Научная статья на тему 'Особенности волевой регуляции студентов с различными индивидуальными особенностями'

Особенности волевой регуляции студентов с различными индивидуальными особенностями Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
474
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЛЕВАЯ РЕГУЛЯЦИЯ / СМЫСЛОВАЯ СФЕРА ЛИЧНОСТИ / ВОЛЕВЫЕ КАЧЕСТВА ЛИЧНОСТИ / САМОКОНТРОЛЬ / ОРИЕНТАЦИЯ НА ДЕЙСТВИЕ / ОРИЕНТАЦИЯ НА СОСТОЯНИЕ / СТУДЕНЧЕСКИЙ ВОЗРАСТ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Барабанов Д. Д.

Представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было выявление особенностей волевой регуляции студентов с разным уровнем осмысленности жизни и диспозициями ориентацией на действие / ориентацией на состояние. В исследовании приняли участие студенты 1 и 5 курсов разных факультетов (n = 500). По результатам применения комплекса методик был получен ряд результатов. Показано, что студенты, обладающие более высоким уровнем осмысленности жизни, имеют более высокие показатели волевой регуляции. Студенты с диспозицией ориентация на состояние обладают более низкими показателями волевой регуляции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности волевой регуляции студентов с различными индивидуальными особенностями»

ОСОБЕННОСТИ ВОЛЕВОЙ РЕГУЛЯЦИИ СТУДЕНТОВ С РАЗЛИЧНЫМИ ИНДИВИДУАЛЬНЫМИ ОСОБЕННОСТЯМИ

© Барабанов Д.Д.*

Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова,

г. Москва

Представлены результаты эмпирического исследования, целью которого было выявление особенностей волевой регуляции студентов с разным уровнем осмысленности жизни и диспозициями ориентацией на действие / ориентацией на состояние. В исследовании приняли участие студенты 1 и 5 курсов разных факультетов (п = 500). По результатам применения комплекса методик был получен ряд результатов. Показано, что студенты, обладающие более высоким уровнем осмысленности жизни, имеют более высокие показатели волевой регуляции. Студенты с диспозицией ориентация на состояние обладают более низкими показателями волевой регуляции.

Ключевые слова: волевая регуляция, смысловая сфера личности, волевые качества личности, самоконтроль, ориентация на действие, ориентация на состояние, студенческий возраст.

Волевая регуляция является актуальным предметом исследования психологов в России и за рубежом.

Важность проведения исследований онтогенеза воли подчеркивал еще Л.С. Выготский [1982]. Циклы исследований, посвященных развитию воли в раннем детстве, дошкольном, школьном и подростковых возрастах были выполнены Л.И. Божович [1997], Е.О. Смирновой [1990], Т.И. Шульгой [Шульга, 1994; Быков, Шульга, 1999]. Часть исследований посвящены изучению гендерной специфики в развитии волевой регуляции: характер этого развития оказывается неодинаковым у мужчин и женщин [Гаврилина, 2010; Шляпников, 2011]. Исследование волевой регуляции в контексте профессиональной адаптации молодых специалистов показало, что развитие волевой регуляции происходит и в ранней зрелости [Шляпников, 2007]. Быков А.В. [2003] подчеркивает, что волевая регуляция развивается во всех возрастах. Согласно результатам проведенных им исследований, развитие волевой регуляции личности идет по траектории развития, включающей как периоды плавных изменений, так и напряженные переходные моменты особо интенсивных трансформаций.

Однако, несмотря на значительное число исследований волевой регуляции в онтогенезе, закономерности ее развития в студенческом возрасте ос-

* Аспирант кафедры Психологии личности.

таются мало изученными. Согласно исследованиям некоторых авторов значительных изменений волевой регуляции в студенческом возрасте не происходит [Быкова, 2013], а также не наблюдается значимых различий между студентами, обучающихся на разных специальностях [Кирсанов, 2013]. Тем не менее, показано, что такие диспозиции как ориентация на действие и ориентация на состояние [КиЫ, 1996] и уровень осмысленности жизни связаны с уровнем развития волевой регуляции личности [Барабанов, 2012; Прима, 2013; Батоцыренов, Эрдынеева, 2010].

Целью проведенного эмпирического исследования было выявление особенностей волевой регуляции студентов с разным уровнем осмысленности жизни и диспозициями ориентацией на действие / ориентацией на состояние. В исследовании приняли участие студенты 1 и 5 курсов разных факультетов (п = 500). Информация о выборке исследования указана в табл. 1.

Таблица 1

Информация о выборке исследования

Факультет Курс Пол Ср. возраст Всего по

М Ж курсу

Социологический (п = 101) 1 7 44 17,71 51

5 8 42 21,64 50

Химический (п = 97) 1 23 29 17,63 52

5 26 19 21,58 45

Механико-математический (п = 101) 1 27 23 17,58 50

5 28 23 21,47 51

ВМиК (п = 104) 1 24 29 17,68 53

5 34 17 21,59 51

Психологии (п = 97) 1 8 41 17,71 49

5 8 40 21,75 48

Были использованы следующие методики:

1. «Формализованная модификация методики самооценки (СО) Дембо-Рубинштейн» [Иванников, Эйдман, 1990]. Испытуемые оценивали себя по 20 предложенным качествам, давая оценки от 1 («совершенно не выражено») до 5 («максимально выражено»). Эти качества: ответственный, дисциплинированный, целеустремленный, принципиальный, обязательный, настойчивый, решительный, волевой, инициативный, выдержанный, самостоятельный, энергичный, терпеливый, упорный, смелый, спокойный, деловитый, уверенный, организованный, внимательный.

2. «Шкала контроля за действием при планировании» Ю. Куля (НАКЕМР-90) в адаптации С.А. Шапкина [Шапкин, 1997]. Опросник предназначен для диагностики индивидуальных особенностей волевой регуляции процессов реализации намерения в действии. Склонность человека к самоконтролю определяется ориентацией на состояние (ОС-диспозиция), а к саморегуляции - ориентацией на действие (ОД-диспозиция).

3. «Вопросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении» Г. С. Никифорова, В.К. Васильева и С.В. Фирсова [Никифоров, 1989]. Текст вопросника содержит 36 утверждений, к каждому из которых на выбор предлагается три варианта ответа. Вопросник состоит из трёх субшкал: эмоциональный самоконтроль, самоконтроль в деятельности и поведении, социальный самоконтроль.

4. Тест смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [Леонтьев, 2000]. Тест состоит из 20 вопросов, каждый из которых представляет собой два утверждения, между которыми находится симметричная шкала «3 2 1 0 1 2 3». Также тест имеет 5 субшкал: субшкала 1 (цели), субшкала 2 (процесс), субшкала 3 (результат), субшкала 4 (локус контроля - Я), субшкала 5 (локус контроля - жизнь). В итоге подсчитывается общий показатель - ОЖ (общая жизненная осмысленность). В данном исследовании показатель ОЖ представлял наибольший интерес, а отдельные баллы по субшкалам не учитывались.

Таблица 2

Сравнение показателей волевой сферы студентов с ОС и ОД диспозициями (непараметрический критерий Манна-Уитни)

Показатель ОС ОД и-критерий Манна-Уитни

м м

Поведенческий самоконтроль 14,54 3,30 15,42 3,60 26199,5**

Социальный самоконтроль 14,76 3,75 16,03 4,20 24570**

Ответственность 3,89 0,87 4,29 0,72 22920**

Дисциплинированность 3,63 0,98 4,00 0,92 23968**

Целеустремленность 3,57 1,01 4,00 0,90 23204**

Принципиальность 3,66 1,06 3,89 1,02 26595**

Обязательность 3,76 0,91 4,16 0,83 22930,5**

Настойчивость 3,42 1,11 3,68 1,14 26243**

Воля 3,41 0,99 3,94 0,93 21326,5**

Инициативность 3,43 0,98 3,76 0,90 25092,5**

Самостоятельность 3,68 0,94 3,96 0,97 25371,5**

Энергичность 3,48 1,15 3,71 1,14 27051,5*

Терпеливость 3,43 1,14 3,70 1,07 26418**

Упорство 3,34 0,95 3,57 1,00 26295,5**

Смелость 3,27 1,02 3,70 0,99 23553**

Спокойствие 3,41 1,10 3,72 1,11 25636,5**

Деловитость 3,10 1,09 3,50 1,06 24338,5**

Уверенность 3,20 0,96 3,83 0,99 19847**

Организованность 3,21 1,11 3,54 1,05 25433**

Внимательность 3,41 0,91 3,72 0,99 24615**

Тест СЖО 93,37 17,34 104,53 15,21 18909,5**

Примечание: * - р = 0,05, ** - р = 0,01.

В ходе сравнения показателей волевой регуляции студентов с ОС-диспозицией (п = 291) и ОД-диспозицией (п = 209) был выявлен ряд значимых различий (см. табл. 2). Студенты с ОД - обладают более высокими показа-

телями самоконтроля, большинства волевых качеств личности и уровня осмысленности жизни (ОЖ). Полученные данные полностью согласуются с теорией контроля за действием Ю. Куля. В рамках данной теории утверждается, что люди, обладающие ОД-диспозицией, имеют более развитую волевую сферу, благодаря чему демонстрируют лучшие результаты в учебе и трудовой деятельности [Diefendorff et э1, 2000].

В ходе сравнения показателей волевой регуляции студентов с низким (п = 240) и высоким уровнем осмысленности жизни (п = 260) был выявлен ряд значимых различий (см. табл. 3). Студенты с высоким уровнем осмысленности жизни обладают более выраженной ориентацией на действие, а также более высокими показателями большинства волевых качеств личности. Полученные данные согласуются с деятельностно-смысловой концепцией В.А. Иванникова, в рамках которой основным механизмом волевой регуляции признается изменение или создание дополнительного смысла действия [Иванников, 2006]. Связь между волевой и смысловой сферами личности находит свое подтверждение.

Таблица 3

Сравнение показателей волевой сферы студентов с низким и высоким ОЖ (непараметрический критерий Манна-Уитни)

Показатель ОЖ (низ) ОЖ (выс) ^критерий Манна-Уитни

M SD M SD

Ориентация на действие (шкала контроля за действием) 4,08 2,11 5,93 2,42 17763,5**

Поведенческий самоконтроль 14,24 3,24 15,52 3,53 24716**

Социальный самоконтроль 14,53 4,08 15,99 3,78 25209,5**

Ответственность 3,82 0,89 4,28 0,71 22284,5**

Дисциплинированность 3,54 0,96 4,00 0,93 22816**

Целеустремленность 3,47 0,99 4,01 0,91 21628**

Принципиальность 3,52 1,09 3,97 0,96 24030,5**

Обязательность 3,64 0,94 4,20 0,78 20794**

Настойчивость 3,32 1,09 3,73 1,12 24626**

Решительность 3,38 1,01 3,95 0,96 21566,5**

Воля 3,23 0,93 4,00 0,92 17536**

Инициативность 3,27 0,97 3,84 0,87 21171**

Выдержка 3,38 1,02 3,72 0,92 25319,5**

Самостоятельность 3,69 0,98 3,90 0,93 27689*

Энергичность 3,44 1,13 3,70 1,15 27037**

Терпеливость 3,37 1,17 3,70 1,05 26287**

Смелость 3,16 0,96 3,73 1,02 21140**

Спокойствие 3,29 1,12 3,77 1,06 23524**

Деловитость 2,97 1,06 3,54 1,05 22164**

Уверенность 3,09 0,93 3,81 0,98 18653,5**

Организованность 3,23 1,08 3,45 1,10 27567,5*

Внимательность 3,42 0,96 3,65 0,94 26904,5**

Примечание: * - р = 0,05, ** - р = 0,01.

Таким образом, полученные результаты свидетельствуют о том, что характер развития волевой регуляции неодинаков у студентов с различными индивидуальными особенностями. Поскольку такие диспозиции как ОС/ОД и уровень осмысленности жизни (ОЖ) слабо изменяются с возрастом, можно предполагать, что студенты поступают в ВУЗ с различным уровнем развития самоконтроля и волевой сферы личности. В ходе обучения подобные различия сохраняются.

Список литературы:

1. Барабанов Д.Д. Сравнительный анализ особенностей волевой регуляции и мотивационно-смысловой сферы личности у студентов разных курсов // Вест. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. - 2012. - № 3. - С. 60-69.

2. Батоцыренов В.Б., Эрдынеева К.Г. Психологические особенности волевой саморегуляции российских и китайских студентов // Вестник Забайкальского Государственного Университета. - 2010. - № 2. - С. 73-78.

3. Божович Л.И. Проблемы формирования личности. - М.; Воронеж, 1997.

4. Быков А.В., Шульга Т.И. Становление волевой регуляции в онтогенезе. - М.: УРАО, 1999.

5. Быков А.В. Генезис волевой регуляции: автореф. дисс. ... докт. псих. наук. - М., 2003.

6. Быкова Е.А. Особенности развития волевых качеств у студентов // Вестник Шадринского государственного педагогического института. - 2013. -№ 1 (17). - С. 98-103.

7. Выготский Л.С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 2. - М., 1982.

8. Гаврилина И.В. Факторы влияния на оценки степени развития волевых качеств личности: автореф. дис. канд. психол. Наук. - М., 2010. - 29 с.

9. Иванников В.А. Психологические механизмы волевой регуляции. -СПб.: Питер, 2006.

10. Иванников В.А., Эйдман Е.В.Структура волевых качеств по данным самооценки // Психологический журнал. - 1990. - Т. 11, № 3. - С. 39-49.

11. Кирсанов В.М. Особенности волевого самоконтроля студентов различных профилей обучения // Ученые записки университета им. П.Ф. Лес-гафта. - 2013. - № 7 (101). - С. 67-72.

12. Леонтьев Д.А. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). - М., 2000.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

13. Никифоров Г.С. Самоконтроль человека. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1989.

14. Прима А.К. Особенности представлений о жизненном пути студентов с разным уровнем саморегуляции // Известия Южного Федерального университета. Технические науки. - 2013. - № 10. - С. 199-204.

15. Смирнова Е.О. Развитие воли и произвольности в раннем онтогенезе // Вопросы психологии. - 1990. - № 3. - С. 49-58.

16. Шапкин С.А.Экспериментальное изучение волевых процессов. - М.: Смысл, 1997.

17. Шляпников В.Н. Динамика волевой регуляции в процессе профессиональной адаптации молодых специалистов // Вестник Московского университета, Серия 14, Психология. - 2007. - № 4. - С. 75-84.

18. Шляпников В.Н. Гендерные особенности волевой регуляции // Вестник МГОУ Серия «Психологические науки». - 2011. - № 1. - С. 26-39.

19. Шульга Т.И. Проблемы волевой регуляции в онтогенезе // Вопросы психологии. - 1994. - № i. - С. 105-111.

20. Diefendorff J.M, Hall R.J., Lord R.G, & Strean M. Action-state orientation: Construct validity of a revised measure and its relationship to work-related variables II J. Appl. Psychol. - 2000. Apr. - V 85 (2). - P. 250-263.

21. Kuhl J. Who controls whom when «I control myself»? // Psychological-Inquiry. - 1996. - Vol. 7 (i). - P. 61-68.

ВОЗМОЖНОСТИ ЛИЧНОСТНО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ

© Гаджиева У.Б.*

Дагестанский государственный университет, г. Махачкала

Статья раскрывает психологические основы студенческого возраста в образовательном процессе. Образование в вузе способствует психическому развитию и формированию личности.

Ключевые слова: возраст, студенчество, образование, периодизация личности, социальное взросление, акмеология.

Студенчество представляет собой своеобразный уровень формирования и развития личности, который предоставляет собой границу между детским и зрелым возрастом. Заметный вклад в разработку проблемы студенческого возраста привнесла психологическая школа Б.Г. Ананьева, которая рассматривала этот возрастной период как особую социально-психологическую общность. В работах И. Серкова, В.О. Ключевского, В.И. Переведенцева, А.Н. Ждана, В.Е. Игнатьева, Л.С. Выготского, М.С. Кагана, Б.С. Круглова и др. собрана многочисленная познавательная база исследований, определены итоги опытов и теоретические изыскания по данной проблематике.

Студенчество, по выражению Б.Г. Ананьева, определяется чувствительным уровнем, который учитывает формирование необходимых социогенных

* Доцент кафедры Общей и социальной психологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.