Научная статья на тему 'Коммуникативная компетентность студентов медицинского ВУЗа'

Коммуникативная компетентность студентов медицинского ВУЗа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
92
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ЭМПАТИЯ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Акимова О.В., Аранович И.Ю.

Коммуникативная компетентность – это важное качество личности профессионала, планирующего работать в системе «человек-человек». При этом данное понятие многоаспектно и включает в себя множество переменных, которые необходимо учитывать в процессе оценки данного качества. С одной стороны некоторые черты личности могут повышать уровень коммуникативной компетентности, с другой существуют такие черты, которые негативно влияют на процесс общения. И это только один аспект. Даже те качества, которые призваны повысить способность личности к общению в чрезмерном его проявлении может привести к последствиям, негативно сказывающимся на процессе коммуникации, например, привести к эмоциональному выгоранию. Таким образом, целью исследования является оценка качества коммуникативной компетентности будущих врачей.В исследовании приняли участие 68 студентов 1 курса стоматологического факультета СГМУ им В. И. Разумовского в возрасте от 17 до 22 лет. Распределение по гендерному признаку: 35 человек лица женского пола, 33 – лица мужского.Материалы и методы: методики, разработанные институтом И. Бехтерева для оценки коммуникативной компетентности. Разработчики данного психодиагностического инструментария предполагают, что в понятие «коммуникативная компетентность» входят следующие черты личности: уверенность в себе, выраженность эмпатии, тенденции к аффилиации, чувствительность к отвержению, способность к восприятию социальной поддержки. Негативное влияние на взаимодействие между врачом и пациентом оказывает тревожность и склонность к аффективным переживаниям у медицинского работника.Результаты: по шкале «уверенность в себе» примерно одинаковое количество человек имеют средние (36 человек) и высокие (32) показатели. Уровень эмпатии большинства испытуемых находится в средних значениях (40). По шкалам «стремление к аффиляции» и «Измерение чувствительности к отвержению» превалируют средние значения (60 и 55 соответственно). Студенты способны к восприятию социальной поддержки – у всех испытуемых высокие показатели по данным шкалам. У респондентов отсутствуют яркие признаки тревожных и депрессивных переживаний.Выводы: студенты медицинского ВУЗа являются достаточно коммуникативно компетентными. В отдельных случаях требуется коррекция излишней уверенности в себе, которая может повлечь за собой чрезмерную агрессивность в процессе общения, излишнюю уверенность в собственной правоте, повышенный эгоцентризм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Коммуникативная компетентность студентов медицинского ВУЗа»

Бюллетень медицинских Интернет-конференций (ISSN 2224-6150) 2016. Том 6. № 5

Ю: 2016-05-1151-Т-6895 Тезис

Акимова О.В., Аранович И.Ю.

Коммуникативная компетентность студентов медицинского ВУЗа

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В.И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Коммуникативная компетентность - это важное качество личности профессионала, планирующего работать в системе «человек-человек». При этом данное понятие многоаспектно и включает в себя множество переменных, которые необходимо учитывать в процессе оценки данного качества. С одной стороны некоторые черты личности могут повышать уровень коммуникативной компетентности, с другой существуют такие черты, которые негативно влияют на процесс общения. И это только один аспект. Даже те качества, которые призваны повысить способность личности к общению в чрезмерном его проявлении может привести к последствиям, негативно сказывающимся на процессе коммуникации, например, привести к эмоциональному выгоранию.

Цель исследования: оценка качества коммуникативной компетентности будущих врачей.

Материал и методы: методики, разработанные институтом И. Бехтерева для оценки коммуникативной компетентности. Разработчики данного психодиагностического инструментария предполагают, что в понятие «коммуникативная компетентность» входят следующие черты личности: уверенность в себе, выраженность эмпатии, тенденции к аффилиации, чувствительность к отвержению, способность к восприятию социальной поддержки. Негативное влияние на взаимодействие между врачом и пациентом оказывает тревожность и склонность к аффективным переживаниям у медицинского работника. В исследовании приняли участие 68 студентов 1 курса стоматологического факультета СГМУ им В. И. Разумовского в возрасте от 17 до 22 лет. Распределение по гендерному признаку: 35 человек - лица женского пола, 33 - лица мужского.

Результаты. По шкале «уверенность в себе» примерно одинаковое количество человек имеют средние (36 человек) и высокие (32) показатели. Уровень эмпатии большинства испытуемых находится в средних значениях (40). По шкалам «стремление к аффиляции» и «Измерение чувствительности к отвержению» превалируют средние значения (60 и 55 соответственно). Студенты способны к восприятию социальной поддержки - у всех испытуемых высокие показатели по данным шкалам. У респондентов отсутствуют яркие признаки тревожных и депрессивных переживаний.

Выводы. Студенты медицинского ВУЗа являются достаточно коммуникативно компетентными. В отдельных случаях требуется коррекция излишней уверенности в себе, которая может повлечь за собой чрезмерную агрессивность в процессе общения, излишнюю уверенность в собственной правоте, повышенный эгоцентризм.

Ключевые слова: коммуникативная компетентность, эмпатия, студенты

© Бюллетень медицинских Интернет-конференций, 2016

www.medconfer.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.