ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ, ПСИХОЛОГИЯ личности
шм
Ц) Check for updates Научная статья
УДК 159.9
https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-89-98
Особенности восприятия физического образа Я у девушек-студенток
Анастасия О.
Донской государственный технический университет, Российская Федерация, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1
Аннотация
Введение. Восприятие своего физического образа является одним из важнейших компонентов самосознания современных девушек. Восприятие своего тела оказывает влияние на эмоциональную сферу личности, профессиональное самоопределение и межличностное взаимодействие. Настоящая статья направлена на изучение восприятия физического Я в современной психологии. Результаты исследования могут быть применены в коррекционной работе психологов.
Цель. Выявить особенности восприятия физического образа Я у девушек-студенток.
Материалы и методы. В ходе исследования были опрошены студенты очной формы обучения по программе бакалавриата. В рамках эмпирического исследования были использованы следующие стандартизированные методики: «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири, «Опросник образа собственного тела» О. А. Скугаревского и С. В. Сивуха и «Методика исследования самоотношения» В. В. Столина. В ходе обработки данных применялся Т-критерий Вилкоксона для сравнения выборок с попарно сопряженными вариантами, U-критерий Манна-Уитни, метод ранговой корреляции Спирмена, Н-критерий Краскела-Уоллиса, критерий расчета Z-преобразования Фишера для сравнения 2-х корреляций (2-х выборок), метода факторизации данных. Данные обрабатывались при помощи компьютерной программы «SPSS» 17.0 for Windows». В исследовании приняли участие 60 студенток различных курсов обучения в возрасте от 17 до 25 лет.
Результаты исследования. В результате проведенного исследования нами были выдвинута и подтверждена гипотеза о взаимосвязи показателей самоотношения у девушек-студенток с особенностями восприятия своего образа. Новизна исследования состоит в том, что в работе впервые сформулирован и апробирован пакет психодиагностических методик, направленных на выявления особенностей восприятия физического образа Я у девушек-студенток.
Обсуждение и заключение. Были выявлены показатели самоотношения, связанные с особенностями восприятия своего внешнего образа. Обнаружена взаимосвязь между удовлетворенностью своим телом и психологическими профилями социальных ориентации.
Ключевые слова: физическое Я, самоотношение, социальные ориентации, образ тела, образ тела у девушек
Для цитирования. Гостева, А. О. (2023). Особенности восприятия физического образа Я у девушек-студенток. Инновационная наука: психология, педагогика, дефектология, 6(4), 89—98. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-89-98
©ГостеваА. О., 2023
Original article
The Physical Self Perception Characteristics in Girls Studying at a University
Anastasia O. Gosteva
Don State Technical University, 1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, Russian Federation
В [email protected] Abstract
Introduction. The perception of one's physical image is one of the most important self-awareness components in modern girls. The perception of the body influences the individual's emotional sphere, professional identity, and interpersonal interaction. Our work is devoted to the study of physical self perception in modern psychology. The results can be applied throughout an intervention program developed by psychologists.
Purpose. In our article, we will identify the characteristics of physical self perception in female students. Materials and Methods. In the course of the research, full-time undergraduate students were surveyed. For the empirical study, the following methods were used: "Interpersonal Diagnosis of Personality" by T. Leary, "Body Image Questionnaire" by O. A. Skugarevsky and S. V. Sivukha, "Self-Attitude Test Questionnaire" by V. V. Stolin. For data processing, we used the Wilcoxon T test was to compare samples with pairwise conjugate variants, the Mann-Whitney U test, the Spearman rank correlation, the Kruskal-Wallis H test, the Fisher Z transformation to compare 2 correlations (from 2 samples), as well as the data factorization method. The data were processed with "SPSS" 17.0 for Windows. 60 female students from various courses from 17 to 25 years of age participated in the study.
Results. We formulated and confirmed a hypothesis on the relationship between self-attitude indicators in female students and their physical self perception characteristics. We designed and tested a package of psychodiagnostic techniques for identifying the physical self perception characteristics in female students for the first time. Therefore, it justifies the novelty of our work.
Discussion and Conclusion. Indicators of self-attitude related to physical self perception characteristics were identified. We found the relationship between satisfaction with one's body and psychological profiles of social attitudes.
Keywords: physical self, self-attitude, social attitude, body image, body image in girls
For citation. Gosteva, A. O. (2023). The Physical Self Perception Characteristics in Girls Studying at a University. Innovative Science:psychology, pedagogy, defectology, 6(4), 89-98. https://doi.org/10.23947/2658-7165-2023-6-4-89-98
Введение
Для современного человека его тело стало тем существенным условием, которое во многом определяет профессиональную, социальную и личностную успешность. Можно сказать, что представления о теле являются сегодня одним из аспектов социальных представлений о человеке и его месте в обществе (Барышева, Ожигова, 2021). Действительно прослеживается явная тенденция роста потребления услуг, ориентированных на удовлетворение потребности в формировании здорового и красивого тела: спортивные секции и залы, домашние тренажеры, диетическое питание, услуги по коррекции фигуры самыми разнообразными способами и т. д. (Леонова, 2022).
Внешность человека подвергается постоянной социальной оценке, которая оказывает существенное влияние на формирование самовосприятия индивида. Культурно обусловленные эталоны и стандарты красоты, социальные установки и ожидания, стереотипные реакции других предъявляют человеку требования соответствовать некоему идеалу (Белогай, Морозова, 2017). Транслируемые эталоны внешнего вида формируют у девушек представления о нормальной привлекательности, что составляет фундамент концепции образа тела (Арендачук, 2017).
В исследованиях отечественных ученых тело рассматривается как объект, в котором воплощается интери-оризация социального (Лоншакова, Шевкова, 2013). Представления о теле носят исторически обусловленный характер. В исследованиях Р. Бернса, В. В. Сталина, А. А. Бодалева и др., подчеркивается, что размеры тела и его форма служат важнейшим источником формирования представления о собственном Я.
К. Н. Белогай, Т. И. Леонова, И. С. Морозова, Е. W. Mathes., A. Kahn., и др. в своих исследованиях показывают, что физическая привлекательность становится немаловажным фактором оценки своего тела, в особенности для девушек. Проявляясь в межличностных отношениях, она служит положительным подкреплением восприятия своего Я как принимаемого и привлекательного.
Самопрезентация играет исключительную роль в формировании «женского» типа характера. В работах Н. В. Багулиной, Г. Г. Гореловой и др. показано, что сформированное представление и отношение к образу тела является одним из ярких примеров самопрезентации (Багулина, 2011; Зацепина, Горелова, 2022; Кузьмина, 2023).
Особенности влияния самоотношения на уровень психологического благополучия стали предметом пристального внимания со стороны таких авторов как Н. А. Барышева, И. И. Еремина, Л. Б. Козьмина (2023),
Л. Н. Ожигова, М. С. Ситцева, А. В. Хавыло. Авторами отмечается влияние самооценки, тревожности, эмпатии на формирование внутриличностного конфликта, который сопровождается проявлением агрессии и чувством вины (Еремина, 2021).
Влияние способности удовлетворять межличностные потребности в отношениях на склонность прибегать к дезадаптивным пищевым практикам нашло отражение в работах многих исследователей, как отечественных, так и зарубежных (Арендачук, 2017); Барулина, 2011; Каменецкая, 2014; Лоншакова, 2013; Goldsmith, 2013; Hill, 2015; Keeshin, 2012; Latzer, 2009; Yanez, 2009). Авторы утверждают, что ощущение собственной несостоятельности, берущее начало во взаимодействии с родительской семьей, далее находит отражение в избегании близких отношений и может привести
к ограничительному пищевому поведению (Каменецкая, Ребенко, 2014). Также подчеркивается роль недостаточно сформированных компетенций в области саморегуляции в близких отношениях, что создает почву для использования пищи в целях регуляции эмоций.
Остается мало изученным вопрос о том, какое влияние на девушек может оказывать восприятие своего тела. В этой связи, в рамках эмпирического исследования согласно заявленной теме нами была поставлена следующая цель — выявить особенности восприятия физического образа Я девушек-студенток в связи с уровнем их самоотношения и социальными ориентациями.
Нами были выдвинута следующая гипотеза исследования: возможно, у девушек-студенток показатели самоотношения могут быть связаны с особенностями восприятия своего образа.
Материалы и методы
Объектом эмпирического исследования выступили девушки-студентки очной формы обучения гуманитарного факультета. В исследовании приняли участие 60 студенток в возрасте от 17 до 25 лет.
Теоретико-методологическую основу исследования составили: 1) теория Я-концепции Р. Бернса; концепции, раскрывающие Я-образ (А. А. Бодалев, В. В. Столин); 2) учения, изучающие представления о своем теле, его размерах, форме, привлекательности, которые служат важнейшим источником формирования представления о собственном Я (Е. Т. Соколова, В. С. Мухина, И. И. Чеснокова, М. Владимирова, И. С. Кон, А. Ш. Тхостов, А. А. Налчаджян, А. Г. Черкашина, В. И. Черкашин и др.); 3) знания об акцентуациях характера учащихся позволят улучшить их учебную мотивацию, и тем самым повысится общий уровень успешности обучения.
В исследовании использованы следующие психодиагностические методики:
— для оценки образа собственного тела была использована методика О. А. Скугаревского и С. В. Сивуха;
— с помощью методики «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири были выявлены представления субъекта о своем реальном и идеальном образе Я;
— для исследования самоотношения была использована методика В. В. Сталина.
Процедура исследования носила характер групповой работы. Прохождение всех этапов исследования с одним студентом занимало примерно 2 часа, с учетом экспертной оценки педагогом-психологом.
Репрезентативность выборки определяется количеством участников (необходимой и достаточной выборкой).
Благодаря данным, полученным с помощью методики «Опросник образа собственного тела», мы смогли условно разделить участников исследования на две равные группы по 30 человек. В первую группу попали девушки, которые полностью не удовлетворены своим телесным образом. Ко второй группе мы отнесли девушек, удовлетворенных телесным образом Я, выявив при этом две подгруппы: 1 — девушки полностью удовлетворенные своей внешностью и 2 — девушки, которые в целом удовлетворены внешним обликом, но согласны что-то в нем подкорректировать. Таким образом, вся выборка была поделена на три группы.
Результаты исследования
В ходе исследования подтвердилось наше предположение о том, что девушки могут различаться уровнем удовлетворенности своим телесным образом Я, о чем свидетельствуют результаты теста «Отношение к своему телу».
У выделенных групп девушек были изучены показатели самоотношения. Согласно полученным результатам, девушек с заниженным уровнем самоотношения выявлено не было. Данные представлены на рисунке 1.
Все респонденты в целом положительно относятся к своему собственному Я. Интересно то, что в группе респондентов, неудовлетворенных внешним образом, уровень самоотношения выше, чем у студенток, которые в целом (частично) удовлетворены своей внешностью.
Разница показателей была замечена также по шкале «Самоуважение». Показатели группы удовлетворенных своей внешностью студентов близки к показателям неудовлетворенных своим физическим Я. Здесь мы говорим о вере опрошенных в свои силы, их самостоятельность, понимании себя. Наше предположение о том, что показатели удовлетворенных своей внешностью девушек будут выше по шкале «самоуважение», полностью подтвердилось.
Анализируя представленный на первом рисунке график, можно заметить, что только по шкале «Отношение других» группа неудовлетворенных внешностью испытуемых имеет показатели выше, чем у других групп. Таким
образом, респонденты этой группы ожидают от окружающих позитивного или негативного отношения к себе, оно является для них более значимым фактором, чем для девушек, удовлетворенных своим внешним видом.
Рисунок 1
Распределение респондентов в зависимости от уровня удовлетворенности собственным телом (в %)
50 %
40 %
50 %
30 % 35 %
20 %
15 %
10 %
0 %
Полностью удовлетворены телом Удовлетворены телом Не удовлетворены телом
Однако, по шкале «Ожидание положительного отношения других» у девушек, полностью удовлетворенных своей внешностью, наблюдается наивысший балл. Отметим также и то, что у этих девушек наблюдается наивысший уровень самоинтереса. Девушкам этой группы свойственно стремление получать информацию о себе, им интересно изучать свой внутренний мир и анализировать свои возможности, поступки и личностный потенциал.
Показатели, характеризующие межличностные отношения, в реальном образе Я девушек находятся в пределах средних значений. Наибольшие различия наблюдаются по шкале «альтруистический». Остальные значения не имеют значимых различий.
Нами были выявлены отличия между этими группами в реальном и идеальном представлении о себе. Идеальный профиль межличностных отношений у девушек с разной степенью удовлетворенности своим внешним образом имеет больше различий. Девушки с полностью удовлетворенностью своим телом хотят быть в общении с другими более авторитарными, чем девушки двух других групп.
Низкие показатели альтруистичности выявлены в группе наиболее удовлетворенных своей внешностью девушек. Обратим внимание на то, что у всех респондентов показатели по данной социальной ориентации занимают среднее положение. В реальном представлении о себе опрошенные считают себя более сочувствующими к окружающим и способными помогать другим
Все девушки из нашей выборки независимо от степени удовлетворенности своим внешним обликом склонны к соперничеству, об этом нам говорят показатели по шкале «эгоистический». Баллы по шкалам «подозрительный» и «зависимый» также имеют незначительное расхождение. Это говорит нам о том, что девушки могут проявлять критичность в социальном взаимодействии, однако проявляют это достаточно мягко, с ними комфортно общаться, окружающие часто просят у них помощи и совета.
Также из графика видно, что результаты девушек первой группы стремятся к наименышему уровню агрессивности. Им хочется быть менее требовательными и прямолинейными в общении со своим окружением, испытывают желание тактично проявлять свою настойчивость и энергичность. Девушки двух других групп получили похожие между собой результаты по данной шкале. В идеальном представлении о себе эти девушки могут проявлять раздражительность, ироничность, однако, если сравнивать эти результаты с реальным представлением о себе, то можно заметить, что в идеальном Я эти показатели немного ниже.
По шкале «подчиняемый» самый высокий балл получила группа девушек, в целом удовлетворенная своим обликом (1 группа). Они хотят видеть себя скромными, робкими и эмоционально сдержанными девушками. Отмечается их покорность и стремление к послушанию. Девушки 1 группы наименее склонны к полной покорности, они стремятся иметь собственное представление о происходящем, а не подчиняться любому указанию.
Девушки 1 группы получили наименьшие баллы по шкалам «альтруистичный» и «дружелюбный». Таким образом, мы можем отметить, что эти девушки не стремятся проявлять мягкосердечность и чрезмерное дружелюбие к каждому человеку. Они готовы помогать в рамках своих возможностей, уважать интересы группы, возможно, идти в некоторых ситуациях на компромиссы. Остальные девушки стремятся к гибкости в межличностных отношениях, проявлять активную помощь и заботу об окружающих.
Таким образом, психологические профили социальных ориентаций у девушек с разной удовлетворенностью своим телом имеют определенные различия, о чем свидетельствуют результаты диагностики.
Для анализа взаимосвязи между степенью удовлетворенности девушек своим внешним видом, реальным представлением о своем Я и идеальным образом себя, мы занесли данные в таблицу. Для лучшего понимания взаимосвязей данной выборки девушек, мы составили таблицу 1.
Таблица 1
Взаимосвязи степени удовлетворенности своим внешним видам и представлением о своем идеальном и реальном Я
Вся выборка Т Ъ р-уа1ие
Авторитарный (Р) & Авторитарный (И) 301,000 0,762 0,446
Эгоистичный (Р) & Эгоистичный (И) 295,000 1,095 0,274
Агрессивный (Р) & Агрессивный (И) 230,000 1,618 0,106
Подозрительный (Р) & Подозрительный(И) 223,000 2,139 0,032
Подчиняемый (Р) & Подчиняемый (И) 348,000 0,833 0,405
Зависимый (Р) & Зависимый (И) 321,500 0,711 0,477
Дружелюбный (Р) & Дружелюбный (И) 159,500 3,060 0,002
Альтруистический (Р) & Альтруистический (И) 163,500 2,481 0,013
Полученные результаты позволяют заключить то, что девушкам хочется видеть себя менее обидчивыми, им хочется меньше сомневаться в правильности принятых решений, они стремятся снизить уровень подозрительности. В идеальном представлении о своей личности девушкам хочется проявлять больше доминирования, чем есть на самом деле в их представлении о себе. Такие же результаты получены при расчете показателей по фактору «дружелюбие». Однако, преобладает все-таки у девушек показатель доминирования.
Высокая разница показателей замечена при сопоставлении данных реального и идеального Я по шкале «дружелюбный». Мы можем говорить о том, что все девушки нашей выборки стремятся проявлять больше гибкости в общении с окружающими, они способны идти на компромиссы, открыты для получения новой информации. Девушкам кажется, что их реальное восприятия себя недостаточно соответствует данным критериям, что и вызывает такую разницу в баллах.
Похожую ситуацию мы наблюдаем по шкале «альтруистический», где заметны расхождения между реальным и идеальным восприятием девушками себя. Им хочется быть более эмоциональными и сострадательными по отношению к окружению. Девушкам свойственно иногда действовать вопреки своим интересам, если они буду противоречить интересам других людей.
Для анализа различий профилей, мы разделили всю выборку на две группы: 1 — удовлетворенные своим внешним обликом девушки и 2 — девушки, которые не удовлетворены своей внешностью. Данные первой группы представлены в таблице 2.
Изучая данные таблицы, мы видим, что у девушек преобладает показатель доминирования, причем как в реальном, так и в идеальном восприятии своей личности. Почти все девушки первой группы стремятся снизить уровень агрессивности, предъявлять меньше требований к себе и окружающим, стать более терпимыми и мягкими в общении. Можно предположить, что эта группа девушек испытывает потребность в социальном одобрении и принятии.
Показатели по шкалам «дружелюбный» и «альтруистичный», как и во всей выборке выше в идеальном представлении о себе. Причем показатель дружелюбия приближен в идеальном Я этой группы к высоким показателям. Можно говорить о том, что в своем стремлении помогать и заботиться об окружающих, девушки иногда могут быть несдержанные в проявлении своего дружелюбия.
Таблица 2
Личностный профиль социальных ориентации девушек, удовлетворенных своим внешним обликам
Удовлетворенные Т ъ р-уа1ие
Авторитарный (Р) & Авторитарный (И) 49,500 1,278 0,201
Эгоистичный (Р) & Эгоистичный (И) 69,000 1,046 0,295
Агрессивный (Р) & Агрессивный (И) 42,000 2,133 0,033
Подозрительный (Р) & Подозрительный(И) 59,500 1,429 0,153
Подчиняемый (Р) & Подчиняемый (И) 98,500 0,243 0,808
Зависимый (Р) & Зависимый (И) 57,000 1,241 0,215
Дружелюбный (Р) & Дружелюбный (И) 27,000 2,548 0,011
Альтруистический (Р) & Альтруистический (И) 36,000 2,374 0,018
Данные по шкале «альтруистичный» имеют не такие высокие различия, однако они являются достаточно значимыми. У этой группы респондентов наблюдается готовность помогать и сочувствовать нуждающимся, они открыты для мира, отличаются легкостью в общении. Для лучшего понимания взаимосвязей данной выборки девушек, мы составили таблицу 3.
Таблица 3
Личностный профиль социальных ориентаций девушек, неудовлетворенных своим внешним обликам
Неудовлетворенные Т Ъ р-уа1ие
Авторитарный (Р) & Авторитарный (И) 103,000 0,075 0,940
Эгоистичный (Р) & Эгоистичный (И) 81,000 0,563 0,573
Агрессивный (Р) & Агрессивный (И) 75,000 0,071 0,943
Подозрительный (Р) & Подозрительный(И) 55,000 1,610 0,107
Подчиняемый (Р) & Подчиняемый (И) 72,500 1,213 0,225
Зависимый (Р) & Зависимый (И) 99,500 0,205 0,837
Дружелюбный (Р) & Дружелюбный (И) 59,000 1,717 0,086
Альтруистический (Р) & Альтруистический (И) 51,500 0,853 0,394
В отличие от первой группы, группа девушек, не удовлетворенных своим вешним обликом, не испытывает противоречий между идеальным и реальным представлением о своей личности, наблюдается гармоничность по всем показателям, в поведении у них преобладает дружелюбный стиль поведения, они уверены в своих силах, могут отстоять свое мнение.
Респонденты имеют одинаковый показатель уровня агрессивности, что говорит о том, что реальное Я соответствует идеальному представлению о себе. Низкий показатель в обоих случаях описания своей личности был получен по шкале «подчиняемый». Девушки отличаются силой воли, активно участвует в межличностном взаимодействии, могут проявлять как свою силу, так и мягкость, в зависимость от происходящей ситуации.
Уровень зависимости от кого-либо также занимает низкую позицию. Девушки отличаются независимостью в поведении и образе мысли, они могут как помогать окружающим своим советам, так и принимать помощь от других. Как и в предыдущих группах, отмечается стремление повысить уровень своего дружелюбия. Они также отличаются энтузиазмом в достижении поставленных целей и умением создать комфортную атмосферу для себя и окружающих. Можно предположить, что такие различия социальных ориентаций между группами удовлетворенных и неудовлетворенных своей внешностью девушек объясняется желанием компенсировать свои недостатки.
Результаты статистической оценки значимости различий между группами по критерию Краскела-Уоллиса мы представили в таблице 4.
С помощью критерия Манна-Уитни с критическим значением 0,05, мы провели попарное сравнение результатов группы. Можно отметить различия девушек с полной удовлетворенностью своим телом в идеальном представлении себя, которое касается агрессивности. Они стремятся снизить уровень агрессивности (заметим, что и в реальном представлении этот показатель имеет относительно низкое значение). В реальном представлении о своей личности девушки отмечают, что считают себя излишне напористыми, несдержанными и вспыльчивыми. В идеальном видении себя им хочется проявлять больше дружелюбия и чаще идти на компромиссы. В двух других группах не было замечено значительных расхождений в этом показателе.
Таблица 4
Результаты сравнения агрессивности (И) с помощью критерия Краскела-Уолиса
Depend.: Code Sum of Mean
Агрессивный (И)
Полная удовлетворенность 1 64,0000 10,66667
Удовлетворенность телом 2 341,5000 24,39286
Неудовлетворенность телом 3 414,5000 20,72500
Как было сказано ранее, мы также разделили всю выборку на три группы по степени выраженности аутосим-патии. В ходе исследования были выявлены различия по степени самоуверенно™, самопонимания и дружелюбия. Полученные данные мы представили в таблице 5.
Таблица 5
Результаты сравнения самоуверенности с помощью критерия Краскела-Уолиса
Depend.: Code Sum of Mean
Самоуверенность
Аутосимпатия выражена ярко 1 430,0000 28,66667
Аутосимпатия выражена 2 223,0000 20,27273
Аутосимпатия выражена слабо 3 167,0000 11,92857
Аналогичным способом мы провели сравнение данных. Была выявлена взаимосвязь между показателями ау-тосимпатии и самоуверенности. Мы можем говорить о том, что чем выше у девушек уровень аутосимпатии, тем увереннее они чувствуют себя. Они умеют объективно оценить свои успехи, при этом тенденции к обесцениванию достигнутых результатов у них не наблюдается.
Уверенность в своих силах сказывается и на восприятии человека окружающими. Уверенность в своих возможностях отражается в поведении человека и его отношении к поставленным задачам. В этом случае чем выше эта уверенность, тем охотнее личность будут работать с новыми задачами. Это заметно окружающим, именно поэтому они начинают более лояльно относиться к ошибкам человека, что в дальнейшем способствует лучшим результатам. Похожие взаимосвязи были выявлены по шкале «самопринятие». Эти данные представлены в таблице 6.
Таблица 6
Результаты сравнения уровня самопринятия с помощью критерия Краскела-Уолиса
Depend.: Code Sum of Mean
Самопринятие
Аутосимпатия выражена ярко 1 411,0000 27,40000
Выражена аутосимпатия 2 244,0000 22,18182
Низкий показатель выраженности 3 165,0000 11,78571
Благодаря сравнительному анализу, проведенному при помощи критерия Манна—Уитни, также была установлена взаимосвязь самопринятия девушек и их аутосимпатии. При высоком уровне аутосимпатии, самопринятие также имеет высокий показатель. Отметим, что группа девушек с наименьшей аутосимпатией имеют наиболее низкий показатель по шкале самопринятие. Показатели остальных групп находятся в пределах нормы. Девушки с низкими показателями аутосимпатии имеют сложности с объективной оценкой своих талантов, принятием своих особенностей, достоинств и недостатков.
Предварительная проверка распределения случайных величин на нормальность по основным диагностическим шкалам заявленных методик показала, что в большинстве случаев распределение соответствует нормальному, однако есть шкалы, где распределение не подчиняется закону нормального распределения. В этой связи исследование взаимосвязи переменных проводилось при помощи непараметрического коэффициента корреляции Спирмена. Результаты корреляционного анализа внутри первого кластера представлены в таблице 7.
Согласно полученным данным, шкала «самоотношение» у респондентов имеет отрицательную связь с показателями подозрительности в реальном ощущении себя у девушек. Обратная связь отмечается между показателями самоинтереса и подозрительности, но уже в идеальном представлении девушек о себе. Достоверную обратную связь имеет показатель самообвинения с зависимым поведением в реальном представлении о физическом
образе Я. Прямая связь также была выявлена между показателями «самопонимание» и «авторитарность» в своем желаемом образе девушек. Показатели самопонимания и агрессивности в идеальном представлении о себе девушек также коррелируют положительно.
Таблица 7
Результаты корреляционного анализа между показателями самоотношения и межличностных отношений в реальном и идеальном образе Я
Pair of Variables Spearman t(N-2) p-value
Самоотношение & Подозрительный (Р) -0,373 -2,482 0,018
Самоинтерес & Подозрительный (Р) -0,386 -2,579 0,014
Самообвинение & Зависимый (Р) 0,372 2,473 0,018
Самопонимание & Агрессивный (И) 0,360 2,376 0,023
Самопонимание & Авторитарный (И) 0,487 3,441 0,001
Также заметны взаимосвязи, которые, на наш взгляд, могут иметь большую выраженность при большем числе респондентов. Например, отмечается прямая взаимосвязь между показателями самопонимания и дружелюбия в реальном Я девушек и зависимости. Показатели по шкале «самопонимание» имеют положительную связь с представлением о зависимом отношении в реальном Я девушек. Отрицательная связь наблюдается между самопринятием и идеальным представлением о себе по шкале «дружелюбие».
Обсуждение результатов
В ходе нашего исследования была выявлена взаимосвязь между показателями аутосимпатии и самоуверенности. Также было обнаружено, что показатели самоотношения девушек-студенток связаны с особенностями восприятия своего образа. Эти данные согласуются с результатами, полученными Леоновой (2022), Белогай и Осиповой (2019). Исходя из этого, мы можем предположить, что в современном обществе удовлетворенность образом тела оказывает влияние на социальные ориентации девушек.
В целом, полученные результаты не противоречат существующим подходам к изучению самоотношения и эмпирическим данным исследований последних лет, при этом расширяя представления об особенностях восприятия своего телесного образа Я девушками.
Ограничением нашей работы является выбор респондентов, так как в исследовании приняли участие только девушки, которые в настоящее время получают высшее образование. Дальнейшее изучение особенностей восприятия физического образа Я должно заключаться в расширение выборки за счет привлечения к исследованию работающих девушек и юношей.
Полученные результаты могут быть использованы при исследованиях в области восприятия собственного тела и в коррекционной работе психологов. Также данное исследование может быть полезно в работе педагогов и психологов, так как проблематика рассматривается с помощью различных подходов.
Эмпирическое исследование особенностей восприятия своего физического образа Я девушек студенток юношеского возраста показало, что:
- девушки-студентки отличаются уровнем отношения к своему телесному образу на уровне абсолютных значений, однако статистически значимых различий в данной выборке испытуемых между уровнями удовлетворенности своим телом не выявлено, что может говорить о наличии тенденции к выраженным различиям;
- группа девушек с высоким уровнем удовлетворенности своим физическим образом испытывает потребность в социальном одобрении и принятии. Самый низкий показатель реального дружелюбия отмечается в группе девушек с наивысшим показателем аутосимпатии, а девушки с наименьшим количеством баллов по данному показателю имеют самую высокую оценку восприятия своего реального дружелюбия.
Показатели самоотношения девушек-студенток связаны с особенностями восприятия своего образа: возрастание показателя самообвинения сопряжено с более выраженным зависимым восприятием себя, высокие показатели самопринятия сопровождаются желанием девушек быть более авторитарными, стремление вести себя более агрессивно сопровождается повышением самопонимания личности.
Список литературы
Арендачук, И. В. (2017). Самоотношение в структуре самосознания подростков и юношей: динамика развития. Известия Саратовского университета, 17(4), 434-437. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2017-17-4-434-438
Багулина, Н. В. (2011). Влияние семьи на формирование аддиктивных механизмов поведения. Аддиктивное поведение: профилактика и реабилитация. Институт психологии РАН.
Барышева, Н. А., и Ожигова, Л. Н. (2021). Взаимосвязь удовлетворенности телом с агрессией и чувством вины у девушек. Общество: социология, психология, педагогика, 4(84), 67—75.
Белогай, К. Н., и Морозова, И. С. (2017). Проблематика образа тела в контексте психологии развития. Общество: социология, психология, педагогика, 5(8), 36—40.
Белогай, К. Н., и Осипова, Д. А. (2019). Представления о своем теле девочек-подростков с разным уровнем физической активности. Известия Иркутского государственного университета, 27, 3-15. https://doi. org/10.26516/2304-1226.2019.27.3
Еремина, И. П., Ситцева, М. С., и Хавыло, А. В. (2021). Удовлетворенность образом тела как компонент субъективного благополучия человека. Известия Иркутского государственного университета, 38, 100-113. https:// doi.org/10.26516/2304-1226.2021.38
Зацепина, О. А., Горелова, Г. Г., Батурина, Н. В., и Рыжкова, М. И. (2022). Сравнительное исследование самовосприятия образа тела по гендерному признаку. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта, 77(213), 656-660. https://doi.org/10.34835/issn.2308-1961.2022.ll.p656-660
Каменецкая, Е. В., и Ребеко, Т. А. (2014). Телесный образ я у лиц с нарушением пищевого поведения. Вестник Костромского государственного университета, 20, 32-36.
Козьмина, JI. Б. (2023). Психологическое благополучие и особенности восприятия образа своего тела у девушек-студенток. Общество: социология, психология, педагогика, 5(110), 106-110. https://doi.org/10.24158/ spp.2023.6.15
Леонова, Т. И. (2022). Особенности самоотношения девушек. Вестник РГГУ: Философия, социология, искусствоведение, (1-2), 297-304. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-l-297-3Q4
Лоншакова, Т. А., и Шевкова, Е. В. (2013). Особенности стиля семейного воспитания у девушек с ограничительным пищевым поведением. В, Человек в мире. Мир в человеке: актуальные проблемы философии, социологии, политологии и психологии. Материалы XVI Международной научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых (С. 551-556). Пермский государственный национальный исследовательский университет
Goldsmith, R. Е., Freyd, J., & DePrince, А. P. (2013). Betrayal trauma: Associations with psychological and physical symptoms in young adults. Journal oflnterpersonal Violence, 3(27), 547-567. https://doi.org/10.1177/0886260511421672 Hill, M. L., Masuda, A., Makeda, M., & Twohig, M. P. (2015). Acceptance and commitment therapy for individuals with problematic emotional eating: A case-series study. Clinical case studies, 14(2), 141-154. https://doi. org/10.1177/1534650114547429
Keeshin, B. R., Cronholm, P. F., & Strawn, J. R. (2012). Physiologic changes associated with violence and abuse exposure: An examination of related medical conditions. Trauma, violence and abuse, 75(1), 41-56. https://doi. org/10.1177/1524838011426152
Latzer, Y., & Gal, S. (2009). Marital and Parent-child relationships in families with daughters who have eating disorders. Journal of Family Issues, 30, 1201-1220. http://dx.doi.org/10.1177/0192513XQ9334599
Yanez, A. M., Peix, M. A., Atserias, N., Arnau, A., & Brug J. (2007) Association of eating attitudes between teenage girls and their parents. International Journal of Social Psychiatry, 53(6), 507-513.
References
Arendachuk, I. V. (2017). Self-attitude in the structure of self-awareness in adolescents and young men: Dynamics of development. Izvestiya of Saratov University, 77(4), 434-437. https://doi.org/l 0.18500/1819-7671-2017-17-4-434-43 8 (In Russ.).
Bagulina, N. V. (2011). Family influence on the development of addictive behavior mechanisms. Addictive Behavior: Prevention and Rehabilitation. Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences. (In Russ.).
Barysheva, N. A., & Ozhigova, L. N. (2021). The relationship of body satisfaction with aggression and guilt in young women. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 4(84), 67-75. (In Russ.).
Belogay, K. N., & Morozova, I. S. (2017). Problems of the body image in the context of developmental psychology. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 5(8), 36-40. (In Russ.).
Belogay, K. N., & Osipova, D. A. (2019). Body image of adolescent girls with different physical activity levels. The Bulletin of Irkutsk State University, 27, 3-15. https://doi.Org/10.26516/2304-1226.2019.27.3 (In Russ.).
Eremina, 1.1., Sitseva, M. S., & Khavylo, A. V. (2021). Satisfaction with body image as a component of subjective well-being. The Bulletin of Irkutsk State University, 38,100-113. https://doi.org/10.26516/2304-1226.2Q21.38 (InRuss.).
Goldsmith, R. E., Freyd, J., & DePrince, A. P. (2013). Betrayal trauma: Associations with psychological and physical symptoms in young adults. Journal oflnterpersonal Violence, 3(21), 547-567. https://doi.org/10.1177/0886260511421672 Hill, M. L., Masuda, A., Makeda, M., & Twohig, M. P. (2015). Acceptance and commitment therapy for individuals with problematic emotional eating: A case-series study. Clinical case studies, 14(2), 141-154. https://doi. org/10.1177/1534650114547429
Kamenetskaya, E. V., & Rebeko, T. A. (2014). Body image in people with eating disorders. Vestnik of Kostroma State University, 20, 32-36. (In Russ.).
Keeshin, В. R., Cronholm, P. F., & Strawn, J. R. (2012). Physiologic changes associated with violence and abuse exposure: An examination of related medical conditions. Trauma, violence and abuse, 75(1), 41-56. https://doi. org/10.1177/1524838011426152
Kozmina, L. B. (2023). Mental well-being and peculiarities of body image perception among female students. Society: Sociology, Psychology, Pedagogics, 6(110), 106-110. https://doi.org/10.24158/spp.2023.6.15 (In Russ.).
Latzer, Y., & Gal, S. (2009). Marital and Parent-child relationships in families with daughters who have eating disorders. Journal of Family Issues, 30, 1201-1220. http://dx.doi.org/10.1177/0192513X09334599
Leonova, Т. I. (2022). Features of self-attitude of girls. RSUH/RGGUBULLETIN. Series Philosophy. Social Studies. Art Studies, (1-2), 297-304. https://doi.org/10.28995/2073-6401-2022-l-297-3Q4 (In Russ.).
Lonshakova, T. A., & Shevkova, E. V. (2013). Styles of parenting among adolescents with restrictive eating behavior. In Human in the World. The World in Human: Current Problems of Philosophy, Sociology, Political Science and Psychology. Proceedings of the XVI International Scientific and Practical Conference of Students, Postgraduate Students and Young Scientists (pp. 551-556). Perm State University. (In Russ.).
Yanez, A. M., Peix, M. A., Atserias, N., Arnau, A., & Brug J. (2007) Association of eating attitudes between teenage girls and their parents. International Journal of Social Psychiatry, 53(6), 507-513.
Zatsepina, O. A., Gorelova, G. G., Baturina, N. V., & Ryzhkova, M. I. (2022). Comparative study of self-perception of body image by gender. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, 7/(213), 656-660. https://doi.org/10.34835/ issn.2308-1961.2022.11 .p656-660 (In Russ.).
Об авторе:
Гостева Анастасия Олеговна, аспирант, Донской государственный технический университет (344000, РФ, г. Ростов-на-Дону, пл. Гагарина, 1), ORCID. [email protected].
Поступила в редакцию 26.04.2023 Поступила после рецензирования 27.08.2023 Принята к публикации 28.08.2023
Конфликт интересов
Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.
About the Author:
Gosteva Anastasia О., postgraduate, Don State Technical University (1, Gagarin Sq., Rostov-on-Don, 344003, RF), ORCID. [email protected]
Received 26.04.2023 Revised 27.08.2023 Accepted 28.08.2023
Conflict of interest statement
The author does not have any conflict of interest.
The author has read and approved the final manuscript.