Научная статья на тему 'Особенности внешнеэкономической деятельности Иркутской области'

Особенности внешнеэкономической деятельности Иркутской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
119
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ / ВНЕШНЕТОРГОВЫЙ ОБОРОТ / САЛЬДО ВНЕШНЕТОРГОВОГО ОБОРОТА / МЕЖДУНАРОДНЫЕ УСЛУГИ / ПРЯМЫЕ И ПРОЧИЕ ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Архипкин О.В., Лапшин А.Н.

В статье на примере Иркутской области исследуется внешнеэкономическая деятельность региона и динамика ее показателей в период глобального кризиса. Определяются общие закономерности, специфические особенности и факторы, которые характерны для внешнеэкономической деятельности региона

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности внешнеэкономической деятельности Иркутской области»

J <

0. O с 0. O

CO

0

1

О s l_ Ш 0.

Ш

CO

CO <

Q. Ш

0

1 I

О s

J <

CO

0

1 I

Особенности внешнеэкономической деятельности Иркутской области

Peculiar features of foreign economic activity of Irkutskaya oblast

УДК 339.92

О. В. Архипкин

заместитель директора по научной работе Международного института экономики и лингвистики Иркутского государственного университета, доктор экономических наук 664082, г Иркутск, ул. Улан-Баторская, д. 6

O. V. Arkhipkin

664082, Irkutsk, ul. Ulan-Batorskaya, 6

В статье на примере Иркутской области исследуется внешнеэкономическая деятельность региона и динамика ее показателей в период глобального кризиса. Определяются общие закономерности, специфические особенности и факторы, которые характерны для внешнеэкономической деятельности региона.

The article studies regional foreign economic activity and dynamics of its figures during global crisis as exemplified by Irkutskaya oblast. It identifies general regularities, particular features and factors, which are characteristic of foreign economic activity of a region.

Ключевые слова: внешняя торговля, внешнеторговый оборот, сальдо внешнеторгового оборота, международные услуги, прямые и прочие иностранные инвестиции

Keywords: foreign trade, foreign trade turnover, foreign trade turnover balance, international services, direct and other foreign investments

Кризисные явления 2008-2009 гг. оказали негативное влияние на все сферы экономики России в целом, и на экономику регионов страны. Иркутская область является значимым субъектом внешнеторговой деятельности РФ, на который, в известной степени, проецируются общероссийские тенденции. Поэтому снижение региональных экономических показателей объективно обусловлено. В то же время глобальный кризис не только делает очевидными имевшиеся в экономике проблемы, но и открывает новые перспективы развития. В связи с этим представляется целесообразным проанализировать отдельные периоды ведения внешнеторговой деятельности предприятий Иркутской области.

Внешняя торговля как одно из направлений экономической деятельности регионов РФ получила институциональное оформление в конце 1980-х гг., в период осуществления в нашей стране радикальных реформ. До этого времени общение с внешним миром происходило в условиях монополии союзных органов на внешнюю торговлю. Исключительная монополия государства на внешнеторговые связи сохранялось до середины 1980-х гг. И только с началом перестройки, весной 1989 г. право осуществлять экспортно-импортные операции получили все юридические лица, продукция которых была конкурентоспособна на внешних рынках. Тем самым резко расширился круг участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Предприятия, организации и органы территориального управления получили право оставлять часть

А. Н. Лапшин

доцент Международного института экономики и лингвистики Иркутского государственного университета, кандидат философских наук

664082, г Иркутск, ул. Улан-Баторская, д. 6

A. N. Lapshin

664082, Irkutsk, ul. Ulan-Batorskaya, 6

валютной выручки для собственного использования. В конце 1990 г во внешнеторговой сфере произошел перелом — были отменены дифференцированные валютные коэффициенты и введен коммерческий курс рубля.

С распадом СССР начался новый этап либерализации внешней торговли, уже в новой стране и в рамках радикальной рыночной реформы. В конце 1991 г был принят пакет указов президента РФ и постановлений правительства РФ «О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР», «О формировании республиканского валютного резерва РСФСР», «О лицензировании и квотировании экспорта и импорта товаров», «О введении экспортного тарифа на отдельные товары, вывозимые с территории РФ» и др.

Одновременно были внесены кардинальные изменения в нормативно-правовую базу, регулирующую внешнеторговый оборот. Право на ведение ВЭД, включая посредническую, получили все зарегистрированные в РФ юридические лица. Были отменены ограничения на бартерные операции и обязательные валютные отчисления. Физические и юридические лица получили право на открытие валютных счетов и проведение валютных операций через уполномоченные банки. По своему содержанию, темпам проведения и последствиям эти преобразования носили шоковый характер.

Либерализация 1992 г. принципиально отличалась от либерализации, проводившейся союзным руководством в 1986-1991 гг. Свобода внешнеторговой деятельности была увязана с высвобождением цен, предоставлением полной самостоятельности хозяйствующим субъектам, ужесточением финансово-бюджетной политики и переходом с 1 июля 1992 г к официальному курсу доллара, который определялся в результате торгов на Межбанковской валютной бирже.

В зависимости от условий осуществления ВЭД в России и Иркутской области можно выделить несколько ее этапов. Для периода 1990-1993 гг. были характерны высокая инфляция и громадные различия внутренних и мировых цен на основные экспортные товары. Чрезвычайно прибыльными были экспортные операции. Соотношения внутренних и мировых цен на отдельные товары, которые до сих пор являются основными товарными группами экспорта Иркутской области, представлены в табл. 1.

Для Иркутской области, как и для других регионов, этот период проходил под лозунгом «Все на продажу». Тем более, рядом находился китайский рынок, который мог принять любые товары по любым ценам и в любой номенклатуре [1, с. 101-102].

Возникает вопрос: возможно ли рассматривать рост регионального экспорта в этот период как негативный фактор? Ответ зависит от методологических подходов — экономического или коммерческого. С позиций коммерции, увеличение вывоза товаров было положительным явлением, с позиций региональной экономики — отрицательным.

Для ограничения доходов и увеличения поступлений в бюджет с 1 января 1992 г. были введены довольно высокие экспортные тарифы на топливно-сырьевые статьи экспорта, составлявшие 20-35% от мировой цены на эти товары. Одновременно по тем же причинам началось использование административных регуляторов экспорта — квот и лицензий, которые должны были количественно ограничивать экспорт стратегически важных товаров (всего более 80 позиций). Для экспорта некоторых особо важных для бюджета товаров в 1993 г. был создан институт спецэкспортеров — уполномоченных для ведения соответствующих операций организаций. Административные регуляторы вместе с экспортными тарифами были призваны предотвратить дезинтеграцию экономики российских предприятий, смягчить адаптацию обрабатывающей промышленности к изменявшимся ценовым пропорциям, обеспечить устойчивое поступление доходов от экспорта в федеральный бюджет.

К началу 1994 г. разрыв между внутренними и мировыми ценами заметно сократился, что означало сокращение доходности экспортных операций. В изменившихся условиях стало целесообразным ослабление административного регулирования экспорта и понижение экспортных тарифов. С 1 января 1995 г. перестала действовать система квотирования и лицензирования по большинству стратегических товаров, а с 1996 г. полностью прекратил существование институт спецэкспортеров.

К началу 1996 г. внутренние цены на большинство товаров, определяющих международную специализацию России, либо сравнялись, либо превысили уровень мировых. Так, в конце 1995 г. цены на алюминий на отечественном рынке на 42% превышали мировые, стальной горячекатанный лист стоил на 41% дороже, а стальная арматура — на 72%. «Недооцененными» оставались только нефть и газ: в середине 1996 г. внутренняя цена природного газа без НДС составляла 66,9% от мировой, цена на нефть — 71,1%, на дизельное топливо — 88,5%, на бензин — 93,8%.

В рассматриваемый период региональная динамика экспорта характеризовалась следующими показателями. В 1991 г. общий объем экспорта Иркутской области составил 0,7 млрд долл. США, в 1992 г. — около 1 млрд долл., в 1993 г. — 1,2 млрд долл., в 1994 г — 1,8 млрд долл., достигнув максимума в 1995 г — 2,9 млрд долл.

По нынешним временам это не слишком высокий показатель. Но по данным территориального органа федеральной службы государственной статистики по Иркутской области, в этом же 1995 г. на текущие валютные счета предприятий региона поступило 6632,9 млн долл. США (в два раза больше, чем объем всего регионального экспорта).

Потоки регулирования импорта и его стоимостных характеристик в 1992-1995 гг. были разнонаправленными. До середины 1992 г. импорт в Россию и Иркутскую область осуществлялся беспошлинно, поскольку

Соотношение внутренних и мировых цен на отдельные товары в 1990-1993 гг., %

<

Товар 1990 1991 1992 1993

Нефть 0,6 0,6 25,0 52,0

Бензин 0,9 1,3 44,0 100,0

Энергетический уголь 1,2 1,1 9,0 35,0

Электроэнергия 0,8 0,5 5,7 20,0

Алюминий 2,0 2,2 31,0 73,0

Целлюлоза 5,3 8,4 5,4 63,0

Год 1994 1996 1998 2000 2002 2003

Объем импорта 0,98 0,88 0,76 0,61 0,59 0,56

о о

Таблица 2

Импорт Иркутской области в 1994-2003 гг., млрд долл. США

<

Источник: составлено по данным Иркутского отделения Госкомстата [2].

скачкообразный рост внутренних цен и высокая инфляция означали высокие риски этих операций. С августа 1992 г. был введен временный импортный тариф, которые в последующие годы многократно пересматривался в сторону повышения и все большей дифференциации ставок на отдельные товары. Правовой основой вносимых изменений стал принятый в апреле 1993 г. закон «О таможенном тарифе». С начала 1993 г. импортные товары стали облагаться налогом на добавленную стоимость и акцизами. В результате повышения импортного тарифа, его средневзвешенная ставка увеличилась с 5% в начале 1993 г. до 14 % в конце 1995 г

В 1993 г. были резко сокращены импортные закупки для государственных нужд. В том же году были отменены дотационные валютные коэффициенты, применявшиеся для импорта некоторых товаров. Благодаря этому существенно сократились объемы прямого и скрытого субсидирования импорта из федерального бюджета [1, с. 105-106]. Данные об импорте Иркутской области в 1994-2003 гг. представлены в табл. 2.

Предполагалось, что по мере сближения мировых и внутренних цен постепенное сокращение и отмена экспортных тарифов позволят сохранить доходы от экспорта на приемлемом уровне. Но с середины 1994 г., в результате достигнутого сближения цен, нарастающее падение экспортных доходов было обусловлено уже устойчивым превышением динамики внутренней инфляции над курсовой динамикой рубля, что означало сравнительное удорожание национальной валюты относительно доллара.

Для поддержания доходов от экспорта и использования валютного курса для сдерживания инфляции летом 1995 г. был введен так называемый валютный коридор. Последний определял границы изменений обменного курса рубля в определенный период. Валютный коридор устанавливался на определенный период времени и являлся одним из главных макроэкономических регуляторов российской экономики.

В 1996 г. начался второй этап реформирования внешнеторговой сферы. Для него были характерны поиск путей стимулирования экспорта в условиях его падающей эффективности и стремление защитить отечественных производителей посредством усложнения импортного таможенного тарифа и повышения его ставок. В 1996-1998 гг. происходило довольно быстрое относительное удорожание рубля, что вело

~ Динамика внешнеторгового оборота

о- Иркутской области

° в 1996-1998 г., млн долл. США

сг

со О

х Источник: составлено по данным Иркутского отделения ш Госкомстата [2].

сг

¡Е к снижению доходности экспорта и одновременному ^ повышению доходности импорта. Это облегчало про™ никновение зарубежных товаров на российский рынок ^ и затрудняло деятельность отечественных предпри-о ятий, работающих на внутренний рынок.

Для поддержки российских экспортеров в 1996 г. § правительство РФ утвердило «Федеральную програм-< му развития экспорта до 2005 г.». В расходную часть § федерального бюджета на 1996 г. впервые отдельной строкой были внесены 500 млрд руб. в обеспечение х гарантийных обязательств правительства РФ (в форме залога) под привлекаемые кредиты для пополнения оборотных средств экспортеров и предоставления им прямых кредитов. В качестве инструмента поддержки экспортеров федеральная программа предусматривала также льготное кредитование из средств федерального бюджета: проценты за пользование предоставленными кредитами могли устанавливаться в размере половины ставки рефинансирования. Однако из-за ограниченных бюджетных ресурсов эта программа оказалась неэффективной. В бюджете 1998 г. и последующих лет финансовая поддержка российских экспортеров уже не предусматривалась.

В условиях «проимпортного» курса рубля в 19961997 гг. и в первой половине 1998 г. осуществлялась интенсивная корректировка таможенных пошлин с целью усиления защитных функций таможенного тарифа. Это привело к тому, что по ряду товарных групп и подгрупп ставки пошлин оказались в сильной степени дифференцированными, а структура тарифа заметно усложнилась. Он представлял собой совокупность семи адвалорных ставок (0%, 5%, 10%, 15%, 20%, 25% и 30%), применяемых к более чем 11 000 товаров (тарифных позиций). При этом на сырье и полуфабрикаты ставки устанавливались на уровне 0-5%, на полуфабрикаты и комплектующие — 5-15%, на готовые изделия — 15-30%.

Тем не менее защитить отечественного производителя от наплыва импортных товаров с помощью исключительно таможенного тарифа не удалось. В апреле 1998 г. был принят закон «О мерах по защите экономических интересов РФ при осуществлении внешней торговли товарами» и создана правительственная комиссия по защитным мерам во внешней торговле, которой была поручена разработка мер, направленных на защиту отечественных производителей от демпинговых поставок различных товаров на российский рынок из-за рубежа. На основе рекомендаций этой комиссии могли вводиться запретительные пошлины и количественные ограничения (квоты) на ввоз отдельных товаров.

Анализ данных о динамике внешнеторгового оборота Иркутской области (табл. 3) позволяет сделать вывод о том, что она являлась следствием не конъюнктурной ситуации, как это было в предыдущем периоде, но внутренних экономических проблем предприятий, участвовавших в ВЭД. Несмотря на отрицательную динамику (с позиций 2009 г.), это было проявление положительных тенденций во внешнеторговой деятельности Иркутской области, поскольку «бесплат-

ных» ресурсов, которые можно было бы реализовать на внешних рынках, уже не осталось. Альтернативы же развитию в регионе собственного производства внешний рынок не предоставил.

В августе 1998 г накопившийся за 3 года девальваци-онный потенциал выразился в 2,6-кратном падении курса рубля в июле-сентябре с 6 до 16 руб. за долл. США. В конце декабря 1998 г курс составлял уже 20,6 руб. за долл. США (в 3,3 раза ниже, чем в конце июля).

Удешевление рубля стало действенной мерой по поддержке многих российских экспортеров, но, к сожалению, не тех, кто осуществлял свою деятельность в Иркутской области.

Так, в 2000 г. на долю Иркутской области приходилось 2,8% российского экспорта (6-е место по РФ). Но уже в 2006 г. регион занимал только 13-е место, а его доля в суммарном российском экспорте сократилась до 1,4 %. В 2007 г. удельный вес Иркутской области во внешнеторговом обороте РФ снизился до 1,1%, а в 2008 г. — до 0,9% (тенденция к сокращению доли региона, на наш взгляд, является очевидной).

Это снижение темпов роста ВЭД региона вступало в явное противоречие с абсолютными показателями его экономического развития. Отчасти это объяснялось быстрым ростом экспорта энергоносителей (нефти и газа) вертикально интегрированными структурами, осуществляющими централизованные экспортные операции (не попадали в отчетность региональных подразделений Росстата).

В 2000 г. курс национальной валюты стабилизировался на уровне 28-28,5 руб. за 1 долл. США (см. табл. 4), в то время как показатель годовой инфляции достиг 20%. Это означало восстановление тенденции к удорожанию рубля со всеми вытекающими отсюда экономическими последствиями.

С 2001 г. в России вступили в силу новые таможенные тарифы. Потребность в них была продиктована большими объемами «серого» импорта и «проэкспорт-ным» курсом рубля, делающим многие импортные операции неэффективными. Структура тарифа была существенно упрощена. В нем были предусмотрены четыре ставки — 5%, 10%, 15% и 20%. Расчетная средневзвешенная ставка нового тарифа составила 10,7%, что было заметно ниже ранее действовавшего. Отказ от запретительных тарифных ставок в 25% и 30% и общее «удешевление» импорта предоставило предприятиям, использовавшим зарубежные комплектующие и полуфабрикаты, возможность снизить производственные издержки и воспользоваться расширением внутреннего спроса и ростом деловой активности. Кроме того, предполагалось, что новый тариф создаст благоприятные возможности для модернизации промышленного производства на основе современного, не производимого в России, оборудования.

В целом в 2000-2009 гг. механизм регулирования внешней торговли неизбежно корректировался, отражая изменения в состоянии российской экономики и финансов, в конъюнктуре мировых рынков и в целях внешнеэкономической политики России. Тем не менее под внешней логикой тенденций увеличения основных показателей ВЭД Иркутской области скрывалась их внутренняя противоречивость.

Даже если рассматривать наиболее благополучные для региона 2007-2008 гг. соотносительно с основными регуляторами внешней торговли, а именно с динамикой экспортных цен на основные виды продукции, становится очевидным, что ВЭД предприятий Иркутской области вновь вышла за пределы экономики роста и перешла в плоскость экономики конъюнктуры

Показатель 1996 1997 1998

Экспорт товаров 2774,3 2199,3 2039,1

Импорт товаров 843,1 621,9 669,1

Динамика официального курса доллара США и евро к рублю в 1998-2008 гг.

Показатель 1998 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

Доллар 9,777 24,67 28,13 30,09 31,39 30,69 28,81 28,78 26,33 25,49 24,81

Евро — 27,23 26,14 26,49 33,11 36,82 37,81 34,19 34,70 35,08 36,41

Таблица 5 ^

Основные показатели ВЭД Иркутской области в 2000-2008 гг., млн долл. США ш

__________ сг

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Внешнеторговый оборот, всего 3267,2 2907,6 2958,7 3048,3 3914,7 3930,9 5171,0 5696,8 6595,5

экспорт 2774,4 2459,7 2514,9 2623,8 3237,6 3096,6 4141,5 4322,8 4942,7

импорт 843,1 447,9 443,7 424,5 677,1 834,3 1029,5 1374,0 1652,8

Объем международных услуг, всего 30,0 31,0 15,7 23,0 24,5 33,4 65,5 144,2 111,1

экспорт 25,6 27,3 10,8 12,9 15,3 9,5 22,8 28,8 23,0

импорт 4,4 3,7 4,9 10,1 9,2 23,9 52,7 115,4 88,1

Объем иностранных инвестиций из-за рубежа 82,3 101,1 82,2 111,2 194,1 217,1 435,5 360,5 636,5

Инвестиции из Иркутской области за рубеж 0,7 20,0 3,2 57,5 226,4 88,9 105,1 300,7 472,0

Число действующих предприятий с участием иностранного капитала 69 77 62 56 60 81 97 112 116

Источник: составлено по данным Иркутского отделения Госкомстата [3].

(см. табл. 5 и табл. 6). В связи с этим особый интерес представляют данные за первое и второе полугодие 2009 г., поскольку они характеризуют состояние и тенденцию ВЭД региона в очередной кризисный период (табл. 7).

Как ни парадоксально, но при неблагоприятной конъюнктуре мирового рынка на основные виды экспортной продукции натуральные объемы поставок за рубеж из Иркутской области возросли [3].

За рассматриваемый период Иркутская таможня перечислила в федеральный бюджет более 39,7 млрд руб., выполнив план с начала года на 114,09%. Таможенные посты оформили за девять месяцев 2009 г. 30,3 тыс. грузовых таможенных деклараций, что на 4% превысило показатели аналогичного периода предшествующего года. В том числе по экспортным операциям было оформлено 27,2 тыс. деклараций, или 90% от общего количества ГТД, по импортным операциям — 3,1 тыс. деклараций. Внешнеторговая деятельность Иркутской области в январе-сентябре 2009 г. обеспечила 20% товарооборота Сибирского федерального округа (22% объема экспорта и 8% объема импорта). Однако сохранить уровень показателей 2008 г. региону так и не удалось.

Таким образом, сложная общеэкономическая обстановка отразилась на внешней экономике региона, что свидетельствует о значительном потенциале размещенных в нем производственных мощностей экспортоориентированных предприятий.

В настоящее время повышение доходности внешнеторговой деятельности вряд ли возможно, поскольку ситуация на рынках остается сложной. Сократился спрос на продукцию на мировых рынках. В связи с уменьшением спроса на внутреннем рынке некоторые участники ВЭД не заключают внешнеэкономические контракты,

а частично или полностью переходят на российское сырье и рынок сбыта. По сравнению с аналогичным периодом 2008 г. количество участников экспортно-импортных операций сократилось в регионе на 16%.

В 2009 г. внешнеторговые отношения поддерживались с 61 страной дальнего зарубежья и 9 странами ближнего зарубежья. В экспортных операциях участвовали партнеры из 56 стран мира, в импортных — из 49 стран. Основными странами-контрагентами Иркутской области в экспортно-импортных операциях являются Казахстан, Узбекистан, Украина, Азербайджан, Таджикистан и Киргизия (ближнее зарубежье), Китай, Индия, Алжир, Малайзия, Япония, Монголия, Нидерланды, Германия, США, Турция, Таиланд и Франция (дальнее зарубежье).

Традиционно наиболее значительным является товарооборот с КНР, составивший в 2009 г. 1 659 478,3 тыс. долл. США (экспорт — 1 341 800,8 тыс. долл., импорт — 317 677,5 тыс. долл.). Несмотря на то что товарооборот с Китаем сократился как по экспортным, так и импортным операциям, КНР доминирует во внешнеторговом обороте Иркутской области (на ее долю приходилось 34,2% экспорта и 31,1% импорта).

Вторым по значимости стратегическим партнером региона является Япония. Внешнеторговый оборот с этой страной достиг 1 069 566,4 тыс. долл. (экспорт — 1 063 760,3 тыс. долл., или 27,1% от общего его объема, импорт — 5806,1 тыс. долл., или 0,6%).

На третьем месте по объему ВЭД Иркутской области находятся США, куда поставляется в основном необработанный алюминий (экспорт — 554 390 тыс. долл., или 14,1% от общего его объема, импорт — 12 304 тыс. долл., или 1,2%).

В целом, география внешнеторговой деятельности Иркутской области в 2009 г., по сравнению с

и

<

о

сг

О

О

о

Динамика средних экспортных цен и объемов экспорта основных видов продукции Иркутской области в 2006-2008 гг., % к предыдущему году

Показатель Изменение цен Изменение объемов поставок за рубеж

2006 2007 2008 2006 2007 2008

Лесоматериалы необработанные 98,7 126,9 156,1 117,7 112,3 55,7

Лесоматериалы обработанные 113,5 126,8 103,5 107,3 124,9 103,5

Алюминий необработанный 123,9 115,0 108,1 123,9 71,1 114,9

Целлюлоза 112,9 124,8 104,6 108,9 104,4 97,9

<

сг ш

0

1 I

О

х <

Источник: составлено по данным Иркутского отделения Госкомстата [3].

Основные показатели ВЭД Иркутской области в 2009 г.

Таблица 7

Показатель 2009, млн долл. США В % к 2008

Внешнеторговый оборот товаров и услуг — всего 5000,0 75,0

в том числе

экспорт 3934,9 79,4

товаров 3922,6 80,3

услуг 12,3 53,3

импорт 1065,1 62,1

товаров 1019,9 63,0

услуг 45,2 51,3

Отношение объема экспорта к импорту, %

по товарам 3,8 раз —

по услугам 27,1 —

Источник: составлено по данным Иркутского отделения Госкомстата [3].

Таблица 8

Соотношение поступлений иностранных инвестиций в экономику Иркутской области и динамики внешнеторгового оборота в 2000-2009 гг., млн долл. США

Показатель 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 2009

Иностранные инвестиции, всего 82,3 101,1 82,2 111,2 194,1 217,1 435,5 360,5 636,6 344,6

прямые инвестиции 18,7 12,4 18,1 26,1 3,1 18,4 10,9 28,2 376,5 246,0

портфельные инвестиции 4,3 5,4 4,2 2,5 1,7 74,5 0,0 0,1 0,1 0,8

прочие инвестиции 59,3 52,6 62,6 81,6 182,7 197,0 350,1 332,3 259,7 97,8

Внешнеторговый оборот, всего 3267,2 2907,6 2958,7 3048,3 3914,7 3930,9 5171,0 5696,8 6595,5 5000,0

экспорт 2774,4 2459,7 2514,9 2623,8 3237,6 3096,6 4141,5 4322,8 4942,7 3934,9

импорт 843,1 447,9 443,7 424,5 677,1 834,3 1029,5 1374,0 1652,8 1065,1

Источник: составлено по данным Иркутского отделения Госкомстата [3].

предшествующим годом, не изменилась ни с точки зрения расстояний, ни с точки зрения показателей валютного оборота (выбыли Литва и Латвия, но начались поставки продукции в Гондурас на 525,2 тыс. долл.)

Несмотря на объективные причины снижения показателей внешнеторгового оборота Иркутской области в условиях международного экономического кризиса, в какой-то степени они компенсируются сохранением объемов зарубежных инвестиций (табл. 8), что рассматривается нами как важнейший фактор развития внутреннего социально-экономического

пространства региона. Таким образом, основные показатели ВЭД Иркутской области сохранили инерцию развития.

Литература

1. Лапшин А. Н. Внешняя торговля и внешнеторговые бизнес-операции: Учебное пособие. Иркутск: Изд-во Иркутского гос. ун-та, 2010.

2. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Иркутской области: Стат. сб. / Иркутскстат. 2004.

3. Внешнеэкономическая деятельность предприятий Иркутской области: Стат. сб. / Иркутскстат. 2009.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.