Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ У ПЕДАГОГОВ-ВОЖАТЫХ, РАБОТАЮЩИХ С ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ'

ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ У ПЕДАГОГОВ-ВОЖАТЫХ, РАБОТАЮЩИХ С ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
34
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННЯЯ КАРТИНА БОЛЕЗНИ / ВОЖАТЫЙ / ВРЕМЕННОЕ ДЕТСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ / ДЕТСКИЙ ЛАГЕРЬ / ЭМОЦИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ / СТРЕСС / INTERNAL PICTURE OF THE DISEASE / JUNIOR CAMP COUNSELOR / TEMPORARY CHILDREN'S ASSOCIATION / CHILDREN'S CAMP / EMOTIONAL BURNOUT / STRESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Гуринович И.В., Кольчик Е.Ю.

В статье описаны основные особенности внутренней картины болезни и личностных свойств педагогов-вожатых, работающих с временным детским объединением на базе ФГБОУ МДЦ «Артек». В статье рассмотрены концепции внутренней картины болезни. Описаны результаты эмпирического исследования, раскрыты особенности внутренней картины болезни и личностных свойств у специалистов, имеющих различный стаж работы. Отмечены основные причины возможного профессионального выгорания и истощения у представителей данной профессии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Гуринович И.В., Кольчик Е.Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF THE INTERNAL PICTURE OF DISORDERS AT THE JUNIOR CAMP COUNSELORS, WHICH WORKS WITH A TEMPORAL CHILDREN ASSOCIATION

The article describes the main features of the internal picture of the disease and personal characteristics of the junior camp counselors, who work with the temporary children's association based on Federal State Budgetary Educational Institution Children's Center «Artek». In article concepts of an internal picture of a disease are considered. A description of the results of the empirical research, the features of the internal picture of the disease and personal characteristics that have different experience of work are given. The main reasons for possible professional burnout and exhaustion among the representatives of this profession are noted.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ У ПЕДАГОГОВ-ВОЖАТЫХ, РАБОТАЮЩИХ С ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ»

2. Федеральный закон от 05.12.2017 N 362-ФЗ (ред. от 29.11.2018) «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов»

3. Хомяков ДМ. Механизмы государственной поддержки агропромышленного комплекса России. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://ecfs.msu.ru/ru/blog/mehanizmy-gosudarstvennoy-podderzhki-agropromyshlennogo-kompleksa-rossii-963 (дата обращения 18.12.2018)

4. Шелестова Д.А., Шор Д.М., Шор И.М. Налоговые инструменты обеспечения финансовой устойчивости сельскохозяйственных организаций // Актуальные проблемы теории и практики налогообложения: материалы VII международной научно-практической конференции (к 100-летию финансовых органов Волгоградской области.). Волгоград, 2018 - С. 206-212

5. Шкарупа Е.А. Зарубежный опыт сельскохозяйственного кредитования: возможности использования в российских условиях // Экономика: вчера, сегодня, завтра. - 2017. -Том 7, № 5В. - С. 340-350

УДК 159.9.07

Гуринович И.В.

заведующая хозяйством центра дополнительного образования и

детского творчества ФГБОУ МДЦ «Артек»

Кольчик Е.Ю., к.псих.н. старший преподаватель кафедра психологии

ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет»

ОСОБЕННОСТИ ВНУТРЕННЕЙ КАРТИНЫ БОЛЕЗНИ У ПЕДАГОГОВ-ВОЖАТЫХ, РАБОТАЮЩИХ С ВРЕМЕННЫМ ДЕТСКИМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ

Аннотация. В статье описаны основные особенности внутренней картины болезни и личностных свойств педагогов-вожатых, работающих с временным детским объединением на базе ФГБОУ МДЦ «Артек». В статье рассмотрены концепции внутренней картины болезни. Описаны результаты эмпирического исследования, раскрыты особенности внутренней картины болезни и личностных свойств у специалистов, имеющих различный стаж работы. Отмечены основные причины возможного профессионального выгорания и истощения у представителей данной профессии.

Ключевые слова: внутренняя картина болезни, вожатый, временное детское объединение, детский лагерь, эмоциональное выгорание, стресс.

Gurinovich I.V.

head of agriculture-center for continuing education and children's

creativity, chair of ICC "Artek" Kolchik E. Yu.

senior teacher of department of psychology in "Crimean engineering and

pedagogical university"

FEATURES OF THE INTERNAL PICTURE OF DISORDERS AT THE JUNIOR CAMP COUNSELORS, WHICH WORKS WITH A TEMPORAL CHILDREN ASSOCIATION

Annotation. The article describes the main features of the internal picture of the disease and personal characteristics of the junior camp counselors, who work with the temporary children's association based on Federal State Budgetary Educational Institution Children's Center «Artek». In article concepts of an internal picture of a disease are considered. A description of the results of the empirical research, the features of the internal picture of the disease and personal characteristics that have different experience of work are given. The main reasons for possible professional burnout and exhaustion among the representatives of this profession are noted.

Keywords: internal picture of the disease, junior camp counselor, temporary children's association, children's camp, emotional burnout, stress.

Постановка проблемы. На данный момент всё большую популярность приобретают детские летние лагеря и центры, выполняющие определенные педагогические функции, предоставляющие ребенку дополнительные возможности для социализации и самореализации. На сегодняшний день существует необходимость пересмотреть функции временных детских объединений, создаваемых на базе оздоровительных лагерей и центров. Одной из основных становится развитие инициативности и самостоятельности детей и подростков, формирование готовности к решению важных проблем, социальное самоопределение. Значительную роль в формировании и развитии временного детского объединения играют вожатые, которые на протяжении смены способствуют сплочению, стимулируют развитие вышеуказанных качеств и свойств личности [7]. Важно, чтобы ребенка сопровождал не просто воспитатель или организатор, а доброжелательный наставник. Именно от позиции педагогов, их умения работать и коммуницировать зависит положительный настрой детей, активность, целеустремленность и психологический климат в отряде, рабочем коллективе. Профессия педагога-вожатого очень близка к профессии педагога, так как направлена на взаимодействие с детьми разных групп, отличается повышенной ответственностью за здоровье и жизнь детей, эмоциональностью, а также подразумевает повышенную требовательность в плане педагогической компетентности и личностных характеристик [5]. Вышеуказанные аспекты способствуют развитию стресогенных факторов и повышают риск профессионального выгорания. Соответственно, изучение отдельных личностных компонентов педагогов-вожатых в настоящее время необходимо, поскольку дает возможность оценить их адаптационные возможности и потенциал в целом. В этом ключе важным является видение работником о внутренней картине болезни, как субъективное восприятие человеком своего заболевания и состояния организма в целом, которая состоит из сенсорного компонента (чувства, ощущения), эмоционального

(эмоции), когнитивного (то, что человек думает о своем текущем состоянии) и мотивационного (актуализация деятельности по восстановлению здоровья).

Анализ литературы. Особенности переживания стресса являются важными образованиями во многих профессиях и являются широкой областью изучения. Профессия педагога-вожатого обладает определенными особенностями: круглосуточное нахождение с детьми, ограничение индивидуального пространства, особенности условий проживания, режима работы и отдыха, организация развлекательных или образовательных мероприятий. Специфика данной профессиональной деятельности и исследования типа профессий «человек-человек (Е.А. Климов, А.К. Маркова, А.Л. Церковский) свидетельствуют о том, что в результате продолжительного периода работы, специалист подвержен некоторым специфическим явлениям (например, синдром эмоционального выгорания, психоэмоциональное напряжение, стресс и т. д) [12]. На тему особенностей и сложностей в работе педагогов было проведено достаточно много исследований (М.В. Борисова, Н.Е. Водопьянова, В.Е. Орел) [6].

На формирование внутренней картины болезни оказывают влияние различные факторы, например, характер заболевания, его острота и темп развития, особенности личности в предшествующий ухудшению состояния. В литературе наиболее освещенным является когнитивный аспект, а влияние соматического состояния на психику человека может быть патогенным или саногенным. Впервые феномен внутренней картины болезни был описан врачом А. Гольдшейдером, который назвал его «аутопластическая картина болезни». В течении XX века возникали различные термины, например, «внутренняя картина болезни», «переживание болезни», «реакция адаптации», «позиция по отношению к болезни», «отношение к болезни», «сознание болезни», «образ собственного заболевания», «аутогенное представление о болезни» и т.д. Исследования происходили преимущественно в рамках российской клинической психологии. Авторы описывали определенные аспекты явления, но наиболее интегративным является концепция «внутренней картины болезни», возникающий, как целостный образ своего заболевания или состояния здоровья в концепции Р.А. Лурии. Модель внутренней картины болезни в его понимании включала такие компоненты, как сензитивный и интеллектуальный, что отражало дихотомию соматического и психического, которая существовала в медицине [9].

Дальнейшие исследования весьма разнообразны. Например, в информационно-кибернетической модели внутренней картины болезни в концепции Т.Н. Резниковой и В.М. Смирнова центральным понятием является «церебральное информационное поле болезни», представленное чувственной тканью, сензитивностью и культурными убеждениями относительно своего состояния, а также собственным опытом переживания, что создает предпосылки для развития «психологического информационного

поля болезни» (процесс означения чувственной ткани). Основой для оценки становится собственная «схема тела», а внутренняя картина болезни предстает в виде элемента самосознания. Модель также не исключает влияние личностных факторов, а именно потребностей и эмоционального опыта [8].

Концепция В.В. Николаевой включает сенсорный, эмоциональный, рациональный и мотивационный компоненты. В теории А.Ш. Тхостова и Г.А. Ариной процесс формирования внутренней картины болезни изучается как форма познавательной деятельности, модель предстает в виде многоуровневого образования, основой которого является взаимодействие чувственной ткани, первичного и вторичного осознания, а также личностного смысла [3].

Г. Левинталя разработал модель житейского смысла, в которой личность описана в виде конструирующего понимания собственного состояния на основе приобретенного культурного опыта, реакции ближайшего окружения и процесса осмысления, вследствие чего был разработан опросник «Когнитивных представлений о болезни» [4]. В концепции внутренней картины болезни в контексте саморегуляции А.Ш. Тхостова, Г.А. Ариной и В.В. Николаевой, внутренняя картина болезни рассматривается, как телесное, эмоциональное, когнитивное и мотивационно-смысловое опосредование. Введение в контекст системы саморегуляции организма позволяет, в особой социальной ситуации, связать данный феномен с социокультурными факторами, что дает основу для изучения кросс-культурных различий. В семиотической модели внутренней картины болезни А.Ш. Тхостова центральным является положение о том, что обозначение симптома предполагает указание как на телесные ощущения, так и болезнь или состояние организма [11].

Целью данной работы является анализ особенностей внутренней картины болезни у педагогов-вожатых, работающих с временным детским объединением.

Изложение основного материала. Работа педагога-вожатого связана с дополнительным стрессом, как и многие специальности в сфере профессий «человек-человек». Поначалу работник детского лагеря или центра может отличаться высоким потенциалом, энтузиазмом, демонстрировать уверенность, активность, способность разрешать проблемные ситуации. Но со временем указанные качества могут трансформироваться в неудовлетворенность работой, чувство неполноценности, вытекающее из невозможности выполнения работы достаточно хорошо или конфликтной обстановки, эмоционального выгорания. Педагоги-вожатые временного детского объединения сталкиваются с определенными трудностями, также адаптируются к условиям лагеря и смены, разрабатывают стратегии взаимодействия с детским временным коллективом, как и дети, являющиеся его непосредственными участниками [2]. Данный процесс помогает лучше понять позицию ребенка, оказавшегося во временном детском коллективе, а

также приобрести практический опыт, благодаря чему педагогические навыки совершенствуются и, в дальнейшем, вышеуказанные процессы проходят быстрее, результаты педагогической деятельности становятся более продуктивными. Важную роль имеет не только занятость педагога непосредственной работой и выполнением обязанностей, но и его стремление к саморазвитию, расширению кругозора [1].

Более опытные педагоги быстрее проходят этапы адаптации, способны выполнять поставленные задачи и участвовать в организационной деятельности, сохраняя стабильный эмоциональный фон. Если негативная ситуация сохраняется на протяжении длительного промежутка времени и не регулируется внутренними ресурсами, велика вероятность возникновения внутреннего конфликта, который усугубляется ухудшением межличностных отношений дома и на работе, приводя к эмоциональному и профессиональному выгоранию. Проблематикой профессионального выгорания занимались Н.Е. Водопьянова, В.В. Бойко, К. Маслач [10].

В этом контексте вызывает интерес изучение оценки собственного состояния, внутренней картины болезни и индивидуальных свойств личности педагогов-вожатых, имеющих различный стаж работы. Нами было проведено эмпирическое исследование при активном содействии психологической службы ФГБОУ МДЦ «Артек» на базе детского лагеря «Хрустальный» в котором приняли участие 60 педагогов-вожатых. Все испытуемые были разбиты на группы: в первую вошли 30 человек, имеющих опыт работы более четырех смен (контрольная группа), во вторую - 30 человек, работающих первую смену (экспериментальная группа). Возраст испытуемых от 18-ти до 24-х лет. С высшим профессиональным образованием - 20 человек (33,3%), со средним профессиональным - 25 человек (41,6%) и еще обучающимися студентами-практикантами являются 15 человек (25%). Участникам исследования были предложены такие методики, как «Личностный Опросник Бехтеревского института» и «Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности» для того, чтобы получить расширенное представление о конкретных личностных свойствах испытуемых, а также представлений о собственном состоянии, внутренней картине болезни.

Полученные результаты позволили выявить следующие различия, существующие у педагогов-вожатых: наиболее распространенным типом отношения к своему состоянию у специалистов контрольной группы, является гармоничный (76,6%), в то время как в экспериментальной группе наиболее преобладает тревожный тип (60%):

Рис. 1. Результаты участников исследования по методике «Личностный Опросник Бехтеревского института»

Гармоничный тип характеризуется адекватной оценкой своего состояния без преувеличения тяжести и негативизма, присутствует нежелание обременять других и стремление содействовать успешному улучшению собственного самочувствия. Тревожный тип отличается от гармоничного проявлением непрерывного беспокойства и мнительности по отношению к неблагоприятному течению болезни или неудовлетворительного состояния организма, тем не менее, у личности существует потребность поиска новых способов улучшения самочувствия. Также в обеих группах испытуемых был выявлен ипохондрический тип: 16,6% в контрольной группе и 23,3% в экспериментальной, который характеризуется полным безразличием и игнорированием состояния организма, пассивном подчинении в процессе лечения или улучшения самочувствия, предъявление жалоб на свое текущее состояние. В первую очередь, данные проявления могут быть связаны с тем, что новые и недостаточно опытные сотрудники проходят стадию адаптации к условиям работы, новому климату, коллективу, организации процесса жизнедеятельности, принимают ответственность за временное детское объединение и осваивают основные закономерности работы с детьми. Данные факторы способствуют увеличению стресса и психоэмоционального напряжения, что в значительно меньшей мере оказывает влияние на их более опытных коллег. Также в процессе работы напарников с временным детским объединением, опытные педагоги обучают новичков, что также может провоцировать конфликтные ситуации, недопонимание и развитие негативных поведенческих тенденций.

Нами была проведен опросник «Мини-Мульт», помогающий оценить базисные свойства личности участников исследования. Таким образом, результаты проведенной методики свидетельствуют о том, что респонденты отвечали достаточно искренне, с минимальным количеством социально-желательных ответов. В контрольной группе превалируют показатели по

шкале «гипомания» (66,6%), что характерно для лиц гипертимного типа, с приподнятым настроением независимо от обстоятельств, активных, деятельных, энергичных и жизнерадостных. Также присутствуют в данной группе педагоги с высокими показателями по шкалам «шизоидность» (20%) и «ипохондрия» (13,3%). Первая шкала проявляется у личностей, близких к шизоидному типу - чувствительных, но умеющих контролировать эмоциональные проявления людей (возможна «эмоциональная холодность»), вторая шкала отражает близость испытуемых к астено-невротическому типу, то есть медлительных, часто пассивных, доверчивых, покорных, имеющих склонность к затрудненной адаптации. В экспериментальной группе наиболее высокие показатели педагоги-вожатые имеют по шкале «ипохондрия» (50%), а также выявлены высокие показатели по шкалам «депрессия» (30%) и «паранойяльность» (20%). Первая шкала характерна для личностей, близких к гипотимическому типу чувствительных, сензитивных, склонных к тревоге, нередко застенчивым, серьезным, старательным и добросовестным, тем не менее, неуверенным в себе и своих силах, недостаточно самостоятельных, отличающихся повышенной утомляемостью. Вторая шкала отражает людей, близких к паранойяльному типу - односторонних, агрессивных, нередко навязчивых и мнительных, склонных к формированию «сверхценных идей», достаточно конфликтных, склонных к переоценке собственных неудач:

/-N

■ Экспериментальная группа ■ Контрольная группа

V_У

Рис. 2. Результаты участников исследования по методике «Сокращенный многофакторный опросник для исследования личности»

Таким образом, можно увидеть, что более опытные педагоги более устойчивы к изменениям внешних условий, обладают личностными качествами, необходимыми для работы педагога-вожатого (самообладание, самоорганизация, саморегуляция, активность, энергичность). В экспериментальной группе, представленной педагогами-вожатыми,

имеющими небольшой стаж работы, характерны респонденты, имеющие склонность к затрудненной адаптации, быстрой утомляемости и пассивности в процессе деятельности.

Выводы. Педагоги-вожатые, работающие с временным детским объединением, сталкиваются с высокими требованиями и определенными условиями работы, что способствует негативному влиянию стрессовых факторов на личность в целом. По результатам исследования, в выборке более опытных работников большинство быстрее адаптируются к смене обстановки, устойчивы к изменениям и обладают необходимыми для работы свойствами личности (например, умение абстрагироваться от личных трудностей, жизнерадостность, ответственность, активность, деятельность и энергичность). Среди менее опытных коллег, наоборот, преобладает депрессивное настроение, усталость, негативизм, что характеризуется также повышенной утомляемостью, нежеланием брать на себя ответственность, агрессивностью и конфликтностью). На данный момент, в каждом из детских лагерей МДЦ «Артек» работают психологи, благодаря чему педагоги-вожатые могут посещать индивидуальные и групповые консультации, тренинги, занятия с целью снятия психоэмоционального напряжения и повышения эмоционального фона, мотивации к рабочей деятельности и разрешения конфликтов и жизненных трудностей.

Использованные источники:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология / Г.С. Абрамова. - М. : Академический проект, 2010. - 345 с.

2. Белая Е.А. Школа подготовки вожатых: учебно-методическое пособие / Е.А. Белая. - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 2010. - 337 с.

3. Бодров В.А. Психологический стресс: развитие и преодоление / В.А. Бодров. - М. : ПЕРСЭ, 2006. - 64-66 с.

4. Бурлачук Л.Ф. Словарь - справочник по психодиагностике / Л.Ф. Бурлачук, С.М. Морозов. - СПб. : Питер, 2008. - 528 с.

5. Водопьянова Н.Е., Старченкова Е.С. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. - СПб. : Питер., 2008. -336 с.

6. Коврова М.В. Психология и психопрофилактика деструктивного стресса в молодежной среде: метод. Пособие / М.В. Коврова. - Кострома : КГУ им. Н.А. Некрасова, 2000. - 46-48 с.

7. Кулагина И.Ю. Возрастная психология: учебное пособие. М. : УРАО, 2010. 283с.

8. Личко А.Е. Внутренняя картина болезни / А.Е. Личко. - Кишинев, 1980. -76-79 с.

9. Лурия Р.А. Внутренняя картина болезни и ятрогенные заболевания / В.А. Лурия. - М., 1977. - 93-97 с.

10.Орел В.Е. Феномен выгорания в зарубежной психологии: эмпирические исследования и перспективы / В.Е. Орел. // Психологический журнал. - 2001. - №1 (22). - С 48-56.

11.Тюльпин Ю.Г. Медицинская психология: учебная литература для студентов медицинских вузов / Ю.Г. Тюльпин. - М: Медицина, 2004. - 56-58 с.

12.Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета. - 2011. - №1 (10). - С.180-185.

УДК 51-8

Гуртовцев Н.В. студент 2 курса

факультет информационных систем и технологий

Новоженин И.А. студент 2 курса

факультет информационных систем и технологий Поволжский государственный университет телекоммуникаций и информатики научный руководитель: Добробог Н.В.

доцент Россия, г. Самара ГЕЙМИФИКАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В

МАТЕМАТИКЕ

Аннотация: в статье рассматривается применение геймификации в образовательном процессе по математике

Ключевые слова: математика, геймификация, логика, экзамен, приложение, игра, обучение, образование

Gurtovtsev N. V. student 2nd year, Faculty of Information Systems and Technology Volga State University of Telecommunications and informatics

Russia, Samara Novozhenin I.A. student 2nd year, Faculty of Information Systems and Technology Volga State University of Telecommunications and informatics

Russia, Samara

Scientific adviser: Dobrobog N. V. assistant professor GAMIFICATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN

MATHEMATICS

Annotation: the article discusses the use of gamification in the educational process in mathematics

Keywords: mathematics, gamification, logic, exam, application, game, training, education

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.