Научная статья на тему 'ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АРХИТЕКТУРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛ'

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АРХИТЕКТУРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
58
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / ARCHITECTURE / РАЗВИВАЮЩАЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННАЯ СРЕДА / DEVELOPING OBJECT-SPATIAL ENVIRONMENT / СОЦИАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ДИЗАЙН / SOCIO-ORIENTED DESIGN / УЧЕБНАЯ СРЕДА / LEARNING ENVIRONMENT

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Иванова Елена Владимировна

В статье рассматривается зарубежный опыт организации предметно-пространственной среды образовательных организаций и ее влияние на учебный процесс. Автор анализирует основные подходы к организации предметно-пространственной среды, дает определение социально ориентированного дизайна и рассматривает особенности его применения при трансформации и архитектурном планировании предметно-пространственной среды типовых проектов школ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

International Experience of Architectural Planning of Object-Spatial Environment of Modern Schools

The article deals with foreign experience of organization of object-spatial environment of educational institutions and its impact on the learning process. The author analyses the main approaches to the organization of object-spatial environment, gives the definition of socio-oriented design and considers the peculiarities of its application in the transformation and architectural planning of object-spatial environment of model projects of schools.

Текст научной работы на тему «ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ АРХИТЕКТУРНОГО ПЛАНИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛ»

Сравнительная педагогика

Е.В. Иванова

Зарубежный опыт архитектурного планирования предметно-пространственной среды современных школ

В статье рассматривается зарубежный опыт организации предметно-пространственной среды образовательных организаций и ее влияние на учебный процесс. Автор анализирует основные подходы к организации предметно-пространственной среды, дает определение социально ориентированного дизайна и рассматривает особенности его применения при трансформации и архитектурном планировании предметно-пространственной среды типовых проектов школ.

Ключевые слова: архитектура; развивающая предметно-пространственная среда; социально ориентированный дизайн; учебная среда.

Традиционная школьная архитектура редко бывает впечатляющей и интересной. Школьные здания очень функциональны, а их пространства нечасто бывают организованы таким образом, чтобы общаться, получать удовольствие от встречи со знаниями, заниматься любимым делом или реализовывать свои интересы. Да и в психолого-педагогической науке обычно уделяют внимание несредовым факторам обучения: стилю преподавания, методам, формам учебной работы, учебным планам и т. д. Между тем ряд исследований и международная образовательная практика социально ориентированного дизайна в социальном секторе указывает на то, что происходят значительные изменения поведения и учеников, и преподавателей после изменения самой среды школы. Архитектурная среда, многообразная по своему содержанию и формам, способствует созданию положительного эмоционального заряда у учеников, тогда как безликая и однообразная архитектурная среда может вызвать негативные эмоции, которые не будут стимулировать желание учиться и познавать окружающий мир в полной мере.

Так, Кэрол Вайнштайн обобщила основные идеи психологов применительно к физической учебной среде следующим образом:

1) хотя пространство учебной среды не является напрямую обучающим, оно может либо облегчить, либо усложнить обучение, причем как прямо, так и косвенно (громкий шум, например, может помешать передаче информации от учителя к ученику, а скучный, неопрятный, неаккуратный класс может стать символом того, что школа и учитель равнодушно относятся к учебному процессу);

2) воздействие физических черт учебной среды на обучение не универсально: они связаны и во многом определяются социальным контекстом и контекстом инструкций;

3) не существует какой-то одной, самой лучшей и единственно обучающей обстановки. Лучшая физическая обстановка — та, которая конгруэнтна с преподаваемым материалом, особенностями класса и характеристиками учителя. Таким образом, одна и та же обстановка может в одном случае улучшить результаты обучения, в другом — ухудшить;

4) обучение улучшается тогда, когда обустройство физического пространства считается таким же важным, как и другие аспекты образовательной ситуации — расписание, стиль преподавания учителя и другие факторы (цитата по: [4]).

Исследование Ю.Г. Панюковой посвящено изучению предпочитаемых и отвергаемых учениками мест в школе. В исследовании приняло участие 169 человек из общеобразовательных школ г. Красноярска. Панюкова изучала «взаимосвязь между способами пространственного структурирования школьной среды и характером отношения учащихся к конкретным местам в школе» [2: с. 132]. Было установлено, что большинство учеников предпочитают те места, которые обеспечивают приватность и свободу перемещения. Так, в исследовании было обнаружено, что «такими местами являются спортзал и так называемые маленькие кабинеты (обычно их размер не превышает половины от площади обыкновенного учебного класса), предназначенные для занятий с 10-12 учащимися. Типичным примером такого маленького кабинета является класс для занятий иностранным языком... Необходимо отметить важные характеристики организации пространства этого класса: сравнительно небольшое число учащихся; организация пространства отличается легкостью ее трансформации (воздвижение легких перегородок, перестановка мебели в случае необходимости) и возможностью свободного пространственного перемещения как учителя, так и учащихся <...> Спортивный зал есть во всех школах, где проводилось исследование, причем в некоторых — два спортзала: большой и маленький. Однако учащиеся отмечают, что именно большой спортивный зал является "самым любимым" местом в школе. Помещения для спорта являются предпочитаемыми для всех возрастных групп независимо от пола учащихся. Так, спортивный зал — любимое место для 48 % мальчиков и 25 % девочек от общего числа мальчиков и девочек младшего школьного возраста, для 38 % мальчиков и 16 % девочек младшего и среднего подросткового возраста и для 33 % мальчиков и 14 % девочек старшего подросткового возраста. Что касается "маленьких кабинетов", то их предпочитают соответственно 10 и 28 % учащихся начальной

96

вестник мгпу ■ серия «педагогика и психология»

школы, 19 и 50 % учащихся У-УП классов и 33 и 18 % учащихся УШ-ЕХ классов» [2: с. 132]. Учениками отвергаются места пространственной стесненности и места, препятствующие общению. Самые нелюбимые места школы — столовая и коридоры, так как именно здесь у учащихся возникает чувство пространственной стесненности.

Кристиан Риттельмайер исследовал восприятие школьниками фасадов и интерьеров школ. Им было обнаружено, что школа оценивается как «красивая, приветливая, гостеприимная», если она одновременно и в цветовых решениях, и формах: «1) разнообразная, дарящая богатство впечатлений и стимулирующая; 2) освобождающая и оставляющая свободным; 3) теплая и мягкая» [3: с. 77]. Эти три характеристики могут считаться критериями привлекательности школы с точки зрения школьников. Понятия «теплая и мягкая» «в случае школьных зданий связаны, прежде всего, с определенными чувствами и настроениями, которые дети могут чувствовать в вызывающих ощущениях свободы, тепло и мягко действующих помещениях школы, но это понятие не привязано непосредственно к архитектоническим деталям» [3: с. 77]. Если попросить «детей описать их представления о симпатичном им классном помещении, то чаще всего возникает как раз слово "уютность". Если детей спросить, что бы они предложили, чтобы оформить помещение уютно, то они бы конкретизировали это понятие следующим образом: зелень, цветы, рисунки, красочные стены, много дерева, мало учеников, маленькие помещения, много воздуха, уголки для уединения» [3: с. 78].

В 1970-х гг. французский социолог Анри Лефевр развил идею о том, что пространство — это не только физическое измерение, но и социальное, оно создается людьми благодаря их поведению, идеям и теориям [5: с. 32]. Пространство — часть социальной реальности, неразрывно связанное с нашими социальными установками. Если посмотреть на школу через эту призму, то ее деятельность и происходящие в ней процессы окажутся первичными по сравнению со школьным зданием и ее расположением. Устанавливая определенные правила и создавая свои ритуалы, школа как социальный институт воспроизводит сама себя. Даже если школьное здание будет разрушено, она все равно сможет восстановить свои пространственные и социальные структуры. Поэтому, даже имея в наличии типовое школьное здание, школа с традициями и историей, особой атмосферой и концепцией развития вполне может отразить все это в предметно-пространственной среде своих помещений с помощью инструментов социально ориентированного дизайна.

Социально ориентированный дизайн — это средовой, урбанистический, ландшафтный, интерьерный дизайн, направленный на улучшение жизни определенного сообщества (социальной группы) или трансформацию какого-то учреждения или территории. Часто используется в учреждениях социального сектора — школах, библиотеках, больницах, поликлиниках.

Роберт Гиффорд указывает, что цель социального дизайна — создание такого окружающего пространства, которое:

1) сочетается с деятельностью пользователей и их потребностями;

2) вызывает эмоциональную удовлетворенность у пользователей здания;

3) изменяет поведение, например, усиливает продуктивность работы на заводе, улучшает показатели учебного и внеучебного процесса в школе, повышает чувство комфорта и приватности у пожилых людей в домах престарелых;

4) усиливает персональный контроль владельцев над пространством: чем больше пользователи здания имеют возможность изменять окружающую среду, чтобы она более подходила их нуждам, тем менее стрессовой будет для них эта обстановка;

5) социально ориентированный дизайн способствует общению людей друг с другом, если они хотят общаться, и дает возможность приватности, если они хотят побыть в одиночестве;

6) помогает людям создать образ себя, свою индивидуальность, ощутить свою принадлежность данному пространству и его истории [6: с. 529].

Так, технологии социально ориентированного дизайна были применены в одной из школ Санкт-Петербурга. Творческое объединение кураторов (ТОК1) выбрало для исследования одну из самых обычных школ и попробовало реализовать основные идеи социально ориентированного дизайна в предметно-пространственной среде учреждения: ориентацию на пользователя, малый масштаб применения, низкозатратность и демократичность. Дизайнерами ТОК было предложено использовать пространство библиотеки как место тишины, куда можно приходить во внеурочное время, чтобы читать, рисовать, делать уроки. В рекреациях установить тренажеры баланса, так как они компактные и их можно доставать при необходимости, повышая физическую активность учеников на переменах. Школьный музей сделать максимально открытым и доступным, чтобы помещения можно было использовать для проведения уроков и внеурочной деятельности. А коридоры станут платформой для творчества учеников, которые могут с помощью наклеивания пленки менять орнамент стен. К сожалению, данный замысел пока не реализован и остается только проектом российских, норвежских и шведских архитекторов, дизайнеров и самих учителей и учеников школы.

Рассматривая опыт архитектурного планирования зданий образовательных организаций, применение социально ориентированного дизайна при проектировании или трансформации их предметно-пространственной среды, обратимся к опыту зарубежных, в частности скандинавских, стран.

Проект единой средней школы Saunalahti (Эспоо, Финляндия) был выполнен архитектурным бюро VERSTAS. Проект выиграл конкурс в 2007 г., а в 2012 г. школа начала свою деятельность. Педагогическая модель будущей школы послужила отправной точкой при выборе проекта. Школа Saunalahti — здание, спроектированное, чтобы поддержать педагогические идеи школы будущего (см. рис. 1).

1 ТОК — это организация, объединившая художников, дизайнеров, социологов, антропологов для разработки и реализации проектов в области культуры и искусства.

В своей работе школа делает особый акцент на новых способах получения знаний, гуманитарном образовании, физической культуре и сотрудничестве с местным сообществом. Здание школы полностью соответствует этой идее, создавая пространства для взаимодействия различных категорий людей и особую атмосферу. Актовый зал школы Saunalahti в повседневной жизни используется в качестве столовой (рис. 2). Около кабинета начальной школы Saunalahti находится мини-библиотека (рис. 3).

Рис. 1. Здание школы Saunalahti Рис. 2. Актовый зал школы Saunalahti

Рис. 3. Мини-библиотека около кабинета начальной школы Saunalahti

Пространственная организация школы такова, что позволяет использовать все школьные места нетрадиционным и креативным способами: посидеть у камина при входе в школу и пообщаться с друзьями, сразиться в бильярд на перемене, посмотреть выставку рисунков первоклассников на плазменной панели в холле, провести собрание класса в одной из рекреаций и просто полежать на мягких модулях в одном из кабинетов школы. Здание спроектиро-

вано и построено таким образом, что занятия у детей начинаются в классах с солнечной стороны и постепенно дети перемещаются по кабинетам вслед за движением солнца. Из большинства аудиторий открывается вид на улицу через стеклянные стены и большие окна.

Школа Saunalahti — многофункциональное здание для образования и культуры целого района Эспоо. В школе действует молодежный клуб (рис. 4), небольшая библиотека, выполняющая функции районной и школьной (рис. 5), помещения физкультурного зала и гимнастики активно используются жителями района для детского спорта, досуга детей и взрослых. Открытые пространства школьного здания тесно связаны с площадками внутреннего двора, выделенными для каждой возрастной группы учащихся, но являющимися частью единого целого.

Рис. 4. Клуб при школе 8аипа1аЫ:1 Рис. 5. Школьная библиотека

для подростков района (8аипа1аЫ:1)

При проектировании здания школы использовалась система цветографических средств (ЦГС) и цветовых маркеров. При разработке системы ЦГС учитывается «общая проектная концепция образовательного учреждения и "частные" концепции формирования выделенных в нем зон и их элементов: строительных конструкций, мебели, игрового, учебно-игрового и технологического оборудования...» [1: с. 96]. Этот аспект работы стал одним из важнейших в школе Sauna1ahti при организации и проектировании среды детского учреждения и был выделен в виде самостоятельного участка работы. В данном случае дизайнеры и архитекторы использовали на фасаде и в интерьерах подлинные, природные материалы, которые создают комфортную атмосферу, — теплую древесину, бетон и медь, светлый дуб, грубый красный кирпич.

Нежные цвета в здании сочетаются с реальными цветами материалов поверхностей. Более яркие цвета используются экономно и выборочно. У лестниц, холлов и рекреаций в разных частях здания есть уникальные сигнальные цвета, которые помогают при ориентации в большом здании школы: синий, желтый, зеленый, розово-сиреневый (см. рис. 6-7).

Цвет стен классов и групп детского сада белый, что соответствует финским стандартам и требованиям, предъявляемым к оформлению кабинетов школьных зданий (рис. 8).

Рис. 6. Сочетание природных цветов с яркими сигнальными обозначениями рекреаций (Saunalahti)

Рис. 7. Сочетание природных цветов Рис. 8. Стены школы Saunalahti

с яркими сигнальными обозначениями без отделки

рекреаций ^иткИ)

Другое здание принадлежит школе Suomalainen (НеЫ^т Suomalainen Yhteiskoulu), которая по праву считается одной из лучших не только в Финляндии, но и во всей Европе. Школа базируется на трех китах — высокое качество финского образования, взаимодействие (кооперация), интернационализм. В школе учатся 1150 детей, работают 80 учителей. В школе изучаются французский, немецкий, русский, английский, испанский, итальянский языки. Школа имеет давнюю историю: она была создана в 1886 г., несколько раз меняла здание, но смогла сохранить свои образовательные традиции. Все

направления учебной и внеучебной деятельности нашли свое место в кабинетах ИЗО и музыки, иностранных языков и лабораториях по химии и физике, компьютерных классах и кабинетах биологии, а умение самостоятельно получать знания и учиться самому подкрепляется открытым пространством библиотеки с интернет-зоной (рис. 9-12). Здесь так же, как и в большинстве школ Финляндии, учтены принципы открытости школьных пространств (библиотека, стеклянные перегородки в классах), персонализации (индивидуальные шкафчики учителей и учащихся), приватности (закрытая зона учительской, места для отдыха и уединения).

Рис. 9. Кабинет биологии (8иота1атеп) Рис. 10. Кабинет изобразительной

деятельности (8иота1атеп)

Рис. 11. Кабинет физики (Suomalainen) Рис. 12. Школьная библиотека

(Suomalainen)

Архитектурная студия Rosan Bosch реконструировала помещения общего пользования в школе Vittra Södermalm в Стокгольме (Швеция). Расположенная в историческом здании и рассчитанная на 350 учащихся школа преобразилась в яркую и вдохновляющую среду обучения без границ между образованием и досугом. Интерьер школы удивляет неожиданными решениями: тут представлены небольшие «пещеры» для индивидуальной работы и лучшей

концентрации, большие столы для групповых занятий, зоны с сигнальными цветами для непринужденного общения, библиотека и игровая комната. Все элементы декора рассчитаны на молодую аудиторию, дарят хорошее настроение и всячески стимулируют к общению (рис. 13-15).

Рис. 13. Места общего пользования Рис. 14. Открытое пространство

в школе УШга Sбdermalm школьной библиотеки (Vittra Sбdermalm)

Рис. 15. Зоны отдыха и общения в рекреациях школы УШга Sбdermalm

Таким образом, можно выделить характерные особенности при архитектурном планировании новых зданий современных школ в разных странах, а также при трансформации и изменениях предметно-пространственной среды уже построенных образовательных организаций:

- использование элементов социально ориентированного дизайна;

- обязательное применение цветных маркеров в оформлении лестничных маршей, рекреаций, холлов;

- социализация школьного здания для всех жителей микрорайона, где она расположена (детскую площадку, актовый зал, школьную библиотеку имеют возможность посещать все жители);

- организация свободных пространств школы таким образом, чтобы ученики могли общаться между собой, отдыхать, делать уроки;

- наличие зон комфорта и отдыха для учителей;

- наличие приватных мест для всех участников образовательного процесса;

- трансформируемость среды (подвижные перегородки, передвижные выставки, мягкие модули, передвижные книжные модули);

- персонализация пространства (наличие индивидуальных шкафчиков для всех учеников и учителей школы);

- формирование «открытых» школьных пространств (например, школьных библиотек, которые могут быть использованы для проведения уроков и мастер-классов, для кружковой работы и просто для подготовки к занятиям);

- наличие помещений, которые рассчитаны на проведение различных видов занятий с учетом возрастных особенностей (игровые, мастерские, лекционные, лаборатории и т. д.);

- активное использование мобильного оборудования в классах;

- наличие условий для ведения здорового образа жизни учащимися.

Все это позволяет детям и педагогам комфортнее чувствовать себя в здании

образовательной организации, меньше утомляться и, как следствие, повышать эффективность учебного процесса. Школа расценивается как место вдохновляющее, позволяющее творчески самореализовываться, получать яркие впечатления и знания. Именно новая школьная архитектура способна изменить типовые представления об образовании, сформировать новую систему обучения, которая будет направлена на раскрытие индивидуальности каждого ребенка.

Литература

1. Грашин А.А. Дизайн детской предметной развивающей среды: учеб. пособие. М.: Архитектура, 2008. 296 с.

2. Панюкова Ю.Г. Предпочитаемые и отвергаемые места в школе (по материалам сочинений и рисунков учеников) // Вопросы психологии. 2001. № 2. С.131-138.

3. Риттельмайер К. Архитектоника школы: как ученики переживают краски и формы. Калуга: Духовное познание, 1998. 117 с.

4. Смолова Л.В. Психология взаимодействия с окружающей средой (экологическая психология). СПб.: СПбГИПСР, 2010. 711 с.

5. Современный дизайн в социальном секторе. Новые идеи для школьных пространств. СПб.: ТОК, 2013. 86 с.

6. Gifford R. Enviromental psychology: Principies and practice. 3rd ed. Ottawa: Optimal books, 2002. 535 p.

Literatura

1. Grashin A.A. Dizajn detskoj predmetnoj razvivayushhej sredy': ucheb. posobie. M.: Arxitektura, 2008. 296 s.

2. Panyukova Yu.G. Predpochitaemy'e i otvergaemy'e mesta v shkole (po materialam sochinenij i risunkov uchenikov) // Voprosy' psixologii. 2001. № 2. S. 131-138.

3. Rittel'majer K. Arxitektonika shkoly': kak ucheniki perezhivayut kraski i formy'. Kaluga: Duxovnoe poznanie, 1998. 117 s.

104

вестник мгпу ■ серия «педагогика и психология»

4. Smolova L.V Psixologiya vzaimodejstviya s okruzhayushhej sredoj (e'kolo-gicheskaya psixologiya). SPb.: SPbGIPSR, 2010. 711 s.

5. Sovremenny'j dizajn v social'nom sektore. Novy'e idei dlya shkol'ny'x prost-ranstv. SPb.: TOK, 2013. 86 s.

6. Gifford R. Enviromental psychology: Principles and practice. 3rd ed. Ottawa: Optimal books, 2002. 535 p.

E.V. Ivanova

International Experience of Architectural Planning of Object-Spatial Environment of Modern Schools

The article deals with foreign experience of organization of object-spatial environment of educational institutions and its impact on the learning process. The author analyses the main approaches to the organization of object-spatial environment, gives the definition of socio-oriented design and considers the peculiarities of its application in the transformation and architectural planning of object-spatial environment of model projects of schools.

Keywords: architecture; developing object-spatial environment; socio-oriented design; learning environment.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.