системе непрерывного образования через повышение квалификации и профессиональную переподготовку.

Рис. 3. Профессиональные компетенции трудовых ресурсов в отрасли сельского хозяйства в условиях цифровизации

Построение учебных программ с учетом цифровизации и автоматизации отрасли сельского хозяйства и запросов работодателей

Индивидуальные траектории обучения

Формирование онлайн-курсов с интерактивным контентом и обратной связью

Трансформация цели, содержания, форм, методов и средств разработки образовательных программ в условиях цифровизации

Подготовка обучающихся с применением практико-ориентированного обучения, концепции умных технологий, ЕИР-систем, электронного обучения, их участие в инновационных проектах

Организация и развитие инновационных площадок, обеспечивающих реализацию широкого спектра дистанционных образовательных услуг

Создание механизма взаимодействия работодателей, вузов и организаций

Приоритетные направления вузовской подготовки — получение практического опыта, повышение качества практического обучения, в том числе организациях выездных мероприятий на сельскохозяйственные предприятия, выставка научно-технических достижений и т.д.

Рис. 4. Условия осуществления образовательной деятельности в области подготовки специалистов в условиях цифровизации для сельского хозяйства

Список источников

1. Попкова Е.Г., Боговиз А.В. Методологические подходы повышения эффективности агропромышленного комплекса на базе технологий Индустрии 4.0 // АПК: экономика, управление. 2018. № 10. С. 28—33.

2. Боговиз А.В., Санду И.С., Дудин М.Н., Ляс-ников Н.В. Развитие информационно-коммуникационных и интернет-технологий на аграрном рынке // АПК: экономика, управление. 2017. № 10. С. 34—44.

3. Шабурова А.В., Самойлюк ТА., Иванова Е.В. Современные аспекты управления качеством трудового ресурса предприятия в эпоху цифровиза-ции всех сфер жизни / / Инновации и инвестиции. 2019. № 10. С. 120—125.

4. Мурашова Н.В. Формирование механизма цифровой трансформации сельского хозяйства / / Вестник НГИЭИ. 2021. № 9 (124). С. 129—138.

5. Устойчивое развитие промышленности в условиях цифровой поляризации / Н.А. Симчен-ко, Р.Р. Тимиргалеева, С.Ю. Цехла и др. Севастополь: Филиал МГУ в г. Севастополе, 2022. 242 с.

6. Немченко А.В., Дугина ТА., Лихолетов ЕА. Цифровизация как приоритетное направления экономического развития аграрного производства // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2019. № 4-1. С. 118—123.

7. Индикаторы цифровой экономики: 2022: стат. сб. / Г.И. Абдрахманова, С.А. Васильковс-кий, К.О. Вишневский, Л.М. Гохберг и др. М.: НИУ ВШЭ, 2023.

8. Лемешко Т.Б. Тенденции развития дополнительных профессиональных программ аграрного профиля в условиях цифровизации образования // Сб. ст. Вып. 293. Ч. II. М.: Российский государственный аграрный университет — МСХА им. К.А. Тимирязева, 2021. С. 245—248.

References

1. Popkova E.G., Bogoviz A.V. Methodological approaches to improving the efficiency of the agro-industrial complex based on Industry 4.0 technologies // Agro-industrial complex: economics, management. 2018. No. 10. pp. 28—33.

2. Bogoviz A.V., Sandu I.S., Dudin M.N., Lyas-nikov N.V. Development of information and communication and Internet technologies in the agricultural market // Agro-industrial complex: economics, management. 2017. No. 10. pp. 34—44.

3. Shaburova AV., Samoylyuk TA., Ivanova E.V. Modern aspects of quality management of an enterprise's labor resource in the era of digitaliza-tion of all spheres of life // Innovations and investments. 2019. No. 10. pp. 120—125.

4. Murashova N.V. Formation of the mechanism of digital transformation of agriculture / / Bulletin of the NGIEI. 2021. No. 9 (124). pp. 129—138.

5. Sustainable industrial development in conditions of digital polarization / N.A. Simchenko, R.R. Timirgaleeva, S.Y. Tsekhla et al. Sevastopol: Moscow State University Branch in Sevastopol, 2022. 242 p.

6. Nemchenko A.V., Dugina TA., Likholetov EA. Digitalization as a priority direction of economic development of agricultural production // Bulletin of the Altai Academy of Economics and Law. 2019. No. 4-1. pp. 118—123.

7. Indicators of the digital economy: 2022: statistical collection / G.I. Abdrakhmanova, S.A. Va-silkovsky, K.O. Vishnevsky, L.M. Gokhberg et al. M.: HSE, 2023.

8. Lemeshko T.B. Trends in the development of additional professional programs of the agrarian profile in the conditions of digitalization of education // Collection of articles Issue 293. Part II. M.: Russian State Agrarian University — Moscow State Agricultural Academy named after K.A. Timi-ryazev, 2021. pp. 245—248.

Информация об авторах

А.В. Климова — аспирант Нижегородского государственного инженерно-экономического университета; А.Е. Шамин — профессор кафедры экономики и автоматизации бизнес-процессов Нижегородского государственного инженерно-экономического университета, доктор экономических наук, профессор.

Information about the authors

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

A.V. Klimova — Post-Graduate Student of Nizhny Novgorod State University of Engineering and Economics;

A.E. Shamin — Professor at the Department of Economics and Automation of Business Processes of Nizhny Novgorod

State University of Engineering and Economics, Doctor of Economics, Professor.

Сведения о вкладе каждого автора Вклад авторов: все авторы сделали эквивалентный вклад в подготовку публикации. Авторы заявляют об отсутствии конфликта интересов.

Contribution of the authors: the authors contributed equally to this article. The authors declare no conflicts of interests.

Статья поступила в редакцию 22.01.2024; одобрена после рецензирования 22.02.2024; принята к публикации 22.03.2024. The article was submitted 22.01.2024; approved after reviewing 22.02.2024; accepted for publication 22.03.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.