Научная статья на тему 'Особенности внедрения инклюзивного образования в Республике Узбекистан'

Особенности внедрения инклюзивного образования в Республике Узбекистан Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
6
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Science and Education
Область наук
Ключевые слова
инклюзивное образование / ребенок с ОВЗ / социализация

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дилафрўз Дадамирзаевна Ориббоева, Рената Анатольевна Рафикова

В статье рассматривается законопроект по внедрению инклюзивного образования в Республике Узбекистан. Учет происходит на образовательном, экономическом и социальном уровнях. Частично рассмотрена процедура интегрированного обучения детей с ОВЗ. Перечислены участники инклюзивного образования. Рассматривается роль данного вида образования на социализацию ребенка с ОВЗ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дилафрўз Дадамирзаевна Ориббоева, Рената Анатольевна Рафикова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности внедрения инклюзивного образования в Республике Узбекистан»

Особенности внедрения инклюзивного образования в

Республике Узбекистан

Дилафруз Дадамирзаевна Ориббоева dilafruz.oribboyeva@mail.ru Рената Анатольевна Рафикова natalistratilat2089@gmail.com Наманганский государственный педагогический институт

Аннотация: В статье рассматривается законопроект по внедрению инклюзивного образования в Республике Узбекистан. Учет происходит на образовательном, экономическом и социальном уровнях. Частично рассмотрена процедура интегрированного обучения детей с ОВЗ. Перечислены участники инклюзивного образования. Рассматривается роль данного вида образования на социализацию ребенка с ОВЗ.

Ключевые слова: инклюзивное образование, ребенок с ОВЗ, социализация

Features of the implementation of inclusive education in the

Republic of Uzbekistan

Dilafruz Dadamirzaevna Oribboeva dilafruz.oribboyeva@mail.ru Renata Anatolyevna Rafikova natalistratilat2089@gmail.com Namangan State Pedagogical Institute

Abstract: The article discusses the draft law on the introduction of inclusive education in the Republic of Uzbekistan. Accounting takes place at the educational, economic and social levels. The procedure of integrated education of children with disabilities is partially considered. Participants in inclusive education are listed. The role of this type of education on the socialization of a child with disabilities is considered.

Keywords: inclusive education, child with disabilities, socialization

Инклюзивное образование играет важную роль в обеспечении равных возможностей для всех детей, независимо от их особых образовательных потребностей. [1] На основе данного принципа, в целях совершенствования системы образования и воспитания детей с особыми образовательными

потребностями, улучшения качества оказываемых им образовательных услуг, а также внедрения и развития инклюзивного образования в Узбекистане, в соответствии с Указом Президента Республики Узбекистан от 29 апреля 2019 года № УП-5712 «Об утверждении Концепции развития системы народного образования Республики Узбекистан до 2030 года», было принято постановление Президента Республики Узбекистан, от 13.10.2020 г. № ПП-4860. В постановлении предусмотрены целевые шаги для поэтапного внедрения инклюзивного образования в систему народного образования. Повышение квалификации различных категорий персонала, а также трансформация физической среды образовательных учреждений для создания более доступной и поддерживающей среды - все это очень важные и системные меры. Современное оборудование, учебно-методические материалы, технические ресурсы и системы видеонаблюдения будут способствовать не только инклюзивному образованию, но и общему повышению качества обучения в учебных заведениях. Это отличный шаг в направлении создания более благоприятной и инклюзивной образовательной среды для всех детей. [2]

В постановлении описан перечень задач, которые включаются в процесс образовательной интеграции, а именно: развитие опытно-экспериментальных площадок, проведение обучения для работников медико-психолого-педагогических комиссий и педагогических работников, а также включение учебных модулей по инклюзивной практике в учебные планы позволят создать более поддерживающую и адаптивную среду для всех детей. Это значимый шаг в обеспечении качественного образования для всех.

Кроме того, в законе определены специальные условия, которые необходимо создать для успешного обучения (воспитания) детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья. Самое сложное во всей этой процедуре, это изменение отношения общества к такому виду образования. Толерантное принятие ребенка с ОВЗ поможет ему в социализации, в интеграции в социум, в самоопределении...

Таким образом, процесс внедрения инклюзивного образования можно считать долгосрочной стратегией, реализуемый не только через локальный участок работы, а как системный подход в организации деятельности общеобразовательной системы по всем направлениям в целом. Такая форма обучения затрагивает все субъекты образовательного процесса, включая не только детей с ОВЗ и их родителей, но нормально развивающихся учащихся и членов их семей, а также учителей и других специалистов образовательного пространства, администрации, структур дополнительного образования. [3]

В отличие от традиционной формы обучения, где ребёнок, обучающийся в специализированной школе-интернате, вынужден был находиться вдали от

семьи, инклюзивное образование даёт возможность максимально сохранить свое привычное социальное окружение. Семья также может участвовать в процессе обучения и воспитания своего ребенка, оказывая ему своевременную медицинскую помощь. [5]

Доминирующая идея инклюзивного образования заключается в принятии индивидуальности каждого отдельного учащегося. Поэтому преподаватели должны организовать процесс обучения таким образом, чтобы могли быть удовлетворены особые потребности каждого ребенка с ОВЗ. [4] Следовательно, требуется разработка индивидуальных образовательных программ. Это положение закреплено в постановлении Президента Республики Узбекистан, от 13.10.2020 г. № ПП-4860. В рамках совершенствования методов обучения в инклюзивном образовании, обеспечиваются права каждого ребенка на развитие в соответствии со своим индивидуальным темпом. [2]

Обобщая вышеизложенное, необходимым выводом становится положение о том, что во внедрении инклюзивного образования деятельность общеобразовательного учреждения должна быть направлена не только на создание специальных условий для обучения и воспитания ребенка с ОВЗ, но и на обеспечение взаимопонимания как между педагогами (специалистами в области коррекционной и общей педагогики), так и между учащимися с ОВЗ и их здоровыми сверстниками. Грамотная идеология толерантности в образовании на всех общественных уровнях позволит воплотить идеи гуманизма и в других сферах жизнедеятельности, тем самым достигая высокого уровня государственного развития на мировом уровне.

Использованная литература

1. Закон Республики Узбекистан, от 23.09.2020 г. № ЗРУ-637. «Об образовании»

2. Постановление Президента Республики Узбекистан, от 13.10.2020 г. № ПП-4860 «О мерах по дальнейшему совершенствованию системы образования и воспитания детей с особыми образовательными потребностями»

3. Ворошнина О.Р. Клинико-психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья и их семей в условиях общего (инклюзивного и интегрированного) и специального образования [Электронный ресурс]: учебник / О. Р. Ворошнина, А. А. Наумов, Т. Э. Токаева. - Электрон, текстовые данные. - Пермь: Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет, 2015. - 204 с. - 2227-8397. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru/70628.html

4. Семенова Л. Э. Психологическое благополучие субъектов инклюзивного образования [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие / Л. Э.

Семенова. - Электрон, текстовые данные. - Саратов : Вузовское образование, 2019. - 84 с. - 978-5-4487-0514-4. - Режим доступа: http://www.iprbookshop.ru /84679.html

5. Хитрюк В.В. Инклюзивное образование: педагогическая технология формирования готовности будущих педагогов / В. В. Хитрюк // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. — 2015. - № 1. - С. 100-112.

6. Rahmatullayeva, Z. O. (2021). Development of emotional intelligence in preschool children. Экономика и социум, (5-1 (84)), 414-417.

7. Olimjonovna, R. Z. (2024). Emotsional intellekt bolajak mutaxassislarning muhim xususiyati sifatida. samarali ta'lim va barqaror innovatsiyalar jurnali , 2 (4), 185-192.

8. Рахматуллаева, З. (2022). Профессиональное становление и педагогическое мастерство учителя. Ученый XXI века, (5-1 (86)), 37-38

9. Jo'Rakabirova, M. X. Q., & Kamalova, A. O. Q. (2024). Amir Temur va Temuriylar davrida pedagogik fikrlar taraqqiyoti va ta'lim tarbiya masalalarining bugungi kun ijtimoiy faoliyatdagi ahamiyati. Science and Education, 5(3), 490-494.

10. Karimov, J. J. O. G. L., & Kamalova, A. (2024). Yoshlar o'rtasida deviant xulq-atvor profilaktikasi. Science and Education, 5(2), 513-519.

11. Kamolova, A. O. Q. (2023). Pedagoglik kasbi boshqa hamma kasblarning poydevoridir. Science and Education, 4(5), 988-992.

12. Azimova, O. A. Q. (2023). Bo'lajak o'qituvchilarning axborot-kommunikatsiya texnologiyalaridan foydalanish jarayonlarida kasbiy mahorati. Science and Education, 4(6), 718-722.

13. Абдуллаев, Т. У. Центральная предельная теорема для последовательностей зависимых бернуллиевых случайных величин.

14. Абдуллаев, Т. У. (2024). Бошлаетич таълимнинг математика дарсларида талабаларнинг мустакил ишларини ташкил этишнинг узига хос хусусиятлари. Science and Education, 5(4), 470-475.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.