Научная статья на тему 'Особенности внешнеполитических связей Нагорно-Карабахской республики'

Особенности внешнеполитических связей Нагорно-Карабахской республики Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
729
124
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГОРНЫЙ КАРАБАХ / АРМЕНИЯ / ДИАСПОРА / ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА / МЕЖДУНАРОДНОЕ СООБЩЕСТВО / NAGORNO-KARABAKH / ARMENIA / DIASPORA / FOREIGN POLICY / INTERNATIONAL COMMUNITY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арутюнян Ван Самвелович

Исследуются особенности становления внешнеполитических институтов Нагорно-Карабахской Республики (НКР) и развития ее международных связей. Определены основные этапы формирования внешнеполитических ориентиров НКР и проанализирована роль армянской диаспоры в лоббировании интересов Карабаха на международной арене. Впервые в отечественной историографии делается попытка осмыслить и проанализировать внешнеполитическую ресурсную базу юридически непризнанной республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of foreign relations of the Nagorno-Karabakh Republic

This article observes the features of the formation of foreign policy institutions of the Nagorno-Karabakh Republic (NKR) and the development of its international relations. The main stages of the NKR foreign policy priorities are analyzed and the role of the Armenian Diaspora in lobbying the interests of Karabakh in the international arena is examined. The first attempt in Russian historiography is made to investigate the foreign policy resource base of the unrecognized republic. The basic sources of research are materials from the official website of the Ministry of Foreign Affairs of the NKR, the OSCE documents on the Nagorno-Karabakh conflict, as well as information posted on the websites of the Nagorno-Karabakh representation in the United States and France. The main subject of the research is to identify the key features of the NKR foreign relations since the establishment of the Ministry of Foreign Affairs of the unrecognized republic until the present day. The article presents two main conclusions. Firstly, the main state institution dealing with foreign policy activities is the Ministry of Foreign Affairs of the NKR, it operates in two main areas: the settlement of the conflict and the international recognition of Nagorno-Karabakh. In addition, the NKR has seven foreign permanent missions, functioning as embassies and consulates. In spite of its unrecognized status, Nagorno-Karabakh has offices, including in the US, Russia and France. Secondly, the research notes that the important foreign policy resource of Nagorno-Karabakh is a large Armenian Diaspora, represented by such influential organizations as the Armenian National Committee of America (ANCA), Armenian Assembly of America (AAA), the Coordination Council of Armenian Organizations of France (CCAF) and others. Nagorno-Karabakh is able to lobby its national interests in different states through such organizations. The Armenian lobby makes its significant contribution to the international recognition of the NKR; moreover, with the help of the lobby, the unrecognized republic has an opportunity to enter the international arena. In addition, there is a number of Diaspora funds engaged in the realization of infrastructure projects in the Nagorno-Karabakh Republic.

Текст научной работы на тему «Особенности внешнеполитических связей Нагорно-Карабахской республики»

Вестник Томского государственного университета. 2016. № 412. С. 35-39. DOI: 10.17223/15617793/412/6

УДК 94

В. С. Арутюнян

ОСОБЕННОСТИ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НАГОРНО-КАРАБАХСКОЙ РЕСПУБЛИКИ

Исследуются особенности становления внешнеполитических институтов Нагорно-Карабахской Республики (НКР) и развития ее международных связей. Определены основные этапы формирования внешнеполитических ориентиров НКР и проанализирована роль армянской диаспоры в лоббировании интересов Карабаха на международной арене. Впервые в отечественной историографии делается попытка осмыслить и проанализировать внешнеполитическую ресурсную базу юридически непризнанной республики.

Ключевые слова: Нагорный Карабах; Армения; диаспора; внешняя политика; международное сообщество.

Несмотря на международную изоляцию и непризнанный статус, с момента провозглашения независимости Нагорно-Карабахская Республика приступила к активному процессу формирования собственной внешнеполитической линии. Уже с сентября 1991 г. руководство республики проводило двусторонние переговоры с высокопоставленными лицами других стран и международных организаций, которые посещали республику. Принимались обращения в международные организации. В таких условиях власти Нагорного Карабаха осознали, что для первостепенных задач, таких как участие в переговорах по установлению мира, решение военно-политических вопросов, установление и поддержание отношений с соседними государствами, выстраивание отношений с основными региональными и мировыми державами, представление позиции республики на международной арене, необходимо создание в правительстве отдельного министерства.

Таким образом, 23 июля 1993 г., согласно решению председателя Государственного Комитета Обороны (ГКО) НКР Роберта Кочаряна, было создано Министерство иностранных дел Нагорно-Карабах-ской Республики, а первым министром был назначен активный участник карабахского движения и политический советник председателя ГКО Аркадий Гукасян, который позже стал президентом НКР.

Министерство сразу же включилось в работу. Первоочередной задачей было участие в переговорах и достижение мира. Результатом переговоров при посредничестве России стало принятие 5 мая 1994 г. трехсторонней парламентской декларации сторон конфликта под эгидой Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 12 мая 1994 г. было подписано трехстороннее соглашение о прекращении огня [1].

С марта по декабрь 1994 г. в Москве проводились трехсторонние переговоры по выработке Большого политического соглашения при посредничестве МИД РФ. В декабре 1994 г. в Будапеште НКР была признана самостоятельной стороной конфликта на уровне саммита ОБСЕ. Будапештский саммит решил консолидировать посреднические усилия России и ОБСЕ [2]. Был создан институт со-председательства Минской конференции и группы. С начала 1995 г. переговоры перешли в формат Минской группы ОБСЕ, а Нагорно-Карабахская Республика, как сторона конфликта, получила легальный выход на ОБСЕ и входящие в посредническую группу страны.

Вплоть до 1997 г. НКР участвовала в переговорах в рамках Минской группы ОБСЕ. С 1998 г., когда в Армении к власти пришел Роберт Кочарян, бывший президент НКР, переговоры были переведены в формат встречи президентов Армении и Азербайджана и глав МИД этих стран [3. С. 37]. Таким образом, внешнеполитическая деятельность НКР по урегулированию конфликта локализовалась в практике контактов с сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Одновременно произошло разделение внешнеполитического курса на курс международного признания и курс урегулирования. Расширились контакты с представителями Совета Европы и Евросоюза, а также интенсифицировались внешнеэкономические отношения с армянской диаспорой, Ираном и рядом других стран.

Нагорный Карабах имеет свои постоянные представительства в Армении, России, США, Франции, Ливане, Австралии, Германии. Эти представительства выполняют функции посольств, иными словами посредством института представительства НКР может вести диалог с внешним миром. Помимо осуществления политических функций постоянные представительства содействуют привлечению инвестиций в экономику, связям с армянской диаспорой, реализации в Нагорном Карабахе гуманитарных программ.

Важным внешнеполитическим ресурсом НКР является армянская диаспора, представленная такими влиятельными организациями, как Армянский Национальный Комитет Америки (ANCA), Армянская Ассамблея Америки (ААА), Координационный Совет Армянских Организаций Франции (CCAF) и т.д. Через подобные организации происходит лоббирование интересов Нагорного Карабаха в том или ином государстве. Благодаря армянской диаспоре Нагорно-Карабахская Республика, несмотря на свой непризнанный статус, уже давно стала частью международного сообщества и бизнеса. Кроме того, в диаспоре существует целый ряд фондов, который занимается реализацией инфраструктурных проектов на территории Нагорно-Карабахской Республики.

В вопросе международного признания, в отличие от Абхазии, Южной Осетии или Косова, Нагорно-Карабахская Республика не имеет сильного и влиятельного государства-патрона, которое продвигало бы интересы республики на международной арене, способствуя международному признанию. Безусловно, в

вопросе внешнеполитической деятельности неоценима роль Республики Армения, тем не менее по политическому весу и влиянию она не сравнится с США или Россией. В связи с этим основным внешнеполитическим ресурсом НКР, в отличие от других де-факто государств, является многомиллионная и довольно влиятельная армянская диаспора по всему миру.

Благодаря армянской диаспоре, несмотря на непризнанный статус, НКР сегодня имеет семь представительств по всему миру, в том числе в России, США и Франции - странах, которые являются постоянными членами Совета Безопасности ООН, а также сопредседателями Минской группы ОБСЕ. Примечательно, что именно в этих трех странах сосредоточены самые многочисленные и влиятельные армянские общины.

При поддержке Армянской Ассамблеи Америки в ноябре 1997 г. в Вашингтоне было открыто постоянное представительство НКР в США. Оно зарегистрировано Министерством юстиции США и представляет правительство и народ Нагорно-Карабахской Республики в политической, экономической, гуманитарной и культурной сферах. Являясь связующим звеном между НКР и США, вашингтонское представительство участвует в диалоге с государственными органами Соединенных Штатов, в том числе с Конгрессом и Государственным департаментом. Наличие подобного центра позволило повысить осведомленность американцев о правовых аспектах нагорно-карабахского конфликта.

Представительство имеет свой интернет-сайт, на котором можно найти актуальную информацию о его деятельности, а также выпускает ежемесячный журнал «Artsakh Newsletter», в котором содержится информация о политических, экономических и социальных событиях, происходящих в Нагорном Карабахе. Журнал распространяется в государственных учреждениях США, НПО, библиотеках, исследовательских институтах, а также среди армянской диаспоры [4]. Таким образом, используя «мягкую силу», представительство ведет просветительскую деятельность, информируя через журнал о существовании НКР и о проблемах, с которыми сталкивается де-факто государство.

Существование в Соединенных Штатах легального института лоббизма позволяет американским армянам успешно защищать интересы НКР. Ведущими армянскими лоббистскими организациями являются Армянский национальный комитет Америки и Армянская ассамблея Америки. В качестве основных приоритетов армянского лобби США касательно НКР можно выделить следующее [5]:

1. Широкомасштабные компании по признанию независимости НКР.

2. Увеличение финансовой поддержки НКР Соединенными Штатами.

3. Информационная поддержка НКР на международном уровне, вовлечение в процесс ведущих СМИ и академических кругов.

4. Блокировка военных сделок по вооружениям с Азербайджаном.

Активизация лобби принесла определенные успехи в достижении поставленных целей. В 1992 г. пра-

вительство США приняло поправку 907 к «Акту в поддержку свободы», которая запрещала оказывать военно-техническую и финансовую поддержку Азербайджану. Однако с 2001 г., в связи с объявленной борьбой против терроризма и вводом войск в Афганистан, президент США ежегодно приостанавливает действие поправки [6]. После ряда диверсий и провокаций, устроенных азербайджанской стороной, в 2012 г. армянское лобби добилось блокировки сделок по продаже американского вооружения Азербайджану [7].

В 1997 г. была принята резолюция, предусматривающая финансовую поддержку Нагорно-Кара-бахской Республики. Таким образом, НКР стала единственной непризнанной республикой, которая ежегодно по линии Конгресса США получает официальную финансовую помощь. С 1998 г. де-факто государство получило от Вашингтона около 70 млн долл. Ежегодная помощь США не раз достигала суммы в 20 млн долл. [8. С. 5].

Помимо финансовой поддержки армянское лобби играет роль главного «спикера» на международной арене. Во многих случаях его представители во всем мире могут выступить с заявлениями, которые по разным политико-дипломатическим причинам не в силах сделать ни Ереван, ни Степанакерт. В данном контексте армянское лобби не просто представляет интересы НКР на международной арене, но и выступает в качестве посредника в налаживании диалога между Степанакертом и внешним миром.

Армяне США также добились небольших успехов и в вопросе международного признания НКР. По состоянию на сегодняшний день шесть штатов - Массачусетс, Род-Айленд, Мэн, Луизиана, Калифорния и Джорджия - приняли резолюции о «Поддержке независимости Нагорно-Карабахской Республики» и призвали Б. Обаму и Конгресс США признать право карабахского народа на самоопределение, а вместе с ним и независимость Нагорно-Карабахской Республики [9]. Безусловно, никакого практического значения эти резолюции не имеют, поскольку носят рекомендательный характер. Кроме того, по Конституции США внешняя политика государства проводится лишь на федеральном уровне президентом и его администрацией, штаты же не наделены данными полномочиями. Тем не менее подобные резолюции играют чрезвычайно важную роль в вопросе признания НКР, ведь благодаря им данная тема перманентно находится на внешнеполитической повестке дня в США.

Важно отметить и тот факт, что благодаря усилиям армянского лобби США на уровне штатов политический истеблишмент НКР принимают на официальном уровне. Показательным примером стал визит президента де-факто государства Бако Саакяна в Калифорнию, где он провел ряд деловых встреч с политической элитой штата [10].

По инициативе Армянского кокуса Конгресса США, а также при содействии посольства Республики Армения и постоянного представительства НКР в США 13 марта 2013 г. в американском Конгрессе состоялось мероприятие, посвященное 25-й годовщине Карабахского национально-освободительного движе-

ния. На мероприятии присутствовали конгрессмены, дипломаты, руководители армянских организаций Америки, предводители церковных епархий, многочисленные представители армянской общины США, журналисты. В своих выступлениях американские конгрессмены высоко оценили 25-летнюю борьбу народа Арцаха за независимость и выразили готовность продолжить содействие усилиям руководства и народа Арцаха, направленным на создание независимой и демократической государственности [11]. Представители законодательной власти США осудили преступления, совершенные Азербайджаном в Сумгаите, Баку, Кировабаде и Мараге, одновременно выразив озабоченность по поводу действий Азербайджана, направленных на эскалацию напряженности в регионе.

Другое важное постоянное представительство расположено в Париже. Франция является одним из трех сопредседателей, поэтому отношения НКР и Франции имеют большое значение в вопросе мирного урегулирования конфликта. С самого начала вооруженного конфликта в Нагорном Карабахе Франция выступала за мирное его урегулирование - это стало одной из причин, по которой власти НКР решили открыть представительство на территории Франции. Первоначально в 1998 г. было создано Информационное бюро по социально-политическим вопросам НКР. Позже, в декабре 2002 г., бюро было переименовано в постоянное представительство НКР во Франции. На сайте представительства декларированы следующие цели:

1. Установление регулярных контактов с французской прессой с целью популяризации Арцаха (армянское название республики) во Франции.

2. Распространение информации политического, экономического и культурного характера о Карабахе посредством электронных информационных писем, отправляемых французским политическим деятелям и СМИ.

3. Поощрение совместной деятельности армян Франции во благо укрепления государственности НКР и ее международного признания [12].

Кроме представительства существует Ассоциация поддержки Нагорного Карабаха (L'Association de Soutien au Haut-Karabagh), которая была создана в 1998 г. с целью повышения информированности о Нагорном Карабахе среди французов; содействия обмену информации в экономической, социальной, политической, культурной и гуманитарной сферах; продвижения идеи признания НКР Францией; поддержки НКР всеми возможными способами. На сегодняшний день Ассоциация насчитывает 375 активных членов [13].

Самыми значимыми мероприятиями, в которых Ассоциация принимала прямое или косвенное участие, являлись визиты французских депутатов в Нагорный Карабах. В период с 2010 по 2015 г. Ассоциация организовала визиты президента НКР Бако Саакяна во Францию, а также встречу председателя Национального собрания НКР Ашота Гуляна с французскими парламентариями.

По официальным данным, во Франции проживают порядка 600 тыс. французов армянского происхожде-

ния, из которых 400 тыс. родились непосредственно во Франции [14]. Учитывая последние волны эмиграции, численность армян в этой стране может быть выше официальных данных. Армянская диаспора Франции, наряду с американской, считается самой организованной и влиятельной. В институциональном плане ключевое место занимает Координационный совет армянских организаций Франции. Именно эта организация занимается вопросами лоббирования интересов Армении и НКР.

Результатом многолетних стараний организации стало создание 19 марта 2013 г. группой политических деятелей, депутатов парламента и сенаторов Франции Круга дружбы с Нагорным Карабахом. В состав Круга дружбы вошли первый вице-мэр города Марсель Ролан Блюм, мэр города Виен Жак Ремилье, депутаты парламента Валери Буайе, Рене Руке, Ги Тесье, Франсуа Рошблуан, сенаторы Софи Жуассен, Филипп Марини, Бернар Фурнье, а также бывшие депутаты Жорж Коломбье и Ришар Малье.

В заявлении о создании Круга дружбы с Нагорным Карабахом, в частности, говорится:

1. Принимая за основу исключительную важность свободы и демократических ценностей, закрепленных во Всеобщей декларации прав человека.

2. Поддерживая право на самоопределение всех народов, в том числе народа Нагорного Карабаха (Арцаха).

3. Осознавая необходимость установления долгосрочного мира и сохранения стабильности в регионе Южного Кавказа.

4. Содействуя деятельности сопредседательства Минской группы ОБСЕ по урегулированию карабахского конфликта и усилиям, прилагаемым Французской Республикой в этом направлении.

5. Приветствуя последовательные шаги народа и властей Нагорного Карабаха по созданию и развитию свободного и демократического общества.

6. Будучи уверенными, что изоляция народа Арца-ха от международных процессов не способствует установлению диалога между народами и стабильного мира [15].

Месяцем позже состоялся визит президента НКР Бако Саакяна в Париж, где он встретился с представителями Ассоциации поддержки Нагорного Карабаха, членами Координационного совета армянских организаций Франции. Отдельно Саакян встретился с членами Круга дружбы, выразив от имени народа Арцаха свою признательность за поддержку мира и безопасности на Южном Кавказе.

Третьим государством-сопредседателем Минской группы ОБСЕ является Российская Федерация. Как в Вашингтоне и Париже, в Москве располагается постоянное представительство НКР в России, которое занимается распространением информации о де-факто государстве, повышая уровень осведомленности россиян об НКР и конфликте в целом. В России находится самая большая по численности армянская диаспора, которая согласно переписи населения 2010 г. насчитывает 1 млн 182,4 тыс. человек [16]. По неофициальным данным, численность армян в стране на

порядок выше. В России официально существует организация «Союз Армян России» (САР), которая фактически не ведет активной лоббистской деятельности, ограничиваясь время от времени декларативными заявлениями либо ситуативной реакцией на различные события. Кроме САР в России существует «Русско-Армянское Содружество», которое периодически организует поездки российских парламентариев и общественных деятелей в Нагорный Карабах. Помимо этого, организация ведет активную работу со СМИ, пытаясь донести до российской общественности объективную информацию о конфликте и политических процессах в НКР. Несмотря на это, с точки зрения институциональной организованности, а также уровня влияния на внешнеполитические процессы своей страны, армяне России пока не добились заметных успехов.

Отсутствие политических механизмов продвижения интересов НКР в России компенсируется вовлеченностью армянских бизнесменов-меценатов в инфраструктурные и социально-экономические проекты на территории региона. Одним из самых крупных благотворителей является бизнесмен Левон Айрапе-тян - уроженец Нагорного Карабаха, который пожертвовал на развитие своего родного края более 2,5 млн долл. Благодаря Айрапетяну и его финансовой поддержке в НКР прошла коллективная свадьба почти 700 новобрачных пар. При рождении детей на

молодоженов распространялась специальная программа по улучшению демографической ситуации, также спонсируемая бизнесменом [17]. Кроме благотворительности, армянская диаспора занимается инвестированием в экономику Нагорно-Карабахской Республики, создавая тем самым новые предприятия, а вместе с ними и рабочие места.

Проанализировав внешнеполитические связи Нагор-но-Карабахской Республики, можно сделать ряд выводов. Во-первых, основным государственным институтом, занимающимся внешнеполитической деятельностью, является Министерство иностранных дел НКР. МИД непризнанной республики имеет семь зарубежных постоянных представительств, которые выполняют функции посольств и консульств. Во-вторых, важным внешнеполитическим ресурсом НКР является многочисленная армянская диаспора. Общины в разных странах отличаются по уровню своей организации и влияния на процессы принятия решений, тем не менее именно армянское лобби способствует процессу международного признания НКР, благодаря нему де-факто государство имеет возможность выхода на международную арену. Наряду с этим армянская диаспора играет ключевую роль в экономическом развитии республики. Многомиллионные инвестиции способствуют открытию новых предприятий, а вместе с ними и новых рабочих мест, решая проблему безработицы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Соглашение о прекращении огня с 12 мая 1994 г. (подписано в Баку 9 мая, Ереване 10 мая, Степанакерте 11 мая 1994 г. в виде посланий в

Москву) // Личный сайт Владимира Казимирова. URL: http://www.vn.kazimirov.ru/doc10.htm, свободный.

2. Из итогового документа Будапештского саммита ОБСЕ от 6 декабря 1994 г. // Личный сайт Владимира Казимирова. URL:

http://www.vn.kazimirov.ru/doc11.htm, свободный.

3. Либаридян Ж.Д. Эта неуловимая «нужная формула» в «нужный момент»: исторический анализ официального мирного процесса // The

limits of leadership: Elites and societies in the Nagorny Karabakh peace process. Accord: an international review of peace initiatives. Conciliation Resources, London 2005. С. 34-37. URL: http://www.c-r.org/downloads/Accord17_p34_right_formula.pdf, свободный.

4. Introduction to the Office of the Nagorno Karabakh Republic in the United States of America // NKR office in the USA. URL:

http://www.nkrusa.org/nkr_office/nkr_office.shtml, свободный.

5. Armenian National Committee of America website // About the ANCA. URL: http://www.anca.org/ancaprofile.php, свободный.

6. Memorandum on Waiver of Section 907 of the FREEDOM Support Act with Respect to Assistance to the Government of Azerbaijan, January 25,

2002 // The American Presidency Project. URL: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=64367, свободный.

7. Berman Blocks US Military Sale to Baku // Asbarez, 29 June 2012. URL: http://asbarez.com/103896/berman-blocks-us-military-sale-to-baku,

свободный.

8. Legislative History of U.S. Assistance to NagornoKarabakh // Armenian National Committee of America. 61 p. URL: http://www.anca.org/as-

sets/pdf/misc/US_assistance_to_NKR.pdf, свободный.

9. Галстян А. Карабахские виражи во внешней политике США // Журнал «Международная жизнь» от 27.04.2016. URL: https://interaf-

fairs.ru/news/show/15177, свободный.

10. California Officials Honor Republic of Artsakh and Its President // Panorama.am, 30/11/2010. URL: http://www.panorama.am/ en/news/2010/11/30/sassounian/1022185, свободный.

11. В Конгрессе США состоялось мероприятие в связи с 25-летием Арцахского движения // Официальный сайт МИД НКР, 13.03.2013. URL: http://www.nkr.am/ru/news/2013-03-13/511, свободный.

12. Représentation du Haut-Karabagh en France // Objectifs de la Représentation du HK en France. URL: http://www.haut-karabagh.com/?p=119, свободный.

13. Représentation du Haut-Karabagh en France // Association de soutien, Qui sommes-nous? URL : http://www.haut-karabagh.com/?p=167, свободный.

14. Les Arméniens en France // Le Point. URL: http://www.lepoint.fr/societe/les-armeniens-en-france-22-12-2011-1411512_23.php, свободный.

15. Во Франции создан Круг дружбы с Нагорным Карабахом // ИА REGNUM. URL: http://www.regnum.ru/news/

1638575.html#ixzz2WZRtnVLF, свободный.

16. Приложение 2. Hациональный состав населения по субъектам Российской Федерации. Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года в отношении демографических и социально-экономических характеристик отдельных национальностей // Всероссийская перепись населения 2010 - федеральная служба государственной статистики. URL: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/ perepis2010/croc/perepis_itogi 1612.htm, свободный.

17. Левон Айрапетян - мечтающий реалист // Еркрамас. URL: http://www.yerkramas.org/2012/04/28/levon-ajrapetyan-mechtayushhij-realist, свободный.

Статья представлена научной редакцией «История» 3 августа 2016 г.

FEATURES OF FOREIGN RELATIONS OF THE NAGORNO-KARABAKH REPUBLIC

Vestnik Tomskogo gosudarstvennogo universiteta — Tomsk State University Journal, 2016, 412, 35-39. DOI: 10.17223/15617793/412/6

Van S. Arutiunian, Tyumen State University (Tyumen, Russian Federation). E-mail: [email protected] Keywords: Nagorno-Karabakh; Armenia; Diaspora; foreign policy; international community.

This article observes the features of the formation of foreign policy institutions of the Nagorno-Karabakh Republic (NKR) and the development of its international relations. The main stages of the NKR foreign policy priorities are analyzed and the role of the Armenian Diaspora in lobbying the interests of Karabakh in the international arena is examined. The first attempt in Russian historiography is made to investigate the foreign policy resource base of the unrecognized republic. The basic sources of research are materials from the official website of the Ministry of Foreign Affairs of the NKR, the OSCE documents on the Nagorno-Karabakh conflict, as well as information posted on the websites of the Nagorno-Karabakh representation in the United States and France. The main subject of the research is to identify the key features of the NKR foreign relations since the establishment of the Ministry of Foreign Affairs of the unrecognized republic until the present day. The article presents two main conclusions. Firstly, the main state institution dealing with foreign policy activities is the Ministry of Foreign Affairs of the NKR, it operates in two main areas: the settlement of the conflict and the international recognition of Nagorno-Karabakh. In addition, the NKR has seven foreign permanent missions, functioning as embassies and consulates. In spite of its unrecognized status, Nagorno-Karabakh has offices, including in the US, Russia and France. Secondly, the research notes that the important foreign policy resource of Nagorno-Karabakh is a large Armenian Diaspora, represented by such influential organizations as the Armenian National Committee of America (ANCA), Armenian Assembly of America (AAA), the Coordination Council of Armenian Organizations of France (CCAF) and others. Nagorno-Karabakh is able to lobby its national interests in different states through such organizations. The Armenian lobby makes its significant contribution to the international recognition of the NKR; moreover, with the help of the lobby, the unrecognized republic has an opportunity to enter the international arena. In addition, there is a number of Diaspora funds engaged in the realization of infrastructure projects in the Nagorno-Karabakh Republic.

REFERENCES

1. Personal site of Vladimir Kazimirov. (n.d.) Soglashenie o prekrashchenii ognya s 12 maya 1994 g. (podpisano v Baku 9 maya, Erevane 10 maya,

Stepanakerte 11 maya 1994 g. v vide poslaniy v Moskvu) [Ceasefire Agreement from 12 May 1994 (signed in Baku on May 9, in Yerevan on May 10, in Stepanakert on May 11, 1994 in the form of letters to Moscow)]. [Online] Available from: http://www.vn.kazimirov.ru/doc10.htm.

2. Personal site of Vladimir Kazimirov. (n.d.) Iz itogovogo dokumenta Budapeshtskogo sammita OBSE ot 6 dekabrya 1994 g. [From the final docu-

ment of the OSCE Budapest Summit of December 6, 1994]. [Online] Available from: http://www.vn.kazimirov.ru/doc11.htm.

3. Libaridyan, Zh.D. (2005) Eta neulovimaya "nuzhnaya formula" v "nuzhnyy moment": istoricheskiy analiz ofitsial'nogo mirnogo protsessa [This

elusive "desired formula" in the "right moment": a historical analysis of the official peace process]. In: The limits of leadership: Elites and societies in the Nagorny Karabakh peace process. Accord: an international review of peace initiatives. Conciliation Resources. London. [Online] Available from: http://www.c-r.org/downloads/Accord17_p34_right_formula.pdf.

4. NKR office in the USA. (n.d.) Introduction to the Office of the Nagorno Karabakh Republic in the United States of America. [Online] Available

from: http://www.nkrusa.org/nkr_office/nkr_office.shtml.

5. Armenian National Committee of America website. (n.d.) About the ANCA. [Online] Available from: http://www.anca.org/ancaprofile.php.

6. The American Presidency Project. (2002) Memorandum on Waiver of Section 907 of the FREEDOM Support Act with Respect to Assistance to the

Government of Azerbaijan, January 25, 2002. [Online] Available from: http://www.presidency.ucsb.edu/ws/?pid=64367.

7. Asbarez. (2012) Berman Blocks US Military Sale to Baku. Asbarez. 29 June. [Online] Available from: http://asbarez.com/103896/berman-blocks-

us-military-sale-to-baku.

8. Armenian National Committee of America. (n.d.) Legislative History of U.S. Assistance to NagornoKarabakh. [Online] Available from:

http://www.anca.org/as-sets/pdf/misc/US_assistance_to_NKR.pdf.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Galstyan, A. (2016) Karabakhskie virazhi vo vneshney politike SShA [Karabakh bends in US foreign policy]. Mezhdunarodnaya zhizn' — Interna-

tional Affairs. 27 April. [Online] Available from: https://interaffairs.ru/news/show/15177.

10. Panorama.am. (2010) California Officials Honor Republic of Artsakh and Its President. Panorama.am. 30 November. [Online] Available from: http://www.panorama.am/ en/news/2010/11/30/sassounian/1022185.

11. Official site of the NKR Ministry of Foreign Affairs. (2013) VKongresse SShA sostoyalos' meropriyatie v svyazi s 25-letiem Artsakhskogo dvizheniya [The US Congress held an event in connection with the 25th anniversary of the Artsakh movement]. 13 March. [Online] Available from: http://www.nkr.am/ru/news/2013-03-13/511.

12. Représentation du Haut-Karabagh en France. (n.d.) Objectifs de la Représentation du HK en France [Aims of the NKR representation in France]. [Online] Available from: http://www.haut-karabagh.com/?p=119.

13. Représentation du Haut-Karabagh en France. (n.d.) Association de soutien, Qui sommes-nous? [Support Association, Who are we?]. [Online] Available from: http://www.haut-karabagh.com/?p=167.

14. Le Point. (2011) Les Arméniens en France [Armenians in France]. [Online] Available from:http://www.lepoint.fr/societe/les-armeniens-en-france-22-12-2011-1411512_23.php.

15. IA REGNUM. (2013) Vo Frantsii sozdan Krug druzhby s Nagornym Karabakhom [In France, the Circle of Friendship with Nagorno Karabakh is established]. [Online] Available from: http://www.regnum.ru/news/1638575.html#ixzz2WZRtnVLF.

16. Federal State Statistics Service. (2012) Prilozhenie 2. Hatsional'nyy sostav naseleniya po sub"ektam Rossiyskoy Federatsii. Itogi Vserossiyskoy perepisi naseleniya 2010 goda v otnoshenii demograficheskikh i sotsial 'no-ekonomicheskikh kharakteristik otdel 'nykh natsional 'nostey [Appendix 2. The National composition of the population on the subjects of the Russian Federation. The results of the National Population Census 2010 in relation to the demographic and socio-economic characteristics of separate nationalities]. [Online] Available from: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/perepis2010/croc/perepis_itogi1612.htm.

17. Erkramas. (2012) Levon Ayrapetyan — mechtayushchiy realist [Levon Ayrapetyan - a dreaming realist]. [Online] Available from: http://www.yerkramas.org/2012/04/28/levon-ajrapetyan-mechtayushhij-realist.

Received: 03 August 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.