Научная статья на тему 'Особенности внедрения процессного подхода в коммерческом банке'

Особенности внедрения процессного подхода в коммерческом банке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
939
220
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БИЗНЕС-ПРОЦЕСС / ПРОЦЕССНО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СТАНДАРТЫ ИСО 9000 / КРЕДИТНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / КЛИЕНТОРИЕНТИРОВАННАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ / BUSINESS-PROCESS / PROCESS AND ORIENTED MANAGEMENT / STANDARDS ISO 9000 / LENDING AGENCY / CLIENT MANAGEMENT SYSTEM

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Шилкина Альвина Тариеловна

В статье рассматривается процедура внедрения в финансовую организацию процессного подхода, как элемента процессно-ориентированного управления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION FEATURES OF PROCESS APPROACH IN THE COMMERCIAL BANK

The article reveals the implementation of the process approach into financial organization, as the element of the process and oriented management.

Текст научной работы на тему «Особенности внедрения процессного подхода в коммерческом банке»

УДК 336.7 УДК 338.24 ББК б5.2б2

Шилкина А. Т.

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ ПРОЦЕССНОГО ПОДХОДА В КОММЕРЧЕСКОМ БАНКЕ

Shilkina A. T.

IMPLEMENTATION FEATURES OF PROCESS APPROACH IN THE COMMERCIAL BANK

Ключевые слова: бизнес-процесс, процессно-ориентированное управление,

стандарты ИСО 9000, кредитная организация, клиенториентированная система управления.

Key words: business-process, process and oriented management, standards ISO 9000, lending agency, client management system.

Аннотация

В статье рассматривается процедура внедрения в финансовую организацию процессного подхода, как элемента процессно-ориентированного управления

Annotation

The article reveals the implementation of the process approach into financial organization, as the element of the process and oriented management.

Несмотря на то, что использование процессно-ориентированного управления ведет к улучшению качества продукции и услуг, устранению "узких" мест, при его внедрении предприятие сталкивается с определенными конфликтами с российской действительностью. Проекты по внедрению процессного управления сопряжены с определенными рисками. Они связаны с неизбежным изменением внутренней ситуации в компании, сложившихся навыков работы, иногда даже образа мышления сотрудников и топ-менеджеров. Пройти через это довольно сложно, но необходимо, чтобы гарантировать дальнейшее эффективное функционирование процессов. Несмотря на сложность перехода к процессному подходу в управлении отечественными предприятиями, он необходим для эффективного функционирования и повышения конкурентоспособности организаций в современных условиях. [3, С. 21]

Анализ литературы, касающейся внедрения процессно-ориентированного управления в России, позволяет выделить некий комплекс проблем, характерных для отечественных предприятий и организаций (таблица 1).

Для эффективного развития организации, в том числе финансово-кредитной, необходимо обеспечивать конкурентоспособность ее продукции и услуг, адаптироваться к изменениям и прогнозировать их. В условиях неопределенности внешней среды первостепенное значение приобретает построение систем управления, обеспечивающих эффективность функционирования организаций в перспективе.

Таблица 1 - Проблемы внедрения процессного подхода

Проблема Характеристика

1 2

Проблемы теоретического характера 1. Отсутствие целостной системы определений, понятийного аппарата. 2. Отсутствие теоретической базы, в полной мере раскрывающей сущность и реальные возможности процессного подхода к

управлению российскими предприятиями.

Проблемы методического характера 1. Отсутствие методических разработок перехода к процессному управлению. 2. Отсутствие внутренних стандартов на описание и регламентацию бизнес-процессов. 3. Сложность выбора эффективных методик и инструментов совершенствования бизнес-процессов. 4. Отсутствие в организации методических разработок управления качеством на основе 1809000:2008. 5. Отсутствие методик применения инструментов моделирования бизнес-процессов.

Проблемы прикладного характера 1. Некорректная постановка целей и задач проекта перехода к процессному управлению. Отсутствие команды управленцев верхнего уровня, заинтересованных в переходе к процессному управлению. 2. Неупорядоченность деятельности, размытые зоны ответственности и т.п. Сопротивление персонала организации изменениям. 3. Настроенность руководства получить быстрый результат от введения проекта. 4. Недостаточное выделение ресурсов для введения проекта. 5. Неполное проведение проекта перехода к процессному подходу в управлении. 6. Попытки осуществления улучшений не "сверху вниз", а "снизу вверх". 7. Неполное освещение текущих результатов проекта внутри организации. 8. Неэффективное применение инструментов моделирования бизнес-процессов. 9. Недостаточная концентрация на бизнес-процессах организации. Недокументированность деятельности. 10. Недостаточный уровень компетентности в области процессного подхода рабочей группы проекта перехода. 11. Недостаточный уровень владения инструментами моделирования и совершенствования бизнес-процессов.

Культурная проблема Наблюдается неадекватность культурных основ российской промышленности и сферы услуг и принципов, заложенных в стандарты ИСО 9000. В России часто ориентация идет не на правила и законы, а на авторитеты (в первичном смысле этого слова) и на силу власти. Смена базиса - сложная задача, которую надо обсуждать, исследовать и понимать возможные последствия. Попытка сменить базис системы может привести ко многим нежелательным явлениям, которые еще предстоит искоренять.

Неподготовленность структуры управления предприятием Несмотря на коренные изменения на рынке, структура управления предприятиями, в особенности, крупными, остается неизменной. Это означает, что изделия создаются не под конкретных потребителей, а, как и прежде, "выбрасываются" на рынок. Структура организации перегружена подразделениями, функции которых давно можно передать сторонним компаниям, тем самым уменьшив свои накладные расходы. Если предприятие не склонно применять процессный подход в полной мере в силу психологической неготовности руководства к нововведениям или

финансовых затруднений, его внедрение может нанести ощутимый вред

Столкновение интересов Данная проблема связана с "прозрачностью" процессного управления. Процессное управление нельзя осуществить без достоверного документирования процессов и деятельности в целом, включая стратегическое определение целей. Однако не всегда организации готовы представить достоверное описание своей системы процессов. Нельзя сказать, что это сугубо российская специфика, но в России она проявляется в большей степени

Нежелание руководства допускать сотрудников к управлению предприятием При процессном подходе владелец процесса, прямо заинтересованный в его результатах, невольно становится претендентом на прибыль. Но собственники российского бизнеса далеко не всегда хотят допускать своих сотрудников до распределения прибыли. На Западе широко распространена практика превращения наемных работников в собственников или партнеров. В российском же малом и среднем бизнесе пока наблюдается обратная тенденция.

Попытка охватить все процессы сразу При внедрении процессного управления предприятие пытается начать описывать все существующие в организации процессы. Однако при этом организация зачастую сталкивается с нехваткой ресурсов и сложностью управления таким масштабным проектом. При постановке процессного управления важно быстро пройти весь цикл от описания процесса до сбора конкретной информации о его исполнении и эффективности.

Сопротивление со стороны персонала Практика внедрения процессного подхода на российских предприятиях показывает, что при этом руководство сталкивается с такой серьезной проблемой, как сопротивление изменениям со стороны персонала. Любые действия, связанные с реализацией процессно-ориентированного управления, рассматриваются сотрудниками как "дополнительные", добавленные к основной деятельности.

Рационализация бизнес-процессов, направленная на переосмысление стратегии

развития и совершенствование хозяйственной деятельности, является современным инструментом, способным сделать организацию более эффективной [5, С. 16].

Концепция рационализации бизнес-процессов, основанная на процессном подходе к управлению, позволяет перейти от системы управления, ориентированной на производство, к клиенториентированной системе управления. В условиях изменчивости внешней и внутренней среды организаций залогом их нормального функционирования и развития является постоянная перестройка управленческих процессов и технологий работы. Это обусловливает системный характер управления, предполагает постоянный аудит и корректировку системы менеджмента организации на всех уровнях управления. [2, С. 27]

Все процессы системы менеджмента качества коммерческого банка можно разделить на четыре группы: управляющие процессы; поддерживающие (ресурсные) процессы; контролирующие процессы; бизнес-процессы. [5, С. 18] Укрупненная модель взаимодействия процессов кредитной организации представлена на рисунке 1.

Рисунок 1 - Укрупненная модель взаимодействия процессов в кредитной

организации

Система процессного управления регламентирует:

- порядок планирования целей и деятельности;

- взаимодействие между процессами и подразделениями предприятия;

- ответственность и полномочия должностных лиц, в т.ч. владельцев процессов;

- порядок работы и действий в нештатных ситуациях;

- порядок и формы отчетности перед высшим руководством;

- систему показателей, характеризующих результативность и эффективность деятельности предприятия в целом и его процессов;

- порядок рассмотрения результатов деятельности и принятие управленческих решений по устранению отклонений и достижению плановых показателей.

Внедрение в организации процессного подхода в первую очередь подразумевает работу по описанию и регламентации бизнес-процессов, в рамках которой:

a) проводится распределение ответственности за результаты работ, входящих в состав процессов;

b) определяется система взаимодействия процессов между собой и с внешними поставщиками и потребителями;

0) определяется перечень документации, необходимой для функционирования процессов (инструкции, порядки, положения, методики, должностные инструкции и т.д.);

d) составляется график разработки и внедрения этой документации;

e) устанавливаются показатели деятельности процессов, способы и формы сбора информации и порядок отчетности перед руководителями;

^ определяются границы показателей, характеризующие нормальное течение процессов;

g) устанавливаются критерии, по которым начинаются работы по устранению причин отклонения. [2, С. 27]

Возможность 2. Система процессного управления позволяет получить и использовать систему показателей и критериев оценки эффективности управления на каждом этапе производственной/управленческой цепочки. Система показателей, построенная в рамках процессного управления, структурируется по четырем направлениям:

1) показатели результата деятельности отдельных процессов и предприятия в целом (достижение запланированных результатов - по объему, качеству, номенклатуре и срокам);

2) показатели эффективности деятельности отдельных процессов и предприятия в целом (отношение полученных результатов к затратам времени, финансовых и других ресурсов);

3) показатели продуктов, производимых процессами предприятия;

4) показатели удовлетворенности клиентов результатами работы. [3, С. 18]

Система процессного управления предусматривает двухступенчатую систему показателей: а) показатели, по которым владелец процесса оценивает результативность и эффективность своего процесса и работ, входящих в его состав; б) показатели, по которым владелец процесса отчитывается перед высшим руководством о результатах деятельности процесса. В число процессов, которые существуют в организации, входит процесс управления организацией. Владельцем этого процесса является Генеральный директор. Управление деятельностью предприятия производится на основе отчетных показателей, которые владельцы процессов передают высшему руководству.

Возможность 3. Процессный подход обеспечивает уверенность у соучредителей организации в том, что существующая система управления нацелена на постоянное повышение эффективности и максимальный учет интересов заинтересованных сторон, поскольку:

- система основана на измерении показателей деятельности предприятия, планировании и достижении непрерывного улучшения результатов деятельности;

- система направлена на удовлетворение потребностей 5 групп лиц, заинтересованных в деятельности организации:

1) соучредители (инвесторы);

2) потребители на рынке;

3) персонал организации;

4) поставщики;

5) общество. [3, С. 27]

Возможность 4. Процессный подход обеспечивает возможность построения в организации системы менеджмента качества в соответствии с требованиям ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Разработанная и внедренная система управления бизнес-процессами обеспечивает реализацию в организации процессного похода в соответствии с требованиями последней версии международного стандарта ГОСТ Р ИСО 9001-2008 и получение соответствующего сертификата.

Возможность 5. Внедрение процессного подхода и построение системы менеджмента качества гарантирует четко определенный порядок и ответственность за разработку, согласование, утверждение и ведение документации, соответствие ее действующей нормативной базе РФ.

Возможность 6. Основой процессного управления является принятие решений, основанное на фактах, поэтому большое значение для создания процессного управления имеет наличие в организации информационной системы. Внедряемая на предприятии информационная система позволяет получать владельцам процессов объективную информацию для ведения управления в том случае, если она строится в рамках единой системы управления предприятием на основе процессного подхода. В том случае, если система автоматизации внедряется без учета потребностей реального управления организацией, то очень велика вероятность неудачного завершения такого проекта. [1, С.

17]

Внедрение процессного подхода требует пересмотра устоявшихся взглядов на принципы управления, изменения иерархической структуры организации, ломки стереотипов. На это накладывается нехватка методической литературы и разночтения в теории. Казалось бы, всеми используется один и тот же подход и известная терминология, однако когда начинается проект, выясняется, что значительные расхождения имеются не только в понятиях, но и в методических подходах к процессному управлению.

Преимущества процессного подхода для тех банков, которые уже на себя примерили этот метод, проявляется в скорости реакции как на внутренние, так и на внешние изменения, на которые нужно своевременно реагировать и качественно ими управлять. Несомненные выгоды для банков содержатся и в снижении операционных издержек, и в

сокращении времени на различные процедуры и повышении точности их исполнения. Выгоды, извлекаемые из процессного подхода, сводятся к следующему:

- интеграция и согласование действий руководителей и специалистов банка для достижения запланированных результатов, фокусирование усилий всех подразделений и работников на результативности и эффективности деятельности банка, достижения общих целей;

- повышение уровня мотивации работников банка и уяснение ими своих обязанностей;

- «прозрачность» банка для собственного руководства, получение информации в реальном времени за счет развития и укрепления системы текущего и последующего контроля;

- более низкие затраты и более короткие сроки организации производственных циклов;

- улучшение качества и предсказуемость результатов работы;

- обеспечение доверия заказчиков и других заинтересованных сторон в отношении стабильного функционирования организации.

Работа, организованная вокруг процессов, повышает управляемость бизнеса, заставляет организацию думать о том, что она делает, с позиции клиента и в терминах конечных продуктов, способствует правильной расстановке сил. Таким образом, можно сделать вывод о том, что процессный подход является ключом к эффективной работе банка.

В соответствии с вышесказанным можно резюмировать, что современные предприятия и организации различных сфер деятельности вступили в современный этап развития и совершенствования, конкретно этап процессуализации своей деятельности, продиктованный необходимостью обеспечения конкурентоспособности продукции (услуг) и деятельности в целом.

Библиографический список

1. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь. - Введ. 2008-09-09. - М. : Стандартинформ, 2009. - 35 с.

2. Елиферов, В.Г. Бизнес-процессы: регламентация, организация и управление: учебник [Текст] / В.Г. Елиферов, В. В. Репин. - М. : ИНФРА-М, 2004. - 319 с.

3. Лапшин, В.С. Управление процессами: учеб. Пособие [Текст] / В.С. Лапшин. -Саранск: [б.и.], 2006. - 207 с.

4. Методика и порядок работ по определению, классификации и идентификации процессов. Описание процессов на базе методологии ГОЕБО. [Текст] / Методические рекомендации. - Мн., 2001. - 50 с.

5. Управление и организация в сфере услуг : пер. с англ. [Текст] / Б. Рендер, Р. Рассел, Р. Мердик ; под ред. В.В. Кулибановой. - 2-е изд. - СПб. : Питер, 2002. - 752 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.