Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ УЧАЩИМИСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ'

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ УЧАЩИМИСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
образовательная среда / развитие / школьный класс / ребенок / место / education environment / development / school class / child / place

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лукина А.К., Сеткова И.Н.

В статье приводятся результаты исследования образовательной среды школы. Выяснилось, что восприятие различных элементов среды и их влияние на развитие личности зависит от возраста школьников. В исследовании выяснилась высокая значимость для детей таких элементов среды, как собственная парта и её местоположение в классе, школьная доска и стол учителя, коридор, школьный двор, вестибюль. Делается вывод о необходимости специального проектирования этих мест, а также создания специальных зон в школе: зон свободной игровой деятельности и двигательной активности, зоны исследовательской деятельности и презентации достижений учащихся и педагогов и некоторых других зон.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ESPECIALLY THE PERCEPTION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL STUDENTS OF DIFFERENT AGES

The article represents the results of educational environment research in school. It was found out that the perception of various elements of school environment and their influence on personal development depends on students' age. The research revealed a high significance of such environmental elements for children as having a desk of their own, its location in the classroom, blackboard, teacher's table, corridors, the schoolyard, etc. It can be concluded that there is a need for a special design of these places as well as for creating special zones in school, such as a game zone, a zone for displaying students' and teachers' researches and achievements and some other zones.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ УЧАЩИМИСЯ РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ»

211].

Таким образом можно видеть, что разные авторы неизменно подчеркивают системный характер изучаемого явления, что проявляется в связи с полом, культурой, институтами социализации, а также отмечают согласованность гендерной идентичности со всеми личностно принимаемыми образами «Я».

В своем понимании гендерной идентичности у ребенка с РАС мы будем придерживаться следующего спектра социальных связей и прежде всего это микроокружения: семьи, образовательного учреждения, культурного пространства.

Список литературы

1. Берн Ш. Тендерная психология. - СПб.: Прайм, 2001. - 320 с.

2. Введение в тендерные исследования: Учебное пособие / Под ред. И.В. Костиковой. - М. : Изд-во МГУ, 2000. - С. 201-215.

3. Евтушенко И.Н. Условия гендерной социализации детей дошкольного возраста // Начальная школа: плюс до и после. - 2007. - No 5. - С. 64-67.

4. Baitol K. M., Martin D. С Women and men in task groups // The social psychology of female-male relations. N. Y.; L., 1986. P. 259-310.

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ ШКОЛЫ УЧАЩИМИСЯ

РАЗНЫХ ВОЗРАСТОВ

Лукина А.К.

Сибирский Федеральный Университет, зав.кафедрой общей и социальной педагогики, кандидат философский наук, профессор Сеткова И.Н. Лицей №1, г.Красноярск, директор; Т.П. Лисунова, Лицей №1, г.Красноярск, заместитель директора, г. Красноярск

ESPECIALLY THE PERCEPTION OF EDUCATIONAL ENVIRONMENT OF THE SCHOOL

STUDENTS OF DIFFERENT AGES

Lukina A.K.,

Professor Siberian Federal University, Setkova I.N.

Lyceum №1, Krasnoyarsk, director; T.P. Lisunova, Lyceum №1, Krasnoyarsk, deputy director

Krasnoyars

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования образовательной среды школы. Выяснилось, что восприятие различных элементов среды и их влияние на развитие личности зависит от возраста школьников. В исследовании выяснилась высокая значимость для детей таких элементов среды, как собственная парта и её местоположение в классе, школьная доска и стол учителя, коридор, школьный двор, вестибюль. Делается вывод о необходимости специального проектирования этих мест, а также создания специальных зон в школе: зон свободной игровой деятельности и двигательной активности, зоны исследовательской деятельности и презентации достижений учащихся и педагогов и некоторых других зон.

Abstract

The article represents the results of educational environment research in school. It was found out that the perception of various elements of school environment and their influence on personal development depends on students' age. The research revealed a high significance of such environmental elements for children as having a desk of their own, its location in the classroom, blackboard, teacher's table, corridors, the schoolyard, etc. It can be concluded that there is a need for a special design of these places as well as for creating special zones in school, such as a game zone, a zone for displaying students' and teachers' researches and achievements and some other zones.

Ключевые слова: образовательная среда; развитие; школьный класс; ребенок; место.

Keywords: education environment; development; school class; child; place.

В настоящее время в российском образовании все более актуальным становится так называемый средовой подход. [1,3,5]. Образовательная среда является системно сбалансированным сочетанием внутренних и внешних (по отношению к образованию) факторов и условий, существенно влияющих на образование, оказывающих на него воздействие на принципах прямой и обратной связи.

В антрополого-психологической модели образовательная среда рассматривается как совокупность условий, обстоятельств окружающей индивида обстановки. [3,4]. В психодидактической модели среда понимается как система влияний и условий, которые создают возможность для раскрытия и развития способностей и склонностей,

удовлетворения интересов и потребностей участников образовательного процесса, и образовательными целями данного учреждения [8].

Проектирование развивающей среды предполагает учет возрастных особенностей детей, а, с другой стороны - необходимость создания пространств возрастного и межвозрастного взаимодействия учащихся [6].

В настоящее время Лицей №1 занимает два отдельных помещения после объединения двух рядом находящихся школ. Это даёт возможность отделить начальную школу от старших классов и таким образом, обеспечить создание возрастно-сообразной среды.

Для оценки восприятия образовательной среды школы мы провели анкетный опрос учащихся разных классов. В анкете мы просили учащихся назвать самые любимые и самые нелюбимые места в классе, школе, школьном дворе; места для различных занятий (бесед, отдыха, знакомств и т.д.). Все вопросы носили открытый характер. В опросе принимали участие ученики 1, 2, 3, 4, 6, 8 и 10 классов. Опрос проводился в мае, на фоне школьной усталости, с одной стороны, и доступности школьного двора, с другой. Мы не учитывали гендерных различий, а также уровня успеваемости школьников, хотя сейчас понимаем, что эти факторы могут иметь существенное значение для выбора и оценки различных школьных «мест».

Среди значимых любимых мест в классе важное место у школьников всех возрастов занимает парта. Это «своя парта» - особенно актуально для всех учащихся начальной школы; первая парта -особенно актуально для 3-классников; последняя парта - значимо возрастает до 20% к 8 и 10 классу. Парта является и значимо нелюбимым местом для школьников: это и «своя парта», и первая парта, и последняя парта и «парта у стены»; более того, своя парта и парта возле учителя воспринимаются некоторыми учениками и как самое страшное место в классе.

Таким образом, «парта» является одним из самых эмоциональной насыщенных мест в классе; её восприятие существенно зависит от индивидуальных особенностей учащихся; скорее всего, это связано с их успеваемостью, но эта гипотеза нуждается в дополнительной проверке.

Значимым местом является в классе и доска: она также является как любимым и интересным местом для части школьников (тут можно получить «пятерку»); пик - 20% - приходится на четвертый класс, так и местом, которое не нравится, и более того - доска - самое страшное место в классе почти для трети всех опрошенных учеников.

Достаточно много - каждый шестой в 8-м классе - тех детей, для которых в классе нет любимого места; причем в первом классе нет ни одного ребенка без «любимого места». Таким образом, можно фиксировать, что у детей за время обучения накапливается школьная усталость.

Не менее интересны и информативны и ответы на вопрос относительно «страшного» места в классе.

Безусловное лидерство во всех возрастах принадлежит месту «У доски», причем в четвертом классе это место является страшным почти для половины опрошенных учеников. Очевидно, в четвертом классе происходит какой-то «перелом» учебно-сти, что доска является и самым любимым и самым пугающим местом для учащихся. Тут требуется более глубокое исследование факторов, влияющих на это обстоятельство: личность педагога, успешность учеников, их учебная мотивация.

Для некоторой части учеников 3 и 4 классов страшным является и место на последней парте; скорее всего, это связано с тем, что эта парта зачастую в школе рассматривается как «место позора», место для неудачников.

Еще одно достаточно неожиданное для нас место - это шкаф, стеллаж, которое отмечают учащиеся средних классов (3, 4 и 6). Причем шестиклассники связывают это с тем, что там беспорядок, разбросанные учебники и тетради. Очевидно, у учеников нет чувства ответственности за место, в котором они существуют, то есть место «не присвоено» учеником.

Очень важным является наличие в школе места для удовлетворения коммуникативных потребностей учеников. Самым популярным местом для этого является свой класс - он является основным местом общения почти для половины учеников 3 и 8 класса. Второе по популярности место - школьный коридор - особенно популярен среди учащихся младших классов. Очевидно, в младшей школе не очень много мест, оборудованных для общения. Пятая часть всех опрошенных не выделяют специальных мест для общения, считают, что это возможно «везде». Популярным местом для общения учеников среднего и старшего звена становится также столовая, библиотека и школьный двор.

Самым популярным местом, где ребенок может делать то, что ему интересно, является школьный двор: каждый седьмой из опрошенных выбрали это место. Особенно популярным двор является для учащихся младшей школы - почти четверть назвали именно двор самым интересным местом. Это можно объяснить и временем опроса -май, когда дети могут играть во дворе, и потребностью в активности, движении, свободной, неконтролируемой деятельности.

Для второклассников самыми интересными местами в классе являются: «Шкаф с книгами и настольными играми» - почти половина опрошенных; «у доски» - 16% опрошенных, и «моя парта» и «возле кабинки» - для 12 % опрошенных. Выбор шкафа с книгами вполне объясним и ожидаем - это место где ребенок действительно может заняться тем, чем ему интересно. Выбор своей парты и кабинки объясняется, скорее всего тем, что для ребенка важно сохранить какую-то приватность пространства

Следующим по значимости «интересным» местом, особенно для учеников начальной школы, является «свой класс». Замечательно, что среди учащихся старшего и среднего звена этот ответ не встречается. Это, с одной стороны подтверждает

гипотезу о ценности своего класса как места развития для ребенка младшего школьного возраста, а с другой - говорит о бедности окружающей класс школьной среды для учеников младшей школы.

Третью позицию занимает для школьников «актовый зал»; но его отмечают только учащиеся среднего и старшего звена. Очевидно, это дети -участники различных творческих объединений в школе, и столь же очевидно, что такой возможности практически не имеют учащиеся младшей школы.

Несколько неожиданным для нас оказалось наличие в числе лидеров таких мест как «библиотека» и «кабинет технологии» среди учащихся старшего и среднего звена.

Важную роль в жизни учеников начальной школы играет «коридор» - это и место игры почти для половины учащихся, место общения и отдыха -почти для четверти опрошенных; место интересных дел - примерно для десятой части.

Безусловно, для ребенка, который находится в школе в среднем шесть и более часов, важно наличие в ней места отдыха. Самое популярное место отдыха для большинства опрошенных - библиотека, причем максимальное число таких ответов дают учащиеся младшего подросткового возраста -4 и 6 классы. Таким образом, исследование показало, что библиотека является одним из самых важных положительно окрашенных мест в школе для учащихся.

Вторым по важности местом, а для учащихся младшей школы - первым - является свой класс. Мы уже говорили выше, что освоение и «присвоение» школьного пространства начинается со своего класса, поэтому так важно обеспечить в нем психологически комфортную среду для учеников.

Более чем для 10% учащихся важным местом для отдыха является коридор; среди учащихся 6-х классов почти четверть назвали его местом, где они любят отдыхать. Очевидно, это связано с возрастными особенностями - для младшего школьника важно разнообразие впечатлений, возможность различных встреч и коммуникаций, возможность пошуметь, подвигаться. Для старшеклассников же привлекательными являются диваны в коридоре и возможность общаться.

Учащиеся младших классов в качестве любимого места отдыха называют «в холле на лавочках» - каждый пятый опрошенный назвал именно это место как место возможного отдыха. Видимо, это также связано с возможностью встреч и разговоров, с возможностью наблюдать жизнь школы. С другой стороны, именно холл встречает ребенка, когда он приходит в школу, и в холле же он одевается, чтобы уйти домой. Это говорит о значимости этого места для создания позитивного эмоционального фона учащихся и требует специального проектирования.

Кроме того, это место («возле охранника») оказалось одним из самых «интересных» мест для значительной части школьников. Этот факт оказался совершенно неожиданным для организаторов учебного процесса в школе. Очевидно, это требует какой-то специальной организации этого места.

Примерно четверть опрошенных считают, что в школе нет такого места, где они могли бы отдохнуть. Это тревожный знак.

Самыми нелюбимыми местами в школе для опрошенных являются туалет, раздевалка и коридоры. Важно, что это места, которые являются обязательными для посещения и пребывания там, избежать которых нельзя.

Неприятие туалета связано с чисто гигиеническими причинами: «неприятно пахнет», «грязно», что, безусловно, требует большего контроля со стороны администрации за работой технического персонала и благоустройством туалетов, соблюдением санитарных норм.

В числе отвергаемых, «страшных» мест называются также кабинеты директора, завуча, учительская. Замечательно, что эти места ни разу не фигурировали в числе приятных, развивающих. Это говорит о неблагоприятной социальной среде школы, о наличии проблем в системе отношений «педагог-ребенок». Наверное, имеет смысл пересмотреть систему отношений между детьми и администрацией лицея, предоставить детям возможность для неформального общения с педагогами, для совместного творчества. Эти кабинеты из «мест наказаний» могли бы превратиться в «места поощрений», «места социального творчества», места совместной деятельности.

Неожиданным для нас оказалось в числе неприятных мест наличие библиотеки - для 6-класс-ников это связано с необходимостью соблюдать тишину, 10-классники же не комментируют такой выбор.

И, безусловно, важное место в жизни школьников занимает школьный двор. Это и место для отдыха, и место для игр. Наиболее значимые места в школьном дворе - это стадион, футбольное поле, турники, центральная площадка. Для многих учащихся приятные места во дворе связаны с растениями - отдельные деревья, клумбы, аллеи называются в числе любимых мест. Самые неприятные места в школьном дворе - вход в подвал, мусорные ящики, лестница для инвалидов. Причем ответы на этот вопрос практически не зависят от возраста учащихся.

Переходим к конструктивной части нашего опроса. Мы задавали школьникам вопрос, чего им больше всего не хватает в школе. Ответы были разнообразные, но самыми главными оказались комната отдыха, живой уголок, бассейн, игровая площадка и игровые зоны в школьном дворе. Все эти ответы были достаточно ожидаемыми, и они подтверждают ответы о любимых и нелюбимых местах в школе.

Прежде всего, как отмечалось выше, детям не хватает мест отдыха, поэтому каждый пятый предложил увеличить количество лавочек, диванов в коридорах и холлах школы.

Второе место по частоте предложений - поменять парты, стулья. Это говорит о существовании проблемы неудобной мебели, и об отсутствии достаточного комфорта, что, безусловно, негативно

отражается и на учебной успешности детей, и на состоянии их здоровья, осанки и т.д. Сюда же примыкают предложения о необходимости установки кондиционеров в классах, которые высказывали примерно каждый двенадцатый из опрошенных.

Значительная часть предложений связана с созданием условий для двигательной активности, занятий спортом. Здесь предложения о расширении количества спортивных клубов, о наличии бассейна при школе, о возможности выходить на улицу на большой перемене. Все эти предложения достаточно логичные, способствуют повышению двигательной активности, созданию условий для здорового образа жизни, и имеют внутренние ресурсы для реализации.

И, наконец, у учащихся есть серьезные претензии к раздевалкам в спортзале, к работе душа. Очевидно, этот вопрос требует более специального изучения, но больная точка обозначена.

Очевидно, с учетом проведенного исследования, кроме возрастного разделения школы, необходимо создание специальных зон для:

• свободной игровой деятельности как в классах - что особенно важно для начальной школы, так и в общих пространствах - коридорах, холлах, школьном дворе;

• зона свободной двигательной активности в рекреациях на каждом этаже, в школьном дворе, в спортивном зале;

• зоны исследовательской деятельности -тут нужно продумать создание зон по разным областям знаний и разным видам исследовательской деятельности; этим целям может служить и библиотека, и отдельные зоны коридора, и открытые лаборатории, музеи;

• зона презентации достижений учащихся и педагогов зона «славы»

• зона художественно-изобразительного творчества;

• зоны для уединения и размышления детей

• зоны свободной коммуникации и общения для детей, для педагогов.

Безусловно, создание «школы ступеней», выделение начальной школы в отдельное здание оправдало себя. Это позволило дифференцировать режим учебного процесса и архитектуру образовательного пространства в зависимости от возраста

учащихся позволит учителям осуществлять образование в тех формах, которые наиболее соответствуют возрастным особенностям учащихся, организовать учебный процесс на основе соответствующего возрасту ведущего вида деятельности (учебная; общение и социальные пробы; учебно-профессиональная).

Разделение учащихся по возрасту позволило усилить и целенаправленно осуществлять развивающий эффект обучения, то есть через организацию образовательного процесса способствовать развитию именно тех психических качеств, в отношении которых в данном возрасте наблюдается сензитив-ный период развития. На психологическое состояние оказывает существенное влияние и тот факт, что вместе обучаются и в едином пространстве находятся дети, находящиеся примерно на одной стадии психического развития, за счет чего создается психологически безопасный комфортный климат и пространство развития.

Список литературы

1. Братченко С. Л. Введение в гуманитарную экспертизу образования (психологические аспекты) / С. Л. Братченко. - М.: Смысл, 2012. - 137с.

2. Лукина А. К. Социальная педагогика как педагогика среды: учеб, пособие/А. К. Лукина; Красноярск. Гос. ун-т. - Красноярск, 2005

3. Панов В. И. Психодидактика образовательных систем: теория и практика / В. И. Панов // Серия «Практическая психология» - Санкт-Петербург: 2009. — 347 с.

4. Рубцов В. В. Проектирование развивающей образовательной среды школы / В. В. Рубцов.

- М., Изд-во МГППУ. 2002. - 276 с.

5. Слободчиков В. И. Основы психологической антропологии. Психология человека: Введение в психологию субъективности. Учебное пособие для вузов / В. И. Слободчиков, Е. И. Исаев. -М.: Школа-Пресс, 2015. - 384 с.

6. Фрумин И.Д. Тайны школы. Заметки о контекстах. - Красноярск, 1999.

7. Чиркина Т. А. Школьный климат: История понятия, подходы к определению и измерение в анкетах PISA// Вопросы образования. 2017. № 1

8. Ясвин В. А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. - М.: Смысл, 2001

- 365 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.