Научная статья на тему 'Особенности внедрения корпоративных систем дистанционного обучения'

Особенности внедрения корпоративных систем дистанционного обучения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
434
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНТЕРНЕТ-ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ / ТЕХНОЛОГИИ / ВНЕДРЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ / DISTANCE LEARNING / INTERNET-TRAINING / DISTANCE LEARNING SYSTEMS / TECHNOLOGIES / INTRODUCTION OF INFORMATION SYSTEMS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Безъязыкова Н.А.

Рассмотрены сущность корпоративных системы дистанционного обучения, особенности, этапы и примеры их внедрения в организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF INTRODUCTION OF CORPORATE REMOTE TRAINING SYSTEMS

The essence of corporate distance learning system, features, stages and examples of their implementation in organizations are considered in the article.

Текст научной работы на тему «Особенности внедрения корпоративных систем дистанционного обучения»

УДК 004.588

ОСОБЕННОСТИ ВНЕДРЕНИЯ КОРПОРАТИВНЫХ СИСТЕМ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ

Н. А. Безъязыкова

Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31

E-mail: nataliya.bezyazykova@yandex.ru

Рассмотрены сущность корпоративных системы дистанционного обучения, особенности, этапы и примеры их внедрения в организациях.

Ключевые слова: дистанционное обучение, интернет-обучение, системы дистанционного обучения, технологии, внедрение информационных систем.

FEATURES OF INTRODUCTION OF CORPORATE REMOTE TRAINING SYSTEMS

N. A. Bezyazykova

Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: nataliya.bezyazykova@yandex.ru

The essence of corporate distance learning system, features, stages and examples of their implementation in organizations are considered in the article.

Keywords: distance learning, Internet-training, distance learning systems, technologies, introduction of information systems.

Обучение персонала - один из важнейших процессов развития организации. Развивающиеся организации включают в свою деятельность новые направления, расширяют свой функционал, внедряют новые технологии, перераспределяют ресурсы. Поэтому развитие персонала должно быть непрерывным. В современных условиях информационного общества большую роль в обеспечении непрерывного развития сотрудников имеет дистанционное обучение. Такие системы становятся неотъемлемой частью обучения персонала множества организаций, в том числе ракетно-космической области. Внедрение системы дистанционного обучения является важнейшим этапом для ее дальнейшей успешной работы.

Дистанционное обучение - совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения [1-3].

Для построения дистанционного обучения необходимо внедрениесистемы дистанционного обучения, которая обеспечит предоставление необходимых для организации и проведения обучения сервисов.

Система дистанционного обучения (СДО) - информационная система, предназначенная для планирования, проведения и управления всеми учебными мероприятиями в организации (включая обучение, проводимое как в очной, так и в дистанционной форме) [1-3].

От того, как будет внедрена СДО, зависит дальнейшее развитие электронного обучения в компании. Процесс внедрения включает в себя следующие этапы:

1. Выбор системы дистанционного обучения: формирование требований к СДО и выбор СДО с учетом требований. Игнорирование этапа формирования требований к СДО может при-

Актуальные проблемы авиации и космонавтики - 2017. Том 2

вести к приобретению системы с повышенным функционалом, либо к тому, то платформа не сможет решить поставленные задачи [3].

2. Выбор компании для создания электронных курсов: формирование технического задания на разработку электронного курса, выбор поставщика курсов, разработка и публикация пилотного курса или демо-версии, регистрация участников обучения, формирование отчетности по результатам прохождения пилотного курса, анализ результатов прохождения пилотного курса, информирование и внутреннее продвижение СДО: система дистанционного обучения должна стать обязательным элементов системы корпоративного обучения в целом, формирование нормативно-распорядительной документации, разработка системы контроля использования СДО, организация внутреннего PR системы дистанционного обучения [3].

1. Организация работ по эксплуатации СДО: назначить ответственных сотрудников за проект СДО, организовать технологию работы в СДО для сотрудников: разработать инструктирующую документацию, организовать процесс разработки новых курсов или взаимодействия с внешним разработчиком, организовать систему регулярного аудита имеющихся курсов с целью их актуализации, усовершенствования и своевременного редактирования, наделение организационными и контролирующими функциями в области ДО руководителей обучающихся, составление ТЗ на разработку курсов, создание курсов по утвержденным темам [4-5].

2. Разработка мотивационных схем для прохождения обучения.

3. Подготовка платформы СДО: установка и интеграция с уже существующим в компании программным обеспечением, настройка ролей, настройка интерфейса, создание базы данных сотрудников в СДО, если эти работы не были проведены на этапе интеграции, публикация курсов, настройка оценочной части в СДО, если платформа это позволяет [3].

4. Запуск СДО: выделение тестовой группы сотрудников для прохождения курсов, регистрация тестовой группы, обучение тестовой группы работе с СДО, контроль прохождения обучения, прием замечаний по содержимому курсов, внесение корректировок в курсы, информирование всех заинтересованных сотрудников компании о внедрении СДО, включение СДО в общую систему обучения в компании, организация групп для прохождения обучения сотрудников работе в СДО, регистрация всех участников обучения, донесение до участников обучения целей прохождения обучения

5. Ввод СДО в эксплуатацию.

Разбиение процесса внедрения на этапы позволяет составить календарный план работы с указанием дат начала и завершения каждого этапа и ответственных за него, помогает определить ресурсы, необходимые для внедрения и функционирования системы.

В настоящее время системы дистанционного обучения широко используются различными компаниями и организациями. Такие системы развернуты в таких крупнейших корпорациях России, как: ПАО «Газпром», ПАО «ЛУКОЙЛ», ПАО «НК «Роснефть», ПАО «Сбербанк», ОАО «РЖД» [6-7].

На основе телекоммуникационной подсистемы, через которую из главного технического центра обучения в Научно-исследовательский институт космических систем имени А. А. Максимова (НИИ КС) информация поступает в региональные центры, реализована система дистанционного обучения специалистов по ракетно-космической тематике [8].

Таким образом, дистанционное обучение является удобной формой подготовки, переподготовки и повышения квалификации персонала. Внедрение и активное использование и развитие систем дистанционного обучения в ведущих организациях России подтверждает эффективность применения такой формы развития персонала. Поскольку внедрение является важным процессом организации дистанционного обучения в организации, его следует разбить на несколько этапов.

Библиографические ссылки

1. Е-Софт Девелопмент. Дистанционное обучение [Электронный ресурс]. URL: http://www. web-learn.ru/biblioteka-online/12- (дата обращения: 01.03.2017).

2. Е-Софт Девелопмент. Система дистанционного обучения (СДО) [Электронный ресурс]. URL: http://www.web-learn.ru/biblioteka-online/34-learning-management-system (дата обращения: 01.03.2017).

3. Ходак Е. Е. Организация системы дистанционного обучения в компании [Электронный ресурс]. URL: http://www.hr-journal.ru/articles/op/op_950.html (дата обращения: 20.04.2017).

4. Политика управления персоналом [Электронный ресурс]. URL: http://www.lukoil.ru/ Responsibility/Social Partnership/HumanResources. html (дата обращения: 01.03.2017).

5. Обучение и развитие персонала [Электронный ресурс]. URL: https://www.rosneft.ru/ Development/personnel/staff_development.html (дата обращения: 01.03.2017).

6. Сайт АНО «Корпоративный университет Сбербанка» [Электронный ресурс]. URL: http://sberbank-university.ru/ru/approach/ (дата обращения: 01.03.2017).

7. Система дистанционного обучения ОАО «РЖД» [Электронный ресурс]. URL: http://sdo.rzd.ru/lms/ (дата обращения: 01.03.2017).

8. Эффективность дистанционных технологий обучения специалистов неоспорима - НИИ КС [Электронный ресурс]. URL: https://www.roscosmos.ru/12885/ (дата обращения: 19.04.2017).

© Безъязыкова Н. А., 2017

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.