Научная статья на тему 'Внутренние и внешние ресурсы де-факто государственности Нагорного Карабаха'

Внутренние и внешние ресурсы де-факто государственности Нагорного Карабаха Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
858
198
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАГОРНЫЙ КАРАБАХ / ДЕ-ФАКТО ГОСУДАРСТВО / МЕЖДУНАРОДНОЕ НЕПРИЗНАНИЕ / "МАТЕРИНСКОЕ ГОСУДАРСТВО" / "PARENT STATE" / NAGORNY KARABACH / DE FACTO STATE / INTERNATIONAL NON-RECOGNITION

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Арутюнян Ван Самвелович, Девятков Андрей Владимирович, Мостовских Инесса Юрьевна

Рассматриваются причины относительной социально-политической устойчивости НагорноКарабахской республики в условиях международного непризнания. Анализируются процессы национально-государственного строительства, а также международно-политические условия существования Нагорного Карабаха. Авторы приходят к выводу, что внешние и внутренние ресурсы де-факто государственности вполне достаточны для поддержания актуальных статус-кво сценариев, но являются проблемными в долгосрочной перспективе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Internal and external resources of Nagorny Karabach’s de-facto statehood

This article tackles the reasons of relative social and political stability of Nagorny Karabach in the conditions of international non-recognition. Processes of nationand state-building, as well as international factors of existence of Nagorny Karabach are analyzed. The authors come to a conclusion that internal and external resources of de facto statehood are sufficient for keeping actual status quo scenarios but are problematic in long-term perspectives.

Текст научной работы на тему «Внутренние и внешние ресурсы де-факто государственности Нагорного Карабаха»

Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 36 (327). История. Вып. 58. С. 80-85.

В. С. Арутюнян, А. В. Девятков, И. Ю. Мостовских

ВНУТРЕННИЕ И ВНЕШНИЕ РЕСУРСЫ ДЕ-ФАКТО ГОСУДАРСТВЕННОСТИ НАГОРНОГО КАРАБАХА

Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 13-33-01201.

Рассматриваются причины относительной социально-политической устойчивости На-горно-Карабахской республики в условиях международного непризнания. Анализируются процессы национально-государственного строительства, а также международно-политические условия существования Нагорного Карабаха. Авторы приходят к выводу, что внешние и внутренние ресурсы де-факто государственности вполне достаточны для поддержания актуальных статус-кво сценариев, но являются проблемными в долгосрочной перспективе.

Ключевые слова: Нагорный Карабах, де-факто государство, международное непризнание, «материнское государство».

Более двух десятилетий миновало с момента распада СССР и провозглашения независимости Нагорно-Карабахской Республики. Данное политическое образование, несмотря на непризнание со стороны международного сообщества и блокаду со стороны Азербайджана и Турции, продолжает существовать и быть важным субъектом региональной политики. В связи с этим представляется важным исследовать, какими внутренними и внешними ресурсами де-факто государственности обладает Нагорный Карабах и достаточно ли их в долгосрочной перспективе для изменения статус-кво вокруг этой непризнанной республики.

Актуальность данной статьи связана с тем, что нагорно-карабахский конфликт продолжает оставаться серьезным вызовом региональной безопасности. Зачастую этот конфликт рассматривают как армяно-азербайджанский, однако Нагорный Карабах вполне может рассматриваться и как самостоятельный игрок, влияющий на развитие ситуации. Это де-факто государство при любом развитии событий, как и в случае с Южной Осетией и Абхазией, будет прилагать максимум усилий для того, чтобы обеспечить реализацию собственных интересов, как оно их для себя определяет.

Итак, среди внутренних ресурсов де-факто государственности Нагорного Карабаха стоит выделить прежде всего политико-институциональные. Нагорный Карабах смог создать собственные институты власти, которые на территории самой республики пользуются достаточной легитимностью и по своей эф-

фективности вряд ли серьезным образом отличаются от властей признанного «материнского» государства - Азербайджана. С самого начала государственного строительства в Нагорном Карабахе власти пошли по пути демократического формирования властных структур через референдум, президентские и парламентские выборы, а с начала 2000-х гг. была нивелирована решающая роль армии в карабахской политике.

Для властей Нагорного Карабаха демократичность политической системы является основным условием успеха в имиджевой конкуренции с Азербайджаном, и серьезным результатом в этом направлении на протяжении долгого времени был более высокий рейтинг демократии у Степанакерта, чем у Баку, по версии международной организации Freedom House1. Политический режим в Нагорном Карабахе имеет также черты низовой, общинной демократии, ведь НКР - это государство с относительно небольшим количеством населения (137737 человек по данным переписи 2005 г.2). За счет этого обеспечивается более эффективный общественный контроль над политической сферой.

Внутреннюю легитимность властей Нагорного Карабаха сложно проиллюстрировать с помощью статистики, однако какие-то опросы и открытые данные все же существуют. Так, неправительственная организация «Европейские друзья Армении» в 2010 г. выпустила доклад, в котором опубликовала результаты опросов населения на тему политического развития НКР и Армении, а также существующих проблем в обеих республиках.

Согласно докладу, 81 % населения Нагорного Карабаха позитивно оценивает направление политического развития НКР. Несмотря на сложившуюся ситуацию постоянной угрозы нового вооруженного конфликта, 43 % опрошенных считают, что правительство очень хорошо или достаточно хорошо представляет их интересы, 48 % считают, что их интересы представлены частично, и всего 6 % опрошенных считает правительство нелегитимным и ни в коей мере не представляющим их интересы. В то же самое время среди самых важных внутренних проблем отмечаются такие, как безработица, отсутствие жилья и неблагоприятные социальные условия3.

В Нагорном Карабахе существует также очень устойчивый дискурс о карабахской идентичности. В результате армяно-азербайджанского конфликта в НКР сформировалось практически полностью моноэтническое общество. В связи с этим на сегодняшний день подавляющее большинство населения республики (99,9 %) являются армянами. Моноэтничность является преимуществом для де-факто государства с точки зрения национального строительства (nation-building). Этот фактор объективно облегчает консолидацию «непризнанного» общества и создание сильного демоса на его основе.

На основе общности этнического происхождения армянского большинства Нагорного Карабаха и Армении символом начала карабахского движения стал лозунг «Миа-цум!», что означает «воссоединение» Нагорного Карабаха и Армении. Первым актом в рамках данной идеологии стало решение внеочередной сессии Совета народных депутатов НКАО от 20 февраля 1988 г. «О ходатайстве перед Верховными Советами Азербайджанской ССР и Армянской ССР о передаче НКАО из состава Азербайджанской ССР в состав Армянской ССР». Ходатайство удовлетворено не было, однако вплоть до распада СССР все действия элит Нагорного Карабаха и Армянской ССР вписывались в идеологическую концепцию «Миацума».

После распада Советского Союза был взят курс на построение независимого Нагорного Карабаха. С проведением референдума, результатом которого стало провозглашение независимости НКР, идеологические ориентиры немного сместились - в официальной риторике дискурс «Миацума» ушел на второй план, приоритетом стало построение неза-

висимого государства и достижение международного признания. Такая трансформация была вызвана, в первую очередь, необходимостью изменения образа конфликта. После подписания перемирия дальнейшая инстру-ментализация идеологии воссоединения превращала бы конфликт между армянами Нагорного Карабаха и властями Азербайджана в территориальный спор между Арменией и Азербайджаном, с вытекающими из этого последствиями: Армения воспринималась бы в качестве государства-агрессора, аннексировавшего территорию соседнего государства, населенного армянами. Иными словами, в таком ключе конфликт бы воспринимался мировым сообществом сквозь призму ирре-дентизма. Более того, с точки зрения международного права намного сложнее было бы легитимировать воссоединение Нагорного Карабаха с Арменией, чем добиться независимости, оперируя правом наций на самоопределение и имевшейся законодательной базой СССР. В связи с этим 10 декабря 1991 г. был проведен референдум, на котором население Нагорного Карабаха проголосовало за независимость.

Смена официальной риторики, в свою очередь, не подразумевает полного отказа от идеи воссоединения. Существует ряд символических моментов, свидетельствующих о единстве армянского народа и воссоединении Армении и НКР в частности. Флаг НКР представляет собой прямоугольное полотнище из трех горизонтальных полос: верхней - красного, средней - синего и нижней - оранжевого цвета (цвета государственного флага РА). С двух краев правой стороны полотнища начинается белый пятизубчатый ступенчатый ковровый узор, соединяющийся на одной третьей части флага, символизирующий воссоединение региона с Арменией. Другим символическим моментом является название республики. По конституции Нагорно-Карабахская Республика и Республика Арцах тождественны. Введение в оборот топонима Арцах не случайно, так в древности называлась одна из 15 провинций исторической Армении, восстановление древнего армянского названия региона свидетельствует о том, что Нагорный Карабах является частью культурного пространства Армении. К тому же сами карабахские армяне, проживающие в регионе, не отделяют себя от всех остальных армян, проживающих в Армении и по всему миру. Такое единство

культурного пространства армян прописано даже в преамбуле конституции НКР, где подчеркивается единство всех армян4.

Тем не менее, как и у всех армян, проживающих в разных уголках Армении и мира, у карабахских армян есть своя субидентичность. Очень важную роль в самоидентификации карабахских армян играет тот факт, что Карабах оставался автономным или независимым меликством (княжеством), даже когда остальная часть Армении подчинялась той или иной империи. Идея того, что армяне Нагорного Карабаха смогли сохранить свою идентичность, в то время как армяне других регионов подвергались ассимиляции, стала важным компонентом коллективной памяти.

В то же время, помимо исторических нар-ративов, важную роль в формировании субидентичности карабахских армян играют современные реалии. Уже на протяжении двух десятилетий идет процесс формирования идентичности карабахского демоса. За двадцать лет независимости, хотя и не признанной международным сообществом, в республике выросло новое поколение карабахских армян, которые всегда жили в независимой НКР и не представляют своей жизни в составе Азербайджана.

Центральное место в идентичности карабахского демоса занимает проблема безопасности. Учитывая отсутствие мирного договора между НКР и Азербайджаном, главным фактором, определяющим восприятие безопасности, является именно Азербайджан, точнее, военные угрозы со стороны Азербайджана. Значительной военной поддержки со стороны Армении недостаточно, чтобы устранить фактор потенциальной агрессии со стороны бывшего «материнского государства» (parent state). Если в Абхазии и Южной Осетии присутствует воинский контингент РФ и проблема безопасности не стоит на общественной повестке дня так остро, то в НКР ситуация отличается. Здесь нет иностранного контингента, безопасность общества гарантирует армия обороны НКР и вооруженные силы Армении, которые карабахским обществом не воспринимаются в качестве иностранных войск. Неурегулированность конфликта и ситуация «ни войны, ни мира» порождают в карабахском обществе чувство неуверенности - актуализируется состояние экзистенциональной небезопасности личности и демоса в целом.

Международная изоляция и блокада НКР со стороны Азербайджана способствуют формированию у карабахского демоса «синдрома осажденной крепости» и неготовности к компромиссам, что в дальнейшем не очень хорошо скажется на переговорном процессе. Фактически изоляция НКР лишь отдаляет перспективу примирения с Азербайджаном. Угрозы официального Баку применить силу против гражданских самолетов в случае открытия нового Степанакертского аэропорта, нашумевшие истории с Рамилем Сафаровым и Айкрамом Айрисли также усугубляют в карабахском обществе и среди политической элиты НКР сомнения в возможности компромиссов с Азербайджаном на нынешнем этапе развития конфликта5.

Другим важным фактором является идея «освобожденных территорий» и образ карабахского «азатамартика»/освободителя. В связи с этим в общественно-политической жизни продолжается дискуссия о неприемлемости территориальных уступок Азербайджану, поскольку считается, что эти самые территории освобождены ценою жизней карабахских азатамартиков. Столь же устойчивой является идея заселения всей конституционной территории НКР беженцами-армянами из Азербайджана.

Таким образом, во-первых, за 25 лет карабахского движения можно заметить трансформацию официальной риторики от «миа-цума» до независимости и международного признания НКР. Во-вторых, учитывая общность культурного пространства, наличие у карабахцев паспортов РА, циркуляцию армянской валюты и в целом важную роль Армении в жизни местного населения, фактически идею воссоединения с Арменией никто не забывал, а смена официальной риторики вызвана больше прагматизмом, чем фактически сменой идеологии. В-третьих, карабахские армяне относят себя к общему армянскому культурному пространству, обладая своей отдельной субидентичностью в рамках единой армянской идентичности. На формирование этой идентичности оказали влияние как исторические нарративы, так и современная ситуация нерешенности конфликта.

Очень важным ресурсом поддержки де-факто государственности Нагорного Карабаха является военно-политическая и финансовая поддержка Армении и армянской диаспоры. Военную безопасность Нагорного

Карабаха в отсутствие контингентов международных миротворцев обеспечивают прежде всего войска Республики Армения.

Во-вторых, Армения оказывает непризнанной республике масштабную экономическую поддержку. Теоретически официальной валютой Нагорно-Карабахской Республики является карабахский драм, который по номиналу равен армянскому драму. Валюта была введена в оборот в 2005 г. Однако эта денежная единица носит больше символический, чем практический характер, во-первых, из-за незначительности номинала и ограниченности тиража, во-вторых, из-за повсеместного использования на территории де-факто государства денежной единицы Республики Армения - армянского драма.

Каждый год Республика Армения выделяет Нагорно-Карабахской Республике кредит под 0,01 %, сумма кредита составляла в разные годы от 40 до 60 % от общего бюджета НКР. В 2013 г. сумма предоставленного кредита равняется 39,3 млрд драмов ($ 98 млн)6, что составляет 55,1 % от общего бюджета де-факто государства.

Сама же экономика Нагорного Карабаха не является самодостаточной и характеризуется серьезными структурными диспропорциями. Наиболее перспективной выглядит горнодобывающая промышленность НКР. Дрмбонский горно-обогатительный комбинат, запущенный в 2003 г., является ее крупнейшим предприятием. На комбинате работают 1200 человек. «Бейз Металс» (входит в группу компаний «Vallex Group»), компания, владеющая комбинатом и Дрмбонским месторождением, является самым крупным налогоплательщиком де-факто государства. За 2011 г. компания внесла в бюджет НКР налогов на 3,9 млрд драмов ($ 9,7 млн)7. На сегодняшний день налоги и другие выплаты «Бейз Металс» составляют 17 % поступлений всего госбюджета.

В вопросе международного признания, в отличие от Абхазии, Южной Осетии или Косова, Нагорно-Карабахская Республика не имеет сильного и влиятельного государства-патрона, которое бы продвигало интересы республики на международной арене, способствуя международному признанию. Безусловно, в вопросе внешнеполитической деятельности неоценима роль Республики Армения, тем не менее, по политическому весу и влиянию она не сравнится с США или

Россией. В связи с этим в качестве основного дипломатического ресурса НКР, в отличие от других де-факто государств, является наличие многомиллионной и довольно влиятельной армянской диаспоры по всему миру.

Благодаря армянской диаспоре Нагорный Карабах имеет сеть собственных представительств за рубежом, располагает множеством деловых контактов и каналов для сотрудничества на полуофициальном уровне. В качестве основных официальных приоритетов армянского лобби США и Франции касательно НКР можно выделить следующее:

- широкомасштабные компании по признанию независимости НКР;

- увеличение финансовой поддержки США для НКР;

- информационная поддержка НКР на международном уровне, вовлечение в процесс ведущих СМИ и академических кругов;

- блокировка военных сделок по вооружениям с Азербайджаном8.

В 1997 г. Конгрессом США была принята резолюция, предусматривающая финансовую поддержку Нагорно-Карабахской Республике. Таким образом, НКР стала единственной непризнанной республикой, которая ежегодно по линии Конгресса США получает официальную финансовую помощь. В разные годы ежегодная помощь достигала $ 20 млн. В 2013 г. на фоне общего сокращения иностранной помощи НКР получил от США $ 5 млн9.

Отмечается также значительная вовлеченность армянских бизнесменов-меценатов в инфраструктурные и социально-экономические проекты на территории Нагорно-Карабахской Республики. Одним из самых крупных благотворителей является бизнесмен Левон Айрапетян - уроженец Нагорного Карабаха, который пожертвовал на развитие своего родного края более $ 2,5 млн. Следует отметить, что благодаря Айрапетяну в НКР прошло беспрецедентное мероприятие - коллективная свадьба почти 700 новобрачных пар. Каждой паре было выделено по одной корове и $ 2 тыс. Те, кто проживал в городах, вместо коровы получали еще дополнительно $ 500. При рождении детей на молодоженов распространялась специальная программа по улучшению демографической ситуации, схожая с идеей «материнского капитала». Благодаря этой программе меценат желает в ближайшем будущем довести население НКР до 500 тыс. человек10.

Помимо отдельных частных инициатив со стороны армянских бизнесменов из диаспоры, существует целый ряд благотворительных фондов, который выделяет деньги на восстановление инфраструктуры, а также социальные программы. Одним из крупнейших фондов является Всеармянский фонд «Ай-астан», который был создан согласно указу президента РА в 1992 г. с целью объединить армян в Армении и за ее пределами, их единомышленников, готовых приложить свои усилия на устойчивое развитие Армении и НКР. В деятельности Фонда принимают активное участие и вносят свой вклад 25 филиалов, действующих в 22 странах мира. Филиалы тесно сотрудничают на местах с представителями армянской церкви, армянскими общественными и благотворительными организациями. Действующий в Ереване Исполнительный комитет и рассеянные по миру филиалы подотчетны Совету попечителей11.

Кроме благотворительности, армянская диаспора занимается инвестированием в экономику Нагорно-Карабахской Республики, создавая тем самым новые предприятия, а вместе с ними и рабочие места. На сегодняшний день благодаря инвестициям ливанских армян в НКР действует телекоммуникационная компания Karabakh Telecom Co. (Lebanon), которая с 2002 г. обеспечивает республику сотовой и фиксированной связью, а также Интернетом. Инвестировав более $ 15 млн в отрасль, компания является одним из крупнейших налогоплательщиков12.

Таким образом, у Нагорного Карабаха существуют внутренние политико-институциональные, социально-политические и в основном внешние военно-политические и финансово-экономические ресурсы для обеспечения устойчивости своего государственного образования. Тем не менее, есть и негативные факторы для полной реализации карабахской идеи независимости. Вследствие наличия этих факторов карабахская элита и общество находятся в «режиме ожидания», что роднит их с Приднестровьем. Такое состояние порождает ощущение фрустрации и серьезным бременем ложится на местное сообщество, которое повседневно сталкивается с множеством социально-экономических проблем.

На данный момент у международного сообщества, а также у отдельных крупных стран вроде США и России, нет какого-либо ярко выраженного желания признавать Нагорный

Карабах в обозримой перспективе. Даже Россия в серьезной мере пытается балансировать между интересами Армении и Азербайджана, и даже в случае возобновления вооруженного конфликта Москве не так просто будет принять то или иное решение, как это было в Грузии в 2008 г.

У Нагорного Карабаха есть серьезные расхождения по вопросу о собственном будущем даже с Арменией. В республике наблюдается обостренное чувство опасности, и Степанакерт, в отличие от Еревана, не готов идти на какие-либо уступки Баку. Кроме собственно признания независимости, Карабах требует также сохранения за Арменией Лачинского коридора и азербайджанских территорий вокруг него, которые заняли армянские войска в ходе вооруженного конфликта для обеспечения сухопутной связи между Арменией и Карабахом. С принятием новой конституции 2006 г. карабахские власти дали ясно понять как Баку, так и Еревану, представляющему интересы карабахцев за столом переговоров, что территориями жертвовать они не собираются. А любой документ, принятый без ведома и согласия народа НКР, не будет принят. В конституции эти «освобожденные территории» были объединены с регионами, входившими в бывшую НКАО, таким образом, эти земли стали неотъемлемой частью территории НКР и не могут являться предметом «торга». Что касается общественного дискурса, то все чаще «освобожденные территории» стали называться «территориями, полученными ценою крови».

Огромный ажиотаж и недовольство среди карабахских элит вызвало заявление президента Армении Сержа Саргсяна сирийскому изданию А1 Watan. В частности он сказал следующее: «Когда народ Карабаха получит реальную возможность осуществить свое право на самоопределение и будут созданы действенные механизмы безопасности и развития, то в качестве взаимной уступки армянской стороны может рассматриваться возврат территорий вокруг Нагорного Карабаха Азербайджану, но, конечно, с сохранением коридора, связующего Нагорный Карабах с Арменией»13. Камнем преткновения здесь, по большему счету, является не столько вопрос освобождения территорий вокруг Нагорного Карабаха, сколько неопределенный в будущем статус НКР. Кроме этого, когда Серж Саргсян называет территории вокруг

Карабаха «зоной безопасности», это вызывает раздражение среди карабахской элиты, поскольку зона безопасности подразумевает вывод войск и возвращение этих территорий Азербайджану при международных гарантиях безопасности НКР.

В результате Карабах выступил с официальным требованием вернуть его как сторону за стол мирных переговоров. О требовании включить НКР в переговорный процесс несколько раз выступал президент НКР, обосновывая это тем, что ни одна договоренность, принятая Арменией и Азербайджаном за столом переговоров без согласования с НКР не будет в итоге реализована14.

Конфликт целей между Ереваном и Степанакертом вряд ли стоит считать серьезным, особенно на фоне возросшей военной риторики и «бряцания оружием» со стороны Азербайджана. При Ильхаме Алиеве «коридор возможностей» для мирных переговоров между Арменией и Азербайджаном резко сузился, что гарантирует на неопределенный срок безусловную поддержку Арменией Нагорного Карабаха. Тем не менее, будущее этой территории в плане статуса так и остается туманным.

Примечания

1 Freedom in the World 2013 : Democratic Breakthroughs in the Balance. Selected data from Freedom House's annual survey of political rights and civil liberties [Internet resours]. URL : http://www.freedomhouse.org/sites/default/files/ FIW%202013%20Booklet.pdf.

2 Результаты переписи населения Нагорно-Карабахской Республики 2005 года [Электронный источник]. URL : http://census.stat-nkr.am/nkr/5-1.pdf.

3 Poll Conducted in Nagorno-Karabakh : FullRe-port//European Friends of Armenia, 2010. [Internet resours]. URL : www.eufoa.org/uploads/ Documents/NKpercent20poll_per cent20fullper-cent20report.pdf.

4 Конституция НКР [Электронный источник] // Официальный сайт МИД НКР. URL : http:// www.nkr.am/ru/constitution/9/.

5 Минасян, С. Концептуальный подходы к перспективам урегулирования // Глобус. 2013. N° 4.

6 Бюджет Республики Армения на 2013 год [Электронный источник]. URL : http://www. minfin.am/up/budget/VOROSHUM--%201616. pdf.

7 «БейзМеталс», «Карабах Телеком» и «Арца-хэнерго» - крупнейшие налогоплательщики НКР [Электронный источник] // Еркрамас от 31 января 2012 года. URL : http://www.yerkra-mas.org/2012/01/31/bejz-metals-karabax-tele-kom-i-arcaxenergo-%E2%80%93-krupnejshie-nalogoplatelshhiki-nkr/.

8 Armenian National Committee of America website [Internet resours] // About the ANCA. URL : http://www.anca.org/ancaprofile.php.

9 Legislative History of U.S. Assistance to Na-gornoKarabakh [Internet resours] // Armenian National Committee of America. URL : http:// www.anca.org/assets/pdf/misc/US_assistance_ to_NKR.pdf.

10 Левон Айрапетян - мечтающий реалист [Электронный источник] // Еркрамас. 2012. 28.04. URL : http://www.yerkramas. org/2012/04/28/levon-ajrapetyan-mechtayush-hij-realist/.

11 Всеармянский фонд «Айастан» [Электронный источник]. URL : http://www.himnadram. org/index.php?lang=3&id=2.

12 КарабахТелеком [Электронный источник]. URL : http://www.karabakhtelecom.com/ru/ about-us-1322567031.

13 Григорян, А. Карабахские политики неоднозначно восприняли заявление Саргсяна о готовности вернуть Азербайджану районы вокруг Нагорного Карабаха [Электронный источник] // Кавказ. узел. 2010. 25 марта. URL : http://www.kavkaz-uzel.ru/articles/167001/.

14 Без участия Карабаха мирные переговоры неэффективны [Электронный источник] // РБК daily. 2008. 05.06. URL : http://www.pda. rbcdaily.ru/politics/562949979038107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.