Научная статья на тему 'Учебно-воспитательные пространства современной школы'

Учебно-воспитательные пространства современной школы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
589
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА / КЛАСС / РЕКРЕАЦИЯ / ШКОЛЬНЫЙ ДВОР

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тица Любица

Образование является одним из важнейших факторов в развитии и формировании общества. Под влияние современных изменений в педагогике, системах образования и появления новых методов преподавания, школы, а в частности учебные пространства меняют свой облик. Классы являются основными помещениями школы, в которых ученики проводят большую часть времени. Классные помещения и пространства рекреации становятся открытыми, гибкими и трансформирующимися пространствами, во многом благодаря современным технологиям. Расстановка мебели является важным аспектом в области педагогики, так как создает комфортную обстановку в классе. Сегодня для удобства используется мобильная легкая мебель, а также важны цветовые решения и создание микроклимата. Помимо классов в здании школы, в странах с теплым климатом, создаются классы на открытом воздухе. Помимо внутренних школьных пространств, меняется и пространство школьного двора, которое дети могут использовать в различных целях во внеурочное время.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Учебно-воспитательные пространства современной школы»

Учебно-воспитательные пространства современной школы

Тица Любица

аспирант кафедры «Архитектура МАРХИ, l.tica@markhi.ru

общественных зданий»

Образование является одним из важнейших факторов в развитии и формировании общества. Под влияние современных изменений в педагогике, системах образования и появления новых методов преподавания, школы, а в частности учебные пространства меняют свой облик. Классы являются основными помещениями школы, в которых ученики проводят большую часть времени. Классные помещения и пространства рекреации становятся открытыми, гибкими и трансформирующимися пространствами, во многом благодаря современным технологиям. Расстановка мебели является важным аспектом в области педагогики, так как создает комфортную обстановку в классе. Сегодня для удобства используется мобильная легкая мебель, а также важны цветовые решения и создание микроклимата. Помимо классов в здании школы, в странах с теплым климатом, создаются классы на открытом воздухе. Помимо внутренних школьных пространств, меняется и пространство школьного двора, которое дети могут использовать в различных целях во внеурочное время. Ключевые слова: школа, класс, рекреация, школьный двор.

В сегодняшнем глобализованном высококонкурентном мире образовательная система является одним из важнейших факторов успешности любого общества. Учебные заведения дают воспитанникам не только знания, необходимые для работы в рамках текущей экономической системы, но и прививают мировоззрение и навыки, призванные помочь им добиться успеха в существующих реалиях. С учетом того, что общество находится в процессе постоянной эволюции, учебные учреждения также должны постоянно адаптироваться, если не хотят отстать от жизни. Успешные школы применяют новаторские образовательные методики, экспериментируют с новыми формами преподавания и создают пространственную среду, стимулирующую развитие молодых дарований в нужном направлении.

В 20 веке фронтальная система образования была самой эффективной и влияла на планировку школы. Здания состояли из стандартных учебных классов и коридоров. Сегодня система образования требует перехода на новые методики проведения занятий, для которых необходимы открытые пространства, классы-трансформеры, помещения для интерактивных занятий. В обучении важно, как сегодня будет расставлена мебель и как будет проходить урок. Архитектура современных школьных центров призвана вдохновлять учеников на общение, привить навыки работы в команде, развить эмоциональный интеллект, творческое и критическое мышления, научить работать с информацией. Для проведения занятий в новой форме в первую очередь необходимо пересмотреть учебные классы, так и пространства школ в целом.

Класс - это основной элемент (или как говорят французы - «ячейка») школы, в котором необходимо создавать все условия для хорошего учебно-воспитательного процесса и всестороннего развития ребёнка. Класс по праву можно назвать главным помещением в школе и основной структурной единицей школьного пространства.

Классическая система образования «учитель -ученик» сегодня считается устаревшей. От основной модели обучения - «учитель - центральное звено», многие страны переходят к модели контроля саморазвития ребенка - новой модели образования XX века [1]. По мнению Дмитрия Фишбейна, директора Лицея НИУ ВШЭ, ученики

х

X

о

го А с.

X

го т

о

ю 6

м о

а>

о

CS

to

Ol

О Ш

m

X

<

m о x

X

должны самостоятельно взаимодействовать 70% времени урока - писать, решать, работать в группах, остальные 30% учитель сопровождает их .

Своим строением (размером и формой) учебное классное пространство должно нацелить учеников для индивидуальной и групповой работы, проведения экспериментов на занятиях по естественным наукам и разных видов свободной активности. В то же время планировочная структура современного класса отходит от традиционной прямоугольной формы. Опрос проведенный среди школьников финским архитектором Еленой Таравейн в Финляндии на предмет наиболее предпочтительной структуры организации учебных классов показал, что лучшей планировочной структурой класса дети считают круг или под купольное пространство [2]. Своей формой круг или купол побуждают учащихся к общению, а организация разных функциональных зон в пределах площади класса позволяет продуктивно осуществить как групповую, так и индивидуальную работу учащихся. В опросе учеников, проведенном Куваевой Я. В., выявлены основные пожелания учеников к организации классного помещения. Разные цвета, свет, мобильность пространства, возможность менять его в зависимости от занятий, необходимость работы на современном техническом обеспечении, природные элементы в школе - основные пожелания школьников [2].

Ориентация, инсоляция, проветривание, площадь класса - важные гигиенические условия для хорошей учебы. Площадь класса, проектируемая на одного ученика, в каждой стране нормативно различается. В Сербии площадь на одного ученика в школе по нормативам рассчитывается из расчета 1,8-2 м2 на ученика2. В России данная цифра составляет от 2,5 до 3,5 м2 на одного уча-щегося3. В разных странах Евросоюза эта цифра отличается от 2,5 м до 12 м2, а в нескольких странах (Дания, Англий) минимальная площадь на ученика вообще не нормируется [3]. Освещение в классах чаще всего левое одностороннее, но возможно с дополнительной подсветкой за счёт заднего или верхнего освещения.

Гибкость, открытость и трансформируемость пространства считаются одним из главных факторов к организации актуального учебного пространства, удовлетворяющие требованиям учебного процесса и учащихся. Методики современного образования, в которых активно используются коммуникативные формы общения и игровые за-

1 Анастасия Миткевич. Тьютор и модератор: каким должен быть учитель будущего. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.forbes.ru/forbes-woman/371837Лу^он-то<^ега*ог-как1т-<^о12Ь|еп-Ьу1-исЫ1е1-Ьи<^Ь|сЬ|едо (дата обращения: 01.03.2019)

2 РгауИтк о погта^та ёко^код prostora, оргете I nastavnih sredstava 2а osnovnu эко!и - Эк д^тк БРБ - Prosvetni д^тк, ЬГ. 4/90

3 СанПиН 2.4.2.2821-10

нятия нуждаются в соответствующем оборудовании. Классные помещения должны иметь возможность переоборудования и перестановки мебели для каждого отдельного случая.

В новом корпусе международной школы в Казани, одна из лучших компаний по проектированию пространства в области образовательной архитектуры Fielding Nair International создала «умный» дизайн, который позволяет моделиро-

4 л

вать различные виды деятельности учащихся . С легкой, мобильной мебелью и трансформирующимся перегородками, занятия из классного помещения при необходимости становятся открытыми и переходят в пространство рекреации.

Расстановка мебели в классе играет важную роль. Успех образовательного процесса зависит от правильно подобранной мебели. Только при полном комфорте дети могут хорошо заниматься и не отвлекаться на неудобства. Например, в датской школе 0restad Gymnasium в большинстве помещений используются пуфы и подушки вместо типовых школьных парт и стульев.

Внутреннее пространство школы играет важную роль в формировании школьной среды и влияет на эффективность образования. Нехватка ярких красок - важная проблема устаревших школ, которую выявили исследователи Школы дизайна НИУ Высшей школы экономики в ходе опроса российских школьников . Цвет оказывает влияние на трудоспособность, умственную активность человека, его настроение и здоровье. Светлые тона используются в школьных пространствах, чтобы не вызывать чувство замкнутости и не давить на психику детей6.

Для создания благоприятного средового пространства школы разрабатываются различные системы озеленения и оздоровления помещений. Так, например, проект, проведенный Н.В, Крести-ниной и М.А. Некрасовой в школах №1086 и №1071 в Москве показывает, что использование медико-экологического фитодизайна позволяет оздоровить пространство и создать благоприятную микросреду [4].

В странах с теплым климатом учебная среда из классного помещения часто выходит в пространство школьного двора. При помещениях класса в блоке младшей школы, организовывается «класс на природе». Такой класс имеет непо-

4 Чернобровкина Е. За гранью обыденного - учебный день в Международной школе Казани Электронный ресурс: https://www.business-gazeta.ru/article/326794 (дата обращения: 01.03.2019)

5 Конюхова К. Какой надо быть школе, чтобы дети учились на пятерки. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.kp.ru/daily/26658/3679842/ (дата обращения: 01.03.2019)

6 Кирюкова, К. Влияния цвета на эмоциональное состояние школьников. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://nsporta!.ru/ap/!Ibrary/nauchno-tekhnIcheskoe-sostoyanie (дата обращения: 14.11.2017).

средственную связь с учебным помещением в здании, но при этом его расположение не должно мешать соседним кабинетам. Необходимо помнить о защите от погодных условий (сильного солнца или ветра) и предпринять необходимые меры по защите школьников. В школе «Лаза Ко-стич» в Белграде (Сербия) при классах младшей школы организованы открытые пространства для проведения занятий в школьном дворе. Такие пространства удобны и интересны для школьников младшего возраста.

Технологии проникли во все сферы жизни человека. Медиа-технологии используют поверхности зданий для обмена информацией, которая затрагивает основные каналы восприятия человека - визуальный, аудиальный, кинетический, обеспечивая высокий уровень информативности [5]. Технические средства, используемые в образовании, помогают в обучении, заинтересовывают ребенка в изучении тех или иных предметов. Во время занятий с помощью технологий стало возможно проецировать информацию прямиком на стены класса, что дает учащимся чувство полного погружения и благоприятствует наилучшей усвояемости материала. Помимо уроков, технологии помогают создать в пространствах рекреации различные зоны для уединения и отдыха или активного времяпровождения. С активным использованием технологий стало возможным изменение функций помещений для различных нужд школьников и населения. Благодаря трансформирующимся перегородкам спортивный зал делиться на несколько меньших спортивных площадок, при других трансформациях он может использоваться для проведения масштабных мероприятий.

Под требования новых образовательных стандартов создаются учебные классы, которые не являются одним пространством, а состоят из ячейки с разными зонами. Дети переходят из одного помещения в другое, где есть групповые, индивидуальные или игровые зоны. В международной гимназии инновационного центра «Скол-ково» класс представляет собой модуль, состоящий из трех частей - для индивидуальной работы, групповой и игровой зон. В свою очередь 2-3 класса, объеденные рекреацией, образуют учебный модуль, который соединяется общей рекреацией с другими модулями школы [6].

Звеном, соединяющим классы или учебные модули с другими частями школы (спортивный блок и общественные зоны), является рекреация. От педагогических методов, которые используются в обучении, зависит количество классов и рекреации и их пространственная организация. Как правило учебный модуль состоит из двух-трех классов, которые объединяются с помощью рекреации. Такой модуль должен иметь хорошую связь с другими модулями и учебными зонами, общественными пространствами школы и вспо-

могательными помещениями, но в тоже время достаточную изоляцию от учебных пространств других возрастных групп.

Принцип возрастной дифференциации помещений является одним из основных при проектировании школы. Помещения, предназначенные для различных возрастных групп, соответствуют требованиям и интересам учащихся и особенностям учебного процесса. Для правильного распределения потока детей разного возраста модули младшей и старшей школы не пересекаются, но при этом соединяются между собой рекреационными пространствами, библиотекой или административным модулем. Так здание школы центра образования «Царицыно» (школа «548) в совхозе им. Ленина зоны младших и старших классов соответственно разделены. Между блоками посередине находится общественный и административный блоки - администрация школы, библиотека, столовая и большая общая рекреация с мобильной мебелью и интересным дизайном.

Рекреация, как часть учебного модуля, является важной частью в организации учебного пространства. Общественные рекреационные помещения чаще всего проектируются в виде открытых пространств. В международной школе «Лето-во» проектировщики создали главное рекреационное пространство школы в виде многофункционального зала, где с помощью мобильных технологий помещения легко меняет свою функцию из зеленого сада в лекционный или концертный зал.

Школьный двор является образовательной частью школы. Помимо территории для школьного здания, двор должен обеспечить формирование учебно-воспитательных зон. К рекреационным зонам школьного двора относятся открытые учебные зоны, общественные школьные площадки и спортивные зоны. Школьный двор используется для общения, игры, рекреации и свободного времяпровождения учеников. Важно, чтобы активные зоны школьного двора не мешали занятиям в школе, имели удобную связь со школой. Дворовая территория должна быть многофункциональной, удобной, позволяющей продуктивно использовать время и пространство, быть функционально разнообразной и трансформирующейся.

Примером, заслуживающим внимания, является двор для «новой школы» в Москве, спроектированный архитекторами из бюро «Дружба». На небольшом пространстве проектировщики расположили двух-трех ярусную игровую конструкцию с горками, амфитеатром, скалодромом, зонами для отдыха и разговоров, зеленые насаждения, амфитеатры с беседками и «центральную трибуну в духе Константина Мельникова»1. Все простран-

х

X

о

го А с.

X

го т

о

1 Ангелина Уттер. Двор Дружбы. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://archi.ru/russia/82l1o/dvor-druzhby_ (дата обращения: 01.03.2019)

ю 6

м о

а>

о

CS

to

Ol

О Ш

m

X

ства имеют возможность трансформации и использования для различных мероприятий.

Отличительной чертой проекта новой школы на 3-й Хорошевской улице в Москве является собственный дендропарк с редкими цветами и растениями, который предполагается организовать внутри дворового пространства 1.

Нельзя забывать, что в школе дети не только учатся, но и развиваются как личности. Поэтому необходимо создавать удобную для них и способствующую развитию среду. Школа является пространством, в котором ученики проводят большую часть дня. Очень важно создать все необходимые условия для хорошего учебно-воспитательного процесса обучения. Сегодня обучение нацелено на воспитание творческой личности, и архитектура играет в этом важную роль.

Литература

1. Макогон, Л. Н. Новая школа в XXI веке. Архитектура школы: прошлое, настоящее, будущее. Монография. - Изд-во Иркутского нац. исслед. технического ун-та , 2016 - 179 с.

2. Куваева Я.В. Архитектура школы будущего: среда обучения // «Народное образование», 2011 г. № 9 - С. 41-46.

3. Sarah Scott. Architecture for Children. - ACER Press, 2010 - p. 92

4. Крестинина Н.В, Некрасова М.А. Оздоровительные аспекты озеленения внутренней среды учебных помещений. Вестник РУДН. Сер. Экология и безопасность жизнедеятельности. - 2007, №4.

5. Кудаева, Е.А. Динамичность и интерактивность как характерные черты современной архитектуры. [Электронный ресурс] : AMIT : Architecture and Modern Information Technologies = Архитектура и современные информационные технологии : международный электронный научно-образовательный журнал. - 2015. - № 2 (31). URL:

http://www.marhi.ru/AMIT/2015/2kvart15/kudaeva/ku daeva.pdf. (дата обращения: 20.11.2016).

6. Лютомский Н.В. Образовательная архитектура учебных зданий // Academia. Архитектура и строительство. 2018. №1. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-arhitektura-uchebnyh-zdaniy (дата обращения: 04.02.2019).

Educational spaces of the modern school

Titsa Lyubitsa

MARHI

Education is one of the most important factors in the development and formation of society. Under the influence of modern changes in pedagogy, education systems and the emergence of new teaching methods, schools, and in particular learning spaces are changing their appearance. Classes and spaces of recreation are becoming open, flexible and transforming spaces, in large part thanks to modern technology. Furniture arrangement is an important aspect in the field of pedagogy, as it creates a comfortable environment in the classroom. Today, mobile light furniture, color solutions and the creation of a microclimate is used for convenience. In addition to classes in the school building, in countries with a warm climate, classes are created outdoors. In addition to the internal school spaces, the space of the school yard is also changing, which children can use for various purposes outside of school hours.

Key words: school, class-room, recreation, school yard.

References

1. Makogon, L. N. Novaya shkola v XXI veke. Arhitektura shkoly: proshloe, nastoyashchee, budushchee. Monografiya. - Izd-vo Irkutskogo nac. issled. tekhnicheskogo un-ta , 2016 - 179 s.

2. Kuvaeva YA.V. Arhitektura shkoly budushchego: sreda obucheniya // «Narodnoe obrazovanie», 2011 g. № 9 - S. 4146.

3. Sarah Scott. Architecture for Children. - ACER Press, 2010 -p. 92

4. Krestinina N.V, Nekrasova M.A. Ozdorovitel'nye aspekty ozeleneniya vnutrennej sredy uchebnyh pomeshchenij. Vestnik RUDN. Ser. Ekologiya i bezopasnost' zhiznedeyatel'nosti. - 2007, №4.

5. Kudaeva, Е.A. Dinamichnost' i interaktivnost' kak harakternye cherty sovremennoj arhitektury. [Elektronnyj resurs] : AMIT : Architecture and Modern Information Technologies = Arhitektura i sovremennye informacionnye tekhnologii : mezhdunarodnyj elektronnyj nauchno-obrazovatel'nyj zhurnal. - 2015. - № 2 (31). URL: http://www.marhi.ru/AMIT/2015/2kvart15/kudaeva/kudaeva.pdf . (data obrashcheniya: 20.11.2016).

6. Lyutomskij N.V. Obrazovatel'naya arhitektura uchebnyh zdanij // Academia. Arhitektura i stroitel'stvo. 2018. №1. - [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: https://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnaya-arhitektura-uchebnyh-zdaniy (data obrashcheniya: 04.02.2019).

3

<

m о x

X

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Строительство школы с дендропарком завершится в 2019 году. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.rnos.ru/news/itern/35996073/ (дата обращения: 01.03.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.