References
1. Demina L.I. Tipologiya konflikta v russkoy i adygeyskoy proze kontsa 40-h - 50-h godov XX veka [Typology of conflict in the Russian and Adyghe prose of the late 40-ies - 50-ies of XX century]. URL: http://pn.pglu.ru
2. Galay E.G. The specifics and implementation of conflict in the Russian and Adyghe drama 50-70-ies of XX century: synopsis of the thesis (filol. sciences). Maykop, 2009.
3. Muratov C.H. A favorite of all the playwright's memories of the artist // Adyge mak. 2001. Noyabr'.
4. Shkhalahova S.S. Stranitsy istorii Adygeyskogo teatra [Pages of history of the Adyghe theatre]. Maykop, 2008.
5. Beretar' H. The tree has taken root // S.S. Shelehova. Pages of history of the Adyghe theatre. Maykop, 2008.
6. Skhalyaho D.S., Shovgenova T.A. Conflict as a genre as a factor in the drama of Erejib Mamiy (on the example of the play "The Suitors") // Kul'turnaya zhizn' Yuga Rossii. 2016. № 3.
УДК 355.087.2 Я.Г. ПУТИЛИНА
РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ В ОКАЗАНИИ СОЦИАЛЬНО-ОРИЕНТИРОВАННЫХ УСЛУГ ОБЩЕДОСТУПНЫМИ БИБЛИОТЕКАМИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ
Путилина Яна Геннадьевна, аспирант кафедры библиотечно-библиографической деятельности Краснодарского государственного института культуры (Краснодар, ул. 40 лет Победы, 33), [email protected]
Аннотация. В статье раскрывается роль и значение волонтерского движения в оказании социально-ориентированных библиотечных услуг. Исследуются результаты опроса руководителей общедоступных библиотек Краснодарского края.
Ключевые слова: общедоступная библиотека, волонтеры, волонтерское движение, социально-ориентированные услуги.
UDK 355.087.2 Y.G. PUTILINA
THE ROLE AND IMPORTANCE OF VOLUNTEERISM IN THE PROVISION OF SOCIALLY ORIENTED SERVICES PUBLIC LIBRARIES KRASNODAR TERRITORY
Putilina Yana Gennadyevna, graduate of department of library and bibliographic activities at the Krasnodar state institute of culture (Krasnodar, 40 let Pobedy str., 33), [email protected]
Abstract. The article reveals the role and significance of the volunteer movement in providing socially-oriented library services based on the results of a survey of heads of public libraries in the Krasnodar Territory.
Keywords, public library, volunteers, volunteer movement, socially-oriented services.
Содействие развитию и распространению волонтерства - одно из приоритетных направлений социальной и молодежной политики в нашей стране. С целью изучения использования волонтерского движения в оказании социально-ориентированных услуг общедоступными библиотеками Краснодарского края нами был проведен опрос руководителей публичных краевых и муниципальных библиотек Краснодарского края.
1. Знаете ли вы, что такое волонтерское движение?
• да
• нет
2. Как вы относитесь к волонтерскому движению?
• положительно
• отрицательно
• безразлично
3. Волонтер в вашем представлении - это:
• активный читатель библиотеки
• житель близлежащего микрорайона
• добровольный помощник
• кто-то другой
4. Необходимо ли библиотекам привлекать волонтеров?
• да
• нет
5. Если «да», то чем вызвана такая необходимость?
• падением престижа чтения
• увеличением объема рутинной работы
• изменением статуса библиотеки
• появлением новых направлений работы
• появлением новых видов услуг
• чем-то другим (укажите)
6. Привлекает ли ваша библиотека для осуществления своей деятельности волонтеров?
• да
• нет
7. Что вы предпринимаете для привлечения волонтеров?
8. Сколько человек участвует в библиотечном волонтерском движении?
• 1-5 человек
• 5-10 человек
• 10-15 человек
• другое (укажите)
9. Как давно вы используете в своей деятельности волонтерское движение?
• менее года
• от 1 до 3 лет
• от 3 до 5 лет
• свыше 5 лет
• другое (укажите)
10. Среди волонтеров библиотеки чаще всего выступают?
• учащиеся старших классов
• учащиеся колледжей
• студенты
• работающее население
• безработные
• домохозяйки
• пенсионеры
• другие (укажите)
11. Как часто волонтеры оказывают помощь вашей библиотеке?
• ежедневно
• еженедельно
• ежемесячно
• от случая к случаю
• как-то иначе
12. Отметьте, пожалуйста, направления библиотечной деятельности, в которых участвуют волонтеры?
• дежурство в библиотеке
• внестационарное библиотечное обслуживание
• помощь в организации и проведении мероприятий
• проведение экскурсий по библиотеке
• рекламная деятельность
• работа с общественностью
• социокультурные акции
• другие (укажите)
13. Назовите, пожалуйста, основные библиотечные мероприятия, в которых принимали участие волонтеры?
14. Какими качествами должен обладать библиотечный волонтер?
• внимательность
• доброжелательность
• отзывчивость
• ответственность
• работоспособность
• другие (укажите)
15. Каким требованиям должен соответствовать библиотечный волонтер?
• заинтересованность в библиотечной работе на постоянной основе
• готовность общаться с людьми и помогать им
• любовь к книгам
• другое (укажите)
16. Какие меры вы используете для поощрения волонтеров?
• дипломы
• грамоты
• призы
• приоритетное обслуживание
• новинки литературы
• другое (укажите)
В опросе приняли участие 34 руководителя краевых и муниципальных библиотек городов и районов нашего региона, которые, как показало исследование, были достаточно полно осведомлены о волонтерском движении в мире и нашей стране, положительно к нему относятся. В представлении респондентов волонтер - это «добровольный помощник» (85%) и «активный читатель библиотеки» (25%).
100% опрашиваемых ответили утвердительно на вопрос «Как вы считаете, необходимо ли библиотекам привлекать волонтеров?». Среди аргументов важности и необходимости этой деятельности на первое место респонденты поставили внедрение новых направлений работы, на второе - появление новых видов услуг и падение престижа чтения, на третье - увеличение объема рутинной работы и на последнее - изменение статуса библиотеки и самостоятельное желание человека оказать ей помощь.
Респонденты отметили, что основными методами привлечения волонтеров к работе в библиотеку являются: сотрудничество с организациями, курирующими волонтерское движение, беседы и лекции о работе библиотеки и о пользе волонтерства, сотрудничество со СМИ, интернет, выпуск рекламной продукции и проведение рекламных акций, создание клубов в помощь библиотеке и организация читательских активов, индивидуальные беседы с читателями, индивидуальные поощрения.
На вопрос «Привлекает ли ваша библиотека для осуществления своей деятельности волонтеров?» 79% опрашиваемых ответили утвердительно. Респонденты из Кур-
ганинского, Павловского, Успенского районов, Приморско-Ахтарска, Геленджика (всего 21%) отрицательно ответили на этот вопрос, но признали целесообразность такой деятельности.
Вопрос анкеты «Как давно вы используете в своей деятельности волонтерское движение?» позволил выяснить, что библиотекари края относительно недавно стали привлекать волонтеров. 49% респондентов пользуются их услугами «от 1 года до 3 лет», 25% используют эту практику «от 3 до 5 лет», 14% опрошенных - «более 5 лет» и 12% респондентов - «менее года».
Волонтерами библиотеки чаще всего выступают: «учащиеся старших классов» (63%), «учащиеся колледжей» (60%), «студенты» (37%), «пенсионеры» (19%) и «работающее население» (15%). Таким образом, волонтерами в библиотеках чаще всего является учащаяся молодежь.
На вопрос «Как часто волонтеры оказывают помощь вашей библиотеке?» было предложено пять вариантов ответов. Мнения респондентов распределились следующим образом: «еженедельно» (7%), «ежемесячно» (15%) и «от случая к случаю» (78%). Эти ответы респондентов наглядно показывают, что большинство библиотек края привлекают волонтеров лишь во время крупных акций и мероприятий. Еженедельная и ежемесячная поддержка оказывается относительно редко, а ежедневная - не реализуется на территории края.
Следующий вопрос анкеты предлагал выбрать «Направления библиотечной деятельности, в которых участвуют волонтеры». Среди основных были названы «помощь в организации массовых мероприятий» и социокультурных акций». Есть и индивидуальная помощь, например, «начитывание» текстов в звукозаписывающей студии, которая нужна Краснодарской краевой специальной библиотеке для слепых и слабовидящих им. А.П. Чехова.
Основные библиотечные мероприятия, в которых участвуют волонтеры: обслуживание пенсионеров и инвалидов на дому; внутренние мероприятия библиотек; участие в акции «Библионочь»; работа в летних лагерях; «Дни открытых дверей», Дни библиотек»; «Недели детской и юношеской книги»; городские (сельские) праздники; марафоны здоровья; помощь в проведении литературных вечеров, общероссийских праздников - «9 Мая», «День матери» и праздников с юбилейными датами; акции по сбору книг и многое другое.
Примеры привлечения волонтеров для работы с общественностью привели 44% опрошенных. Используют волонтеров при внестационарном библиотечном обслуживании и работе летних библиотечных лагерей 35%. Рекламная деятельность заняла 21%, а проведение экскурсий по библиотеке 12%. Примером индивидуальной помощи слабовидящим читателям является работа волонтеров по «начитыванию» текстов в звукозаписывающей студии Краснодарской краевой специальной библиотеки для слепых и слабовидящих им. А.П. Чехова.
В ответах на вопрос анкеты «Каким требованиям должен соответствовать библиотечный волонтер?» респонденты выбрали «готовность общаться с разными людьми», «любить книгу и быть активным читателем библиотеки», «заинтересованность в библиотечной работе».
Несмотря на то что волонтерская деятельность предполагает бескорыстное участие, анкета содержала вопрос «Какие меры вы используете для поощрения волонтеров?». Ответы респондентов распределились следующим образом: «грамоты и призы» (по 16%), «приоритетное обслуживание» (13%), «новинки литературы» (11%), «дипломы» (7%). Мерами поощрения являются также устная благодарность, благодарственные письма, направленные на место учебы и работы, имя родителей, приглашения на все проходящие в библиотеке мероприятия, акции, флешмобы, выставки, литературные вечера, вручение сувениров-брелков, значков, кружек, календарей.
Итак, для продвижения идеи чтения и любви к книге является относительно недавно возникшее волонтерское движение. Основными методами привлечения волонтеров к ра-
боте в библиотеку являются: сотрудничество с организациями, курирующими волонтерское движение, беседы и лекции о работе библиотеки и о пользе волонтерства, сотрудничество со СМИ, интернет, выпуск рекламной продукции, создание клубов, работа с читателями, индивидуальные поощрения. В результате исследования результатов опроса руководителей общедоступных библиотек Краснодарского края выявлены важная роль и содействие волонтерства улучшению устройства и работы библиотеки, установлено, что наиболее тесно контактирует с библиотекой учащаяся молодежь, библиотеки края привлекают волонтеров главным образом во время крупных мероприятий.
Литература
1. Кривкова Е.И. Именем Пушкина наречена...: к 100-летию Краснодарской краевой универсальной научной библиотеки имени А.С. Пушкина. Краснодар, 2000. 240 с.
2. Молодежь и волонтерское движение: сборник информационно-библиографических материалов. Краснодар, 2012. 36 с.
3. Путилина Я.Г. Волонтеры книжной культуры - перспективное направление в деятельности библиотек // Библиотеки Юга России: культурное и языковое многообразие и взаимодействие: международная научно-практическая конференция. Краснодар, 2013. С. 141-145.
References
1. Krivkova E.I. Imenem Pushkina is named.: to the 100 anniversary of the Krasnodar regional universal scientific library of name Ampere-second. Pushkin. Krasnodar: Book publishing house, 2000.
2. Young people and volunteerism: a collection of bibliographic materials. Krasnodar, 2012. 36 p.
3. Putilina Y.G. Volunteers of book culture - the perspective direction in activity of libraries / Y.G. Putilina//Libraries of the South of Russia: cultural and language diversity and interaction: nternational scientific-practical conference. Krasnodar, 2013.
УДК 659.4
И.Б. ШУВАНОВ, М.С. КРУГЛОВА
PR-МЕНЕДЖМЕНТ В ОРГАНИЗАЦИЯХ ПУЛЬСИРУЮЩЕГО ТИПА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Шуванов Игорь Борисович, кандидат психологических наук, заведующий кафедрой общей психологии и социальных коммуникаций Сочинского государственного университета (Сочи, ул. Советская, 26а), schuvanov@rambler. ги
Круглова Марина Сергеевна, аспирант Сочинского государственного университета (Сочи, ул. Советская, 26а), [email protected]
Аннотация. В статье раскрывается содержание концепции пульсирующих организаций на примере волонтерских центров и деятельности организаторов спортивных событий. Объясняется, как структуры с «пульсирующим эффектом», в свете их особых характеристик, адаптируют доступные технологии к своей деятельности. Уникальные информационные и коммуникационные требования вызывают необходимость поиска оптимальных стратегий управления отношениями с общественностью. Ключевые слова: менеджмент организации, волонтерство, события, организационная структура, коммуникации.