Н. А. Алешина
ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО РИСКА
ПОДРОСТКАМИ
Работа представлена кафедрой психологии развития и образования. Научный руководитель - кандидат психологических наук, доцент П. Н. Виноградов
Статья раскрывает особенности восприятия подростками факторов экологического риска как элемента принятия решений в экологическом поведении. Дается характеристика основных психолого-педагогических условий, способствующих осознанию роли экологического риска в принятии решений.
The article considers the ecological risk as a psychological problem. The author defines different factors of risk, which influence adolescents’ behavior. She also characterises the main psychological and pedagogical conditions contributing to realisation of the ecological risk’s role in decision-making.
Решение проблем взаимодействия человека и окружающей среды обусловливает необходимость исследования особенностей поведения человека и способов принятия решений в экологических ситуациях, особенностей восприятия уровня риска, что находится в тесной взаимосвязи с проблемой формирования экологического созна-ния. В процессе формирования экологического сознания в подростковом возрасте важная роль принадлежит экологическому образованию (П. Н. Виноградов, А. В. Гагарин, С. Д. Дерябо, И. Д. Зверев, В. И. Панов, И. Т. Суравегина, В. А. Ясвин)1. Пси-холого-педагогическая работа с экологи-
ческими рисками может способствовать реализации целей экологического образова-ния и дальнейшему формированию экологических ориентаций, способствующих переходу от ликвидации психологических последствий воздействия факторов риска к их профилактике. Степень осознания экологического риска влияет на формирование стратегий поведения в условиях окружающей среды. Осознание экологического риска способствует снижению неопределенности и, как следствие, снятию психического напряжения субъекта, находящегося в ситуации риска. Для того, чтобы изучение и осознание факторов экологического риска
стало возможным, необходимо включать в систему школьного экологического обра-зования элементы психологических знаний, прежде всего о процессе обучения принятию решений, поскольку без учета психологических особенностей взаимодействия человека и окружающей среды затруднено формирование рационально-осознанных стратегий экологического поведения. Достижению данных целей способствуют исследования в русле педагогической психологии.
Наше исследование посвящено проблеме восприятия и осознания экологического риска подростками, а так же поиску факторов педагогического процесса, влияющих на восприятие и осознание экологического риска подростками в условиях малого и большого города. Для решения поставленных задач осуществлялся формирующий эксперимент, в котором приняли участие подростки, обучающиеся в средних школах городов Архангельской области (Архангельска и Северодвинска).
На первом этапе разрабатывался категориальный аппарат исследования и были выделены параметры, которые могут оказать существенное влияние на процесс осознания экологического риска.
Мы будем понимать под экологическим риском субъективную вероятность наступ-ления неблагоприятных последствий при взаимодействии в системе «человек - окружающая среда», следовательно, неблагоприятные последствия могут наступить для любого компонента системы.
Существование риска непосредственно связано с неопределенностью (Т. В. Корнилова)2. Выявление источников неопределенности позволяет понять, как у субъекта формируется представление о ситуации и что создает ситуацию риска. Неопределенность является важным свойством риска необходимым для его идентификации. Неопределенность может послужить основанием для возникновения психической напряженности, и как следствие, восприятия
ситуации как стрессовой (или экстремальной), т. е. обладающей неблагоприятными последствиями для психического и физического здоровья личности.
Риск и неопределенность проявляются, прежде всего, в процессе принятия решений субъектом о направлениях деятельности в системе «личность - окружающая среда». Данная система содержит многочисленные и разнообразные факторы экологического риска, соответственно необходимо выявить такие факторы обучения, применение которых позволило бы снизить негативный эффект от восприятия экологического риска и повлиять на более глубокое понимание экологического риска. Важность осознания экологического риска является связующим элементом между экологическим образованием и экологическим поведением в условиях окружающей среды. Комплекс экологических условий окружающих человека непосредственно связан с тем, как человек воспринимает жизненное пространство и оценивает возможности существования в нем, поэтому важным аспектом является изучение показателей, входящих в понятие жизнестойкость, рациональность и готовность к риску.
Жизнестойкость представляет собой систему убеждений о себе, о мире, об отношениях с миром. Жизнестойкость включает в себя три сравнительно автономных компонента: вовлеченность, контроль и принятие риска. Выраженность этих компонентов препятствует возникновению внутреннего напряжения в стрессовых ситуациях за счет совладания со стрессами и восприятия их как менее значимых (Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова)3.
Готовность к риску как индивидуальная характеристика предполагает оценку субъектом прошлого опыта (результативности своих действий в альтернативных ситуациях, умения полагаться на себя без достаточной ориентировки в ситуациях) и экспликацию на уровне самосознания того, насколько он интеллектуально
опосредует свои решения в ситуациях неопределенности.
Рациональность понимается как готовность субъекта обдумывать свои решения и действовать при максимальной ориентировке в ситуации.
В исследовании принимали участие подростки в возрасте 13-14 лет из двух наиболее крупных городов Архангельской области: Северодвинска и Архангельска (общий объем выборки 215 человек). Экспериментальная часть исследования включала: пилотное исследование и собственно формирующий эксперимент. Целью пилотного исследования было получение информации о том, какое содержание вкладывают подростки в понятие экологический риск. Были получены следующие результаты: экологический риск определяется как нарушение равновесия в состоянии окружающей среды (58% подростков); нарушение равновесия в состоянии окружающей среды и здоровья человека (32% подростков); нарушения физического здоровья человека (10%). Источником экологического риска и экологической опасности учащиеся считают деятельность человека (100%).
В основном этапе эксперимента приняли участие 103 человека: экспериментальная группа - 50 человек (по 25 человек из Архангельска и Северодвинска) и контрольная группа из 53 человек (26 - из Северодвинска и 27 - из Архангельска).
Для проведения контрольных срезов использовались методики: «Личностные факторы решений» (ЛФР, Т. В. Корнилова), Жизнестойкость (Д. А. Леонтьев, Е. И. Рассказова), авторская анкета «Экологические риски» (перечень факторов, которые необходимо оценить с точки зрения опасности каждого для здоровья человека и природной среды) и набор экологических ситуаций.
Для проведения формирующего эксперимента была разработана программа, состоящая из двух частей: первая из которых
включает план и тематическую разработку занятий, а вторая - комплекс экологических ситуаций для обучения подростков принятию решений при наличии фактора риска в окружающей среде. Ситуация - это совокупность условий и обстоятельств, создающих отношения, обстановку. В условия задач включались глобальные, региональные и локальные экологические риски. Каждое задание включало описание ситуации, перечень вопросов, позволяющих выявить и проанализировать: факторы риска, варианты решения данной ситуации, оценить степень привлекательности вариантов решения, полноту предоставленной информации, причины обусловливающие выбор решения задачи, оценку ситуации по параметрам: рискованная - безопасная, значимая - незначимая, трудная - легкая.
Можно отметить следующие основные тенденции, проявившиеся при анализе данных, полученных в общей выборке в первом срезе и в контрольной группе после проведения формирующего эксперимента:
• факторы риска, которые осознаются в качестве опасных для природной среды, не были обозначены как опасные для человека (различия на уровне значимости р < 0,01);
• среди опасных (для природной среды)
экологических рисков школьниками упоминаются: радиоактивные отходы,
сброс сточных вод промышленными предприятиями, свалки бытовых и промышленных отходов, озоновые дыры, загрязнение атмосферы автотранспортом и газообразными продуктами ТЭЦ. Наиболее опасными для человека подростки считают такие факторы как терроризм, наркотики, автомобильные аварии;
• второстепенными по значимости и опасности экологическими рисками школь -ники считают: глобальное потепление, перенаселенность, исчезновение видового разнообразия;
• при анализе ситуаций в качестве значимых и рискованных были отмечены задачи, содержащие в условиях локальные
33 1
(личностные) риски. В качестве трудных были отмечены ситуации, содержащие глобальные риски;
• подростки Северодвинска отдают предпочтение выбору тех вариантов решения экологических проблем, в которых они могут принять участие (т. е. проблем с локальными экологическими рисками), а подростки Архангельска не дифференцируют глобальные, локальные и региональные риски по степени значимости, так как не видят возможности участия в решении экологических проблем;
• величина показателей, входящих в комплекс жизнестойкости ниже нормы по всей выборке: особенно для показателей вовлеченности и принятия риска;
• по шкале рациональность получены низкие значения и высокие значения по шкале готовность к риску.
После проведения формирующего эксперимента (в экспериментальной группе) произошли изменения в структуре жизнестойкости: возросли значения вовлеченно-
сти и принятия риска (р < 0,01). Отмечено увеличение значений по шкале рациональности (р < 0,001).
Выявлены различия в структуре жизнестойкости у подростков экспериментальной группы Северодвинска и Архангельска (р < 0,01). У подростков из Архангельска в структуре преобладают изменения таких компонентов как вовлеченность и контроль, а подростков из Северодвинска вовлеченность и принятие риска.
При анализе ситуаций значительно увеличилось количество предлагаемых школьниками вариантов решений. Среди значимых отмечаются задачи, содержащие в условиях не только локальные, но и глобальные риски.
Результаты исследований могут считаться объективной и эффективной базой для внедрения экопсихологических знаний в школьное экологическое образова-ние, а также для формирования и коррекции модели экологического поведения подростков.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Ермаков Д. С. , Зверев И. Д., Суравегина И. Т. Экологическое образование: от изучения экологии - к решению экологических проблем. Новомосковск, 2005. С. 65.
2 Корнилова Т. В. Психология риска и принятия решений. М., 2003. С. 74.
3 Леонтьев Д. А. Рассказова Е. И. Тест жизнестойкости. М., 2006. С. 35.