УДК / ШС: 796.01:612
ОСОБЕННОСТИ
восприятия времени спортсменами-юниорами Среднего Приобья при широтном перемещении
Кандидат педагогических наук, доцент В.В. Апокин Кандидат биологических наук, доцент А.А. Повзун Доктор педагогических наук, профессор В.Д. Повзун Кандидат педагогических наук, доцент О.А. Фынтынэ Сургутский государственный университет ХМАО-Югры, Сургут Кандидат педагогических наук, доцент Н.Н. Сидорова Гимназия «Лаборатория Салахова», Сургут
SPECIFICS OF TIME PERCEPTION BY JUNIOR ATHLETES OF MIDDLE OB REGION AT LATITUDINAL DISPLACEMENT
V.V. Apokin, associate professor, Ph.D., Surgut state university of KhMAR-Yugra, Surgut A.A. Povzun, associate professor, Ph.D., Surgut state university of KhMAR-Yugra, Surgut V.D. Povzun, professor, Dr.Hab. A.A. Povzun, associate professor, Ph.D., Surgut state university of KhMAR-Yugra, Surgut O.A. Fyntyne, associate professor, Ph.D., Surgut state university of KhMAR-Yugra, Surgut N.N. Sidorova, associate professor, Ph.D., Gymnasium «Salakhov's laboratory», Surgut Keywords: adaptation, zone time, displacement, internal chronometry, athletes. In such a large and climatically diverse country like Russia, sports skills can be improved not only in case of qualitative changes introduced into teaching and training and educational activities, not only in case of big changes in the forms of organization and methods of conduct of training sessions, but also by thorough consideration of the effect of environmental conditions and climatic factors of living conditions and training of athletes, the value of which for the improvement of sports skills can be important enough. These very factors make KhMAR athletes travel occasionally to training camps in the South of Russia. However, in addition to changed climatic conditions and more strenuous exercises, which is inevitable in training camps, latitudinal displacements make the body of athlete experience the effects of changing several time zones, which will undoubtedly influence its functional and adaptive capabilities. The purpose of the research was to identify and scientifically justify effective conditions of adaptation for young athletes of the Middle Ob region during latitudinal displacement.
Ключевые слова: адаптация, поясное время, перемещение, внутренняя хронометрия, спортсмены.
Введение. В условиях такой огромной и климатически разнообразной страны, как Россия, повышение спортивного мастерства требует не только качественных сдвигов в учебно-тренировочной и воспитательной работе, не только существенных изменений форм организации и методов проведения тренировочных занятий, но и внимательного учёта влияния экологических и климатических факторов условий проживания и тренировки спортсменов, роль которых в совершенствовании спортивного мастерства может оказаться весьма существенной [2, 5]. Именно эти факторы вынуждают спортсменов Ханты-Мансийского автономного округа периодически выезжать на юг России для проведения учебно-тренировочных сборов. Однако при перемещении в другие широты организм спортсменов помимо смены климатогеографических условий и интенсификации физических нагрузок, что неизбежно в условиях спортивных сборов, испытывает еще и последствия широтного перемещения через несколько часовых поясов, которые, несомненно, сказываются на его функциональных и адаптационных возможностях. Для спортсменов, живущих и тренирующихся в условиях северных широт, вопрос не просто становится актуальным, он требует прежде всего понимания последствий. Уже сами по себе интенсивные физические и эмоциональные нагрузки, регулярно испытываемые спортсменами, могут обуславливать выраженные физиологические сдвиги в организме, и «физиологической ценой» высоких спортивных результатов вполне может стать снижение адаптационных возможностей организма [6, 7]. Особое беспокойство эти проблемы вызывают в отношении спортсменов-юниоров, так как растущий организм наиболее чувствителен к повреждающим воздействиям и в первую очередь реагирует изменениями ритмостаза [8, 10].
Цель исследования - выявить и научно обосновать эффективные условия адаптации юных спортсменов Среднего Приобья при широтном перемещении.
Организация и методика исследования. Оценивалось влияние смещения поясного времени на состояние адаптационных возможностей юных спортсменов и сравнивалось
№ 2015 Февраль | February
http://www.teoriya.ru
83
изменение структуры биоритмов основных физиологических показателей системы кровообращения после перелёта через несколько часовых поясов у легкоатлетов, постоянно проживающих и тренирующихся в условиях Ханты-Мансийского автономного округа [9]. Отмечена очень высокая стабильность ритма, а следовательно, и высокий адаптационный запас организма.
Вместе с тем авторами, оценивавшими в этой же группе динамику параметров вектора состояния организма человека (ВСОЧ) в 4-мерном фазовом пространстве по состоянию сердечно-сосудистой системы [11], показано, что организм легкоатлетов реагирует на стандартизированную нагрузку сменой ведущего параметра, характеризующего активность центральных эрготропных и гуморально-метаболических механизмов регуляции сердечного ритма, что, по их мнению, необходимо для реализации срочной адаптации организма к изменившимся условиям. Поскольку, анализируя структуру ритма показателей гемодинамики, выраженного изменения вегетативного статуса мы не увидели [9], то предположили, что смена ведущего параметра и активность центральных эрготропных и гуморально-метаболических механизмов регуляции сердечного ритма спортсменов отражают реакцию только на перелет, а значит, может иметь отношение, например, к предполётному эмоциональному состоянию. Подтверждением этого предположения служило и то, что смещение вегетативного статуса происходит в сторону симпатикотонии, что для спортсменов как реакция на нагрузку нехарактерно.
Для ответа на этот вопрос мы попытались биоритмологи-чески оценить изменение длительности при перелёте так называемой индивидуальной минуты (ИМ), поскольку именно способность оценивать временные отрезки, с одной стороны, рассматривается как критерии адаптационных возможностей организма [2], а с другой - внутренний отсчет времени зависит от эмоционального состояния испытуемых [3]. Кроме того, имеется тесная взаимосвязь между длительностью «индивидуальной минуты» и организацией циркадианных биологических ритмов [4].
Определение длительности индивидуальной минуты заключается в оценке соответствия длительности отсчета времени испытуемым и физического времени. Методика определения длительности индивидуальной минуты при счете за 1 мин: с момента пуска секундомера про себя ведется счет от одного до шестидесяти в таком ритме, чтобы каждый счет приходился на 1 с (как ее ощущает испытуемый). На счет «60» секундомер останавливают. В случае равномерного счета по циферблату будет отмерено около 1 мин, при ускоренном счете - меньше 55 с, при замедленном - более 60 с. Число секунд, за которое испытуемый достигнет 60, характеризует длительность течения времени, присущую данному человеку - его индивидуальную минуту. Измерения ее длительности проводились у 33 спортсменов 16-18 лет, специализирующихся в скоростно-силовых (спринтерских) видах легкой атлетики. Все они - члены сборной ХМАО-Югры и имеют I-II спортивные разряды. Одновременно все они вылетали из Сургута в район Кисловодска для проведения общеподготовительного этапа учебно-тренировочных спортивных сборов и находились там, в условиях смещения поясного времени и условий климатогеографического региона основного места проживания, 15 дней. Измерения были начаты за три дня до вылета, осуществлялись в ходе всего времени пребывания на тренировочных сборах и закончились в течение трёх дней по возвращении домой. Измерения осуществляли с хронобио-логических позиций 4 раза в сутки: в 8, 12, 16 и 20 ч. Полученные данные подвергли стандартной математической обработке. Оценены среднесуточная величина (мезор), амплитуда ритма, время наибольшего значения функции (акрофаза) и размах колебаний (хронодезм).
Результаты исследования и их обсуждение. Анализируя показатели ритма, прежде всего отметим, что сколько-нибудь заметной стабильности или закономерности в изменении положении акрофазы ИМ даже не просматривается, а значит, нарушения синхронизации ритма спортсменам избежать не удаётся, что, учитывая возраст и детерминированность оцениваемого показателя эмоциональным состоянием нервной системы, неудивительно (см. таблицу).
Кроме того, следует отметить, что постоянным местом проживания данной группы является территория с очень непостоянным световым режимом, а это само по себе существенно влияет на процессы синхронизации ритмов вообще и на психоэмоциональную сферу в частности, особенно в осенне-зимний период, когда продолжительность светового дня существенно снижается. Отчасти это подтверждает наше предположение о влиянии именно предполётного волнения на смещение вегетативного статуса, однако доказательством такой связи не является.
Поэтому в рассматриваемом нами случае гораздо интереснее практически полная неизменность показателя среднесуточной величины (мезора) индивидуальной минуты и, мало того, хоть и не достоверное, но увеличение её продолжительности именно после перелётов. С одной стороны, это указывает на то, что внутреннего десинхроноза в группе не наблюдается, то есть причины нестабильности акрофазы ИМ всегда внешние, с другой - подтверждает наш вывод о том, что перестройки вегетативного статуса никак не отражают развития утомления у спортсменов [9]. Постоянство мезора ИМ в нашем случае говорит о том, что существенного влияния на структуры, обеспечивающие эндогенную организацию ритма, и прежде всего ритма активности центральной нервной системы, а также её функциональные возможности, ни физические нагрузки, ни смена климатических и экологических условий практически не оказывают.
А вот адаптационные возможности центральной нервной системы действительно снижаются. И свидетельствуют об этом существенные колебания величин амплитуды и размаха ИМ. Особенно большое значение имеют изменения амплитуд, которые и отражают в наибольшей степени состояние адаптационных возможностей организма. Отметим: именно колебания, а не снижение величин. И развивается эта реакция в ответ на перелёт, поскольку можно увидеть две достаточно чёткие волны, наглядно отражающие снижение амплитуды: после вылета из дома с постепенным восстановлением её величины к концу первой недели и практически такую же волну накануне второго перелёта, перед возвращением домой. Менее выраженно, но так же закономерно изменяется и величина размаха ИМ.
Вопрос о том, является ли такая реакция результатом длительного проживания спортсменов в регионе с очень непостоянным световым режимом и как следствие обуславливающим такую специфическую реакцию, пока остаётся открытым. Однако, несомненно, именно снижение адаптационных возможностей ЦНС заставляет систему перестраиваться и активизировать резервы, смещая при этом вегетативный статус, и причина этого - эмоциональное напряжение, связанное с перелётом.
Особенность реакции на нагрузку обязательно следует учитывать, поскольку внутренний отсчет отрезков времени (аутох-ронометрия) играет специфическую роль в физиологических процессах, лежит в основе чувства временной пунктуальности, необходимого для успеха и результативности большинства видов деятельности, требующих разнообразных проявлений рассудочного и эмоционального характера. Поведение такого рода ярко проявляется в спорте.
Вывод. Свойство внутренней хронометрии предопределяет готовность спортсменов к нагрузке и способность с наиболее высоким результатом решить поставленную задачу без ущерба для своего здоровья, так как является одним из важнейших факторов адаптации человека к меняющимся условиям среды.
84
http://www.teoriya.ru
№ 2 • 2015 Февраль | February
Изменение основных параметров ритма индивидуальной минуты спортсменов после перелёта и в условиях пребывания вне их географического региона и основного часового пояса
День пребывания Мезор Амплитуда Акрофаза Хронодезм
3-й до вылета 58,3 ± 1,98 6,4 ± 0,81 20.00 54,7 - 62,9
2-й до вылета 58,7 ± 3,41 4,0 ± 1,01 16.00 56,9 - 66,5
1-й до вылета 59,4 ± 2,11 5,1 ± 0,87 20.00 55,8 - 63,3
1-й день 60,4 ± 2,17 3,6 ± 0,77 16.00 57,1 - 63,8
2-й день 59,6 ± 1,91 4,8 ± 0,68 20.00 56,4 - 62,9
3-й день 60,3 ± 2,51 4,5 ± 0,72 12.00 57,4 - 63,9
4-й день 59,8 ± 2,11 3,2 ± 0,79 20.00 56,6 - 63,2
5-й день 59,8 ± 1,95 3,6 ±0,77 20.00 55,3 - 63,6
6-й день 59,9 ± 1,88 3,2 ± 0,71 16.00 56,5 - 63,1
7-й день 59,6 ± 1,71 3,3 ± 0,62 08.00 56,4 - 62,9
8-й день 61,1 ± 1,87 6,5 ± 0,71 12.00 56,6 - 65,2
9-й день 60,5 ± 1,90 4,1 ± 0,68 20.00 57,4 - 63,4
10-й день 60,9 ± 1,61 5,0 ± 0,59 16.00 57,9 - 64,2
11-й день 60,1 ± 1,67 5,0 ± 0,64 20.00 56,8 - 63,4
12-й день 60,8 ± 1,77 5,1 ± 0,69 12.00 57,2 - 64,4
13-й день 61,1 ± 1,97 5,8 ± 0,82 08.00 57,4 - 64,7
14-й день 60,4 ± 2,27 4,5 ± 0,87 20.00 57,1 - 63,9
15-й день 60,2 ± 2,03 3,9 ± 0,91 12.00 57,7 - 62,7
1-й день дома 60,5 ± 2,96 4,8 ± 0,89 20.00 57,2 - 64,2
2-й день дома 61,4 ± 2,17 5,4 ± 0,86 12.00 58,1 - 64,7
3-й день дома 61,1 ± 1,88 5,0 ± 0,78 12.00 57,8 - 64,3
В данной группе спортсменов при организации сборов или иных спортивных мероприятий, связанных со смещением поясного времени, а тем более с перелётом, пристальное внимание следует обратить именно на психоэмоциональное состояние, которое, вероятно, пока ещё имеет и возрастные причины.
Литература
1.
Апокин, В. В. Биоритмологический анализ состояния неспецифической адаптоспособности организма спортсменов-пловцов различных климатогеографических регионов / В.В. Апокин, А.А. Повзун, В.А. Родионов, Н.Р. Усаева // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 1. - С. 87-90.
Боровкова, Г.К. Индивидуальное восприятие времени - физиологические и фармакологические аспекты // Современные аспекты хронофизиологии и хронофармакологии. - 2004. - С. 204-217 Губарева, Л.И. Индивидуальная минута как показатель адаптации / Л.И. Губарева, А.А. Колесникова // Тез. докл. Всерос. конф. «Нейроэндокринология-95». - СПб., 1995. - С. 37. Макеева, Т.В. Изменение суточного профиля индивидуальной минуты при переходе на зимнее и летнее время / Т.В. Макеева, Е.С. Буланова, Л.В. Косяков // Матер. междунар. научной школы
- конференции студентов и молодых ученых. - Абакан, 2003. - Т. 2. - С. 153-154.
Повзун, А.А. Биоритмологические особенности состояния адаптационных возможностей организма спортсменов-пловцов различных климатогеографических регионов / А.А. Повзун, В.В. Апокин, В.Ю. Лосев, А.С. Снигирёв // Теория и практика физ. культуры. -2013. - № 3. - С. 88-93.
Повзун, А.А. Сезонные изменения состояния неспецифической адаптоспособности организма спортсменов высокой квалификации / А.А. Повзун, В.В. Апокин, Л.Е. Савиных, О.А. Семёнова // Теория и практика физ. культуры. - 2011. - № 5. - С. 86-88. Повзун, А.А. Сравнительный анализ сезонного изменения адаптационных возможностей организма спортсменок-лыжниц по показателям биологического ритма / А.А. Повзун, В.А. Григорьев, В.В. Апокин, Ю.С. Ефимова // Теория и практика физ. культуры. - 2010.
- № 8. - С. 95-98.
Повзун, А.А. Сравнительный биоритмологический анализ сезонных изменений адаптационных возможностей организма школьников, активно занимающихся спортом / А.А. Повзун, В.Ю. Лосев, В.В. Апокин, Е.П. Рабченюк // Теория и практика физ. культуры.
- 2011. - № 2. - С. 83-85.
Повзун, А.А. Ритмологическая оценка срочной адаптации спортсменов-легкоатлетов при широтном перемещении / А.А. Повзун, В.В. Апокин, В.Д. Повзун, О.А. Фынтынэ, О.Н. Шимшиева // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 12. - С. 96-99. 10. Шимшиева, О.Н. Биоинформационный анализ влияния физической нагрузки на параметры сердечно-сосудистой системы
2.
3.
4.
5.
6.
7.
9.
спортсменов при широтном перемещении / О.Н. Шимшиева, А.С. Снигирев, С.И. Логинов, Ю.С. Ефимова // Теория и практика физ. культуры. - 2014. - № 5. - С. 83-85.
References
1. Apokin, V.V. Biorhythmological analysis of non-specific adaptability of swimmers from various climatic regions / V.V. Apokin, A.A. Povzun, V.A. Rodionova, N.R. Usaeva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. -2014. - № 1. - P. 87-90. (In Russian)
2. Borovkova, G.K. Individual time perception - physiological and pharmacological aspects // Modern aspects of chronophysiology and chronopharmacology. - 2004. - P. 204-217. (In Russian)
3. Gubareva, L.I. Specific minute as an indicator of adaptation / L.I. Gubareva, A.A. Kolesnikova // Book of abstracts of All-Rus. conf. "Neuroendocrinology-95". - St. Petersburg, 1995. - P. 37. (In Russian)
4. Makeeva, T.V. Changes in the daily profile of specific minute in the transition to daylight saving time / T.V. Makeeva, E.S. Bulanova, L.V. Kosyakov // Proceedings of the internat. scholar school - conference of students and young scientists. - Abakan, 2003. - P. 2. - P. 153154. (In Russian)
5. Povzun, A.A. The biorhythmological peculiarities of the state of body adaptabilities of swimmers from different climatogeographic regions / A.A. Povzun, V.V. Apokin, V.Yu. Losev, A.S. Snigirev // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2013. - № 3. - P. 88-93. (In Russian)
6. Povzun, A.A. Seasonal changes of the state of nonspecific body adaptability of elite athletes / A.A. Povzun, V.V. Apokin, L.E. Savinykh, O.A. Semenova // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2011. - № 5. - P. 86-88. (In Russian)
7. Povzun, A.A. Comparative analysis of seasonal change of body adaptabilities of female skiers by biorhythmological indices / A.A. Povzun, V.A. Grigor'ev, V.V. Apokin, Yu.S. Efimova // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2010. - № 8. - P. 95-98. (In Russian)
8. Povzun, A.A. Comparative biorhythmological analysis of seasonal changes in body adaptabilities of schoolchildren actively engaged in sports / A.A. Povzun, V.Yu. Losev, V.V. Apokin, E.P. Rabchenyuk // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2011. - № 2. - P. 83-85. (In Russian)
9. Povzun, A.A. Rhythmological assessment of immediate adaptation of track and field athletes at latitudinal displacement / A.A. Povzun, V.V. Apokin, V.D. Povzun, O.A. Fyntyne, O.N. Shimshieva // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2014. - № 12. - P. 96-99. (In Russian)
10. Shimshieva, O.N. Bioinformation analysis of the effect of physical load on cardiovascular characteristics of athletes at latitudinal displacement / O.N. Shimshieva, A.S. Snigirev, S.I. Loginov, Yu.S. Efimova // Teoriya i praktika fizicheskoy kultury. - 2014. - № 5. - P. 83-85. (In Russian)
Информация для связи с автором: [email protected]
Поступила в редакцию 28.11.2014 г.
№ 2^ 2015 Февраль | February
http://www.teoriya.ru