Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РАБОТАЮЩИХ И НЕРАБОТАЮЩИХ МАТЕРЕЙ МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РАБОТАЮЩИХ И НЕРАБОТАЮЩИХ МАТЕРЕЙ МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
112
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ПОДРОСТКИ / РАБОТАЮЩИЕ МАТЕРИ / НЕРАБОТАЮЩИЕ МАТЕРИ / ЭТАЛОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ / ОБРАЗ ИДЕАЛЬНОЙ МАТЕРИ / АВТОНОМНОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ БЛИЗОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Шурухина Галина Анатольевна, Зарипова Зульфия Ангамовна, Фаррахова Лилия Рафисовна

В подростковом возрасте дети претендуют на взрослость, снижается авторитет родителей, становится значимой референтная группа сверстников. Цель эмпирического исследования: изучение особенностей восприятия работающих и неработающих матерей младшими подростками. В исследовании приняли участие 80 подростков 11-12 лет. Из них 40 подростков работающих матерей и 40 подростков неработающих матерей. В исследовании использовались методы: анкетирование, тестирование, для статистической обработки первичных данных применялся непараметрический U-критерий Манна - Уитни. Получены следующие результаты: младшие подростки считают работающих матерей более успешными в жизни, и основными достижениями матери называют уровень образования, карьеру, основными эталонными характеристиками работающих матерей являются волевые качества. Младшие подростки считают менее успешными своих неработающих матерей, к основным достижениям относят создание семьи и наличие детей, эталонные характеристики неработающих матерей - духовно-нравственные качества, а также доброта матери. Образ идеальной матери для обеих групп подростков в сочетании с эмоциональной близостью, теплотой, любовью и мягкостью, принятием, бесконфликтностью и невмешательством. Результаты эмпирического исследования были использованы при составлении коррекционно-профилактической программы по гармонизации детско-родительских отношений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Шурухина Галина Анатольевна, Зарипова Зульфия Ангамовна, Фаррахова Лилия Рафисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PERCEPTIONS OF WORKING AND UNEMPLOYED MOTHERS BY YOUNGER ADOLESCENTS

In adolescence, children pretend to adulthood, the authority of parents decreases, the reference group of peers becomes significant. The purpose of the empirical research is to study the peculiarities of the perception of working and non-working mothers by younger adolescents. The study involved 80 adolescents aged 11-12 years. In this amount we include 40 teenagers of working mothers and 40 teenagers of non-working mothers. The study used the following methods: questionnaires, testing, nonparametric U-Mann - Whitney criterion was used for statistical processing of primary data. The following results were obtained: younger adolescents consider working mothers to be more successful in life and the main achievements of mothers consider the level of education, career; the main reference characteristics of working mothers are strong-willed qualities. Younger teenagers consider their non-working mothers less successful, the main achievements include the creation of a family and having children, the reference characteristics of non-working mothers are spiritual and moral qualities, as well as the kindness. The image of an ideal mother for both groups of teenagers is a combination of emotional closeness, warmth, love and gentleness, acceptance, conflict-free and non-interference. The results of the empirical study were used in the preparation of a correctional and preventive program for the harmonization of child-parent relations.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РАБОТАЮЩИХ И НЕРАБОТАЮЩИХ МАТЕРЕЙ МЛАДШИМИ ПОДРОСТКАМИ»

Психология

УДК 159.95

кандидат психологических наук, доцент Шурухина Галина Анатольевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); кандидат педагогических наук, доцент Зарипова Зульфия Ангамовна Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа); магистрант Фаррахова Лилия Рафисовна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Башкирский государственный педагогический университет имени М. Акмуллы» (г. Уфа)

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ РАБОТАЮЩИХ И НЕРАБОТАЮЩИХ МАТЕРЕЙ МЛАДШИМИ

ПОДРОСТКАМИ

Аннотация. В подростковом возрасте дети претендуют на взрослость, снижается авторитет родителей, становится значимой референтная группа сверстников. Цель эмпирического исследования: изучение особенностей восприятия работающих и неработающих матерей младшими подростками. В исследовании приняли участие 80 подростков 11-12 лет. Из них 40 подростков работающих матерей и 40 подростков неработающих матерей. В исследовании использовались методы: анкетирование, тестирование, для статистической обработки первичных данных применялся непараметрический U-критерий Манна - Уитни. Получены следующие результаты: младшие подростки считают работающих матерей более успешными в жизни, и основными достижениями матери называют уровень образования, карьеру, основными эталонными характеристиками работающих матерей являются волевые качества. Младшие подростки считают менее успешными своих неработающих матерей, к основным достижениям относят создание семьи и наличие детей, эталонные характеристики неработающих матерей - духовно-нравственные качества, а также доброта матери. Образ идеальной матери для обеих групп подростков в сочетании с эмоциональной близостью, теплотой, любовью и мягкостью, принятием, бесконфликтностью и невмешательством. Результаты эмпирического исследования были использованы при составлении коррекционно-профилактической программы по гармонизации детско-родительских отношений.

Ключевые слова: младшие подростки, работающие матери, неработающие матери, эталонные характеристики, образ идеальной матери, автономность, контроль, эмоциональная близость.

Annotation. In adolescence, children pretend to adulthood, the authority of parents decreases, the reference group of peers becomes significant. The purpose of the empirical research is to study the peculiarities of the perception of working and non-working mothers by younger adolescents. The study involved 80 adolescents aged 11-12 years. In this amount we include 40 teenagers of working mothers and 40 teenagers of non-working mothers. The study used the following methods: questionnaires, testing, nonparametric U-Mann - Whitney criterion was used for statistical processing of primary data. The following results were obtained: younger adolescents consider working mothers to be more successful in life and the main achievements of mothers consider the level of education, career; the main reference characteristics of working mothers are strong-willed qualities. Younger teenagers consider their non-working mothers less successful, the main achievements include the creation of a family and having children, the reference characteristics of non-working mothers are spiritual and moral qualities, as well as the kindness. The image of an ideal mother for both groups of teenagers is a combination of emotional closeness, warmth, love and gentleness, acceptance, conflict-free and noninterference. The results of the empirical study were used in the preparation of a correctional and preventive program for the harmonization of child-parent relations.

Keywords: younger teenagers, working mothers, non-working mothers, reference characteristics, the image of an ideal mother, autonomy, control, emotional intimacy.

Введение. Актуальной задачей современной психологии является изучение социально-психологических факторов, способствующих развитию личности подростка. Подростковый возраст - это наиболее сензитивный этап, который знаменуется качественными перестройками физического, умственного, нравственного и социального развития ребёнка. Значение матери в этот период для подростка трудно переоценить. В современном рыночном мире роль матери претерпевает изменения, так как вопрос самоактуализации является важным фактором в жизни многих женщин.

Изложение основного материала статьи. Основным фактором формирования психики ребенка является его эмоциональное благополучие, которое обеспечивается заботой и вниманием со стороны матери, чутко реагирующей на все нужды ребенка [2]. От матери зависит воспитание у детей сердечности, ласки, снисходительности, доброты и других нравственных качеств человека [8]. Материнская, родительская любовь - первый вид любви, который познает человек. Дефицит, нарушение родительской любви, дисгармоничность детско-родительских отношений являются причиной искажений и нарушений развития способности человека любить сначала в детском возрасте - в форме нарушений привязанности, а затем и во взрослом - собственно любви [11, 13]. Через воспитание родители оказывают большое влияние на своих детей, обеспечивают необходимую социальную и эмоциональную стабильность, закрепляют привычки, которые подростки будут применять во взрослой жизни. Авторы считают важным содействовать созданию пространства, способствующего хорошему общению дома [12, 16]. Для успешного преодоления трудных ситуаций ребенку необходимы эмоционально близкие отношения с матерью, которые обеспечивают подростку чувство безопасности, снижают уровень тревоги и способствуют эффективному противодействию трудностям [6, 7].

Подростковый возраст - важный и переходный этап жизни, который соединяет детство со взрослой жизнью. Большая часть физического, интеллектуального, социального и морального развития происходит на данном этапе. Привязанность к родителям играет важную роль в развитии самооценки и общего благополучия. Теплое и поддерживающее воспитание детей укрепляет здоровье и благополучие подростков [14, 15]. В младшем подростковом возрасте возникает кризис учебной деятельности, одновременно растут тенденции к стремлению стать взрослым, возрастает ценность взаимоотношений со сверстниками. При этом большинство подростков начинают демонстрировать зависимость от своего окружения, подчиненность требованиям референтной группы, что вступает в противоречие с подчинением авторитету значимых взрослых, в первую очередь - родителей [4, 9, 10].

В современном обществе характерным признаком женского самосознания, по мнению Е.П. Ильина, считается существование в нем специфичного сочетания социальных ролей, совмещающих как роль домохозяйки, так и роль работника [5]. При этом некоторые матери решают оставаться в роли домохозяйки и посвятить себя воспитанию детей и семейному быту. Самоотношение у неработающих и работающих матерей имеет определенные отличия. Работающие женщины более уверенны в себе и выше оценивают себя, чем неработающие матери. У работающих матерей в большинстве

случаев взгляд на мир и на жизнь намного позитивнее и глубже, в отличие от неработающих. Для неработающих матерей значимыми остаются ребенок, домашние дела и обязанности, а у работающих выражен приоритет самореализации в социуме, но также значимы и взаимоотношения с супругом, который является важной фигурой [1, 3].

Цель исследования - изучение особенностей восприятия работающих и неработающих матерей младшими подростками.

Для диагностики особенностей восприятия работающей и неработающей матери подростками были использованы методики:

модифицированная анкета «Детско-отцовские отношения» С.В. Липпо, С.Т. Посоховой для определения содержательных и формальных характеристик детско-материнских отношений; опросник «Взаимодействие родитель -ребенок» для подростков И.М. Марковской; методика «Представление об идеальном родителе» Р.В. Овчаровой. Для статистической обработки первичных данных применялся непараметрический U-критерий Манна - Уитни. Выборка участников исследования: 40 подростков (11-12 лет) работающих матерей и 40 подростков (11-12 лет) неработающих матерей. Результаты анкетирования подростков представлены в табл. 1.

Таблица 1

Особенности детско-материнских отношений у подростков работающих и неработающих матерей (средние

значения)

№ Показатели Средние значения (М) U-критерий Манна -Уитни Уровень значимости (Р)

подростки о работающих матерях N=40 подростки о неработающих матерях N=40

1 Образование 2,2 1,7 671,5 0,137

2 Хобби, увлечения 0,7 0,5 712,5 0,347

3 Длительность общения в течение дня 3,6 5,4 308,5 0,000

4 Глава семьи 0,9 1,2 647,0 0,107

5 Доверительность отношений с матерью 3,1 3,0 782,0 0,858

6 Успешность матери 3,5 3,2 588,0 0,025

7 Качества матери, ставшие эталоном 1,2 0,7 578,0 0,024

8 Достижения матери 1,2 0,5 636,0 0,085

Примечание: статистически значимые различия на уровне не ниже р<0,05 выделены жирным шрифтом

Выявлены статистически значимые различия по следующим шкалам: «Длительность общения в течение дня» (р=0,000), «Успешность матери» (р=0,025), «Качества матери, ставшие эталоном» (р=0,024). Соответственно различия в восприятии работающих и неработающих матерей подростками проявляются в следующем:

- по шкале «Длительность общения в течение дня» подростки неработающих матерей больше времени проводят совместно с матерью (5,4), по сравнению с подростками работающих матерей (3,6) при р=0,000. Неработающие матери больше знают об увлечениях, трудностях своих детей, что возможно связано с недостатком времени у работающих матерей из-за трудовой занятости;

- по шкале «Успешность матери» подростки работающих матерей считают свою мать более успешной (3,5), чем подростки неработающих матерей (3,2) при р=0,025. То есть для подростков являются ценными востребованность и успешность матери в социуме (работающие матери). Неработающая мать всегда находится дома, занята повседневными домашними делами, не всегда достойно оценивая себя и часто обесценивая свою роль домохозяйки. Мы предполагаем, что восприятие себя неработающей матерью легко считывается подростками, повседневная рутина домашних обязанностей обесценивает ее значимость, в отличие от работающей матери;

- по шале «Качества матери, ставшие эталонными» подростки работающих матерей указали большее количество качеств, которые являются для них примером (1,2), чем подростки неработающих матерей (0,7) при р=0,024. У работающих матерей дети выделили большее число волевых свойств личности, являющихся, по их мнению, эталонами, что связано с особой значимостью волевых свойств личности в подростковом возрасте. У неработающих матерей эталонными качествами были указаны духовно-нравственные, эмоционально-личностные характеристики. Возможно, находясь более длительное время с неработающей матерью, по сравнению со своими сверстниками работающих матерей, духовность и эмоциональность наиболее значимы для младших подростков. В обеих группах самым важным качеством для детей является материнская доброта;

- по шкале «Достижения матери» выявлена тенденция к статистически значимым различиям (1,1; 0,5 при р=0,085), основными достижениями работающих матерей подростки указали карьеру, образование, а у неработающих матерей подростки отнесли к достижениям наличие семьи и детей. Обсуждение профессиональных успехов, достижений, а также вопросов семьи оказывает влияние на восприятие младшими подростками успешности у работающих и неработающих матерей.

Выявлены особенности взаимодействия подростков с работающими и неработающими матерями (опросник «Взаимодействие родитель - ребенок» для подростков И.М. Марковской), табл. 2.

Таблица 2

Взаимодействие подростков с работающими и неработающими матерями (средние значения)

№ Показатели Средние значения (М) и-критерий Манна -Уитни Уровень значимости (Р)

подростки о работающих матерях N=40 подростки о неработающих матерях N=40

1 Нетребовательность/ требовательность 12,8 15,2 481,5 0,002

2 Мягкость/строгость 10,6 13,8 454,0 0,001

3 Автономность /контроль 14,0 15,3 572,5 0,028

4 Эмоциональная дистанция/близость 18,2 16,4 583,5 0,037

5 Отвержение/ принятие 18,2 17,0 695,0 0,311

6 Отсутствие сотрудничества/ сотрудничество 16,6 15,5 664,5 0,192

7 Несогласие/согласие 15,9 15,2 707,5 0,372

8 Непоследовательность/ последовательность 14,6 15,0 751,5 0,643

9 Авторитетность 17,8 16,8 723,0 0,459

10 Удовлетворенность отношениями 18,8 17,0 657,0 0,169

Примечание: статистически значимые различия на уровне не ниже р<0,05 выделены жирным шрифтом

Статистически значимые различия получены по шкалам «Нетребовательность/требовательность», «Мягкость/строгость», «Автономность/контроль», «Эмоциональная дистанция/близость»).

Подростки считают неработающих матерей более требовательными по сравнению с подростками работающих матерей (шкала «нетребовальность/требовальность» 15,2; 12,8 при р=0,002), что, скорее всего, связано с профессиональной занятостью и меньшим, по сравнению с неработающими матерями, присутствием дома работающих матерей. Подростки больше времени бывают с неработающими матерями и чаще чувствуют требовательность к себе, в то время как работающие матери, в силу занятости, больше полагаются на самостоятельность и ответственность своих детей.

Также младшие подростки считают неработающих матерей более строгими, чем работающих (шкала «Мягкость/строгость» 13,8; 10,6 при р=0,001). Находясь дома, неработающие матери могут чаще быть строгими, требуя выполнения определенных правил и обязанностей у своих детей.

Неработающие матери чаще контролируют своих детей («Автономность/контроль», 15,3;14,0 при р=0,028). Возможно, это связано с просьбами к подросткам, в том числе помощи по домашним делам и контролем результатов выполнения, также свободное время подросток находится постоянно на виду у матери, и, следовательно, контроль матери может проявляться в мелочной опеке, навязчивости и ограничительности. Подросток стремиться дистанцироваться, более чувствителен к материнской опеке.

Младшие подростки работающих (шкала «Эмоциональная дистанция/близость»,18,2; 16,4 при р=0,037) чаще стремятся к эмоциональной близости с матерью по сравнению с подростками неработающих матерей, что может быть связано с недостаточным количеством времени у работающих матерей, уделяемого коммуникациям с подростком.

В исследовании представления об идеальном родителе не выявлено статистически значимых различий, табл. 3.

Таблица 3

Представление подростков об идеальной матери (средние значения)

Средние значения (М) и-критерий Манна - Уитни Уровень значимости (р)

№ Типы подростки работающих матерей N=40 подростки неработающих матерей N=40

1 Когнитивный 20,2 17,6 635 0,113

2 Эмоциональный 20,7 19,9 739,5 0,560

3 Поведенческий 21,3 19,1 663,5 0,189

Примечание: статистически значимые различия на уровне не ниже р<0,05 выделены жирным шрифтом.

У младших подростков независимо от того, работают матери или домохозяйки, представления об идеальной матери сходны. Идеальная мать расположена к сотрудничеству, очень гибкая при решении проблем, стремится помочь, уверенная в себе, любящая, открытая, некритичная, ориентирована больше на детей, чем на себя, не агрессивная, способная жертвовать ради детей, мягкая, проявляющая ласку и неконтролирующая, уважающая право на свободу и индивидуальность. В целом образ идеальной матери у подростков можно охарактеризовать гармоничным, но с присущей подростку требовательностью и подчёркиванием своей значимости.

Выводы. Таким образом, младшие подростки работающих матерей считают матерей более успешными в жизни и основными достижениями матери считают уровень образования, карьеру. Основными эталонными качествами называют волевые качества: силу духа, целеустремленность, активность.

Младшие подростки воспринимают менее успешными своих неработающих матерей, к основным достижениям относят создание семьи и наличие детей. Эталонными качествами неработающих матерей считают духовно-нравственные и эмоционально-личностные характеристики. Подростки обеих групп в образе идеальной матери видят сочетание эмоциональной близости, теплоты, любви и мягкости, принятия, бесконфликтности и невмешательства.

Результаты эмпирического исследования использованы при составлении коррекционно-развивающей программы, направленной на гармонизацию детско-родительских отношений.

Литература:

1. Васягина H.H. Особенности самосознания работающих и неработающих матерей / H.H. Васягина, Д.С. Вундер // Личность в современном мире: сборник научных статей Всероссийской науч.-практ. конф. Екатеринбург, 19 ноября 2014 г. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2014. - С. 107-113.

2. Винникот Д.В. Семья и развитие личности. Мать и дитя. - Екатеринбург: Литур, 2004. - 400 с.

3. Григорян ЕК Особенности самоотношения работающих и неработающих матерей [Тескт] / ЕК. Григорян // Актуальные проблемы развития личности: Сб. научных трудов. Вып. 13. - Екатеринбург, 2016. - С. 64-70.

4. Жолудева С.В. Кризис подросткового возраста: проблема общения со взрослыми // Культура. Шука. Интеграция. -2010. - №3(11). - С. 146-148.

5. Ильин Е.П. Дифференциальная психология мужчины и женщины [Текст]. - СПб.: Питер, 2006. - 544 с.

6. Крюкова Т.Л., Сапоровская М.В., Куфтяк Е.В. Психология семьи: жизненные трудности и совладание с ними [Текст] / Т.Л. Крюкова, М.В. Сапоровская, Е.В. Куфтяк. - СПб.: изд-во Речь, 2005. - 240 с.

7. Спиваковская А.С. Психотерапия: игра, детство, семья. Т. 1 [Текст] / А.С. Спиваковская. - М.: ООО Апрель Пресс ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. - 304 с.

8. Титов В.А. Семейная педагогика и домашнее воспитание: Конспект лекций [Текст] / В.А. Титов. - М.: Приор -издат, 2003. - С. 111-115.

9. Фоменко КВ. Подростковый возраст как наиболее сложный этап развития ребенка // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. - 2014. - №2. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/podrostkovyy-vozrast-kak-naibolee-slozhnyy-etap-razvitiya-rebenka (дата обращения: 09.09.2021).

10. Чернов ДК Особенности детско-родительских отношений в семьях, воспитывающих детей младшего подросткового возраста / Д.К Чернов // Психология и психотехника. - 2019. - № 3. - С. 92-107. - DOI 10.7256/24540722.2019.3.27003.

11. Bowlby J. A secure base: Parent-child attachment and healthy human development / J. Bowlby. - NewYork: BasicBooks, 1988.

12. Baumrind D. (1966). Effects of authoritative parental control on child behavior. Child Development, 37(4). - 887-907.

13. Fromm E. The Art of loving. An Enquiry into the Nature of Love / Пер. с англ. Л.А. Чернышева. - М.: Педагогика, 1990.

14. Jiménez-Boraita, R., Arriscado-Alsina, D., Gargallo-Ibort, E., Dalmau-Torres, J.M. Quality of Life Related to Health and Habits: Differences between Adolescents in Rural and Urban Environments. - An. Pediatr. - 2021.

15. Li Z., Li M., Patton G.C., Lu C. Global Development Assistance for Adolescent Health From 2003 to 2015. - JAMA Netw. - Open 2018. 1. e181072.

16. Raquel M. Guevara, José E. Moral-García, José D. Urchaga and Sergio López-GarcíaInt. J. Environ. Res. Public Health 2021. 18. 7666https://doi.org/10.3390/ijerph18147666https://www.researchgate.net/publication/353362926_Relevant_Factors_in_Adolescent_ Well-Being_Family_and_Parental_Relationships.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.