Научная статья на тему 'Особенности восприятия городского пространства'

Особенности восприятия городского пространства Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2431
340
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕРРИТОРИАЛЬНОСТЬ / ОБЩЕСТВЕННАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ВИЗУАЛЬНАЯ ГОРОДСКАЯ СРЕДА / ВИДЕОЭКОЛОГИЯ / ИСКУССТВЕННАЯ ВИЗУАЛЬНАЯ СРЕДА / ГОМОГЕННОСТЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ / ЦВЕТОВОСПРИЯТИЕ / СИНЕСТЕЗИИ

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Прокопьева Наталья Юрьевна

Статья посвящена изучению особенностей восприятия городской среды. За последние десятилетия количество городского населения увеличилось в разы по всей стране, что породило как экономические, транспортные, жилищные проблемы, проблемы рабочих мест, детских садов и школ, так и проблемы социально-психологического характера. В этих условиях возросла необходимость конструирования городского пространства, где учитывались бы не только экономические показатели, но закладывались условия для удовлетворения материальных и социальных потребностей людей, проживающих на данной территории, для комфортного их проживания. Городское пространство есть та территория, где происходит взаимодействие между пространством и человеком, где формируется пространственное поведение человека, а это во многом зависит от того, как человек относится к этому месту, является ли оно эмоционально привлекательным для него. Городское пространство, прежде всего представляет собой визуальный образ, то, что видит человек. К визуальной городской среде относятся здания, улицы, мосты, скверы и т.п., искусственно созданная среда, но есть и естественная среда (горы, моря, реки, леса и т.п.), где человек отдыхает. В работе было высказано предположение о том, что современная городская визуальная среда представлена очень однообразно и монотонно. Гомогенная визуальная среда зачастую и порождает безучастное и обезличенное отношение людей к месту своего проживания. В результате проведённого опроса было установлено, что современные городские постройки воспринимаются нейтрально, обезличенно, официозно, т.е. наблюдается абсолютно индифферентное отношение, в отличие от более ранних построек. Важным элементом визуального городского пространства является цветовое оформление города, в работе отмечается, что при использовании цветовых сочетаний один цвет становится доминирующим и несёт основную эмоциональную нагрузку. При проектировании городского пространства важно учитывать и опираться на психофизиологические и психологические параметры, а не только на экономические показатели.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Peculiarities of Perceiving Urban Environment

The article is devoted to peculiarities of perceiving the urban environment. Over the past decade, the number of urban population has increased significantly across the country, which has produced both economic, transport, housing problems and the problems of socio-psychological nature. In these circumstances, there increased the need for the construction of urban environment, which would take into account not only economic indicators, but also the conditions to meet material and social requirements of people living in the area for their comfort. The urban environment is the area where there is an interaction between the environment and people, where their spatial behaviour forms, which largely depends on how they relate to this place, whether it is emotionally attractive to them. The urban environment is, primarily, a visual image, what a person sees. The visual urban environment includes buildings, streets, bridges, squares, etc., artificially created environment, but there is also the natural environment (mountains, sea, rivers, forests, etc.) where a person has rest. The study suggests that modern urban visual environment is presented in a very monotonous way. A homogeneous visual environment often creates an indifferent and impersonal attitude of people to their place of residence. As a result of the survey it was found that modern urban buildings are perceived in a neutral, impersonal, officious way, i.e. there is an absolutely apathetic attitude, in contrast to the earlier structures. An important visual element of urban space is the colour scheme of the city; the study states that when using the color combinations, one color becomes dominant and bears the greatest emotional effect. When designing urban environment, it is important to consider and rely on physiological and psychological parameters and not only on economic indicators.

Текст научной работы на тему «Особенности восприятия городского пространства»

УДК 159.99 Н. Ю. Прокопьева

ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ГОРОДСКОГО ПРОСТРАНСТВА

Статья посвящена изучению особенностей восприятия городской среды. За последние десятилетия количество городского населения увеличилось в разы по всей стране, что породило как экономические, транспортные, жилищные проблемы, проблемы рабочих мест, детских садов и школ, так и проблемы социально-психологического характера. В этих условиях возросла необходимость конструирования городского пространства, где учитывались бы не только экономические показатели, но закладывались условия для удовлетворения материальных и социальных потребностей людей, проживающих на данной территории, для комфортного их проживания. Городское пространство есть та территория, где происходит взаимодействие между пространством и человеком, где формируется пространственное поведение человека, а это во многом зависит от того, как человек относится к этому месту, является ли оно эмоционально привлекательным для него. Городское пространство, прежде всего представляет собой визуальный образ, то, что видит человек. К визуальной городской среде относятся здания, улицы, мосты, скверы и т.п., искусственно созданная среда, но есть и естественная среда (горы, моря, реки, леса и т.п.), где человек отдыхает. В работе было высказано предположение о том, что современная городская визуальная среда представлена очень однообразно и монотонно. Гомогенная визуальная среда зачастую и порождает безучастное и обезличенное отношение людей к месту своего проживания. В результате проведённого опроса было установлено, что современные городские постройки воспринимаются нейтрально, обезличенно, официозно, т.е. наблюдается абсолютно индифферентное отношение, в отличие от более ранних построек. Важным элементом визуального городского пространства является цветовое оформление города, в работе отмечается, что при использовании цветовых сочетаний один цвет становится доминирующим и несёт основную эмоциональную нагрузку. При проектировании городского пространства важно учитывать и опираться на психофизиологические и психологические параметры, а не только на экономические показатели.

Ключевые слова: территориальность, общественная территория, городская среда, визуальная городская среда, видеоэкология, искусственная визуальная среда, гомогенность, эмоциональная привлекательность, цветовосприятие, синестезии.

N. Iu.Prokop'eva

Peculiarities of Perceiving Urban Environment

The article is devoted to peculiarities of perceiving the urban environment. Over the past decade, the number of urban population has increased significantly across the country, which has produced both economic, transport, housing problems and the problems of socio-psychological nature. In these circumstances, there increased the need for the construction of urban environment, which would take into account not only economic indicators, but also the conditions to meet material and social requirements of people living in the area for their comfort. The urban environment is the area where there is an interaction between the environment and people, where their spatial behaviour forms, which largely depends on how they relate to this place, whether it is emotionally attractive to them. The urban environment is, primarily, a visual image, what a person sees. The visual urban environment includes buildings, streets, bridges, squares, etc., artificially created environment, but there is also the natural environment (mountains, sea, rivers, forests, etc.) where a person has rest. The study suggests that modern urban visual environment is presented in a very monotonous way. A homogeneous visual environment often creates an indifferent and impersonal attitude of people to their place of residence. As a result of the survey

ПРОКОПЬЕВА Наталья Юрьевна - к. психол. н., доцент, зав. кафедрой общей психологии СВФУ им. М.К. Аммосова.

E-mail: [email protected]

PROKOP'EVA Natal'ja Jur 'evna - PhD in psychology, Associate Professor, Chair of the department of General psychology, North-Eastern Federal University named after M. K. Ammosov. E-mail: [email protected]

it was found that modem urban buildings are perceived in a neutral, impersonal, officious way, i.e. there is an absolutely apathetic attitude, in contrast to the earlier structures. An important visual element of urban space is the colour scheme of the city; the study states that when using the color combinations, one color becomes dominant and bears the greatest emotional effect. When designing urban environment, it is important to consider and rely on physiological and psychological parameters and not only on economic indicators.

Keywords: territoriality, public territory, urban environment, visual urban environment, videoecology, artificial visual environment, homogeneity, emotional attractiveness, color perception, synaesthesia.

Введение

Согласно статистическим данным на апрель 2017 г., общая численность населения в Республике Саха (Якутия) составляет 962,8 тыс., из них 630,5 тыс. - городское население и 332,3 тыс. сельское. Если сравнить с 1917 г., то общая численность населения на тот момент составляла 264,1 тыс., из них лишь 11,5 тыс. приходилось на городское население, и 252,6 тыс. составляло сельское население. За столетие развития поселения произошли колоссальные изменения в структуре населения. Невероятно возросла численность городского населения, что требует решения ряда социально-экономических задач.

Любая территория, будь то городская или сельская, всегда оценивается её жителями с точки зрения удобства и комфортности проживания, а также рассматриваются её возможности для саморазвития. С точки зрения указанных критериев проживание в городском округе более комфортно и перспективно, чем в сельской, отсюда серьёзные миграционные потоки из района в город и далее в мега-города, где среда ещё более удобна для проживания, т. е. для удовлетворения базовых потребностей человека. В этих условиях возросла необходимость конструирования городского пространства, где учитывались бы не только экономические показатели, но закладывались условия для удовлетворения материальных и социальных потребностей людей, проживающих на данной территории, для комфортного их проживания.

Городская жизненная среда - это есть та территория, где происходит взаимодействие между пространством и человеком. Организация среды зачастую формирует и пространственное поведение человека или по-другому, территориальное поведение человека. Согласно И. Альтману, территориальность рассматривается как поведение по отношению к значимым объектам [1]. Люди используют три типа территории, которые различаются по важности для человека и возможностью контроля над ситуацией. Первичная территория наиболее важна для человека, она приватна, где он может сохранять контроль и оберегать её. К таким территориям, в первую очередь, относятся дом (жилище), а в нем может быть и спальня, и кухня. К вторичной территории можно отнести рабочее место на работе. С одной стороны, рабочий кабинет относится к общественной территории, но на данной территории есть место, «мое место», которое я способен «обустраивать» и контролировать (свое рабочее место). Таким образом, вторичная территория есть комбинация первичных и общественных территорий. Теперь рассмотрим общественные территории, которые люди используют кратковременно (но может быть часто) для своих целей. Они не являются центральными в жизни человека, здесь невозможно использовать полный контроль над территорией, как на первичной, но если человек часто использует данную территорию, то он может начать её маркировать, как бы персонифицируя общественное пространство.

Городская территория относится к общественным пространствам. Городское пространство представляет собой предметную среду, состоящую из зданий, улиц, площадей, скверов и т.п. Каждый день жители города взаимодействуют с этим пространством, выстраивают свои маршруты, создают образ города и оценивают его с точки зрения возможностей для реализации своих потребностей. Поэтому при проектировании городского пространства важно учитывать и реализовывать не только его утилитарные возможности, но и эстетические, оно должно быть комфортным, функциональным, красивым, эмоционально привлекательным.

Визуальная среда города

Визуальная среда - это все то, что окружает человека (то, что он воспринимает с помощью зрительного анализатора) в его повседневной жизни [2]. Можно выделить естественную визу-

альную среду (леса, озера, моря, горы и т. п.) и искусственную (дома, дороги, машины, мосты и т. п.).

В городском пространстве преобладает искусственная визуальная среда. По мере разрастания городских поселений визуальная среда становилась все более однообразной и типичной (перед страной стояла задача решить жилищную проблему). Приезжая в другой город, мы находили абсолютно такие же постройки, как и в своем городе. Знаменитый фильм Э. Рязанова «Ирония судьбы или с лёгким паром» как раз о такой ситуации. Приходится констатировать, что за последнее время произошло резкое ухудшение визуальной среды в местах обитания человека. В связи с этим возникло даже новое направление исследований - «видеоэкология», о взаимодействии человека с видимой окружающей средой. Впервые данный термин был предложен Филиным В.А. в 1989 г., «видео» - это все, что человек воспринимает с помощью зрительного аппарата, а экология - наука о взаимодействии человека с окружающей средой.

Как известно, среда обитания живого существа может быть гомогенной (однородной) или гетерогенной (разнородной), точно так же и визуальная среда может быть как гомогенной, так и гетерогенной. Так вот в современных городах появилось очень много однородных (гомогенных) визуальных сред, которые образованы плитами ДСП, облицовкой плитками или цветным зеркальным декором, множество прямоугольных строений, с острыми углами, заборы и т.п., этот ряд можно продолжить. Приходится констатировать, что в визуальной городской среде очень много однотипных, одинаковых, повторяющихся элементов, поэтому и возникает ощущение, что «я всегда и везде дома». Посмотрим на такую однотипность с точки зрения зрительного анализатора. Результатом зрительного восприятия является возникновение образа воспринимаемого предмета. В первые 30-50 мс происходит оценка пространственного положения, удалённости и размера. От 30 до 140 мс тратится на получение информации о параметрах движения. После этого начинается процесс спецификации формы предмета, в котором участвуют саккадические, быстрые движения глаз, с помощью которых мы фиксируем особенности или признаки предмета.

Современная визуальная среда города в силу своей однородности не позволяет зафиксировать особенности предмета, «глазу не за что зацепиться, он скользит вдоль гладкой поверхности». Монотонность видимого поля способна привносить эмоциональный дискомфорт человеку. Такая визуальная среда порождает обезличенность городов, с одной стороны, а, с другой стороны, достаточно индифферентное отношение и самих жителей. Если сравнить здание современной постройки и более ранней, то не нужно быть специалистом, чтобы увидеть различия. Во-первых, эти здания будут отличаться количеством деталей, современные здания более однородны (например, многоэтажные здания, там только одна деталь - часто повторяющиеся окна), здания более ранней постройки более гетерогенны, разнородны, с множеством декора. Во-вторых, в современной архитектуре используется много прямых линий, углов, заостренных форм и недостаточно криволинейных форм. Такую «заостренную среду» некоторые исследователи называют агрессивной, способной провоцировать агрессивность в поведении [2].

Особенности восприятия городских зданий

С этой целью нами было проведено исследование визуальной среды города Якутска, насколько эмоционально привлекательным является городское пространство. Современная архитектура города способна влиять на эмоциональное состояние человека и его поведение.

Нами было высказано предположение о том, что чем больше архитектурного декора имеет здание, тем эмоционально позитивнее оно будет восприниматься. С помощью шкал семантического дифференциала мы попросили горожан оценить несколько фотографий, на которых были представлены здания города. В опросе участвовали две группы респондентов: жители г. Якутска и центральных городов (гг. Москва, Санкт-Петербург). Выбор второй группы респондентов обусловлен тем, что у жителей центральных городов нет эмоциональной и смысловой привязки к конкретному зданию, в отличие от жителей г. Якутска.

Рис. 1. Северо-Восточный федеральный университет

При анализе групповой оценки были выделены следующие признаки: «светлый» (5,4), «чистый» (4,6), «спокойный» (4,4), «весёлый» (4,2), «добрый» (4,1). Причем все респонденты отметили светлость здания, как элемент цветового декора. При этом респонденты 1 группы отмечают такую характеристику как «весёлый», по всей видимости, это связано со смысловой нагрузкой, которую несёт данное здания. Здесь обучаются или обучались наши респонденты и весело проводили время. Респонденты 2 группы отмечают спокойствие и величавость здание, этому способствуют наличие колонной группы на переднем плане здания.

Рис. 2. Музей зарубежного изобразительного искусства

Указанное здание воспринимается как «красивое» (5,8), «интересное» (5), «светлое» (4,9), «весёлое» (4,7), «мягкое» (4,5). При этом респонденты обеих групп отмечают, что данное здание интересно рассматривать, там много деталей, «оказывается на здании есть башенки, которых я раньше не видел».

Рис. 3. Казначейство Республики Саха (Якутия)

Данное здание воспринимается противоречиво, с одной стороны, «чистое» (5,3), а, с другой стороны, «злое» (3) и «жёсткое» (2,9). Если жители г. Якутска отмечают современность здания, то жители центральных городов, которые не имеют представления о том, что это за здание и в каком окружении оно находится, выделяют такие характеристики как «жёсткое» и «злое».

Рис. 4. Жилой дом

Указанное здание воспринимается так же весьма противоречиво, с одной стороны, «чистое» (4,9), а с другой стороны, «тревожное» (2,8) «чужое» (2,6). При оценке данного здания все респонденты были единодушны, отмечалось современность здания, которая отразилась в такой характеристике, как чистота, и все отметили тревожность и чуждость здания, «если это жилой дом, то не очень-то я хотел бы в нем жить».

В городском пространстве достаточно много сохранилось деревянных зданий, и для сравнения мы попросили оценить деревянное здание.

Рис. 5. Деревянное здание

Деревянное строение воспринимается как «доброе» (4,4), «мягкое» (4,1), «родное» (4), с другой стороны, как «грязное» (2,8) и «тёмное» (2,6). Такое противоречивое восприятие, как нам кажется, связано с материалом, из которого построено здание, это дерево. Деревянный дом в нашем сознании «хороший дом, чистый дом, дышащий, экологически чистый», мы с любовью относимся к дереву, как живому существу. А бетон, цветные панели на зданиях относятся к неживому и воспринимаются нами достаточно обезличенно, чтобы компенсировать такую обезличенность, большое значение имеет обустройство придомовых территорий, засаженных живыми растениями и деревьями.

Проведённый анализ показал, что современные здания «из стекла и бетона» воспринимаются окружающими по большей части нейтрально, обезличенно, как неродное, чужое, тре-

вожное, официозное. Из положительных характеристик выделяют только одну характеристику - чистоту. Здания 50-60 годов постройки воспринимаются как красивые, интересные, светлые, мягкие. С чем это связано? Современные здания гомогенные, однородные, обладающие часто повторяющимся, одинаковым декором, в отличие от зданий более ранней постройки, где имеются выразительные элементы, декор в виде колонн, необычное оформление окон, арки, завитушки и т.п. Мы восхищаемся архитектурой старинных городов, где каждое здание имеет свою историю и неповторимый декор, который интересно рассматривать, чего нельзя сказать о большинстве современных зданий. Как недавно было отмечено, можно восхищаться уровнем технического мастерства строителей, но совершенно нечем любоваться.

Цветовое оформление города

К визуальной среде относится и цветовое оформление города, которое, по нашему ощущению, осуществляется по остаточному принципу. Цвет играет большую роль в жизни человека, он способен как поднимать настроение, так его и подавлять. А в условиях «длинной зимы», где световой день очень короткий, это может сильно влиять на эмоциональное состояние окружающих.

Цвет по-особенному действует на человека, он создаёт определённый настрой и образ, влияет на дальнейшие действия человека. Всё, что видит человек вокруг себя - расцвечено. Цвет окружает и сопровождает человека повсюду. Феномен цветовосприятия и особенности взаимодействия человеческого организма с цветом издревле интересовало ученых. Была замечена тесная связь между психикой и цветом. Установлено, что уравновешенная в цветовом отношении среда привлекает, создаёт творческую атмосферу, успокаивает и улучшает отношения между людьми.

Каждый цвет оказывает на человека определённое эмоциональное влияние, а сочетание цветов может значительно изменять эмоциональный настрой. Как можно заметить, в цветовом оформлении города часто преобладают цветовые сочетания, которые иногда кажутся «соединение несочетаемого». Согласно Р. И. Мокшанцеву, наиболее несочетаемым для восприятия является жёлтый на красном, наиболее благоприятным - синий на белом. [3] Рассмотрим ещё несколько сочетаний и их ассоциации. Так, сочетание коричневого и серого, коричневого и красного, чёрного и серого, чёрного и желтого вызывает печаль, безразличие, тревогу. Сочетание синего и зелёного ассоциируется со спокойствием, уверенностью, синий и красный вызывают возбуждение и радость, но некоторые оттенки красного в таком сочетании могут вызывать сильное раздражение. Если в цветовом сочетании доминирует зелёный цвет, то он ассоциируется со спокойствием и уверенностью.

Безусловно, каждому цвету соответствует определённый эмоциональный фон, настрой. По мнению В.Ф. Петренко, механизмами, реализующими это соответствие, являются механизмы синестезии. Феномен синестезии заключается в том, что ощущения одной модальности оцениваются и описываются в категориях другой нервной системы (бархатный голос, кислая физиономия и т.п.). [4] Как уже отмечалось, каждый цвет оказывает на человека определённое эмоциональное влияние. Сочетания же цветов могут приобретать абсолютно новый, неожиданный смысл. При восприятии цветовых сочетаний наблюдается доминирование одного цвета над другим в зависимости от различных обстоятельств. При проектировании городского пространства, при его цветовом оформлении важно вписывать каждый элемент в окружающую среду, чтобы он не диссонировал с другими элементами пространства.

Заключение

При создании городской среды важно учитывать не только социально-экономические показатели, но и социально-психологические. В первую очередь, любое поселение необходимо организовывать так, чтобы была возможность для реализации потребностей человека. Например, потребность в комфортном, красивом и функциональном окружении - это разнородность элементов среды (фонтаны, малая архитектура, дорожки, удобные переходы, функциональная разнородность зданий и т. п.). Возможность пообщаться с друзьями, родственниками, коллегами - это скверы, скамейки, т. е. места для общения и т. п.

Городское жизненное пространство должно быть не только направлено на создание условий для реализации потребностей человека, но и строиться с учётом психофизиологических закономерностей человека, чтобы визуальная городская среда была эмоционально-притягательной для него.

Литература

1. Смолова Л. В. Введение в психологию взаимодействия с окружающей средой. - СПб.: Речь, 2008.384 с.

2. Филин В. А. Видеоэкология: что для глаза хорошо, а что-плохо. - М: Изд. 3-е, 2006. -512 с.

3. Мокшанцев Р. И. Психология рекламы. - М.: Инфа-М, 2000. - 230 с.

4. Петренко В. Ф., Кучеренко В. В. Взаимосвязь эмоций и цвета// Вестник МГУ Сер.14. Психология. - 1988. - №3.

References

1. Smolova L. V. Vvedenie v psihologiju vzaimodejstvija s okruzhajushhej sredoj. - SPb.: Rech', 2008. -384 s.

2. Filin V. A. Videojekologija: chto dlja glaza horosho, a chto-ploho. - M: Izd. 3-e, 2006. -512 s.

3. Mokshancev R. I. Psihologija reklamy. - M.: Infa-M, 2000. - 230 s.

4. Petrenko V. F., Kucherenko V. V. Vzaimosvjaz' jemocij i cveta// Vestnik MGU. Ser.14. Psihologija. -1988. - №3.

^iMSr^Sr

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.