Научная статья на тему 'Особенности внешней политики исламской республики иран в условиях биполярной и однополярной моделей мира'

Особенности внешней политики исламской республики иран в условиях биполярной и однополярной моделей мира Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
1499
344
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / БИПОЛЯРНЫЙ И ОДНОПОЛЯРНЫЙ / ПРИНЦИПЫ / ЭКСПОРТ ИСЛАМСКОЙ РЕВОЛЮЦИИ / БЕДНЫЕ ЛЮДИ / МУСУЛЬМАНЕ / FOREIGN POLICY / BIPOLAR AND UNIPOLAR / PRINCIPLES / EXPORT OF ISLAMIC REVOLUTION / POOR PEOPLE / MUSLIMS

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Эсмат Дараби

В данной работе автор рассматривает особенности внешней политики Исламской Республики Иран в условиях биполярной и однополярной моделей мира. Он считает, что для того, чтобы иметь представление о внешней политике Ирана, необходимо знать ее основы и принципы, которые подверглись существенным изменениям в результате Исламской революции и падения шахского режима.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPECIFICS OF THE FOREIGN POLICY CARRIED BY THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN IN THE SITUATION OF A BIPOLAR OR UNIPOLAR WORLD

The paper examined specifics of the foreign policy carried by the Islamic Republic of Iran in the environment of either bipolar or unipolar world patterns. The author considered that to have an idea about the foreign policy of the Islamic republic of Iran, one should firstly know its bases and principles, which had undergone a substantial change once the Islamic revolution occurred and the Shah Regime in Iran fell down.

Текст научной работы на тему «Особенности внешней политики исламской республики иран в условиях биполярной и однополярной моделей мира»

УДК 327

ЭСМАТ ДАРАБИ,

аспирант факультета философии, права и политологии Таджикского национального университета, Душанбе, Таджикистан mahdimb@yahoo.com

ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН В УСЛОВИЯХ БИПОЛЯРНОЙ И ОДНОПОЛЯРНОЙ МОДЕЛЕЙ МИРА

В данной работе автор рассматривает особенности внешней политики Исламской Республики Иран в условиях биполярной и однополярной моделей мира. Он считает, что для того, чтобы иметь представление о внешней политике Ирана, необходимо знать ее основы и принципы, которые подверглись существенным изменениям в результате Исламской революции и падения шахского режима.

Ключевые слова: внешняя политика, биполярный и однополярный, принципы, экспорт Исламской революции, бедные люди, мусульмане.

ESMAT DARABI, Postgraduate Student, Department of Philosophy, Law and Political Studies, Tajik National University, Dushanbe, Tajikistan mahdimb@yahoo.com

SPECIFICS OF THE FOREIGN POLICY CARRIED BY THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN IN THE SITUATION OF A BIPOLAR OR

UNIPOLAR WORLD

The paper examined specifics of the foreign policy carried by the Islamic Republic of Iran in the environment of either bipolar or unipolar world patterns. The author considered that to have an idea about the foreign policy of the Islamic republic of Iran, one should firstly know its bases and principles, which had undergone a substantial change once the Islamic revolution occurred and the Shah Regime in Iran fell down.

Keywords: Foreign policy, bipolar and unipolar, principles, export of Islamic revolution, poor people, Muslims.

Исламская революция в Иране произошла в то время, когда миром управляли две великие сверхдержавы. В указанный период времени было распространено мнение, что любое важное политическое изменение в мире происходит только в том случае, если оно инициировано одной из них. По признанию большинства исследователей, революция в Иране, по сути, была первым политическим преобразованием, которым обе сверхдержавы-соперницы были не довольны.

Значение внешней политики

Внешняя политика (Foreign Policy) заключается в стратегии или ряде заранее спланированных дел, целью которых является достижение определённых целей в рамках конкретных национальных интересов на международной арене. Внешняя политика может быть как инициативой одного государства, так и его реакцией на действия других государств [1].

Внешняя политика ИРИ основана на устойчивых и стабильных принципах, являющихся ее проводниками на международной арене.

Принципы и основы:

"Общие принципы" в более распространенном значении являются теми самыми общими и вечными правилами, которые не теряют своего действия ни в коем случае .

1.1. Отрицание гегемонии и покорности: почет и величие

Одним из важных и первоначальных принципов внешней политики ИРИ является полное отрицание гегемонии и покорности1. Для того, чтобы не быть под гегемонией, необходимо быть независимым от гегемонистов и от всякого присоединения к странам-гегемонам.

1.2. Борьба против угнетения, за справедливость и против высокомерия (Arrogance)

Непринятие господства держав-гегмонистов и неприсоединение к ним во внешней политике являются необходимым фактором, но не достаточным. Поэтому единственная задача ИРИ в своих отношениях, сотрудничестве и соглашениях с неисламскими странами заключается в том, что ИРИ не только препятствует их всяческой гегемонии и воздействию, но, сверх того, ИРИ обязана бороться с высокомерием, системой гегемонизма, угнетения и несправедливости.

1.3. Поддержка угнетенного населения и освободительных движений

Данный принцип является необходимостью и дополнением к борьбе с высокомерием и угнетением. Таким образом, существует логическая и функциональная взаимосвязь между

1 Принцип № 2 конституции ИРИ

2 Принцип № 152 конституции ИРИ

борьбой с высокомерными державами и поддержкой угнетенного населения. Поэтому ИРИ параллельно борьбе с высокомерием и колонизацией обязуется поддержать угнетенное население мира и освободительные движения, которые борются с колонизаторами и эксплуататора-

1

ми .

1.4. Поддержка и защита мусульман

Борьба с высокомерием и поддержка борьбы угнетенного населения против эксплуататоров, безусловно, требуют поддержки ИРИ мусульман и защиты их прав. Поэтому внешняя политика ИРИ в качестве исламского государства "обязуется защитить права всех мусульман мира" согласно братскому присоединению к мусульманам2.

1.5. Мирное сосуществование и миролюбие

Глобальность вышеуказанных принципов может вызвать представление о том, что внешняя политика ИРИ имеет экспансионистскую и агрессивную сущность. Но практическая и теоретическая действительность свидетельствует о противоположном. Иран защищает себя в рамках мирного сосуществования и миролюбия и старается бесконфликтно урегулировать все разногласия . Поэтому основой внешней политики ИРИ является мир и международная региональная стабильность, и война считается исключением. Функция Ирана в восьмилетней войне с Ираком, а также в афганском и иракском кризисах свидетельствует о правильности данного курса.

1.6. Невмешательство во внутренние дела стран и взаимоуважение

Невмешательство во внутренние делах стран4 и взаимоуважение являются логической

необходимостью мирного сосуществования и миролюбия во внешней политике, поскольку вмешательство в вопросы, связанные с внутренней политикой конкретной страны или нации, может привести к напряжению, враждебности, конфликту и в конце концов к войне между странами.

Но основным вопросом в принципе невмешательства во внутренние дела стран является его соответствие принципам поддержки угнетенного населения и защиты мусульман мира. Данная противоположность преодолевается мирной духовной поддержкой угнетенного населения и мусульман. Духовная дипломатическая поддержка и защита прав мусульман и угнетенного населения в рамках международных организаций и органов является одним из таких мирных подходов.

1.7. Обязательства соблюдения международных договоров и законов

Одним из важных аспектов международной практики и примеров взаимодействия, управляющих отношениями между странами, являются договора, соглашения, конвенции и правила, которые проявляются в рамках международных законов и правил. Поэтому все страны с целью сохранения всеобщего мира, стабильности и безопасности должны соблюдать данные законы. ИРИ в качестве члена мирового сообщества стабильно демонстрирует свою приверженность к соблюдению международных договоров и соглашений.

Теоретическое определение внешней политики ИРИ

1. Период реализма на основе сохранения и продолжения внешней политики ИРИ в 1979-1981 гг.

Данный период совпадает с Исламской революцией в Иране и формированием Временного правительства. В основном из-за беспорядочной ситуации, происходящей в результате революции, государственная власть поставила своей целью сохранение страны и революции и противодействие распаду страны.

С точки зрения реализма национальная сила и национальный интерес считаются двумя основными факторами. Таким образом, подчёркивается сохранение внешней политики Ирана с дореволюционного времени. Но вопрос в том, что данное сохранение не должно сопровождаться гегемонизмом, с одной стороны, а с другой - зависимостью от великих держав, в том числе США, что Временное правительство подчёркивало [2].

1 Принцип № 154 конституции ИРИ

2 Принцип № 152 конституции ИРИ

3 Принцип № 152 конституции ИРИ

4 Принцип № 154 конституции ИРИ

2. Период идеализма на основе развития и расширения революции по всему миру, особенно в исламских странах, с отрицанием гегемонии великих держав Запада (США) и Востока (СССР) в 1981-1989 гг.

Данный период характеризуется противоположным характером по отношении к первому периоду, а именно: проявил себя в захвате посольства США в Тегеране и предложенных лозунгах, в частности "Не Восток, не Запад". Поэтому в 1980-х данный подход превратился в основную стратегию во внешней политике ИРИ.

Принципы внешней политики ИРИ в этот период можно обозначить следующим образом:

1. Отрицание существующих географических границ и обоснование границ идеологических;

2. Связь с нациями для поддержки освободительной борьбы вместо связи с государствами;

3. Стремление к независимости и суверенитету параллельно с борьбой с высокомерием, отрицание всякой гегемонии;

4. Направление на замкнутую политическую систему;

5. Экспорт революции и поддержка угнетенного населения мира;

6. Превосходство исламских интересов над национальными интересами.

Идеальные взгляды лучше, чем реалистические могут объяснить данный период внешней политики ИРИ. Одним из важных взглядов, который характеризует идеалистов во внешней политике, является обращение внимания на негосударственных игроков параллельно с государствами [2].

Разумеется, что временные потребности (начало войны и встающие перед страной проблемы), а также личности лидеров и ответственных деятелей страны в этот период привели к появлению данной концепции. Для 1981-1989 гг. характерно распространение идеологических и идеальных мыслей и мнений в стране.

3. Период экспансионизма на основе экономической политики 1989-1997 гг.

Конец войны Ирака против Ирана и принятие резолюции 598, кончина Имама Хомейни, референдум по Конституции, избрание Хашеми Рафсанджани на пост президента, последствия войны, экономическая блокада и беспорядок внутри страны, с одной стороны, и распад СССР, а также изменения в результате конца холодной войны на междунородном уровне были теми факторами, которые превратили экономическое развитие в основную стратегию внешней политики ИРИ в данный период [3].

Принципы внешней политики ИРИ в этот период можно обозначить следующим образом:

1. Нормализация отношений с другими странами мира;

2. Развитие связей с другими странами в связи с необходимостью нормализации внутренней экономики и строительства;

3. Замена идеологического понимания геополитическим;

4. Сотрудничество в международных и региональных организациях;

5. Благоразумная уступчивость с целью выхода Ирана из навязанной ему политической замкнутости, возникшей вследствие ирано-иракской войны;

6. Осуществление экспорта революции при помощи экономического развития страны в качестве образца для угнетенных стран.

Исходя из рационалистических теорий, вполне может показаться, что каждый из этих принципов имеет определенные недостатки. Основной недостаток реалистических взглядов заключается в том, что они определяют основную цель государств во внешней политике достижением военной силы. Кроме того, как уже было сказано, в данный период внешней политики ИРИ достижение экономических интересов благодаря внутренней необходимости стало приоритетом страны, хотя нельзя исключить, что часть усилий по достижению экономических интересов была предназначена для восстановления военных сил и оборудования, пострадавших во

время войны. Таким образом, представляется, что реалистические взгляды лучше могут объяснить особенности внешней политики страны в данный период времени [2].

По мнению автора, в данный период и личность г-н Хашеми в качестве реалистичного и прагматичного человека, и ситуация страны (конец войны, необходимость реконструкции страны, слабая экономика и т.п.) привели к появлению политики экономического развития.

4. Период экспансионизма в основе внешней политики Ирана в 1997-2005 гг.

В данный период внешней политики ИРИ, который совпал с приходом к власти Хатами, продолжилась политика экспансионизма предыдущего периода, однако политические и культурные вопросы на данном этапе заменились экономическими.

Изменились "способ выражения и поведения с другими" и политика экономического урегулирования. Планирование государственного промышленного развития сменилось политическим развитием. Во внешних отношениях принятие мирового плюрализма с отрицанием однополярной системы (итро!а^т) и принятие равноправия культур превратились в основную ось внешней политики [3].

Принципы внешней политики ИРИ в этот период можно обозначить следующим образом:

1. Преодоление напряжения и стремление к привлечению доверия на региональном и международном уровне;

2. Ведение переговоров и обсуждение вопросов взаимопонимания между странами различной культуры с целью урегулирования вопросов и проблем на уровне внешней политики;

3. Стремление противостоять антииранской деятельности при помощи активного участия в конференциях и международных сообществах для достижения престижа на международном уровне;

4. Стремление к представлению исламской цивилизации в качестве цивилизации, желающей мира, справедливости и переговоров в международных отношениях;

5. Стремление привлечь и использовать потенциал и способности иранцев, живущих в других странах;

6. Определение целей внешней политики сообразно с международными возможностями и ограничениями.

Данный период во внешней политике Ирана можно анализировать в рамках теории конструктивизма. Идея диалога цивилизаций, выдвинутая президентом ИРИ, означала принятие международных норм и стремление к участию в процессах нормализации международных отношений. Также, согласно конструктивизму, от политики диалога цивилизаций ожидается, что при помощи культурных связей сформировался новый образец отношений между странами, который вел бы к постоянному миру, дружбе народов и взаимному единству стран [2].

Кажется, что личность и мысли г-на Хатами в качестве президента были эффективными в появлении концепции экономического развития. Политическая партия, которая пришла во власть в этот период (реформисты), была критиком политик г-на Хашеми. Они считали, что чрезмерное внимание к экономическим вопросам породило невнимание к социальным свободам и, в конце концов, экономической неразвитости. Реформисты верили в преодоление конфликтов с другими странами, улучшение и развитие внешней политики.

5. Период идеализма в 2005-2013 гг.

Утверждение идеалистических взглядов в основе принципов внешней политики ИРИ в период президентских полномочий Ахмадинежада можно проследить по разным внутренним и международным проявлениям. Ядерный вопрос Ирана, усиление международного давления в связи с этим и многочисленные инспекции представителей МАГАТЭ в активные ядерные центры можно считать наиболее важными из них.

Принципы внешней политики ИРИ в этот период можно обозначить следующим образом:

1. Отстаивание ядерного права страны;

2. Выражение явного несогласия с односторонней политикой США на международном и особенно региональном уровне;

3. Демонстрация приверженности идеалам Исламской революции, в частности уверенности в необходимости исчезновения Израиля с политической карты мира;

4. Поддержка освободительных движений в Ливане и Палестине;

5. Реализация подхода сближения с Востоком (Россией и Китаем) во внешней политике. Представляется, что идеалистические взгляды лучше могут охарактеризовать данный

период во внешней политике ИРИ, поскольку период президентских полномочий Ахмадинежада на самом деле можно считать воспроизведением внешней политики ИРИ в период идеализма на основе развития и распространения революции [2].

По мнению автора, ситуация, сформировавшаяся с приходом реформистов привела к приходу во власть г-на Ахмадинежада. Разногласие г-н Хаменеи как лидера ИРИ и консерваторов с реформистами привело к появлению концепции реализма на основе принципов. Консерваторы считали, что за восемь лет президентства г-на Хатами страна отошла от первоначальных основ и принципов Исламской революции. Например, в связи с ядерной программой возникло впечатление, что политика г-на Хатами в сотрудничестве с Западом повредила независимости и антизападной политике, которые являются основными принципами исламской республики.

Рассматривая данные периоды, можно прийти к выводу, что основой во внешней политике исламской республики является сохранение и защита ценностей ИРИ. Порой мы видим решения, которые противоречат национальным интересам, но во всех этих решениях подчеркнуто защищаются принципы и ценности Исламской революции.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Могтадер Х. Вопросы международной и внешней политики. - Тегеран: изд.-во факультета политических и гуманитарных наук, 1978. - 238 с.

2. Резаи А.Р. Описание периодов во внешней политике ИРИ с точки зрения теорий международных отношений (статья). - Тегеран: Ежеквартальное издание "Стратегия. - " № 48. 83-100 с. - 2008. - 18 с.

3. Азганди А. Внешняя политика ИРИ. - Тегеран: изд.-во «Гомес», 2002. - 248 с.

REFERENCES

1. Moghtader H. Mabahesi piramoune siyasate beynol melal va siyasate khareji, Tehran: entesharate daneshkadeye oloume siyasi va ejtemayi, 1356, 238 safhe.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.