Научная статья на тему 'Особенности внедрения регионального компонента на уроках литературы в Калининградской области'

Особенности внедрения регионального компонента на уроках литературы в Калининградской области Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
региональный компонент / региональная литература / городской текст / проектная деятельность / regional component / regional literature / urban text / project activity

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Сытина Александра Владимировна, Савицкая Татьяна Александровна

В данной статье рассмотрены особенности внедрения уникального регионального компонента Калининградской области на уроках литературы в основной и старшей школе. Подходы по внедрению регионального компонента описаны на примере таких художественных произведений, как «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина, «Кенигсбергский цикл» И. А. Бродского, «Танцы в крематории» Ю. Н. Иванова. Для изучения также предложен ряд рассказов региональной писательницы Н. Н. Горбачевой. Рассмотрены понятия «национально-региональный компонент учебного процесса» и «городской текст», изучен процесс перехода «кенигсбергского текста» в текст «калининградский». Авторы акцентируют внимание на том, что в текущий период разделение истории и культурного наследия Кенигсберга и Калининграда недопустимо. Одной из самых актуальных задач нашего региона является восстановление связи времен, которая позволит воспринимать довоенную историю Кенигсберга не как историю чужого города, но как неотъемлемую часть истории современного Калининграда. Именно введение регионального компонента в учебный процесс может способствовать осознанию и сохранению обучающимися исторического пути области, в которой они проживают, что закономерно приведет к сохранению истории и культуры целой страны, ввиду того, что региональная культура по своей природе неотделима от национальной, являясь ее частью.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Сытина Александра Владимировна, Савицкая Татьяна Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of implementing the regional component in literature lessons in the Kaliningrad region

This article considers the peculiarities of introducing the unique regional component of the Kaliningrad region in literature lessons in general and secondary school. The approaches of introducing the regional component are described on the examples of works of art such as "The Letters of a Russian traveler" by Nikolay Karamzin, "Königsberg cycle of poems" by Joseph Brodsky, and "Dances in the Crematory" by Yuri Ivanov. A number of stories by regional writer Natalia Gorbacheva are also offered for studying. The concepts of "national-regional component of the educational process" and "urban literature" are considered, the process of transition of the "Königsberg text" into the "Kaliningrad one" is studied. The authors emphasize that the ongoing separation of history and cultural heritage of Königsberg and Kaliningrad literature is unacceptable. One of the most urgent tasks of the region is to restore the connection of times, which will allow us to perceive the pre-war history of Königsberg not as the history of a foreign city but as an integral part of the history of modern Kaliningrad. The regional component ingrained in the educational process can help students understand and preserve the historical path of the region in which they live. It will naturally lead to the protection of the country's history and culture of the whole country because regional culture is an inseparable part of the national culture as a part of it.

Текст научной работы на тему «Особенности внедрения регионального компонента на уроках литературы в Калининградской области»

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Сытина А. В., Савицкая Т. А. Особенности внедрения регионального компонента на уроках литературы в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. - С. 77-84. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo307/

Сытина Александра Владимировна | a.v.sytina@mail.ru

Методист кафедры общего образования

Калининградский областной институт развития образования Калининград,Россия

Савицкая Татьяна Александровна | 31072022@mail.ru

Методист кафедры общего образования

Калининградский областной институт развития образования Калининград, Россия

Особенности внедрения регионального компонента на уроках литературы в Калининградской области

Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности внедрения уникального регионального компонента Калининградской области на уроках литературы в основной и старшей школе. Подходы по внедрению регионального компонента описаны на примере таких художественных произведений, как «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина, «Кенигсбергский цикл» И. А. Бродского, «Танцы в крематории» Ю. Н. Иванова. Для изучения также предложен ряд рассказов региональной писательницы Н. Н. Горбачевой. Рассмотрены понятия «национально-региональный компонент учебного процесса» и «городской текст», изучен процесс перехода «кенигсбергского текста» в текст «калининградский».

Авторы акцентируют внимание на том, что в текущий период разделение истории и культурного наследия Кенигсберга и Калининграда недопустимо. Одной из

самых актуальных задач нашего региона является восстановление связи времен, которая позволит воспринимать довоенную историю Кенигсберга не как историю чужого города, но как неотъемлемую часть истории современного Калининграда. Именно введение регионального компонента в учебный процесс может способствовать осознанию и сохранению обучающимися исторического пути области, в которой они проживают, что закономерно приведет к сохранению истории и культуры целой страны, ввиду того, что региональная культура по своей природе неотделима от национальной, являясь ее частью.

Ключевые слова: региональный компонент, региональная литература, городской текст, проектная деятельность.

Фундаментом системы российского образования в последние годы становятся обновленные федеральные

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Сытина А. В., Савицкая Т. А. Особенности внедрения регионального компонента на уроках литературы в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. - С. 77-84. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo307/

государственные образовательные стандарты, которые отражают общественный идеал и учитывают личностные возможности обучающихся в достижении этого идеала. Учебный план общеобразовательных организаций является основой для реализации данных стандартов. Учебный план состоит их трех компонентов: федерального, национально-регионального и внутреннего учебного плана образовательной организации. Ввиду этого в образовательных программах, в частности, в программах по литературе, растет необходимость внедрения регионального компонента в образовательный процесс.

В системе общего образования литературное играет одну из ведущих ролей в становлении основ национального самосознания обучающихся. Оно задает ориентиры в постижении базовых нравственных категорий и основ эстетического восприятия мира школьниками.

Одной из основных целей изучения предмета «Литература» становится формирование читательской культуры обучающихся, связанной напрямую с чувством сопричастности к отечественной культуре и позволяющей сохранять уважение к другим культурам, осознавая их ценность, что особенно важно при введении элементов регионального компонента уникального Калининградского региона.

Внедрение регионального компонента в курс преподавания литературы направлено на изучение текстов поэтов и писателей, чье творчество связано с историей региона, в котором проживают обучающиеся. Федеральные рабочие программы по литературе предполагают знакомство с региональными авторами на всех годах обучения, но зачастую данная работа более активно проводится в старших классах, особенно по программе углубленного изучения предмета, когда изучается не только произведение, но и биография писателя, его творчество и связь с историей родного края.

Напомним, что в тематическом планировании федеральных рабочих программ основного общего и среднего общего образования по литературе среди прочего указано количество резервных часов1, которые в первую очередь предназначены для реализации принципа вариативности в выборе произведений. Часть резервных часов может быть посвящена изучению произведений региональной литературы и литературы о регионе.

Литературовед, филолог, культуролог Д. С. Лихачев в своей работе «Экология культуры» писал: «Воспитание любви к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи — задача первостепенной важности, и нет необходимости это доказывать, начинается с малого — с любви к своей семье,

1 Здесь и далее речь идет об академических часах.

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Сытина А. В., Савицкая Т. А. Особенности внедрения регионального компонента на уроках литературы в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 77-84. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo307/

к своему жилищу, к своей школе. Постепенно расширяясь, эта любовь к родному переходит в любовь к своей стране — к ее истории, ее прошлому и настоящему, а затем ко всему человечеству, к человеческой культуре» [Цит. по: 3, с. 485].

Таким образом, именно знание культуры и литературы родного края наиболее эффективно способствует становлению не только национального самосознания учащихся, но и формированию интеллектуальных и духовных основ их личности, поэтому в настоящее время краеведение становится одной из самых актуальных тем в российском образовании. Региональный компонент сближает текст литературных произведений с личной историей учащихся, которую они создают в этом регионе, что пробуждает в школьниках патриотические чувства и любовь к Родине.

В целом под региональным компонентом понимают краеведческий материал, включающий в себя географические, исторические, экономические и социокультурные знания о регионе. Знаменательно, что в педагогике до сих пор нет устоявшегося определения понятия «региональный компонент». В предыдущие годы данное словосочетание встречалось лишь как часть понятия «национально-региональный компонент учебного плана». Так, в «Словаре лингвистических терминов» Т. В. Жере-било обнаруживаем следующее определение: «Национально-региональный компонент учебного плана. Часть содержания образовательного процесса,

отражающая национальное или региональное своеобразие культуры. В процесс обучения вводятся такие предметы, как: 1) родной язык; 2) литература; 3) история; 4) география региона» [Цит. по: 2, с. 214]. Данный словарь был опубликован в 2010 году, но уже здесь замечаем разделительный союз «или» между национальной и региональной культурами, что в то же время не преуменьшает значение ни одной из них. Региональная культура по своей природе неотделима от национальной, являясь ее частью.

В данной статье мы будем придерживаться понятия «региональный компонент», которое понимается нами как часть содержания образовательного процесса, отражающая особенности региона, в частности, его историю, литературу и географию.

Безусловно, в отведенные в тематическом планировании на изучение региональной литературы часы обучающиеся смогут освоить лишь основные элементы литературно-краеведческих знаний. Перед учителем литературы встает задача не только грамотно внедрить произведения региональной литературы в образовательный процесс, но и мотивировать обучающихся включиться в своеобразную краеведческую исследовательскую работу, что позволит наиболее эффективно погрузить школьников в историю и литературу региона.

Введение регионального компонента в образовательный процесс нацелено на

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Сытина А. В., Савицкая Т. А. Особенности внедрения регионального компонента на уроках литературы в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 77-84. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo307/

- углубление знаний обучающихся о родном крае, расширение их кругозора;

- формирование нравственных качеств школьников;

- развитие познавательного интереса к краеведению;

- воспитание ценностного отношения не только к себе, но и к другим жителям региона.

Перед современной школой стоит одна из главных задач — сохранение и развитие богатейшего исторического и культурного пути России, ведь, как неоднократно доказывал исторический опыт, именно уничтожение языка, культуры и национальных традиций ведут к утрате не только своего прошлого, но и своего будущего. Именно регионализация образования позволит школьникам пронести многовековую культуру страны сквозь многие годы.

Уникальность Калининградской области определяется ее историческим прошлым и географическим положением. Одной из актуальнейших проблем нашего региона является восстановление связи времен, которая позволит воспринимать довоенную историю Кенигсберга не как историю чужого города, но как неотъемлемую часть истории современного Калининграда.

Город — одно из важнейших философских понятий, которое сопровождает современного человека на протяжении всей жизни. Необходимо овладеть умением не только понимать язык города, но и читать

городской текст, который как семиотическое понятие достаточно хорошо изучен в отечественных и зарубежных работах. В последнее время интерес исследователей привлекают частные случаи данного явления, а именно изучение региональных текстов, например, пермского, крымского, томского и др.

В наше время в городе, как правило, сосредоточены все сферы человеческой жизни: работа, духовное, социальное, психологическое развитие. Именно поэтому изучение городских текстов является одним из самых перспективных направлений в современных науках о культуре. Неудивительно, что литература не смогла обойти стороной понятие «городского текста», без которого немыслимо внедрение регионального компонента.

«Городской текст» — семиологическое понятие, которое отражает специфику определенного локуса. Город в таком тексте предстает как символическая и знаковая среда, как пространство коммуникации. Впервые городской текст был изучен советским культурологом Н. П. Анциферовым в работах, посвященных исследованию петербургского текста. В его трудах город представал как живой организм, способный воздействовать на судьбы людей, проживающих в самой «душе» этого города. Подробнее данная проблема была рассмотрена в работах В. Н. Топорова («Петербургский текст русской литературы», «О структуре романа Достоевского в связи с архаическими схемами мифологического

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Сытина А. В., Савицкая Т. А. Особенности внедрения регионального компонента на уроках литературы в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 77-84. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo307/

мышления ("Преступление и наказание")», «Пространство и текст» и др.) и Ю. М. Лотмана («Символика Петербурга и проблемы семиотики города», «Структура художественного текста» и др.).

Возвращаясь к особенностям регионального компонента в Калининградской области, стоит обратить внимание на то, что идея о существовании некоего «кенигсбергского текста» наряду с «петербургским» впервые была высказана Т. Венцловой на материале «Кенигсбергского цикла» И. Бродского в статье «"Кенигсбергский текст" русской литературы и кенигсбергские стихи Иосифа Бродского» [1].

Знаменательно, что в существующих работах кенигсбергский текст вне пары «Кенигсберг — Калининград» практические не рассматривается. Данный факт позволяет исследователям анализировать городской текст с таких позиций, как «чужой — свой», «призрачный — реальный», «изгнанник — пришелец», «другой — я». Однако стоит отметить, что в школьном образовании разделение истории Кенигсберга и Калининграда представляется нежелательным.

В своей работе Т. Венцлова указывает на то, что говорить о существовании кенигсбергского текста можно лишь преувеличенно, но не отрицает значимость Кенигсберга для многих писателей, начиная с XVIII века. О Кенигсберге писали такие авторы, как В. А. Соллогуб, В. К. Кюхельбекер, В. А. Жуковский, Е. А. Баратынский, А. И. Герцен,

Л. Н. Толстой, М. Е. Салтыков-Щедрин и др. В частности, литературовед выделяет описание Кенигсберга в произведении «Письма русского путешественника» Н. М. Карамзина.

Несмотря на то, что Н. М. Карамзин пребывал в Кенигсберге недолго, с 18 по 20 июня 1789 года, он успел посетить почти все ключевые городские точки: реку Пре-гель, замок, библиотеку, Кенигсбергский собор. В своем травелоге писатель представляет Кенигсберг как развитый европейский центр, на фоне которого меркнет даже Москва. Он указывает на то, что это зеленый город, с развитой торговлей и активным населением, нарядными толпами пьющим чай и кофе в своего рода «клубах» под открытым небом. Венцом знакомства с западной цивилизацией для Н. М. Карамзина становится встреча с И. Кантом. Ключевой темой встречи писателя и философа стала идея Просвещения, а именно природа и нравственность человека, которая задает тон всему роману русского литератора.

Впервые на уроках литературы школьники встречаются с творчеством Н. М. Карамзина только в 9-м классе. В тематическом планировании данный автор представлен одним произведением — повестью «Бедная Лиза». Изучение повести завершает раздел, посвященный литературе XVIII века. Согласно федеральной рабочей программе по литературе, в 9-м классе отводится 14 часов на резервные уроки. Представляется целесообразным в конце указанного раздела уделить один час изучению

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Сытина А. В., Савицкая Т. А. Особенности внедрения регионального компонента на уроках литературы в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 77-84. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo307/

избранных писем сборника Н. М. Карамзина, что позволит обучающимся не только открыть для себя писателя с новой стороны, но и осознать многовековую историю родного края.

Ключевым при анализе «кенигсбергского текста» для исследователей становится «Кенигсбергский цикл» И. Бродского, который посетил город дважды: в 1963 году и в 1968-м. В цикл входят три стихотворения: «Отрывок» («В ганзейской гостинице "Якорь"...») (1964), «Einem alten Architekten in Rom» (1964) и «Открытка из города К.» (1968).

Знакомство с творчеством И. А. Бродского может быть начато в 8-м классе. В тематическом планировании в разделе «Литература второй половины XX века» на изучение темы «Поэзия второй половины XX — начала XXI века» отводится один час. За один час обучающиеся должны ознакомиться с тремя стихотворениями поэтов по выбору. Представляется нерациональным уделять целый урок только на изучение творчества И. А. Бродского, так как это лишает образовательный процесс вариативности. В 8-м классе на резервные уроки отводится пять часов, один час из них можно уделить дополнительному уроку, посвященному поэзии второй половины XX — начала XXI века, в ходе которого и рассмотреть «Кенигсбергский цикл» Бродского. В 11-м классе на изучение творчества И. А. Бродского отводится три часа (на углубленном уровне — четыре), что позволит более подробно изучить и разобрать с обучающимися данный цикл.

Изучение «Кенигсбергского цикла» И. А. Бродского играет важную роль для литературного образования в регионе. Образ Кенигсберга в цикле создается уже на руинах, а сам Кенигсберг воспринимается как «казненный город», от которого остается лишь одна буква «К». С данного цикла может быть начат переход к региональной литературе советского и постсоветского периода.

Знаменательно, что, начиная с 1946 года, была произведена попытка создания «калининградского текста» на основе так называемой «культурной амнезии». Итогом такой целенаправленной идеологической работы в текстах стал мрачный образ чужого довоенного города и, вместе с тем, строящийся светлый образ совершенно нового — советского. Как отмечалось ранее, в текущий период на уроках литературы важно не допустить разделение образов довоенного города и современного Калининграда. Необходимо посредством художественных текстов о регионе помочь обучающимся осознать изменение городского пространства как неизбежного, но естественного процесса.

Наиболее ярко переходное состояние из Кенигсберга в Калининград описано в романе Ю. Н. Иванова «Танцы в крематории». Кенигсберг Володи Волкова, главного героя романа Ю. Н. Иванова, наполнен русской музыкой. Первым знаковым местом «своей» культуры становится зоопарк, где Володя знакомится с профессором Полонским, выхаживающим бегемота Ганса, где под звуки «Утомленного солнца» проходят танцы, и немки почти говорят

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Сытина А. В., Савицкая Т. А. Особенности внедрения регионального компонента на уроках литературы в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 77-84. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo307/

по-русски. А некогда «чужой» район Ама-лиенау становится «своим» для главного героя. Родным его делают появляющиеся то здесь, то там таблички на русском языке.

К сожалению, роман Ю. Иванова едва ли может быть на достаточном уровне освоен обучающимися основной школы. В тематическом планировании в 11-м классе и на базовом, и на углубленном уровнях на резервные уроки отведено два часа, на подготовку и защиту проектов — четыре. Урок, посвященный роману «Танцы в крематории», может стать завершающим в разделе «Проза второй половины XX — начала XXI века». На обучающем занятии можно познакомить учеников с избранными главами, в которых описаны наиболее узнаваемые места города.

Наиболее эффективной формой работы с данным произведением представляется проектная деятельность. Можно включить данный роман в список литературы на лето, особенно для обучающихся, изучающих предмет на углубленном уровне. В таком случае, в начале изучения раздела, посвященного прозе второй половины XX — начала XXI века, необходимо предупредить обучающихся о начале подготовки проектов по роману; на завершающем данный раздел уроке они смогут представить и защитить свои проекты. Обучающимся могут быть предложены следующие темы для проектов:

1) «Туристический путеводитель "По следам Володи Волкова"»;

2) «Знаки "своей" и "чужой" культуры в романе Ю. Н. Ивановна "Танцы в крематории"»;

3) «Образ Кенигсберга-Калининграда в романе Ю. Н. Ивановна "Танцы в крематории"».

Стоит отметить, что не вся региональная литература напрямую связана с описанием жизни и истории города. Ряд региональных писателей уходит от создания «калининградского текста», но тем не менее играет важную роль в развитии и становлении регионального творчества. Одним из таких писателей является Н. Н. Горбачева. Наталья Николаевна стала автором ряда рассказов, с которыми можно познакомить обучающихся основной и старшей школы. Для изучения могут быть предложены следующие рассказы: «Люди прозвали зверушку ехидна...», «Синдром Бетховена», «Баярд, друг человеков» и др.

Стоит отметить, что региональный компонент на уроках литературы может быть внедрен в ряд разделов тематического планирования, а само внедрение целесообразно осуществлять в различных формах. Учебный процесс должен быть выстроен таким образом, чтобы изучение литературы о регионе и региональной литературы было последовательным и непрерывным. В данной статье мы коснулись лишь малой части произведений, связанных с регионом. Для изучения также могут быть предложены произведения следующих авторов: Б. Н. Бартфельда, С. А. Снегова, С. Х. Симкина, Ю. В. Буйды и др. Однако необходимо помнить, что региональный компонент должен быть вписан в курс грамотно, без ущерба тематическому

УДК 372.882

КАЛИНИНГРАДСКИМ ВЕСТНИК ОБРАЗОВАНИЯ

Научно-методический электронный журнал

Сытина А. В., Савицкая Т. А. Особенности внедрения регионального компонента на уроках литературы в Калининградской области // Научно-методический электронный журнал «Калининградский вестник образования». — 2024. — № 3 (23) / сентябрь. — С. 77-84. — URL: https://koirojournal.ru/realises/ g2024/30sent2024/kvo307/

планированию, предусмотренному в

федеральных рабочих программах.

Список литературы

1. Венцлова, Т. «Кенигсбергский текст» русской литературы и кенигсбергские стихи Иосифа Бродского / Т. Венцлова // Собеседники на пиру: литературоведческие работы. — М.: Новое литературное обозрение, 2012. — С. 235-255.

2. Жеребило, Т. В. Словарь лингвистических терминов / Т. В. Жербило. — 5-е изд., испр. и доп. — Назрань: ООО «Пилигрим», 2010. — 485 с.

3. Лихачев, Д. С. Избранные труды по русской и мировой культуре / Д. С. Лихачев; сост. и науч. ред. А. С. Запесоцкий. — 4-е изд. — СПб.: СПбГУП, 2022. — 544 с.

Alexandra V. Sytina

Kaliningrad Regional Institute of Education Development Kaliningrad, Russia

Tatyana A. Savickaya

Kaliningrad Regional Institute of Education Development Kaliningrad, Russia

Features of implementing the regional component in literature lessons in the Kaliningrad region

Статья поступила в редакцию 10.07.2024; одобрена после рецензирования 01.08.2024; принята к публикации 26.09.2024.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Abstract. This article considers the peculiarities of introducing the unique regional component of the Kaliningrad region in literature lessons in general and secondary school. The approaches of introducing the regional component are described on the examples of works of art such as "The Letters of a Russian traveler" by Nikolay Karamzin, "Königsberg cycle of poems" by Joseph Brodsky, and "Dances in the Crematory" by Yuri Ivanov. A number of stories by regional writer Natalia Gorbacheva are also offered for studying. The concepts of "national-regional component of the educational process" and "urban literature" are considered, the process of transition of the "Königsberg text" into the "Kaliningrad one" is studied. The authors emphasize that the ongoing separation of history and cultural heritage of Königsberg and Kaliningrad literature is unacceptable. One of the most urgent tasks of the region is to restore the connection of times, which will allow us to perceive the pre-war history of Königsberg not as the history of a foreign city but as an integral part of the history of modern Kaliningrad. The regional component ingrained in the educational process can help students understand and preserve the historical path of the region in which they live. It will naturally lead to the protection of the country's history and culture of the whole country because regional culture is an inseparable part of the national culture as a part of it.

Keywords: regional component, regional literature, urban text, project activity.

The article was submitted 10.07.2024; approved after reviewing 01.08.2024; accepted for publication 26.09.2024.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.