Научная статья на тему 'История зданий образовательного назначения и архитектуры школ в Сербии'

История зданий образовательного назначения и архитектуры школ в Сербии Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
443
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДАНИЕ ШКОЛЫ / SCHOOL BUILDING / АРХИТЕКТУРА ШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ / ARCHITECTURE OF SCHOOL BUILDINGS / ИСТОРИЯ СЕРБСКОЙ АРХИТЕКТУРЫ / THE HISTORY OF SERBIAN ARCHITECTURE / СЕРБИЯ

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Тица Любица

В статье рассмотрена история становления сербского образования с XII века по сегодняшний день. Автором указаны основные моменты в истории сербского образования, проектирования и строительства школ. Рассмотрены и показаны образовательные здания. Сначала это были монастыри, некоторое время использовались здания, не предназначенные изначально для образования, в XVIII веке начали строить здания специально для образования. После Второй Мировой Войны школьные здания строили по типовым проектам, в 80-х годах в Югославии возводили много школ по индивидуальным проектам. В настоящее время школы строятся по тем же типовым проектам, которые были созданы в середине ХХ века, что не способствует созданию благоприятных условий для образования и не соответствует современным тенденциям в области образования

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

HISTORY OF EDUCATIONAL PURPOSE BUILDINGS AND ARCHITECTURE OF SCHOOLS IN SERBIA

The article considers the history of the formation of Serbian education and school buildings from the 12th century to the present day. The author specified the main points in the history of Serbian education, design and construction of schools. Considered and shows educational buildings. At first it was monasteries. For some time, buildings that were not originally intended for education were used. In the XVIII century, they began to build buildings specifically for education. After the Second World War, school buildings were built on standard projects. In the 80s Yugoslavia was building many schools for individual projects. Currently, schools are being built on the same model projects that were created in the middle of the twentieth century, which does not contribute to the creation of favorable conditions for education and does not correspond to modern trends in education

Текст научной работы на тему «История зданий образовательного назначения и архитектуры школ в Сербии»

ИСТОРИЯ ЗДАНИЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО НАЗНАЧЕНИЯ И АРХИТЕКТУРЫ ШКОЛ В СЕРБИИ

УДК 727:373(497.11) ББК 38.712:74.24(4Сер)

Л. Тица

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

В статье рассмотрена история становления сербского образования с XII века по сегодняшний день. Автором указаны основные моменты в истории сербского образования, проектирования и строительства школ. Рассмотрены и показаны образовательные здания. Сначала это были монастыри, некоторое время использовались здания, не предназначенные изначально для образования, в XVIII веке начали строить здания специально для образования. После Второй Мировой Войны школьные здания строили по типовым проектам, в 80-х годах в Югославии возводили много школ по индивидуальным проектам. В настоящее время школы строятся по тем же типовым проектам, которые были созданы в середине ХХ века, что не способствует созданию благоприятных условий для образования и не соответствует современным тенденциям в области образования.1

Ключевые слова: здание школы, архитектура школьных зданий, история сербской архитектуры, Сербия

HISTORY OF EDUCATIONAL PURPOSE BUILDINGS AND ARCHITECTURE OF SCHOOLS IN SERBIA

L. Tica

Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia Abstract

The article considers the history of the formation of Serbian education and school buildings from the 12th century to the present day. The author specified the main points in the history of Serbian education, design and construction of schools. Considered and shows educational buildings. At first it was monasteries. For some time, buildings that were not originally intended for education were used. In the XVIII century, they began to build buildings specifically for education. After the Second World War, school buildings were built on standard projects. In the 80s Yugoslavia was building many schools for individual projects. Currently, schools are being built on the same model projects that were created in the middle of the twentieth century, which does not contribute to the creation of favorable conditions for education and does not correspond to modern trends in education.2

Keywords: school building, architecture of school buildings, the history of Serbian architecture

1 Для цитирования: Тица Л. История зданий образовательного назначения и архитектуры школ в Сербии // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - №2(43). - С. 197-211 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://marhi.ru/AMIT/2018/2kvart18/13 titsa/index.php

2 For citation: Tica L. History of Educational Purpose Buildings and Architecture of Schools in Serbia. Architecture and Modern Information Technologies, 2018, no. 2(43), pp. 197-211. Available at: http://marhi.ru/eng/AMIT/2018/2kvart18/13 titsa/index.php

Становление образование молодого поколения в Сербии восходит к XII веку, когда знания получали главным образом в монастырях, реже - на дворе князей, которые готовили своих сыновей для дальнейшего управления страной. XXII-XIV века считаются расцветом в Сербском искусстве и культуре. В эти времена развивались сербские образовательные школы - Рашка Моравска и Ресавска, - имевшие также творческую направленность в обучении и названые в честь областей, в которых они были основаны.

Здание Рашка школа - это средневековый (2-ая половина XII века - конец XIII века) рашкий стиль в архитектуре Сербии, который происходит от Византийского, как и многие другие стили в архитектуре Сербии. Выпуклый сводчатый неф базилики с одним куполом - главная особенность это стиля. Внешний вид здания, как правило, выполнялся в романском стиле. На время расцвета культуры рашкой школы приходится «золотой век» сербской живописи в росписи храмов (рис. 1а).

В моравской Сербии князя Лазаря, в конце XIV века, развивался другой особый стиль строительства церквей и монастырей, известный в истории как «Моравска школа» [1]. Сооружения этой архитектурной школы отличались, прежде всего, особым решением фасадов: стены выполнялись из чередующихся рядов красного кирпича и сероватой штукатурки, также они украшались арками, колоннами, шахматными полями и разными узорами. Благодаря этому поверхность зданий зрительно получалась достаточно рельефной и разнообразной по колористке (рис. 1б). Помимо церковной архитектуры, моравский стиль ярко выражен в фортификационной архитектуре, наиболее наглядно проявившись при строительстве Белградской крепости Калемегдан и Смедеревской крепости. Упадок Моравского стиля наступил после завоевания Сербии турками-османами в середине IV века.

Более поздняя Ресавска школа существовала на протяжении первой половины XV века на территории Монастыря Манасие, который построил деспот (князь) Стефан Лазаревич как свою «задужбину» - обитель (здание в средневековой Сербии, обычно это церковь или монастырь, построенные правителем во спасение души «за душу») (рис. 1в). В ней сплотились образованные монахи - писатели, переводчики, переписчики, которые украшали рукописи и книги, из-за чего монастырь представлял собой символ духовности и просветления на протяжении нескольких последующих столетий.

В XVII-XVIII веках северная часть Сербии находилась под правлением Австро-Венгрии [2]. История сербского образования на территории области современной Венгрии восходит к XVI веку, когда богатые сербы отправляли своих детей в монастырские школы или нанимали частных учителей, которые проводили уроки на греческом и сербском языках. После Великого переселения сербов 1690 года с территории Османской империи в Австро-Венгрию, Патриарх Арсенией III и Митрополит Иссая Джакович несколько раз обращались в суд Вены с просьбами открыть школы и типографии для сербского населения, но это попытки не увенчались успехом. Лишь в 1727 году венский суд вынес утверждение о создании и постройке сербской национальной школы. Однако организация образования в это время была связана с трудностями, заключающимися в проблеме поиска учителей для сербской школы.

Сербия с XIV по XIX века находилась под Османским игом [3]. Османские власти знали, что сербские монастыри и церкви являлись центрами культуры и носителями образования для пробуждения национального сознания, поэтому многие монастыри были закрыты, церкви превращены в мечети. В конце XVIII и начале XIX века османский султан Селим III произвел реформы в королевстве, в результате которых положение сербов несколько облегчилось. Среди преимуществ, которые получили сербы, было открытие образовательных школ. Но султану-реформатору пришлось вскоре отступить от своих намерений из-за противников его реформ и ситуация в Сербии снова ухудшилась.

в)

Рис. 1. Сербские монастыри XII-XV вв.: а) монастырь Високи Дечани; б) монастырь Раваница; в) монастырь Манасия

Началом образования и появления сербских школ считается XVII век. После падения Средневекового Сербского Царства в XVII веке и массовой миграции сербов в Австрию, сербы попали под давление со стороны католической церкви. В связи с этим, чтобы сохранить свою православную культуру, сербы обратились за помощью к России [4]. Под руководством сербского Митрополита Моисея Петровича и русских преподавателей Максима и Петра Суворовых в г. Сремски-Карловци в 1721 году была создана российско-славянская школа, первое крупное учебное заведение (начальная школа). Максим Суворов со своими учениками и последователями ввел в обучение русский церковнославянский язык, в результате чего появились первые буквари и книги. По приглашению митрополита Викентия Йовановича и с благословения киевского епископа Рафаила Заборовского в г. Сремски-Карловцы в 1733 году из России приехал Эмануэль (Ману) Козачински, чтобы стать профессором и ректором славяно-латинской школы. Он преподавал латынь, поэзию, риторику и создал первую полную среднюю школу для сербов, задуманную со временем быть расширенной до Академии (высшей школы). В 1749 году в г. Сремски-Карловци была создана латинская школа с сербскими учителями из рядов монахов и священников. Особое внимание в ней уделялось преподаванию немецкого и латинского языков. В 1778 в г. Сомбор открыта сербская школа «Норма», которая является самым старым образовательным учреждением для подготовки учителей для славянского населения на юге Европы (рис. 2).

В августе 1791 года основана Сербская Великая Карловачка гимназия (рис. 3а), которая вскоре после своего открытия стала центром сербского образования, культуры и духовности [5, с.8]. В начале становления ее учениками была молодежь из г. Сремски-Карловци и рядом находящихся областей, но совсем скоро начинали прибывать ученики со всей Сербии. Сегодняшнее здание Карловачкой гимназии было построено в 1891 году и спроектировано с оглядкой на средневековую сербскую архитектуру (рис. 3б). Зодчие, обучающиеся в тот момент на Западе, не смогли отойти от преобладавших там принципов и вкусов в архитектуре, так что декоративные элементы фасадов формируются под сильным влиянием венгерского модерна. Главный вход выполнен в виде резного портала. Кабинеты расположены вдоль коридоров. В школе есть праздничный зал, стены которого богато украшены орнаментами. Также предусмотрены библиотека, зал для заседаний и другие помещения.

Рис. 2. Школа «Норма»

б)

Рис. 3. Здание Карловачкой гимназии: а) первое здание (1791г.); б) современное здание (1891г.)

В течение всего XVIII века на территории Австро-Венгрии идет работа над программой образования и достижения высокого культурного уровня всего населения, и сербов в том числе. Самый знаменитый человек сербской литературы XIX века Вук Стефанович Караджич был великим сербским филологом, реформатором сербского языка, собирателем народных сочинений и автором первого словаря сербского языка. В своем «Словаре» он написал, что в Сербии до 1804 года «ни в ста деревнях не было ни единой школы» [6, с.12]. В малонаселенных местах школ не было вообще, а желающие научиться читать и писать могли обучиться этим навыкам только в монастырях или церквях.

Во время правления руководителя первого восстания против Османской Империи Карагеоргия - основателя династии Карагеоргиевичей (1804-1813) количество школ увеличилось. Были созданы школы почти в каждом селе и городе. Профессорско-преподавательский состав состоял из людей, обученных в основном в области Воеводины. Безусловно, самым важным событием для развития образования в Сербии является открытие Высокой школы в г. Белграде в 1808 году [7]. Для управления государством нужны были не просто «письменные» люди, но и профессионально и юридически образованные. Эта школа имела функцию высшего учебного заведения и из нее выпускались действительно всесторонне образованные люди. Здание построил неизвестный богатый турок в начале XVIII века и оно представляет собой типичный образец городской архитектуры того времени (рис. 4). Композиционно здание разделено на два независимых строительных блока: Селамлук - часть для мужчин, с типичным диваном, и Гарем - часть для женщин. Каждая из этих частей имела свои входы и специальные лестницы. Преподававший там Доситей Обрадович - один из основателей и профессоров Высокой школы, - известен как великий сербский просветитель и реформатор в истории Сербии.

Рис. 4. Высокая школа в г. Белград

В начале правления князя Милоша Обреновича (1815-1839 и 1858-1860), в соотношении с общим населением школ еще было недостаточно. За образование боролись Вук Караджич и Димитрие Давидович, которые просили князя открывать школы. Указом 1830 года Сербия получила автономию от Османской империи и, соответственно, могла начать постройку собственных школ, выпуск печатных изданий, а также строительство больниц для своего народа. Из записей «Забавник» Димитрия Давидовича известно, что в Сербии в 1832 году было 38 школ и 43 учителя [6, с.20].

В 1838 году князем Милошем Обреновичем в г. Крагуевац был основан лицей Княжества сербского. Это первое высшее учебное заведение Сербии. Позже, в 1841 году это учебное заведение перенесено в Белград и в 1863 году перерастает в Велику школу (рис. 5), которая была высшим учебным заведением до 1905 года, а в последующем становится Белградским университетом, действующим и сегодня. Изначально в учебную программу Лицея на первом году обучения входили математика, философия, история, статистика, немецкий язык и рисование, на второй обучения были добавлены физика, геометрия и французский язык, а еще через год как избирательный предмет появляется предмет «основы православия». После перенесения школы в Белград открывается юридический факультет, позже - технический. Велика школа имела хорошую репутацию и вне границ Сербии, потому что многие ее преподаватели получили образование в престижных европейских университетах.

Рис. 5. Велика школа в г. Белград

Князь Михаил Обренович также издал первый закон о школах, который назывался «Устав народных школ в Княжестве Сербия управляющего князя Милоша, Теодора Обреновича одобрен и подтвержден», по которому предполагалось создать целый комплекс школ и определять их социальную функцию. Указ подготовил Дмитрий Тирол на примере тогдашнего закона об образовании в Австрии. Согласно этому указу были созданы несколько типов школ: маленькие - в селах и малых городах Сербии и одна большая - в Белграде. В каждой из них обучали чтению, писанию, вероучению и счету. Для реализации данного плана 22 августа 1836 года были разработаны первые Правила по строительству и проектированию школ «План для школ, какими они должны быть».

Во времена Милоша Обреновича школы были двух типов: государственные и принадлежащие општинам (муниципалитетам). Уставобранители - противники династии Обреновичей, вынудили князя Милоша Обреновича отказаться от власти и провозгласили князем Александра Карагеоргиевича. Время его правления (1842-1858) ознаменовано большим влиянием уставобранителей. Согласно новому распоряжению уставобранителей все школы переходят под управление општинской власти, которая сама строит новые школы, выбирает и оплачивает учителей. В этот период Сербия отошла от ориентации на Россию и сблизилась с Австрией, от которой возросла ее экономическая зависимость. В этот период большое внимание было уделено повышению уровня образования в Сербии. 23 сентября 1844 года был принят общий закон о школах, в котором были предусмотрены четыре типа школ: основная, пословно-трговачка (бизнес-торговая), гимназия и лицей. В это же время открывается много других школ, в том числе женских. Девочки могли пойти в школу с пятилетнего возраста, обучались тем же предметам, что и мальчики, за исключением «землеописания», сербской истории, грамматики и стилистики.

По новому закону образование в начальных классах в селах длилось 3 года, а в малых городах 4 года. Были расписаны все программы образования и инструкции к ним для учителей. Также в этом законе были прописаны правила постройки школ: они должны

быть просторными, построенными на «здоровом» месте, иметь школьные сады, рядом со школой должны были находиться квартиры для учителей, чтобы последние заботились о детях [6, с.27]. До 1863 года школьное образование являлось не обязательным, но по указу Михаила Обреновича 11 сентября 1863 года каждый ребенок стал обязан посещать школу.

До 80-х годов XIX века в Сербии учителей с законченным высшим образованием не было. Первые учителя, в основном с незаконченным высшим образованием, были из области Воеводина, некоторые из Сербии. Князь Милош Обренович ввел учительский экзамен, но учителям негде было готовиться к нему. Поэтому в 1870-х годах был вынесен закон о создании учительских школ, в которых начали обучать учителей для работы в школах. Этот закон утвердил тогдашний министр образования Димитрие Матич, а школы для учителей были открыты в Белграде и г. Крагуеваце [6, с.34]. Но, не смотря на открытие этих школ, даже спустя 10 лет учителей все еще не хватало.

В 1881 году изданы «Правила о строительстве школ и школьной мебели», в которых впервые прописаны гигиенические требования к школьным учреждениям и их оборудованию. Здания школ предписывалось строить из твердого материала, с просторными светлыми и удобными кабинетами, с входом в них из коридоров, в которых должны были быть крючки для одежды, также должны были быть дворы с деревьями и школьным садом, в котором можно было проводить занятия. Рядом со школой должны были быть квартиры для учителей, сотрудников школы и учеников, которые приезжали из других мест [6, с.38].

Закон о школьном образовании 1882 года большее внимание уделяет подготовке учителей. Открыта еще одна школа для учителей в г. Ниш. С этого времени учителями становились люди, закончившие высшую школу, высшую женскую школу, или среднюю школу со сданным учительским экзаменом. Этим же законом предписывались предметы, которые должны изучать школьники: христианская наука, русский язык, история сербская и общая, счет и геометрия, знание природы, земледелие, рисование и краснописание, пение церковное и мирское и гимнастика.

Женское общее образование стало обязательным по закону в 1898 году [8]. В том же году образование для начальных школ составило 4 года и были введены штрафы для родителей, чьи дети не ходят в школу. Уровень образования в Сербии в конце XIX века медленно, но постоянно возрастал.

В конце XIX века и начале XX века было несколько сербских школ вне Сербии. Так, например, в г. Константинополе (Турция) в 1892 году открыта основная школа, а в 1892-1893 годах - первый класс гимназии. Также были школы в Греции (г. Салоники, 1892), в Македонии (г. Скопье, 1851; г. Ботоли, 1897; г. Прилеп, 1851 г.) [9, с.34].

На основании закона об образовании 1904 года были введены 3 типа народных школ: детский сад для детей 4-7 лет; основные, обучение в которых длилось 6 лет и продолженная школа - в селах, где основная школа длилась всего 4 года.

Первая начальная школа в г. Белград построена в 1905 году по проекту первой женщины-архитектора в Сербии Елисавете Начич (рис. 6). Расположенная на пересечении двух улиц, школа имеет Г-образную форму плана и главный вход, которой выходит на треугольный сквер. Главный вход представляет собой блок с вестибюлем и залом, справа и слева от него вдоль улиц находятся корпуса с учебными кабинетами.

До Первой Мировой Войны сеть школьных зданий была достаточно скромной, учитывая также, что под школы часто использовались здания не предназначенные для этого. По окончании Первой Мировой войны в Сербии настали тяжелые времена для развития образования, особенно это относилось к простому народу. Многие школы были разрушены, повреждены или остались без преподавательского состава. Это заставило

Министерство Образования Королевства СХиС создавать школьные учреждения ради улучшения образования в стране. Из-за недостатка источников информации точно определить динамику и направление повышения образовательного уровня населения в Сербии после 1900 года, особенно после Первой Мировой Войны, не удается. Из переписи населения 1921 года видно, что в Сербии было 54,4% образованных мужчин и 16,5% женщин, что обозначало, что по сравнению с 1900 годом процент образованных людей увеличился на 13,47% [10].

Рис. 6. Школа «Петар Први», г. Белград

В это время, в 1933 году в г. Белграде по проекту архитектора Милице Крстич-Чолак-Антич было построено здание первой Женской Гимназии (рис. 7). Архитектура здания носила дух академизма с мотивами сербско-византийской архитектуры и полностью отображала белградскую архитектуру по своим урбанистическим и архитектурным решениям. Это была одна из самых современных школ того времени. В ней было 20 классов, 10 современно оборудованных кабинетов, зал для рисования, зал для гимнастики, большой зал для мероприятий и большая библиотека. Сегодня в этом здании находится электротехническая школа «Никола Тесла», состоящая из 40 кабинетов-лабораторий, 4 мастерских для проведения практических занятий, с 2 физкультурными залами, площадками для игры в гандбол и баскетбол, и богатой библиотекой.

После Второй Мировой Войны Сербия была бедной страной, разрушенной и опустошенной. Если до войны страна была монархией - Королевством Сербов, Хорватов и Словенцев, то после войны стала социалистической и коммунистической страной Югославией. После войны надо было восстанавливать и вновь строить здания в стране, и, конечно же, строить новые школы [11]. После войны архитекторы не ставили задачу найти взаимосвязь между архитектурой школьного здания и образованием. В то время самым важным было решить нехватку школьных учреждений и быстрое развить строительные технологии. Для быстрой постройки школ был созданы типовые схемы, которые позволяли бы быстро возводить здания и тиражировать их по всей стране. В этих условиях расположение школьных помещений было упрощено и классные комнаты устраивали вдоль коридоров или вокруг центрального узла связи - зала с или без перекрытия [9, с.44-45]. Такой тип школьного здания стал преобладающим и использовался достаточно часто. Примерами типовой постройки являются школы «Мария Бурсач» (рис. 8а) и «Йован Стерия Попович» (рис. 8б) в г. Белграде, построенные в 1956 и 1959 годах. Школы поделены на 3 блока. В первом блоке находится по 5 классов на каждом этаже, из которых 3 на первом этаже предназначены для уроков труда. Второй блок состоит из холла с кухней на первом этаже, на втором этаже расположены кабинеты для преподавателей, а на третьем кабинеты-лаборатории. В третьем блоке в одном крыле находятся спортивный зал и кабинет врача.

б)

Рис. 8. Школы в Белграде конца 1950-х гг.: а) школа «Мария Бурсач»; б) школа «Йован Стерия Попович»

В течение 1960-х и 1970-х годов Югославия становится политически более стабильной и экономически сильной. В этот период промышленность в больших городах процветает, и огромное количество людей стекалось в промышленные центры страны. Во всем мире в течение 1950-х и 1960-х годов архитекторы приняли линию производства зданий из быстровозводимых элементов, созданных на заводах и собираемых на месте, что было революционно и экономически более рентабельно. Типичным примером школы, построенной в этот период, является здание начальной школы «Ратко Митрович», построенной в Белграде в 1971 году [12]. Это школа павильонного типа, частично построенная из готовых строительных изделий (рис. 9).

Рис. 9. Школа «Ратко Митрович»

Школа «Лазе Костич» в г. Белграде построена в 1977 году и по сей день является современной и соответствует современным нормам и требования к проектированию школ (рис. 10). Школа имеет два этажа. На первом находятся классы для младших классов, у каждого из них свой маленький двор, библиотека, столовая и зал, которые соединены трансформируемыми перегородками, благодаря которым эти два помещения могут соединяться в одно большое. На втором этаже находятся помещения для старших классов, маленький зал для спорта с трансформируемыми перегородками. На уровне первого этажа находится переход в спортивный блок, в котором расположены спортивный зал, бассейн и другие помещения для занятий спортом.

Рис. 10. Школа «Лазе Костич»

Сегодня система образования в Сербии делится на 4 уровня: предшколско (дошкольное), основно (школа 1-8 классы), среднее (4 года обучения между основным и высшим образованием), высшее (университет).

Последняя и доступная оценка школьной инфраструктуры в Сербии была проведена в 2001 г. Организацией Фондом Объединенных Наций для детей [13]. Результаты этого обследования показали, что школьная инфраструктура в Сербии многолетняя - в среднем составляет 42 года: 4.2% школ построены в XIX веке; 22 % до Второй Мировой Войны; 28,3 % от 1946 до 1960-х годов; 46.7% с 1960 по 1999 год; 1,7 % после 1990 года.

На момент оценки было также выявлено недостаточное количество школьных библиотек (только 62% школ имели библиотеки) и лабораторий (55% школ не имеют специализированных лабораторных помещений), дворов, спортзалов, столовых (80% школ имели столовые) и аналогичных объектов. Кроме того, две трети школ имели менее 3 м2 школьного пространства на каждого ученика, которое считается минимумом. Были выявлены и другие проблемы, требующие скорейшего разрешения. В школах нет места для чтения, пространства для индивидуальной или групповой работы, что лишает детей возможности самостоятельно работать и заниматься исследованиями [14]. Недостаток в учебных классах заставил школы работать в две, а иногда даже в три смены. Хотя, работая посменно, школы демонстрируют пример эффективного использования школьной инфраструктуры, а ученики имеют возможность использовать школьные пространства весь день. Эти факты помогают понять, насколько серьезна школьная ситуация в Сербии по сравнению с развитыми странами и какие срочные меры необходимы для предотвращения дальнейшего отставания школьного образования от европейских стран [15].

Просмотрев и изучив планировочные структуры учебных заведений Сербии сквозь её историю, сделан сравнительный анализ планов школьных зданий, на котором видно изменение планировочных решений школ (рис. 11). Изначально планировка была простой и однообразной - прямоугольно или квадратное в плане здание с несколькими классами -кабинетами. Позже начали появляться отдельные помещения для учителей, спортивные и актовые классы. Для соединения всех помещений самым удобным было использование коридоров, что мы видим на планах школ первой половины 20-го века. В индивидуальных проектах 80-х годов ХХ-го века коридоры заменяют рекреационными пространствами и светлыми атриумами. Сегодня же школы в Сербии строятся по типовым проектам ХХ-го века, которые представляют собой коридорный тип здания с кабинетами по периметру.

Рис. 11. Сравнительный анализ планов школ Сербии

Построенные в 2009 году в Сербии школы свидетельствуют, что и сегодня в стране продолжается постройка типовых школ. По всей стране повторяется схема учебных заведений с главным залом, вокруг которого находятся блоки из кабинетов и спортивный зал. Как правило, из главного зала идут переходы в два других блока. В блоки ведут коридоры, вдоль которых расположены два вида классов. Первый блок, как правило, содержит классы для младших школьников (7-11 лет), во втором блоке находятся кабинеты для старших школьников (11-14 лет), а также специализированные кабинеты по химии, биологии или труду. В другой части находятся раздевалки и тренажерной зал. Примером такой школы можно считать школу «Савве Шуманович» в Земуне, построенную в 2009 году (рис. 12). Центром школы является общий блок с помещениями общего пользования. С двух сторон от центра находятся блоки с учебными классами, также имеется спортивный блок.

Рис. 12. Школа «Савве Шуманович»

Рассмотрев школы, построенные совсем недавно, можно сделать вывод, что проектирование школ во многом продолжает старые стандартизированные схемы школ периода Социалистической Федеративной Республики Югославии. Сходство типовых проектов школ бывшей Югославии и современной Сербии свидетельствует о том, что наследие социалистического периода в проектировании школ по-прежнему присутствует, что не способствует современному уровню школьного образования и требует глубокого анализа современных тенденций в образовательном процессе и принципиально нового подхода к объемно-планировочному решению школ в Сербии.

Источники иллюстраций

Рис. 1а.

https://upload.wikimedia.Org/wikipedia/commons/6/63/Visoki Decani%2C exterior view%2C J ulian Nitzsche.jpg;

Рис. 1б. https://upload.wikimedia.Org/wikipedia/commons/0/0c/Monasterv Ravanica.JPG;

Рис. 1в. https://¡ugoslovo.com/монастырь-манасия/;

Рис. 2. https://tehnickaskolablog.wordpress.com/да-ли-сте-знали/;

Рис. 3а. https://tehnickaskolablog.wordpress.com/да-ли-сте-знали/;

Рис. 3б. фото автора;

Рис. 4. http://beogradskonasledje.rs/wp-content/uploads/2012/06/Podrucje dos-liceja.pdf, план - фото автора;

Рис. 5. https://tehnickaskolablog.wordpress.com/да-ли-сте-знали/;

Рис. 6. http://beogradskonasledje.rs/kd/zavod/stari grad/kapetan misino zdanje.html;

Рис. 7.

http://beogradskonasledje.rs/kd/zavod/stari grad/osnovna skola u ulici kralja petra.html http://www.politika.rs/scc/clanak/255715/OS-Kralj-Petar-Prvi-295-godina-pedagoske-bastine; Рис. 8. http://beogradskonasledje.rs/kd/zavod/stari grad/zgrada druge zenske gimnazije.html, http://www.teslabg.edu.rs, http://www.panoramio.com/photo/11292689;

Рис. 9а. https://lh3.googleusercontent.com/Xb-

unYaR4N3gwtMu8oS¡1ZsKAsxvpR1roIP9KNbK¡Q AFWXBfzzJlt5hX24iDvzh9Nv q8I=s127.

http://osnovneskole.edukaciia.rs/drzavne/beograd/zvezdara/os-mariia-bursac;

Рис. 9б. http://www.panoramio.com/photo/32625501.

http://www.steri¡a.edu.rs/index.php?sta=strana&bro¡=34;

Рис. 10. http://www.osrm.edu.rs/galeriia371.html;

Рис. 11. сканированный автором план в Архиве Белграда, 2.фото автора; Рис. 12. 1. по [11] в авторской интерпретации. 2.

http://osnovneskole.edukacija.rs/drzavne/beograd/zemun/os-sava-sumanovic.

Литература

1. Мальцева С.В. Архитектура Сербии второй половины XIX - первой половины XV века. Моравская школа : автореф. дис. ... канд. искусствоведения : 17.00.04 / Мальцева Светлана Владиславовна. - М., 2016. - 32 с.

2. Михайлова А.А. История Сербии в материалах межопштинских архивов // Вестник архивиста. - М.: Общероссийская общественная организация "Российское общество историков-архивистов". - 2011. - №3. - С. 271-281.

3. Зукович Л. Культура сербов в водовороте исторических перемен // Диалог культур в условиях глобализации: XI Международные Лихачевские научные чтения, 12-13 мая 2011 г. - Т. 1 : Доклады. - СПб. : СПбГУП, 2011. - с. 75-77.

4. Кнежевич М. Культурно-исторические связи русских и сербов // Общество. Среда. Развитие. - СПб.: Центр научно-информационных технологий "Астерион". - 2017. -№ 2(43). - С. 81-85.

5. СтанчиЬ Д. Архитект Владимир НиколиЬ // Нови-Сад. - 1999. - 266 с.

6. Пантович М. Од буквара до рачунара. Пола века основне школе Милица Павлович Чачак / Пантович М., Jанковиfi М, ПукиЬ М. - Чачак : Литопапир, 1987. - 330 с.

7. Данченко С.И. Деятельность П.А. Кулаковского в белградской великой школе в 1878-1882 гг. (к 100-летию со дня кончины русского ученого) // Славянский мир в третьем тысячелетии. - М.: Институт славяноведения РАН, 2013. - №8-1. - С. 77-93.

8. Ковтунова Ю.В. Женское образование в Сербии в последней трети XIX-начале

XX века в описаниях русских путешественников // Вестник магистратуры. - Йошкар-Ола: Общество с ограниченной ответственностью Коллоквиум. - 2017. - №1-1(64). -С. 23-24.

9. Baylon M. Skolske zgrade // Gradjevinska knjiga. - Beograd, 1972. - 276 s.

10. ИсиЬ М. Писменост у Срби]и у 19. Веку // Образовав код Срба кроз векове. -Београд, 2003. - С. 63-79.

11. Гордеев С.В. Образовательная политика правительства национального спасения в Сербии (1941 - 1944 гг.) // Историко-педагогические чтения. - Екатеринбург: Уральский государственный педагогический университет, 2013. - №17. - С. 66-73.

12. Bajbutovic Z. Arhitektura Skolske Zgrade // „Svjetlost" OOUR Zavod za udzbenike I nastavna srestva. - Sarajevo, 1983. - 416 s.

13. Civic Education in Primary and Secondary Schools in the Republic of Serbia [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.unicef.org/serbia/Civic Education(1).pdf (дата обращения: 22.01.2018).

14. Лукич Д. Оценивание в сербской образовательной системе согласно действующим положениям / Д. Лукич, И. Браевич // Воспитание и обучение: теория, методика и практика : материалы V Междунар. науч.-практ. конф. / редкол.: О. Н. Широков [и др.]. - Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2015. - С. 58-62.

15. Максич С. Современная школа в переходном обществе Сербии / С. Максич,

З. Павлович. - Волгоград: Волгоградский государственный социально-педагогический университет, 2013. - №2 (77). - С. 114-120.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

References

1. Mal'ceva S.V. Arhitektura Serbii vtoroj poloviny XIX - pervoj poloviny XV veka. Moravskaya shkola : Avtoref. dis.... kand. iskus. [Architecture of Serbia in the second half of the XIX -the first half of the XV century. Moravian School (Cand. Dis. Thesis)]. Moscow, 2016, 32 p.

2. Mihajlova A.A. Istoriya Serbii v materialah mezhopshtinskih arhivov [History of Serbia in the materials of the Inter-Warsaw archives. Journal "Archivist's Newsletter"]. Moscow, 2011, no. 3, pp. 271-281.

3. Zukovich L. Kul'tura serbov v vodovorote istoricheskih peremen [Culture of Serbs in the maelstrom of historical change. In the Dialogue of Cultures in the Context of Globalization: XI International Likhachev Scientific Readings, May 12-13, 2011]. St. Petersburg, 2011, pp. 75-77.

4. Knezhevich M. Kul'turno-istoricheskie svyazi russkih i serbov. Obshchestvo. Sreda. Razvitie [Cultural and historical ties between Russians and Serbs. In the Society. Wednesday. Development]. St. Petersburg, 2017, no. 2(43), pp. 81-85.

5. Stancic D. Arhitekt Vladimir Nikolic [Architect Vladimir Nikolic]. Novi-Sad, 1999, 266 p.

6. Pantovic M. Jankovic M, Pukic M. Od bukvara do rachunara. Pola veka osnovne shkole Milica Pavlovich Cacak [From a letter to a computer. Half a century of elementary school Milica Pavlovic Cacak]. Cacak, Litopapir, 1987, 330 p.

7. Danchenko S. I. Deyatel'nost' P.A. Kulakovskogo v belgradskoj velikoj shkole v 1878-1882 gg. (k 100-letiyu so dnya konchiny russkogo uchenogo). Slavyanskij mir v tret'em tysyacheletii [Activities of PA. Kulakovsky in the Belgrade Great School in 1878-1882. (to the 100th anniversary of the death of a Russian scientist). In the book Slavic world in the third millennium]. Moscow, 2013, no. 8-1, pp. 77-93.

8. Kovtunova YU.V. ZHenskoe obrazovanie v Serbii vposlednej tretiXIX-nachale XX veka v opisaniyah russkih puteshestvennikov [Women's education in Serbia in the last third of the XIX-early XX century in the descriptions of Russian travelers. Magazine "Journal of the Magistracy"]. Joshkar-Ola, 2017, no. 1-1(64), pp. 23-24.

9. Baylon M. Skolske zgrade [School buildings. Building book]. Beograd, 1972, 276 p.

10. Isic M. Pismenost u Srbiji u 19. Veku [Literacy in Serbia in the 19th Century. Education with the Serbs through centuries]. Beograd, 2003, pp. 63-79.

11. Gordeev S.V. Obrazovatel'naya politika pravitel'stva nacional'nogo spaseniya v Serbii (1941 - 1944 gg.) [The educational policy of the government of national salvation in Serbia (1941 - 1944). Journal "Historical and pedagogical readings"]. Ekaterinburg, 2013, no. 17, pp. 66-73.

12. Bajbutovic Z. Arhitektura Skolske Zgrade [Architecture of School Buildings]. Sarajevo, 1983, 416 p.

Civic Education in Primary and Secondary Schools in the Republic of Serbia. Available at: https://www.unicef.org/serbia/Civic Education(1).pdf

14. Lukich D., Braevich I. Ocenivanie v serbskoj obrazovatel'noj sisteme soglasno dejstvuyushchim polozheniyam [Evaluation in the Serbian educational system according to the provisions in force. Education and training: theory, methodology and practice: materials V Intern. scientific-practical. Conf.]. Cheboksary, 2015, pp. 58-62.

15. Maksich S., Pavlovich Z. Sovremennaya shkola vperekhodnom obshchestve Serbii [Modern school in the Transitional Society of Serbia]. Volgograd, 2013, no. 2 (77), pp. 114120.

ОБ АВТОРЕ Тица Любица

Аспирант кафедры «Архитектура общественных зданий», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия e-mail: l.tica@markhi.ru

ABOUT THE AUTHOR Tica Ljubica

Postgraduate Student, Chair «Architecture of Public Buildings », Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: l.tica@markhi.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.