Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ'

ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
16
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Scientist
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Бекмухамедов А. К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ»

Scientist

Scientist, 2023, 4(26), 149-151._

ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ У СТУДЕНТОВ-СПОРТСМЕНОВ

Алтайский государственный медицинский университет, г. Барнаул Бекмухамедов А. К.

Научный руководитель: к. фил. н., доцент Алпеева Н. Н.

Введение

Проблема воли, волевой регуляции поведения и деятельности человека давно занимает умы ученых. До сих пор нет единого взгляда на механизмы воли, вплоть до полного отрицания воли как самостоятельного психического феномена, противопоставления воли чувствам и разуму. Первое материалистическое объяснение природе воли дал Сеченов, который указывал, что воля - это деятельная сторона разума и морального чувства, выраженная в способности человека совершать целенаправленные действия и поступки, требующие преодоления трудностей. Таким образом, воля неразрывно связана с разумом, сознанием человека, поскольку произвольное управление всегда сознательное и преднамеренное [1].

Волевые качества личности и уровень агрессивности могут иметь значительное влияние на успех спортсмена. Определенные черты характера могут помочь спортсмену достигать поставленных целей, сохранять высокий уровень мотивации и принимать быстрые решения в стрессовых ситуациях.

К некоторым из волевых качеств личности, которые могут быть особенно полезными для студентов-спортсменов, относятся:

- самодисциплина - возможность контролировать свои мысли, эмоции и поведение, может помочь в тренировочном процессе и увеличить вероятность достижения поставленных целей;

Scientist

150

- мотивация: у спортсменов с высокой степенью мотивации есть больше шансов добиться успеха. Может включать в себя как внутреннюю мотивацию (желание победить, стремление к самосовершенствованию), так и внешнюю мотивацию (признание со стороны окружающих, призы и официальные награды);

- целеустремленность - способность работать на поставленные цели, несмотря на препятствия и сложности, может помочь спортсмену сохранять мотивацию и достигать успеха.

С другой стороны, уровень агрессивности также может играть роль в успехе спортсмена. В некоторых видах спорта, например, в боксе или борьбе, агрессивность может быть полезной, поскольку она может помочь увеличить энергетический уровень и усилить стремление к победе. Однако, чрезмерная агрессивность может привести к нарушению правил и дисквалификации, а также повлиять на отношения с партнерами и тренерами.

Цель исследования: изучить особенности волевых качеств личности и агрессивности студентов-спортсменов Алтайского государственного медицинского университета.

Материалы и методы

Для исследования мы использовали следующие методики:

1. Опросник волевого самоконтроля (авторы А. Г. Зверков, Е. В. Эйдман). Данный опросник предназначен для определения уровня волевой саморегуляции, способности сознательно управлять своими действиями, состояниями и побуждениями в различных ситуациях.

2. Опросник «Волевые качества личности» (автор М. В. Чумаков). Опросник предназначен для диагностики выраженности волевых качеств личности в возрасте от 18 до 35 лет. Методика направлена на общую оценку степени развития эмоционально-волевой регуляции, обеспечивающей сознательное, намеренное, осуществляемое на основе собственного решения поведение.

151

Особенности волевых качеств личности и агрессивности у студентов-спортсменов

3. Опросник враждебности Басса-Дарки. Он предназначен для выявления уровня пяти видов агрессивности и двух видов враждебности.

Всего исследовались 46 студентов Алтайского государственного медицинского университета, которые занимаются различными видами спорта, а именно - единоборство, легкая атлетика и фитнес, а также студенты, которые не занимаются спортом. Опрос студентов проводился в онлайн-формате.

Результаты и обсуждение

В ходе исследования нами были получены следующие результаты. Волевые качества личности и волевая саморегуляция имели высокие показатели у студентов-спортсменов. Агрессивность также была повышена у студентов, которые занимаются различными видами спорта, в частности единоборствами. Студенты, которые занимаются легкой атлетикой, уровень агрессивности был минимальным (физическая, косвенная агрессия, обиды и индекс агрессивности). Также агрессивность была высокой у студентов, которые не занимаются спортом.

Вывод

Таким образом, для студентов-спортсменов важно находить баланс между волевыми качествами личности и уровнем агрессивности, чтобы достигать поставленных целей, не причинять вреда своему здоровью и сохранять здоровые отношения в спортивной команде.

Список литературы:

1. Карвасарский Б. Д. Клиническая психология. Учебник [Электронный ресурс] / под ред. Б. Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2004. 553 с.

Как цитировать:

Бекмухамедов А. К. Особенности волевых качеств личности и агрессивности у студентов-спортсменов. Материалы IX итоговой конференции НОМУИС. Барнаул. Scientist. 2023; 4 (26): 149-151.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.