10. Operations Security (OPSEC), Headquarters Department of the Army. 79 р. https://www.wired.com/images_blogs/ dangerroom/files/army _reg_530_1_updated.pdf
11. Buzzell, C. My War: Killing Time in Iraq. NY: Random House, 2014. - 368 р.
12. Калдор М. Культура новых войн // Логос. - 2019. - № 3. - С. 1-21.
СМИРНОВ КИРИЛЛ ДМИТРИЕВИЧ - студент Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (Мининский университет) ([email protected]).
ИГАЕВА КСЕНИЯ ВЛАДИМИРОВНА - научный сотрудник Нижегородского государственного педагогического университета имени Козьмы Минина (Мининский университет) ([email protected]).
SMIRNOV, KIRILL D. - student of the Nizhny Novgorod State Pedagogical University named after Kozma Minin (Minin University) IGAEVA, KSENIYA V. - Researcher at the Kozma Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University (Minin University).
УДК 304.44
ГОРЛОВА Н.И., СТАРОВОЙТОВА Л.И. ОСОБЕННОСТИ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УЧРЕЖДЕНИЯХ КУЛЬТУРЫ (БИБЛИОТЕКИ): МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И ЛОКАЛЬНЫЕ ПРАКТИКИ В СОВРЕМЕННОЙ ИСТОРИИ
Ключевые слова: международный опыт, волонтерство, волонтер библиотеки, библиотечное пространство, библиотечные информационные технологии.
В статье дана характеристика международного опыта развития волонтерства в учреждениях культуры (библиотеки). Проведен анализ деятельности сети библиотек США, Германии и Англии, их адаптации, при непосредственном участии волонтеров, к происходящим и прогнозируемым изменениям в окружающем мире. Современные библиотеки действуют в условиях индивидуализации потребностей, инноватики и риска, и старые подходы уже не позволяют решать новые проблемы. Авторы выделяют основную цель мотивационной составляющей волонтерской программы библиотеки - определение правил, прав, обязанностей и рекомендаций по признанию и поощрению волонтеров, создание системы удержания и мотивации необходимого количества волонтеров. В рамках волонтерского движения молодые волонтеры имеют возможность для самореализации, находят применение своим познаниям в области новейших технологий. Среди них доступ к информационным ресурсам с помощью новейших технологий, в том числе на базе мобильных электронных библиотек. Все эти новшества, по мнению авторов, определяют новые формы и направления деятельности работы волонтеров.
GORLOVA, N.I., STAROVOJTOVA, L.I FEATURES OF VOLUNTEER ACTIVITY IN CULTURAL INSTITUTIONS (LIBRARY): THE INTERNATIONAL EXPERIENCE AND LOCAL PRACTICES IN MODERN HISTORY
Keywords: international experience, volunteering, volunteer of library, library space, library information technologies.
In the article given the characteristic of modern international experience of development of volunteering in cultural institutions (library). It carried out the analysis of activity of network of libraries of the USA, Germany and England, its adaptations, with direct participation of volunteers, to occurring and predicted changes in the world around. Modern libraries work in the conditions of individualization of requirements, innovatics and risk, and old approaches do not allow to solve new problems any more. Authors allocate a main objective of the motivational making volunteer program of library - definition of rules, the rights, obligations and recommendations about recognition and encouragement of volunteers, creation of a system of deduction and motivation of necessary number of volunteers. Within the volunteer movement the young volunteers have an opportunity for self-realization, find application for the knowledge of the field of the latest technologies. Among them there is an access to information resources by means of the latest technologies, including on the basis of mobile electronic libraries. All these innovations, according to authors, define new forms and activity of work of volunteers.
Библиотеки сегодня - это уникальные площадки для всякого вида творческой деятельности, развития талантов, реализации инициатив, помощи и поддержки различных акций и мероприятий. Все больше посетителей используют библиотеку в качестве пространства для сотрудничества, художественного творчества и исследований, как инновационную площадку высшего образования. Наращивание библиотечных информационных технологий, новых услуг и новых возможностей для пользователей заставило библиотеки ряда зарубежных стран (Австралия, Великобритания, Германия и др.) уже в начале 80-х гг. ХХ века обратиться к одному из стратегических ресурсов развития своего учреждения - волонтерам. «Вы ищете возможность использовать свои таланты и опыт, завести новых друзей или приобрести новые навыки? Вы любите книги? Вы часто бываете в библиотеке? Если вы ответили утвердительно на любой из этих вопросов, то Публичная библиотека Джексонвилла ищет вас. Присоединяйтесь к гражданам, которые делают шаг вперед, чтобы внести свой вклад в наше сообщество, добровольно работая в библиотеке» [1].
Еще в 1999 г. Немецкий библиотечный союз (DBV) опубликовал программный документ «Добровольцы - шанс для библиотек!», акцентировавший внимание на том, что «привлечение добровольцев к работе в библиотеках должно служить улучшению и расширению спектра библиотечных услуг, их работа не должна приводить к снижению качества работы библиотек, труд добровольцев должен восприниматься персоналом всерьёз и поощряться...».
Так, например, в Библиотеке им. герцога Августа в г. Вольфенбюттель (Германия) с 1982 г. волонтеры проводят ознакомительные экскурсии для посетителей по всем шести зданиям библиотеки. Городская библиотека Вюрцбурга (Германия) с 1985 г. совместно с отделением Красного Креста ведет работу по библиотечному обслуживанию читателей на дому и в домах престарелых. Начиная с 1989 г., волонтеры активно участвуют в деятельности национальной библиотеки Австралии (National Library of Australia's): работают на книговыдаче, расставляют возвращённые документы, следят за порядком в отделе, привлекаются к проведению экскурсий по библиотеке, организации различных мероприятий. Волонтеры в президентских библиотеках Америки (библиотека Герберта Гувера, библиотека Франклина Д. Рузвельта, библиотека Гарри С. Трумэна, библиотека Дуайта Д. Эйзенхауэра, библиотека Уильяма Дж. Клинтона и др.) работают с библиотечными фондами, включая текстовые записи, аудиовизуальные материалы, стенограммы устной истории и музейные экспонаты, помогая с архивными и кураторскими проектами; отвечают на телефонные звонки и подготавливают общую информационную и образовательную рассылку, оказывают неоценимую поддержку сотрудникам библиотеки и позволяют им более своевременно и вежливо обслуживать общественность; участвуют в образовательных программах, реализуя просветительские проекты в школы и дома престарелых и т.д. «Мы полагаемся на добровольцев, которые помогают нам в сортировке и организации книг, в помощи библиотечным программам и во многих других задачах» [2].
За долгое время работы с добровольными помощниками библиотеки выработали свои стандарты и правила. Так, библиотеки Великобритании декларируют ключевые принципы организации добровольческой деятельности в системе волонтерского менеджмента:
• доступность для всех желающих в соответствии с политикой равенства и разнообразия;
• безопасность работы волонтеров;
• информативность, включая подробное ознакомление, обучение и инструктаж для волонтеров в рамках подготовки по одному из функциональных направлений деятельности;
• деятельность волонтеров должна быть хорошо организованной и управляемой;
• признание и поощрение деятельности волонтеров;
• преференции для личного развития волонтеров;
• открытость и честность (обсуждение проблем и обратная связь с волонтерами);
• свобода. Волонтер сам для себя определяет приоритетные направления своей деятельности и решает, когда он хочет посвятить свое время и энергию;
• страхование волонтеров.
Инструкция по работе с добровольными сотрудниками - это руководящий документ, в котором прописываются все детали этой работы. Именно она в полной мере отражает политику сообщества библиотек в отношении людей, готовых на безвозмездных началах и на добровольной основе жертвовать своим временем. Одновременно составляется детальный перечень должностных обязанностей и требований к добровольцам.
Дальнейшее расширение сферы библиотечного пространства и обогащение самого учреждения за счет ряда новых, не характерных для него видов деятельности привело к формированию ключевых принципов и положений выстраивания системы взаимоотношений с волонтерами.
Так, к ключевым манифестируемым принципам 36 библиотек графства Нортгемптоншир (Великобритания), которые определяют положение волонтеров, относятся следующие:
1. Добровольцы имеют особый статус в организации.
2. Добровольцы будут обеспечены соответствующими средствами и ресурсами, необходимыми им для занятия волонтерством.
3. Добровольцы не являются заменой оплачиваемого персонала; скорее их работа усиливает и дополняет работу, выполняемую штатными сотрудниками.
Все этапы найма, отбора и управления добровольцами отражают, как сказано в документе, политику равных возможностей, справедливости и разнообразия сферы их занятости. Библиотеки берут на себя обязательства по страхованию волонтеров от несчастных случаев, компенсацию разумных фактических расходов, понесенных волонтерами при исполнении определенного функционала и при условии предоставления подтверждающих документов (квитанций), а также защиту личных данных и конфиденциальность.
Библиотеки высоко оценили явные преимущества от сотрудничества с волонтерами, которые позволили:
• расширить библиотечное пространство;
• стать библиотеке более заметной для местного сообщества;
• стимулировать творческую активность сотрудников библиотек по использованию новых технологий в пропаганде книг и чтения;
• увеличить число читателей и посетителей библиотеки;
• решить часть финансовых проблем за счет привлечения добровольцев;
• сохранить уже существующие услуги либо предложить пользователям новые;
• освободить персонал библиотеки от рутинных операций, увеличить количество часов, в которые библиотека обслуживает читателей.
Самое главное, как подчеркивают организаторы, перед тем как записываться на участие в волонтерском проекте, добровольцам обязательно стоит обратить внимание на цели и принципы мероприятий, возрастные ограничения и временные условия. Подбор целевых групп добровольцев определяется тем, в каких областях деятельности библиотека хочет их задействовать.
Современная библиотека активно позиционирует себя как востребованную, социально значимую, динамично развивающуюся, перспективную организацию, место для всех аудиторий волонтеров. Привлечение все новых волонтеров требует от библиотек технологий «приглашения», включая различные коммуникационные каналы - от личных просьб до электронных писем.
Библиотеки активно ищут волонтеров различными способами, среди которых отметим в первую очередь, личные контакты, посредством которых сотрудники, пользователи библиотек, а также сами добровольцы изучают вероятные кандидатуры и формы их привлечения. Также они обращаются в специализированные организации, используют для мобилизации читателей и книголюбов сайты библиотеки, средства рекламы, публичные мероприятия и пр.
Анализ многочисленных сайтов библиотек Америки, позволил сформулировать желательный образ (портрет) волонтера. Это образованный, грамотный, воспитанный, доброжелательный, компетентный, эрудированный, умеющий пользоваться компьютерными технологиями человек. Добавим сюда еще креативность, способность работать в команде. С этим контингентом в библиотеке затем организуется специальное обучение:
• ознакомление с технологическим процессом, позволяющее добровольцам освоить основы их будущей деятельности;
• ознакомления с опытом штатных сотрудников и уже работающих в библиотеке добровольцев;
• предоставление рабочих материалов, фиксирующих порядок и особенности выполнения рабочих операций.
По мнению зарубежных исследователей, волонтеры библиотек - это «люди с особыми потребностями», которые считают, что их желания и прежде всего навыки и имеющийся опыт хорошо могут сочетаться с некоторыми видами деятельности учреждения. «Люди, которые годами занимались вводом данных или финансами, становятся волонтерами, которые часами занимаются проектом оцифровки библиотеки или неустанно ищут возможности получения грантов. Пенсионеры часто могут быть лучшими волонтерами. То, что они перестали работать каждый день, не означает, что они не хотят использовать на работе те знания, которые они приобрели за многие годы». «Библиотека предоставляет этим добровольцам уникальные возможности, которые делают их жизнь лучше» [3].
В свою очередь, добровольцы ждут от своей деятельности определённой отдачи, которая проявляется в мотивации самой библиотеки по привлечению волонтеров. Основная цель мотивационной составляющей волонтерской программы библиотеки - определение правил, прав,
обязанностей и рекомендаций по признанию и поощрению волонтеров, создание системы удержания и мотивации необходимого количества волонтеров. В общественных библиотеках Лондона (Hammersmith and Fulham Library, Fulham Library и др.) система мотивации связана с оценкой вклада каждого волонтера и предусматривает количество отработанных смен (волонтеро-часов). Так, если волонтер отработал 100 часов в течение 12-месячного периода, то он в праве подать заявление на дисконтную карту Value You, использование которой дает ряд преференций. В немецких библиотеках практикуется вручение волонтерам популярной в современной Германии так называемой «карты общественника» (Ehrenamtskarten - ECards), дающей право на скидки при плате за пользование услугами частных и государственных учреждений. Ряд библиотек предоставляют скидку с оплаты за место для ребёнка в детском саду или в детской комнате библиотеки, бесплатный читательский билет и т.д.
Современные библиотеки действуют в условиях индивидуализации потребностей, инноватики и риска. Наглядным примером успешной адаптации при непосредственном участии волонтеров к происходящим и прогнозируемым изменениях в окружающем мире служит деятельность сети библиотек США, Германии и Англии.
Сегодня среди числа посетителей библиотек, значительную долю занимают люди пожилого возраста. Согласно данным Администрации по проблемам старения, неуклонный рост доли пожилых людей в общей численности населения Америки приведет к тому, что в 2030 г. 72,1 млн человек будут старше 65 лет (19,3% населения), что практически вдвое превышает этот показатель в 2000 г. [4]. К 2050 г. эта цифра вырастет до критического порога в 83,7 млн человек [5].
В такой ситуации важное место в деятельности библиотек занимают мобильные проекты с опорой на принципы аутрич-работы для граждан пожилого возраста. Американская библиотечная ассоциация (American Library Association) в одном из своих декларативных документов «Основные ценности библиотечного дела», заявляет, что «библиотека, поддерживаемая государством, обеспечивает свободный и равный доступ к информации для всех людей сообщества, которому служит библиотека» [6]. Этот основной принцип по своей сути включает в себя пропаганду библиотечных услуг для общественности. Именно в понятии «аутрич-работа» заключена сфера разнообразных услуг, которые библиотеки Америки сегодня активно предлагают и продвигают в обществе - от доставки на дом книг до проведения совместных мероприятий в рамках сотрудничества со школами, исправительными учреждениями и больницами. И ключевой фигурой подобного проекта является волонтер.
Один из опросов, проведенных AARP, показывает, что большинство пожилых людей хотят «пожить на месте», чтобы жить дома и подавать заявки на услуги долгосрочного ухода, а не проживать в учреждении для пожилых людей [7]. Библиотеки активно предлагают различные опции по охвату этой группы населения: волонтеры, например, осуществляют доставку на дом книг или отправляют издания по почте. Аналогичные внестационарные формы помощи гражданам пожилого возраста широко практикуются, начиная с марта 2007 г. Фондом «Гамбургские публичные библиотеки». Около 120 добровольцев раз в месяц доставляют литературу и аудиокниги 250 пожилым людям.
Не менее важной признана работа библиотек, их волонтеров с безработными. С началом Великой рецессии в 2008 г. и последовавшего за этим роста безработицы в системах публичных библиотек на всей территории Соединенных Штатов возрос спрос на услуги, связанные с поиском работы. Центр занятости в библиотеке Ричленда в Колумбии (Richland Library, Южная Каролина, США) был создан в 2010 г. на средства Фонда Джона С. и Джеймса Л. Найта в размере 438 000 долларов США. В работе центра активно задействованы и волонтеры: они помогают консультантам и тренерам в организации и подготовке обучающих сессий, участвуют в процедуре проигрывания ролевых ситуаций в процессе моделирования интервьюирования и др. С момента открытия центра в 2010 г. прошло, в том числе и с участием волонтеров, более 535 сессий [8].
Важным направлением деятельности библиотек остается работа с семьей и детьми. Это место разнообразного досуга детей, получения знаний и обучения посредством участия в различных совместных познавательных формах организации досуговой деятельности как для маленьких посетителей, так и для их родителей.
Приведем пример реализации с участием волонтеров одного из успешных проектов «Library Café» на площадках сети американских библиотек. «Когда моему первому сыну было
всего шесть месяцев, - отмечает Линдсей Эдвардс из Вестминстера, штат Мэриленд, - мы начали посещать программы «Читай и играй» в библиотеке. Мне нравилось проводить с ним время, волонтеры показывали мне, как надо читать, петь и играть с моим новорожденным. Мы регулярно посещаем библиотечные мероприятия. Я научился выбирать книги, которые так радуют моих сыновей... Библиотека предоставила мне безопасное место для моих двух мальчиков, где они могут учиться и расти. Мы с нетерпением ждем наших визитов, где мы сможем изучить поезд, поиграть с куклами, выбрать новые книги, поучаствовать в истории и завести новых друзей» [8].
Многие библиотеки Лондона (например, Hammersmith and Fulham Library, Великобритания) находятся в поиске волонтеров, которые помогут сотрудникам планировать и проводить многочисленные мероприятия для детей и молодежи. Библиотеки Норфолка (Norfolk Libraries, Великобритания) привлекают волонтеров для проведения для детей раннего возраста интерактивных занятий, в которые входят чтение стихов и рассказов, пение. От волонтеров не требуется никакого опыта, только энтузиазм и желание работать с детьми, петь и делиться с ними историями. Библиотеки Норфолка и Норвича (Libraries of Norfolk and Norwich, Великобритания) также обращаются к волонтерам с просьбой поддержать проект «Заходи и рисуй» личным участием. Роль волонтера сводится к оказанию помощи участникам проекта в освоении навыков рисования, а также к побуждению посетителей экспериментировать с различными техниками и стилями искусства. Широкое распространение в публичных библиотеках Англии получила такая вакансия волонтера, как помощник-организатор в Лего-клубе (Lego club). Во время часовой игры детей с конструкторами Lego, волонтеры присматривают за ними и организуют с ними интерактивы.
Добровольцы Городской библиотеки Штутгарта (Stadtbibliotek Stuttgart, Германия) выполняют роль «наставников по чтению». Они организовывают встречи, на которых дети и их родители могут послушать чтение книги, причем нередко в их авторском исполнении. В результате таких встреч 25% семей признали, что эта инициатива привела их к решению еще больше читать детям вслух.
В Великобритании также популярно привлечение волонтеров из числа подростков к участию в создании молодежных зон, в которых устанавливают плейстейшн, аудиоаппаратуру, автоматы с напитками, настенные плазменные экраны и т.д.
Важно отметить еще одно направление деятельности библиотек и их волонтеров. В настоящее время публичные библиотеки самым лучшим образом подготовлены к повышению информационно-компьютерной грамотности и позитивной мотивации населения посредством вовлечения в соответствующие проекты. Например, 95% американцев считают, что публичные библиотеки должны предлагать программы для обучения людей, включая детей и пожилых людей, с использованием цифровых инструментов, таких как компьютеры, смартфоны и приложения.
Развитию дистанционного библиотечного обслуживания способствует модернизация общедоступных библиотек. Всё популярнее становится обслуживание, основанное на удаленном доступе к информационным ресурсам с помощью новейших технологий, в том числе на базе мобильных электронных библиотек. Все эти новшества определяют новые формы и направления деятельности работы волонтеров. Речь, например, идет о развитии онлайн-волонтерства, волонтерства в сфере IT-поддержки.
Заслуживает внимание опыт реализации волонтерами на базе библиотек образовательных программ для людей пожилого возраста. Основная цель этого образовательного направления включает в себя персональное развитие и социальную адаптацию пожилых людей, сохранение их активной позиции. Волонтеры обучают компьютерной грамотности и пользованию различными гаджетами пожилых людей. Библиотечно-информационная служба ряда американских библиотек организует энтузиастов-добровольцев, чтобы помочь другим обрести уверенность в использовании компьютера. Функции волонтеров связаны с предоставлением помощи в овладении пожилыми людьми навыками работы в сети Интернет, с системой запросов и поиском информации и др. Кроме того, участникам образовательных курсов гарантируется помощь и поддержка по завершении обучения в рамках программы наставничества волонтеров.
В библиотеках США за последние годы набирают популярность онлайн-консультации. Волонтеры в режиме онлайн дают справки пользователям с ограниченными возможностями или пользователям, по каким-либо причинам привязанных к дому или работе. Так, в библиотечной
системе графства Бартоу (Bartow Country Library System, Великобритания) волонтерами создаются учебные видео. В видеопособиях они отвечают на вопросы, полученные по телефону, объясняют, как пользоваться электронным библиотечным каталогом, и показывают, как зарегистрировать аккаунт электронной почты. Учебный материал тиражируется с помощью записи на диски, которые пользователь может взять на время. Создание этих видеопособий - составная часть известной программы «Молодежная техническая неделя» (Teen Tech Week), реализуемой молодежным отделением Ассоциации библиотечного обслуживания юношества. В ходе осуществления этой программы молодые волонтеры находят применение своим познаниям в области новейших технологий. Они помогают взрослым пользователям освоить компьютер, показывают работу на библиотечном сайте, учат пользоваться поисковыми системами или программным обеспечением обработки текста.
Таким образом, мы видим огромный потенциал, заложенный в развитии волонтерства в библиотеках. Этот потенциал может и должен быть востребован в целях сохранения культурного наследия разных стран. Современная библиотека - это информационный центр, оснащенный и привычными печатными средствам, и современными носителями информации - различного рода компьютерными программами, электронными каталогами, доступом к Интернету. Библиотеки в современном мире призваны открывать, сохранять и спасать в человеке человечность, отвечать на трудные вопросы времени, создавать среду для дружеского общения людей разных воззрений и национальностей, для восприятия научных и культурных ценностей, для сохранения культурного и исторического наследия. Библиотеки становятся центрами культуры, общения населения, местом проведения досуга, популяризации культурно-исторических знаний. Выполненный анализ, на взгляд авторов, позволяет оценить международные современные процессы волонтерства в учреждениях культуры (библиотеках) и определить пути совершенствования и перспективы организации библиотечного волонтерства в том числе и в РФ.
Литература и источники
1. Volunteer [Электронный ресурс]. URL: https://www.jaxpubliclibrary.org/volunteer (дата обращения: 8.10.2019).
2. Volunteer [Электронный ресурс]. URL: https://www.mountainview.gov/depts/library/support/volunteers.asp (дата обращения: 8.10.2019).
3. Lyttle М., Walsh S. The Benefits of Volunteers [Электронный ресурс]. URL: http://publiclibrariesonline.org/2017/01/the-benefits-of-volunteers/ (дата обращения: 8.07.2019).
4. A Profile of Older Americans: 2011, Administration on Aging, 2011.
5. Ortman J. M., Velkoff V. A., and Hogan H. An Aging Nation: The Older Population in the United States // United States Census Bureau. 2014. May.
6. American Library Association, ALA Council, «Core Librarian Values», June 29, 2004.
7. Farber N. et al. Aging in Place: A State Survey of Livability Policies and Practices. National Conference of State Legislatures and the AARP Public Policy Institute, Dec. 2011.
8. Vaillancourt A. M. Job Seekers, Don't Curb Your Enthusiasm // Chronicle of Higher Education. 2014. № 42 (July 25): 21A.
9. Volunteer at the Library [Электронный ресурс]. URL: https://library.loudoun.gov/Forms/Volunteers (дата обращения: 8.10.2019).
ГОРЛОВА НАТАЛЬЯ ИВАНОВНА - кандидат исторических наук, доцент РЭУ им. Г.В. Плеханова, Москва, Россия ([email protected])
СТАРОВОЙТОВА ЛАРИСА ИВАНОВНА - доктор исторических наук, профессор, РГСУ, Москва, Россия ([email protected])
GORLOVA, NATALYA I. - Ph.D. in History, Associate Professor, Plekhanov Russian University of Economics (Moscow). STAROVOITOVA, LARISA I. - Doctor of History, Professor, Russian State Social University (Moscow).
УДК 93/94+39
БУРАЕВА О.В., НАРАНЦЭЦЭГ Д. РУССКИЕ В МОНГОЛИИ: СВИДЕТЕЛЬСТВО А.И. МАСЛОВА2
Ключевые слова: устная история, Монголия, местные русские, потомки русских Забайкалья, китайцы, буряты.
Целью данной статьи является введение в научный оборот полевых материалов о судьбах русских, оказавшихся на территории Монголии в первой трети XX века. Устная история (oral history) является субъективной реконструкцией, «субъективной реальностью» участника истории. Наш информатор, являясь представителем третьего поколения переселенцев, рассказывает о жизненном пути своих предков, о том, как разные исторические события XX века влияли на жизнь его семьи.
2 Статья подготовлена в рамках проекта РФФИ - МОНМ № 18-512-94003 «Сохранность и трансформация фольклорных и этнокультурных традиций бурят России, Монголии и Китая»