Научная статья на тему 'Особенности внутренних преград студентов СГМУ им. Разумовского'

Особенности внутренних преград студентов СГМУ им. Разумовского Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЕ ПРЕГРАДЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Киреева С.А., Шустикова С.В., Новикова Д.Е.

Внутренние преграды это особые черты личности, проявляющиеся лишь в определенных ситуациях при необходимости активных действий в них. Значение внутренних преград заключается в их препятствии как социально-нежелательным, так и социально-желательным поступкам. Следовательно, составляя важную часть нашей жизни, внутренние преграды становятся актуальной темой для исследования и дискуссий.Цель исследования определение степени выраженности внутренних преград у студентов СГМУ.Для проведения исследования использовалась методика «Внутренние преграды личности» В.В. Столина (1980 г.).В опросе приняли участие 22 человека (женского и мужского пола), студенты специальности «Клиническая психология» в возрасте от 18 до 20 лет.Проранжировав данные по шкале «Я – реальное», получили следующие результаты: на первом месте у испытуемых преграда «потребность в благополучии» (8 человек), далее «потребность в свободе и творчестве» (6), на третьем месте «ожидание негативных семейных санкций» (3) и на последнем месте «совесть» (2). Преграды «гордость-самолюбие», «боязливость» и «ожидание негативных санкций», «слабоволие», «самолюбие-обидчивость» и «стыдливость» не получили оценок. По шкале «Я – идеальное» наиболее выражены преграды: «потребность в свободе и творчестве» (6), «ожидание негативных семейных санкций» (5), «совесть» (4), «потребность в благополучии» (3 человека), «ожидание негативных санкций»(3), «гордость-самолюбие»(1). Остальные преграды отмечены не были. По шкале «Я – социально-желаемое» на первом месте преграда «ожидание негативных санкций» (7), «совесть» (6), «ожидание негативных семейных санкций» (4), «потребность в свободе и творчестве» (3), «потребность в благополучии» (2). Остальные преграды также не были выделены. Подводя итог полученным данным, можно сказать, что «Я – реальное» отражает эгоистичную позицию респондентов. Их главные стремления в благополучии и свободе первичны, что в свою очередь говорит о незрелости и инфантильности респондентов. На второй план уходят личностные и моральные преграды, также как и негативные санкции от семьи и общества. «Я-идеальное» так же ориентировано на свободу, однако здесь уже приобретают важное значения преграды, связанные с санкциями, совестью и личностными качествами. Что говорит о стремлении респондентов показать себя с наилучшей стороны, скрыть свою эгоистичную позицию. И, наконец, «Я – социально-желаемое» абсолютно противоположно предыдущим шкалам, так как выражена ориентация на преграды, связанные с семейным, общественным осуждением и совестью. То есть в социально желаемом плане испытуемые стремятся показать себя с наилучшей стороны в обществе. Такие несовпадения «Я концепции» могут говорить о том, что человек имеет множественные позиции относительно различных сторон своей жизни. И в каждой новой ситуации человек старается подобрать определенную линию поведения, чтобы избежать проблем и извлечь для себя выгоду.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности внутренних преград студентов СГМУ им. Разумовского»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2016. Том 6. № 5

ID: 2016-05-1151-T-7010 Тезис

Киреева С.А., Шустикова С.В., Новикова Д.Е.

Особенности внутренних преград студентов СГМУ им. В.И. Разумовского

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России

Внутренние преграды - это особые черты личности, проявляющиеся лишь в определенных ситуациях при необходимости активных действий в них. Значение внутренних преград заключается в их препятствии как социально-нежелательным, так и социально-желательным поступкам. Следовательно, составляя важную часть нашей жизни, внутренние преграды становятся актуальной темой для исследования и дискуссий.

Цель исследования: определение степени выраженности внутренних преград у студентов СГМУ.

Материал и методы. Для проведения исследования использовалась методика «Внутренние преграды личности» В.В. Столина (1980 г.).

В опросе приняли участие 22 человека (женского и мужского пола) , студенты специальности «Клиническая психология» в возрасте от 18 до 20 лет.

Результаты. Проранжировав данные по шкале «Я - реальное», получили следующие результаты: на первом месте у испытуемых преграда «потребность в благополучии» (8 человек), далее «потребность в свободе и творчестве» (6), на третьем месте - «ожидание негативных семейных санкций» (3) и на последнем месте «совесть» (2). Преграды «гордость-самолюбие», «боязливость» и «ожидание негативных санкций», «слабоволие», «самолюбие-обидчивость» и «стыдливость» не получили оценок. По шкале «Я - идеальное» наиболее выражены преграды: «потребность в свободе и творчестве» (6), «ожидание негативных семейных санкций» (5), «совесть» (4), «потребность в благополучии» (3 человека), «ожидание негативных санкций»(3), «гордость-самолюбие»(1). Остальные преграды отмечены не были. По шкале «Я - социально-желаемое» на первом месте преграда «ожидание негативных санкций» (7), «совесть» (6), «ожидание негативных семейных санкций» (4), «потребность в свободе и творчестве» (3), «потребность в благополучии» (2). Остальные преграды также не были выделены.

Заключение. Подводя итог полученным данным, можно сказать, что «Я - реальное» отражает эгоистичную позицию респондентов. Их главные стремления в благополучии и свободе первичны, что в свою очередь говорит о незрелости и инфантильности респондентов. На второй план уходят личностные и моральные преграды, также как и негативные санкции от семьи и общества. «Я-идеальное» так же ориентировано на свободу, однако здесь уже приобретают важное значения преграды, связанные с санкциями, совестью и личностными качествами. Что говорит о стремлении респондентов показать себя с наилучшей стороны, скрыть свою эгоистичную позицию. И, наконец, «Я - социально-желаемое» - абсолютно противоположно предыдущим шкалам, так как выражена ориентация на преграды, связанные с семейным, общественным осуждением и совестью. То есть в социально желаемом плане испытуемые стремятся показать себя с наилучшей стороны в обществе. Такие несовпадения «Я -концепции» могут говорить о том, что человек имеет множественные позиции относительно различных сторон своей жизни. И в каждой новой ситуации человек старается подобрать определенную линию поведения, чтобы избежать проблем и извлечь для себя выгоду.

Ключевые слова: внутренние преграды

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2016

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.