Особенности внедрения международных стандартов аудита в РФ Features of implementation of international standards of audit in the
Russian Federation
Лайпанов Умар Манафович Laypanov Umar Manafovich
К.э.н., доцент
Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия
Борлакова Тамара Мухтаровна Borlakova Tamara Mukhtarovna
К.э.н., доцент
Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия
Текеева Халимат Эльмурзаевна Tekeeva Halimat Elmurzayevna
К.э.н., доцент
Северо-Кавказская государственная гуманитарно-технологическая академия
Аннотация Страны с достаточно высоким уровнем развития аудита принимают к сведению все положения международных стандартов аудита, другие используют их для разработки национальных стандартов, третие, не разрабатывающие собственные, национальные стандарты аудита используют международные стандарты аудита как национальные. Российская Федерация пошда по пути самостоятельной разработки правил (стандартов) аудита на базе применяемых международных стандартов аудита.
Из-за особенностей России изменена ориентация аудиторских стандартов. С учетом категорий пользователей они описаны более подробно, имеют большое количество приложении, терминов и определении.
The summary of the Country with rather high level of development of audit take into consideration all provisions of international standards of audit, others use
them for development of national standards, the trety, not developing own, national audit standards use international standards of audit as national. The Russian Federation a poshda on the way of independent development of rules (standards) of audit based on the applied international standards of audit.
Because of features of Russia orientation of auditing standards is changed. Taking into account categories of users they are described in more detail, have a large number the application, terms and determination.
Ключевые слова: аудиторская деятельность, международные стандарты, инвестор, экономика, бухгалтерская отчетность, требования, заключение, национальные, внутренние.
Keywords: auditor activities, international standards, investor, economy, accounting records, requirements, conclusion, national, internal.
В России аудиторская деятельность в дoстaтoчнoй степени укрепили свoи шзиции. В то же время в целях повышения конкурентного преимущеста аудиторских организации Российской Федерации необходимо решить значительное количество задач стоящих перед аудиторскими организациями.
Одной из них является стандартизация аудиторской деятельности.
Основополагающее место при решении этой проблемы принадлежит международным стандартам аудита (МСА).
В октябре 2000 г. при участии Международного центра по реформе систем бухгалтерского учета вышел в свет первый официальный перевод международных стандартов аудита на русский язык, но использовать их в качестве российских регламентирующих документов не удалось, в основном из-за сложности дословного перевода текста нормативных документов с английского языка на русский [4].
Международные стандарты аудита написаны в повествовательной форме, содержат большое количество примеров и рекомендаций.
Российские правила (стандарты) аудита представляют собой изложение международных стандартов доступным для российских специалистов языком и в форме, привычной для лиц, которым такие нормативные документы предназначены.
Основным документом, отражающим положение предприятия и результаты его хозяйственной деятельности, служит бухгалтерская отчетность.
За последние десятилетия заметно повысились требования к организации системы бухгалтерского учета и отчетности. Применяются новые формы и методы ведения учета, в том числе с использованием различных компьютерных систем, которые периодически обновляются.
Исходя из этого бухгалтерская отчетность является основным источником информации, позволяющим оценить финансовое и имущественное состояние экономических субъектов, а аудит финансовой отчетности стал одним из важнейших инструментов, способствующих повышению качества бухгалтерской отчетности, и составляющей его является достоверность такой отчетности.
В настоящее время ни один банк не предоставит кредита клиенту, не имеющему проверенную аудиторами бухгалтерскую отчетность.
Ни один серьезный инвестор не будет работать с организацией, отчеты которой за ряд лет не проверены авторитетным аудитором. Пользователи бухгалтерской отчетности полагаются на квалификацию аудитора, его компетентность и объективность.
Заключение аудитора является гарантом достоверности тех данных, которые содержатся в отчетности.
Аудиторское заключение должно давать пользователям ответы на вопросы: дает ли отчетность подлинное и объективное представление о
финансовом положении и финансовых результатах, составлена ли отчетность в соответствии с общепринятыми принципами бухгалтерского учета.
Инвесторы заинтересованы в том, чтобы бухгалтерскую отчетность была достоверной и поэтому отчетность должна быть составлена по понятным для западных инвесторов правилам, а достоверность ее должна быть подтверждена путем проведения внешнего аудита с использованием тех же процедур, что и на Западе.
Российские инвесторы также заинтересованы в достоверности отчетности отечественных предприятий и в добросовестном ее аудите.
Все это делает очевидной необходимость единых подходов к аудиту у нас и за рубежом.
Для целей развития и регулирования аудиторской деятельности необходимо совершенствовать методику аудита, аудиторские стандарты и стандарты бухгалтерского учета. Важно обеспечить четкое распределение полномочий между государственными органами, регулирующими аудиторскую деятельность, и общественными организациями, что требует всестороннего изучения международного опыта.
Аудиторские организации России в достаточной степени укрепили свои позиции. Однако для повышения конкурентоспособности отечественного аудита предстоит решить еще немало задач.
Одной из них является стандартизация аудиторской деятельности. Основополагающее место при решении этой проблемы принадлежит международным стандартам аудита (МСА).
Российская экономика нуждается в западных инвестициях в конкретные предприятия, для получения которых необходимо убедить инвесторов в целесообразности вложения средств, предварительно предоставив им информацию о состоянии финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.
Ключевой проблемой при внедрении международных стандартов аудита является контроль выполнения их аудиторскими фирмами.
У некоторых аудиторов возникают опасения, что конфиденциальная информация, полученная проверяющими в процессе работы, может быть использована во вред клиентам аудиторов, например, сведения об обнаруженных нарушениях могут быть сообщены органам налогового контроля.
На основе действующих международных стандартов аудита разработан ряд отечественных аналогов.
В целом стандарты можно подразделить на несколько групп:
1) международные стандарты аудита, близкие к российским;
2) международные стандарты аудита, отличающиеся от российских;
3) документы МСА, не имеющие аналогов среди российских правил (стандартов);
4) правила (стандарты) аудиторской деятельности, не имеющие аналогов в системе МСА.
Российскими правилами (стандартами) аудиторской деятельности, не имеющими аналогов в системе МСА, являются: "Письменная информация аудитора руководству экономического субъекта по результатам проведения аудита", "Образование аудитора", "Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов", "Требования, предъявляемые к внутренним стандартам аудиторских организаций", "Налоговый аудит и другие сопутствующие услуги по налоговым вопросам. Общение с налоговыми органами".
Стандарты аудиторской деятельности — это единые требования к порядку осуществления аудиторской деятельности, оформлению и оценке качества аудита, а также сопутствующих ему услуг. Помимо этого, стандарты включают в себя положения о порядке подготовки аудиторов и оценке их квалификации [1].
Существуют стандарты нескольких уровней:
- международные;
- национальные;
- внутренние (стандарты общественных аудиторских организаций и стандарты аудиторских фирм — внутрифирменные).
Основной целью международных стандартов является соблюдение единства организации, порядка и оформления процедур, а также результатов аудиторской деятельности в целом во всем мире. Однако, Международные стандарты аудита не отменяют национальные положения, существующие в ряде стран мира.
Реформирование системы контроля качества аудита в соответствии с Международными стандартами аудита (МСА) подразумевает обязательное повышение уровня подготовки персонала, а также результатов оказываемых им услуг с помощью применения новейших методологических разработок, как со стороны самих аудиторских организаций, так и со стороны объединений профессиональных аудиторов.
Требования стандартов принимают укрепление внутреннего контроля позади предоставления услуг аудитора на всех стадиях аудита от предварительного планирования прежде, чем сформироваться из мнения аудитора и проблемы аудиторского отчета. Из-за этого, по нашему мнению, кроме общих стандартов, особое внимание должно быть обращено на формирование из внутрикорпоративных стандартов аудита организации.
Нужно отметить, что внутрикорпоративные стандарты должны способствовать регулированию действий аудиторов в определенной организации аудита, открыть методические основания выполнения контрольных проверок, что будет способствовать улучшению качества услуг аудитора.
Кроме того, они призваны обеспечить дополнительную основу для урегулирования реальных и потенциальных конфликтов между сотрудниками и администрацией аудиторской организации, между аудиторской организацией и другими экономическими субъектами.
Внутрифирменные стандарты оказания аудиторских услуг компании должны удовлетворять следующим требованиям:
1) целесообразность — при разработке стандартов следует учитывать их практическую значимость, актуальность и приоритетность;
2) преемственность и непротиворечивость — стандарты должны обеспечивать согласованность и взаимосвязь с остальными внутренними стандартами;
3) полнота и детализация — внутренние стандарты должны комплексно охватывать все вопросы исследуемой проблемы и детально их освещать;
4) единство терминологической базы — обеспечение единства трактовки терминов во всех стандартах и документах.
Применение международных стандартов аудиторской деятельности, которые уже давно и успешно используются во множестве развитых стран, является важным и необходимым условием для России в связи с тем, что интеграция РФ в мировое экономическое сообщество определяет основы развития аудита в роли полноценного элемента инфраструктуры рынка, что, в свою очередь, порождает необходимость повышения качества аудиторских услуг и профессионализма аудиторов.
Строгое соблюдение аудиторских стандартов — обязанность аудитора, так как от этого зависит качество всей аудиторской деятельности. В настоящее время, в России действуют федеральные правила стандарты аудиторской деятельности (ФПСАД), и стандарты саморегулируемых организаций.
Зарубежные и отечественные учёные уже довольно продолжительное время изучают проблему трансформации международных стандартов аудита (МСА) в российскую практику.
Для частичного решения проблем в России были созданы Саморегулируемые организации аудиторов (СРОА), на которых в том числе возложены функции разработки стандартов СРОА.
^стояние аудиторских услуг в России во многом зависит от профессиональной подготовки аудиторов.
Для решения возникших проблем, нужно в первую очередь улучшить профессиональную подготовку кадров.
Для этого необходимо:
-применение в процессе обучения современных достижении науки и техники;
-вовлечение в сферу образования специалистов практиков, для использования имеющегося опыта;
-направлять будущего аудитора для прохождения стажировки за рубежом, а также в учебном процессе использовать проведение курсов, тренингов, семинаров, направленных на повышение знаний аудиторов.
Использованная литература
1. Федеральный закон "Об аудиторской деятельности" от 30.12.2008 N 307-ФЗ (с изм., внесенными ФЗ от 13.12.2010 N 358-ФЗ)
2. Кодекс этики аудиторов России, одобрен Минфином РФ 31.05.2007, протокол N 56
3. Международные стандарты аудита - Жарылгасова Б.Т., Суглобов А.Е. -М.: КНОРУС
4. Проблемы и тенденции внедрения международных стандартов аудита в России // А.Е. Суглобов / Закон и право