Научная статья на тему 'Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними, осужденными во второй половине 1930-х гг. XX в'

Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними, осужденными во второй половине 1930-х гг. XX в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
132
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИЙ / ПРАВОНАРУШИТЕЛИ / ПРЕСТУПНОСТЬ / БЕСПРИЗОРНИК / ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ / ВОСПИТАННИКИ / ПРОИЗВОДСТВЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИСПРАВИТЕЛЬНЫЕ УЧРЕЖДЕНИЯ / MINOR / OFFENDERS / CRIMINALITY / A HOMELESS CHILD / LABOUR TRAINING / PUPILS / INDUSTRIAL TRAINING / SOCIAL ADAPTATION / CORRECTIONAL SCHOOLS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Шарапов А. Е.

В статье дается анализ форм и методов воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей в исправительно-трудовых учреждениях открытого типа. Реализация воспитательной работы возлагалась на совместные усилия штатных работников воспитательного аппарата и общественные формирования самих воспитанников. Анализ архивных данных свидетельствует о том, что система организации воспитательного процесса в детских колониях второй половины 1930-х гг. во многом способствовала адаптации несовершеннолетних в обществе после их освобождения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по истории и археологии , автор научной работы — Шарапов А. Е.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of educational work with minor convicted in the second half of the 30's of the 20th century

In the present article the forms and methods of educational influence on minor offenders in correctional schools of open type are analyzed. Realization of educational work was held by joint efforts of the staff of correctional schools and by social groups of the pupils. The analysis of archival data indicates that the system of the organization of educational process in colonies for minor offenders in the second half of the 30s made a great contribution to the adaptation of minor offenders in the society after their release.

Текст научной работы на тему «Особенности воспитательной работы с несовершеннолетними, осужденными во второй половине 1930-х гг. XX в»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы теории государства и права ^^

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ, ОСУЖДЕННЫМИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 1930-х гг. XX в.

А.Е. ШАРАПОВ,

соискатель Московского университета МВД России Научная специальность: 12.00.01 — теория и история права и государства;

история учений о праве и государстве E-mail: alexei.oooollll@yandex.ru Научный руководитель: доктор юридических наук, доцент А. А. Иванов;

Рецензент: кандидат исторических наук А.Н. Журов

Аннотация. В статье дается анализ форм и методов воспитательного воздействия на несовершеннолетних правонарушителей в исправительно-трудовых учреждениях открытого типа. Реализация воспитательной работы возлагалась на совместные усилия штатных работников воспитательного аппарата и общественные формирования самих воспитанников. Анализ архивных данных свидетельствует о том, что система организации воспитательного процесса в детских колониях второй половины 1930-х гг. во многом способствовала адаптации несовершеннолетних в обществе после их освобождения.

Ключевые слова: несовершеннолетний, правонарушители, преступность, беспризорник, трудовое обучение, воспитанники, производственное обучение, социальная адаптация, исправительные учреждения.

FEATURES OF EDUCATIONAL WORK WITH MINOR CONVICTED IN THE SECOND HALF OF THE 30'S OF THE 20TH CENTURY

A.E. SHARAPOV,

an applicant of the department of history of state and law of Moscow University

of Ministry of Internal Affairs of Russia

Annotation. In the present article the forms and methods of educational influence on minor offenders in correctional schools of open type are analyzed. Realization of educational work was held by joint efforts of the staff of correctional schools and by social groups of the pupils. The analysis of archival data indicates that the system of the organization of educational process in colonies for minor offenders in the second half of the 30s made a great contribution to the adaptation of minor offenders in the society after their release.

Keywords: minor, offenders, criminality, a homeless child, labour training, pupils, industrial training, social adaptation, correctional schools.

После передачи школ ФЗУ, в которых воспитывались юные правонарушители, в распоряжение НКВД СССР начался процесс их постепенной трансформации в трудовые колонии с постановкой перед ними новых воспитательных задач1. Соответственно, менялся и характер воспитательной работы с несовершеннолетними осужденными. Центральное место в организации и проведении воспитательной работы с подростками-правонарушителями, наряду с представителями общественных формирований, стали занимать штатные воспитатели трудовых колоний для несовершеннолетних.

Свою работу воспитатели должны были осуществлять исходя из того что любой преступник при соответствующих условиях, организуемых для его перевоспитания, может полностью исправиться и стать полноценным членом общества2. Организуя быт детей, они добивались привития им санитарно-гигиенических, культурных и трудовых навыков путем требовательного и систематического наблюдения за выполнением правил внутреннего распорядка. Главное здесь, прежде

1 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 103. Л. 51.

2 Емельянов Е.Л. О перестройке воспитательной работы в исправительно-трудовых учреждениях. Свердловск, 1956. С. 69.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы теории государства и права

всего, то, что у них должно было складываться уважение к закону, понимание необходимости следовать предписаниям правовых норм, праву в целом и т.д. Это имело большое значение в деле укрепления не только дисциплины на территории колонии и среди заключенных, но и подготавливало их, тем самым, к успешной социальной адаптации после освобождения.

В соответствии с утвержденным 29 июля 1935 г. Народным Комиссариатом внутренних дел СССР Положением о трудовых колониях, задачей их являлось вовлечение в производственную учебу всех ее членов и кандидатов3. Для лучших производственников (п. 8) предусматривалась организация преподавания общественных, общеобразовательных и производственных дисциплин. В структуре управления колонией предусматривалась также и учебно-воспитательная часть (п. «10а»), но ее задачи не были определены. В качестве основного метода воспитания называлось самоуправление (п. 11). Органом самоуправления являлось общее собрание членов колонии, создававшее комиссии: производственную, конфликтную, культурно-массовую, хозяйственную и др., которые действовали на основе особой о них инструкции.

По состоянию на 1936 г. воспитательная работа в исправительных учреждениях оценивалась как неудовлетворительная, ЦК ВЛКСМ и органы народного образования не оказывали помощи воспитательным аппаратам. Для улучшения положения дел ЦК ВКП (б) обязал ЦК ВЛКСМ мобилизовать 500 комсомольских работников для работы в детских домах и исправительных учреждениях. Органам ЦК ВЛКСМ предписывалось первоначально пересмотреть заведующих по воспитательной работе и не оправдавших себя освободить от этой должности. Местные комсомольские организации обязывались пересмотреть состав пионерских вожатых в исправительных учреждениях. Предусматривалось на специальных краткосрочных курсах в Москве провести занятия по повышению квалификации 200—500 вожатых и заместителей заведующих по воспитательной работе.

Среди других мер, направленных на улучшение постановки воспитательной работы, следует отметить проведение совещания заместителей заведующих по воспитательной работе в детских

домах и исправительных учреждений для несовершеннолетних и заслушивание на бюро в крайкомах (обкомах) ВЛКСМ докладов о состоянии воспитательной работы и об участии комсомольцев в этом деле4.

В качестве примера по реализации этого указания уместно привести архивные данные по Кировскому краю. Здесь на укрепление детдомов и исправительных учреждений были посланы 24 студента, окончивших педагогические техникумы и вузы. Крайком ВЛКСМ отобрал 11 ударников труда из числа комсомольцев на работу помощниками заведующих по воспитательной части. На курсах в Кирове прошли переподготовку 30 воспитателей и 13 человек окончили центральные курсы5.

Таким образом, воспитательная работа в трудовых колониях для несовершеннолетних со стороны органов ВЛКСМ носила, по существу, характер оберегающего воздействия и сводилась к борьбе с отрицательными проявлениями в поведении подростков-правонарушителей.

На дальнейшее совершенствование воспитательной работы оказало влияние объявленное приказом НКВД СССР в августе 1937 г. Положение об Отделе трудовых колоний НКВД СССР, областей, краев, республик6. Положением на учебно-воспитательное отделение возлагалось руководство и контроль за учебно-воспитательной работой в трудколониях и приемниках-распределителях. В этом ведомственном нормативном акте были определены основные формы и порядок организации воспитательной работы. Непосредственное руководство постановкой воспитательного процесса в трудовых колониях возлагалось на учебно-воспитательное отделение. В его функции входили разработка, методическое обеспечение и анализ отчетных материалов о работе школ. Отделение осуществляло общее руководство работой общественных организаций воспитанников, их политическим воспитанием, контролировало работу клубов, красных уголков, библиотек, кино, радио, печатных и стенных газет, физического воспитания, организацией

3 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 12. Д. 103. Л. 51.

4 ГАРФ. Ф. 5207. Оп. 1. Д. 116. Л. 1, 2.

5 Там же. Л. 11.

6 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 16. Л. 113-117.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы теории государства и права

соцсоревнования и внедрением стахановских методов труда. Кроме того, на отделение возлагалась обязанность по изучению кадров воспитателей и учителей, проведение мероприятий по их переподготовке.

Как видно из положения, созданная в трудко-лониях материальная база позволяла организовать многогранную политико-воспитательную работу с несовершеннолетними совместными усилиями штатных работников воспитательного аппарата и общественных формирований самих воспитанников.

Между тем, обследование деятельности трудовых колоний в 1937 г. показало, что воспитательная работа в ряде из них или не была организована, или находилась в запущенном состоянии. Это подтверждается архивными документами7. Например, в Валуйской трудколонии воспитательная работа была развалена. Общественные комиссии не работали. Не проводилась политико-воспитательная работа в Чепецкой колонии. Не работала библиотека и клубные кружки. Общественные комиссии также не были сформированы. В Саратовской трудовой колонии вместо широкого вовлечения ребят в органы самодеятельности, являющиеся одним из действенных методов воспитания, руководство колонии игнорировало эти органы и подменяло их голым администрированием. Кадры воспитателей были засорены классово чуждыми и преступными элементами. Не велось воспитательной работы в Бузулукской трудколонии. В Ульяновской трудовой колонии культурно-массовая и политико-воспитательная работа почти не проводилась. Школа колонии к учебному году оказалась неподготовленной. Из 11 классов обучение велось только в четырех. Из 600 воспитанников учебой были охвачены 400 человек. Посещаемость школы составляла 65%8.

По свидетельству архивных документов, работа по общеобразовательным предметам была организована неудовлетворительно. Например, до 1 сентября 1935 г., как отмечалось в докладе Деткомиссии, школы работали не по программе Наркомпроса, а по программам, специально разработанным Отделом трудовых колоний НКВД. Причем эти программы не соответствовали программам Наркомпроса, а потому после выхода

воспитанника из трудколонии дальнейшее его обучение в обычной общеобразовательной школе затруднялось9.

Впоследствии во всех трудовых колониях были организованы средние школы, работавшие по общей семилетней программе обучения, организованы клубы, при которых функционировали различные кружки. Наряду со школьными занятиями, для воспитанников читались лекции, доклады, проводились беседы, устраивались концерты, ставились спектакли, демонстрировались фильмы. Сотрудники учебно-воспитательной части стремились каждого воспитанника вовлечь в художественную самодеятельность. Физкультурная работа строилась с расчетом охватить воспитанников сдачей норм БГТО и ГТО.

Наиболее распространенным методом в воспитательной работе с несовершеннолетними правонарушителями являлись общественные собрания.

Статья 34 Положения от 31 мая 1935 г. регулировала комплекс проблем, которые могли быть предметом рассмотрения на общих собраниях воспитанников:

♦ социалистическое соревнование, борьба с прогулами и простоями;

♦ организация рабочих мест;

♦ состояние техники безопасности;

♦ отчеты и выборы общественных комиссий.

Выносимые на собрание вопросы следовало

заблаговременно тщательно готовить. Решения собраний вступали в силу только после утверждения их управляющим колонии10.

Поставленная перед трудовыми колониями задача воспитания несовершеннолетних в коммунистическом духе потребовала уточнения характера воспитательной работы с ними. В новом Положении о трудовой колонии НКВД для несовершеннолетних (1940 г.) была предусмотрена должность заместителя начальника колонии по политчасти, на которого возлагалось руководство не просто воспитательной, а политико-воспитательной работой. Поскольку вопросам трудового и бытового устройства воспитанников после освобождения

7 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 16. Л. 109—210.

8 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 7. Л. 90; ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д. 18. Л. 254.

9 ГАРФ. Ф. 5207. Оп. 1. Д. 1401. Л. 97.

10 СЗ СССР. 1935. № 32. Ст. 252.

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Актуальные проблемы теории государства и права

уделялось в те годы большое внимание, то в УВЧ были введены должности воспитателя по трудоустройству, секретаря и статистика. Под руководством учебно-воспитательной части работали школа, клуб, воспитательная часть и культурно-оборонный сектор. Учебно-воспитательная часть трудколонии свою работу проводила в тесном контакте с партийной организацией и сотрудниками других частей по вопросам производственного обучения, по созданию надлежащих коммунально-бытовых условий и т.д.

К концу 1930-х гг. политико-воспитательная работа с несовершеннолетними заключенными в основном прочно вошла в жизнь трудколоний. С воспитанниками проводились тематические вечера, для них ставились спектакли. Наибольший интерес у подростков вызывали мероприятия развлекательного характера: просмотр кинофильмов, прослушивание радио, чтение книг и т.д. Заключенные активно участвовали в художественной самодеятельности и в спортивно-массовых мероприятиях11. Повышалась роль общественных формирований заключенных в жизни коллективов трудколоний.

Во многих трудколониях, как например, «Конвейер» Северной области, имелись духовые и струнные оркестры, работали драматические и литературные кружки, фотокружки и т.п.12 В то же время в отдельных трудовых колониях работа не проводилась или находилась на низком уровне. В частности, в Осташковской трудколо-нии при клубе не имелось кружков художественной самодеятельности. Из-за отсутствия спортивного инвентаря не проводились занятия по физкультуре. Собрания воспитанников не собирались. Не работали общественные комиссии. Массовая воспитательная работа не велась13. Обследование в начале 1940 г. Саратовской, Кине-шемской, Надвоицкой, Икшанской и Пензенской трудколоний, также Укшенского и Вятского лагерей показало, что существующий состав воспитателей и инструкторов по производственному обучению не обеспечивали постановку воспитательной работы. Причем в некоторых трудовых колониях проведение воспитательной работы с

несовершеннолетними поручалось осужденным за контрреволюционные преступления14.

По мнению автора статьи, налаживание политико-массовой и воспитательной работы в трудовых колониях во многом зависело от их руководителей, так как объективные предпосылки к этому были. Все трудколонии имели материальную базу для воспитательной и учебной работы. К 1940 г. в трудовых колониях для несовершеннолетних насчитывалось 1200 воспитателей, в основном членов партии и комсомольцев, 800 педагогов и 255 руководителей кружков художественной самодеятельности. Почти во всех колониях имелись пионерские и комсомольские организации из состава не судимых воспитанников. Всего в трудколониях насчитывалось 4126 пионеров и 1075 членов ВЛКСМ, которые были надежной опорой администрации в реализации воспитательного процесса как на самой ее территории, так и после освобождения воспитанников и направления их на производство15.

Таким образом, регулирование воспитательного воздействия на подростков-правонарушителей в исправительно-трудовых колониях прекращалось не с того времени, когда они выбывали к родным или определялись на работу на завод, а до тех пор, пока работники колонии окончательно не убеждались, что их бывший воспитанник твердо встал на ноги и готов к трудовому пути и самостоятельной жизни.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что в конце 1930-х гг. была создана нормативная база в области организации политико-воспитательной работы с несовершеннолетними заключенными. Ее реализация возлагалась на штатных воспитателей, закрепленных за группами воспитанников, при непосредственной помощи со стороны органов ВЛКСМ, народного образования, а также осуществлялась на основе общественных формирований самих воспитанников под руководством учебно-воспитательной части колонии.

11 Багрий-Шахматов Л. Роль советской общественности в деятельности исправительно-трудовых учреждений. М., 1961. С. 184.

12 ГАРФ. Ф. 5207. Оп. 1. Д. 1401. Л. 52.

13 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д.34. Л. 17.

14 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1а. Д.57. Л. 34—36.

15 ГАРФ. Ф. 9401. Оп. 1. Д. 21. Л. 37—40.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.